Бенедикт XIV (антипапа), (1425 – 1430 [?]) Евгений IV (Габриэле Кондульмер), 1431.III.3 – 1447.II.23 Феликс V (Амадей, герцог Савойский) (антипапа), (1439.XI.5 – 1449.IV.25) Николай V (Томмазо Парентучелли), 1447.III.6 – 1455.III.24 Каликст III (Алонсо де Борха) (Борджа), 1455.IV.8 – 1458.VIII.6 Пий II (Энеа Сильвио Пикколомини), 1458.VIII.19. 1464.VIII.15 Павел II (Пьетро Барбо), 1464.VIII.30 – 1471.VII.26 Сикст IV (Франческо делла Ровере), 1471.VIII.9 – 1484.VIII.12 Иннокентий VIII (Джамбаттиста Чибо), 1484.VIII.29 – 1492.VII.25 Александр VI (Родриго де Борджа), 1492.VIII.11– 1503.VIII.18 Пий III (Франческо Тодескини-Пикколомини), 150З.IX.22 – 1503.Х.18 Юлий II (Джулиано делла Ровере), 1503.Х.31 – 1513.II.21 Лев Х (Джованни Медичи), 1513.III.11 – 1521.XII.1 Адриан VI (Адриан Флоренс), 1522.I.9 – 1523.IX.14 Климент VII (Джулио Медичи), 1523.XI.19 – 1534.IX.25 Павел III (Алесеандро Фарнезе), 1534.Х.13 – 1549.XI.10 Юлий III (Джованни Мария Чокки дель Монте), 1550.II.7 – 1555.III.23 Марцелл II (Марчелло Червини), 1555.IV.9 – 1555.IV.30, Павел IV (Джанпьетро Караффа), 1555.V.23 – 1559.VIII.18 Пий IV (Джованни Анджело Медичи), 1559.XII.25 – 1565.XII.9 Св. Пий V (Антонио Микеле Гислиери), 1566.I.7 – 1572.V.1 Григорий XIII (Уго Бонкомпаньи), 1572.V.13 – 1585.IV.10 Сикст V (Феличе Перетти), 1585.IV.24 – 1590.VIII.27 Урбан VII (Джамбаттиста Кастанья), 1590.IX.15 – 1590. IX.27 Григорий XIV (Никколо Сфондрати), 1590.XII.5 – 1591.Х.16 Иннокентий IX (Джованни Антонио Факкинетти), 1591.X.29 – 1591.XII.30 Климент VIII (Ипполито Альдобрандини), 1592.I.30 – 1605.III.5 Лeb XI (Алессандро Медичи), 1605.IV.1 – 1605. IV.27 Павел V (Камилло Боргезе), 1605.V.16 – 1621.I.28 Григорий XV (Алессандро Людовизи), 1621.II.9 – 1623.VII.8 Урбан VIII (Маффео Барберини), 1623.VII.6 – 1644.VII.29 Иннокентий Х (Джамбаттиста Памфили), 1644.IX.15 – 1655.I.7 Александр VII (Фабио Киджи), 1655.IV.7 – 1667.V.22 Климент IX (Джулио Роспильози), 1667.VI.20 – 1669. XII.9 Климент Х (Эмилио Альтьери), 1670.IV.29 – 1676.VII.22

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

1514 Ср.: Исх. 20:5. 1515 См.: Ис. 29:14. 1516 См.: Ис. 45:3. 1517 См.: Ис. 44:25. 1518 См.: Ис. 49:6. 1519 Ср.: Лк. 10:22. 1520 Конъектура Кройманна. В рукописи: «приходящий». 1521 Конъектура Кройманна. В рукописи: «имеет». 1522 Конъектура Кройманна. В рукописи: «свое, которое «всё " " . 1523 См.: Мф. 11:27. 1524 Интерполяция. 1525 См. Лк. 10:22. 1526 Ср. Рим. 1:19—20. 1527 См. Ис. 1:3. 1528 См. Ис. 55:5 (?) 1529 Ср. Ис. 40:15. 1530 Ср. Ис. 1:8. 1531 Конъектура Кройманна. В рукописи: «просвещение». 1532 Ср.: Ис. 49:6. 1533 См.: Лк. 10:23—24. 1534 Слова «если они не сподобились узреть то, что никогда не предсказывали?» Кройманн помещает здесь. В рукописи они находятся ниже, после слов: «[то, которое другие заслуженно увидеть не могли]». 1535 Интерполяция, по мнению Кройманна. 1536 Корссен так восстанавливает текст: «В чем же было счастье тех (т. е. учеников), которые тогда увидели то, что другие (т. е. пророки) по справедливости увидеть не могли, раз не достигли лицезрения того, что никогда не было предсказано, разве только это те, которые могли увидеть деяния своего Бога, однако, не видели , даже если предсказали?» 1537 См.: Ис. 29:14. 1538 См.: Лк. 10:25. 1539 Ср.: Исх. 20:12. 1540 См.: Лк. 10:27; Втор. 6:5. 1541 Конъектура Кройманна. В рукописи: «о законе жизни». 