1509. …так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3. 16). 1510. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него (1 Ин. 4. 9). 1511. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин. 15. 18–19). 1512. Ин. 16. 2. 1513. Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее (Лк. 4. 6). 1514. Слово 4, гл. 3. 1515. Ин. 12. 31; Еф. 2. 2, 6, 11–12. 1516. 1 Кор. 10. 20. 1517. Лк. 11. 24–26. 1518. 1 Кор. 3. 17–18. 1519. 1 Кор. 3. 18. 1520. Ин. 9. 41. 1521. Плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Помышления плотские суть смерть (Рим. 8. 7, 6). 1522. 1 Кор. 3. 18. 1523. 1 Кор. 1. 26. 1524. 1 Кор. 1. 23. 1525. Ин. 11. 49–50. 1526. Мф. 13. 52. Ср.: Лк. 5. 39. 1527. Слово о смерти. 1528. …огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25. 41). 1529. …мерзость пред Богом (Лк. 16, 15). 1530. Ис. 38, 5. Смотри житие Василия Великого, скончавшегося в противность предсказанию врача, который столько был убежден в верности своего предсказания, что неисполнение его приписал положительно силе Христа, уверовал в Него и принял Святое Крещение. Прежде этого никакие убеждения мудрого и святого Василия не могли сломить врача еврея к принятию христианства. Четьи-Минеи, 1 января. 1531. Исхода глава 7 и далее. Деян. гл. 8, 9 и проч. 1532. Описание книжников и фарисеев заимствовано из собственных слов Господа нашего Иисуса Христа и из поведаний Евангелия. Господь произнес на них грозное определение Свое, назвав их родом лукавым и прелюбодейным (Мф. 12. 39), лицемерами, выкрашенными гробами, по наружности красивыми, внутри же исполненными лицемерия и беззакония, как и гробы внутри полны мертвых костей и всякой нечистоты (Мф.

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

15 . Уже тогда, следовательно, предызображалось знамение будущего Креста, и в то самое время, когда с Него был снят хитон 1516 , то есть плоть, которую Он принял, с Него было совлечено прекрасное многоцветье добродетелей. Значит, Его хитон, то есть плоть 1517 , а не Божество обагрилось кровью: они смогли похитить у Него одеяние плоти, но не бессмертие жизни. Этот хитон обагрили кровью иудейские звери, те, о которых Он говорит: Вот, Я посылаю вас как овец среди волков (Мф. 10. 16). 16 . Что удивительного, если ров был пуст (Быт. 37. 24)? — если нет воды во рве иудеев, которые оставили источник воды живой и сделали себе водоемы разбитые (Иер. 2. 13) 1518 . И чтобы ты знал, что это истинная глина, Сам Господь говорит о Себе: Положили Меня в рове глубоком, во тьме и в тени смертной (Пс. 87. 7). 17 . Итак, Христа покупают те, кто приносит добрые благовония 1519 : фимиам, которым благоухают жертвенники благочестивого ума, как и Давид говорит па греческом языке: Κατευθυνθτω προσευχ μου ς θυμαμα νπιν σου 1520 – и смолу, с помощью которой соединяют разбитый мрамор. Это духовная смола и потому исцеляет раны твоей души и связывает разорванное, укрепляет ослабленное. Ибо эта духовная смола делает сильными и связывает расстроенные части души, чтобы они безболезненно соединились. Наконец, Иеремия ищет эту смолу, чтобы, если это возможно, попытаться исцелить Вавилон, говоря: Возьмите смолы для болезни его, может быть, он исцелеет. Врачевали мы Вавилон, но он не исцелился (Иер. 51. 8–9). Не исцелилась Синагога 1521 , поскольку смола эта перешла к Церкви. Потому торговцы приходили из Галаада, что переводится как владение или местопребывание свидетельства, перенося свои товары в Церковь, чтобы эта смола врачевала грехи народов, о которых говорится: Укрепитесь, ослабевшие руки и колени дрожащие (Ис. 35. 3). Искренняя вера — это смола. Ее употреблял Петр, когда говорил хромому: Во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи (Деян. 3, 6), — и должным образом тот встал и начал ходить. Ее он имел, когда говорил расслабленному: Эней, исцеляет тебя Господь Иисус: встань и убери постель. И он встал и убрал (Деян. 9. 34) 1522 . Ее имел он, когда говорил умершей: Встань во имя Господа нашего Иисуса Христа (Деян. 9.40). И усопшая встала. Надлежащей смесью из этой смолы скрепляются те камни, из которых Бог силен воздвигнуть детей Аврааму 1523 . Лекарство из этой смолы хромого выпрямляет, расслабленного укрепляет, умершую воскрешает.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

