2 Кор. 11:14. 1518 2 Кор И, 14. 1519 2 Кор. 11:15. (В тексте Писания: и служителие его преобразуются (μετασχηματζονται) яко служители правды ). 1520 Рим. 16:18. 1521 Синезий Птолемаидский, De insomniis, 5 — PG 66, 1293D. 1522 Здесь игра слов: «δαιμνιον — εδαμονας». 1523 Этот и следующий параграфы почти дословно повторяют находящиеся в Первом письме к Варлааму, 46–47. 1524 Порфирий. О жизни Плотина, 22 — Brehier, v. 1, p. 24. 1525 Там же, р. 25. 1526 У Плотина, как и вообще у античных авторов, термин «δαιμνιος» не несет отрицательной коннотации, и его следовало бы скорее переводить как «божественный» (как переводит это место и М. Л. Гасиаров: «из гробницы исторгнув Божию душу свою, устремляешься в вышние сонмы Светлых богов»), но, следуя контексту Паламы, мы сочли необходимым перевести его как «демонический». 1527 Там же, р. 25–26. 1528 Маврикий. Жизнь Прокла, 23 — J. F. Boissonade (ed.), Paris, 1862, p. 162–163. 1529 Там же, 18 — p. 160. 1530 Григорий Богослов, Слово 39, 5 — PG 36, 340А. 1531 Кол. 3:3. 1532 Откр. 20:5, 6. 1533 «λυδα», — чаще «λυδα λθος», — кремнистый камень, первоначально открытый в Лидии (область в Малой Азии) и использовавшийся для химического анализа золота. 1534 Буквально: «то, чего надлежит избегать». 1535 Прем. 7:23. 1536 Еф. 1:19. 1537 Ср.: 3–й тропарь канона на утрене в Неделю торжества православия; 1–я молитва Обручения в чине браковенчания. 1538 Аристотель, Никомахова этика, 9, 10. 1539 Быт. 2:24. Ср.: Еф. 5:31; Мф. 19:5. 1540 Прем. Сол. 7:23. 1541 Василий Великий (псевдэпиграф), Против Евномия, 5 — PG 29, 713А. 1542 1 Кор. 6:17. 1543 Пс. 39:17. 1544 Макарий Великий, Слово 4 (О терпении и рассудительности), 13 — PG 34, 876D. 1545 2 Кор. 11:14. 1546 Диадох Фотикийский, Главы, 40 — Е. Des Places, Sources Chrétienne, v. 5, p. 108. 1547 Диадох Фотикийский, Главы, 89 — Е. Des Places, Sources Chrütienne, v. 5, p. 149. 1548 Ср.: Пс. 45:11. 1549 Мф. 6:6. 1550 Пс. 50:12. 1551 Пс. 118:103. Изложение в этом параграфе в основном следует «Лествице» Иоанна Синайского. 1552