1542 Кройманн предполагает здесь лакуну: «сомневающийся». 1543 Конъектура Кройманна. В рукописи: «достигает». 1544 Конъектура Кройманна. В рукописи: «твоему». 1545 Конъектура Кройманна. В рукописи: «поскольку должны использоваться одни и те же требования той и другой жизни». 1546 Конъектура Кройманна. В рукописи: «нужно, чтобы и Христос даровал то, чему учит Творец: любить Его». 1547 Т. е. ортодоксальные христиане. 1548 Ср:.Лк. 11:1. 1549 Там же. 1550 Ср:.Лк. 11:2. 1551 В тексте Евангелия, искаженного Маркионом, были слова: «Пусть придет Святой Дух Твой на нас и очистит нас». 1552 Ср.: 1 Кор. 2:12. 1553 Ср.: Пс. 104 103:4; Tert. Adv. Marc., II, 8,2; III, 9, 7. 1554 Ср.: Быт. 1:2. 1555 Ср.: Лк. 11:2. 1556 Ср., напр.: Пс. 24 23:7—10.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

457 См. выше примеч. 405. Κα κλουθον τ βαπτσματ.., κα διδσκουσαν μς πιστεειν ες τ νομα το Πατρς, κα το ιο, κα το γου πνεματος, δηλαδ θετητς τε, κα δυνμεως, κα οσας μας το Πατρς, κα το ιο, καν το γου πνεματος πιστευομνης... 458 “Сказано: три свидетельствуют на небе, а не один, потому что в сих трех не одно лицо,” – замечает святой Афанасий Великий , или кто другой автор приписываемых Афанасию книг о Святой Троице (Athanas. Opp. Т. III, pag. 606, edit. Paris. 1698). 459 Не только многие протестантские писатели, но некоторые и из римских. Наши отечественные богословы, напротив, всегда пользовались этим текстом и некоторые даже защищали подлинность его, хотя и кратко. V. Theoph. Prokopow. Theolog. vol. 1, de S. Trinit. cap. 2, pag. 542–544, Lips. 1782; Макария Догмат. Богосл. гл. 3. стр. 35, Москва 1786; Hyacint. Karpinski Compend. Theolog., cap. II, sect. 2, p. 27, Lips. 1786; Iren. Falkowski, Compond. Theolog. lib. II, cap. 2, pag. 78, Mosq. 1802; Sylvestr. Compend. Theolog. cap. XXI, p. 158, Mosqu. 1805; Ювеналия – Xp. Богослов, ч. 1, рассуж. 2, гл. 2, стр. 210, Москва 1806. 460 Укажем для примера: а) на списки, которыми пользовались издатели Bibliae Complutensie. cd. an. 1515 (V. Pfeiffer. Triada testium in coelo, Erlang. 1771); б) на древний список Британский (cod. Britanicus), из уважения к которому Еразм включил этот стих в третье (1522 г.) свое издание нового Завета, хотя в двух первых опускал; в) на шестьдесят греческих манускриптов, которыми пользовался при издании нового Завета в 1550 г. Роберт Стефан, и из которых только в семи не было этого стиха; г) на списки, которыми поль­зовался Арий Монтань, при издании Библии – полиглотты в 1571 г.; д) на свиде­тельство Кальвина и Теодора Безы, которые говорят, что в их время (в XVI в.) лучшие греческие манускрипты имели в себе этот стих; е) на слова одной руко­писи X века, хранящейся в Сорбонской библиотеке, под заглавием: Correctorium Bibliae, где касательно этого стиха замечено: hie corrupti sunt quidam libri Graecorum, ut ait beatus Hieronymus, qui hoc capitulum non habent, in quo maxime fides catholica roboratur, – откуда следует, что в большей части греческих списков X века этот стих находился и только в некоторых поврежденных был опущен; ж) наконец, на слова пролога к соборным посланиям, обыкновенно приписываемые блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

