Эти его слова следует понимать буквально, не делая скидки на их метафорический смысл или оговорку. Он не называл «плотскими» искушениями мелкие проступки, связанные с уступками обыкновенной лени или чревоугодию. Несколько позже, в 1519 году, размышляя о борьбе за целомудрие, он напишет: «Это жестокая борьба. Мне довелось ее изведать. Думаю, и вам известно, что это такое. Я же слишком хорошо знаю, как это происходит. Как является диавол, как возбуждает он плоть, заставляя ее гореть огнем. Вот почему, прежде чем принимать обет целомудрия, каждый из нас обязан с полной серьезностью взвесить, по силам ли ему эта ноша. Ибо стоит вспыхнуть пламени – а я знаю, о чем говорю, – стоит начаться приступу, как разум слепнет». Он вспоминал все, что читал на эту тему. Некоторые авторы, стремясь отвратить читателя-мужчину от разврата, пытались представить женщину существом отталкивающим, отвратительным. Читал он и Овидия, в том числе его «Любовные элегии», и знал, что думал по этому поводу древнеримский поэт: «Когда возгорается плоть, мужчина слепнет, и ему уже все равно, красива женщина или нет». Лютер добавлял к этому свидетельству умудренного жизнью человека собственный комментарий: «За неимением чистой воды сойдет и навозная жижа». Волновавшие его мысли находили выражение и в лекциях, которые он в 1515 году читал в университете. Так, в своем «Комментарии к Посланию святого апостола Павла к Римлянам» он в назидательной манере объяснял, как следует спасаться от грехов, связанных с плотскими вожделениями: «Если юноша или девица не испытывают благоговения и трепета Божьего, а живут как им вздумается, не помышляя о Боге, то я сильно сомневаюсь, что ему или ей удастся сохранить целомудрие. Ибо необходимо, чтобы что-то одно – либо плоть, либо дух – прозябало, а что-то одно пылало. Нет лучшего способа победить плоть, чем сердечная отрешенность и равнодушие. Как только дух воспылает огнем, так плоть утихомирится и остынет, и наоборот». К мысли о том, что для достижения и сохранения целомудрия необходимы молитва и размышление, Лютер вернется еще не раз. В 1519 году он напишет: «Если тебя одолевают нечестивые и грязные помыслы, подумай о том, какую жестокую муку претерпела от ударов бичей и копий трепетная плоть Христа». В 1520 году под его пером родились такие строки: «Лучшее средство спасения – молитва и слово Божие. Как только человек почувствует себя во власти дурных побуждений, он должен обратиться к молитве, просить у Бога милости и помощи, читать Евангелие и размышлять над ним, вспоминать о страстях Христовых». Вот чему учил в это время Лютер. Тот самый Лютер, который в 1520 году скажет: «Я знаю, что живу совсем не так, как учу жить других».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/lyut...