21 . Объявите и скажите, посоветовавшись между собою: кто возвестил это из древних времен, наперед сказал это? Не Я ли, Господь? и нет иного Бога кроме Меня, Бога праведного и спасающего нет кроме Меня. 22 . Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо Я Бог, и нет иного. 23 . Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык. Чрезвычайно величественное Мессианское пророчество, обращенное к язычникам и возвещающее им, что пришествие Еммануила будет не для одних Израильтян, а для всего мира 1516 . В стихе 20 обратим внимание, что выражение, употребленное в отношении народов языческих, кланявшихся идолам, мягче, чем те, которые обличают Израиля в идолопоклонстве. Израиль называется богоотступником и приравнивается к жене прелюбодейке; язычники же называются невеждами, ибо они не удостоивались откровений и обличаются в неразумии, но не в измене Богу, как Израиль. Еще обратим внимание, что глас Господа взывает к „уцелевшим“ из народов. Пророчество видит то время, когда уже сокрушены растленные монархии Семито-Кушитов и когда с ними вместе пала и растлевающая религиозная система, обратившая людей в существа с исключительно животными инстинктами. Уцелевшие народы суть те народы, которые по милосердию Божию подверглись уже не только очищающему влиянию Арийских рас, но еще воздействию поселенных среди их ( 4Цар. 17:6, 24:15–16 ) пленных Израильтян и Иудеев, которые, как мы не раз говорили, отрезвились в плену и никогда более не возвращались к идолопоклонству. Стихи 20–21 соответствуют по мысли стихам 7–9 главы 44-й, а стих 22-й повторяет мысль стиха 6-го той же главы. Господь один может спасти; и Он один вещал всем народам будущее через Своих пророков. „Свет Израиля будет огнем и Святый-его пламенем, который сожжет терны“ ( Ис. 10:17 ). Вот приближается исполнение этого пророчества; многие убедятся в догмате Бога единого, а близится и величайшее из событий – Сам Господь, Иегова, Святый Израилев восприимет полный образ человека с телом и душею его и „всех привлечет к Себе“ ( Ин. 12:32 ); и тогда пред Господом преклонится всякое колено и всякий язык будет исповедывать Бога“, как сказал прямо словами читаемого нами 23-го стиха Исаии, Апостол Павел, в посл.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

(279, 1515) 5. Если кто-либо отрицает, что благодатью Господа нашего Иисуса Христа, дарованной через Крещение, наказание за первородный грех отпускается, и даже если он утверждает, что все, что имеет поистине и собственно характер греха, не устранено, но просто стерто или не вменяется, да будет отлучен от сообщества верных. Ибо Бог не может ничего ненавидеть в тех, кого возродил, потому что «мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» [ Рим 6, 4 ], «которые живут не по плоти, но по духу» [ Рим 8, 1 ], но которые, совлекшись ветхого человека и «облекаясь» нового, «созданного по Богу» [ср. Еф 4 , 22сл; Кол 3, 9 ], стали невинными, без пятна, чистыми, безупречными и возлюбленными детьми Божиими; «наследниками Божиими, сонаследниками же Христу» [ Рим 8, 17 ], так, что совсем ничто не препятствует вступлению на небеса. То, что вожделение или очаг греха остаются в крещеных, Святой Собор это исповедует и думает таким образом. Оставленное нам для борьбы, оно неспособно вредить тем, кто с ним не соглашается и мужественно сопротивляется ему [с помощью] благодати Христовой. Более того, «тот, кто будет сражаться согласно правилам, будет увенчан» [ 2Тим 2, 5 ]. Что до вожделения, которое Апостол называет иногда «грехом» [ср. Рим 6, 12 сл; 7, 7, 14–20], то Святой Собор заявляет, что Католическая Церковь никогда не полагала, что оно так называется оттого, что имеет в возрожденных поистине и собственно характер греха, но что оно происходит из греха и ко греху склоняет. Если кто-либо думает противное, да будет отлучен от сообщества верных. (280, 1516) 6. Однако данный Святой Собор заявляет, что он не имеет намерения включить в этот декрет, касающийся первородного греха, Блаженную и Непорочную Деву Марию, Матерь Божию, но что должно соблюдать Конституцию блаженной памяти папы Сикста IV, чтобы избежать наказаний, о которых в ней говорится, – Конституцию, которую [Святой Собор] возобновляет [ХВ 390]. Булла «Ex Omnibus Afflictionibus» Папы Пия V

