Atlas du Liban: Territoires et société. Beyrouth; P., 2007; Winter S. The Shiites of Lebanon under Ottoman Rule (1516–1788). Camb., 2010; Harris W. Lebanon: A History, 600–2011. Oxf., 2012; Родионов М. А., Сарабьев А. В. Марониты: традиции, история, политика. М., 2013. The Buturids of the Garb: Medieval Lords of Beirut and of Southern Lebanon//Ibid. 1961. Vol. 8. P. 74–97; idem. The «Muqaddams» of Bšarr: Maronite Chieftains of the Northern Lebanon, 1382–1621//Ibid. 1968. Vol. 15. P. 63–86; он же (Салиби К.). Очерки по истории Ливана: Пер. с англ. М., 1969; idem. The Lebanese Identity//Religion and Politics in the Middle East. Boulder (Colorado), 1981. P. 217–225; idem. A House of Many Mansions: The History of Lebanon Reconsidered. L., 1988; Le Strange G. Palestine under Moslems: A Description of Syria and the Holy Land from A.D. 650 to 1500. Beirut, 1965; Крымский А. Е. История новой арабской литературы, XIX — нач. XX в. М., 1971; он же. Письма из Ливана, 1896–1898. М., 1975; Longrigg S. Syria and Lebanon under the French Mandate. N. Y., 1972; Abdul-Rahim Abu-Husayn. Provincial Leaderships in Syria, 1575–1650. Beirut, 1985; Cobban H. The Making of Modern Lebanon. L., 1985; Moosa M. The Maronites in History. Syracuse (N. Y.), 1986; Mackey S. Lebanon: Death of a Nation. N. Y., 1989; Hodgson M. G. S. et al. Durz//EI. 1991. Vol. 2. P. 631–637; Yapp M. E. The Near East since the First World War: A History to 1995. L.; N. Y., 1996. P. 104–115, 265–279, 464–467; Lebanon//Political Encyclopedia of the Middle East. N. Y., 1999; Кобищанов Т. Ю. Христианские общины в арабо-османском мире (XVII — 1-я треть XIX в.). М., 2003; Базили К. М. Сирия и Палестина под турецким правительством в ист. и полит. отношениях. М.; Иерус., 2007; Traboulsi F. A. History of Modern Lebanon. L., 2007; Verdeil E., Faour Gh., Velut S. Atlas du Liban: Territoires et société. Beyrouth; P., 2007; Winter S. The Shiites of Lebanon under Ottoman Rule (1516–1788). Camb., 2010; Harris W. Lebanon: A History, 600–2011.

http://pravenc.ru/text/2463663.html

И в 1515 году для него все решилось. Надежда победить свою греховность рухнула окончательно и бесповоротно. «Бог требует от нас невозможного, того, что не в нашей власти, и не прощает неисполнения». «Мы видим, что, несмотря на всю нашу мудрость, несмотря на любые способы, к которым мы прибегаем, мы не в состоянии вырвать из нашего существа вожделение». «Бог запретил нам делать то, чего не может избежать ни один человек». Позже он разовьет эту мысль еще дальше: «Все, что в нашей воле, есть зло: все, на что способен наш ум, есть заблуждение». Что же остается в таком случае человеку? Ничего, одно отчаяние. «Законы плоти, – восклицал он в 1516 году, – властно влекут тебя к сатане, к греху и к нестерпимым мукам совести». Несколько лет спустя он добавит: «Все мы пленники диавола, он – наш князь и наш бог. Мы принуждены делать то, чего хочет он, то, на что нас толкает он». Но нет! Это было бы слишком ужасно! Что-то подсказывает ему, что есть выход помимо отчаяния. Отчаяние – свойство человека, но, возможно, есть и божественное решение проблемы. В 1515–1516 годах доктор Лютер пристально изучал Послание святого апостола Павла к Римлянам, на основе которого построил курс лекций и прочитал целый ряд проповедей. Постепенно, по мере того как мысли об отчаянии все больше овладевали его умом, по мере того как Небесные Врата закрывались перед его душой, они же распахивались перед Писанием. Да, человеку не дано достичь добродетели, но Богу – Богу дано все. Да, Мартин Лютер достоин осуждения за свои грехи, но Христос дарует ему вечное блаженство. Пусть грешник не сделал в жизни ничего хорошего (он на это не способен!), пусть он грешил и продолжает грешить (его порочная натура не позволяет ему ничего иного), Бог не станет вменять ему в вину его грехи. И не потому, что человек совершает их невольно (подобные аргументы хороши для людского правосудия, в глазах же Бога грех всегда наказуем), а потому, что Бог после Искупления вообще простил все грехи. Бог перестал быть карающим Богом, потому что Иисус Христос раз и навсегда утолил Божий гнев на людей.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/lyut...

