Основной источник сведений о Н.- Житие, к-рое было написано в 1517-1520 гг. в Валахии книжником и протом Св. Горы Афон Гавриилом по заказу господаря Валахии Нягое Басараба (1512-1521). Житие дошло в румын., греч. и слав. версиях. Вопрос о языке оригинала долгое время являлся предметом научной дискуссии. Большинство ученых считают, что первоначально текст был создан на греч. языке, однако сохранившаяся греч. версия (BHG, N 1373a, 1373b) представляет собой простонародное переложение, в к-ром Гавриил упоминается в 3-м лице. Переложение было создано в мон-ре Дионисиат на Св. Горе Афон и сохранилось в коллекции рукописей этого мон-ря в поздних списках Ath. Dionys. 661 (olim 610) (XVIII в.) и 716 (olim 715) (XIX в.). Эти списки легли в основу издания В. Греку, к-рый учел также румын. версию и краткую новогреч. редакцию, вошедшую в «Новый Изборник» (Νον Εκλγιον) Никодима Святогорца 1803 г. ( Grecu. 1944). Существует еще одно независимое переложение Жития, написанного Гавриилом; дошло в списке Meteor. Varl. 132. F. 47-73 (1783-1784 гг.) ( Mavroudis. 2009. S. 167-170; частично изд.: N sturel. 1967. P. 68-73). Румын. версия, древнейший список к-рой датируется 1682 г. (Бухарест. Б-ка Румын. АН. N 464), более близка к утраченному греч. оригиналу, чем все известные греч. версии. Вероятно, перевод восходит к эпохе господаря Матея Басараба (1632-1654) ( N sturel. 1967. P. 63-68). Житие совмещает элементы агиографического и историографического сочинения, его отличает пристальное внимание к фигуре Нягое Басараба и событиям в Валахии, в т. ч. и после кончины святого. Пространные фрагменты румын. Жития были включены в валашскую хронику Шербана Кантакузино кон. XVII в. Они содержат оригинальные сведения, отсутствующие в сохранившейся румынской версии Жития, и должны учитываться при реконструкции первоначального состава Жития, написанного Гавриилом (Ibid. P. 52-56). Сведения Жития дополняются данными греч. нарративных источников: анонимной хроники за 1373-1513 гг. (Emperors, Patriarchs and Sultans. 1990. P. 100-105, 118-121), всемирной хроники Мануила Малакса 1570 г., «Хроники» Псевдо-Дорофея Монемвасийского, «Политической истории Константинополя» и «Истории Константинопольских патриархов» 70-х гг. XVI в. (Historia politica et patriarchica. 1849. P. 58-60, 69-70, 127-132, 134-135, 138). Биография

http://pravenc.ru/text/2577735.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕННАДИЙ († 23.03.1531, Москва), еп. Суздальский и Тарусский. В списке Суздальских архиереев в хронографе из собрания Румянцевского музея приведено прозвище Г.- Богоявленский. В нач. XVI в. Г. являлся игуменом московского в честь Богоявления Господня муж. мон-ря на Посаде, упоминается в монастырских актах 1511-1512 гг. Вскоре был поставлен архимандритом владимирского в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря . С его появлением в Рождество-Богородицком мон-ре, очевидно, следует связывать 2 несохранившиеся грамоты вел. кн. Василия III Иоанновича : грамоту марта 1514 г., предписывавшую «дорог вновь не прокладывать», и жалованную грамоту 1514/15 г. на деревни и починки «на Высокой реке». 10 февр. 1517 г. Г. был хиротонисан во епископа Суздальского и Тарусского. При нем в 1527/28 г. был перестроен суздальский собор в честь Рождества Богородицы: «разобрана бысть... соборная апостольская церковь Рожество Пречистые о трех версех», «совершена бысть о пяти версех», освящение храма состоялось в 1530 г. Значительно больше сохранилось сведений об участии Г. в гос. и церковной жизни Москвы. 30 мая 1521 г. вместе с митр. Варлаамом и Крутицким еп. Досифеем в присутствии вел. князя Г. принимал участие в освящении каменного собора московского в честь Вознесения Господня жен. мон-ря . 27 февр. 1522 г. Суздальский владыка присутствовал на поставлении митр. Даниила . Г. упоминается также в числе поручителей, подписавших крестоцеловальные грамоты вел. кн. Василию III следующих лиц: князей В. В. Шуйского (янв. 1522), И. М. Воротынского (февр. 1525) и Ф. М. Мстиславского (5 февр. 1531). В списках XVI в. сохранились посыльные грамоты Г. (23 янв. 1525) на Собор по делу прп. Максима Грека , обвиненного в ереси и «хуле» на вел. кн. Василия III. Не исключено, что в это время Г. был информирован об участи вел. кнг. Соломонии Юрьевны (см. София , прп.). В 1526 г. «старица София» уже была насельницей суздальского в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ря . Все эти факты свидетельствуют о близости и доверии вел. князя к Г. Суздальский епископ умер в Москве, был похоронен в Суздале, по всей вероятности, в Рождество-Богородицком соборе, имя Г. записано в соборный синодик.