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Иконостас кафоликона Монахи подвизались при церкви со времени ее основания. Согласно строительной надписи, выполненной на слав. языке на левой стороне юж. входа, новая церковь была построена в 1532 г. сыном молдав. господаря св. Стефана III Великого (1457-1504) воеводой Петру (молдав. господарь Петру IV Рареш в 1527-1538, 1541-1546) в неск. сотнях метров южнее древней церкви. В тот же период была возведена ограда (4 стены по 40 м длиной, высотой в 6 м и толщиной в 1,2 м; сохр. 3 стены, южная - частично). При настоятеле М. игум. Ефреме (1595-1607; см. Ефрем , еп. Рэдэуцкий) число насельников возросло до 60, обитель прославилась многими подвижниками. Игум. Ефрем устроил в монастыре скрипторий, который был одной из наиболее значительных книгописных мастерских Молдавского княжества в 1-й трети XVII в. ( Zugrav. 1963; Bogdan. 1978). В ризнице была организована школа для каллиграфов, к-рые занимались копированием и иллюминированием рукописей. Считается, что еп. Ефрем сам был незаурядным писцом: его сложная, почти тайнописная подпись-монограмма «Ефрем епископ», ориентированная на греч. образцы, сохранилась в Октоихе 1624 г. (БАН Румынии. Слав. 41) и представляет собой пример каллиграфического мастерства ( Калужняцкий. 1915. С. 12. Рис. 2). В 1607 г. Ефрем, ставший в то время епископом Хушским, построил 3 сторожевые башни, 2 из к-рых (у входа и в юго-вост. углу) имеют квадратную форму, 3-я (в сев.-вост. углу) - круглая. Башни придают М. вид крепости. Считается, что строительный материал, в основном камень, привозили из соседней местности, скорее всего со склона горы, т. к. М. расположен на плоскогорье, на границе Молдовы и Трансильвании ( Vata ianu. 1959. Vol. 1. P. 309-311; Nicolescu. 1965. P. 12). Вероятно, в сев.-зап. части М. существовали и другие сооружения: сохранились фрагменты фундамента здания, разрушенного в нач. XVII в., на месте к-рого еп. Ефрем в 1610-1612 гг. построил 2-этажное здание, предназначенное для настоятеля и для казны мон-ря. Вдоль юж. стены мон-ря были построены монашеские кельи ( Nicolescu. 1965. P. 15; Bal . 1971. P. 85-86). Еп. Ефрем († 1626) был похоронен в кафоликоне М. (вдоль сев. стены усыпальницы). Здесь же были похоронены 3 ктитора мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2564046.html

Согласно археологическим исследованиям, во 2-й пол. XIV в. на территории кладбища на месте совр. ц. ап. Иоанна Богослова (1832) была возведена деревянная церковь, а в 1-й пол. XV в., при Александру I, построена каменная ц. вмч. Георгия, к-рая, по всей видимости, была разрушена в результате татар. нашествий и землетрясения 1471 г. ( Heitel. 1962. P. 327-342). Н. В. м. пользовался покровительством мн. молдав. правителей и бояр. 31 авг. 1429 г. Александру I пожертвовал Н. В. м. оз. Захорна на Днестре и пасеку со всеми их доходами (DRH. A. Moldova. 1975. Vol. 1. P. 138. N 92), 23 дек. 1430 г. он и его супруга Марина подтвердили эти пожертвования, а также даровали обители 3 мельницы на Днестре ниже оз. Захорна (Ibid. Vol. 1. P. 147. N 100). Господарь Петру III Арон (1451-1457, с перерывами) освободил от дани и барщины жителей сел, принадлежавших Н. В. м. (Ibid. Vol. 2. P. 61. N 44), во избежание нарушений со стороны бояр уточнил границы владений Н. В. м. (Ibid. Vol. 2. P. 83. N 57), 20 дек. 1455 г. даровал мон-рю с. Балошешти с доходами (Ibid. Vol. 2. P. 78. N 51). Особое попечение Н. В. м. оказывал господарь св. Стефан III Великий (1457-1504): 13 февр. 1458 г. он даровал Н. В. м. мон-рь Хангу и несколько татарских семей (Ibid. Vol. 2. P. 99. N 67); 13 июля 1463 г. подтвердил право владения монастырем оз. Захорна (Ibid. Vol. 2. P. 117. N 117); 9 мая 1482 г. подарил села Дворинешти, Бузаци и Фынтынеле (Ibid. Vol. 2. P. 373. N 245); 17 марта 1500 г. даровал «болото Криваа и озеро на им под Добровка» (Ibid. Vol. 3. P. 454. N 254), 30 сент. 1503 г.- «едно село наших питомых, сел на имя Банчане, на Серет» (Ibid. Vol. 3. P. 520. N 293). На месте ц. вмч. Георгия св. Стефан III построил новую каменную церковь (1495-1497), ставшую кафоликоном Н. В. м. и освященную как Вознесенская в честь победы господаря в битве с польск. войсками 14 нояб. 1497 г. в Козьминском лесу. Также господарь неоднократно жертвовал Н. В. м. драгоценную утварь ( Ivan, Porcescu. 1981. Р. 42-78). В XVI-XVII вв. пожертвования мон-рю подтверждали и даровали земли и имущество молдав. господари Богдан III Кривой (1504-1517), Штефан (Штефэницэ) IV Молодой (чел Тынэр) (1517-1527), Петру IV Рареш (1527-1538, 1541-1546), Ильяш II Рареш (1546-1551), Петру VI Хромой (Шкьопул) (1574-1578, 1582-1591), Арон Тиран (1592-1595), Иеремия Мовилэ (1595-1600, 1600-1606), Раду I Михня (1616-1619, 1623-1626), Василе Лупу (1634-1653) (Ibid. P. 83-84). В 1540 г. господарь Александру Корня (1540-1541) построил в Н. В. м. трапезную и кухню; в 1551 г. Ильяш II воздвиг дом для настоятеля (в XVIII в. разрушен) (Ibid. P. 49).

