Уже в мае 1525 г. положение в стране было весьма серьезным, король на риксдаге в Вестеросе 205 заявил, что готов отречься от престола. Но члены риксрода и представители сословий просили Густава I остаться у власти и присягнули ему на верность 206 . Главным очагом беспокойства, как и ранее, оказалась Даларна. В 15241525 гг. там вспыхнуло восстание, возглавленное опальными вестеросскими прелатами Педером Якобссоном Суннанведером и местером Кнутом. Королю удалось успокоить далекарлийцев при помощи разъяснительных писем и бесед 207 . Лидеры восстания покинули страну, найдя убежище у норвежского архиепископа Олава Энгельбректссона. В сентябре 1526 г. их выдали шведам, а в феврале следующего года казнили. Перед казнью же провезли в шутовских нарядах по Стокгольму, предавали осмеянию. Были продекламированы стихи, в которых говорилось: «Эти мудрецы предпочли стать отъявленными предателями, нежели одобрить учение доктора Лютера» 208 . Однако вскоре, ко времени казни вождей первого далекарлийского восстания, в Даларне уже вспыхнул новый мятеж. Вначале бонды Даларны и Хельсингланда отказались платить налоги, а затем жители нескольких далекарлийских приходов восстали под предводительством Дальюнкера – самозванца 209 , выдававшего себя за юнкера 210 Нильса – сына Стена Стуре (который, по официальной версии, незадолго до этих событий умер). Дальюнкер притязал на власть в королевстве и умело агитировал жителей Даларны против государя, утверждая, что Густав Васа «отверг христианскую веру, стал лютеранином и язычником» 211 . Он нашел поддержку у жителей нескольких приходов Северной Даларны, а также у норвежских аристократов – архиепископа Олава Энгельбректссона (который выделил в помощь Дальюнкеру вооруженный отряд в 300 человек) и фру Ингер Оттесдоттер, выдавшей за самозванца свою дочь 212 . Пропаганда на сей раз имела лишь частичный успех, и Густаву Васе пришлось послать в Даларну значительные военные силы, получившие подкрепление от лояльных по отношению к королю далекарлийцев Бергслагена 213 . После кровопролитных боев начались переговоры. Далекарлийцы предъявили претензии: закрыт монетный двор в Вестеросе, в королевстве ходит неполновесная монета, налоги непомерны, король сокращает число церквей и монастырей. От монарха потребовали, чтобы он не навязывал шведам лютеранское учение и не одевал придворных в «изрезанное иноземное платье» (т.е. модную одежду заграничною покроя с разрезами). Густав I всячески старался успокоить далекарлийцев, объясняя, в частности, что не вводит лютеранства, а лишь дозволяет проповедовать Евангелие. Нашлось место и для шутки: король пообещал не давать больше своим придворным платье, если они и далее будут его резать 214 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

традиции, с другой - тесной связью с архитектурой Италии и Франции; существенным было и влияние архитектурного решения дворца Карла V в Гранаде. В работах мастеров региона стремление к насыщенной декоративности сочетается с обилием элементов ордерного декора (здание ратуши в Севилье, ок. 1527-1534, Диего де Рианьо). Воздействие итал. образцов в наибольшей степени проявилось в творчестве скульптора и архит. Диего де Силоэ, сыгравшего заметную роль в истории зодчества всей И. Полученное в мастерской отца Хиля де Силоэ образование было продолжено во время работы в Италии, в основном в Неаполе. По возвращении Силоэ приступил к активнейшей строительной деятельности во мн. городах И. Для его работ характерно смешение готических и ренессансных элементов. Он создал арочные галереи, близкие по пропорциям к готическим (башня церкви в Санта-Мария-дель-Кампо около Бургоса, 1528-1534), продолжал использовать нервюры как организующий элемент декора сводов, заполняя пространство между ними скульптурой в античном духе (церковь монастыря Сан-Херонимо в Гранаде, 1504-1543, Хакопо Флорентино, с 1525 Диего де Силоэ). Он же использовал новые для испан. зодчества итал. формы, напр. парадную 3-пролетную лестницу («Золотая лестница» в кафедральном соборе в Бургосе, 1519-1526), алтарь в виде купольной ротонды (Большая капелла собора Санта-Мария-де-ла-Энкарнасьон в Гранаде, нач. 1525). Эта классицизирующая линия в архитектуре юга И. была закреплена в творчестве ученика Силоэ Андреса де Вандельвиры, к-рый постепенно отходил от скульптурного декора, структурно связанного с готикой, и делал акцент на разработке ордера (работы в соборе Асунсьон-де-ла-Вирхен в Хаэне, 1562-1575). «Золотая лестница» кафедрального собора в Бургосе. 1519–1526 гг. «Золотая лестница» кафедрального собора в Бургосе. 1519–1526 гг. В Толедо развитие платереско связано с именем Алонсо де Коваррубиаса. Свою деятельность он начал как скульптор и в этом качестве участвовал в оформлении церкви монастыря Сан-Эстебан в Саламанке.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