http://pravenc.ru/text/162078.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЯГОЕ БАСАРАБ Господарь Валахии Нягос Басараб с сыном Феодосием и господарем Валахии Мирчей Чобану. Роспись собора мон-ря Снагов, Румыния. 1559–1568 гг. Фото: Fusion-of-horisons from Flickr Господарь Валахии Нягос Басараб с сыном Феодосием и господарем Валахии Мирчей Чобану. Роспись собора мон-ря Снагов, Румыния. 1559–1568 гг. Фото: Fusion-of-horisons from Flickr [Нягое I Басараб; Нягу Басарабский; румын. Neagoe I Basarab] (1481/82, Олтения - 15.09.1521, Куртя-де-Арджеш, Валашское княжество (ныне в Румынии)), св. Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (пам. румын. 26 сент. н. с.) и РПЦ (пам. 26 сент. ст. ст.), господарь Валашского княжества (1512-1521), меценат, книжник. Род. в семье великого ворника валашского двора Пырву, принадлежавшего к одному из старейших румын. родов Крайовешти (Крайовеску), и его жены Няги из боярского рода из местности Хотэрани (Олтения, Зап. Валахия). Был женат на Милице Деспине Бранкович, дочери моравского деспота Георгия II Бранковича (в конце жизни приняла постриг с именем Платонида). Происхождение Н. Б. вызывает в историографии споры. Став господарем, он добавил к своему имени (Нягое) еще и имя Басараб, указывая т. о. на себя как на сына и наследника валашского господаря Басараба IV Цепелюша Тынэра (Молодого; 1477-1481 с перерывом) (DRH. B. ara Româneasc. 1972. Vol. 2. Р. 243-244 et passim) и воплощая стремление рода Крайовешти получить господарскую власть, основанную на легитимном династическом праве. Претензии Крайовешти на господарский престол через родство с Басарабом IV получили по требованию Н. Б. обоснование в Житии свт. Нифонта II, патриарха К-польского, написанном афонским иером. Гавриилом Протулом на греч. языке между 1517 и 1521 гг. Эта легенда, созданная Н. Б. и членами его семьи с тем, чтобы блокировать шансы др. боярских групп (также в ряде случаев ссылавшихся на родство с господарями) на престол, была поддержана авторами хроник XVII в. (Stoica Ludescu в «Letopiseul Cantacuzinesc» и Radu Popescu в «Istoriile domnilor arii Româneti»). Румын. историография кон. XIX - нач. XX в. (А. Д. Ксенопол, Н. Йорга, Й. Богдан, Д. Ончул, А. Одобеску и др.) разрабатывала эту версию. Для того чтобы объяснить родственные связи Н. Б. с родом Крайовешти, утверждалось, что его мать принадлежала к этому роду - была сестрой 4 братьев Крайовешти, в т. ч. Пырву ( Ple ia. 1969. Р. 47-49).