http://pravenc.ru/text/2578019.html

По Светога Писма Бог небо и 1525 ; небо престо а ногама 1526 ; Он све држи силе 1527 ; све оживотворава 1528 ; очински се стара о свима заповеда своме сунцу те и зле и добре, и дажд и праведнима и неправеднима 1529 ; од постанка света Он непрестано дела у свету 1530 ; све се држи 1531 ; у руци душа свих и дух свакога човека 1532 ; од зависи и и живот, и покрет: jep у живимо, и се, и 1533 ; Он место и време за живот створова 1534 , и им све што потребно за Он свима живот и и све 1535 ; без ни длака с главе не пада 1536 ; Он надгледа и залива покрива небо облацима, дажд, производи траву, храну стоци и птицама, заодева пшеницом; Он све храни, све одржава, све надгледа 1537 ; нема ничега што без иван од икроз и у све 1538 ; Он створио небо, небеса над небесима и сву и све што на мора и све што у и Он све то 1539 ; Он сам надгледа све што под небом, шта на све што створи 1540 . У Бог брине бригу свих створова, и и 1541 ; Он храни птице небеске, и одева их,анекмоли 1542 ; Он силе у те расту и се красотом неисказаном 1543 . са молитвеним о свеопштем и многобрижном промислу премудри Соломон се овако Богу: Ти сва и не гнушаш се ничега што си створио; када би нешто мрзео, Ти га не би створио. Како би пак ишта када Ти не би хтео? или како би се сачувало нешто што Ти ниси позвао (у 1544 Уопште, промисао тако очигледно откривен у Светом Писму, вели Климент Александриски, да то не треба ни доказивати, треба изобличавати и онога мисли да промисла нема 1545 . Очигледно да свети догмат о промислу свом садржином извире из Светога Писма. По Светог промисао природна и логична последица Бог зато што Творац; у о свету продужено на известан начин, стваралаштво у свету, по речи Отецъ мой доселе делаетъ (εργζεται), и азъ делаю (κγ εργζομαι) 1546 . Осим тога и сама Богом створеног света захтева промисла о свету. Ако свет има Богом онда мора промисао, би тога 1547 . Промисао непотребан ако свет нема Створивши свет из Бог га промислом кроз води ка а да се твар усавршена са Творцем, да Бог буде све у свему 1548 . Пошто Бог из и по доброти створио свет, не може се не бринути о свету. Многобрижно о свету да Он из створио свет и да Он и вечито добар. Васцело Свето Писмо, како у целини тако и у свима стварни летопис о свету. Створивши свет, Бог остао у свету и са светом, ма да и над светом; Он увек бди над и промислом га божанском 1549 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Во время пребывания в Базеле К. вступил в переписку с Мартином Лютером (1483-1546), в ходе к-рой, в частности, советовал тому быть более дипломатичным в критике католич. Церкви; ссылаясь на Деян 23. 6, призывал следовать примеру св. ап. Павла в уклончивости формулировок (см.: Luther. WA: BW. Bd. 1. S. 197-200. N 91). В 1518 г. К. подготовил 1-е печатное собрание лат. трактатов Лютера, в состав к-рого входили: «95 тезисов» Лютера с его обоснованием их содержания, адресованным папе Римскому Льву X (1513-1521); направленный против Лютера «Диалог» (Dialogus) Сильвестра Приератиса († 1523) и ответ на него Лютера; проповеди Лютера «О покаянии», «Об индульгенциях» и «О силе отлучения»; направленные против Экка тезисы Андреаса Карлштадта (1486-1541) и нек-рые др. сочинения. К. убедил базельского книгоиздателя Иоганна Фробена († 1527) опубликовать собрание (Ad Leonem X Pontificem maximum, Resolutiones disputationum de virtute indulgentiarum reveredi patris ac sacrae Theologiae doctoris Martini Luther. [Basel], 1518). В кон. 10-х гг. XVI в. наличие общих гуманистических и богословских интересов способствовало началу переписки К. с Филиппом Меланхтоном (1497-1560), Ульрихом Цвингли (1484-1531), Мартином Буцером (1491-1551). В 1520 г. архиеп. Майнцский Альберт Бранденбургский (1514-1545) по протекции нем. гуманиста Ульриха фон Гуттена (1488-1523) предложил К. должность соборного проповедника, канцлера архиеп-ства и личного помощника. При дворе архиеп. Альберта К. выступал в роли миротворца, стараясь не допустить открытых враждебных действий архиепископа по отношению к Лютеру. В 1521 г., когда Лютер скрывался в замке Вартбург после Вормсского рейхстага, К. посетил Виттенберг, где встретился с Меланхтоном и предотвратил публикацию памфлета Лютера против архиеп. Альберта как продавца индульгенций , все еще надеясь добиться взаимопонимания между Лютером и архиеп. Альбертом. В марте 1522 г. К. еще раз посетил Виттенберг и встретился с Лютером, заверив его в своей расположенности к нему. В результате общения с Лютером, Меланхтоном и др. сторонниками церковных реформ К. стал проявлять интерес к их религ. идеям и начал постепенно склоняться на сторону Реформации ( Kittelson. 1975. P. 83-85).

