В апр. 1540 г. имп. Карл V оповестил протестант. князей о созыве К., заседания к-рого должны были начаться в кон. мая в Шпайере, однако из-за эпидемии чумы были перенесены в Хагенау (полная публикация актов и документов К.: ADRG. Bd. 1. Hbd. 1-2). Императора на К. представлял его брат кор. Фердинанд, эрцгерцог Австрии (с 1556 имп. Свящ. Римской империи Фердинанд I). Интересы папы Римского Павла III (1534-1549) отстаивал нунций Дж. Мороне (1509-1580), формально не являвшийся участником К. вслед. непризнания папой Павлом такой формы религ. переговоров, однако неформально оказывавший значительное влияние на позицию представителей католич. стороны. На заседаниях К. присутствовали мн. католич. и протестант. немецкие князья с секретарями, помощниками и юристами; отказавшиеся по различным причинам от личного участия в К. князья направили представительные делегации (перечень основных участников см.: Dingel. 1997. S. 658-659; ADRG. Bd. 1. Hbd. 1. S. XII-XVI). Для участия в К. были приглашены известные католические теологи и полемисты, в т. ч. Экк, Кохлеус, Ф. Наузеа (ок. 1496-1552), И. Гроппер (1503-1559). Особое место среди католических теологов занимал убежденный противник церковных реформ и неутомимый полемист с протестантами И. Фабри (1478-1541), еп. Венский, бывший доверенным советником кор. Фердинанда и оказывавший определяющее влияние на многие решения короля. Протестантскую сторону представляли теологи М. Буцер (1491-1551), Й. Бренц, У. Регий (1490-1541), Ф. Миконий (1491-1546), А. Озиандер (1498-1552) и др.; на заседаниях присутствовал также приглашенный Буцером Ж. Кальвин (1509-1564), в этот период еще только начинавший реформаторскую деятельность и не имевший значительного авторитета среди протестантов. Меланхтон, также приглашенный на К., не смог приехать в Хагенау из-за болезни. После офиц. открытия заседаний К. участники приступили к обсуждению процедурных вопросов. Это обсуждение выявило наличие между сторонами непримиримых разногласий, безуспешные попытки преодоления которых продолжались вплоть до офиц.

http://pravenc.ru/text/1841762.html

лидерами реформационного движения в Германии и Швейцарии. Будучи оригинальным и самостоятельным богословом, К. «смог выявить возможности синтеза различных богословских направлений», которые в его время обычно противопоставлялись друг другу (августинизма, лютеранства, схоластицизма, мистицизма), продемонстрировав в своих сочинениях, что христианское богословие не ограничивается рамками к-л. одной школы, но нацелено на творческий поиск наилучшего способа передачи богословской истины ( Hillerbrand. 1966. P. 398). В сложной ситуации формирования новых церковных организаций К. в своем учении о церковной общине сумел избежать 2 религиозно-политических опасностей: конформизма Лютера, ставившего религиозную общину в полную зависимость от благосклонного отношения к ней светской власти, и радикализма Мюнцера, призывавшего к революционной борьбе с властью, к насильственному установлению нового «духовного порядка» и устроению земного «царства Божия». Не соглашаясь с этими крайностями, К. обосновывал теоретически и стремился реализовать в своей деятельности практически путь «церковной демократии», т. е. признания необходимости консенсуса общины верующих и ее полной автономии. Впосл. именно путь, предложенный К., был воплощен в жизнь во многих реформатских церковных организациях, что стало одним из наиболее важных факторов, повлиявших на успешное распространение протестантизма за пределами Германии. Ограниченность идейного влияния К. после его смерти объясняется совпадением ряда факторов. К. не основал собственной протестант. общины и не имел учеников, к-рые распространяли бы его сочинения и учение. В доминировавшем в Германии лютеранстве он воспринимался как «еретик» и «сектант»; подобное отношение к К. сохраняется среди лютеран до наст. времени. В швейцар. реформатском богословии идеи К. оказались быстро вытеснены сходными по содержанию, но более ясно и последовательно выраженными с т. зр. формы теологическими концепциями лидеров т. н. 2-го поколения протестантизма: Буллингера и Жана Кальвина (1509-1564).

