Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВЕНГРИИ Интерьер церкви в Немешкере. 1732 г. Интерьер церкви в Немешкере. 1732 г. [венг. Magyar Evangélikus-Lutheránus Egyház], одна из протестант. церковных орг-ций в стране. С 20-х гг. XVI в. протестантизм начал распространяться в Венгрии. Наиболее значительный вклад в дело проведения церковных реформ внес друг и ученик М. Лютера Матьяш Деваи Биро . На съездах Гос. собрания в 1523 г. в Буде и в 1525 г. в Ракоше католич. церковная власть запрещала распространение Реформации, выносила строгие приговоры, вплоть до сожжения, проповедникам - приверженцам учения Лютера. Однако новые идеи приобретали огромное количество единомышленников по большей части в городах Сев. и Сев.-Вост. Венгрии, а также в Трансильвании, т. е. на территориях, где не было опустошительных военных акций со стороны турок. К сер. XVI в. большинство населения Венгрии стало исповедовать протестантизм. Этому способствовал ряд обстоятельств как политического, так и экономического характера. Во-первых, в стране, разделенной на 3 части после поражения от турок при Мохаче в 1526 г., в условиях политического кризиса и хаоса невозможно было контролировать распространение новых религ. течений; во-вторых, поддержку Реформации оказывали многие представители дворянства, земельные собственники и городские магнаты, имевшие политическое влияние,- Перени, Надашди, Турзо и др.; в-третьих, протестанты владели первыми в стране типографиями, где издавались как книги Свящ. Писания, так и вероисповедные, апологетические и полемические труды реформаторов. Представители венг. Реформации стремились ввести родной язык в качестве общеупотребительного лит. языка с целью повысить общий уровень грамотности и сделать церковные книги понятными для верующих. Первый перевод НЗ на венг. язык вышел в 1541 г. Огромный вклад в распространение лютеранства внесли такие деятели, как Михай Стараи, Гал Хусар, Петер Борнемисса, Ленард Штёкель, Андраш Фаркаш, Иштван Галсечи и др.

http://pravenc.ru/text/186835.html

В этом положении, не обладая крупными привилегиями, Д. показал себя умелым организатором хозяйства, ему удалось накопить средства, на к-рые был приобретен ряд владений для митрополичьей кафедры (АФЗХ. Ч. 1. С. 70-74. 61-67; С. 79-81. 75; С. 102-102. 108; С. 142-144. 161). При Д. уточнялись границы митрополичьих земель (Там же. С. 112-113. 119; С. 253. 303), митрополичьи владения давались в оброк (Там же. С. 114. 122; С. 190. 216; С. 270. 314). Покровительство монастырям Д. способствовал укреплению положения мон-рей. В 1526 г. митрополит дал жалованную грамоту прп. Даниилу Переславскому, освободив от уплаты митрополичьих податей приписной к его обители храм во имя свт. Николая Чудотворца. В 1531 г. в Москве находился прп. Корнилий Комельский и испрашивал благословение Д. на построение храма в Сурской пуст. Д. благословил прп. Стефана Озерского († 1542) на строение храма и создание обители ( Верюжский. Вологодские святые. С. 423, 452-453). В 1537 г. в Димитриевом Прилуцком в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня муж. мон-ре по благословению Д. был построен собор, об этом сообщает надпись на камне в зап. паперти ( Савваитов П. И. Описание вологодского Спасо-Прилуцкого мон-ря/Испр. и доп. Н. Суворовым. Вологда, 1884. С. 16). В 1533, 1540 гг. митрополит дал жалованную грамоту в обитель прп. Саввы Сторожевского о невзимании податей с храмов, находящихся в монастырских вотчинах ( Антонов А. В. Вотчинный архив Саввина Сторожевского мон-ря кон. XIV - нач. XVII в.//РД. 2003. Сб. 9. С. 430). Кроме того, Д. давал жалованные грамоты в Покровский на Богоне мон-рь в Переславском у. (АФЗХ. Ч. 1. С. 126. 