14 апр,), исповедавшие Господа Христа и за Его святое имя замученные в Вильне. В более благоприятных условиях спокойной жизни обрели свое спасение следующие лица из благородного сословия: пять родных братьев Алфановых – праведные Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаак (XIV в., пам. 17 июня), из коих старший имел семейство; девица Гликерия († 1522 г., пам. 13 мая), дочь старосты Легощинской улицы в Новгороде; шестнадцатилетняя боярышня Иулиания († ок. 1540 г., пам. 6 июля), дочь владетельного князя Юрия Дубровицкого-Ольшанского; прав. боярыня Иулиания Иустивовна Осорьина († 1604 г., пам. 2 янв.), супруга владельца села Лазаревского. Обратимся к прославленным от Господа лицам мирского чина из низшей простой среды. И здесь мы видим прежде всего мучеников. Таковы святые из низшего сословия: Новгородский житель Иоанн († 1529 г., пам. 24 янв.), взятый татарами в плен и пострадавший в Казани за Имя Христово; крещенные татары Стефан и Петр († 1552 г., пам. 24 марта), пострадавшие за Христа в Казани; простолюдин Павел († 1683 г., пам. 6 апр.), проданный татарами туркам, женился в плену на русской христианской девушке, пострадал за Христа в Константинополе; отроки Иаков и Иоанн (XVI в., пам. 24 июня), мученики Менюжские; шестилетний младенец Гавриил († 1690 г., пам, 20 апр.), сын крестьянина деревни Зверки Заблудовского ключа Гродненского повета, на кресте для источения крови замученный евреями; торговый приказчик юноша Василий († 1602 г., пам. 23 марта), за свое несогласие на гнусный порок оклеветанный хозяином и замученный воеводою в сибирском поселении Мангазее на р. Тазе: правед. отрок Артемий († 1545 г., пам. 13 июня), сын крестьянина селения Веркола, на р. Пинеге, убитый громом во время полевых с отцом работ, – вблизи этой Верколы находится на р. Суре родина о. Иоанна Кронштадтского ; правед. Симеон († 1642 г., пам. 12 сент.), живший в селении Меркушах на р. Туре, занимавшийся портняжным делом и рыболовством, по прославлении нетленно почивает в г. Верхотурье. Вот все святые из мирян, каких только знает история нашей отечественной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

В сентябре уже первые ночные заморозки. Завтракаем, поглядывая в окно. Отец Иосиф, наместник обители, назначает послушания на день. Кто помоложе да посильнее отправляются после трапезы через Пинегу, на разгрузку машины. Привезли стройматериалы. Работа спорится с шуткой. Люди здесь простые, глаголы внятные. Из-за реки, на лодке, к службе добираются в монастырь жители Верколы. Стараюсь не мешать. Снимаю из-за двери. Отец Тимофей и конюх Кирилл отправляются на делянку за дровами. Ночи стали холодными. Протопишь печь «правильными» дровами — держит тепло два дня. Соседу моему по келье двадцать один. Родом он из Холмогор. Окончил школу, отучился на плотника, поработал на пилораме. В трудники подался от отчаяния и пустоты. Первые две недели посещал все службы. Потом стало сложнее совмещать это с послушанием, которое выполняется ежедневно. «Без идеи, — говорит он, — жизнь пуста. А здесь душа успокаивается и искуса меньше». Иртыш устал. После работы пасется за Успенским собором. На первом этаже в нем сейчас располагается склад. Собору еще предстоят реставрационные работы. Второй этаж используется для праздничных служб. Здание Успенского собора было возведено в XIX веке. В строительстве принимал участие святой праведный Иоанн Кронштадтский, который родился неподалеку, в Суре. В советские времена все было разграблено. На уникальных фресках и по сей день остаются «автографы». Собранная несколько дней назад морковь просыхает в одном из помещений игуменского корпуса. В самом здании корпуса до середины девяностых находилась общеобразовательная веркольская школа. Сейчас здесь селятся паломники, коих набирается на большие праздники, говорят, до четырехсот человек. В гараже стоит крест, который Игорь — наемный работник — приготовил для могилы своих близких. Володя — балагур. Любит пошутить. Вспоминает, как работал «на северах». Получал большие деньги. Потом возвращался из командировок, гулял, «покупал жене шубу», угощал друзей… По осени в лесу около монастыря собирает белые грибы, сушит на печке. Когда их количество достигает необходимого объема, отправляет посылку для семьи старшего сына, который живет в Петербурге.

http://sever.foma.ru/bog-ljudi-tishina-v...