http://pravenc.ru/text/1681095.html

numen), то есть как иррациональное чувство божественного могущества, в котором сливаются восхищение, преклонение перед лицом таинственной и грозной силы, вторгающейся извне в человеческую душу. Для Юнга, сочувственно цитирующего Отто, нуминозным является опыт архетипов коллективного бессознательного, для него божество имманентно человеческой психике. 10. Кальвин Жан (1509–1564) — французский богослов, деятель Реформации, основатель кальвинизма — одного из важнейших направлений в протестантизме. Центральное место в теологии Кальвина занимает тезис о предопределении судьба человека предопределена богом, никакие " добрые дела " не помогут тому, кто " не избран " к спасению творцом. После грехопадения у человека нет свободной воли и надеяться человек может только на благодать. 11. " Религии без бога — буддизм, даосизм или конфуцианство " . Древнекитайские философские учения — даосизм и конфуцианство, основанные Лао-цзы и Конфуцием, не содержат какого-либо вероучения в христианском смысле: конфуцианство представляет собой социально-этическое и правовое учение, даосизм учит о " пути " (дао). В Древнем Китае конфуцианство приобрело, однако, черты религиозного культа, а даосизм выступал и как " тайное учение " , сопоставимое с европейскими (например, с алхимией). Ранний буддизм также представлял собою философское учение об освобождении, но в Махаяна-буддизме сделался мировой религией. 12. " Изгнанный из рая, утерявший единство с природой, он становится вечным странником (таким, как Одиссей, Эдип, Авраам, Фауст) " . Все приводимые Фроммом мифологические или литературные персонажи действительно странники. Одиссей, царь Итаки в греческой мифологии, после взятия Трои отправляется домой — начинаются его десятилетние странствия, исполненные опасностей и приключений. Им посвящены 5-12 книги " Одиссеи " Гомера. Эдип, в греческой мифологии сын царя Лая и Иокасты, которому было предопределено судьбой убийство собственного отца и женитьба на матери. Узнав через много лет о свершившемся, Эдип выкалывает себе глаза и долгое время скитается по Греции.

http://predanie.ru/book/220202-psihoanal...

религ. и богословское направление в протестантизме. В узком смысле К. называется богословское учение Жана Кальвина (1509-1564), изложенное им в трактате «Наставление в христианской вере» и др. сочинениях, а также разработанные им формы организации церковной жизни (подробнее см. в ст. Кальвин ). Термин «кальвинизм» первоначально использовался религ. оппонентами Кальвина (гл. обр. приверженцами католицизма и лютеранства ) для обозначения взглядов самого Кальвина и его ближайших соратников и последователей, в т. ч. Теодора Безы (1519-1605), Джона Нокса ( 1572), Антуана де ла Роша Шандьё ( 1591), Иеронима Занкия (1516-1590) и др., а также с целью отделения учения Кальвина от взглядов др. деятелей Реформации. Позднее термин стал употребляться и самими кальвинистами для обозначения «истинного учения» в противовес богословским взглядам Якоба Арминия (см. ст. Арминианство ), к-рые были осуждены на Дортском синоде (1618-1619). Синод принял 5 канонов (пунктов), в которых были кратко сформулированы богословские основоположения К.: 1) полная, всеобъемлющая греховность человека; 2) безусловность его избрания Богом, 3) ограниченность искупления , к-рое распространяется только на избранных и предопределенных; 4) невозможность сопротивления избирающей и оправдывающей благодати; 5) невозможность отпадения святых (т. е. избранных) от веры. Протестант. церкви, принявшие эту богословскую систему или создавшие на ее основе собственные исповедания веры, получили в лит-ре общее название кальвинистских; впосл. они разделились на 3 основных направления - реформатство , пресвитерианство , конгрегационализм . В наст. время реформатские церкви в Швейцарии, Германии, Австрии, Словакии, Румынии, Венгрии, Польше принимают в качестве основного вероучительного документа Гельветическое исповедание второе (1562-1566), во Франции - Галликанское исповедание (1559), в Нидерландах - Бельгийское исповедание (1561). В то же время существует понятие «трех форм единства», т. е. 3 важнейших вероисповедных документов К. Это признаваемые всеми реформатскими церквами каноны Дортского синода, Гейдельбергский катехизис (1563) и Бельгийское исповедание. Пресвитерианские церкви руководствуются Вестминстерским исповеданием (1646); конгрегационалисты - Савойской декларацией (1658). В современном религиеведении термин «кальвинизм» также используется в широком смысле для обозначения всех исторических и современных протестантантских церквей и общин, принимающих «пять пунктов кальвинизма» (напр., «реформированные» баптисты в США). В нач. XX в. в англоязычной кальвинистской среде для обозначения этих основных тезисов К. был введен акроним TULIP (англ.- тюльпан), получивший впосл. широкое распространение в протестантской религ. лит-ре.