139), в Антониев мон-рь в Переславском у. (Там же. С. 128-129. 143), подтверждал жалованные грамоты своих предшественников (Там же. 190. С. 173; 269. С. 238-239). Не забывал Д. и о месте своего пострижения и игуменства. Иосифову Волоколамскому мон-рю он пожертвовал 210 р. (на них были куплены «селцо Начапино, да Иванково, да Комяково, да Скурълово, да две пустоши: Ярилово, да Кузнечково»), «а за то быти корму в вторую суботу Великаго поста по всех православных христианех, доколе монастырь Пречистыя стоит, да другому быти корму на память митрополита Данила, на его преставление, доколе монастырь Пречистыя стоит». Позднее митрополит прислал 220 р., «а велел по старце Иосифе кормить сентября 9, а другой корм в Дмитреевскую субботу по всей братии, доколе монастырь Пречистыя стоит. Да иконы обложены: Спасов образ, да Пречистыя, да Предтечев, да тъцка и Евангелие сребрена, да сень у царскых дверей, а дал на то митрополит 100 рублев, а ворота Святые и зделали и подписали, а дал на то митрополит 60 рублев, а иконы обложены и ворота доспеты и подписаны при великом князе Василии Ивановиче всея Руси» ( Титов А. А. Вкладные и записные книги Иосифова Волоколамского мон-ря XVI в. и упраздненные мон-ри и пустыни в Ярославской епархии. М., 1906. С. 24-25). Соборы 1525 и 1531 гг.

http://pravenc.ru/text/171216.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Петри Олаус. Гравюра. 1744–1791 гг. (б-ка Лейпцигского ун-та) [Лат. Petri; швед. Pettersson] Олаус (6.01.1493/97, Эребру, Швеция - 19.04.1552, Стокгольм), швед. лютеран. реформатор, богослов, историк. Род. в семье кузнеца, окончил городскую школу (по др. версии - церковную школу при кармелитском мон-ре в Эребру), поступил в Уппсальский ун-т, где изучал богословие и каноническое право. Продолжил образование в ун-те Лейпцига, затем Виттенберга (в 1517 получил степень бакалавра, в 1518 - магистра), где предположительно ознакомился с идеями М. Лютера и стал его последователем. В 1519 г. П. вернулся в Швецию и стал секретарем Стренгнесского еп. Маттиаса Грегории (Грегерссон), к-рый в сент. 1520 г. рукоположил П. во диакона. В Стренгнесе П. познакомился с единомышленником, архидиак. Лаврентиусом Андреэ (1470-1552). В 1520 г. по приказу короля Дании и Швеции Кристиана II еп. М. Грегории в числе проч. оппозиционеров был казнен (события 8-10 нояб. вошли в историю как т. н. Стокгольмская кровавая баня). Вскоре в Швеции началась освободительная народная война под рук. Густава Эрикссона, дворянина из рода Ваза. 6 июня 1523 г. в Стренгнесе Густав I Ваза был провозглашен королем Швеции, союз с Данией окончательно распался. Андреэ стал секретарем Густава I, а П.- секретарем Стокгольма. В свободное от службы время П. проповедовал в ц. св. Николая - городской церкви Стокгольма, пропагандируя лютеранские идеи. В 1523 г. противники лютеранства пытались организовать судебный процесс по обвинению П. в ереси, однако суд не состоялся. В 1525 г. П. вступил в брак, нарушив принятый в католич. Церкви целибат духовенства, что вызвало критику со стороны противников Реформации, однако кор. Густав I Ваза выступил на стороне П. Вторая половина 20-х гг. XVI в. стала временем успехов швед. Реформации. В 1526 г. был опубликован швед. перевод НЗ, в работу над к-рым П. внес существенный вклад. Андреэ и П. сыграли значительную роль в проведении всесословного собрания - Вестеросского риксдага 1527 г., на к-ром были приняты резолюции о редукции церковных владений, налогообложении духовенства и о том, что «Слово Божие отныне должно проповедоваться ясно». В 1528 г. П. выступил с проповедью на коронации Густава I Вазы, а в 1529 г. участвовал в церковном Соборе в г. Эребру, где было положено начало реформам богослужения.

