Сергиев монастырь традиционно был близок к великокняжеской семье, поэтому в 1533 году мы видим троицкого келаря у одра умирающего Василия III. Перед его кончиной Митрополит Даниил (1522–1539; †1547) совершил пострижение Великого князя в монахи, “а мантии не бысть, зане же бо спешачи несучи выронили; и взем с собя келарь троецкии Серапивон Курцов манатию, и положиша на него и скиму ангельскую и Евангелие на груди положиша” 13 . В 1549 году старец Серапион (Курцов) становится игуменом прославленной Радонежской обители. В 1530 году, еще будучи простым иноком, он, несомненно, был в монастыре при крещении царского младенца — Иоанна Грозного. В августе 1549 года в Новодевичьем монастыре крестили царскую дочь Анну “ста­рец Андриан Ондросовы пустыни да старец Генадий Сарарйскые пустыни, а действовал священническаа игумен Троицкий Сергиева монастыря Серапион Курцов” 14 . 2 сентября 1550 года царь Иоанн Грозный дал общую жалованную грамоту Троице-Сергиеву монастырю при игумене Серапионе 15 . В 1590 году в Троице-Сергиевом монастыре была составлена Кормовая книга “по старым книгам, по уложенью игумена Серапиона Курцова с братьею” 16 . Очевидно, им были систематизированы сведения о “кормах” по монастырским вкладчикам. От игумена Серапиона в Лавре до наших дней сохранилась шиферная икона “в серебряной золоченой сканной оправе”, на которой “высоким рельефом изображен в рост архангел Михаил с поднятым мечом на правом плече и с ножнами в левой руке” 17 . В 1551 году Троицкий настоятель принимал участие в работе Стоглавого Собора. По окончании соборных заседаний материалы были направлены на отзыв в Троицкий монастырь “со­борным старцам” на отзыв. Привозили их в монастырь Троицкий игумен Серапион, волоколамский старец Герасим (Ленков) и клирик придворного Благовещенского собора в Кремле священник Сильвестр. Сообщение об этом занимает 99 главу Стоглава 18 . В перечне Троицких игуменов говорится о времени его правления: “Сарапион Курцов — 2 года и полмесяца” 19 . Вскоре после Стоглавого Собора он был возведен на Новгородскую кафедру, сменив владыку Феодосия (1542–1551).

http://pravmir.ru/iz-istorii-russkoy-ier...

Нифонт, епископ Сарский и Подонский (Крутицкий) (Кормилицын) Преосвященный Нифонт – племянник преподобного Иосифа Волоколамского († 1515; память 9/22 сентября). Им же пострижен в монашество и был его учеником. Вел подвижническую жизнь. В 1522 году назначен игуменом Иосифо-Волоколамского монастыря. При нем в заточении там находились преподобный Максим Грек († 1556; память 21 января/3 февраля, 21 июня/4 июля) и инок Вассиан Патрикеев († до 1545). Сохранились письма митрополита Даниила и великого князя Василия III от 24 мая 1525 года о соборном суде над Максимом Греком , адресованные властям Волоколамского монастыря. В 1533 году смертельно больной Василий III посетил Волоколамский монастырь; игумен Нифонт провожал его в Москву и там присутствовал при пострижении Василия III в схиму с именем Варлаам. В 1543 году – архимандрит Московского Новоспасского монастыря. Этим обусловлено было его участие в казанском походе 1550 года. На церковном Соборе 1549 года Нифонт выступал свидетелем обвинения по делу Исаака Собаки. 