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

95 . Исаия видел Господа на престоле и послан был к народу увещевать к покаянию. Пророчествовал о пленении Галилеи и Самарии от ассирийцев, о нашествии Сеннахирима на Иудею. Он возвещал о Христовом от Пречистой Девы зачатии и рождении: изыдет жезл из корене Иессеова – Пречистая Дева, и цвет от корене Его взыдет ( Ис.11:1 ) – сие есть Христос, и почиет на Нем Дух Божий. В тот день отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод земли – в величии и славе, для уцелевших сынов Израиля ( Ис.4:2 ). Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему: Еммануил ( Ис.7:14 ) – с нами Бог ( Мф.1:23 ). Христос родится в яслях, не имея вида, ни доброты, но возьмет наши немощи и понесет наши болезни ( Ис.53:24 ). От лица Мессии Христа Исаия пророчествовал: Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя, благовестити ( Ис.61:1 ). Рцыте дщери Сионове: се, Спаситель твой грядет, имеяй с Собою мзду и дело Свое ( Ис.62:11 ), говоря о проповеди Его. О вольных страданиях и страстях Христовых возвещал: Той же язвен бысть за грехи наша ( Ис.53:5 ). И о кресте Христовом: слава Ливанова к тебе, Иерусалиме, приидет, кипарисом и певгом и кедром вкупе, прославите место святое Мое, и место ногу Моею прославлю ( Ис.60:13 ). Предвидел пророк, что Сын Божий распят будет со злодеями ( Ис.53:9 ), принося жертву умилостивления, плодом которой будет воскресение, основание Церкви ( Ис.53:10 ) и распространение ее по всей вселенной ( Ис.54:14 ). И придут в Церковь Христову иноплеменники ( Ис.61:5 ), язычники и все народы, и назовутся они новым именем ( Ис.62:2 ), народом святым, искупленным от Господа ( Ис.62:12 ). Бог Сам изрек: Явлен бых не ищущим Мене, обретохся не вопрошающим о Мне, рекох: се, есмь, языку, иже не призваша имени Моего ( Ис.65:1 ) И будет радость и веселие о народе Моем – роде христианском ( Ис.65:1819 ), – возвещал дивный пророк. Также о страшном втором Христовом пришествии предрече: Се бо, Господь яко огнь приидет, и яко буря колесницы Его, воздати яростию отмщение Свое и прещение во пламени огненне, огнем бо Господним судитися будет вся земля ( Ис.66:1516 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

   Если же [сия страсть] не найдет нас вооруженными этими оружиями, то, пора зив своими стрелами, [Col. 1516] сделает нас блуждающими и неусидчивыми, переходящими с места на место и ни о чем другом не заботящимися, кроме как высмотреть, где происходят пьянки и празднования памяти святых, поскольку помышление унылого ни о чем другом не мечтает и поднимает настроение только с их помощью. Наконец, [демон сей] ввязывает его и в мирские дела и понемногу заманивает в эти вредные занятия, пока наконец и совершенно не извергнет из монашеского призвания. Посему прекрасно апостол Павел, как умелый врач, желающий отсечь причину болезни, из которой уныние рождается, увещает, говоря: Братия… ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, и продолжает: не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам (2 Фес. 3:7-9). Посему особенно нам следует, возлюбленные, пребывать в рукоделии, и не только для того, чтобы изгонять уныние, но и для того, чтобы этим зарабатывать себе на пропитание и помогать нуждающимся. И постоянно [нужно] поучаться у Давида: Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой (Пс. 142:7), яко смирил враг душу мою (ср. Пс. 142:3),посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. И уны во мне дух мой (Пс. 142:3-4), но не отврати лица Твоего от мене (Пс. 142:7), Благий, яко к Тебе взях душу мою (Пс. 142:8).     