В 1528 г. Б. принял участие в Бернском диспуте У. Цвингли , к-рый стал решающим событием для утверждения Реформации в этом городе. На стороне Цвингли он участвовал в Марбургском диспуте его с Лютером, где различие вероисповедных установок в трактовке причастия сорвало наметившееся объединение (в т. ч. и политическое) 2 течений Реформации (1529). Собеседование Б. с Лютером в Кобурге (1530) сблизило их позиции. Б. на протяжении мн. лет искал компромисса в доктринальных вопросах, к-рый позволил бы сплотить или хотя бы сблизить разные направления реформационного движения. В 1530 г. для Аугсбургского рейхстага, где была сделана неудачная попытка преодолеть раскол в зап. христиан. Церкви, Б. совместно с В. Ф. Капито выработал «Исповедание четырех городов» (лат. Confessio Tetrapolitana), принятое в Страсбурге, Констанце, Меммингене и Линдау. Б. способствовал присоединению этих городов к Шмалькальденскому союзу (1531), образованному для политического и возможного военного противостояния восстановлению в протестант. землях католич. Церкви. Он сыграл решающую роль в разработке проектов церковных порядков при проведении Реформации в Ульме, Меммингене и Биберахе (1531), в Аугсбурге (1534-1537). После гибели Цвингли в 1531 г. усилилась тенденция к сближению всей верхненемецкой Реформации с лютеранством. В 1534 г. на тайном совещании в Констанце Б. удалось добиться от духовенства ряда городов принятия 10 статей, в к-рых содержалась его формула причастия о вкушении тела и крови Христовой «вместе» с хлебом и вином. Этот шаг навстречу лютеранам был подкреплен в 1536 г. важным соглашением - «Виттенбергской конкордией». В 1538 г. при активной гос. поддержке ландграфа Филиппа Б. сумел мирным путем остановить распространение анабаптизма в Гессене. После кончины Капито в 1541 г. Б. стал суперинтендантом страсбургской церкви и вместе с Ф. Меланхтоном пытался содействовать проведению Реформации в Кёльнском архиеп-стве, но эта попытка провалилась, хотя составленный им проект церковного устава (1543) позднее был использован Архиепископом Кентерберийским Т. Кранмером в интересах Реформации в Англии.

http://pravenc.ru/text/153723.html

1965. P. 735; Holinshed " s Chronicles. 1807. Vol. 3. P. 722). Отношение короля к Реформации и лютеранству изменилось в ходе конфликта с Римом, начавшегося в связи с его бракоразводным процессом с Екатериной Арагонской. Папа Климент VII отказался признать брак с Екатериной недействительным. Генрих VIII, руководствуясь политическими, династическими и личными соображениями, начал активно собирать доказательства незаконности своего брака. В дек. 1529 г. Л. выступил в ц. св. Эдуарда с 2 проповедями, получившими название «Sermons on the Card» и стал популярен среди прихожан. Сравнение трактовки заповедей с игрой в карты или кости было вызывающим, упоминание случаев и бытовых подробностей из собственной жизни, сатирические высказывания об известных людях - все это отличалось от традиц. манеры произнесения проповедей, вызвало бурную полемику в Кембридже, и даже кор. Генрих VIII заинтересовался проповедником-реформатором. Предположительно Т. Кромвель рекомендовал Л. королю после знакомства с ним в 1525 г., во время инцидента с Уолси. Благодаря покровительству Кромвеля Л. удалось некоторое время избегать преследований за ересь. Возможно, о Л. королю сообщил придворный врач У. Баттс. Л. завоевал королевскую милость, выступив в защиту позиции Генриха в деле о разводе, однако достоверных свидетельств о содержании этих выступлений нет; тем не менее в числе кембриджских богословов, в 1530 г. составивших и подписавших изложение о соответствии тексту Библии доказательств короля о незаконности его брака с Екатериной, значится имя Л. После того как Л. проповедовал в присутствии короля во время Великого поста в 1530 г., он получил приход в Глостершире, а через год в качестве награды - владение Уэст-Кингстон в Уилтшире и переехал туда из Кембриджа. Расположение короля и дальнейшее сближение Л. с лидерами реформационного движения в Англии - Кромвелем и Кранмером - не уберегло его от обвинения в ереси в 1532 г. Формальным поводом послужила проповедническая деятельность Л. на территории епархии без разрешения епископа.

