Warsz., 1987. Т. 1: 1709-1719; Idem: Rejestry podymnego: Wojewydsmwo Wilecskie 1690 r. Warsz., 1989; Lietuvos Metrika. Kn. Nr. 5 (1427-1506). Vilnius, 1993, 20122; Kn. Nr. 8 (1499-1514). 1995; 1528-1547. 6-oji Teism byl knyga (XVI a. pabaigos kopija). 1995; Kn. Nr. 564 (1558-1563). 1996; Kn. Nr. 10 (1440-1523). 1997; Kn. Nr. 11 (1518-1523). 1997; 1522-1530. 4-oji Teism byl knyga (XVI a. pabaigos kopija). 1997; Kn. Nr. 1 (1380-1584). 1998; Kn. Nr. 25 (1387-1546). 1998; Kn. Nr. 3 (1440-1498). 1998; Kn. Nr. 12 (1522-1529). 1998; 1533-1535. 8-oji Teism byl knyga (XVI a. pabaigos kopija). 1999; Kn. Nr. 530 (1566-1572). 1999; Kn. Nr. 51 (1566-1574). 2000; Kn. Nr. 12 (1522-1529). 2001; 1542. 11-oji Teism byl knyga (XVI a. pabaigos kopija). 2001; Kn. Nr. 15 (1528-1538). 2002; Kn. Nr. 531 (1567-1569). 2001; Kn. Nr. 532 (1569-1571). 2001; Kn. Nr. 9 (1511-1518). 2003; 1540-1541. 10-oji Teism byl knyga (XVI a. pabaigos kopija). 2003; Kn. Nr. 4 (1479-1491). 2004; Kn. Nr. 52 (1569-1570). 2004; Kn. Nr. 556 (1791-1792). 2005; Kn. Nr. 523: (1528 m). 2006; Kn. Nr. 567 (1567-1571). 2006; Kn. Nr. 594 (1585-1600). 2006; Kn. Nr. 6: (1494-1506). 2007; 1540-1543. 12-oji Teism byl knyga (XVI a. pabaigos kopija). 2007; Kn. Nr. 14 (1524-1529). 2008; Kn. Nr. 71 (1585-1586). 2008; Kn. Nr. 19 (1535-1537). 2009; Kn. Nr. 20 (1536-1539). 2009; 1546-1548. 19-oji Teism byl knyga. 2009; Kn. Nr. 593 (1585-1604). Diplomatini reikal knyga. 2009; Kn. Nr. 22 (1547). 2010; Kn. Nr. 276 (1584, 1586, 1597). Teism byl knyga 62. 2010; Kn. Nr. 7 (1506-1539). 2011; Kn. Nr. 37 (1552-1561). 2011; 1562-1566. 47-oji Teism byl knyga. 2011; Памятники истории Вост. Европы: Источники XV-XVII вв. Варшава; М., 1999. Т. 5: Руська (Волинська) Метрика: Кн. за 1652-1673 рр./Подгот.: П. [М.] Кулаковский; 2002. Т. 6: Радзивилловские акты из собр. РНБ. 1-я пол. XVI в./Сост.: М. М. Кром; Метрыка Bялikara княства Кн. 28 (1522-1552). Мн., 2000; Кн. 44 (1559-1566). 2001; Кн. 272 (1576-1579). Khira судовых 58. 2015; Кн. 28 (1522-1552).