http://pravenc.ru/text/1470323.html

При П. в Риме развернулись работы по реставрации Латеранской базилики (см. в ст. Латеранский комплекс ), замка Св. ангела, а также началось новое строительство, в к-ром принимали участие лучшие итал. архитекторы и художники. Дворец Фарнезе на Кампо-деи-Фьори в Риме строился с 1514 г. по проекту Антонио да Сангалло Младшего; после его смерти в 1546 г. строительные работы продолжил Микеланджело Буонаротти. Он спроектировал также пл. Капитолия, куда по желанию папы Римского была перенесена античная конная статуя рим. имп. Марка Аврелия . С 1546 г. Буонаротти руководил строительством нового здания базилики св. Петра. В 1534-1541 гг. он работал в Сикстинской капелле (в т. ч. над фреской «Страшный суд», вызвавшей художественной смелостью автора пересуды, но одобренной П.) и в 1550 г.- в капелле Паолина Ватиканского дворца. Папа занимался восстановлением города после разграбления в мае 1527 г. По его распоряжению укрепляли городские стены, реставрировали античные памятники, прокладывали новые улицы. П. положил начало созданию коллекции Фарнезе, состоявшей из античных статуй и произведений известных художников того времени - Рафаэля, Тициана, Себастьяно дель Пьомбо. Тициан оставил неск. портретов П. и его близких, нек-рое время художник работал в Риме по приглашению папы. П. покровительствовал астрологам, заказывал им гороскопы и, по рассказам современников, советовался с ними о начале важных предприятий. Николай Коперник посвятил П. издание своего главного труда - «О вращениях небесных сфер». П. считается последним из Римских понтификов периода Ренессанса, в то же время он был 1-м папой, принявшим действенные меры по борьбе с Реформацией и протестантизмом. Он стремился возвысить свою семью и одновременно укрепить положение Римско-католической Церкви в условиях, когда Италия стала ареной войн между соседними державами. В решениях и поступках П. был осторожен и нетороплив; в посвященном ему сатирическом произведении папу называли, перефразируя выражение «сосуд избрания» (vas electionis) из Деян 9. 15, «сосудом промедления» (vas dilationis). При П. ренессансное искусство, уже привлеченное на службу Церкви его предшественниками, начало служить задачам Контрреформации.