[Ср. Холзаков] Колмак, Колмаковы : Федор Иванович Колмак Овцын [см. Овца], XVI в.; Петр и Исаак Колмаковы, 1564 г., Олонец; Колмак и Неустрой [см. Неустрой] Борисовичи Обрютины [см. Обрюта], 1568 г., Ярославль; Колмак и Домачной [см. Домачний] Михайловичи Васьковы, 1568 г., Ярославль; Никита Колмаков, подьячий, 1680 г., Нижний Новгород Колмановы , холопы, 1603 г., Новгород Ср. калман – ерш Колмогоров Иван, посадский человек, 1623 г., Гороховец Колоб, Колобовы : Колоб Перепечин [см. Перепеча], начало XVI в.; Алабыш [см. Алабыш] Колобов сын Перепечин, 1550 г. [см. Леваш] Колобродов Прокош, сокольник боярина Тучка Морозова, 1481 г.; Степан Колобродов, царский конюх, 1573 г. Коловратов Иван, послух, 1643 г., Москва Кологрив : Иван Тимофеевич Кологрив Улитин-Пушкин [см. Улита, Пушка], начало XVI в.; от него – Кологривовы [см. Гулида, Повод] Кологривый конь – конь с пышной гривой на обе стороны; кологрив – конюх, ведущий коня князя или хана на выход Колодин Данило Осипович, середина XV в., Кашин [см. Сатка] Колодка Иван Дмитриевич Плещеев [см. Плещей], 1568 г. Колоднич Грязной [см. Грязной] Никифоров, подьячий, 1611 г., Москва Колодуев Иван, посадский человек, 1485 г., Псков Колокол Андрей Филиппович, посадский человек, 1570 г., Новгород Колокольцев Яков, середина XV в., вотчинник, Дмитров [см. Скрыней] Коломна, Коломин : Федор Юрьевич Коломна Вельяминов, первая половина XV в.; Василий Коломин, крестьянин, 1607 г., Юрьев; Коломна Иван, холоп кн. Ромодановских, 1522 г. Колонтай, Колонтаев : Колонтаев Тимофей, казнен в опричнине; Андрей Богданович, 1596 г., Руза Ср. Калантай, золотоордынский татарин, 1343 г. Колос Иван Андреевич Кокорев [см. Кокорь], 1495 г.; Василий Колосов, посадский человек, 1624 г., Зарайск Колосей , крестьянин, начало XVI в., Новгород Колотилов Гридя [см. Гридя], крестьянин, 1495 г., Новгород Колота ( Калоша ): Гридя [см. Гридя] Колоша, крестьянин, 1490 г., Новгород Колоша – 1) засыпка руды и угля в доменную печь, 2) обножка из цветочной пыльцы у пчел, которые собирают цветень на ножки, 3) детские штаны, 4) штанина, штиблет, нижняя часть брюк от колена до ступни (Даль)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

22 июля 1522 года она получила королевскую грамоту, которою предоставлялись ей многие права и преимущества. Впоследствии эта грамота была подтверждена позднейшими польскими королями (15 мая 1550 года, 20 февраля 1567 г. и 28 июля 1578 года). Материальное положение ее, особенно благодаря обильным пожертвованиям в пользу ее со стороны многих благотворителей из среды благочестивых ревнителей православия и русской народности, было в это время, можно сказать, даже удовлетворительное. Больше всего она терпела теперь от произвола и вмешательства в ее внутренние дела со стороны польских королей и разных представителей польского правительства. С конца же XVI в., когда в Западной России была введена церковная уния, начались усиленные попытки и стремления католическо–униатской партии привлечь Киево–Печерскую Лавру на сторону унии. К счастию, в это самое время архимандритами Киево–Печерской Лавры являются знаменитые деятели, просвещенные ревнители веры и благочестия и вместе мужественные борцы за русскую народность, напр., Елисей Плетенецкий, Захария Копыстенский и др. Благодаря их заботам, Киево–Печерская Лавра становится главнейшим оплотом православия и средоточием напряженной борьбы Западной России за православие и русскую народность. Таким особенным направлением в жизни и деятельности Киево–Печерской Лавры