http://pravenc.ru/text/2580462.html

2006. Т. 13. С. 191–321, здесь: с. 230 (список грузинских католикос- патриархов)). Проф. И. С. Долидзе (см.: ПГП. Т. 3. С. 1149) склонен датировать документ временем правления в Картли Давида IX (в документе упомянут «царь царей Давид») (1348–1360; у И. С. Долидзе годы его правления указаны как 1346–1360), исходя из палеографических обозначений и особых знаков на рукописи. Т. Жордания (Хроники. Кн. 2. С. 330) датирует памятник периодом с 1505 по 1526 г., но при этом сомневается в верности датировки. Кр. Шарашидзе (Материалы по истории Южной Грузии/Изд. К. Шарашид- зе. Тб., 1961. С. 28–29 (на груз, яз.)) относит документ к периоду 1505–1515 гг. Действительно, в указанный промежуток времени в Картли был католикос Иоанн (Иоанн VIII: 1505–1509) и картлийский царь Давид (Давид X: 1505– 1525). Поэтому предварительно можно остановиться на той версии, что, возможно, по крайней мере в пределах 1505–1509 гг. Ацкурским архиепископом был Николоз. Вероятно, Симеон был преемником вышеуказанного Нико- лоза и возглавлял Ацкурскую кафедру во время написания анализируемой грамоты Антиохийского патриарха Дорофея (1512). С другой стороны, он мог возглавлять Ацкурскую кафедру и до архиепископа Николоза. 689       В титул Антиохийского патриарха Иверия входила вплоть до недавнего времени: «Блаженнейший патриарх великого града Божия Антиохии, Сирии, Аравии, Киликии, Иверии и Месопотамии и всего Востока, отец отцов, пастырь пастырей» (см.: Антиохийская Православная Церковь //ПЭ. 2001. Т. 2. С. 501–529, здесь: с. 501; ср.: http://www.balamand.edu.lb/monastery/ignatios. htm 11.09.12 и 11.09.12). Конечно, это отражает только исторические реалии. Кроме гипотезы о первоначальном юрисдикционном подчинении Православной Церкви в Восточной Грузии Антиохии существует также таковая о ее подчинении Константинополю, она основывается как на грузинских, так и на византийских источниках. Но по крайней мере начиная с церковных преобразований при царе Вахтанге Горгасале (ок. 440–502) Восточная Грузия в церковном отношении формально была подчинена Антиохии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1518 г. сентября 21 (приехал в Москву) – январь 1519 г. (выехал из Москвы). – Посол Ян Христоф (Ян Криштоп) в помощь к оставшимся в Москве за отъездом Турна послам (о заключении мира или перемирия с Польшей). 1518 г. декабря 14 прибыл в Москву Грицко, «человек» Иоанна фон Турна с грамотой к Франциску и Антонию цесарского посла у Польского короля Георгия фон Турна от 3 ноября 1518 года из Кракова о литовских делах. 1521–1522 (7030) гг. – Немчин Вартоломей с грамотой императора о 3 цесарцах, посланных для науки в Польшу и захваченных в плен русскими. 1523–1524 (7032) гг. Посол Антоний де Конти (от Кмит). 1525 г. – 11 ноября 1526 г. (выехали из Москвы). Послы императ. Карла V граф Леонгард Нугарол и брата его эрцгерцога Фердинанда – Сигизмунд Герберштейн ( Comte Leonhard de Nogarola et Siegmund de Herberstein). 1 ) 1572 г. ноября 20–15 июля 1573 г. (отпущен). – Немчин Павед Магнус и Юрий Францбек с грамотой императора о пособии сыну его достигнуть польского престола и о присылке проезжей грамоты для будущих его в Москву послов. – Принят 31 июня. 1573 г. августа 5 – март 1574 г. Гонец Андрей Крикиков, Бенедикт Грот и любчанин Индрик Велдер 29 января 1574 г. подали царю в Братовщине грамоту императора о польских делах, посланную с гонцом Григорием Вестфалем, который, повредив себе ногу в Лиговере – воинской мызе, оставался в Риге до излечения оной. Вестфаль явился 13 февраля. – Ответ ему дан в марте 1574 г. 1573 г. сентября 12–17 февраля 1574 г. (был в Москве Ливонский дворянин Анзельм Бок (Анц Елмус) с грамотой императора Максимилиана II – о возвращении ему, бывшему у Польской королевы Екатерины в казначеях, маетностей его в Дерптском уезде, завоеванных русскими. 