http://pravenc.ru/text/2578015.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЯЛУ Дялу [румын. Dealu], жен. общежительный мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца в Тырговиштской архиепископии Митрополии Мунтении и Добруджи Румынской Православной Церкви. Второй престол монастырской церкви - в честь Покрова Пресв. Богородицы. Д. расположен близ с. Вифорыта, в 5 км к северу от г. Тырговиште, в жудеце Дымбовица, на вершине холма (Д. в переводе с румынского языка означает «холм»). Считается, что в нач. XV в. монастырь был учрежден как мужской валашским господарем Мирчей Старым (1386-1418), храм первоначально был деревянным. 17 нояб. 1431 г. правитель Валахии Александру I Алдя даровал монастырю села Алексени и Рэзвад в вечное поминовение отца - господаря Мирчи. 28 марта 1453 г. господарь Владислав II, впосл. погребенный в мон-ре, подтвердил дарение обители неким Раду неск. сел и виноградников. В 1500 г. валашский господарь Раду IV Великий приступил к строительству нового, величественного монастырского храма, освящение к-рого состоялось 4 дек. 1501 г. Постройка келий и колокольни, о чем сообщает имеющаяся на ней надпись, началась 26 авг. 1499 г. Раду Великий избрал Д. местом своего вечного упокоения, его могила находится в нартексе храма. Храм Николая Чудотворца мон-ря Дялу. 1500-1501 гг. Храм Николая Чудотворца мон-ря Дялу. 1500-1501 гг. Монастырь рос и благоустраивался и при последующих правителях: Владе Молодом (Влэдуце) (1510-1512) и Нягое Басарабе (1512-1521). В дек. 1610 г. Д. был разграблен войсками трансильванского кн. Габора Батори. В 1614 г. господарь Раду Михня посетил пришедший в запустение Д. и приписал к нему с. Сату-Ноу для возрождения обители за счет получаемых от села доходов (100 золотых в год). После землетрясений 1802 и 1838 гг. Д. был восстановлен в 1844-1854 гг. господарем Георге Бибеску. В 1863 г. монастырь упразднили. С 1879 г. Д. начал использоваться для нужд военного ведомства. В 1912 г. при организации военного лицея здания древних келий сменили новые строения. Большой урон мон-рю нанесло землетрясение в нояб. 1940 г. Обвалились главы храма и верхняя часть колокольни. Реставрация 1955-1958 гг., проведенная стараниями Патриарха Румынского Иустиниана (Марина; 1948-1977), вернула храму и всему монастырскому комплексу первоначальный облик.