Молитва     Услыши меня, Господи, потому что стесненная душа моя и дух унылый вопиет к Тебе (Варух. 3:2). Не допусти мне искуситься сверх того, что смогу [вынести], но сотвори при искушении и облегчение (1 Кор. 10:13), так чтобы я мог перенести. Избавь меня от нелепых и лукавых помыслов. Обрати меня на путь правый в познание истины. И дай мне с чистой совестью со всяким дерзновением служить Тебе неотвлекающимся сердцем во все дни жизни моей. Ей, Господи Иисусе Христе, Образ и Сияние (ср. Евр. 1:3) благословенного Отца, сеющий Божественные Твои словеса в сердца наши, единый пекущийся о Своих рабах, и Врач, даром исцеляющий, единый Благодетель и негордый, единый милостивый и человеколюбивый, единый Спаситель и праведный, всегда Сущий и Сущий во всех и повсюду пребывающий и объемлющий и наполняющий Собой всё. Иисусе Христе, Боже и Господи, Ты Твоими дарованиями и Твоею милостию покрой нас, на Тебя уповающих, точно ведующий козни того, кто нам везде противится, и пакости, которые против нас он замышляет. Господи, Ты единый помоги нам в посещении Твоем святом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

  Слово в Неделю сыропустную Воспоминание Адамова изгнания Всенощное бдение 24 февраля 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Накануне Великого Поста Церковь ставит нас там, где находится все человечество, и мы должны осмыслить то, что происходит с каждым человеком и со всем человеческим родом, чтобы нам стало понятно, что значит Пост, в который мы вступаем. Это воскресенье называется воспоминанием об изгнании из рая, и Святая Церковь открывает нам тайну творения первого человека, его жизни в раю. Человек был создан по образу и подобию Божию для того, чтобы восходить в истинном познании Самого Бога и приводить к совершенной жизни все творение, потому что оно было подвластно ему, и он имел возможность достигать этого совершенства. Одна единственная запретительная заповедь была у человека: чтобы он не вкушал от древа познания добра и зла. " Ибо в день, в который ты вкусишь от него, - сказал Господь, - смертью умрешь " (Быт. 2, 17). Человеку открывалась возможность познания Бога, и он знал об этом и должен был возрастать в этом знании. Но одновременно существовала возможность и другого знания: губительная, страшная возможность познания зла, и человек знал, что зло существует извне, и оно смертельно опасно. Как произошло падение человека? Почему человек не поколебался даже мыслью и без всякого сопротивления бесстрашно прикоснулся ко злу, зная о нем заранее, зная о заповеди Божией и о предупреждении Божием (как это случилось с Евой, которая отдалась диаволу и без всякого труда вовлекла в этот же грех своего мужа)? Мы видим только, что в этот таинственный момент, когда воля человека перестает быть устремленной к Богу, совершается мгновенное изменение внутреннего человека. Человек, который познал зло, человек, который согрешил, это совершенно другой человек, с другим восприятием всего. Он утверждается в новом, как бы неестественном состоянии, и, наоборот, ему кажется неестественным то, что было ранее. То, что было раньше, кажется ему внешне навязанным, и он стремится от этого освободиться. Святой апостол Иоанн Богослов говорит: " Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего " (1 Ин. 2, 1516). И когда мы внимательно вслушиваемся в эти слова и всматриваемся в то, что произошло с первым человеком, мы с удивлением узнаем, что это как раз то самое, что с ним произошло, когда Ева увидела, что плод, запрещенный Богом, хорош для пищи, что он приятен для глаз и вожделенен, потому что дает знание. " Он хорош для пищи " - и это есть похоть плоти. " Он приятен для глаз " - это есть похоть очес. " Он вожделенен, потому что дает знание " - и здесь раскрывается гордость житейская. И в каждом грехе, который будет совершать потом человек, это всегда будет присутствовать.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_18...