1574 г. мая 14 подал царю грамоту (подложную) императора Юрий Крамер – (о дозволении купить ему в Москве мягкой рухляди про обиход цесарского двора), назвавшийся гонцом императора и оказавшийся впоследствии простым купцом. 1574 г. мая 8 и 17–24 декабря (принят). – Гонец Павел Магнус с грамотами императора, во 1-ых) о причине долговременной неприсылки в Москву цесарских послов и о приезде из Парижа в Варшаву короля Генриха и 2) об отпуске из Москвы его Павла Магнуса сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Таким образом, святитель Феофан указал на основные различия учения у католиков и православных. Учение о чистилище у католиков усвоено как догмат, чистилище – это место наказания в соответствии с грехами. У православных учение о мытарствах не догматизировано. Мытарства, которые душа человеческая проходит в течение сорока дней, – не место наказания, а частный суд. В католической традиции душа очищается наказаниями, в православной – церковными молитвами и милостынями. Тариф на индульгенцию Индульгенция – это практика католической Церкви, «освобождение от временного наказания за отпущенные в таинстве покаяния грехи, а после смерти – от страданий в чистилище, очищающих от неискупленной вины за прощенные грехи» 577 . Полемика по вопросу об индульгенциях была острой в XIX в., так как Папы Пий IX и Лeb XIII даровали большое количество индульгенций, в том числе полные индульгенции при празднованиях чрезвычайного (экстраординарного) юбилейного года в 1854, 1857, 1867, 1869 (в связи с подготовкой к Ватиканскому I Собору), 1879, 1881, 1886 гг., а также во время праздников Святейших Тела и Крови Христовых (1849), Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии (1854), Святого Сердца Иисуса (1856) 578 . В 1857 г., когда святитель Феофан служил настоятелем посольской церкви в Константинополе, в афинской газете «Век» (Aiwv. 1857. 1525, 1526, 1530) был перепечатан «Тариф на индульгенцию» с парижского издания 1820 г. «при непосредственном участии» 579 святителя Феофана. К публикации было сделано предисловие, переведенное на русский язык святителем Феофаном, где четко была обозначена цель статьи – «изобразить римскую Церковь , столько враждебную нам, и столько нас поносящую – в истинном ее виде», а также «усилить в нас чувства благоговейного почтения, какие мы, восточные христиане, питаем к Матери нашей Церкви, никогда не уклонявшейся к такого рода неподобным действиям» 580 . Перевод на русский язык первоначально был опубликован в 1895 г. в журнале «Душеполезное чтение» 581 по автографу святителя. Публикаторы выделили курсивом то, что было вписано в перевод рукой самого святителя Феофана.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Михаил Архангел, Архистратиг, один из семи архангелов, вождь Небесного воинства в его борьбе с темными силами 159,160,170 Михаил Триволис (в иночестве Максим Грек ), ок. 1470 – ок. 1555, преподобный, писатель, переводчик, публицист. В 1518 г. был приглашен великим князем Московским Василием III из Ватопедского монастыря на Афоне (Греция) в Москву для написания и перевода церковных книг. Сблизился с церковной оппозицией, за что был осужден на соборах 1525 и 1531 гг. и сослан в заточение в монастырь, где находился в чрезвычайно суровых условиях. Освобожден в 1551 г. и закончил свои дни в Троице- Сергиевой Лавре 153 Моисей, середина III в., христианский исповедник из Рима, автор письма из тюрьмы к священномученику Киприану (вместе с исповедниками Максимом, Никостратом, Руфином и др.) 62 Мольтхаген Й., род. 1941, немецкий теолог, исследователь истории раннего христианства 48 Монтан, II в., основатель и лидер ереси монтанистов, утверждавший, что конец света и Страшный Суд начнутся при его жизни в г. Пепуза во Фригии (Малая Азия) 63, 66 Мстислав I Великий (в крещении – Федор), 1076–1132, сын Владимира Мономаха , после смерти отца в 1125 г. стал великим