http://pravenc.ru/text/2578527.html

ц. Св. Духа (в наст. время во францисканском мон-ре в Дубровнике), затем на юг Италии, в Отранто. Здесь он вместе с братом Донатосом, тоже художником, создал мастерскую. Оставляя на своих произведениях 2-язычную подпись, Бизоманос обязательно указывал, что он грек, уроженец Кандии. Мастер одним из первых среди критских художников использовал в качестве образцов итал. гравюры, обычно тиражировавшие произведения мастеров Возрождения. Так, в написанной после 1518 г. иконе «Поклонение пастухов» (ГЭ) Бизоманос следовал гравюре М. Раймонди. Одним из немногих мастеров Кандии, расписывавших храмы, был Феофан Стрелицас Вафас († 1559; см. ст. Феофан Критский (Критянин)). Он создал особый критский стиль монументального искусства, его живопись стала эталонной для последующих афонских мастеров. В 1527 г. он украсил фресками ц. свт. Николая мон-ря Анапавса в комплексе Метеорских мон-рей. Эта работа еще имеет большую связь с иконописью и не отличается монументальным характером. В 1535 г. Феофан прибыл на Афон, где расписал вместе со своим сыном Симеоном соборы и трапезные, возведенные еще в X-XI вв.: в Лавре прп. Афанасия (1535), мон-ре Ставроникита (1546-1547) и, возможно, в Иверском мон-ре (50-е гг. XVI в.). Для иконостасов этих соборов он написал двунадесятые праздники, иконы Христа, Богоматери. Феофан воспринял монументальный стиль мастеров солуно-македон. школы, примерами к-рого был богат Афон, в то же время заметно обращение к итал. искусству: так, при написании фрески «Избиение младенцев» в соборе Лавры прп. Афанасия он использовал в качестве образца гравюру М. Раймонди. С сер. XVI в. ориентиры мастеров Крита в итал. искусстве, несмотря на сохранившуюся приверженность формам палеологовского времени, изменились: художников стала интересовать совр. живопись маньеристов, мощная экспрессивная форма к-рых вытесняла визант. основу живописи. Критский худож. Доменикос Теотокопулос (1541-1614), уроженец Кандии, покинув остров, под именем Эль Греко стал одним из новаторов маньеризма. От критского периода его жизни сохранились 2 иконы: «Успение Богоматери» (на о-ве Сирос) и «Евангелист Лука пишет икону Богоматери» (Музей Бенаки, Афины).