http://pravenc.ru/text/2563088.html

Царствование Сигизмунда I (1506–1548 гг.) ознаменовалось в Европе началом реформации, проникшей в 20-х годах сначала в Польшу, а в 30-х и в Литву из Пруссии. Западная Пруссия была частью польской короны, а восточная была в ленной зависимости от Польши. Проводниками реформации были учившиеся во множестве в немецких университетах, особенно в Лейпцигском, юноши из Польши и Литвы. В Кенигсберге был основан университет специально для воздействия протестантства на Польшу. Гроссмейстер Тевтонского Ордена, Альберт, учредил там несколько кафедр на польском и литовском языках со стипендиями для поляков и литовцев. В Кенигсберге же печаталась и протестантская литература для Польши и Литвы. Римо-католическая иерархия и клир, равно, как и русские, были на довольно низкой ступени богословской подготовки. Все были из людей, путем угодничества добивавшихся кормления у разных светских патронов. Всех их реформация застала врасплох. Сигизмунд I разразился запретительными мерами: запрет ездить учиться в протестантские университеты; запрет ввозить книги; всех совратившихся подвергать действию законов об еретиках. Законы грозили смертной казнью и потому явно были неисполнимы по массе увлекшихся. Но... все это разбивалось о факт, что его собственный сын, Сигизмунд II Август, сам увлекся протестантством. Сигизмунд II Август вел. князь Литовский с 1544 г. и король польский с 1548 по 1572 гг. Он собирал протестантскую библиотеку и своим придворным проповедникам позволял проповедовать в протестантском духе. Для высшего общества это было знаком заразительной моды. Наступила фактически свобода для протестантского вероисповедания. Среди немецкого населения Польши распространялось лютеранство, а среди поляков, литовских и русских фамилий другая, не – немецкая форма протестантизма, а именно кальвинизм. Лютеранство несло идею господства государя. А польское общество жило идеями аристократической олигархии. Ему ближе был кальвинизм, как склонный к теократическому самоуправлению общин и к республиканизму.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Протестантизм в Польше и Литве    Царствование Сигизмунда I (1506—1548 гг.) ознаменовалось в Европе началом реформации, проникшей в 20-х годах сначала в Польшу, а в 30-х и в Литву из Пруссии. Западная Пруссия была частью польской короны, а восточная была в ленной зависимости от Польши. Проводниками реформации были учившиеся во множестве в немецких университетах, особенно в Лейпцигском, юноши из Польши и Литвы. В Кенигсберге был основан университет специально для воздействия протестантства на Польшу. Гроссмейстер Тевтонского Ордена, Альберт, учредил там несколько кафедр на польском и литовском языках со стипендиями для поляков и литовцев. В Кенигсберге же печаталась и протестантская литература для Польши и Литвы.    Римо-католическая иерархия и клир, равно, как и русские, были на довольно низкой ступени богословской подготовки. Все были из людей, путем угодничества добивавшихся кормления у разных светских патронов. Всех их реформация застала врасплох. Сигизмунд I разразился запретительными мерами:    запрет ездить учиться в протестантские университеты;    запрет ввозить книги;    всех совратившихся подвергать действию законов об еретиках. Законы грозили смертной казнью и потому явно были неисполнимы по массе увлекшихся.    Но... все это разбивалось о факт, что его собственный сын, Сигизмунд II Август, сам увлекся протестантством. Сигизмунд II Август вел. князь Литовский с 1544 г. и король польский с 1548 по 1572 гг.    Он собирал протестантскую библиотеку и своим придворным проповедникам позволял проповедовать в протестантском духе. Для высшего общества это было знаком заразительной моды. Наступила фактически свобода для протестантского вероисповедания. Среди немецкого населения Польши распространялось лютеранство, а среди поляков, литовских и русских фамилий другая, не — немецкая форма протестантизма, а именно кальвинизм. Лютеранство несло идею господства государя. А польское общество жило идеями аристократической олигархии. Ему ближе был кальвинизм, как склонный к теократическому самоуправлению общин и к республиканизму.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