http://pravenc.ru/text/180841.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУРА-МОТРУЛУЙ Гура-Мотрулуй [румын. Gura-Motrului], муж. мон-рь в архиепископии Крайова, принадлежит Олтенийской митрополии Румынской Православной Церкви. Г.-М. расположен в 62 км к востоку от г. Дробета-Турну-Северин, адм. центра жудеца Мехединци, в коммуне Бутоешти на правом берегу р. Жиу, недалеко от места впадения в нее р. Мотру. В мон-ре - 12 иноков, настоятель - иером. Симеон (Лунгу) (2006). Деревянный скит появился в этом месте, согласно преданию, во 2-й пол. XIV в. по благословению свт. Никодима Тисманского. Затем, в правление валашского господаря Нягое Басараба, мон-рь отстроил заново в 1512-1521 гг. вел. логофет Харват. Совр. монастырский храм мц. Параскевы возвел в 1653 г. ворник Преда Брынковяну; храм был перестроен и расписан в 1704-1705 гг. по повелению мч. господаря Константина (Брынковяну) . В 1841-1852 гг. мон-рь был отреставрирован и росписи частично переписаны. Колокольня возведена в XVII в. В 1821 г., во время Валашского восстания, в мон-ре располагалась ставка Тудора Владимиреску. В храме находится могила богослова и философа игум. Евфросина (Потеки). Монастырский комплекс - церковь, кельи и стены - был капитально отреставрирован в 1956-1957 и 1983-1987 гг. Храм мон-ря построен в форме триконха с пронаосом, отделенным от наоса 2 колоннами, и с открытым притвором с запада, увенчан большой главой над наосом и 2 меньшими, тесно поставленными главами над пронаосом. Они установлены на квадратных постаментах, перекрыты низкими куполами; многогранные барабаны имеют узкие вытянутые оконные проемы на каждой грани, обведенные аркатурой. Поверхность стен разделена на 2 яруса двойным декоративным поясом; верхний ярус фасадов украшен аркатурно-колончатым фризом, нижний - филенками. При мон-ре существует музей, в экспозиции к-рого представлены предметы церковного искусства, иконы и богослужебные книги. Лит.: Dr gu V. Dicionar enciclopedic de art medieval româneasc. Bucur., 1976. P. 157-158. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/168347.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЬБРЕХТ БРАНДЕНБУРГ-АНСБАХСКИЙ [нем. Albrecht v. Brandenburg-Ansbach] (17.05.1490, Ансбах, Бавария - 20.03.1568, Тапиау, Вост. Пруссия; совр. г. Гвардейск, Калининградская обл.), последний гроссмейстер Тевтонского ордена (1512-1525) и первый герцог Пруссии (1525-1568). Происходил из южногерм. ветви Гогенцоллернов, был в родстве по матери с польск. королевским родом Ягеллонов . Воспитывался при дворе Кёльнского архиепископа, получил опыт военной службы и навыки управления в Италии и Венгрии, был избран гроссмейстером ордена. Пытаясь поставить под сомнение результаты Торуньского мира 1466 г., по к-рому Тевтонский орден признал вассальную зависимость от Польши, вел с ней в 1519-1521 гг. неудачную войну. С распространением Реформации А. Б.-А. по совету Мартина Лютера превратил орденское гос-во в светское наследственное владение, что дало пример секуляризации и нанесло сильный удар по католич. Церкви. По Краковскому договору от 8 апр. 1525 г. А. Б.-А. стал «герцогом в Пруссии» и принес присягу на верность польск. королю. В стране была осуществлена Реформация при сохранении епископального устройства. В 1544 г. А. Б.-А. основал в Кёнигсберге ун-т, ставший оплотом протестантизма, вел широкую переписку с властителями и учеными своего времени. Появление светского герцогства Пруссия дало впосл. возможность Гогенцоллернам строить и укреплять Бранденбургско-Прусское гос-во. В правление А. Б.-А. был установлен первый контакт Пруссии с Московским гос-вом (1517). Лит.: Joachim E. Die Politik des letzten Hochmeisters in Preussen, Albrecht von Brandenburg. Lpz., 1892-1895. Bd. 1-2; Hubatsch W. Albrecht von Brandenburg - Ansbach, Deutschordens-Hochmeister und Herzog in Preussen, 1490-1568. Heidelberg, 1960; Fligge J. R. Herzog Albrecht von Preussen und der Osiandrismus, 1522-1568. Bonn, 1972. В. М. Володарский Рубрики: Ключевые слова: ГЕРМАН ФОН ЗАЛЬЦА (ок. 1179 - 1239), 4-й вел. магистр (гроссмейстер) Тевтонского (Немецкого) ордена св. Девы Марии (1209-1239) АЙЮБИДЫ мусульм. династия курдского происхождения, различные ветви к-рой правили в Египте, Сирии, В. Месопотамии и Йемене в кон. XII - 1-й пол. XIII в.