http://pravenc.ru/text/387113.html

Т. 1. С. 28) он издал простагму, в которой впервые назвал обитель «монастырь моего царства» (ранее эту формулировку императоры использовали только по отношению к Великой Лавре и Ватопеду) и решил в пользу З. спор с Хиландаром о владениях в Хандаксе (этому спору посвящены еще 3 акта). Далее источники ничего не сообщают о ктиторстве над З. балканских правителей, но с 1321 г. они регулярно сообщают о ктиторах более низкого ранга ( Болутов. 1961. С. 57; Павликянов. 2005. С. 70-74). Роль религ. и культурно-просветительного центра З. играл и во время османского завоевания благодаря поддержке молдав. и валашских господарей, которые в нач. XV в. построили и обновили в мон-ре ряд зданий, подарили обители иконы, богослужебную утварь и книги. Молдав. господарь Александр Добрый (1400-1432) ежегодно выделял монастырю 3 тыс. аспр, о чем сообщает акт от 9 февр. 1433 г. (вероятно, дата ошибочна, т. к. в это время в Молдавии господарями были Илиаш и Стефан II - см.: Павликянов. 2005. С. 75). По др. сведениям, Александр ежегодно выделял 10 тыс. аспр монастырю и по 1 тыс. аспр его монахам ( Куев. 1986. С. 39). Молдав. господарь св. Стефан III Великий (1457-1504) ежегодно выделял З. 100 дукатов (о несохранившемся хрисовуле от 10 июня 1466 сообщает Г. Смирнакис), в 1471 г. подарил 500 аспр, в 1475 г. построил на пристани башню и «дом для кораблей», в 1495 г. обновил стены, келлии и трапезную. После того как в 1500 г. родосские рыцари разрушили обитель, он отремонтировал монастырский комплекс и расписал церковь (1501-1502). По его указанию в З. вернулся книжник мон. Виссарион Хиландарский. В 1456 г. Стефан III вложил в мон-рь молдавскую икону вмч. Георгия ( Σμυρνκης. 1903. Σ. 559; Мердзимекис. 2003. С. 359; Pavlikianov. 2005. С. 29) и вышитую его дочерьми драгоценную завесу для нее, а позднее - 2 пергаменных с миниатюрами и богатой орнаментикой Евангелия - 1492 г. (ГИМ. Муз. 3641) и 1502 г. (Vindob. slav. N 7). Его сыновья и преемники также были ктиторами: Богдан III (1504-1517) завершил строительство пристани, а Петру Рареш (1527-1538; 1541-1546) купил для мон-ря мельницу близ Фессалоники. В 1568 г. Роксандра, мать молдав. правителя Богдана, подарила мон-рю 52 тыс. аспр ( Куев. 1986. С. 39), в 1575 г. молдав. господарь Петр Шкиопул издал грамоту о ежегодном выделении 100 дукатов и 6,5 тыс. аспр мон-рю и 500 аспр больнице. В 1651 г. молдав. господарь Василий Лупу дал мон-рю 2 грамоты (25 марта и 29 мая), по которым в управление З. был передан мон-рь Добровэц близ г. Яссы (совр. Румыния; зографская братия возродила мон-рь; в 1863, после секуляризации господаря Александра Кузы, он был упразднен). В 1698 г. господарь Антиох Кантемир подарил мон-рю заброшенный Киприановский мон-рь (см. ст. Кэприана ; к 1861 этот мон-рь имел 50 тыс. га земли, 16 сел, 2/5 его годового дохода достигали 12-15 тыс. тур. лир и поступали в казну З.- Болутов. 1961. С. 61).

http://pravenc.ru/text/199949.html

происхождения во главе с игум. Давидом (Cyriacus of Ancona " s Journeys in the Propontis and the Northern Aegean: 1444-1445/Ed. E. Bodnar, C. Mitchell. Phil., 1976. P. 52). В 1489 г. хиландарский игум. Исаия называет К. «арнаутским», т. е. албан. мон-рем, число насельников в нем было наименьшим по сравнению с др. афонскими монастырями - 30 чел. (Три древних Сказания о Св. Горе Афонской и краткое описание Св. Горы. 1882. С. 6). Сведения о слав. насельниках в нач. XVI в. подтверждаются архивными материалами: акты мон-ря прп. Дионисия (1503) и прота Моисея (1504-1505) подписаны по-славянски каракальскими игуменами Стефаном и Максимом (Actes de Dionysiou. N 42; Οκονομδης Ν. Ιερ Μον Δοχειαρου: Κατλογος το ρχεου (1037-1695)//Σμμεικτα. 1979. Τ. 3. Σ. 225). К. Павликианов считает, что они были скорее болгарами, чем сербами ( Παυλικινωφ. 2002. Σ. 47-48). Есть свидетельство существования в 1476 г. скита К. В этот год прот Каллист и собрание в Карее признали несостоятельными жалобы на недостатки в его устроении и разрешили дальнейшее проживание там монахов ( Χρυσοχοδης. 2011. Σ. 27). В др. источниках упоминаются отдельные келлии, в т. ч. келлия Успения Пресв. Богородицы (1509-1510), где подвизался Симеон (с 1514 епископ Иерисский), и келлия Св. Троицы, которую основал в 1519 г. прп. Дионисий Олимпийский (он жил в ней 3 года). Неизвестно, сколько келлий было в скиту в XV-XVI вв., но в сохранившемся списке 1707 г. насчитывается 25 келлий. Башня пристани мон-ря Карвкал. 1533-1534 гг. Башня пристани мон-ря Карвкал. 1533-1534 гг. Возрождение и перестройка К. после землетрясения 1509 г. и пожара 1530 г. стали возможны благодаря помощи молдавских господарей. Средства на восстановление мон-ря были предоставлены молдавским господарем Петру IV Рарешем (1527-1538; 1541-1546) и его зятем Александру III Лэпушняну (1552-1561; 1564-1568). В 1533/34 г., видимо на месте старого комплекса зданий, у пристани (арсанаса) были воздвигнуты новые строения, рассчитанные на проживание примерно 15 монахов.