убеждений. К. в Вормсе (1557) По условиям Аугсбургского религиозного мира принявшие Аугсбургское исповедание протестант. князья и дворяне получили возможность свободно исповедовать свою веру и были наделены равными правами с католиками; т. о., имперская власть в лице имп. Фердинанда I фактически признала разделение Германии на католич. и протестант. земли. В условиях свободы вероисповедания проведение религ. переговоров между протестантами и католиками уже не было политической необходимостью; вместе с тем имп. Фердинанд не терял надежды на то, что в результате К. удастся добиться восстановления религ. единства Германии. Большинство католиков скептически относились к этому предприятию, разделяя офиц. позицию папы Римского, в соответствии с к-рой спорные вопросы вероучения должны обсуждаться на законно созванном папой Римским Вселенском Соборе католич. Церкви, а не на инициируемых светскими властями местных совещаниях богословов. Среди лютеран к этому времени возник раскол, вызванный спорами по поводу принятия Лейпцигского интерима (1548); однако обе враждующие партии согласились направить представителей на К. В делегацию каждой из сторон входили 6 теологов-диспутантов (collocutores). Католическую сторону представляли: М. Хельдинг (1506-1561), еп. Мерзебургский, И. Дельфий (1524-1582), викарный еп. Страсбургский, П. Канизий (1521-1597), член ордена иезуитов и близкий советник имп. Фердинанда, доктора богословия Лувенского ун-та Й. Равестейн (1506-1570) и М. Ритовий († 1583), нем. теолог и полемист Ф. Стафил (1512-1564). Интересы протестант. стороны защищали: Меланхтон, Шнепф, Бренц, Писторий, Г. Карг († 1576), Я. Рунге (1527-1595). Председателем К. был назначен Ю. фон Пфлуг, еп. Наумбургский. К. начал работу 11 сент. 1557 г.; на заседаниях предполагалось обсуждение содержания Аугсбургского исповедания (акты опубл.: F ö rner. 1624; ср.: Pfn ü r. 1996. P. 380-381). Работа К. началась с принесения всеми участниками клятвенного обещания не разглашать содержание дискуссий; неск.