князем Киевским. Во времена его княжения Великое Киевское княжество стало сильнейшим, а Мстислав сохранял контроль над путем «из варяг в греки», основал в Киеве Федоровский монастырь, в Ладоге – крепость, также по мнению некоторых ученых, князь был последним редактором «Повести временных лет». Его сын Всеволод был князем новгородским 155 Музурилло X., профессор истории Церкви университета Фордхэма. Его издание текстов актов и пассионов раннехристианских мучеников стало классическим для специалистов 5, 58, 59, 73, 74 Мурман Дж., английский исследователь, автор трудов по истории Церкви в Англии 84 Муса, 1526–1406 до н. э., один из величайших пророков у мусульман, собеседник Аллаха, соответствует Моисею в христианской традиции 111 Мухаммед (Магомед), 571–632, пророк, основатель ислама. По преданию, Мухаммеду являлся ангел Джебраил, чьи откровения пророк и передавал в проповедях, составивших впоследствии основу Корана – священной книги мусульман 111,113,118

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сергий объединил социальную и мистическую стороны монашества, а его преемники разделили их. Впервые это разделение выявилось на церковном соборе 1503 г. Когда он близился к завершению, св. Нил Сорский (1433? — 1508), монах из отдаленного скита в заволжских лесах, взял слово и подверг резкой критике монастырское землевладение (примерно треть земельных угодий в России принадлежали в то время монастырям). Св. Иосиф, игумен Волоколамского монастыря (1439—1515), выступил в защиту монастырского землевладения. Большинство участников собора поддержали Иосифа; но были в Русской церкви и сторонники Нила — главным образом отшельники, жившие, как и он, в заволжских скитах. Партия Иосифа известна под именем «стяжателей», а партия Нила — «нестяжателей». В течение последующих двадцати лет существовала заметная напряженность в отношениях между этими двумя группами. Наконец, в 1525—1526 гг. нестяжатели выступили с критикой в адрес царя Василия III в связи с его незаконным разводом с женой (Православная церковь допускает развод, но только при определенных обстоятельствах). Тогда царь бросил в темницу виднейших нестяжателей и закрыл заволжские скиты. Традиция Нила Сорского ушла в подполье, и хотя она никогда полностью не исчезала, ее влияние в Русской церкви резко сократилось. С тех пор ведущей сделалась точка зрения стяжателей.    За вопросом о монастырской собственности стояли два разных понимания монашеской жизни, а в конечном счете — два разных видения отношения церкви к миру. Стяжатели подчеркивали социальные обязанности монашества: частью монашеского дела было заботиться о страждущих и неимущих, оказывать гостеприимство и учить. Чтобы действенно исполнять это служение, монастыри нуждались в деньгах, а значит, должны были владеть землей. Монахи (доказывали стяжатели) используют свои богатства не на собственное благо: оно вверено им ради блага других. Последователи Иосифа обычно говорили: «Богатства церкви — это богатства бедных».    С другой стороны, нестяжатели доказывали, что милостыня — долг мирян, а первая обязанность монаха — помогать ближним, молясь за них и подавая им пример.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Одной из причин сложных отношений между В. И. и его удельными братьями было отсутствие у вел. князя в течение долгого времени сына. Брак с Соломонией Юрьевной Сабуровой, в к-рый В. И. вступил в сент. 1505 г., был бездетным. С молением о даровании наследника вел. князь обращался к старцам Иосифова Волоколамского мон-ря , др. рус. обителей, к святогорским монахам. Символом моления о чадородии стала ц. Благовещения в Воронцове, освященная 29 нояб. 1515 г. в присутствии В. И., вел. княгини, митр. Варлаама, Крутицкого епископа Досифея (Забелы). Позже возникла мысль о разводе. Содействие в разводе (нояб. 1525), пострижении вел. княгини в монашество (по одним источникам, добровольном, по др.