Крестный ход протяженностью почти в 100 километров состоялся в Архангельской области 13 июля 2016 г. 14:01 Крестный ход с иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» прошел в Пинежском благочинии Архангельской епархии . Его приурочили к празднику святого Артемия Веркольского. Путь пролег от поселка Сосновки через село Суру, родину праведного Иоанна Кронштадтского, до Артемиево-Веркольского монастыря. «Пять лет назад верующие впервые прошли этот путь с иконой Божией Матери " Неупиваемая Чаша " », — рассказала пресс-секретарь Пинежского благочиния Людмила Соснина. Один из организаторов крестного хода священник Серий Корельский рассказал, что в этом году в нем участвовали более 100 человек: «Самому юному участнику исполнилось 8 лет, а самому старшему — 76. Люди шли с молитвой, прося Господа и Богородицу, чтобы они помогли им и их близким в непростых жизненных ситуациях. Одна участница просила о выздоровлении своего чада. Другая — о сыне, страдающем недугом пьянства. У каждого участника своя боль, свои проблемы. А когда столько человек вместе идут и молятся — какая это сила! Крестный ход очень много дает для возрастания в духовной жизни. Три дня непрестанной молитвы, стремление приобщиться к Богу выводят человека из повседневного ритма жизни, возвышают его душу над мирской суетой». Перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» молятся об исцелении от недуга пьянства, наркомании и табакокурения, поэтому в крестном ходе приняли участие люди или имеющие эти страсти, или родственники тех, кто им подвержен, пояснила Людмила Соснина. «Но, конечно, к Пресвятой Богородице обращаются и в других трудных ситуациях или болезнях, таких людей было большинство», — сказала она. «В крестном ходе Сосновка—Веркола я участвовала пятый раз, — рассказала участница шествия Ольга Трутнева. — В этом деле проявляется вся суть человека, здесь невозможно сфальшивить. Верующие поддерживают друг друга добрым словом, стараются услужить, уступить. Мужчины с носилками, на которых стоит икона, идут быстро, так им легче, а женщинам приходится чуть ли не бежать. Крестный ход — это преодоление трудностей. Постоянно чувствуется благодать и помощь Господа и Богородицы, без этого вынести такой тяжелый путь было бы невозможно». Архангельская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

«Важной частью нашего автопохода станет передача в дар сельским и церковным библиотекам, а также музеям библиотечек православных книг, видео и аудио дисков. Книги, брошюры и диски для этих библиотечек пожертвуют протоиерей Геннадий Беловолов, директора издательств «Ковчег» Сергей Тимченко, «Царское дело» Сергей Астахов, «Благословение» Юрий Самусенко. Надеемся, что откликнутся и другие книгоиздатели. Мы надеемся на информационную поддержку нашей акции со стороны православных СМИ. Пока правда нас активно поддерживает только «Русская линия», но уже есть договоренность о сотрудничестве с порталом «Православие на Северной земле» из Архангельска, ведутся переговоры и с другими СМИ», - отметил М.Смагин. Он рассказал, что помимо организационной ведется и техническая подготовка автопохода. В рамках подготовки представители оргкомитета 13-14 сентября побывали в городе Тихвин и его окрестностях , а 2-3 ноября выезжали в город Устюжна Вологодской области , который в итоге было решено сделать местом первой ночевки. Причем, в Устюжне, как сообщил М.Смагин, паломники побывали в библиотеке, где в свое время останавливался отец Иоанн Кронштадтский. Напомним, что в ходе 18-дневного автопохода-паломничества, который начнется 20 декабря 2008 года в Кронштадте и закончится в Рождественский сочельник 6 января 2009 года там же, его участники планируют преодолеть маршрут протяженностью 3440 км. Причем, двигаться паломники будут на машинах отечественного производства «УАЗ-Патриот». В рамках авто-паломничества предполагается посещение Тихвинского Богородице-Успенского мужского монастыря, Свято-Успенского Кирилло-Белозерского мужского монастыря, Рождества Богородицы Ферапонтова-Белозерского мужского монастыря, Спасо-Прилуцкого Дмитриева мужского монастыря, Свято-Троицкого женского монастыря, Живоначальной Троицы Антониево-Сийского мужского монастыря, Красногорского монастыря, Артемие-Веркольского мужского монастыря. В день 100-летия преставления Иоанна Кронштадтского паломники надеются быть на малой родины Всероссийского Батюшки в селе Сура. Помимо святых мест участник мемориального автопохода намерены побывать в местах, связанных с историей и культурой нашего Отечества: на родине Михаила Васильевича Ломоносова в Холмогорах, родине поэтов Николая Рубцова (городок Емецк) и Николая Клюева (городок Вытегра), писателя Федора Абрамова (село Веркола), а также в символе космического могущества державы городе Плесецк.

http://ruskline.ru/news_rl/2008/11/25/v_...