В « Музейском» собрании рукописей, которое составлялось Историческим музеем с 1883 г. путем покупок и дарений, содержатся рукописи, начиная с 10 в. В нем имеется до 59 номеров пергаменных рукописей, в число коих входят, кроме русских, греческие, латинские, славянские и молдавские (включая фрагменты), в частности болгарское евангелие 13 в. (Муз. 3178) и молдавское Евангелие воеводы Стефана Великого 1492 г. (Муз. 3461). В собрании рукописей Е.В. Барсова , известного этнографа и археографа, которое было приобретено Историческим музеем в 1914 г., имеются из 37 номеров пергамена 30 небольших фрагментов на пергамене в один или несколько листов и 7 более или менее полных пергаменных рукописей, в т.ч.: две – болгарские 15 в. и 45); одна – коптская 18 в. 1312); одна – армянская 18 в. 1315); одна – латинская 15 в. 199); одна – греческая 15 в. 1345) и две русские – Ирмологий 15 в. 1348) и Поучения Ефрема Сирина 15 в. 1383). В собрание рукописей А.Д. Черткова, которое хранится в музее с 1887 г., входят 716 старопечатных книг и 235 рукописей, в частности – хорватский глаголический Миссал 16 в. (Чертк. 387). Библиотека и собрание книг старой печати П.В. Щапова поступили согласно завещанию в Исторический музей в 1888 г. Собрание книг старой печати содержит 1 600 томов, начиная с краковских изданий 1491 г. и заканчивая изданиями второй половины 19 в. Из древнейших славянских изданий имеются: краковские Шестоднев и Часослов, 1491 г.; Библия Франциска Скорины (Прага, 1517–1518 и 1519 гг.); из венецианских изданий Б. Вуковича в собрание входят: Служебник 1519 г., Псалтирь 1520 г., Минея праздничная 1538 г., Молитвослов 1547 г. и Служебник 1554 г. Собрание книг старой печати А.И. Хлудова включает 717 экземпляров и по составу является одним из лучших в коллекции. В нем представлены как начальный этап славянского книгопечатания (краковские издания 1491 г., пражские 1517–1519 гг. и венецианские 1537–1564 гг.), так и русские первопечатные книги, из которых имеются: два безвыходных евангелия (Кар. 64, 66); Апостол 1564 г.; Заблудовское Евангелие 1569 г.; Львовский Апостол 1574 г.; Острожская Библия 1581 г.; Виленские издания Петра Мстиславца. Систематически подобраны московские и киевские издания 17 и 18 вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 20-х гг. XVI в. К. стал одним из ведущих дипломатов Англии; он совершил неск. поездок в континентальную Европу и вел от лица кор. Генриха VIII переговоры с папами Римскими Львом X (1513-1521) и Климентом VII (1523-1534), а также со мн. европ. правителями. Впервые К. был назначен послом в Рим в 1519 г.; по дороге туда он посетил двор Луизы Савойской (1476-1531), матери кор. Франции Франциска I (1515-1547). В июне 1520 г. К. находился в свите кор. Генриха VIII во время организованной при активном участии Уолси встречи кор. Франциска I и кор. Генриха VIII близ Кале на «Поле золотой парчи». Титульный лист кн. «Assertio septem sacramentorum» (Vat. lat. 3731). 1521 г. Титульный лист кн. «Assertio septem sacramentorum» (Vat. lat. 3731). 1521 г. Во время 2-й поездки в Рим, начавшейся в 1521 г., К. было дано специальное поручение: он должен был представить папе Льву X сочинение кор. Генриха VIII «Защита семи таинств против Мартина Лютера» (Assertio septem sacramentorum adversus Martinum Lutherum, 1521; совр. научное издание: Fraenkel. 1992), в к-ром с богословской и церковно-исторической т. зр. подвергалось жесткой критике учение о таинствах М. Лютера (1483-1546), а также оспаривались др. основоположения лютеран. богословия, преимущественно из области учения о папской власти. Причины, побудившие кор. Генриха VIII публично выступить против Лютера, до конца неясны; совр. исследователи предполагают, что главным инициатором этого был Уолси, в кон. 10-х - нач. 20-х гг. XVI в. стремившийся сделать Англию политическим союзником Римского папского престола и прокатолически настроенного имп. Свящ. Римской империи Карла V (1519-1556). Сочинения Лютера и его католич. оппонентов стали распространяться в Англии после Лейпцигского диспута (1519), сделавшего учение Лютера предметом обсуждения для теологов за пределами нем. земель. В нач. 1521 г. Уолси принял ряд мер, направленных на запрещение сочинений Лютера в Кембриджском и Оксфордском ун-тах, а также в целом в Англии; их кульминацией стало публичное сожжение 12 мая 1521 г.