11 марта 1554 года архимандрит Нифонт хиротонисан во епископа Сарского и Подонского (Крутицкого). В 1555 году участвовал в торжественном поставлении Гурия архиепископом Казани. Скончался в 1558 году (по другим источникам, в 1561 году). Погребен в Иосифо-Волоколамском монастыре. Будучи игуменом Иосифо-Волоколамского монастыря, Нифонт не только увеличил библиотеку монастыря, но также собрал и сохранил в обители весь репертуар литературы, представляющий интерес для образованного круга иосифлян. По его заданию составляются сборники для общемонастырского пользования с произведениями самого широкого круга. Монастырские книжники постоянно переписывают произведения основателя монастыря преподобного Иосифа Волоцкого . По благословению митрополита Даниила Нифонт, будучи игуменом Иосифо-Волоколамского монастыря, работал по составлению сводной Кормчей. В те же годы Нифонтом было написано послание Василию III «О преставлении старца Кассиана Босого». Личная библиотека владыки Нифонта, по всей видимости, согласно его желанию, попала в Иосифо-Волоколамский монастырь, откуда начиналось его духовное становление.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Стефана Уроша III (Стефана Дечанского) и деспота Стефана Лазаревича. Начальная часть 1-го Жития в основном посвящена драматическим взаимоотношениям его героя с отцом, а во 2-м М. упоминается в родословце сербской династии Неманичей с определением «Баньский краль». Оба памятника получили распространение в рукописной традиции Московской Руси XVI в. Сведения из них были включены в сокращенном виде в Русский Хронограф, составленный между 1516 и 1522 гг. в Иосифовом Волоколамском мон-ре (ПСРЛ. Т. 22. Ч. 1. С. 395, 403-404), и перешли во все позднейшие редакции памятника XVI - 1-й четв. XVII в. (Там же. Ч. 2. С. 182, 186-188), в Никоновскую летопись, созданную в 1526-1530 гг. в окружении митр. Даниила (ПСРЛ. Т. 10. С. 48, 196-198), и в Лицевой летописный свод посл. четв. XVI в. Не позднее 2-й четв. XVI в. большие извлечения из Жития Стефана Дечанского (в т. ч. повествующие о М.) были включены в состав посмертных чудес свт. Николая Чудотворца, причем и на декабрьскую и на майскую памяти (ВМЧ. Декабрь, дни 6-17. СПб., 1904. Стб. 645-660; Иосиф. Оглавление ВМЧ. Ч. 2. Стб. 155-156). В 70-х гг. XVI в. тексты этих чудес были проиллюстрированы (в т. ч. с изображением М.) в составе лицевого жития свт. Николая (РГБ. Больш. 15), созданного в мастерских Московского Кремля. Начиная с 1640 г. тексты неоднократно издавались Московским Печатным двором в сборнике с Житием, со службами и с чудесами свт. Николая. С посл. четв. XVIII в. (старшее известное издание - Гродно, 1781) книга неск. раз издавалась старообрядцами. В Ярославле в 1644 г. сцены из Жития Стефана Дечанского с изображением М. были включены во фресковый цикл ц. Николы Надеина, а в 1673 г.- ц. Николы Мокрого ( 2007. С. 95-98). От хиландарских посольств сер. XVI в. в Москве было известно, что М. является (наряду со святыми Саввой и Симеоном Сербскими) одним из главных ктиторов этого святогорского монастыря. В 1550 г. хиландарские монахи преподнесли царю Иоанну IV Васильевичу Грозному икону М. и список службы ему ( 1965. С. 93), совр.

http://pravenc.ru/text/2563220.html

Мы уже упоминали о «битых», т. е. печатных, Апостоле и Псалтири и других пяти книгах, находившихся в библиотеке Супрасльского монастыря; теперь прибавим, что в 1522 г. один священник виленской Юрьевской церкви, отец Матфей, в своем духовном завещании, распределяя свои домашние книги между разными лицами, назначил воскресенскому попу Федору «выбойную Книгу Царства». Эта печатная книга была, без сомнения, из числа изданных доктором Скориною, потому что других изданий славянской Библии, и в частности Книги Царств, тогда еще не было . О религиозном и нравственном состоянии православных в Литовском государстве сохранилось мало отзывов благоприятных, а больше неблагоприятных. Ученый Браун, житель Кельна, католик духовного звания, в своем описании Вильны, относящемся к 1-й половине XVI в., говорит, между прочим: «В Вильне много храмов каменных, а некоторые деревянные, и последователям разных вер дозволяется каждому держаться своего вероисповедания». Это касается всех вообще жителей Вильны, но свидетельствует, что и православные