http://pravenc.ru/text/116080.html

В 1361 г. К. п. м. тщетно пытался оспорить место Дохиара в иерархии афонских обителей (Actes de Docheiariou. 1984. N 37). Из монастырских актов явствует, что в 1-й трети XV в. К. п. м. имел владения на о-ве Лемнос. В 1452 г. возник спор с монастырем вмч. Пантелеимона из-за границы в местности Варнавиц (Actes de Xénophon. 1986. N 33). В 1419 г. в К. п. м. проживало 30-40 насельников (Ibid. N 32), в 1489 г. Исаия Хиландарский указывает 50 чел., в 1520 г. в тур. реестре числился 51 чел., в 1560 г. Иоаким, игум. Пантелеимонова мон-ря, называл 45, в 1583 г. посланник царя Иоанна Грозного Иван Мешенинов упоминал 50 монахов, живших в мон-ре, и 32 келлиота. Видимо, в XV в. К. п. м. перешел под контроль славян: по-славянски подписаны акты 1483 г. ксенофонтским игум. Иосифом (Actes de Kastamonitou. 1978. Append. 3, 18), акты 1499 и 1507 гг.- представителем мон-ря старцем Кириллом, акты 1503-1506 гг.- игум. Романом ( Παυλικινωφ. 2002. Σ. 98). Присутствие славянских насельников в К. п. м. документально прослеживается в XVI в. и даже до 1661 г. (Ibid. Σ. 105). Д. Папахрисанфу предполагает, что Исаия Хиландарский, называя в 1489 г. Дохиар славянским мон-рем, имел в виду К. п. м. ( Παπαχρυσνθου. 1997. Σ. 65). В османский период мон-рь смог выжить благодаря помощи валашских господарей и вельмож, с которыми он установил связи еще до правления Нягое Басараба (1512-1521), но особенно они укрепились при этом правителе. Ок. 1500 г. бан Крайовы Барбул пожертвовал монастырю 2 тыс. аспр. В первые десятилетия XVI в. К. п. м. получил земли в Речице и Плопу. В 1517 г. вместе с настоятелями др. афонских мон-рей игумен К. п. м. был приглашен Нягое Басарабом на освящение церкви в мон-ре Арджеш. Видимо, по этому случаю господарь подарил обители епитрахиль, на к-рой он изображен вместе с женой и детьми. В 1544 г. мастер Антоний с анонимным помощником расписали кафоликон на средства ворника Константина и его брата Радула. В надписи в одной из певниц ктитором назван некий Милман, возможно, одно лицо с вельможей из Н. Валахии Никуманом, на средства к-рого в 1563 г. был расписан лити (худож. мон. Феофан, тезка работавшего в это же время в др. афонских мон-рях Феофана Критского). В 1554 г. валашский господарь Александру Лэпушняну подарил мон-рю роскошное Четвероевангелие на слав. языке.

http://pravenc.ru/text/2462145.html

«Отделение тверди от вод». Роспись Сикстинской капеллы в Ватикане. ок. 1511–1512 гг. «Отделение тверди от вод». Роспись Сикстинской капеллы в Ватикане. ок. 1511–1512 гг. Параллельно М. Б. получал и частные заказы. До 1506 г. он исполнил по заказу фламанд. купца Александра де Мускрона статую Божией Матери с Младенцем («Мадонна Брюгге», ц. Богоматери, Брюгге): подвижная фигурка стоящего Младенца, будто готовящегося шагнуть в мир, противопоставлена торжественной неподвижной позе сидящей Богоматери. Противопоставление строгой величественности и юношеской непосредственности наблюдается и в 2 камерных рельефах, которые были исполнены М. Б. между 1504 и 1507 гг.,- «Тондо Питти» (Национальный музей Барджелло, Флоренция) и «Тондо Таддеи» (Королевская академия, Лондон). К ним примыкает живописное «Тондо Дони» («Святое Семейство», ок. 1503-1507, Галерея Уффици, Флоренция), заказанное Аньоло Дони и сохранившее оригинальную раму, также исполненную по рисунку М. Б. Как и аллегорические обнаженные фигуры на дальнем плане, выдержанные в духе Луки Синьорелли, выдвинутая вперед компактная, сложно организованная группа, представляющая Марию, Иосифа и Младенца, обладает качествами скорее скульптурными, нежели живописными. Мощные, пластичные, словно литые тела, пронизанные импульсами к движению, и яркие, интенсивные цвета создают иллюзию 3-мерного объема. Почти лишенная нарративной составляющей, композиция читается как символ универсальной истории человечества. Аналогичный подход к живописной форме, пусть и менее выраженно, присущ и др. станковым живописным произведениям М. Б., общее число к-рых крайне невелико. Известно, что в нач. XVI в. он писал алтарный образ для ц. Сант-Агостино в Риме; исследователи идентифицируют с ним «Положение во гроб» (Национальная галерея, Лондон) и иногда - работу «Мадонна с Младенцем, св. Иоанном и ангелами» (т. н. Мадонна Манчестер, Национальная галерея, Лондон), авторство к-рой вызывает сомнения. «Воскресший Христос». 1521 г. (ц. Санта-Мария-сопра-Минерва, Рим)

