Иконостас кафоликона Монахи подвизались при церкви со времени ее основания. Согласно строительной надписи, выполненной на слав. языке на левой стороне юж. входа, новая церковь была построена в 1532 г. сыном молдав. господаря св. Стефана III Великого (1457-1504) воеводой Петру (молдав. господарь Петру IV Рареш в 1527-1538, 1541-1546) в неск. сотнях метров южнее древней церкви. В тот же период была возведена ограда (4 стены по 40 м длиной, высотой в 6 м и толщиной в 1,2 м; сохр. 3 стены, южная - частично). При настоятеле М. игум. Ефреме (1595-1607; см. Ефрем , еп. Рэдэуцкий) число насельников возросло до 60, обитель прославилась многими подвижниками. Игум. Ефрем устроил в монастыре скрипторий, который был одной из наиболее значительных книгописных мастерских Молдавского княжества в 1-й трети XVII в. ( Zugrav. 1963; Bogdan. 1978). В ризнице была организована школа для каллиграфов, к-рые занимались копированием и иллюминированием рукописей. Считается, что еп. Ефрем сам был незаурядным писцом: его сложная, почти тайнописная подпись-монограмма «Ефрем епископ», ориентированная на греч. образцы, сохранилась в Октоихе 1624 г. (БАН Румынии. Слав. 41) и представляет собой пример каллиграфического мастерства ( Калужняцкий. 1915. С. 12. Рис. 2). В 1607 г. Ефрем, ставший в то время епископом Хушским, построил 3 сторожевые башни, 2 из к-рых (у входа и в юго-вост. углу) имеют квадратную форму, 3-я (в сев.-вост. углу) - круглая. Башни придают М. вид крепости. Считается, что строительный материал, в основном камень, привозили из соседней местности, скорее всего со склона горы, т. к. М. расположен на плоскогорье, на границе Молдовы и Трансильвании ( Vata ianu. 1959. Vol. 1. P. 309-311; Nicolescu. 1965. P. 12). Вероятно, в сев.-зап. части М. существовали и другие сооружения: сохранились фрагменты фундамента здания, разрушенного в нач. XVII в., на месте к-рого еп. Ефрем в 1610-1612 гг. построил 2-этажное здание, предназначенное для настоятеля и для казны мон-ря. Вдоль юж. стены мон-ря были построены монашеские кельи ( Nicolescu. 1965. P. 15; Bal . 1971. P. 85-86). Еп. Ефрем († 1626) был похоронен в кафоликоне М. (вдоль сев. стены усыпальницы). Здесь же были похоронены 3 ктитора мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2564046.html

Согласно археологическим исследованиям, во 2-й пол. XIV в. на территории кладбища на месте совр. ц. ап. Иоанна Богослова (1832) была возведена деревянная церковь, а в 1-й пол. XV в., при Александру I, построена каменная ц. вмч. Георгия, к-рая, по всей видимости, была разрушена в результате татар. нашествий и землетрясения 1471 г. ( Heitel. 1962. P. 327-342). Н. В. м. пользовался покровительством мн. молдав. правителей и бояр. 31 авг. 1429 г. Александру I пожертвовал Н. В. м. оз. Захорна на Днестре и пасеку со всеми их доходами (DRH. A. Moldova. 1975. Vol. 1. P. 138. N 92), 23 дек. 1430 г. он и его супруга Марина подтвердили эти пожертвования, а также даровали обители 3 мельницы на Днестре ниже оз. Захорна (Ibid. Vol. 1. P. 147. N 100). Господарь Петру III Арон (1451-1457, с перерывами) освободил от дани и барщины жителей сел, принадлежавших Н. В. м. (Ibid. Vol. 2. P. 61. N 44), во избежание нарушений со стороны бояр уточнил границы владений Н. В. м. (Ibid. Vol. 2. P. 83. N 57), 20 дек. 1455 г. даровал мон-рю с. Балошешти с доходами (Ibid. Vol. 2. P. 78. N 51). Особое попечение Н. В. м. оказывал господарь св. Стефан III Великий (1457-1504): 13 февр. 1458 г. он даровал Н. В. м. мон-рь Хангу и несколько татарских семей (Ibid. Vol. 2. P. 99. N 67); 13 июля 1463 г. подтвердил право владения монастырем оз. Захорна (Ibid. Vol. 2. P. 117. N 117); 9 мая 1482 г. подарил села Дворинешти, Бузаци и Фынтынеле (Ibid. Vol. 2. P. 373. N 245); 17 марта 1500 г. даровал «болото Криваа и озеро на им под Добровка» (Ibid. Vol. 3. P. 454. N 254), 30 сент. 1503 г.