здесь не терпели тогда стеснений в своей вере. А вот слова и прямо о православных: «Религию в этом городе исповедуют особенную, удивительную. Литургию в храмах слушают с великим благоговением; священник, совершающий Св. Тайны, находится за распростертою завесою, которая его закрывает, и, когда эта завеса отодвигается, трудно сказать, с каким усердием и сокрушением предстоящие ударяют себя не только в грудь, но и в лицо (т. е. возлагают на себя крестное знамение). Те, которые в предшествовавшую ночь воспользовались брачными удовольствиями, на следующий день, по религиозному чувству, не входят в храм, но, стоя вне, на паперти, созерцают жертвоприносящего чрез отверстия храма (обычай, существовавший и в Московском государстве). В другое время они часто совершают молитвенные стояния и крестные ходы с иконами святых; преимущественно носят иконы св. Павла и Николая, которых они особенно почитают» . Михалон, литвин римской веры, в своем сочинении «О правах татар, литовцев и москвитян», написанном в 1550 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/436047/

Поновление Владимирской иконы Пресв. Богородицы. 21 мая. 1515.             Иосиф преп., игумен Полоцкий. 9 сент. 1516.             Серапион, архиеп. Новгородский. 10 марта. 1521.             Обретение мощей пр. Макария, игумена Калязинского. 26 мая. 1522.             Иоанн, в иночестве Игнатий, князь Вологодский. 19 мая. 1525.             Празднество Смоленской иконе Пресв. Богородицы Одигитрии. 28 июля. 1526.             Иоанн новый, муч. Цареградский от Магометан. 18 апр. 1532.             Артемий праведный, Перкольский. 23 июня и 20 окт. Кирилл, преп. Новоезерский. 4 февр. Корнилий, преп. Комельский. 19 мая. 1533.             Александр преп. Свирский. 30 авг. 1539.             Обретение мощей Андрея, князя Смоленского. 27 окт. Даниил, преп. Переяславльский. 7 апр. Иаков, Боровичский чудотворец. 23 окт. 1540.             Празднование Ржевской иконе Пресв. Богородицы. 11 июля. 1550.             Арсений, преп. Комельский. 24 авг. 1552.             Василий блаж., юродивый Московский. 2 авг. 1554.             Нил, преп. Столобенский. 7 дек. 1556.             Антоний, преп. Сийский. 7 дек. 1563.             Гурий, архиеп. Казанский. 4 дек. 1565.             Геннадий, преп. Костромской. 23 янв. 1568.             Феодосий, преп. Тотемский. 28 янв. 1570.             Филипп, митрополит Московский. 9 янв. 1576.             Варсонофий, еп. Тверской. 4 окт. 1579.             Явление иконы Пресв. Богородицы в Казани. 8 июля. 1582.             Никандр пустынножитель, преп. Псковский. 24 сент. 1591.             Убиение Димитрия, царевича Московского. 15 мая. 1595.             Обретение мощей казанских чудотворцев, Гурия и Варсонофия. 4 окт. 17 век 1606.             Перенесение мощей Димитрия царевича в Москву. 3 июня. 1612.             Празднество Пресв. Богородице за избавление Москвы от Ляхов. 22 окт. 1625.             Перенесение честной ризы Господней от Персиды в Москву. 10 июля. Празднество Пресв. Богородице, ради чудес от Ее иконы Грузинской. 22 авг. 1641.            Празднество Страстной иконе Пресв. Богородицы. 13 августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