Política mundial de Carlos V y Felipe II. Madrid, 1966; idem. Charles V: Elected Emperor and Hereditary Ruler. L., 1975; idem. Imperator Mundi: Karl V.: Kaiser des Heiligen römische Reichs der deutscher Nation. Stuttg., 1977; Koenigsberger H. The Habsburgs and Europe, 1516-1660. L., 1971; Das römisch-deutsche Reich im politischen System Karls V./Hrsg. von H. Lutz. Münch.; W., 1982; Chabod F. Carlo V e il suo imperio. Torino, 1985; Naujoks E. Kaiser Karl V. und die Zunftverfassung. Stuttg., 1985; Seibt F. Karl V.: Der Kaiser und die Reformation. B., 1990; Karl V.: Politik und politisches System/Hrsg. v. H. Rabe. Konstanz, 1996; Колер А. Карл V (1519-1556)//Кайзеры/Ред.: А. Шиндлинг, В. Циглер. Р.-н/Д., 1997. С. 34-60; он же. Карл I/V (1516-1556)//Испанские короли/Ред.: В. Л. Бернекер, К. Сейдель, П. Хозер. Р.-н/Д., 1998. С. 49-84; idem. [Kohler A.] Karl V. 1500-1558: Eine Biographie. Münch., 1999, 2005 6; Carlos V: Las armas y las letras. Madrid, 2000; Chaunu P., Escamilla M. Charles Quint. P., 2000; La Corte de Carlos V/Ed. J. Martínez Millán. Madrid, 2000. 5 vol.; Karl V.: 1500-1558 und seine Zeit. Köln, 2000; Sallmann J.-M. Charles Quint: L " empire éphémère. P., 2000; Carlos y la quiebra del humanismo político en Europa (1530-1558)/Ed. J. Martínez Millán. Madrid, 2001. 4 vol.; Carlos V: Europeísmo y Universalidad/Ed. J. L. Castellano Castellano, Fr. Sánchez-Montes González. Madrid, 5 vol.; De la union de coronas al Imperio de Carlos V/Ed. E. Belenguer Cebría. Madrid, 2001. 3 vol.; Karl V.: 1500-1558: Neue Perspektiven seiner Herrschaft in Europa und Übersee/Hrsg. A. Kohler, B. Haider, Ch. Ottner. W., 2002; Tracy J. Emperor Charles V, Impressario of War: Campaign Strategy, International Finance, and Domestic Politics. Camb., 2002; Charles Quint, empereur d " Allemagne et roi d " Espagne, quelques aspects de son règne/Ed. M.-C. Barbazza. Montpellier, 2005; Гусарова Т. П. Карл V Габсбург (1500-1558)//Исторический лексикон: История в лицах и событиях, XIV-XVI вв. М., 2006.