http://pravenc.ru/text/1320175.html

гуманистами; некоторые отрицательные оценки, напр. пренебрежительный отзыв ведущего представителя нем. гуманизма Конрада Муциана Руфа (1470-1526), были связаны с тем, что Л. д " Э. не стал обращаться к оригинальному евр. тексту Псалтири. Ок. 1513 г. с 1-м изд. «Пятичастной Псалтири» познакомился Мартин Лютер (1483-1546), к-рый в это время читал в Виттенбергском ун-те курс лекций по Псалтири; сохранился экземпляр со сделанными его рукой многочисленными заметками на полях (текст заметок опубл.: Adnotationes Quincuplici Fabri Stapulensis Psalterio manu adscriptae// Luther M. WA. 1886. Bd. 4. S. 463-526). Предложенный Л. д " Э. метод истолкования псалмов как пророчеств о Христе был созвучен представлениям Лютера о необходимости толковать Свящ. Писание буквально и «пророчески»; как общие экзегетические подходы Л. д " Э., так и мн. предложенные им толкования конкретных мест Псалтири нашли отражение в лекциях Лютера и повлияли на его становление как экзегета. При этом нередкими являются и случаи несогласия Лютера с интерпретациями Л. д " Э. Вслед. популярности сочинения Л. д " Э. оно было известно и др. видным деятелям Реформации , в т. ч. У. Цвингли (1484-1531), У. Тиндалу († 1536), Ж. Кальвину (1509-1564), к-рые использовали как предложенные Л. д " Э. варианты лат. текста Псалтири, так и его комментарии при работе с библейским текстом (см.: Hughes. 1984. P. 60-64; Bedouelle. 1976. P. 88; Idem. 2002. P. 31. Not. 2). Свидетельством дальнейшего развития Л. д " Э. как экзегета и богослова в нач. 10-х гг. XVI в. является подготовленное им издание Посланий ап. Павла (S. Pauli Epistolae XIV. 1512; помимо подлинных Посланий Л. д " Э. включил в издание также неск. новозаветных апокрифов: Лаодикийцам послание , письма философа Сенеки к ап. Павлу, приписанные ап. Лину повествования о мученической кончине апостолов Петра и Павла). Л. д " Э. не отказался полностью от текстологической работы. Текст Посланий в издании разделен на 2 колонки; в правой, набранной более крупным шрифтом, представлен традиц.