http://pravenc.ru/text/2463169.html

1555 г. (замок Амбрас, Иннсбрук) Герб дома Габсбургов. 1555 г. (замок Амбрас, Иннсбрук) В вопросах практического применения этой доктрины в 20-х гг. XVI в. решающим было влияние канцлера М. Арборио Гаттинары (1518-1530), пьемонтца по происхождению. Он считал, что центром «универсальной монархии» должна стать Сев. Италия, своего рода «мост», связывающий средиземноморские и заальпийские владения К. Реализация «доктрины Гаттинары» привела к конфликтам с правителями всех соседних гос-в, в т. ч. с папой Римским. К. до конца жизни видел себя верховным гарантом мира, обязанным восстановить рухнувшее единство Церкви и защитить Европу от турок. Важным инструментом в реализации этих планов была династическая политика; управление разными частями империи нередко поручалось родственникам. Были заключены политически выгодные браки сестер К.: Элеонора в 1518 г. стала женой Мануэла I, кор. Португалии, овдовев, в 1530 г.- франц. кор. Франциска I; Мария в 1522 г. вышла замуж за Людовика (Лайоша) II, кор. Венгрии и Чехии, после гибели мужа в сражении с турками при Мохаче (1526) К. назначил ее наместницей Нидерландов (1531-1555); в 1515 г. был заключен брак Изабеллы и дат. кор. Кристиана II; в 1525 г.- Екатерины и португ. кор. Жуана III. В 1522 г. по договору с младшим братом Фердинандом К. передал ему в управление наследственные земли Габсбургов в Австрии, в 1526 г. Фердинанд получил короны Чехии и Венгрии, в 1531 г. был избран римско-герм. королем. Однако узы родства со временем стали причиной внутрисемейных конфликтов, усугубленных разницей территориально-политических интересов. Одной из важных проблем было создание имперского правительства. Стремления нем. князей к устройству правительства на основе представительства сословий противоречили пониманию К. роли императора как главы империи. В 1521 г. в результате компромисса было создано правительство из 18 представителей от рейхстага и 4 от императора; оно должно было действовать только в отсутствие К. в империи и лишь при условии, что младший брат Фердинанд исполняет функции наместника.

http://pravenc.ru/text/1681065.html

Opus Epistolarum. Oxonii, 1928. Vol. 6. P. 66. N 1821). Вскоре Л. д " Э. было поручено воспитание детей короля, Карла Орлеанского (1522-1545) и Мадлен де Валуа (1520-1537); сохранились составленные для них Л. д " Э. краткое введение в грамматику и учебный словарь к Псалтири (см.: Bedouelle. 1976. P. 110, 118-119). После возвращения во Францию контакты Л. д " Э. с франц. и швейц. сторонниками церковных реформ были минимальными. В письмах нек-рых из них встречаются осторожные замечания, что Л. д " Э. поддался «малодушию» и прекратил активную религ. деятельность, т. к. полагал, что для радикальных религ. перемен во Франции «еще не наступило время» (см.: Herminjard. 1866. T. 1. P. 447. N 181; ср.: Hughes. 1984. P. 173-179). Сохраняя уверенность в том, что необходимым условием для исправления и реформирования религ. жизни во Франции являются широкое распространение и общедоступность Свящ. Писания, Л. д " Э. продолжал работать над франц. переводом Библии, к-рый по мере готовности он публиковал в Антверпене, поскольку во Франции продолжал действовать запрет на издание и распространение новых переводов Библии. Так, в 1528 г. были изданы 2 тома, содержавшие Пятикнижие и пророческие книги, в авг. 1530 г. вышел том с учительными книгами (за исключением ранее уже переведенной Псалтири). Первое издание полной франц. Библии в переводе Л. д " Э. было опубликовано в дек. 1530 г. (La Saincte Bible: En Francoys. En Anuers [Antw.], 1530; библиографию всех изданий библейских переводов Л. д " Э. c полным описанием содержания см.: Chambers. 1983). Все переводы были выполнены Л. д " Э. с традиц. лат. Библии или заново сверены с ней, что отражено в полном заглавии издания: «Святая Библия на французском языке, переведенная с точного (pure) и полного перевода святого Иеронима, целиком исправленного и пересмотренного согласно наиболее древним и наиболее верным рукописям». В 1534 г. Л. д " Э. подготовил новое издание франц. Библии, содержащее последнюю подготовленную им версию библейского текста и в силу этого считающееся наиболее точным и авторитетным.