http://pravenc.ru/text/1681065.html

Интерьер собора в Бургосе. Башня над средокрестием. 1539–1568 гг. Интерьер собора в Бургосе. Башня над средокрестием. 1539–1568 гг. В 20-30-х гг. XVI в. важным явлением не только в культурной, но и в религ. жизни И. стало эразмианство. Идеи Эразма Роттердамского распространились в И. после того, как в 1516 г. он посетил в Генте кор. Карла I, недавно унаследовавшего И., и поднес ему кн. «Наставление христианского государя» (Institutio principis christiani; 1-е изд.- Leuven, 1516). Карл I объявил Эразма своим советником и действительно находился (как впосл. и кор. Филипп II) под нек-рым влиянием его идей. Франсиско Хименес де Сиснерос приглашал Эразма Роттердамского приехать в Алькала-де-Энарес, где в это время велась работа над «Многоязычной Библией», однако тот отказался. Число последователей Эразма Роттердамского в И. росло, в 20-х гг. XVI в. его труды издавались в оригинале и переводились на кастельяно, сторонником его идей объявил себя даже генеральный инквизитор Алонсо Манрике. Однако уже в 1527 г. группа монахов, среди к-рых наиболее непримиримую позицию занимали францисканцы и доминиканцы, составила для императора перечень ошибок и заблуждений Эразма Роттердамского. Комиссия, рассматривавшая это дело, отвергла обвинения, но через нек-рое время обстановка в стране изменилась, особенно после того как в 30-х гг. умерли инквизитор Алонсо Манрике и секретарь Карла V Альфонсо де Вальдес , к-рого иногда называли «большим эразмистом, чем сам Эразм». Сначала осуждению подверглись испан. последователи эразмианства (в 1533 начался процесс против Хуана де Вергара, испан. гуманиста, участвовавшего в работе над «Многоязычной Библией»), а затем сочинения Эразма Роттердамского были внесены в Индекс запрещенных книг . Изменение в отношении к Эразму Роттердамскому предвосхитило начало Контрреформации в И., однако решительный поворот в этом направлении наметился в кон. 50-х гг. XVI в. и был связан с распространением лютеранства. Вначале в И. почти не было последователей Лютера, или же они, опасаясь репрессий, скрывали свои взгляды.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Для полноты картины тех исторических событий, которые были связаны с исследуемым церковным обособлением, следует привести сведения о его продолжительности, а также о хронологии восстановления церковного единства. Итак, это обособление началось со времени написания грамоты патриарха Дорофея (1512), а восстановление церковного единства произошло уже после смерти Мзечабуки (1516). После того как Мзечабуки сложил с себя полномочия правителя и принял монашество (1515) 704 , в Саатабаго началась смута. Против Кваркваре, законного наследника престола, восстал его дядя Манучар, претендуя на власть над Саатабаго. Некоторые исследователи, по причине сбалансированности двух противостоящих лагерей, даже считают 1516–1520 гг. периодом двоевластия в Саатабаго 705 . Видимо, поэтому Картлийский католикосат решил получить согласие на воссоединение епархий Саатабаго с католикосатом и у той и у другой стороны, чего в итоге удалось добиться 706 – путем отлучения епископов и паствы Саатабаго Картлийским католикосом 707 . Следует подчеркнуть, что попытки правителей Самцхе- Саатабаго к церковным обособлениям не имели ни исторических, ни канонических оснований, причина их безуспешности коренится в отсутствии каких-либо прецедентов существования в этом атабекстве независимой от Картлийского католикосата церковной структуры. Палеографическое описание документа В настоящее время грамота хранится в Национальном центре рукописей г. Тбилиси в фонде Ad под номером 503. Материал документа – бумага. Грамота является арабско-грузинской билингвой, в арабском тексте имеется также подпись патриарха на греческом языке 708 . Кроме того, датировка грамоты указана в арабском тексте с помощью греческой буквенной нумерации 709 . Ранее рукопись хранилась в Мцхетском церковном книгохранилище, под номером 415 (на это указывают пометки на арабском тексте грамоты) 710 , затем в Церковном музее 711 в г. Тбилиси, под номером 193 (об этом свидетельствует пометка на грузинском тексте документа) 712 . С 1921 г. документ хранился в Государственном музее Грузии им. С. Джанашиа, а с 1966 г. по настоящее время – в Национальном центре рукописей г. Тбилиси (с 1962 по 2007 г. он носил название Института рукописей им. К. С. Кекелидзе).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сотрудничество восточных патриархов с российской разведкой (функции которой выполняли Посольский приказ и воеводы пограничных городов) начинается с конца XVI века Патриархи выступали консультантами царских послов в Стамбуле и занимались сбором интересующих Москву данных. Деятельность эта хорошо оплачивалась (милостыня восточным единоверцам была часто завуалированной платой за услуги), поэтому политическими агентами России охотно становились высшие иерархи рум миллети. В их числе был и патриарх Феофан. Впрочем, разведчик из него получился плохой, поскольку Феофан боялся турок и избегал риска. Об этом, в частности, свидетельствует отрывок из его письма от 1638 г. русскому царю: «Пишем и объявляем, что делается в Цареграде, и о том у нас бывает великий страх, – о том бо есть и вам ведомо. Только наша великая любовь и для благочестия твоего и для милостыни, что имеешь к нам, побуждает нас писати и объявляти». 1512 Похоже, Феофан, несмотря на свою службу московскому царю, был в целом лоялен по отношению к османским властям. Этот настрой чувствуется во многих его грамотах, где патриарх с почтением отзывается о суровой справедливости султана Мурада IV («а здесь царь владеет, и страх великий объявляет, и лихие люди не имеют силы... и во всем Цареграде смирно» 1513 ), о поддержке им православных в борьбе за Св. места («только Божие просвещение далося в сердце многолетнему царю салтан Мурату, учинил нам крестьяном праведно» 1514 ). Феофан мечтал о русско-османском союзе против католической Польши. В 1634 году, во время Смоленской войны, он писал в Москву: «И здесь видим царство турецкое добро вам помогает: Абазу пашу 1515 послал и великую страсть полякам воздал... А с которыми с великими людьми знаемся, и мы всегда их понуждаем на помощь царствию вашему, и видим, что в доброту пошло дело». 1516 В этом политическая ориентация Феофана совпадала с позицией другого крупнейшего греческого церковного лидера той эпохи Кирилла Лукариса. Он также был лоялен к османской власти, враждебно настроен в отношении католического мира и симпатизировал протестантам, в силу чего лоббировал идею союза России с османами и Швецией против Польско-Литовского государства. Впрочем, сходство политических программ не мешало этим церковным деятелям враждовать друг с другом по личным или каким-то другим причинам. 1517 Тем группам греческого духовенства, которые ориентировались на Лукариса или Феофана, противостояли представители других кланов, которых называют «греко-венецианцы». Одним из них был, например, Афанасий Пателар († 1653), дважды на непродолжительное время занимавший константинопольскую кафедру. Для этих группировок был характерен прозападный настрой и негативное отношение к Османской державе. В.Г. Ченцова склонна отчасти объяснять такую позицию происхождением этих людей с Корфу, Хиоса или Крита, островов, долгое время находившихся под властью Венеции и испытавших сильное культурное влияние Запада. 1518