http://pravenc.ru/text/2463619.html

Сборник статей «Еретики» издан в 1905 г . Вошли в него статьи об Уэллсе, Киплинге и других современных Честертону писателях. 2 Стрит Джордж Слайт (1867—1930) — английский писатель и журналист. Честертон приводит его слова из рецензии, напечатанной в «Аутлук» 17 июня 1905. 3 Брайтонскийпавильон — Брайтон был модным курортом в конце XVIII—XIX вв. Георг IV, еще будучи наследником престола, построил там летнюю резиденцию, позднее переделанную Джоном Нэшем в «восточном стиле». Поэтому неопытный путешественник и может принять это здание за варварский храм. 4 Хэнуолл — сумасшедший дом в западном пригороде Лондона. Дальше Честертон обыгрывает сходство слов «Hanwell» и «hell» (ад). 5 Сауткотт Джоанна (1750—1814) — английская «пророчица», объявившая, что ей предстоит стать матерью нового Мессии. 6 Кэмпбелл Реджинальд Джон (1867—1965) — английский священник, богослов, сторонник обновления церкви, автор книги «Новая теология» (1907). 7 По Эдгар Аллан (1809—1849) — американский писатель-романтик, поэт и критик. Говоря о его склонности к анализу, Честертон имеет в виду, что в детективных рассказах По сыщик-любитель приходит к правильному выводу чисто логическим путем. 8 Коупер Уильям (1731 —1800) — английский поэт-сентименталист. По религиозным убеждениям Коупер был кальвинистом и в моменты душевного расстройства ему казалось, что он приговорен к вечным мукам за некий непростительный грех. Тем не менее он написал шуточную поэму «Увлекательная история Джона Джилпина» (1783), главный герой которой, торговец полотном, взобравшись на одолженную лошадь, не сумел удержать ее и был унесен в неведомое путешествие. 9 Кальвин Жан (1509—1564) — видный деятель Реформации, основатель крайнего течения в протестантизме, получившего его имя. Кальвинизм утверждает предопределение, по которому каждый человек изначально предназначен Богом к спасению или, чаще всего к вечной гибели. Честертон пользуется тем, что французское имя «Жан» соответствует английскому «Джон», имени персонажа поэмы Коупера «Увлекательная история Джона Джилпина». 10

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

(Примеч. С.Л.Франка ). Сенсимонизм – учение Клода Анри Сен-Симона (1760–1825) – французского социального мыслителя, который видел в свободе источник эгоизма. 187 Кальвин Жан (1509–1564) – основатель кальвинизма, одного из направлений в протестантизме. В 1541 г., получив власть в Женеве, превратил город в центр теократической диктатуры, установив в нем крайне суровые правила жизни. Английская пуританская революция началась в 1640 г. и длилась с перерывами два десятилетия. Она шла под религиозными знаменами. Тон в религиозных вопросах задавали кальвинисты – «пуритане», составлявшие главную силу в войсках, сражавшихся против короля. 188 Амалекитяне и филистимляне – упоминаемые в Библии племена, которые противодействовали избранному Богом народу – иудеям и были за это уничтожены как нечестивые. 190 Гарнак Адольф (1851–1930) протестантский богослов, историк христианства, сторонник исторического подхода к библейским текстам. Упоминается его книга «Marcion: das Evangelium vom fremden Gott. Ein Monographie zur Geschichte der Katolische Kirche». Leipzig, 1924. 191 Бакунин Михаил Александрович (1814–1876) – революционер-анархист. Упоминается его статья «Die Reaction in Deutschland» (Реакция в Германии), опубликованная в 1842 г. в «Deutsche Jahrbucher fur Wisseschaft und Kunst». (Немецкий ежегодник наук и искусств). Статья завершалась словами: «Страсть к разрушению есть творческая страсть». 192 См.: Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане//Соч. в 6 т. М., 1966. Т.6. С.14. 193 Фурье Франсуа Мари Шарль (1772–1837) – французский социальный мыслитель. Проводил мысль о единстве природы и общества, о человеке как творении природы и социальную науку рассматривал в качестве части «теории всемирного единства». Установление социализма рассматривалось как стадия космической жизни. 194 Письма Александра Ивановича Герцена «К старому товарищу» обращены к М.А.Бакунину. В них А.И.Герцен осуждает революционеризм. В. И. Ленин истолковал их как поворот Герцена «к Интернационалу, которым руководил Маркс» (Полн.собр.соч.