было обусловлено появление в ней просветительных учреждений в виде, напр., типографии, школы и др., равно как и оживление книгоиздательства, имевшего полемический характер. Важное значение для Киево–Печерской Лавры в ее борьбе за свою самостоятельность и за православие имело еще и то обстоятельство, что она и теперь, как и прежде, была патриаршею ставропигиею, т. е. находилась под властию и защитою Константинопольского патриарха. С 1654 г., т. е. со времени политического присоединения Малороссии к Московскому государству, обозначается ясно начало нового направления в жизни и деятельности Киево–Печерской Лавры. В лице своих архимандритов она теперь начинает принимать деятельное участие в церковно–общественной жизни Киева и всего западного края, постепенно переходившего фактически и юридически под власть России.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pu...

С. i. c. открывается с исторической стороны - как законодательный акт VI в., к-рый заложил основы дальнейшего отношения к праву и закону,- лишь в эпоху гуманизма, в XVI-XVII вв. Исторический подход поставил задачу выявления и реконструкции первоначальных классических текстов и обоснования их искажений в эпоху позднего Рима. Историческая критика С. i. c. составляет основное содержание исследовательской работы с памятником в наст. время. Текстологическая работа с С. i. c. Глоссаторы ставили перед собой задачи понимания текстов С. i. c. и усвоения всего богатства содержащейся в нем информации о праве. Вместе с тем они рассматривали тексты С. i. c. как действующее право, исходя из преемственности между Римской империей и Свящ. Римской империей (Sacrum Romanum Imperium). Уже в школе Ирнерия ( после 1125) выделилось два направления изучения текстов С. i. c.: экзегетическое, ориентированное на практическое применение норм С. i. c. (Булгар), и догматическое, нацеленное на индукцию общих принципов и понятий (Мартин). Первое направление получило развитие в школе комментаторов (постглоссаторов), утвердившейся в Италии (mos Italicus, италийская школа). Второе распространилось во франц. ун-тах, прежде всего в Орлеане, Монпелье, Бурже, и повлекло развитие схоластического (диалектического) метода в юридической науке (mos Gallicus, галльская школа). Новый этап филологической критики С. i. c. начинается с XVI в. и связан с гуманистами Гийомом Бюде (1468-1540), Андреа Альчати (1492-1550), Ульрихом Цазиусом (1461-1535). В 1529 г. Галоандер осуществил в Нюрнберге издание «Дигест» на основе флорентийской рукописи (Codex Florentinus). Якоб (Жак) де Корт в Брюгге опубликовал перевод «Парафразы» Теофила на лат. язык. Стремясь познать рим. классическое право, гуманисты обращались непосредственно к источникам, сопоставляли тексты С. i. c. с лит. сочинениями (прежде всего с текстами Цицерона) и др. юридическими памятниками, дошедшими помимо Юстинианова собрания. В Италии этим занимались Лоренцо Валла и Анджело Полициано; во Франции - Франсуа Дуарен (1509-1559), Франсуа Коннан (1508-1551), Жак Кюжа (1522-1590), Юг Доно (1527-1591); во Фландрии - Габриэл ван дер Мёйден (1500-1560) и его ученик Губерт ван Гиффен (1534-1609). В рамках этого направления были впервые установлены интерполяции - Юстиниановы вставки в тексты классических юристов. Антуан Фавр (1557-1624) положил начало систематической работе по выявлению интерполяций в текстах С. i. c.