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Причиной обострения отношений папы с франц. кор. Людовиком XIV стал вопрос о получении доходов с франц. еп-ств, кафедры к-рых оказывались вакантными. Согласно нормам Болонского конкордата 1516 г., доходы с вакантных епископских кафедр на территории королевского домена поступали в королевскую казну (т. н. светская регалия), кроме того, король имел право назначать прелатов на вакантные высшие церковные должности и по своему усмотрению жаловать церковные бенефиции (т. н. духовная регалия; за Римским папой сохр. право утверждать назначения). Декларациями 1673 и 1675 гг. король распространил право регалии и на территории, присоединенные к Франции после 1516 г. Занимавший в то время Римский престол папа Климент X , вероятно опасаясь вражды с Людовиком XIV, не опротестовал действий короля. Однако в 1676 г. к недавно избранному на Папский престол И. с жалобой на монарха обратились 2 прелата Юж. Франции - еп. г. Алет (ныне Алет-ле-Бен) Никола Павийон и еп. г. Памье Франсуа Этьен де Коле, сторонники янсенизма . Папа, принявший апелляцию епископов (за что был обвинен в приверженности к янсенизму), расценил действия короля как узурпацию прав католич. Церкви и в ряде бреве (1678, 1679, 1680 гг.) призвал Людовика XIV отменить декларации о регалии. Действия короля, однако, получили одобрение ассамблеи франц. духовенства (1681-1682). Ассамблея духовенства подтвердила претензии короля на светскую регалию, а 19 марта 1682 г. приняла состоявшую из 4 статей «Декларацию духовенства Франции о церковной власти» (Declaratio Cleri gallicani de ecclesiastica potestate), к-рая стала манифестом галликанизма . В «Декларации...» высказывалась идея ограничения папской власти в католич. Церкви: папе принадлежало главное слово в вопросах веры, но его решение не являлось окончательным, если оно не было подкреплено согласием всей Церкви. Бреве от 11 апр. 1682 г. папа осудил «Декларацию...». Кроме того, И. отказался утверждать предлагаемых Людовиком XIV кандидатов на епископские кафедры. К 1689 г. кафедры более 30 франц. еп-ств оставались вакантными. Несмотря на конфликт с франц. королем, 13 дек. 1685 г. И. направил Людовику XIV приветственное послание, в к-ром высоко оценил королевский эдикт, подписанный в Фонтенбло (17 окт. 1685), о ревокации (отмене) Нантского эдикта 1598 г., в свое время гарантировавшего свободу исповедания франц. гугенотам .