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/ru...

5 . Битва при Гастингсе (или на холме Сенлак; англ. Battle of Hastings, 14 октября 1066) – сражение между англосаксонским войском короля Гарольда (от 4 до 7 тыс. чел.) и войском герцога Нормандии Вильгельма (ок. 7–12 тыс. чел.). Нормандцы провели ложную атаку с отступлением, а затем нанесли сокрушительный удар англосаксам. Гарольд погиб в бою. Б этом сражении успех нормандских войск обеспечили их лучшие организация, вооружение, боевая выучка и военная хитрость. Крупную ошибку допустил Гарольд, дав возможность противнику беспрепятственно высадиться на побережье Англии. После победы у Гастингса Вильгельм захватил Лондон и в декабре 1066 короновался на английский престол (Вильгельм 1 Завоеватель). 6 . Лютер (Luther) Мартин – богослов и общественный деятель эпохи Реформации, основатель немецкого протестантизма. Доктор богословия и профессор библеистики в университете Виттенберга (1512). Лютер вошел в историю Германии как выдающийся деятель культуры, своим переводом Библии утвердивший общенемецкий национальный язык. 7 . Кальвин (Cavin, Calvinus), Ковен (Couvin) Жан (1509–1564) – один из деятелей Реформации, основатель кальвинизма. Блестящий полемист и систематизатор. Основное сочинение «Наставление в христианской вере» (1536). Экуменизм на рубеже 19 столетия Впервые (на французском языке): Loecuménisme au 19e siècle//Irénikon. – Vol. 27. – 3 – 1954, p. 241–274; Loecuménisme au 19e siècle: suite et fin//Ibid. – 4. – 1954, p. 407–447. Русский перевод с французского А. А. Почекунина выполнен по изданию: Irénikon. – Vol. 27. – 3 – 1954, р. 241–274; Loecuménisme au 19e siècle: suite et fin//Ibid. – 4. – 1954, p. 407–447. Впервые публикуется на русском языке. 1 . Священный союз (нем. Heilige Allianz, франц. La Sainte-Alliance,) – политическое соглашение, документально заключенное в 1815 между австрийским императором-католиком, прусским королем-протестантом и русским императором православным, которое мыслилось как своеобразное братское единение трех христианских конфессий. Это объединение европейских монархов было создано с целью сохранения консервативного порядка, установленного после разгрома наполеоновской Франции и основано на идеях легитимизма. Основная цель союза – принести мир народам Европы, не допустить распространения идей Французской революции и внедрить в международные отношения христианские принципы вне зависимости от конфессиональной принадлежности отдельных европейских монархов.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Цвингли также стал проповедовать учение об оправдании одной верой и так же, как Лютер, отверг все внешние средства в деле спасения. Отличие его от Лютера заключалось в том, что он был строже и последовательнее в своих выводах из учения об оправдании верой. Так, в таинстве Евхаристии он отверг всякое присутствие Тела и Крови Христовой, хотя Евхаристия – это простой символ, обряд, который напоминает верующему голгофскую жертву и тем возбуждает в сердце человека спасающую его веру. Из богослужения Цвингли удалил всякую обрядность, священные изображения и даже пение. Реформа Цвингли вызвала в Швейцарии борьбу между различными кантонами. Во время этой борьбы Цвингли был убит (1531 г.), а его труп был сожжен католиками. Дело, начатое Цвингли, завершил француз Жан Кальвин (1509–1564 гг.). Он получил образование в католическом духе, но увлекся