В 1917 году последним настоятелем Веркольского монастыря перед его закрытием стал епископ Павел (Павловский). В то время братство обители составляло 185 человек. Разорение монастыря В ноябре 1918 года в Веркольский монастырь прибыл отряд красноармейцев. Часть монахов ушла в другие обители, а тех, кто остался, расстреляли на берегу Пинеги. Богоборцы сжигали иконы и богослужебные книги. Некоторые иконы местные жители успели унести по домам, а через 70 лет вернули их во вновь открывшийся монастырь. Спустя месяц приехала особая комиссия по вскрытию мощей, но монахи их спрятали, и мощи не нашли. Среди местных жителей существует предание, будто люди видели, как отрок Артемий в белой рубашке уходил из монастыря. В разные годы в монастырских зданиях располагались уездный комитет партии, госпиталь для красноармейцев, поселковая коммуна, детский дом, интернат для детей с отклонением в развитии. В игуменском корпусе находилась общеобразовательная школа, в Артемиевском храме – спортивный зал, мастерские, одно время в нем даже выращивали кроликов. Возрождение обители В конце 80-х годов прошлого века обитель хотели превратить в туристический центр. Но Людмила Владимировна Крутикова-Абрамова, вдова известного советского писателя Федора Александровича Абрамова, уроженца села Веркола, предприняла огромные усилия, чтобы здесь вновь началась монашеская жизнь. В 1990 году обитель передали Русской Православной церкви, а 25 декабря 1991 года Священный Синод принял решение об отрытии Артемиево-Веркольского мужского монастыря. Монастырь восстанавливали всем миром, и жизнь в нем начала постепенно налаживаться. У монастыря оказалось много помощников, одни присылали деньги со всех уголков страны, другие приезжали и трудились здесь. В монастыре наладилась духовная жизнь. Со временем появилось свое хозяйство. Современное состояние [ править править код ] Сейчас в Веркольском монастыре постоянно проживает около 40 насельников. С 2000 года возглавляет обитель игумен Иосиф (Волков). С 2000 года насельники обители вели занятия в Веркольской воскресной школе. Первые ее ученики уже разъехались по большим городам, но и там дорогу в храм они не забывают.

http://azbyka.ru/palomnik/Артемиев-Верко...

2. Как и в прошлые годы, во всех епархиях принять участие в мероприятиях, связанных с празднованием Дня славянской письменности и культуры вместе с Министерством культуры и общественными организациями. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О положении дел в Томской епархии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить Преосвященного Аркадия, епископа Томского и Асиновского, от управления Томской епархией за неспособность обеспечить руководство епархией и назначить его викарным епископом Нижегородской епархии с титулом «Ветлужский». 2. Временное управление Томской епархией поручить Преосвященному Сергию, епископу Новосибирскому и Бердскому. О чем послать соответствующие Указы. СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного епископа Архангельского и Холмогорского Тихона об освобождении игумена Иоасафа (Василикива) от обязанностей наместника Свято-Артемиево-Веркольского мужского монастыря и о назначении на эту должность иеромонаха Варнавы (Пермякова). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить игумена Иоасафа (Василикива) от обязанностей наместника Свято-Артемиево-Веркольского мужского монастыря. 2. Утвердить иеромонаха Варнаву (Пермякова) наместником Свято-Артемиево-Веркольского мужского монастыря в деревне Веркола Пинежского района Архангельской области. СЛУШАЛИ: Ходатайство Преосвященного епископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана о благословении на открытие Кирилло-Белозерского мужского монастыря в городе Кириллове Вологодской области для возрождения в нем монашеской жизни. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить открытие Кирилло-Белозерского мужского монастыря в городе Кириллове Вологодской области для возрождения в нем монашеской жизни. СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия о благословении на открытие Зилантова Успенского женского монастыря города Казани. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Зилантова Успенского женского монастыря в городе Казани Республики Татарстан. 2. Утвердить настоятельницей Зилантова Успенского женского монастыря в городе Казани монахиню Нину (Нефедову) с возложением наперсного креста по должности.

http://patriarchia.ru/db/text/4971332.ht...