http://pravenc.ru/text/2458741.html

Ташаковы Иван и Богдан, дворовые слуги царя Ивана, 1573 г. Ташир и Мурин Медведевы дети Мокринские [см. Мурин, Медведь, Мокринские], вотчинники, 1560 г., Рязань Ташлык, Ташлыков : Ташлык Иванович Слизнев [см. Слизень], первая половина XVI в.; Федор Иванович Ташлык Горин [см. Гора], 1568 г., Ярославль; Гордий Ташлыков, подьячий, пристав у послов, 1561 г., Москва; Ташлык Андреевич Башмаков [см. Башмак], XVI в. [см. Бизюка, Всеволожский, Рагозинин] Таянрыков (? – С. В.) Степан Иванович, 1568 г., Ярославль Твердиков Степан, казенный дьяк, 1585 г., Москва Твердило , посадник, 1475 г., Псков; Твердиловы, новгородские бояре, выселенные в конце XV в. в Нижегородский уезд; Никита Твердилов и его сын Михаил, 1608–1612 гг. [ср. Нежата] Твердиславич Федор, посол Великого Новгорода в Москву, 1334 г. [см. Домаш] Твороговы , крестьяне, 1624 г., Нижний Новгород Тебекин Иван Афанасьевич, крестьянин, 1504 г., Верея Тебелев Иван, крестьянин, 1495 г., Новгород Тебенек , холоп, середина XV в., Переяславль Тевель Иван, холоп, повар боярина Тучка Морозова, 1481 г. Тевриз Безобразов [см. Безобраз], помещик, конец XVI в., Арзамас; Тевриз Иванович Теприцкий [см. Теприцкий], новик, 1596 г., Ярославль Тевяш ( Тювяш ), Тевяшевы ( Тювяшевы ): Тевяш Васильевич Зиновьев, дворянин, 1495 г.; Балда [см. Балда] Николаевич, середина XVI в., Новгород; Иван Иванович Тювяшев, 1550 г., Кашин Теглев Евстафий, помещик, конец XV в., Новгород Текутьев Власий Алексеевич, 1565 г. Телебугин Михаил, послух, середина XV в., Московский уезд Телега, Телегин : Федор Телега, митрополичий слуга, 1610 г., Владимир; Телега Зайцев-Добрынский [см. Заяц, Добрынский], первая половина XVI в.; от него – Телегины; Дмитрий Мусин-Телегин [см. Муса], 1569 г. Телеляш кн. Иван Васильевич Ромодановский, умер в 1522 г. Ср. телелюй – разиня, рохля, глуповатый Теленчей Леонтий Борисович Товарков-Пушкин [см. Товарко, Пушка], начало XVI в. Телепень, Телепнев : кн. Федор Васильевич Телепень Оболенский; от него – князья Телепневы; Иов Телепнев, крестьянин, 1564 г., Олонец; Андрей Тимофеевич Телепнев, 1585 г., Тула [см. Овчина, Одолба]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Юлий II, итальянец из Савоны близ Генуи, Джулиано делла Ровере, 31.10; 26.11.1503–21.2.1513. Лев Х , флорентиец, Джованни Медичи, 11; 19.3.1513–1.12.1521. Адриан VI, из Утрехта, Адриан Флоренс, 9.1; 31.8.1522–14.9.1523. До 1978 г. последний папа неитальянец. Вакансия 2 месяца. Климент VII, флорентиец, Джулио Медичи, 19; 26.11.1523–25.9.1534. Павел III, римлянин, Алессандро Фарнезе, 13.10; 3.11.1534–10.11.1549. Вакансия 2,5 месяца. Юлий III, римлянин, Джованни Мария Чокки дель Монте, 8; 22.2.1550–23.3.1555. Марцелл II, итальянец из Монтепульчиано, Марчелло Червини, 9; 10.4.1555–1.5.1555. Павел IV, неаполитанец, Джанпьетро Караффа, 23; 26.5.1555–18.8.1559. Вакансия 4 месяца. Пий