- «едно село наших питомых, сел на имя Банчане, на Серет» (Ibid. Vol. 3. P. 520. N 293). На месте ц. вмч. Георгия св. Стефан III построил новую каменную церковь (1495-1497), ставшую кафоликоном Н. В. м. и освященную как Вознесенская в честь победы господаря в битве с польск. войсками 14 нояб. 1497 г. в Козьминском лесу. Также господарь неоднократно жертвовал Н. В. м. драгоценную утварь ( Ivan, Porcescu. 1981. Р. 42-78). В XVI-XVII вв. пожертвования мон-рю подтверждали и даровали земли и имущество молдав. господари Богдан III Кривой (1504-1517), Штефан (Штефэницэ) IV Молодой (чел Тынэр) (1517-1527), Петру IV Рареш (1527-1538, 1541-1546), Ильяш II Рареш (1546-1551), Петру VI Хромой (Шкьопул) (1574-1578, 1582-1591), Арон Тиран (1592-1595), Иеремия Мовилэ (1595-1600, 1600-1606), Раду I Михня (1616-1619, 1623-1626), Василе Лупу (1634-1653) (Ibid. P. 83-84). В 1540 г. господарь Александру Корня (1540-1541) построил в Н. В. м. трапезную и кухню; в 1551 г. Ильяш II воздвиг дом для настоятеля (в XVIII в. разрушен) (Ibid. P. 49).

http://pravenc.ru/text/2578019.html

По Светога Писма Бог небо и 1525 ; небо престо а ногама 1526 ; Он све држи силе 1527 ; све оживотворава 1528 ; очински се стара о свима заповеда своме сунцу те и зле и добре, и дажд и праведнима и неправеднима 1529 ; од постанка света Он непрестано дела у свету 1530 ; све се држи 1531 ; у руци душа свих и дух свакога човека 1532 ; од зависи и и живот, и покрет: jep у живимо, и се, и 1533 ; Он место и време за живот створова 1534 , и им све што потребно за Он свима живот и и све 1535 ; без ни длака с главе не пада 1536 ; Он надгледа и залива покрива небо облацима, дажд, производи траву, храну стоци и птицама, заодева пшеницом; Он све храни, све одржава, све надгледа 1537 ; нема ничега што без иван од икроз и у све 1538 ; Он створио небо, небеса над небесима и сву и све што на мора и све што у и Он све то 1539 ; Он сам надгледа све што под небом, шта на све што створи 1540 . У Бог брине бригу свих створова, и и 1541 ; Он храни птице небеске, и одева их,анекмоли 1542 ; Он силе у те расту и се красотом неисказаном 1543 . са молитвеним о свеопштем и многобрижном промислу премудри Соломон се овако Богу: Ти сва и не гнушаш се ничега што си створио; када би нешто мрзео, Ти га не би створио. Како би пак ишта када Ти не би хтео? или како би се сачувало нешто што Ти ниси позвао (у 1544 Уопште, промисао тако очигледно откривен у Светом Писму, вели Климент Александриски, да то не треба ни доказивати, треба изобличавати и онога мисли да промисла нема 1545 . Очигледно да свети догмат о промислу свом садржином извире из Светога Писма. По Светог промисао природна и логична последица Бог зато што Творац; у о свету продужено на известан начин, стваралаштво у свету, по речи Отецъ мой доселе делаетъ (εργζεται), и азъ делаю (κγ εργζομαι) 1546 . Осим тога и сама Богом створеног света захтева промисла о свету. Ако свет има Богом онда мора промисао, би тога 