http://pravenc.ru/text/2563178.html

В 1506 г. папа Римский Юлий II (1503-1513) отправил Дж. П. Караффу легатом ко двору кор. Фердинанда V (II) Арагонского в Неаполе: король Неаполя как вассал папы Римского должен был принести понтифику оммаж, а папа в свою очередь совершить инвеституру короля, однако папскому легату не удалось добиться согласия короля на проведение этих церемоний. В июне 1507 г. Караффа приехал в Кьети. Конфликт с испан. властями (территория еп-ства входила в состав Неаполитанского королевства) усугубил характерную для всего его семейства антииспан. ориентированность молодого епископа. В своем диоцезе он начал проводить церковные реформы, направленные на укрепление епископской власти, регламентацию образа жизни клириков, упрочение дисциплины в мон-рях, строгое выполнение предписаний, связанных с соблюдением постов, праздничных дней, совершением богослужений и т. п. В нач. 1513 г. приехал в Рим для участия в работе Латеранского V Собора (1512-1517). В 1513-1519 гг. выполнял дипломатические поручения папы Римского Льва X (1513-1521) в Англии, Нидерландах и Испании. В Испании он был близок к кружку сторонников церковных реформ во главе с кард. Франсиско Хименесом де Сиснеросом , познакомился с Адрианом Флоренсзоном Буенсом (папа Римский Адриан VI в 1522-1523), воспитателем будущего имп. Карла V Габсбурга (король Испании Карл I в 1516-1556, император с 1519). Верный своим антииспан. пристрастиям, Караффа выступал против поддержки папой Львом X кандидатуры Карла Габсбурга на имперских выборах. И хотя в дек. 1518 г. король утвердил его на архиепископской кафедре Бриндизи, после избрания Габсбурга императором (28 июня 1519) Караффа покинул Испанию. Приехав в 1520 г. в Рим, Караффа принимал участие в деятельности оратория Божественной любви - добровольного объединения клириков и мирян, выступавших за проведение реформы католич. Церкви путем возрождения молитвенных практик, в т. ч. совместных, утверждения благочестивого образа жизни католиков, оказания помощи больным и нуждающимся ( Paschini P.

http://pravenc.ru/text/2578529.html

НИФОНТ свт. (пам. 23 дек.), еп. г. Константиана, в Календаре РПЦ - в Календаре РПЦ - еп. Кипрский (IV или XI в.) НИФОНТ († 15(21).04.1156), епископ (с 1147-1148 архиепископ) Новгородский (1130-1156), свт. (пам. 8 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) НИФОНТ [Нифон] (ок. 1315-1411), прп. Афонский (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 14 июня) НИФОНТ († после 1566 - до 1585), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Кожеозерский, основатель Кожеезерского (Кожеозерского) в честь Богоявления мужского монастыря НИФОНТ († после 1553), Телеговский, Устюжский, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) НИФОНТ (1736 - 28.12.1809), прп., Хиосский (пам. греч. 28 дек., 14 июня), иером., видный представитель движения колливадов, основатель мон-ря Благовещения на Скиатосе, т. н. вождь колливадского рассеяния НИФОНТ (Выблов Николай Григорьевич; 1882 - 1931), иером., прмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии, в Соборе Самарских святых, в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИФОНТ II († 11.08.1508), патриарх К-польский (кон. 1486 - нач. 1488; лето 1497 - лето 1498), свт. (пам. 11 авг. и в Соборе Афонских преподобных) НОЙ прав., ветхозаветный патриарх; согласно христ. и иудейской традиции - праотец, родоначальник (через сыновей Сима, Хама, Иафета) послепотопного человечества НЯГОЕ БАСАРАБ [Нягое I Басараб; Нягу Басарабский] (1481/82-1521), св. Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (пам. румын. 26 сент. н. с.) и РПЦ (пам. 26 сент. ст. ст.), господарь Валашского княжества (1512-1521), меценат, книжник ОЛЕГ ИНГВАРЕВИЧ (сер. 1200-х гг.- 1258), вел. кн. Рязанский (1238-1258), блгв. (пам. 10 июня в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122324_96.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010