http://pravenc.ru/text/468793.html

Черногория Местность Черногория– область дикая, суровая, мрачная, которую итальянцы называют Монтенегро, турки – Карадаг, сербы– Црна-гора, албанцы– Малесия или Малилис, есть самостоятельное княжество на западной стороне балканского полуострова. Она лежит между Далмациею, Герцеговиною, Боснией) и сербским княжеством, окружена горами: Ловченом, Комом, Дурмитором, Гарчом, Лисцом и Суторманом, и состоит из двух областей: собственной Черногории (горной страны) и Брд. Первая имеет 32 квадр. мили и разделена на 4 нахии (округа или уезда): катунскую (в северной и средней части Черногории), цермничскую или црнгичскую (в югозападной части), речскую и лешатскую. Последняя имеет 34 кв. мили, и разделена также на 4 нахии: Белопавличи, Иипери, Кучи и Морача 184 Главный город, резиденция князя, Цетинье. Число жителей– около 200,000 185 . Историческая судьба Черногории Черногория первоначально называлась Дукли или Дуклеею, а чаще Зетою. Она составляла одну из областей сербского государства, которую Неманичи отличали почетным названием «Дедины» 186 и которая была уделом наследников сербского престола. В состав её входили: часть Герцеговины до Требинья, вдоль по берегу моря до Рагузы, нынешняя область Каттаро, города – Бар, Ольгун (Дульциньо), Леш (Алеси) до Драча. Пространство её равнялось 150 милям с севера на юг, и 120 милям с запада на восток 187 . Она управлялась сперва банами (до 1516 г.), потом митрополитами (1516– 1851г.), наконец князьями. Черногория под властию банов Баны были тоже, что великие жупаны, правители отдельных областей 188 . Они были сперва из рода Неманичей, потом из рода Болъшичей, наконец из рода Черноевичей, или Црноевичей. Неманичи управляли Черногорией, как частию сербского государства, до времени Волкашина Мирняевича. Когда Волкашин, по смерти Уроша Иго, захватил в свои руки власть над Сербиею, зетское княжество (Черногория) не хотело признать его за своего государя, и, отделившись (1367 г.) от Сербии, избрало своим правителем Бальииу, родственника Неманичей по женской лилии 189 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

С весны 1513 г. Джулио Медичи принимал участие в работе V Латеранского Собора (с 6-й по 12-ю сессию). В мае 1513 г. папа включил его в группу кардиналов, определявших повестку дня соборных заседаний. В апр. 1517 г. Джулио Медичи провел во Флоренции провинциальный синод, к-рый предписал выполнение декретов V Латеранского Собора по реформированию католич. Церкви. Кардиналы Дж. Медичи (в центре) и Б. Довици да Биббьена в сцене " Битва при Остии " . Роспись станцы дель Инчендио ди Борго в Ватикане. 1514-1517 гг. Мастерская Рафаэля Кардиналы Дж. Медичи (в центре) и Б. Довици да Биббьена в сцене " Битва при Остии " . Роспись станцы дель Инчендио ди Борго в Ватикане. 1514-1517 гг. Мастерская Рафаэля Во внешней политике Лев X стремился сохранить баланс сил, сложившийся к началу его понтификата в итал. гос-вах, и не позволить Франции завладеть одновременно Миланом и Неаполем. По поручению папы Римского Джулио Медичи участвовал в решении важных внешнеполитических задач: в нояб. 1517 г. он вошел в состав комиссии, рассматривавшей перспективы заключения союза христ. государей против турок; вел переговоры с франц. кор. Франциском I после победы франц. армии в битве при Мариньяно (13-14 сент. 1515); в кон. 1515 - нач. 1516 г. организовал прием франц. монарха в Болонье, где он встретился с папой Римским, сопровождал Франциска I и Льва X во Флоренцию, потом в Рим, способствовал заключению мирного договора (по его условиям были признаны права франц. короля на Миланское герц-ство; папе пришлось отказаться от Пармы и Пьяченцы, а также вернуть Модену и Реджо-нель-Эмилию герцогу Феррарскому; в обмен Франциск I обещал не препятствовать захвату папой герц-ства Урбино). После смерти правившего Флоренцией Лоренцо II Медичи (в 1516 он получил герц-ство Урбино) папа назначил кард. Джулио Медичи легатом a latere в Тоскане (27 мая 1519): он получил широкие полномочия и фактически стал правителем Флоренции. Кардинал сыграл важную роль в реализации договоренностей папы Льва X и испан. кор. и имп. Карла V , направленных против Франции. Папа назначил Джулио Медичи легатом папской армии, и он, командуя отрядом швейцарских наемных солдат, в ночь на 20 нояб. 1520 г. захватил Милан. Однако из-за смерти Льва X (1 дек. 1521) ему пришлось спешно вернуться в Рим.