1547 . Промисао непотребан ако свет нема Створивши свет из Бог га промислом кроз води ка а да се твар усавршена са Творцем, да Бог буде све у свему 1548 . Пошто Бог из и по доброти створио свет, не може се не бринути о свету. Многобрижно о свету да Он из створио свет и да Он и вечито добар. Васцело Свето Писмо, како у целини тако и у свима стварни летопис о свету. Створивши свет, Бог остао у свету и са светом, ма да и над светом; Он увек бди над и промислом га божанском 1549 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Псалом 118 Аллилуия. Блаженны непорочные в пути 1526 , ходящие в законе Господнем. Блаженны изучающие откровения 1527 Его: всем сердцем взыщут Его. Не совершающие беззакония по путям Его ходят. Ты повелел заповеди Твои твердо 1528 хранить. О, если бы 1529 направлялись пути мои к сохранению заповедей Твоих! Тогда я не постыдился бы, взирая 1530 на все заповеди Твои. Буду прославлять Тебя в правоте сердца, поучаясь судам 1531 правды Твоей. Буду хранить уставы Твои, не оставляй меня совершенно. Чем (руководясь) юный исправит путь свой? Хранением слов Твоих. Всем сердцем я взыскал Тебя, не удали 1532 меня от заповедей Твоих. В сердце моем я скрыл слова Твои, чтобы не согрешить пред Тобою. Благословен Ты, Господи, научи меня уставам 1533 Твоим! Устами моими я возвещал все изречения 1534 уст Твоих. На пути откровений Твоих я услаждался, как бы (владея) всеми богатствами 1535 . О заповедях Твоих буду рассуждать и размышлять о путях Твоих. Уставам Твоим поучусь, не забуду слов Твоих. Воздай рабу Твоему, даруй мне жизнь 1536 , и я буду хранить слова Твои. Открой очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего. Пришлец я на земле, не скрой от меня заповедей Твоих. С любовию во всякое время душа моя желает судов Твоих 1537 . Ты остановил 1538 гордых, прокляты уклоняющиеся от заповедей Твоих. Сними с меня поношение и унижение, ибо я хранил 1539 откровения Твои. Ибо вот сели князья и на меня клеветали, раб же Твой размышлял об уставах Твоих. Откровения Твои – поучение для меня, и советники 1540 мои – уставы Твои. Приклонилась 1541 к земле душа моя 1542 , даруй мне жизнь, по слову Твоему. Пути мои я возвестил 1543 , и Ты услышал меня: научи меня уставам Твоим. Путь уставов 1544 Твоих дай мне уразуметь, и я буду размышлять о чудесах Твоих. Ослабела 1545 душа моя от нерадения 1546 , укрепи меня словами Твоими. Путь неправды удали от меня и согласно закону Твоему 1547 помилуй меня. Путь истины избрал я и судов Твоих не забыл. Я прилепился к откровениям Твоим, Господи, не посрами меня. По пути заповедей Твоих я шел, когда Ты расширил сердце мое 1548 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Прп. Параскева. Роспись фасада ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в Арборе, Румыния. Ок. 1541 г. Мастер Драгош Коман. Фото: D. Codrescu началось благодаря господарю Молдавского княжества Петру IV Рарешу (1527-1538, 1541-1546), к-рый после военной кампании 1538 г. тур. султана Сулеймана I Великолепного был вынужден бежать в Трансильванию, а в нач. 1540 г. прибыл в К-поль для переговоров с султаном о своем возвращении к управлению княжеством. С молитвенной мольбой о содействии он обратился к П., мощи которой уже находились в османской столице ( Mure an. 2001. P. 268). Вернувшись в февр. 1541 г. на престол, Петру IV решил поблагодарить святую за помощь: ей были посвящены 2 церкви - во дворце господаря в г. Тыргу-Фрумос и в г. Роман. Последняя была возведена на фундаменте ктитории молдав. господаря Романа I Мушата (1392-1394), в к-рой господарь Александру I Добрый (1400-1432) совершал поминальные службы по своим предшественникам ( Giosanu. 