http://pravenc.ru/text/2463619.html

§ XI . Мы видели, что Максима подозревали в политических сношениях с турецким послом Скиндером, но тогда опасно было выставить эти обвинения против Максима, тем более, если они основывались только на одних подозрениях и не подтверждались явными доказательствами. В 1530 году Скиндер умер в Москве во время последнего (1526) своего приезда в Россию 1896 , и вероятно в его бумагах нашли что-либо касающееся этого дела 1897 . Максим мог пересылать турецкому послу письма из Волоколамского мон., хотя бы с настояниями о возвращении на Афон. Одним словом год смерти посла (в 1530) и время суда над Максимом (в нач. 1531) ясно указывают на связь этих событий. Максима и Савву обвиняли в том, что они, не смотря на жалованье и щедрость вел. князя, посылали грамоты не только к пашам, но и к турецкому султану, подымая его на Россию, причем говорили, что вел. князь, «ратуя Казань», не может сопротивляться туркам; обвиняли их в сношениях с Скиндером и за то, что они, зная его замыслы – поднять султана на Россию, не донесли об этом. В подтверждение вины Максима приводили его собственные слова, что султан придет в Россию, так как он не любит родственников греческих царей, а он обвинял вел. князя в нерешительных действиях относительно турок и крымцев. Таким образом Максима заподазривали в недоброжелательности к вел. князю и России. Конечно, теперь трудно утверждать, насколько верны обвинения его в сношениях с турецким правительством; но что они не были лишь клеветой – в этом едва ли можно сомневаться 1898 . Замечательно, что после суда у Максима отобрали в царскую палату некоторые бумаги 1899 и у Скиндера, после его смерти, оказались также важные бумаги. Максима обвиняли, что он говорил своим надсмотрщикам (Тихону Ленкову и Ионе): «аз ведаю все везде, где что деется». Следовательно, об этом могли донести последние. Собор признал такое всеведение Максима волхвованием. Как человек, имевший широкие связи, он мог знать ход дел; он имел немало доброхотов, как в самой Москве, так и между иосифовскими монахами (среди них могли быть и более человечные отношения), которые доставляли ему возможность писать и пересылать послания (в чем обличал его собор). Обвиняли его в хуле на церковные уставы, чудотворцев и монастыри, под чем разумели его обличения против монастырских имуществ (в судном списке говорится: «зане держали городы, и волости, и села, и люди, и судили, и пошлины, и оброки, и дани имали и многое богатство имели, ино им нельзе быти чюдотворцом»). М.Грек и до заключения писал подобные обличения, например, «Стязание Филоктимона с Актимоном», «Беседа души с умом», «Сказание, яко достоит нам делом исполнити наши обеты», «Об исправлении иноческого жития», и на первом соборе ему велено было каяться за хулу на монастыри 1900 , но в то время дело его имело другое значение. Теперь он писал и обличал, когда ему было то воспрещено, – отсюда обвинение в явном неповиновении собору.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Ферапонтово. Ферапонтов монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Церковь. Не действует.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1530 и 1531. Адрес: Вологодская обл., Кирилловский р-н, с. Ферапонтово Координаты: 59.956736, 38.567361 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Благовещения с трапезной палатой была построена в 1530-1531 годах на царский вклад Василия I в связи с рождением долгожданного наследника престола Иоанна I через 40 лет после возведения соборного храма. Трехъярусная, столпообразная, с сомкнутым сводом безапсидная трапезная церковь строилась “под колоколы”. Первый ярус служил хлебней и каменными погребами, на втором - устроена церковь (с XIX века алтарь), третий ярус был звонницей. С постройкой колокольни колокола переместили на новое место. Ярус звонов имеет сложно расположенные ходы и камеры, служившие резонаторами звука, - это уникальное явление технической мысли. Там же находятся два помещения — тайник и книгохранилище. Во время звона звонарь находился на земле, а веревки тянулись на третий ярус. Колокол прочно крепился к балке, язык был неподвижен, колокол раскачивался вместе с балкой, ударяя о язык. Такой способ звона назывался очепным (от “очеп” - балка), он сохранился доныне, например в Псково-Печерском монастыре. В подклете Трапезной палаты находилась поварня, сообщавшаяся с подклетом церкви, где была хлебня. От печей поварни через печуры теплым воздухом отапливались трапезная и церковь - традиционная отопительная система средневековья. Е. Стрельникова По материалам сайта www.ferapontovo.ru Церковь Благовещения с трапезной палатой. 1530-1531 годы. Уникальный памятник архитектуры первой трети XVI в. По предположению историков, церковь с трапезной построена на вклад великого князя Василия III в ознаменование рождения вымоленного в Кириллове и Ферапонтове монастырях наследника будущего царя Ивана IV. О времени построения церкви сообщает резная надпись на белокаменной храмоздательной плите, на которой вырезано: «Лета 7038-го (1530) почата бысть сиа церковь делати в имя пресвятыя Богородици честнаго еа Благовещениа с трапези при благоверном великом князе Василие Ивановиче всея Руси, при архиепископе ростовском Кириле, при игумене ферапонтовском Ферапонте. А съвершена бысть при сыне его при великом князе Иване Василевиче всея Руси. А свящеина же бысть при архиепископе Кириле при том же игумене Ферапонте лета 7040-го (1531) ноября 21 на празник пречистые Богородици честнаго еа Введениа».