http://pravenc.ru/text/1841311.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание А. Озиандер. Гравюра. 1565 г. Мастер Б. Йенихен (Ин-т искусств, Детройт) [Нем. Osiander] Андреас ( 17.10.1552, Кёнигсберг, ныне Калининград), нем. евангелический проповедник и теолог; крупный церковный деятель периода Реформации . Происхождение и образование Год и день рождения О. в точности не известны. На основе свидетельств авторов XVI в. и нек-рых косвенных замечаний самого О. исследователи заключают, что он род. между окт. 1496 и мартом 1497 г., вероятнее всего - 14 дек. 1496 г. (обоснование см.: Simon. 2015). О. происходил из семьи потомственного зажиточного кузнеца. О детстве и юности О. сведений не сохранилось. Первой связанной с ним датой, засвидетельствованной в источниках, является датированная 9 июля 1515 г. запись о его поступлении в Ингольштадтский ун-т. В университетском матрикуле О. назван клириком диоцеза Айхштетт; это свидетельствует о том, что к моменту поступления в ун-т О. уже ориентировался на церковную карьеру. Вероятно, в Ингольштадте О. ограничился изучением свободных искусств (см. Artes liberales ) и философии; его сочинения не дают оснований считать, что он систематически изучал схоластическую теологию. В период обучения О. познакомился с идеями ренессансного гуманизма . Под влиянием трудов Эразма Роттердамского , Иоганна Рейхлина и др. нем. гуманистов в университетские годы у О. сформировался интерес к изучению древних языков - латыни, греческого и в особенности еврейского. Неизвестно, получил ли О. в Ингольштадте к.-л. ученую степень; в документах ун-та соответствующие упоминания отсутствуют. О. и начало церковных реформ в Нюрнберге (1520-1525) В 1520 г. О. был рукоположен во пресвитера и получил место преподавателя древнеевр. языка в мон-ре ордена августинцев-еремитов в Нюрнберге. Общаясь с насельниками мон-ря, О. впервые познакомился с реформационными идеями, а также с антикатолич. полемическими сочинениями, созданными в 1519-1521 гг. Мартином Лютером , к-рый до разрыва с католич. Церковью принадлежал к ордену августинцев-еремитов и имел значительное число друзей и последователей среди представителей этого ордена.

http://pravenc.ru/text/2578231.html

15.  Толкования на Деяния и Соборные послания в болгарской рукописи 1516 г., РНБ F. I.516. Из колофона рукописи узнаем, что толковый перевод всего Апостола, включая и отсутствующие Павловы послания, выполнен в эпоху царя Ивана-Александра. Приписка издана, см.: Ангелов 1978, с. 272–273. Греческий оригинал тот же, что и в предыдущем случае. Кроме того, известно три рукописи, в которых мелкие перикопы, на которые поделен текст в согласии с толкованиями, объединены в зачала Апостола-апракос, соответственно объединены и толкования. Это рукописи РГБ, ТСЛ. 116; РГБ, ТСЛ. 117 и РГБ, Овч. 44. Рукописи русские, но восходят к южнославянским прографам, которые проявляются своей орфографией: нь самь смераася, крестеще, дващи, при21;пщение, процьфте и т. п. 16.   Толкования на Деяния, Павловы и Соборные послания. Произведение представляет собою соединение двух названных выше, причем Павловы послания с толкованиями на них заимствованы из первого перевода, остальной материал – из второго перевода. Как кажется, все рукописи русские, к XV в. относятся ГИМ, Син. 96, ГИМ, Барс. 122, к XVI в. – ГИМ, Син. 8, ГИМ, Син. 9, ГИМ, Син. 12, ГИМ, Син. 97, ГИМ, Син. 724, РНБ, Солов. 1035/1144, и РНБ, Соф. 1259 . В тексте Деяний лакуна, охватывающая 13:4–14и 16:41–28:10. 17.  То же самое с восполнением лакуны в рукописи 1520 г. РНБ, Кир.-Бел. 24/149. В приписке на л. 271 сообщено, что отсутствующая часть преложено съ греческаго языка на руський монахом Максимом, да Власием, толмачем латыньскым и немецким, в 1520 г. Речь, таким образом, идет о Максиме Греке и об известном его помощнике Власе Игнатове. Две другие рукописи этого произведения: РГБ, ТСЛ. 118 и ГИМ, Хлуд. 49. По ряду причин для этого перевода принята датировка 1519 г. (Синицына 1977, с. 64, примеч. 117). 18.  Толкования на Апокалипсис Андрея Кесарийского (V в.). Греческий оригинал: CPG 7478; PG, t. 106; Schmid 1955. Известно не менее 50 рукописей, в некоторых из них библейский текст освобожден от толкований, в число последних входит ГБ. Древнейшая рукопись написана в Новгороде в XIII в. (БАН, собр. Никольского 1). Издание текста: ВМЧ, 25 сентября. Исследование: Алексеев, Лихачева 1987а. § 20. Толковые флорилегии, хронографы, палеи