по благословению митр. Варлаама построил в обители новые, более просторные храмы взамен старых (прежний Всехсвятский храм был перенесен в Горицкий мон-рь), а также дополнительные кельи, поскольку к этому времени в обители жили ок. 70 насельников. В следующий приезд в Переславль (по-видимому, в 1523; см.: ПСРЛ. Т. 24. С. 222) вел. князь уговорил Д. стать игуменом основанного им мон-ря и ввести в нем общежительный устав (по мнению Н. В. Синицыной , это произошло в 1511; см.: ПЭ. Т. 7. С. 119). Уже при жизни Д. мон-рь начал обзаводиться земельной собственностью. К 1-2 апр. 1525 г. относится докладная купчая грамота Д. на с. Ст. Будовское в Нерском стане Переславского у. ( Свирелин. 1860. С. 112-114; Добронравов. Прил. 38). Село было куплено на вклад, данный в обитель братом Василия III - угличским кн. Дмитрием Ивановичем Жилкой († 14 февр. 1521), почитавшим преподобного. 2 апр. 1525 г. братья Корсаковы, продавшие село, сделали вклад в монастырь - 140 р. (РГАДА. Ф. 281. Оп. 21. 15020). 20 июня 1525 г. Василий III выдал жалованную, льготную, несудимую и заповедную грамоту на с. Ст. Будовское (РГАДА. Ф. 281. Переславль. 62/8786), 11 июля 1526 г.- на с. Нов. Будовское, купленное в том же году мон-рем у братьев Корсаковых (купчая: Там же. 79/8803; грамота подтверждена вел. кн. Иоанном IV Васильевичем 11 февр. 1534 - Там же. 68/8792). 1 июня 1526 г. митр. Даниил выдал жалованную тарханно-несудимую грамоту ц. свт. Николая Чудотворца в с. Ст. Будовское (РГАДА. Ф. 281. Оп. 21. 15021; грамота была подтверждена митр. Иоасафом 12 марта 1539 и митр. св. Макарием 8 июня 1542). 14 июля 1538 г. вел. кн. Иоанн IV дал монастырю жалованную данную и несудимую грамоту на села Воргуша и Троицкое и дер. Карпово в Никитском стане (РГАДА. Ф. 281. Переславль. 102/8826). 30 нояб. 1548 г. Иоанн IV подтвердил несохранившуюся грамоту Василия III Данилову мон-рю на беспошлинную торговлю и о ежегодной выплате 5 р. «на масло» (ААЭ. Т. 1. 222. С. 211-212). К 1538-1539 гг. относится купчая грамота Д. на поместную дер.