http://sobory.ru/article/?object=05146

Переславль-Залесский. Троицкий Данилов монастырь. Собор Троицы Живоначальной с церковью Даниила. Собор. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной , Даниила Переяславского Год постройки:Между 1530 и 1532. Адрес: Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, ул. Луговая, 7 Координаты: 56.720264, 38.838681 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм соборный, каменный, холодный, во имя Пресвятой Троицы, построен в 1530 г. великим князем Московским Василием III, отцом Иоанна Грозного, с северным приделом во имя преп. Даниила, построен в 1660 г., возобновлен в 1813 г. ; Мощи преп. Даниила Переславского, обретенные 30 декабря 1652 г., покоятся на вскрытии в арке, отделяющей соборный храм от придела имени преподобного, в серебряной раке, устроенной в 1816 г. московским купцом Космою Васильевичем Крестовниковым (переложены из медной раки 28 июля 1816 г.). В соборном храме за левым клиросом находится особо чтимая Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, оставленная преп. Даниилом в благословение основанной им обители. На иконе серебряная вызолоченная риза, украшенная драгоценными каменьями, устроена в 1894 г. Л. И. Денисов «Православные монастыри Российской империи…», Москва, издание А. Д. Ступина, 1908 г. Троицкий собор Данилова монастыря 1530-1532 гг. занимает особое место среди памятников древнерусской архитектуры старинного города Переславля-Залесского. Его простые и монументальные формы выдержаны в традициях среднерусской архитектуры первой трети XVI века. Фресковая роспись, выполненная в 1662-1668 гг., - первая самостоятельная работа знаменитого костромского иконописца Гурия Никитина " с артелью " . Фрески Троицкого собора, включающие в себя обширный цикл иллюстраций Апокалипсиса, соединяют в себе опыт монументальной живописи предшествующего столетия с новыми приемами мастеров костромской школы второй половины XVII века... На средства великого князя Василия в Даниловом монастыре был построен первый каменный храм – Троицкий собор (1530-1532) с приделом святого покровителя новорожденного Иоанна Крестителя. Сам монастырь переименовали в Троицкий по посвящению главного храма Св. Троице.

http://sobory.ru/article/?object=05685

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010