В 1522 году из-за произвола киевских воевод печерская братия во главе с архимандритом Игнатием вынуждена была подать жалобу королю о том, что воеводы киевские часто, по нескольку десятков раз в год, приезжают в монастырь и вымогают у братии и настоятеля подарки и что монастырским людям делается великая кривда, когда их заставляют давать подводы и кормы королевским и крымским послам и гонцам. Поначалу король удовлетворил просьбу братии и освободил их от поборов. Но вскоре он сам вмешался в дела Печерской обители, отстранив от настоятельства архимандрита Игнатия и поставив настоятелем своего человека. Год спустя покровитель Киево-Печерской обители, князь Константин Иванович Острожский, и монастырская братия подали жалобу на нового настоятеля, прося вернуть настоятельство архимандриту Игнатию. Благодаря заступничеству Острожского король выполнил их просьбу. В 1550 году скончался и был погребен в Великой Печерской церкви князь Константин Острожский. В 1544 году печерская братия вынуждена вновь подать жалобу королю на притеснения воеводы, князя Андрея Соколинского. В 1579 году в Успенском соборе был установлен памятник князю К. И. Острожскому. В том же году король Стефан Баторий выдал Печерскому монастырю грамоту подтверждающую его права и привилегии. В 1594 году посол Эрих Лясота посетил Киево-Печерскую Лавру и составил ее подробное описание. С 1596 года, когда по воле короля Сигизмунда III митрополит Киевский Михаил (Рагоза) принял так называемую Брестскую унию, согласившись признать главенство папы Римского, Киево-Печерская Лавра становится главным оплотом Православия на территории Речи Посполитой (Польши). Сразу же после принятия митрополитом унии печерская братия во главе с архимандритом Никифором отказала архипастырю-отступнику в повиновении. В 1597 году возный земли Киевской Роман Овсяный, исполняя приказ короля, прибыл с двумя другими лицами в Лавру, дабы передать ее униатам. Но перед воротами обители встретили его иноки, поддержанные вооруженными казаками, и объявили ему: «Мы имеем архимандрита, иного нам не нужно; митрополита в Киеве нет, а Михаила Рагозу, которого за отступничество от Православия наши духовные низложили, мы не признаем за митрополита и увязать его в наш монастырь не дозволим». Возный пытался отворить монастырские ворота, однако монахи не пустили его в обитель.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

605 ...зело бо о семь много лт моляся... и по монастырем великиа милостыня посылая. – Брак Василия III с Соломонией Сабуровой был бездетен. После развода с ней великого князя (1525) Соломонию постригли в Рождественском монастыре. В 1526 г. Василий III женился на Елене Васильевне Глинской, однако и у нее детей не было около четырех лет. Иван Васильевич Грозный родился от этого брака 25 августа 1530 г. 606 ...посылает старца Тихона Зворыкина... – Монах Иосифо-Волоколамского монастыря Тихон происходил из боярского рода Зворыкиных, в 1509 г. был монастырским казначеем, входил в число соборных старцев, помогавших игумену управлять монастырем. О Тихоне Зворыкине упоминал Иосиф Волоцкий в своем послании к Василию Андреевичу Челяднину. Из этого источника известно, что Тихон Зворыкин подолгу жил в Москве и был вхож в митрополичьи покои. В августе 1530 г. он ездил из Москвы в Иосифо-Волоколамский монастырь с посланиями Василия III к игумену Нифонту Кормилицыну и соборному старцу Тихону Ленкову, где государь просил отпустить к великокняжескому двору старца Кассиана Босого, которого он выбрал в крестные отцы для сына Ивана. 607 ...возвщаеть игумену Нифонту... – Речь идет о Нифонте Кормилицыне, постриженике и игумене Иосифо-Волоколамского монастыря (1522–1543), известном писателе и книгописце. Во время его игуменства в монастыре находились в заточении Максим Грек и Вассиан Патрикеев. В 1533 г. Нифонт сопровождал в Москву смертельно больного Василия III и постригал его в схиму. В 1543–1554 гг. Нифонт был архимандритом Ново-Спасского монастыря; в 1550 г. принимал участие в Казанском походе; в 1554 г. был поставлен епископом Крутицким и Сарским. Последние годы жизни провел в Иосифо-Волоколамском монастыре, скончался в 1561 г. Нифонт Кормилицын был автором послания Василию III «О преставлении старца Кассиана Босого», входящего в состав жития святого. 