http://pravenc.ru/text/1470397.html

Хрисовул молдав. господаря Александра Лэпушняну. 1568 г. (Протат) Хрисовул молдав. господаря Александра Лэпушняну. 1568 г. (Протат) В XVI в. афонским мон-рям покровительствовали господари Петру Рареш (1527-1538; 1541-1546), Александру Лэпушняну (1552-1561; 1564-1568), Петру Хромой (1574-1579; 1582-1591) и Иеремия Могила (1595-1606). Петру Рареш даровал значительные денежные суммы мон-рю Хиландар, с его помощью в 1535 г. началось переустройство мон-ря Каракал, была восстановлена и расписана большая церковь мон-ря Дионисиат. В 1533 г. он же дал вкладом в Зограф водяную мельницу в местности Каламария на Халкидике. В ближайшем окружении Петру Рареша находились сановные бояре, снискавшие известность как монастырские ктиторы. Так, великий логофет Гавриил Тротушан, одно время бывший советником господаря, в 1536-1537 гг. в мон-ре Пантократор построил новые келлии и устроил колодец. Господарь Александру Лэпушняну даровал Ватопедскому мон-рю значительные доходы от таможенных сборов в Салониках. После его смерти супруга Руксандра подарила мон-рю неск. сел, а в мон-ре Дионисиат, в храме к-рого еще при жизни валашского правителя на его средства был написан иконостас, она возвела трапезную и больничный корпус. Мон-рь Дохиар, разграбленный и разрушенный турками, был полностью восстановлен и расписан на средства Александру Лэпушняну и его супруги, о чем сообщает сохранившаяся настенная надпись. Султан Селим II (1566-1574) выставил на торги имущество тех афонских мон-рей, к-рые не могли уплатить подати. Тогда госпожа Руксандра вместе с сыном Богданом Лэпушняну (1568-1572) выкупила мон-рь Дохиар, выплатив 165 тыс. аспр. В этот мон-рь удалился на покой, оставив в 1587 г. кафедру, митр. Молдовы Феофан II. Здесь в 1598 г. в нартексе большой церкви митрополит был похоронен. Руксандра помогла также мон-рям Зографскому и Каракалу выкупить их имущество у турок, соответственно за 52 тыс. и 35 тыс. аспр. Хрисовул молдав. господаря Иеремии Могилы. 1606 г. (мон-рь Ватопед) Хрисовул молдав. господаря Иеремии Могилы. 1606 г. (мон-рь Ватопед) В XVII в. в княжестве Молдова, как и в Валахии, большую роль в связях с А. играли мон-ри, пожалованные св. местам правосл. Востока. Ватопедскому мон-рю были «преклонены» мон-ри Голия и Бэрбой в г. Яссы, ц. Пречиста в Галаце; храму в Карее - мон-рь Трех Святителей в Яссах, его ктитором был господарь Василе Лупу (1634-1653). Зографскому мон-рю были пожалованы Константином Кантемиром (1685-1693) доходы мон-ря Кэприана, расположенного на Левобережье Прута, к к-рому были приписаны 25 сел с обширными земельными угодьями.

http://pravenc.ru/text/77102.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010