http://pravenc.ru/text/171193.html

11 марта 1526 г. Московский и всея Руси митр. Даниил возглавил хиротонию К. во архиепископа Ростовского и Ярославского; в хиротонии, вероятно, принял участие и поставленный 4 марта в архиепископа Новгородского и Псковского свт. Макарий (впосл. митрополит Московский и всея Руси). Другие иерархи, поставленные в 1525-1526 гг. ( Вассиан (Топорков) , свт. Макарий), были иосифлянами, в этом ряду следует, возможно, рассматривать и поставление К. В пользу этого говорят хлопоты Вассиана (Патрикеева) , видного представителя нестяжателей , об освобождении Ниловой Сорской пуст. от власти Ростовского архиепископа; 14 сент. 1526 г. вел. кн. Василий III вывел Сорскую пуст. из юрисдикции Ростовского владыки (ААЭ. Т. 1. С. 145. 173; РИБ. Т. 32. 181). 5 февр. 1531 г. К. вместе с др. иерархами ходатайствовал перед государем за кн. Ф. М. Мстиславского, который обвинялся в том, что хотел отъехать к польск. королю (ДРВ. 17882. Ч. 3. С. 76; СГГД. Ч. 1. С. 439-443). Пребывание К. в 1531 г. в Москве позволяет предположить его участие в Соборе, заседания к-рого начались 11 мая. Собор был созван для осуждения Вассиана (Патрикеева) и его нестяжательских взглядов; на нем же произошло вторичное осуждение прп. Максима Грека . 3 сент. 1532 г. К. принял участие в соборном освящении новопостроенной Вознесения Господня церкви в Коломенском , подмосковной резиденции Московских вел. князей; освящение возглавил митр. Даниил, присутствовали вел. кн. Василий III, 2-летний наследник Иоанн IV Васильевич , вел. кнг. Елена Васильевна , братья вел. князя, члены Боярской думы. Известен ряд грамот К. времени его архиерейства. 25 июня 1526 г. архиепископ дал жалованную грамоту Феодосию, игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря , к-рой освободил приписные к обители сельские храмы от уплаты владычных податей (РИБ. Т. 32. Стб. 180. 110). В янв. 1533 г. К. дал аналогичную жалованную грамоту Ферапонту, игум. Ферапонтова Белозерского в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря , об освобождении от дани священнослужителей и приписных к мон-рю сельских храмов и о неподсудности их владычным десятинникам (ААЭ.

http://pravenc.ru/text/1840431.html

Троицкий Данилов монастырь, 2 класса, в 21 версте от железнодорожной станции Берендеево, в предместье города Переславля. Основан в 1508 году пр. Даниилом Переяславским (см. 7 апреля). В Троицком соборе, построенном в 1530 году великим князем Василием III, открыто почивают мощи пр. Даниила, в приделе его имени, в серебряной раке, устроенной в 1816 году, и находится чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, по преданию благословение обители пр. Даниила. Доселе в монастыре сохранился колодец, выкопанный пр. Даниилом. В день Святой Троицы совершается в монастыре крестный ход из всех церквей города, а 28 июля вокруг монастыря. При монастыре школа и странноприимный дом. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Троицкий Данилов 2 класса необщежительный мужской монастырь в предместье города. Основан в 1508 г. препод. Даниилом. Храмов четыре: соборный во имя Пресвятой Троицы, каменный, теплый, во имя Похвалы Божией Матери, каменный, во имя Всех Святых и над святыми вратами в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Крестные ходы бывают: в день Св. Троицы в монастырь из всех городских церквей и 28 июля вокруг монастыря. В монастыре погребены: на северной стороне настоятельских покоев князь И. П. Барятинский, в монашестве Ефрем, им были построены все ныне существующие каменные здания и ограда монастырская; почетная гражданка Варвара Васильевна Гладкова, пожертвовавшая на устройство монастыря 100 000 руб. в 50-х гг. прошлого столетия при архимандрите Платоне. В монастырском архиве сохраняются грамоты царей: Василия III (15251526 гг.), Иоанна Грозного (1538 – 81 гг.), Федора Иоанновича (1582 г.), Михаила Федоровича (1615 г.), Алексея Михайловича (1661 т 1675 гг.), Федора Алексеевича (1681 – 82 гг.), Иоанна и Петра Алексеевичей (1687 г.), митрополитов: Даниила (1526 г.), Афанасия (1564 г.), патриархов: Иосифа (1647 г.), Никона (1653 – 54 гг.), Иоасафа ( 1669 г.), Иоакима (1680 г.) и Адриана (1695 г.). Там же находятся две купчие записи основателя монастыря игумена Даниила 1525 и 1527 гг. (в копиях), рукописное евангелие 1521 г. и несколько древних актов XVII в.