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

В 1517 г. Г. впервые опубликовал сочинение итал. гуманиста Л. Валлы о подложности «Дарственной грамоты Константина» (см. «Константинов дар» ). В сочинениях разных жанров, в т. ч. в стихотворении «Никто» (Nemo, 1518), диалоге «Фортуна» (Fortuna, 1519), в рассчитанной на публичность обширной переписке, Г. пропагандировал обращение к античному наследию и гуманистическую идею этического совершенствования общества и отдельной личности на основе просвещения. Восхваляя способности человека, могущество его разума и волевую активность, выступал за свободу светской культуры от церковной цензуры. В научных занятиях видел путь к нравственному развитию человека, возможность каждому, независимо от происхождения, обрести достоинство и славу. Поступив на службу к архиепископу Майнцскому, Г. выполнял дипломатические поручения, но в диалоге о придворной жизни (1518) подверг острой критике архиепископа и его двор, в т. ч. за недостаточное внимание к учености. Слава Г. и публицистические выступления об упрочении имп. власти как важной патриотической задачи побудили Максимилиана I провозгласить в 1517 г. его «поэтом-лауреатом». В обращении к Аугсбургскому рейхстагу (1518), т. н. Турецкой речи, Г. наряду с идеей мирной реформы общества методами гуманистического просвещения выдвинул план военного похода против турок, к-рый должен был повысить роль императора и рыцарства, поставив князей в подчинение центральной власти. Начало Реформации в Германии и полемику М. Лютера с католич. оппонентами Г. поначалу воспринял как «грызню» между монахами-схоластами, но выступление Лютера на Лейпцигском диспуте (1519) позволило Г. рассматривать Реформацию как национально-освободительное движение в борьбе с Римом. В июне 1520 г. он обратился к Лютеру с призывом к союзу. Подвергнув критике католич. иерархию, финансовую политику Рима в Германии как политику грабежа страны, нем. духовных князей и сторонников папства как антипатриотические силы, Г. призвал к открытой войне с Римом. Для привлечения широких кругов оппозиции Г. вслед за Лютером обратился в своих сочинениях к нем. языку, что сделало Г. в нач. 20-х гг. XVI в. самым популярным автором после Лютера в немецкоязычных регионах Европы. К сочинениям этого времени относятся диалоги «Лихорадка I» (Febris I), «Лихорадка II» (Febris II), «Наблюдатели» (Inspicientis), «Вадиск, или Римская троица» (Vadiscus), а также «новые диалоги», в т. ч. «Булла, или Крушибулл» (Bulla, vel Bullicida) и «Разбойники» (Praedones).