протестантским учением и со всем горячим своим темпераментом стал распространять его во Франции. После изгнания из Франции Кальвин свою деятельность перенес в Женеву. Он отверг всякую обрядность: иконы, кресты, престолы. Церковная музыка и разного рода украшения были удалены из храмов. Храмы превратились просто в молитвенные залы. Богослужение ограничено было только проповедью, чтением молитв и простым безыскусным пением псалмов. Сохраненные Кальвином два Таинства Крещение и Причащение совершались: первое – через одно окропление водой без крестного знамения, а второе – в виде преломления хлеба по очереди каждым из присутствующих и при том, сидя, как знак духовного общения с Телом и Кровью Христа. Для руководства религиозной жизнью своих общин Кальвин установил должности пресвитеров, учителей, проповедников, старейшин и диаконов. Но самую существенную особенность учения Кальвина составляет его учение о безусловном предопределении независимо от духовного состояния человека. По учению Лютера, человек спасается верой, причем эту веру возбуждает в сердце человека Сам Бог , следовательно, спасение человека исключительно зависит от Бога. Отсюда возникает вопрос: почему же не все спасаются?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мисюрь – шапка с железной маковкой на темени; Миср – Египет (араб.) Митеня : кн. Дмитрий Игнатьевич Митеня Волконский, середина XVI в.; Никита Митенин, крестьянин, 1614 г., Соль Вычегодская Митнев Молчан [см. Молчан] Иванович, 1568 г., Ярославль Митрополит : Митрополит Алюнчев, конец XVb.; Тимофей Александрович Митрополит Колычев [см. Колыч], вторая половина XV в. Митус, Митусов : Митус, сотский вел. кн. Бориса Александровича Тверского, середина XV в.; Тимофей Григорьевич Митусов, 1571 г. Митус – Митя, Дмитрий; ср. митусить – щуриться на один глаз, частить ногами, про дождь – моросить (Даль) Митьков Молчан [см. Молчан] Семенович, убит Иваном Грозным на пиру в 1563 г.; Чепчуг [см. Чепчуг] Филиппович, середина XVI в., Боровск Миха – Михаил Васильевич Беклемишев [см. Беклемиш], 1480 г., Дмитров Михалков Тимофей Федорович, дьяк вел. кн., 1509 г. [см. Алай, Шелпяк; ср. Балахонкин] Михалчуков Воин Иванович, 1578 г., Кашира Михнев Иван Елизарьевич, 1560 г., Тула; Иван Есенин [см. Есеня], 1565 г., Казань; Игнатий Ермолаевич, спальник Тушинского вора Михно – Михаил Мичуй Никифор, крестьянин, 1564 г., Олонец Мичура, Мичурин : Дмитрий Мичура, вотчинник в Угличе, 1430 г.; Мичура, крестьянин, конец XV в., Новгород; Андрей Иванович Неклюд [см. Неклюд] Мичурин, 1510 г., Бежецкий Верх [см. Вязга, Гундор, Елман, Лугвица, Пустило, Суков] Мичура – угрюмый, брюзгливый человек Мишаков Семен Кириллович, 1622 г., Кашин Мишатин Богдан Гаврилович, 1568 г., Ярославль Мишуков Тимофей Яковлевич, 1578 г., Арзамас [см. Тарабора; ср. Ласица] Мишурин Василий Михайлович Обрюта [см. Обрюта], дворцовый дьяк, 1530–1550 гг.; Семен Обрютин Мишурин, середина XVI в. [ср. Глазун] Мишурников Иван, посадский человек, 1627 г., Вязьма Мних кн. Василий Семенович Ряполовский [ср. Ряполов], 1487 г. Мовка Печлюгин, помещик, 1595 г., Арзамас Могильник Иван, посадский человек, 1625 г., Зарайск Могутов Гридя [см. Гридя], крестьянин, конец XV в., Кострома; Матвей Могутов, писец, 1575 г., Арзамасский уезд Моденов Окул [см. Окул], послух, середина XV в., Дмитров Можайка, посадский человек, 1582 г., Новгород

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010