http://sobory.ru/article/?object=00434

Уход с Московской кафедры митр. Варлаама и постановление митр. Даниила. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 850 об.) Уход с Московской кафедры митр. Варлаама и постановление митр. Даниила. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 850 об.) В качестве Предстоятеля Русской Церкви Д. возглавил значительное число епископских хиротоний: Ионы, архим. Юрьева новгородского мон-ря,- во епископа Рязанского (23 марта 1522; еп. Иона сменил на кафедре Сергия, оставившего епархию 3 марта 1522, по предположению Зимина, из-за близости к нестяжателям); Акакия, архим. Возмицкого в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря, постриженика Волоколамского мон-ря,- во епископа Тверского (30 марта 1522); племянника прп. Иосифа Вассиана (Топоркова), ставшего епископом Коломенским и деятельным сторонником Д. (2 апр. 1525); Алексия, игум. Кириллова Белозерского мон-ря, занявшего Вологодско-Пермскую кафедру (9 апр. 1525). Наиболее известным иерархом, к-рого поставил Д., был Новгородский архиеп. св. Макарий, бывший до этого архимандритом можайского Лужецкого мон-ря, хиротония была совершена 4 марта 1526 г. (к тому времени Новгородская кафедра оставалась вакантной 17 лет после сведения с нее Серапиона). Также 4 марта 1526 г. Ростовским архиепископом стал архим. Спасского мон-ря в Суздале Кирилл III. 20 февр. 1536 г. Д. поставил в Смоленск еп. Савву (Слепушкина), постриженика Иосифо-Волоцкого мон-ря. Исследователи отмечали, что большинство поставленных Д. архиереев принадлежали к его идейным сторонникам (иосифлянам). Среди ближайших сподвижников Д. следует назвать также Крутицкого еп. Досифея (Забеллу), чудовского архим. Иону (Собину), симоновского архим. Герасима (Замыцкого). При Д. совершились канонизации прп. Макария Калязинского - 9 окт. 1523 г. (мощи святого были открыты 26 мая 1521) и прп. Пафнутия Боровского - в 1531 г. Отношения между государством и Церковью Митр. Даниил поставляет Савву (Слепушкина) во епископа Смоленского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (ГИМ. Син. 962. Л. 13 об.)

http://pravenc.ru/text/171216.html

В 1524-1526 гг. В. участвовал в посольстве кн. И. И. Засекина-Ярославского и дьяка С. Б. Трофимова к имп. Карлу V (кор. Карлу I), находившемуся в то время в Испании, по пути посольство посетило Англию. Существует предположение, что из этой поездки В. привез и перевел письмо Максимилиана Трансильвана об экспедиции Магеллана, изданное в 1523 и 1524 гг. в Риме; впрочем, существует и версия перевода этого сочинения Герасимовым ( Казакова. С. 131-141). Рассказы В. доктору И. Фабру на обратном пути посольства в Тюбингене составили основу сочинения последнего о России (Донесение доктора Иоанна Фабра его высочеству Фердинанду, инфанту Испанскому, эрцгерцогу Австрийскому и правителю Австрийской империи о нравах и обычаях московитян//Отеч. зап. 1826. Ч. 25. 70. С. 285-305; Ч. 27. 75. С. 47-67). В сент. 1526 г. В. «в диаче место» был направлен с посольством Л. Б. Осинина и А. Н. Волосатого в Свящ. Римскую империю (ПСРЛ. СПб., 1911. Т. 22. Ч. 1. С. 521; Т. 34. С. 15). Это последнее прижизненное упоминание о В. Отсутствие известий о толмаче в послесловии Герасимова (1534) к переводу толкований на Псалтирь Бруно(на), еп. Гербиполенского (Вюрцбургского), вероятно, свидетельствует о том, что к началу этой работы В. не было в живых. В. принадлежал к той части служилой бюрократии Московского гос-ва, к-рая особенно интересовалась богословскими и церковными вопросами. Частые контакты В. с западноевропейцами (по долгу службы и личные) и знание языков, возможно, способствовали появлению у него интереса к католицизму, однако сведения об этом носят случайный характер и не позволяют в достаточной степени оценить его взгляды. Прп. Максим Грек, в письме к Ф. И. Карпову объединивший имена В. и Булева («и твоя милость съотведеся Николаевым и Власиевым неведением»), писал не об общности мировоззрений В. и Булева, но о незнании ими источника послания святогорца - Слов Григория Богослова (ПЛДР. Кон. XV - 1-я пол. XVI в. С. 494, 496). Статейные списки посольств 1524-1525 и 1526-1527 гг., к составлению к-рых (во всяком случае последнего) был причастен В., не сохранились (Описи царского архива XVI в. и архива Посольского приказа 1614 г. М., 1960. С. 19, 113).