2015. P. 118),- именно в ней Петру IV положил привезенную им частицу мощей П., а неизвестный художник под рук. еп. Романского Макария II (1531-1548, 1551-1558) представил святую на фресках. Цикл из 11 сцен жизни П. иконописец Драгош Коман поместил на зап. фасаде храма в Арборе (ок. 1541). Оба агиографических фресковых цикла основывались на Житии П., составленном свт. Евфимием Тырновским. Еп. Романский Макарий II в своей хронике в число важных исторических событий включил и перенесение мощей П. из Белграда в К-поль: «Въ тридесятых над седмыя бя тысющ [ошибочно указан 7030 г., а не 7029 (1521)] въздвиг ся царь Сулпимен, по съмърти Селима отца своего, от Цариграда и устръми ся горе по Дунавстеи реце... и достиже до Белграда и много ръва... и възвратишя ся въспят и възяшя мощи преподобныя матере наш Параскевы от Белограда и донесошя их въ Константин град» (Cronicile slavo-române. 1959. P. 74-105). Между 1580 и 1590 гг. в Брашове неизвестный книжник перевел на румын. язык Житие П. свт. Евфимия Тырновского, взяв текст из «Сборника», изданного диак. Кореси в Себеше в 1580 г. по венецианскому изд. 1538 г. Б. Вуковича (самый ранний список перевода - Bucur. Acad. Româna. Bibl. N 5023. Fol. 32-45v; Mare . 2005. P. 54).

http://pravenc.ru/text/2578996.html

армией при Мохаче (1526). Царский Деисус и ктиторский портрет Петру IV Рареша. Роспись ц. в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря Хумор. 1535 г. Царский Деисус и ктиторский портрет Петру IV Рареша. Роспись ц. в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря Хумор. 1535 г. В сложной международной обстановке вступил в княжение Петру IV Рареш (1527-1538, 1541-1546), незаконнорожденный сын св. Стефана III Великого. Он попытался вернуть Покутье, но потерпел поражение от польской армии при Обертыне. Также господарь намеревался сблизиться с Великим княжеством Московским и Габсбургской империей. Однако летом 1538 г. тур. султан Сулейман I Великолепный, недовольный вмешательством Петру IV Рареша в политическую жизнь Трансильвании, возглавил 200-тысячное войско и выступил против М. к. С целью сохранения автономии гос-ва бояре предложили заключить соглашение с султаном. Покинутый боярами, Рареш был вынужден бежать в свои трансильванские владения (Чичеу, Четатя-де-Балтэ, г. Бистрица и крепость Родна), полученные еще его отцом от венг. короля в качестве компенсации за потерю Килии и Четатя-Албэ ( Grigore Ureche. 1958. P. 154). Османы вошли в столицу княжества Сучаву и разграбили господарскую казну. Крепость Тигина, названная османами Бендер (также Бендереабаси), и ее окрестности вошли в подчинение непосредственно султану и были превращены в тур. владение - райя. Княжество возглавил ставленник султана Штефан V Лэкустэ (1538-1540) ( Gorovei. 1980. P. 661-662). В 1541 г. Рареш покинул трансильванскую крепость Чичеу и уехал в Стамбул, где вернул себе престол М. к., обязавшись платить дань султану в размере 12 тыс. золотых и направить своего сына в Стамбул в качестве заложника. Господарь, став ставленником султана, стремился при этом наладить отношения с антиосманскими христианскими силами. Вместе с тем по приказу султана он был вынужден участвовать в тур. военной кампании в Трансильвании ( Corfus. 1979. P. 11-14). В области церковной политики Петру IV Рареш продолжал покровительствовать Православию.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