http://pravenc.ru/text/1841762.html

503 ...и держа царство, три лета мирно владея Казанью. – Правление Шах-Али в Казани, согласно русским источникам, продолжалось два с небольшим года (по весну 1521 г.). 504 ...ко царю Менди-Гирею... – Крымский хан Менгли-Гирей, сын основателя Крымского ханства Хаджи-Гирея, умер в 1515 г. В 1521 г., к которому относится посольство казанцев, крымским ханом был сын Менгли-Гирея – Мухаммед-Гирей. 505 ...и оттуду приведоша царя... именем Сап-Кирея. – Сахыб (Сагиб, Саип)-Гирей, сын Менгли-Гирея. Занял в 1521 г. престол, опираясь на вооруженную помощь крымцев и поддержку Турции. В 1524 г., не чувствуя прочной основы своей власти, бежал в Турцию, уступив казанский престол своему племяннику Сафа-Гирею (см. сноску 5). В 1532–1551 гг. Сахыб-Гирей – крымский хан. Убит во время похода на Казань старшим сыном Сафа-Гирея Булюк-Гиреем. 506 Бе бо царь Шигалей по роду... от колена Тактамышева... – Род Шах-Али происходил не от Тохтамыша, а от хана Тимура-Кутлу. Родословная хана Сахыб-Гирея восходила к брату Тимура-Кутлу, Таш-Тимуру. 507 И неверный варвар паче наших верных сотвори. – Шах-Али идеализирован автором «Казанской истории». Из летописных источников известно, что Шах-Али принимал участие в заговоре против Василия III, за что попал в опалу и был сослан на Белоозеро, где провел иесколько лет (с 1533 по 1536 г). В 1536 г. был возвращен в Москву как претендент на казанский престол. 508 И потом молча долго князь великий, 11 лет не могий управилшся с казанцы... – Т. е. с весны 1521 г. (воцарение Сахыб-Гирея) до 1532 г. (первое изгнание из Казани Сафа-Гирея). 509 ...брань... имяше с полским королем, з Жигимонтом... – Жигимонт – Сигизмунд I (1467–1548). Король польский и великий князь литовский с 1506 г. С 1507 г. вел неудачную войну с русским государством, в ходе которой Русь возвратила себе некоторые западные земли и г. Смоленск (1514 г.). 511 Воеводам же началным бе имена: князь Иоан Бельский... – Иван Федорович Бельский (ок. 1490–1542), князь, боярин. С 1522 г. – один из ближайших бояр царя Василия III. Участник походов на Казань 1524, 1530, 1532 гг. После смерти Василия III был брошен в темницу из-за побега брата Семена Федоровича в Литву, но в 1538 г. освобожден. После смерти Елены Глинской и И. Ф. Овчины-Оболенского – фактически правитель государства. В 1542 г. был свергнут Шуйскими и сослан на Белоозеро, где и умер насильственной смертью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На серадском съезде 1383 г. дело долго колебалось между соперниками и, наконец, решено было в пользу Ядвиги, признанной королевой Польши. После избрания ее на престол, снова начались волнения из-за искания руки царственной девицы различными владетельными князьями. Претендентами были: Владислав опольский и Земовит мазовецкий; но к сердцу Ядвиги ближе всех был Вильгельм, сын Леопольда австрийского, обрученный с ней еще в детстве. Между тем в Краков явились послы от великого князя литовского просить руки Ядвиги, с обещанием, что, в случае согласия ее, весь народ литовский примет христианскую веру. Юная королева, ревностная католичка, и дальновидная мать ее Елисавета, решили в пользу Ягайла. В 1386 году он прибыл в Краков, принял крещение и, женившись на Ядвиге, сделался королем польским. – Галицкая земля, остававшаяся под властью венгерской королевы Марии, в 1387 году признала над собой власть Польши, но с сохранением всех своих прав и привилегий. В это время она еще не была присоединена к Польше и управлялась русскими старостами. Часть ее, земля Жидачевская, находилась в 1421–1430 гг. во владении князя Федора Любартовича, бывшего наследником владимирско-луцкого княжества. 54 Но в 1432 (или 1434) году Галиция окончательно присоединена к Польше и получила устройство по образцу прочих польских провинций. – Таким образом, Червонная или Галицкая Русь первая из русских земель подпала под владычество Польши. Судьба ее была в высшей степени печальна. Короли не защищали своего отдаленного владения. Между тем, не говоря уже об уграх и волохах, крымские татары и турки постоянно делали на нее набеги, разоряя и сжигая города и уводя множество пленных. В одном 1498 г. бусурмане – а это был 15-й их набег на Русь с 1442 года – пленили более 100000 душ, так что Фракия, Македония, Скифия и Азия наполнены были русскими невольниками. В 1506 году (20-й набег) крымские татары увели с собой также до 100.000 пленных 55 . – В сорокалетнее царствование Сигизмунда I (1509–1548) множество польских панов осело в Галицкой Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Лицевая сторона (аверс): в середине – внутри малой окружности (ободка) из «слипающихся» точек – герб «Королевской Пруссии» (изображение обращённого влево одноглавого орла с расправленными крыльями и раскрытым клювом, с короной на шее и поднимающейся с правого плеча рукой в латах – с мечом, воздетым над головой), между малой и большой окружностями (ободками) – частично сокращённая круговая латинская надпись («легенда») «SIGIS/I/REX/PO/DO/TOCT/PRVS» («СИГИЗМУНД I КОРОЛЬ ПОЛЬШИ ПОВЕЛИТЕЛЬ ВСЕЙ ПРУССИИ») (слова разделены: вверху – большой пятиконечной контурной «цветочной розеткой» с точкой в центре, по сторонам – шестью маленькими пятиконечными звёздочками). Обратная сторона (реверс): в середине – внутри малой окружности (ободка) из «слипающихся» точек – изображение герба г. Эльбинга (разделённого на две части украшенного щита с двумя равнобедренными крестами – по одному в каждой части: вверху и внизу), между малой и большой окружностями (ободками) – частично сокращённая круговая латинская надпись («легенда») «GROSSVS/CIVIT/ELBINGK/1534» («GROSSVS/CIVIT[ATIS]/ELBINGK/1534») («ГРОШ ГОРОДА ЭЛЬБИНГ 1534») (слова разделены: вверху – большой пятиконечной контурной «цветочной розеткой» с точкой в центре, по сторонам – тремя маленькими пятиконечными звёздочками). Описание данной монеты (типа монет) и соответствующая прорисовка содержатся, в частности, в вышеозначенном исследовании Э. Копицкого – под 7081 (раздел «6. MONETY MIAST/6.1 MONETY MIAST POLSKICH/6.10 ELBLG/Zygmunt I Stary 15061548»). s. 318; 14, s. 2] Выводы Описанные выше монеты определённо представляют общеисторический и краеведческий интерес, как материальные свидетельства Ливонской войны 1558 – 1583 гг. и последующих вооружённых конфликтов Русского царства с Королевством Швеция. Причём, подводя итог вышеизложенному, помимо всего прочего, необходимо обратить внимание на два следующие немаловажные обстоятельства: во-первых, на то, что большинство выявленных и описанных нумизматических памятников – это монеты мелких номиналов, выполненные из некачественных сплавов (биллона), во-вторых, на преимущественное использование таковых в качестве элементов украшений (главным образом, традиционных монист), на что указывают характерные отверстия.