2. Посодействовать устройству нового храма на месте исторического его местоположения. В 2003 году инженер по образованию Илья Еремеев со своей семьей переезжает в пинежскую деревню Верколу по благословению духовника. В 2005 году настоятель Веркольского монастыря отец Иосиф предлагает ему стать дьяконом. В 2007 году отец Илья с помощью жителей деревни занялись переустройством пищеблока детского сада. Так в Верколе появился свой домовый храм Святителя Николая. У Отца Ильи и Матушки Марии 6 замечательных дочерей, вместе они планируют устройство нового капитального храма на его историческом месте, где сейчас возвышается поклонный крест. Отец Илья очень энергичный, жизнерадостный, тёплый. Общение с ним в течении двух недель наполнило наше пребывание в Верколе светом, спокойствием и духовной цельностью. Предлагаем и вам поучаствовать в материальной помощи делу строительства храма.   Открытие Ждем вас на праздничном открытии выставки 4 декабря. 17:00 Сбор гостей 18:00 Начало мероприятия В планах: Знакомство с фото-проектом Благотворительный аукцион Живая музыка Литературные номера Дружеское общение Фуршет и бокал вина Возможность приобрести и заказать фотографии и фотоальбомы Стоимость участия в мероприятии открытия — 3500 руб. с взрослого. Для детей-участников путешествия посещение бесплатно, по предварительной регистрации по номеру: 8(967)192-62-08 Просим приобретать билеты заранее, т.к. их количество ограничено вместимостью зала. Чтобы выстояла страна, чтобы выстояла Россия…. надо, чтобы выстояли дома. Неказистые, старые, бревенчатые. … Ибо будут эти дома, будет и Россия… Федор Абрамов Место встречи: Москва, ул. Маросейка, дом , стр.1. Одна минута пешком от метро Китай-город по улице Маросейка до красной двери под вывеской «Фотофактура», код домофона 31В, 3 этаж, культурно-образовательное пространство «Фавор».   http://topnikov.ru/ Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий

http://radonezh.ru/2022/12/03/blagotvori...

Некоторые монахи ушли в другие северные монастыри, некоторые приняли мученическую смерть от богоборцев. На берегу богохульники разожгли огромный костёр, в который были снесены иконы, книги священные, различная богослужебная утварь, не представляющая какой либо ценности. Были сняты со звонницы колокола, сброшены на землю и погружены на плоты. Очевидцы сказывали, что под тяжестью веса плоты с колоколами затонули в реке, и погрузились на дно речное. Веркольские звоны так никто и не нашёл спустя время. А вот мощи святого отрока Артемия монахи заранее спрятали в тайном месте, и они до сих пор не обретены - считают, что они находятся под спудом какого-нибудь монастырского строения, тем самым помогают в возрождении святой обители на реке Пинеге. Дальше монастырь ждало забвение, разруха и мерзость запустения. Возрождение началось в 1990-е годы: в обитель стали приходить иноки, чтобы здесь возродить вновь монашескую жизнь. Много сил и средств в восстановлении обители приложила вдова писателя Фёдора Абрамова Людмила Владимировна Крутикова-Абрамова. В обитель вернулись некоторые святыни: иконы, богослужебные книги, церковная утварь - всё то, что удалось унести, спасти веркольцам. Но это такая малая доля того благолепия, которым славился монастырь. 25 декабря 1991 года был вновь открыт монастырь, его первым настоятелем после долгих лет забвения был назначен священник Иоасаф (Иоанн Василикив). За семь лет его службы в монастыре было многое сделано, было много окрестного люда обращено в православную веру. Сейчас обитель живёт строго по уставу, по образу Афонского Свято-Пантелеймонова монастыря: день начинается в пять утра, и весь день до десяти вечера братия проводит в труде и молитве. Всё строго, так, как положено в монастырях: " друг к другу в келию без великой нужды не ходить, от разговоров неполезных уклоняться, для бесед ненужных не останавливаться, быть и наедине всегда одетому, друг друга почитать, особливо тех, кто старше годами " . Здесь жизнь гораздо труднее, чем на Афоне, потому что каждый день - борьба за жизнь.