http://pravenc.ru/text/168440.html

1905. S. 131). Вместе с тем назначение К. на Палермскую кафедру так и не было окончательно подтверждено папой, поскольку против кандидатуры К. выступили представители сицилийской знати, которые настаивали на своем праве предлагать кандидатуру архиепископа; в их поддержку высказался имп. Карл V, желавший видеть архиепископом Палермо своего протеже ( Cossio. 1902. P. 393-394). По-видимому, К. не стал бороться за кафедру и согласился на компромисс: 19 дек. 1519 г. на консистории кардиналов было принято решение назначить архиепископом Палермским Жана Каронделе (1469-1545), советника имп. Карла V; при этом К. была назначена ежегодная выплата из доходов архиепископства крупной денежной суммы - 1500 золотых дукатов ( Kalkoff. 1905. S. 133-134; Wicks. 1983. S. 121; ср.: Hierarchia CMRA. Vol. 3. P. 268). Вскоре после возвращения в Рим К. обратился к папе Льву X с просьбой дозволить ему из-за ухудшения здоровья удалиться из Рима и не участвовать в регулярных заседаниях консистории кардиналов, за исключением наиболее важных; это разрешение было дано. Имеющиеся источники не позволяют судить о том, была ли болезнь К. действительно серьезной, или же это был дипломатический предлог, позволивший ему покинуть Рим; насколько часто К. бывал в Риме в этот период, также неизвестно (VitaFlav. P. 477). Несмотря на проблемы со здоровьем, в 1519-1520 гг. К. продолжал работать над завершением комментария к «Сумме теологии» (см.: Wicks. 1983. S. 121-125). В качестве дополнения к комментарию им было создано важное в богословском отношении соч. «Вопросы о таинствах» ( Caietanus. Quaestiones de sacramentis//CommST. T. 12. P. 339-375; Idem//Opusc. P. 68-90), в к-ром наибольшее внимание К. уделил проблематике таинства Покаяния и учению об индульгенциях, еще раз в более строгом и окончательном виде сформулировав все свои возражения против предпринятой Лютером критики католич. теологии в этих областях. Впосл. при обращении к этим темам К. лишь повторял аргументацию, предложенную в «Аугсбургских трактатах» и «Вопросах о таинствах».

http://pravenc.ru/text/1683993.html

папа вызывает Лютера на собор в Рим, подобно тому, как в 1414 г. на собор в Констанц вызывали Яна Гуса. Судьба Гуса была Лютеру хорошо известна. Кроме того, Лютер имел очень сильного покровителя, Саксонского курфюрста. Получив предписание явиться в Ватикан, Лютер отказался это сделать. Тогда папа направил в Виттенберг, где Лютер преподавал в университете, своего легата, чтобы тот убедил его отречься от заблуждений и явиться в Ватикан. Миссия легата не увенчалась успехом, и тогда папа решил пойти другим путем – путем богословского диспута, в ходе которого предполагалось опорочить Лютера как лидера Реформации. Представителем папы на этом диспуте был известный католический богослов Экком. На диспуте Лютер занял жесткую реформационную позицию, заявив, что он абсолютно согласен с Виклефом и с Гусом и не признает никакой силы за папским отлучением. Диспут закончился тем, что Лютер еще более яростно и резко стал обрушиваться на папство в своих богословских работах, призывая бороться с папской курией не только богословием, но и с оружием в руках, чтобы разгромить «этих главарей разврата, кардиналов, пап и всю свору римского содома». Так Лютер оценивал центр и мозг католического мира. Пропасть между католицизмом и Лютером становится абсолютно непроходимой. В 1520 г. была опубликована папская булла, в которой Лютер был отлучен от Церкви. Но к этому времени такая булла для немецких земель не имела никакого значения. Во многих городах эти буллы просто сжигались. Так немецкие реформаторы выразили свое отношение к постановлению папы. Лютер самолично сжег эту буллу в университетском дворе в Виттенберге. Вормский конкордат. Начало раскола Реформации К тому моменту, когда папа отлучил Лютера от Церкви, слава его достигает апогея. К «95-ти тезисам» у реформаторов не было единого отношения, но это было уже не столь важно. Важно было другое: эти «Тезисы» объединяют различные слои Германии – от крестьянско-плебейских масс до дворян и светских князей. В 1519 г. на императорский престол Священной Римской империи избирается Карл V Габсбург (1519–1558), который занимает откровенно враждебную позицию по отношению к главе немецкой реформации – Лютеру.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗИККИНГЕН [нем. Sickingen] Франц фон (2.03.1481, Эбернбург, ныне Бад-Мюнстер-ам-Штайн-Эбернбург - 7.05.1523, замок Нанштайн, под Ландштулем), общественно-политический деятель периода ранней Реформации в Германии. Род. в богатой аристократической семье. З. выступал как защитник интересов рыцарства в борьбе с князьями и горожанами. Многочисленные междоусобные войны, спровоцированные им, не только принесли З. богатство из-за наложенных на города контрибуций, но и повысили его политический статус. З. организовал военные кампании, захватил города Вормс (1515), Франкфурт (1518) и Мец (1518). После непродолжительной службы у франц. кор. Франциска I З. перешел на сторону Габсбургов . В 1517 г. Максимилиан I назначил его главнокомандующим. После смерти Максимилиана I З. содействовал избранию Карла V (1519). В благодарность Карл назначил З. имп. советником. На стороне Карла V З. воевал против герц. Ульриха фон Вюртемберга (1519) и против Франции (1521). В 1520 г. З. познакомился с гуманистом У. фон Гуттеном и принял сторону Реформации. Он поддержал И. Рейхлина , основателя христ. гебраистики, в споре с кёльнскими монахами-доминиканцами о запрещении евр. лит-ры. На нек-рое время владения З. стали центром реформационного движения в Свящ. Римской империи. В 1522 г. в часовне Эбернбурга З. ввел протестант. богослужение. Замок З. стал убежищем для деятелей Реформации (М. Буцера , И. Эколампадия , И. Швебеля, К. Аквилы). З. неоднократно предлагал свою защиту и М. Лютеру . В авг. 1522 г. на съезде в Ландау представители верхнерейнского, швабского и эльзасского рыцарства, настроенные против духовенства, защищая интересы своего сословия, создали Рыцарский союз. З. был избран его предводителем. Вопреки мирному характеру союза З. возглавил восстание рыцарей против Рихарда фон Грайффенклау, архиеп. г. Трира. Во многом из-за недостаточной поддержки членов союза, видевших в этой попытке секуляризации меркантильные интересы З., осада Трира провалилась. В 1523 г. князья Пфальца и Гессена в союзе с архиепископом Трира осадили З. в его замке. Он был вынужден сдаться и в тот же день умер от ран, полученных во время осады.