IV, миланец, Джованни Анджело Медичи, 25.12.1559; 6.1.1560–9.12.1565. Пий V, св., итальянец из Боско близ Алессандрии, Антонио (Микеле) Гислиери, 7; 17.1.1566–1.5.1572. Григорий XIII, болонец, Уго Бонкомпаньи, 13; 25.5.1572–10.4.1585. Сикст V, итальянец из Гроттаммаре близ Рипатрансоне, Феличе Перетти, 24.4; 1.5.1585–27.8.1590. Урбан VII, римлянин, Джованни Баттиста Кастанья, 15.9,1590–27.9.1590. Вакансия 2 месяца. Григорий XIV, итальянец из Кремоны, Никколо Сфондрати, 5; 8.12.1590–16.10.1591. Иннокентий IX, болонец, Джованни Антонио Факкииетти, 29.10; 3.11.1591–30.12.1591. Климент флорентиец, Иполлито Альдобрандини, 30.1; 9.2.1592–5.3.1605. Лeb XI , флорентиец, Алессандро Медичи, 1; 10.4.1605–27.4.1605. Павел V, римлянин, Камилло Боргезе, 16; 29.5.1605–28.1.1621. Григорий XV, болонец, Алессандро Людовизи, 9; 14.2.1621–8.7.1623. Урбан VIII, флорентиец, Маффео Барберини, 6.8; 29.9.1623–29.7.1644. Вакансия 1,5 месяца. Иннокентий X, римлянин, Джованни Баттиста Памфили, 15.9; 4.10.1644–7.1.1655. Вакансия 4 месяца. Александр VII, сиенец, ФабиоКиджи, 7; 18.4 1655–22.5.1667. Климент IX, итальянец из Пистойи, Джулио Роспильози, 20; 26.6.1667–9.12.1669. Вакансия 4 месяца. Климент X, римлянин, Эмилио Альтьери, 29.4; 11.5.1670–22.7.1676. Иннокентий XI, блаж., итальянец из Комо, Бенедетто Одескальки, 21.9; 4.10.1676–12.8.1689.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

По просьбе Альбрехта Лютер в сочинениях выступил с критикой идеи церковного гос-ва и земной власти католич. Церкви; он также писал о недействительности обета целомудрия, который давали рыцари, призывая их отказаться от него и вернуться к светской семейной жизни в качестве дворян. Опираясь на идейную поддержку Л., Альбрехт в 1525 г. объявил о создании герц-ства Пруссия, заключив как герцог вассальный договор с королем Польши. Герц-ство Пруссия, столицей которого впосл. стал Кёнигсберг (ныне Калининград, Россия), является 1-м нем. княжеством, в к-ром Л. получило официальный статус гос. религии; церковные владения были секуляризированы. Среди прусских князей-епископов были как сторонники, так и противники Л.; так, Г. фон Поленц (1518-1550), еп. Замландский, поддерживал идеи Лютера и рекомендовал подчиненному духовенству изучать его сочинения; М. Фербер (1471-1537), еп. Эрмландский, в нач. 1524 г. опубликовал послание против Лютера и его последователей и впосл. продолжал вести идейную борьбу с Л. В 1521 г. лютеран. проповедники появились в Ливонии, к-рая в политическом отношении была разделена между 4 епископами и Ливонским орденом, входившим на правах самоуправляемой провинции в Тевтонский орден. Проповедь Л. в Риге начал А. Кнопкен (ок. 1468-1539), друг Бугенхагена, в области вероучения опиравшийся гл. обр. на сочинения Меланхтона, однако знавший и идеи Лютера. В сент. 1522 г. здесь же появился проповедник С. Тегетмайер ( 1552) из Гамбурга, считавший себя