http://pravenc.ru/text/1841391.html

Кард. Джулио Медичи. Фрагмент картины " Папа Лев X с кардиналами " 1516-1519 гг. Худож. Рафаэль Санти (галерея Уффици, Флоренция) Кард. Джулио Медичи. Фрагмент картины " Папа Лев X с кардиналами " 1516-1519 гг. Худож. Рафаэль Санти (галерея Уффици, Флоренция) После смерти Юлия II Папский престол занял 38-летний кард. Джованни Медичи (папа Римский Лев X (1513-1521)). Папа возвел своего брата Джулио Медичи на архиепископскую кафедру Флоренции (9 мая 1513; архиепископский паллий получил только в марте 1520) и даровал ему диспенсацию , т. к. Джулио был незаконнорожденным. На консистории 23 сент. 1513 г. Лев X возвел Джулио Медичи в достоинство кардинала-диакона рим. ц. Санта-Мария-ин-Домника. 6 дек. 1513 г. Джулио был посвящен в младшие чины, 17 дек.- в чин диакона. 26 июня 1517 г. получил титул кардинала-пресвитера ц. Сан-Клементе, 6 июля - кардинала-пресвитера ц. Сан-Лоренцо-ин-Дамазо; 19 дек. рукоположен в сан пресвитера, 21 дек. епископское рукоположение Джулио Медичи совершил папа Лев X. 9 марта 1517 г. кардинал стал вице-канцлером Папского государства. Помимо Флорентийского архиепископства Джулио Медичи в качестве бенефициев занимал кафедры Альби (1513-1515), Нарбона (1515-1523), Альбенги (1517), Болоньи (янв.-март 1518), Амбрёна (июль 1518), был администратором епископств Асколи-Пичено (июль-авг. 1518), Эгер (1520-1523), Вустер (1521-1522). В 1520 г. он отказался от притязаний на епископскую кафедру Валанса во Франции (по др. версии, речь шла об испан. Валенсии - I diarii di Marino Sanuto. Venezia, 1890. T. 28. P. 395) в обмен на ежегодную выплату 1500 дукатов. Был аббатом-коммендатарием неск. важных мон-рей: Кьяравалле близ Милана (1517), Санти-Винченцо-э-Анастазио-алле-Тре-Фонтане близ Рима (1517), Сен-Мартен в Турне (1519). В нач. 1514 г. англ. кор. Генрих VIII выбрал Джулио Медичи в качестве кардинала-протектора Англии; в обмен он способствовал возведению в кардинальское достоинство Томаса Уолси , архиеп. Йоркского (10 сент. 1515). В 1517 г. обсуждалось назначение Джулио Медичи кардиналом-протектором Франции, однако он отказался. В завещании папа Лев X даровал ему статус «всемирного легата» (legatus universalis - Originale donatione facta da papa Leone al cardinale de " Medici di tutti ti suoi beni/Ed. E. Casanova//Archivio della Reale Società Romana di storia patria. R., 1899. Vol. 22. P. 565).

http://pravenc.ru/text/1841391.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010