В виду нарушения, вошедшими в мир и говорящими по-мирски, лжепророками, ап. Иоанн заповедует верующим «не любить ни мир, ни того, что в мире; ибо все, что в мире – похоть плоти, похоть очес и гордость житейская, не есть от Отца, но от Мира» ( Ин.2:1516 ) (указание на нарушение трех главных обетов монашества: воздержания от плотских удовольствий, нестяжательности и смирения). В виду унижения лжепророками значения христианского брака и мнимого воздержания от всяких увеселений и от вина, Иоанн в своем Евангелии ( Ин.2:111, 3:29 ), начало чудес Иисусовых возводит к чуду, совершенному Господом на браке в Кане Галилейской – претворению воды в вино для брачного веселья, и отношение Предтечи к Господу представляет под образом отношений к жениху друга жениха, который стоит и внимает ему и «радостию радуется, слыша голос жениха». В Апокалипсисе лжеучители называются «развратными», научающими любодейству, думающими о богатстве, надменно называющими себя апостолами и пророками, в своей иудейской гордости возомнившими о победе своего учения над языческими народами, от чего и самое название – Николаитами (победителями народов), и в противоположность им восхваляется терпение, скорбь, нищета, сохранение одежд своих от осквернения, за что обещается облечение в белые одежды, вкушение сокровенной манны, дарование радостной звезды утра, «нового имени и победы над язычниками» ( Откр.23 ). Гордости лжеучителей, их дерзкому именованию себя пророками и апостолами и стремлению властвовать над народами соответствует в Апокалипсисе ( Откр.13:1, 46 ), изображение зверя, которому «даны были уста, говорящие гордо и богохульно», и у которого «рога, увенчанные диадимами, а на головах имена богохульные». Еще полнее указывает в ( Откр.17:45, 18:23, 7 ) на нарушителей обетов отречения от мира и его похотей образ жены, сидящей в пустыне на звере: «на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным»; она «была облечена в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными каменьями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ея»; «она напоила яростным вином блудодеяния своего все народы, и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ея»; «она говорит в сердце своем: сижу царицей, я не вдова, не увижу горести».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

«В какой город войдете и не примут вас, бегите отсюда в другой город, и если из него вас будут гнать, бегите опять в другой город ( Мф.10:23 )». Сие не на всех людей распространил, но сказал об одних учениках, потому что (тогда еще только) начиналась новая проповедь и числом их было мало. Чтобы против них не соединились и не истребили память о них от земли и (таким образом) не воспрепятствовали бы (насаждению) благовестия Его в народах и учения и наставления Его в тварях, для сего сказал: «если вас изгонят из одной страны, то бегите в другую». Если бы Апостолы не убежали в то время, когда Стефан был побит камнями ( Деян.7:58–60 ), то они сами конечно не избегли бы мучений. А если бы Господь распространил эту Свою заповедь на все поколения, то кто бы решился подвергать себя мученичеству ради Него? Далее, дабы показать, что не изъял и Апостолов от мученичества, еще раз, – хорошо сие уразумей, – воодушевил их, дабы не страшились и не скорбели, если с ними случится нечто подобное тому, что Он показал им на Себе Самом, когда не убежал от тех, кои должны были вести Его на крест, и об этом ясно сказал им в следующих словах: «если Меня гнали, будут гнать и вас ( Ин.15:20 )». И сказал: «не бойтесь тех, которые убивают тело, души же не могут убить ( Мф.10:28 )». И вот мы видим, что те, которым сказано было: «все бегите», один за другим приносят себя