http://pravenc.ru/text/155017.html

Управляя Волоколамским монастырем, игум. Даниил стремился следовать правилам, установленным прп. Иосифом, в первую очередь в соблюдении общежительного устава . Чрезмерная строгость нового настоятеля, запретившего иметь личное имущество в кельях, в т. ч. книги и иконы, стала причиной конфликта с братией. Иноки обратились к соборному старцу Ионе Голове (Пушечникову) (он был назван прп. Иосифом в качестве одного из возможных преемников) с жалобой на игум. Даниила, в которой писали, что чтут Иону, как " отца своего Иосифа " , и просили ходатайствовать перед игуменом о разрешении иметь в кельях книги и иконы. Об отношениях с братией можно судить по тому, кто в годы игуменства Даниил занимал посты келаря и казначея, кто из старцев привлекался к заключению земельных сделок. Если в первые годы игуменства Даниила это были сподвижники прп. Иосифа во главе с Ионой Головой и Кассианом Босым , то позднее выдвинулись другие лица, например, Герасим (Ленков) , пользовавшийся позднее особым доверием великого князя и о. Даниила. При игум. Данииле в монастыре формировалось значительное книжное собрание. Митрополит Московский и всея Руси Уход с Московской кафедры митр. Варлаама и постановление митр. Даниила. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1570-е гг. (РНБ. F. IV. 232. Л. 850 об.) 17 декабря 1521 года оставил кафедру митр. Варлаам , сосланный вскоре по повелению вел. князя в Спасо-Каменный Преображенский монастырь. 27 февраля 1522 года на митрополичью кафедру , очевидно по желанию государя, был поставлен Даниил. В качестве Предстоятеля Русской Церкви митр. Даниил возглавил значительное число епископских хиротоний: Ионы, архим. Юрьева новгородского монастыря , - во епископа Рязанского; Акакия, архим. Возмицкого монастыря , постриженика Волоколамского монастыря, - во епископа Тверского (30 марта 1522); племянника прп. Иосифа Вассиана (Топоркова) , ставшего епископом Коломенским и деятельным сторонником Даниила (2 апреля 1525); Алексия, игум. Кирилло-Белозерского монастыря , занявшего Вологодско-Пермскую кафедру (9 апреля 1525). Наиболее известным иерархом, которого поставил митр. Даниил, был Новгородский архиеп. Макарий , бывший до этого архимандритом можайского Лужецкого монастыря, хиротония была совершена 4 марта 1526 года (к тому времени Новгородская кафедра оставалась вакантной 17 лет после сведения с нее Серапиона). Также 4 марта 1526 года Ростовским архиепископом стал архим. Спасского монастыря в Суздале Кирилл III . 20 февр. 1536 года митр. Даниил поставил в Смоленск еп. Савву (Слепушкина) , постриженика Иосифо-Волоцкого монастыря.

http://drevo-info.ru/articles/13677302.h...