Новые тенденции 3-го периода, связанные с усложнением иконографии и умножением декоративных элементов, проявляются уже в завесе с композицией «Успения Пресв. Богородицы», к-рая была заказана Богданом III в мон-ре Путна (1510; мон-рь Путна). Центральная сцена обрамлена 12 крупными медальонами из переплетенных растительных мотивов, внутри их помещены изображения городов (Рим, Эфес, Александрия, Эдесса (?), Иерусалим, Фессалоники, Сарды, Фивы, Вавилон (?), (не читается), Иераполис, (не читается)), где апостолов настигла весть об успении Пресв. Богородицы, и уже вне медальонов апостолы изображены, несомые ангелами «на облацех» к месту события. В нижней части композиции изображен заказчик - Богдан III ( Musicescu. 1985. P. 39. Cat. 39). Если эта завеса в большей степени открывает новые тенденции молдав. лицевого шитья, то плащаница 1516 г. (мон-рь Путна; заказ вел. вистиерника (казначея) Гавриила Тротушана) еще сохраняет монументальный стиль предыдущего столетия. От периода правления Петру IV Рареша (1527-1538, 1541-1546), времени расцвета молдав. стенописи и иконописи, сохранилось довольно мало памятников лицевого шитья, что, по-видимому, связанно с трагическими событиями 1538 г. (поход осман. султана Сулеймана Великолепного в М. к.), во время к-рых предметы лицевого шитья были уничтожены и (или) были вывезены. Однако известны вклады господаря в афонский мон-рь Дионисиат, хранящиеся в ризнице обители. Эта плащаница 1545 г. была заказана Петру IV и его супругой Еленой Бранкович для афонской обители, согласно слав. надписи, обрамляющей центральное поле с традиц. изображением сцены «Оплакивание Христа». Для композиции характерно изображение множества фигур в пространстве, и только небольшая часть заполнена декоративными элементами. Сцену отличают подчеркнутый драматизм, порывистые движения св. Марии Магдалины и др. жен-мироносиц. В ризнице Дионисиата также хранятся 2 недатированные епитрахили, вклад Петру IV и его супруги; одна с изображениями апостолов, другая - святителей ( Кондаков. 1902. С. 279, 254. Табл. XLIV. Рис. 93). Здесь же находятся и епитрахили, вклады молдав. бояр: вклад Гавриила Моцока в сер. XVI в.; заказ сучавского гетмана Симеона Негрилэ и его супруги Елизаветы, 1553 г.; вел. вистиерника Иоанна 1554-1563 гг.; боярина Кырсти и его супруги Марии 1558-1560 гг.; сучавского гетмана Дмитрия 1558-1562 гг. ( Millet, Ylouse. 1939, 1947. P. 48-49, 43-44, 52, 45-46, 49-50). Сохранился также покровец 1535/36 г.- вклад Елены Бранкович в мон-рь Путна, представляющий собой в декоративном обрамлении стилизованного 2-главого орла на золотом фоне, что, видимо, связано с происхождением молдав. княгини, дочери серб. деспота Иоанна Бранковича.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