http://pravenc.ru/text/199777.html

В начале XV в. португальская военная эскадра захватила путь к островам Пряностей и стала контролировать поток пряностей в Европу. 6) Кругосветное путешествие Магеллана. Испанцы и португальцы еще в 1494 г. заключили между собой Тордесильясский договор, по которому все земли на западе принадлежат Испании, а на Востоке – Португалии. Испанцы все равно хотели добраться до пряностей. Осенью 1519 г. на пяти каравеллах отправилась многочисленная экспедиция, возглавлял которую опытный португальский мореплаватель Фернан Магеллан (1470— 1521). Его цель – найти свой путь к «островам пряностей», идя на запад и обогнув с юга открытый Колумбом новый континент. Через год, в октябре 1520 г., корабли вошли в узкий пролив (впоследствии его назвали Магеллановым проливом) и, пройдя по нему, вышли в огромное водное пространство. Поскольку за все время плавания эскадры Магеллана моряки не видели бурь, они назвали океан Тихим. Четыре месяца продолжалось тяжелое плавание, не хватало пищи и пресной воды. Каждый день моряки умирали от голода и цинги. Преодолев 17 тыс. км., в марте 1521 г. эскадра достигла Марианских островов, а затем и Филиппинских. Здесь люди отдохнули. Магеллан осуществил мечту своей жизни, но погиб в стычке с жителями одного из островов. После его смерти эскадра продолжила путь через Индийский океан в Испанию. Только один корабль – «Виктория» вернулся в Севилью. На судне находился бесценный груз пряностей и 18 похожих на призраков матросов. Экспедиция Магеллана окончательно доказала, что Земля имеет форму шара, обогнув который, можно вернуться в порт отплытия. 7) Поиски золота в Америке. Конкистадоры. а) Завоевание Мексики Эрнаном Кортесом. Европейцы слышали от индейцев с завоеванных островов, что в глубине материка есть цивилизации ацтеков и инков, обладающие большими запасами золота. Испанские офицеры, внушавшие страх индейцам конями и пушками, отправились на поиски этого золота. В 1519 г. отряд конкистадора Эрнана Кортеса дошел до столица империи ацтеков Теночтитлана. Правитель ацтеков Моктесума с почетом встретил Кортеса, приняв его сначала за белого бога Кецалькоатля. Кортес захватил Моктесуму в плен и убил, разграбил его дворец. Тогда индейцы восстали и выгнали испанцев.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010