http://sobory.ru/article/?object=10746

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» В глуши Архангельского края, на левом берегу реки Пинеги вот уже четыре столетия высится знаменитый Артемиев Веркольский мужской монастырь. Монастырь был основан примерно в 1635 году на месте обретения мощей св. Артемия. Первым ктитором и основателем монастыря является воевода Кевролы и Мезени Афанасий Пашков, который основал монастырь в благодарность за исцеление сына, свершившееся у мощей св. Артемия. В 1649 году царь Алексей Михайлович назначил монастырю жалование, а через год его сестра Ирина Михайловна пожертвовала монастырю богатые дары. Монастырь был богатым и процветающим вплоть до середины XVIII века. В 1764 году, по указу Императрицы Екатерины II, он был переведен за штат и лишен всех земель и угодий. В 1840-е годы монастырю угрожало закрытие по бедности, и от закрытия его спасло лишь то, что он оказался в числе 340 обителей, которым по завещанию графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской полагался капитал в пять тысяч рублей. Святой Праведный Иоанн Кронштадтский, родиной которого является с. Сура (в 50 км от Верколы), почитал св. отрока Артемия и часто заезжал в монастырь. На его деньги был воздвигнут Успенский Собор - венец храмов Веркольского монастыря, который по своему масштабу (способен вместить до 1000 человек) и величию мог соперничать с многими великими храмами России. К концу XIX века Артемиево-Веркольский монастырь удостаивается титула Первоклассного монастыря. По описаниям современников обитель тогда процветала: " Веркольский монастырь еще издали обращает на себя внимание своей солидностью и благоустройством. Точно маленький город стоит он на высоком берегу Пинеги, обнесенный красивой каменной стеной " . В то время братия монастыря насчитывала около 300 человек. Но настали смутные времена. После революции богоборческая вакханалия разыгралась и на Пинежье. В конце ноября 1918 года в Веркольский монастырь прибыл отряд красноармейцев. Часть братии уже ушла до этого в другие монастыри, а тех, кто остался, расстреляли на берегу Пинеги. Местные жители видели, как от того места, где монахи приняли мученическую смерть, поднимался к небу свет. Там же сожгли иконы и книги, стены монастыря, башни и колокольня были разобраны на кирпич. С 30-х годов в монастырских зданиях размещались поселковая коммуна, уездный комитет партии, детский дом, продовольственные склады. Оставленные без ремонта и ухода храмы страдали от непогоды и со временем стали разрушаться. http://www.verkola.ru/ist.htm  с сайта Монастыря

http://sobory.ru/article/?object=10746

Артемиевский храм Когда монастырь вернули православной церкви, то службы начали проходить в Артемиевском храме. Поначалу сделали предел во имя святителя Николая чудотворца, и постепенно стали обустраивать главный храм. В1991 году привезли колокола и подняли их на звонницу. В этот же день из часовни на Ежемени перенесли раку, в которой прежде находились мощи отрока Артемия.  В июле в монастырь были возвращены из Карпогор часы. Их вновь установили над входом в Артемиевскую церковь. Теперь каждые четверть часа раздается мелодичный звон. Собор В годы советской власти в нижнем храме располагалась тракторная мастерская. В Успенском же оставались нетронутыми иконостас и роспись на стенах. Первые насельники увидели его без купола, железо с крыши было сорвано, и на ней росли деревья. На стенах плесень. Полы взломаны. Иконостас разграблен полностью. При наместнике отце Иоасафе (Василикиве) закрыли крышу, вставили стекла во все окна. С помощью вертолета установили купол. Сейчас собор, к сожалению, продолжает разрушаться. Выпадают кирпичи, от висячей галереи ничего не осталось, исчезает настенная роспись. Для восстановления собора нужны огромные средства. Казанский храм За годы безбожия здание пришло в ужасное состояние. Первый этаж провалился на нулевой, не осталось ни одного стекла. Отремонтировали нижнюю трапезную, и до сих пор готовят пищу и трапезничают в ней. Сейчас идет реставрация всего корпуса. Выполнен очень большой объем работ. Полностью заменена крыша. Здание преображается как внутри, так и снаружи. Все надеются, что скоро молитва вновь зазвучит в Казанском храме. Ильинский храм Эту церковь построили в 1697 году. Через два столетия ее разобрали за ветхостью, отреставрировали, собрали вновь в несколько ином виде. В годы советской власти окрестные жители в праздник Ильи пророка всегда приходили к храму и молились около него, потому что вход был закрыт. В 1993 году Ильинскую церковь полностью восстановили, застеклили окна, сделали крыльцо, покрыли новым железом крышу. Александр Георгиевич Закатырин отремонтировал большой крест и сделал четыре новых креста поменьше.

http://sobory.ru/article/?object=10746

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010