608 ...в честную святую обитель Живоначалныя Троица великого чюдотворца Сергия. – Троице-Сергиев монастырь был основан Сергием Радонежским и его братом Стефаном в 1330–1340 гг.; с конца XIV в. был одним из самых авторитетных монастырей в духовной жизни страны; в 1561 г. настоятели монастыря получили сан архимандритов и право первенства среди игуменов русских монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Близок вел. кн. Василию III Иоанновичу и митр. Даниилу был и еп. Вассиан (Топорков), поставленный на Коломенскую кафедру в 1525 г. из соловецких игуменов. При еп. Вассиане в Коломне по повелению вел. князя была построена мощная кирпичная крепость (1525-1530), ставшая юж. форпостом Российского гос-ва. Есть основание полагать, что при еп. Вассиане в состав К. е. вошел Каширский у.: в авг. 1538 г. К. е. была выдана тарханная грамота, освобождавшая от уплаты налогов слободы в Коломне; Вассиан назван в этой грамоте епископом Коломенским и Каширским. После включения Каширского у. в К. е. должен был перейти Белопесоцкий во имя Святой Троицы монастырь , значительная духовная корпорация того времени. Грамота 1538 г. была подтверждена в 1551 г., что являлось актом особой милости, поскольку в 1550 г. в Судебник вошло установление о ликвидации «тарханов». Брусенский в честь Успения Божией Матери мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. (РГБ) Брусенский в честь Успения Божией Матери мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. (РГБ) В 1-й пол. XVI в. неск. Коломенских архиереев оставили кафедру, что, вероятно, было связано с церковными и политическими спорами и борьбой в эти годы. Коломенский еп. Тихон, бывш. игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря , близкий сочувствовавшему нестяжателям митр. Варлааму , после 1522 г. в источниках не упоминается, вероятно, он был смещен новым митр. Даниилом. В мае 1542 г., вскоре после прихода на митрополию свт. Макария и переворота бояр Шуйских, был смещен с Коломенской кафедры еп. Вассиан (Топорков). Его сменил архим. Новоспасского московского в честь Преображения Господня монастыря Феодосий, удаленный из епархии в 1555 г. Царь Иоанн IV Васильевич позднее обвинял руководителей «Избранной рады» (неофиц. правительства России в годы реформ) в том, что они побуждали население Коломны «камением побити» епископа, а затем «со престола согнали» (Послания Ивана Грозного /Подгот. текста: Д. С. Лихачёв, Я. С. Лурье. М.; Л., 1951. С. 52). Летом 1552 г. еп. Феодосий благословил в коломенском Успенском соборе Иоанна IV, прибывшего в город с войском для отражения крымско-татар. набега. Перед началом похода на Казань в том же году царь вновь взял благословение у Феодосия возле Донской иконы Божией Матери , находившейся в коломенском кафедральном храме. Во время пребывания в Коломне царь Иоанн и епископ заложили шатровую Успенскую ц. (см. Брусенский в честь Успения Божией Матери женский монастырь ). В нояб. 1562-1563 г. Коломенский еп. Варлаам II сопровождал Иоанна IV в походе на Полоцк, взяв с собой чудотворную Донскую икону, благословлял его и рус. войско. В 1581-1586 гг. епископом Коломенским и Каширским был 1-й патриарх Московский и всея Руси свт. Иов .

http://pravenc.ru/text/1841782.html