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/10/...

Георгий Зотов: «Пьяные, злые и порочные» 30.07.2021 14:56:38 …Как-то раз много лет назад в штаб-квартире НАТО в Брюсселе я пил пиво с одним человеком из Восточной Европы, прекрасно говорившим по-русски. «Ты понимаешь, вы слишком большая страна, – говорил он. – Поэтому инстинктивно вас всегда будут бояться. И убеждать других – абсолютно не стоит с вами связываться. Сегодня у России хорошие отношения с Западом, а завтра плохие… и что тогда? Францию и Германию вы уже как-то под орех разделали. Вам будут улыбаться и жутко опасаться на подсознательном уровне». Это уж точно. Термин «русофобия» (то бишь «боязнь России») впервые появился в 1837 году в баварском издании Nurnberger Zeitung и далее разошёлся по миру. Если заглянуть и в дальнее прошлое, легко увидеть – ещё в XVI веке наши соседи горячо заверяли Европу, что с нами дел иметь не следует: мы неприятны, агрессивны и несём европейской культуре такую же опасность, как безжалостные кочевники и янычары. …Польский король и великий князь Литвы Сигизмунд I, правивший в 1506-1548 гг., отчаянно старался предотвратить любые союзы между Россией и западными монархами. Аки бешеный принтер, парень строчил письма, заверяя: «московиты», жестокие варвары родом из Азии, тайно сговорились с турками и татарами уничтожить весь христианский мир. Это была откровенная ложь – ни Василий III, ни его сын Иван Грозный не собирались завоёвывать Священную Римскую империю, Францию или Англию, однако со стороны Польши на Запад лились тонны пропаганды под ярлыками – русские чудовища, звери, порождения тьмы. Срочно помогите нам баблом и оружием, иначе они и вас захватят. Под возвышенными страданиями, струившимися из уст политиков, писателей и священников Речи Посполитой, скрывалось в общем-то одно: желание оторвать от России спорные земли. Иностранцы, посещавшие в XVI-XVII веках Москву, тоже в подавляющем большинстве высказывались о нас негативно. Как замечает датский славист Меллер, «тогдашние нравы и обычаи русских узнавались в Западной Европе зачастую с ужасом».

http://radonezh.ru/2021/07/30/georgiy-zo...