приверженцем Лютера; он возглавил группу городских жителей, к-рая нападала на городские церкви и уничтожала религ. изображения. Совместными усилиями городского совета и Кнопкена народные волнения удалось остановить. Разгромы церквей народом, подпавшим под влияние как объявлявших себя последователями Лютера, так и самостоятельно действовавших радикальных проповедников, произошли также в сент. 1524 г. в Ревеле (ныне Таллин, Эстония) и в кон. 1524 - нач. 1525 г. в Дерпте (ныне Тарту, Эстония). Постепенно католич. епископам удалось добиться удаления радикалов из Ливонии, однако умеренные лютеран.

http://pravenc.ru/text/2561094.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРГЕРИЙ [Верджерио; лат. Vergerius; итал. Vergerio] Петер Пауль (Пьетро Паоло) (1498, Каподистрия (ныне Копер, Словения) - 4.10.1565, Тюбинген, Вюртемберг), папский нунций, позже лютеран. теолог и политический деятель. С 1518 г. учился в Падуе, где получил степень д-ра права. С 1522 г. судья в Вероне и Падуе. С 1525 г. представитель Каподистрии при правительстве Венецианской республики. В 1530 г. поступил секретарем на службу в Рим; в 1532 г. назначен папским нунцием в Венеции, с 1533 г. в Вене. В 1535 г. в качестве папского легата В. предпринял длительную поездку в Германию, подготавливая почву для созыва церковного Собора. По возвращении в Рим участвовал в разработке папской буллы, посвященной созыву Собора. В мае 1536 г. назначен епископом Модруша в Хорватии, в сент. 1536 г. стал епископом Каподистрии. Однако В. по-прежнему более заботился о делах Римской курии, исполняя папские поручения, чем о своей епархии. В 1539-1541 гг. совершил поездку во Францию с различными поручениями; в 1540-1541 гг. посетил в Вормсе религ. диспут и участвовал в полемике с реформаторскими богословами. С 1544 г. В. попал под подозрение инквизиции, но был оправдан. В 1549 г. бежал на территорию Швейцарского союза, где с мая того же года начал проповедь идей Реформации среди италоязычного населения. В 1550 г. стал пастором лютеран. общины Викосопрано. Пытался организовать независимый реформаторский Синод италоязычных общин Швейцарского союза вместо всеобщего евангелического. Такая позиция, а также непримиримое и бескомпромиссное лютеранство привели В. к конфликту с др. реформаторами, поэтому в 1553 г. он принял предложение вюртембергского герц. Кристофа стать его советником в Тюбингене. Не имея четких обязанностей, он исполнял поручения герцога и предпринял неск. поездок в Швейцарию и Вост. Европу, способствовал распространению идей Реформации в Польше и Словении. В. был автором ряда сочинений, не сыгравших, впрочем, большой роли в эпоху Реформации. Большее значение имела его переводческая деятельность: на итал. язык им были переведены труды лютеран., и прежде всего вюртембергских, теологов.

http://pravenc.ru/text/150391.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010