тр ); л. 177–178 – вопросник вельможам (В-Печ. тр.); л. 178 об.–187 об. – поновление мирянам; л. 187 об.–189 об. поновление вельможам; л. 190–191 об. – поновление детям: л. 191 об.–197 об. – вопросник девицам, женщинам и вдовицам (Ж-Печ. тр ); л. 198–206 – поновление женщинам; л. 207–210 – вопросник инокам (Ч-Печ. тр.); л. 210–215 – поновление инокам; л. 215 об.–217 об. – вопросник инокиням (ЧЖ-Печ. тр.); л. 218–222 – поновление инокиням; л. 222–226 – вопросник священникам (Св-Печ. тр.); л. 226–233 об. – поновление игуменам; л. 233 об.–235 – поновление священникам-бельцам и дьяконам; л. 235–236 – молитва разрешительная; л. 241 об.–245 об. – молитва разрешительная по совершении епитимьи; л. 248 об.–254 – поисповедное поучение; л. 259 –262 об. – поисповедное поучение; л. 262 об.–267 – поучение священникам и дьяконам. Вологод. 64, ф. 354. Сборник слов, молитв, поучений и служб. 1540–1550-е гг. 4°. 509 л. Филиграни: 1) Кувшин с одной ручкой и цветком, тип: Брике, 12646 (1541–1543 гг), Лихачёв, 2950,1679 (1541–1543 гг.); 2) Кувшин с двумя ручками и цветком, вид: Лихачёв, 2899, 2900 (1555–1567 гг.); 3) Литера Р с цветком, не отожд.; 4) Единорог, вид: Лихачёв, 1538, 1539 (1527 г.) и Лихачёв, 1806, 1807 (1557 г.); 5) Щит с литерами F/x, вид: Лихачёв, 1540, 1541, 2881 (1527 г., 1530-е гг.); 6) Колесо, тип: Лихачёв, 1510, 1511 (1522 г.); 7) Перчатка с короной и литерами PC, вид: Лихачёв. 1658, 1659 (1535– 1540 гг.); 8) Литера Р с цветком, вид: Лихачёв, 2894, 2895 (1555–1559 гг.); 9) Сфера, вид: Лихачёв, 3170 (1559 г.) Записи: л. 1 – «Сия книга глаголемая Жития святых отец дому Пресвятые Богородицы и преподобных отец Дионисия и Амфилахия домовая»; л. 509 об. – «Сия книга глаголемое Житие Иоанново, никому до нево дела нет, аминь». (XVI в.); л. 270, 276 – выцарапаны записи (нрзб.). Содержание: л. 240–241 об. – поучение Григория Нисского о исповедающихся; л. 241 об.–262 – поновление инокам (с молитвами); л. 262–263 – вопросник священникам (Св-Вологод. 64); л. 263–265 об. – поновление священникам; л.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Коляс Андрей Григорьевич Совин [см. Сова], посол в Англию, 1569 г. Ком Иван Юрьевич Меликов [см. Мелик], начало XVI в. Комака Василий Семенович Кайсаров [см. Кайсаров], 1499 г. Комар, Комаров : Комар, крестьянин, 1540 (1545? – С. В.) г., Новгород; Никита Темиров [см. Темир] Комаров, 1608 г., Нижний Новгород Комель Иван, слуга Троицкого монастыря, середина XVI в.; Комлев Кирилл, посадский человек, 1624 г., Соль Вычегодская Комов Андрей, посадский человек, 1624 г., Зарайск Комонев Якуня, крестьянин, 1625 г., Устюг Комсин Постник [см. Постник], царский сытник, 1573г.; Комсин Иван Алексеевич, 1599 г. Комукин Васюк, крестьянин, 1606 г., Белев Комука – лихорадка, трясучка Комуша , крестьянин, начало XVI в., Новгород Ср. комшить, комушить, комкать – бить, колотить (Даль) Комшак , крестьянин, 1540 г., Новгород Комша – драчун Комшило Иванов, крестьянин, 1606 г., Белев Комынин см. Камынин Комышин Никула Романов, посадский человек, 1600 г., Вязьма Комякины , посадские люди, 1624 г., Вязьма Конаковы , 1606 г., Рязань Конаха , крестьянин, XVI в., Новгород Кондак, Кондаков : Кондак, княжеский волостель в Нерехте, вторая половина XV в.; Никита Леонтьевич Кондаков, 1572 г., Новгород 49 Кондауровы см. Кандауровы Кондырь, Кондырев : Кондырь Иванович Суков [см. Суков], 1405 г.; Добрыня [см. Добрыня] Михайлович и Бровка [см. Бровка] Коптев [см. Копть] Кондыревы, 1550 г., Мещовск Кондырь – обшлаг на рукаве, стоячий воротник, козырек у картуза, повязка из платка на голове (Даль) Конищев Федор, слуга Троицкого монастыря, 1613 г. Конище – стойбище конского косяка [Ср. Канищевы] Конобеев Михаил Семенович, 1621 г., Тверь Коноб и конобь – жбан, кувшин, умывальник (Даль) Коновница Иван Семенович Лодыгин [см. Лодыга], середина XV в.; от него – Коновницыны [см. Греза, Слеза] Кононихин Никифор Емельянович, 1596 г., Орел Конопатого Федор, холоп, 1509 г., Муром Конопатый – рябой от оспы Коноплев Дмитрий, еретик, в 1505 г. сожжен в клетке Коноплин Иван Васильевич, середина XVI в., Рязань Коншин Леваш [см. Леваш] Иванович, митрополичий дьяк, 1482–1522 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010