2 Кор. 11:14. 1518 2 Кор И, 14. 1519 2 Кор. 11:15. (В тексте Писания: и служителие его преобразуются (μετασχηματζονται) яко служители правды ). 1520 Рим. 16:18. 1521 Синезий Птолемаидский, De insomniis, 5 — PG 66, 1293D. 1522 Здесь игра слов: «δαιμνιον — εδαμονας». 1523 Этот и следующий параграфы почти дословно повторяют находящиеся в Первом письме к Варлааму, 46–47. 1524 Порфирий. О жизни Плотина, 22 — Brehier, v. 1, p. 24. 1525 Там же, р. 25. 1526 У Плотина, как и вообще у античных авторов, термин «δαιμνιος» не несет отрицательной коннотации, и его следовало бы скорее переводить как «божественный» (как переводит это место и М. Л. Гасиаров: «из гробницы исторгнув Божию душу свою, устремляешься в вышние сонмы Светлых богов»), но, следуя контексту Паламы, мы сочли необходимым перевести его как «демонический». 1527 Там же, р. 25–26. 1528 Маврикий. Жизнь Прокла, 23 — J. F. Boissonade (ed.), Paris, 1862, p. 162–163. 1529 Там же, 18 — p. 160. 1530 Григорий Богослов, Слово 39, 5 — PG 36, 340А. 1531 Кол. 3:3. 1532 Откр. 20:5, 6. 1533 «λυδα», — чаще «λυδα λθος», — кремнистый камень, первоначально открытый в Лидии (область в Малой Азии) и использовавшийся для химического анализа золота. 1534 Буквально: «то, чего надлежит избегать». 1535 Прем. 7:23. 1536 Еф. 1:19. 1537 Ср.: 3–й тропарь канона на утрене в Неделю торжества православия; 1–я молитва Обручения в чине браковенчания. 1538 Аристотель, Никомахова этика, 9, 10. 1539 Быт. 2:24. Ср.: Еф. 5:31; Мф. 19:5. 1540 Прем. Сол. 7:23. 1541 Василий Великий (псевдэпиграф), Против Евномия, 5 — PG 29, 713А. 1542 1 Кор. 6:17. 1543 Пс. 39:17. 1544 Макарий Великий, Слово 4 (О терпении и рассудительности), 13 — PG 34, 876D. 1545 2 Кор. 11:14. 1546 Диадох Фотикийский, Главы, 40 — Е. Des Places, Sources Chrétienne, v. 5, p. 108. 1547 Диадох Фотикийский, Главы, 89 — Е. Des Places, Sources Chrütienne, v. 5, p. 149. 1548 Ср.: Пс. 45:11. 1549 Мф. 6:6. 1550 Пс. 50:12. 1551 Пс. 118:103. Изложение в этом параграфе в основном следует «Лествице» Иоанна Синайского. 1552

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

766 ...Петра, волоского воеводы. – Петр IV Рареш, молдавский господарь, занимавший престол в 1527–1538 и 1541–1546 гг. Многочисленные упоминания о Петре Волосском в Большой челобитной казались многим авторам противоречащими тому, что в Малой челобитной о Петре и о пребывании у него Пересветова ничего не говорится; однако это может объясняться тем, что Пересветов у молдавского господаря не служил, а лишь был у него проездом. 767 ...бьет челом холоп твой государевъ... – Большая челобитная Пересветова по своему характеру резко отличалась от Малой – Пересветов здесь «бил челом» не о своих делах (защита от «насильных людей»), а предлагал широкие государственные реформы. 768 ...вывез есми, государь, теб рчи... и дла твоя царьския. – Содержание этих «речей» и «дел» 30-х гг. XVI в. (если они реально существовали) определить едва ли возможно. Хотя Иван IV (или, точнее, правившие за малолетнего государя лица) приказал, по словам Пересветова, «гораздо пожаловати» его за эти речи, но сам он их тогда явно читать не мог. Обращаясь в конце 40-х гг. уже не к номинальному, а к реальному государю, Пересветов надеялся привлечь его внимание к своим политическим проектам, как-то связывая их с «делами» и «речами» 30-х гг. 769 ...Пересвт и Ослябя в чернцхъ и в скимехъ со благословением Сергия-чюдотворца на Донском побоище... – Пересветов имеет в виду рассказ «Сказания о Мамаевом побоище» об участии чернецов Пересвета и Осляби по воле Сергия Радонежского в Куликовской битве (см. наст. изд. т. 6). Хотя Пересветов был выходцем из Литовской Руси, он, очевидно, возводил свой род к герою Мамаева побоища Пересвету. 