426 Этот фрагмент текста восстановлен по Музейному списку (л. 23 об.), так как Синодальный список Жития Кассиана Босого имеет следы сознательной правки: имя Даниила отсутствует, хотя ниже упоминается какой-то архимандрит, которого великий князь Василий III, как и Кассиана, «великой чести сподобил» и «одарил», причем словосочетание «архимандрита же и» подчищено, но исправления на новое чтение нет; ниже местоимение «их» исправлено на «его». Даниил (в миру Дмитрий Константинов) родился в Переяславле-Залесском около 1459 г., был послушником в Никитском монастыре, в 1482 г. постригся в монахи в Пафнутьево-Боровском. В 90-е годы XV в. жил в пустыни на реке Рузе, в Никитском монастыре, а затем в переяславском Горицком, архимандритом которого стал в 1521 г. В 1525 г. по повелению великого князя Василия III принял игуменство в основанном им самим переяславском Троицком монастыре, где ввел строгий общежительный устав, выстроил две каменные церкви. В 1539 г. из-за старости и болезни Даниил оставил игуменство и вскоре умер (1540/1541). Даниил был крестным отцом детей великого князя Василия III – Ивана и Юрия. По повелению Ивана IV Грозного и митрополита Макария в 50–60-е годы XVI в. было написано Житие Даниила Переяславского. Его автором был духовник царя Андрей, ученик святого, позднее ставший митрополитом Московским и составителем Степенной книги. 427 Если автором этого текста был Вассиан Кошка, то он занимал должность келаря Иосифо-Волоколамского монастыря после Феодосия (1526–1527), до Саввы Слепушкина (1533). 428 Мясопустная суббота – суббота на Мясопустной неделе (предпоследняя неделя перед Великим постом), в которую поминали усопших, родительская Суббота. 429 Сырная неделя, или Сыропустная седмица, – последняя неделя перед Великим постом, в течение которой было запрещено есть мясо, но позволено употреблять сыр и масло. 430 Елена – дочь князя Василия Львовича Глинского, вторая жена великого князя Василия III, великая княгиня с 1526 г. От этого брака у нее было два сына – Иван (1530) и Юрий (1532). В 1533–1538 гг. она была регентшей при малолетнем сыне, великом князе Иване IV. В годы ее правления большую роль в государственных делах играли фаворит княгини И.Ф. Овчина-Телепнев-Оболенский и митрополит Даниил. Вела активную борьбу с сепаратизмом удельных князей: при ней были ликвидированы уделы Юрия Дмитровского и Андрея Старицкого, подавлены заговоры Андрея Шуйского и Михаила Глинского. Вела успешную войну против союзных войск польского короля Сигизмунда и крымского хана, заключив в 1536 г. перемирие на выгодных для Москвы условиях. По преданию, была отравлена, умерла в 1538 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пример сканд. практики представлен в уставе 1531 г. О. Петри. Этот устав испытал сильное влияние «Формулы мессы» Лютера и Нюрнбергской мессы 1525 г. Уникальной чертой является то, что месса начинается исповедальным обращением и включает общее исповедание грехов, молитву о прощении и провозглашение благодати, возможно как подражание традиц. подготовительным молитвам священника перед мессой. Затем следует месса: интроит или целый псалом - «Kyrie» - «Gloria in excelsis» - приветствие и коллекта - Послание - градуал - Евангелие - Апостольский Символ веры (хотя можно использовать также Никейский) - префация - установительные слова - «Sanctus» - «Отче наш» - «Pax Domini» - «Agnus Dei» - наставление общине - преподание - приветствие - послепричастная коллекта - приветствие - «Benedicamus» - Аароново благословение с тринитарным призыванием. Эта месса публиковалась в 1535, 1541 и 1548 гг. В последнее издание (1557) были включены лат. интроиты и градуалы, а также дополнительные коллекты, переведенные с латыни. Первоначально эта месса использовалась в Швеции и Финляндии, а позднее также в Эстляндии и Ливонии. Уставы мессы можно разделить на типы. К 1-му типу относятся уставы, которые наиболее точно следуют литургическим работам Лютера. Сюда относятся мессы саксонских церквей и уставы, изданные виттенбергскими богословами, наиболее значительные среди них - уставы Бугенхагена, Прусский устав 1525 г. и саксонская агенда 1540 г. К этой же традиции принадлежат уставы городов Бранденбург-Нюрнберга (1533), Ганновера (1536), Наумбурга (1537/1538), Галле (1541), Мекленбурга (1552), а также рижский устав И. Брисмана 1530 г., швед. месса 1531 г. и мн. др. К этому центральному саксон. типу примыкают уставы 2-го типа, в к-рых отмечена тенденция сократить средневек. церемониал при отказе от представлений о мессе как о жертве. Ко 2-му типу относятся Бранденбургский устав 1540 г., Пфальц-Нойбургский устав 1543 г. и Австрийский устав Д. Хитреуса. В «Красную книгу» 1576 г. (или Liturgia Svecanae) швед. кор. Юхан III включил мессу, к-рая обладала мн. чертами средневек. ритуала, но воспроизводила структуру, к-рую О. Петри позаимствовал у Лютера: префация - установительные слова - «Sanctus». В дополнительной молитве epiclesis к Богу обращено прошение о том, чтобы Он силой Св. Духа благословил тех, кто верно принимают Дары, Тело и Кровь Христа. В «Красной книге» ничего не говорится о жертве за живых и умерших, много примечаний с цитатами из творений отцов Церкви, но сочинения Лютера и Меланхтона не цитируются, за что короля неоднократно осуждали, однако отсутствие прямых цитат едва ли следует считать несогласием с их позицией. После смерти короля Шведская церковь вернулась к использованию устава 1531 (1557) г. К 3-му типу относятся уставы, которые тяготеют к традиции реформатов, не принимая при этом их богословие; такими являются уставы Швебиш-Халля 1526 г., Гессена-Касселя 1532 и 1539 гг., Вюртемберга 1536, 1553, 1559, 1565 и 1582 гг., Баденский устав 1556 г. и др.

http://pravenc.ru/text/2561094.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010