- насильственном) и браке с княжной Еленой Васильевной Глинской (янв. 1526) оказал вел. князю митр. Даниил. В честь рождения долгожданного наследника - буд. царя Иоанна IV - была поставлена ц. Вознесения в с. Коломенском - архитектурный шедевр того времени (1532). Печать Василия III Иоанновича Печать Василия III Иоанновича Отсутствие наследника было, по-видимому, причиной того, что в правление В. И. не была проведена церемония, к-рая не могла не быть предметом его политических устремлений,- венчание по образцу процедуры 1498 г., при этом речь могла идти уже о царском титуле - в грамоте имп. Максимилиана (1514) В. И. именовался Keiser. Царский титул спорадически употреблялся в грамотах В. И., напр. в грамотах 1510 г. псковским мон-рям, где его использование имело целью подчеркнуть верховные права московского вел. князя на присоединенные земли. Летописные и др. памятники времени В. И. проявляли большой интерес к церемонии 1498 г. Именно в них получила определение «Мономахова» - одна из использованных тогда инсигний - шапка В 10-20-х гг. XVI в. на Руси были созданы лит. памятники, целиком посвященные обоснованию главных составных частей идеологии правосл. царства,- цикл «Сказания о князьях владимирских» и послания Филофея , старца псковского Елеазарова мон-ря , о Третьем Риме. Церковная политика

http://pravenc.ru/text/150787.html

Филарет. Собрание мнений. 5. 1. С. 109. 1521 Смирнов (1879). С. 83 и след., 205 и след., 249; У Троицы в Академии. С. 621. Прим. Для характеристики взглядов Филарета на учебный процесс интересны его конспекты лекций по истории Церкви (от 1810 г.) (Собрание мнений. 1. С. 26–31), которые и в последующие годы служили образцом для курса церковной истории в Петербургской Академии; в качестве вспомогательного материала в них рекомендуются сочинения протестантов. Ср.: Лебедев А. П. Церковная историография. М., 1898. С. 490, 495. В одной из своих записок (1814 г.) Филарет предлагал расширить программу по богословским наукам (Собрание мнений. 1. С. 141–144; там же. 2. С. 82 и след., 157, 161, 411–420; 5. 1. С. 25). 1522 Знаменский. 1. С. 139 и след., 169, 165; Смирнов (1879). С. 150 и след.; Ростиславов, в: ВЕ. 1873. 9; 1883. 8; У Троицы в Академии. С. 208; Никанор. 1. С. 133. 1523 См.: Чистович (1857); он же. С. — Петербургская Академия за последние 30 лет (1858–1888). СПб., 1889. С. 9, 74; У Троицы в Академии. С. 23, 616 и др.; БВ. 1914. 11–12. С. 326–334. 1524 Филарет. Собрание мнений. 5. 1. С. 159, 77 и след., 303 и след.; мнение Филарета относительно безднинской панихиды в Бездне — там же. С. 54–59, 60 и след., 83, 95–106; Знаменский. 1. С. 193–210. 1525 Этот факт должен был признать и митрополит Филарет Дроздов (Собрание мнений. 4. С. 574 и след.). 1526 Курсив автора. Филарет. Собрание мнений. 4. С. 366, 368. Для характеристики общественного мнения начала 60–х гг., особенно в среде духовенства, важны воспоминания, дневники и собрания писем современников. Либеральные устремления отражались в многочисленных статьях богословских журналов, в которых чисто научные проблемы были отодвинуты на второй план (см. § 9). Согласно новому университетскому Уставу от 18 апреля 1863 г. в университетах открывались следующие новые кафедры: 1) богословия, 2) истории Церкви на историко–филологических факультетах и 3) церковного права на юридических факультетах. Богословие было обязательным для всех факультетов. Митрополит Филарет считал, что все эти дисциплины должны были читать духовные профессора, но на практике это соблюдалось только в отношении богословия; обе остальные дисциплины за редкими исключениями (например, М. Горчакова и А. Иванцова–Платонова) преподавались светскими профессорами (Филарет. Собрание мнений. 5. 2. С. 778–784, 801–806, а также: Флоровский. С. 355 и след.). 1527

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010