770 Ко Августу кесарю... Пришед воинникъ... А ко царю Александру Макидонскому пришед воинник... – Этот рассказ, возможно, восходит к польскому памятннку конца XV – начала XVI в. «Записки янычара» Константина из Островицы, где также говорится о том, как Александр Македонский пригрел старого солдата-пехотинца и как такую же «ласковость» обнаружил «Юлий, цесарь Римский». Но у Пересветова вместо Юлия Цезаря упоминается его преемник Август и, главное, подчеркивается не только «ласковость» обоих государей, но и их готовность учиться у простого «воинника» «великой мудрости воинской».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

м. и обителью Эсфигмен (Ibid. P. 50-51. N 17). В 1597 г. патриарх Феофан I Карикис издал грамоту, в к-рой подтвердил дар, сделанный мон-рю Фомой Критопулосом (Ibid. P. 53. N 19). В 1598 г. св. Мелетий I (Пигас), патриарх Александрийский и местоблюститель К-польского Патриаршего престола, подтвердил передачу Фомой и его братом Георгием земельного владения в Адрианополе (Ibid. P. 54. N 20), а через 4 года патриарх К-польский Неофит II подтвердил др. дар братьев Критопулосов в пользу П. м.- ц. Иоанна Предтечи в Адрианополе (Ibid. P. 54-55. N 21). В XVI в. активными покровителями П. м. стали господари Валахии и Молдавии. Первые сведения о контактах П. м. с Валахией относятся ко времени правления господаря Нягое Басараба (1512-1521) и содержатся в румын. Житии св. Нифона, в котором упоминается, что Нягое делал богатые вклады в монастыри Афона, в т. ч. построил водопровод для П. м. ( Nasturel. 1986. P. 163). В 1517 г. игумен П. м. совершил поездку в Валахию, где участвовал в освящении мон-ря в Арджеше, построенного Нягое. Внешняя стена П. м. была полностью перестроена в эти годы валашскими воеводами, к-рые известны по надписи: «Великий логофет Барбулос и Гавриил из Валахии, благочестивые и досточтимые мужи». Большие средства на реконструкцию мон-ря выделили молдавский господарь Петр IV Рареш (1527-1538, 1541-1546) и его супруга, Елена (дочь серб. деспота Иоанна Бранковича) (см. ст. Бранковичи ). Сохранившаяся греч. надпись в мон-ре, датированная 1536-1537 гг. упоминает в качестве донатора Гавриила Тотрушану, великого логофета Молдовлахии. На его средства были построены монастырские кельи, колоннада перед кафоликоном, а также водоразборный фонтан. В 1845-1846 гг. архим. Порфирий Успенский прочел в П. м. слав. надпись в честь некоего Стана, «великого логофета Венгровлахии», к-рый назван «основателем мон-ря» (Описание мон-рей Афонских в 1845-46 гг.//ЖМНП. 1848. Т. 58. Отд. 2. С. 60). О существовании такого лица по др. источникам сведений нет, а сама надпись была вскоре утрачена во время очередных ремонтных работ в мон-ре, поэтому ее удовлетворительная интерпретация невозможна. Однако дальнейшими исследованиями установлено, что указанный ктитор скорее всего принадлежал к знатной валашской фамилии Крайовеску, представители к-рой в то время выделили средства на строительство ксенодохия рядом с П. м., а также на обновление фресковой росписи кафоликона в 1536 г. Впрочем, исследователь Нэстурел предполагает, что имя и обстоятельства, указанные в надписях о Тотрушану и Стане, а также ошибки в прочтении 2-й надписи дают возможность предположить, что в этих надписях речь идет об одном и том же человеке ( N sturel. 1986. P. 168). Члены семьи Крайовеску в это время поддерживали афонские Павла святого монастырь и Ксенофонта преподобного монастырь .

http://pravenc.ru/text/2578890.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010