в —125— жертву хвалы, в свидетельство всех народов. Или так как дал им великую власть, когда избрал их, ибо таковая (власть) была необходима в то время, посему, дабы они не возгордились этою властью, научил их смирению, говоря: «если изгонят вас из одного города, бегите в другой». Подобным образом Господь, пока был с ними, не позволил им того, о чём они просили, говоря: «хочешь ли, мы скажем, и сойдет огонь и истребит их». ( Лк.9:54 ). И поскольку ученики подумали в себе: так как сказал: «к самарянам и язычникам не ходите ( Мф.10:5 )» и добавил: «если изгонят вас из одного города, бегите в другой», то что мы будем делать, если недостанет городов? – посему укрепил их дух, говоря: «истинно говорю вам, не успеете обойти эти города, как приду к вам ( Мф.10:23 )». Так как хотел прийти после воскресения (Своего), то сказал: «не успеете обойти все города, как Я приду к вам». Именно послал их в города, в которые Сам хотел прийти. Или (слова): «не успеете обойти их», означают то, что после тридневного воскресения Его, которое и есть явление Его, к ним придет Его сила. А, если хорошо вникнуть, (сими словами) сказал им, что (сперва) они будут изгнаны из многих городов, а потом (уже) Он явится к ним; однако, на самом деле так не сделал, но Своим явлением неожиданно принес помощь их малодушию; 1516 ибо после воскресения явился им, укрепил их и обновил дуновением ( Ин.20:21–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В свете библейской трактовки свободы, связанной с очищением, следует приглядеться к идее поста, чье назначение в очищении от плотских устремлений, лежащих в основе всякого греха и зла. Ограничения в библейской свободе, предназначенные для защиты людей от зла (в современной интерпретации «исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других»), объясняет и смысл поста. Исключение зла из понятия свободы особо подчеркивается в Новом Завете. Апостол Петр говорит: «Такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божьи» ( 1Петр 2:1516 ). Сопоставление этой мысли с формулировкой Апостола Павла в Послании к Галатам позволяет еще раз видеть связь между злом и угождением плоти: «К свободе вы призваны, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти» ( Гал. 5:13 ). Пост, казалось, довлеющий над волей человека и являющийся еще одним ограничением его свободы, оказывается условием, отвергающим возможность использования свободы во зло. При отвлечении от этого смысла пост оказывается совершенно излишним. Идея поста и его смысл как очищение от злых устремлений и как ограничение зла была также утверждена уже в Едеме, в заповеди «не ешь», означавшем запрет не столько на вкушение от древа, сколько на познание зла. Господу, как и тогда, в Едеме, не важен сам отказ от еды или от удовлетворения прочих потребностей плоти: «Кто не ест, не уничижай того, кто ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его» ( Рим. 14:3 ). В посте Бог видит единственный смысл в очищении от стремления плоти к греху, от свободы греха, и вне этого смысла не принимает пост, притом не только в Новом Завете, который освобождает от закона очищенных, но и в Ветхом, более жестком к соблюдению закона. Так, на вопрос «почему мы постимся, а Ты не видишь?» Господь отвечает: «Вот, вы поститесь для ссор и распрей, и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; [...] Таков ли тот пост, который Я избрал [...]. Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу и расторгни всякое ярмо» (Исайя 58:36). Таким образом, пост не столько воздержание плоти, сколько через это воздержание зла.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristia...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010