77 Весьма примечательно, что эти правительственные запрещения ходить без зова в братчину нашли себе отголосок в нашей древней духовно-назидательной литературе. Так в книге «Пчела» 1623 гола, на листе 217, встречается такой совет: «а незван в пир не ходи, аще сваришися в нем, и начнеши на чашника жаловатися, глаголюще лихою ми еси рукою дал пити». См. Горский и Невоструев. Описан. слав. рукоп. Моск. Синод. Биб. 314, стр. 562. Нахождение при пире «чашника» весьма любопытно для подробного выяснении организации этого мирского учреждения. В медовых братствах западной России также постоянно встречаются при братских пиршествах «ключники», то есть те же «чашники». 78 Сведения о правительственных распоряжениях в отношении братчин почерпнуты из уставных грамот, помещенных в Актах Археографической Экспедиции, изд. Имп. Акад. Наук 1836 г., причем обращено было особенное внимание на следующие акты: т. I: 11 (1391 г.) «а в которое село приедет игумен в братчину и сынци дают по зобне овса конем игуменовым», 50 (1453 г.); 72 (1462 г.); 102 (1476 г.); 103 (прежде 1477 г., запись Новгородская о церковном суде, в которой встречается тоже выражение; «братщина судит как судьи»; 114 (1485 г.); 122, 123 (1488 г.): 139 (1504 г.); 143 и 144 (1506 г.); 150 (1509 г.); в этой грамоте, между прочим, сказано: «а в пиру или в братчине посварятся или побьются, а не вышед из пиру помирятся, и ловчему и его тиуну в том нет ничего, а вышед из пиру помирятся за приставом, и ловчему и его тиуну в том нет ничего, опричь хоженого»: 159 (1515 г.); 171 (1522 г.); 181 (1536 г.); 183 (1537 г.); 234, 240 (1554 г.); 324 (1584 г.); 329 (1585 г.); 348, 357 (1593 г.); т. III: 133 (1623 г.); 139 (1623 г.); 217 (1548 г.). – См. Описан. Государ. Арх. стар. дел; составленное И. Ивановым (Москва, 1850 г., стр. 209); грамота вел. кн. Василия Васильевича (23 февраля 6961 г.) о том, чтобы в митрополичьи села на пиры, братчины и праздники никто незванный не ездил, с указанием, что от этой езды бывает много лихих дел. – См. также Акты относящ. до юрид. быта древн. России, изд. Арх. Ком. 1857 г., т. I, 38, стр. 126; 1462–1478 г., Грам. жалов. на непринятие незванных людей на пиры, братчины и праздники. – См. также акты исторические, изд. Арх. Ком., т. I: 59 (1455–1462 г.), 74, 109, 111, 125, 137.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

на р. Ведроше. Л. в. к. оказалось в тяжелом положении, и, чтобы обеспечить лояльность правосл. подданных, Александр пошел на восстановление традиц. отношений с К-полем, тем более что папа Александр VI отверг предложение митр. Иосифа. Великий князь принял ряд мер по организации обороны страны. Сейм 1502 г. установил отсутствовавшие ранее нормы военной службы. Александр также стремился усилить армию наемным войском. Это потребовало средств и заставило вел. князя заложить мн. имения. Наконец, была предпринята попытка получить помощь из Польши. Положение постарались использовать польск. политики, чтобы восстановить традиц. характер отношений между Польшей и Л. в. к. При избрании Александра на польск. трон он был вынужден одобрить акт, предусматривавший в будущем общее избрание монарха, решение всех вопросов «по общему совету», взаимопомощь. Однако договор не был одобрен магнатами и шляхтой Л. в. к. и фактически не вступил в силу. Значительной военной помощи Польша Л. в. к. не оказала, и по мирному договору 1503 г. обширные территории Чернигово-Северской земли отошли России. После смерти Александра (19 авг. 1506) магнаты и шляхта Л. в. к., не считаясь с соглашениями 1501 г., избрали вел. князем его младшего брата Сигизмунда I Старого (1506-1548). В его княжение произошло дальнейшее усиление влияния знати. В грамоте, выданной в дек. 1506 г., новый вел. князь не только признал за радой те широкие права, к-рые ей принадлежали ранее, но и дал обязательство не менять старых законов и не издавать новых без «ведома, совета и согласия» членов рады. Первые десятилетия долгого правления Сигизмунда I проходили в обстановке продолжавшихся русско-литов. войн (Литва в 1514 утратила Смоленск) и участившихся набегов крымских татар. Организация обороны, оплата и снаряжение войск требовали больших расходов, а материальные возможности власти были ограничены. Правда, Сигизмунд I пытался улучшить управление и повысить доход господарских имений - главной материальной основы его власти, но продолжающиеся военные действия вынудили его отдавать имения и др. источники доходов «под заклад». К 1522 г. почти все господарские имения и другой источник доходов - торговые пошлины «в долзех зашли». Лишь в 1528 г. Сигизмунд I смог получить средства на выкуп заложенных имений.

http://pravenc.ru/text/Литовское ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010