6) Исходя из того, что автору «Сказания» были доступны летописные материалы Сарской епископии, можно прийти к заключению, что он был одним из иерархов Русской церкви. К этому же выводу приводит полная ортодоксальность его взглядов и компетентное знание архиерейского священнодействия. На основании приведенных данных личность автора «Сказания о Мамаевом побоище» определяется однозначно: это был Митрофан, епископ Коломенский (1507–1518), до этого являвшийся архимандритом Московского Андроникова монастыря и великокняжеским духовником. Первые известия о Митрофане относятся к 1504 г. в связи с сообщением о его строительной деятельности в Андрониковом монастыре 587 . Тем же годом датируется послание Иосифа Волоцкого , в котором Волоколамский игумен обращается к Митрофану как к великокняжескому духовнику 588 . То обстоятельство, что Митрофан был архимандритом Андроникова монастыря, посвященного Нерукотворному образу Спаса, позволяет понять его пристрастие к иконам и изображениям Нерукотворного Спаса, а исполнение им должности духовника Ивана III объясняет его хорошее знание Московского Кремля и расположения великокняжеских покоев, осведомленность в родовых преданиях великокняжеской семьи. С 1507 по 1518 г. Митрофан возглавлял Коломенскую епархию и, естественно, знал достопримечательности как Коломны, так и ее окрестностей. При этом он часто бывал в Москве (участвовал в заседаниях собора 1509 г., осудившего Новгородского архиепископа Серапиона, в августе 1511 г. присутствовал на избрании митрополита Варлаама, и, по-видимому, тогда же его видели в митрополичьих полатах беседующим с Варлаамом и Вассианом Патрикеевым 589 ), поэтому хорошо представлял себе пути, связывавшие Москву с Коломной. 1 июня 1518 г. Митрофан оставил по «немощи» владычную кафедру в Коломне и удалился в Троице-Сергиев монастырь 590 . Митрофан давно был связан с Троицким монастырем: так, в декабре 1513 г. владыка вместе с игуменом Памвой освящал в монастыре надвратную церковь в честь преподобного Сергия (РГБ, ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1491 Если бы Пеликан (Pelikan 1961) цитировал свои источники, книга была бы значительно более ценной для нашего изучения; к сожалению, она представляет лишь вторичный интерес. 1492 Использованные греческие тексты: издание под ред. Лёба (Loeb 1912–1913), Lightfoot 1989 см. также Лейка (Lake) в Loeb 1912–1913; Holmes 1989. О воскресении и близких идеях у мужей апостольских см. ÓHagan 1968; Van Eijk 1974; Greshake и Kremer 1986, 176–183; Bynum 1995, 22–24; Hill 2002 77–101. 1497 1 Клим 25:1–5; см. подобные представления в Геродот 2.73; Плиний Старший, Естественная история 10.2. В некоторых раннехристианских кругах думали, что эта аналогия восходит к LXX Пс 91:13 , где во фразе «праведники процветут как пальма» есть phoinix, то же, что и греческое слово для легендарной птицы (так у Лейка к данному месту). Кажется, Климент понимает некоторую странность своей аналогии (26:1: Творец показывает нам это «даже с помощью птицы»). 1502 1 Клим 50:3сл. Не отголосок ли это представлений об «обители мертвых» из Первой книги Еноха и других мест? 1504 Bynum 1995, 24, права, говоря, что Климент проводит очень близкую аналогию между естественными процессами и воскресением. Но, как мне представляется, она заходит слишком далеко, когда говорит, что этот и подобные ему тексты «отнюдь не подразумевают того, что имеет в виду Павел». Подозреваю, что виной тому ее ошибочное представление о самом Павле (3–6). 1506 14:3–5, что завершается утверждением (реминисценция из 2Тим 1:10 ), что если Дух соединен с плотью, плоть способна получить великий дар «жизни и бессмертия». Те, кто страдают, провозглашает автор, повинуясь указаниям, которые он дает относительно христианской жизни, «соберут бессмертный плод воскресения» (19:3). 1513 Послание к Смирнянам 3:1–3. О традициях, подчеркивающих эту версию слов Иисуса, см. Schoedel 1985, 226–228. Фраза «вместе его плотью и духом», по–видимому, говорит о братстве на обоих уровнях; ср. Послание к Ефесянам 5:1. 1516 Послание к Магнезийцам 9:1сл. Лайтфут (Lightfoot 1989 2.131сл.) настаивает именно на такой интерпретации, он видит ее отголосок также в Послание к Филадельфийцам 5:2; 9:1, и обсуждает, в частности, предположительно библейский фрагмент, приведенный Юстином (Диалог с Трифоном иудеем 72), а также Иринеем, Тертуллианом , Климентом Александрийским и Оригеном . См. также Пастырь Ерма, Подобия 9.16 (см. ниже). Лейк в своем пер. и комм, к данному месту отсылает в связи с этой темой к поздним Евангелию от Никодима и Деяниям Пилата.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

К Казнь 1504 Навходоносор гордый царь Богом смирися, из лица человеча в скотско преложися. И Тиридат мучитель от Бога казненны, из царя Армейскаго в вепря претворении 1505 . Попеля краля Полска мышы нападоша, с женою, с двома сынма на пирзе снедоша. 2 Валериан Canopy подножие бяше, иже прежде на царстем престоле седяше. 3 Не токмо злотворшыя 1506 имать Бог казнити, но и пренебрегшыя благая творити. Тем же 1507 не у безбеден, иже зла гонзает, но иже и благая дела прилагает. 4 По мере грехов мера казни будет, не умалится, ни же преизбудет, Токмо временно смертный сотворенный грех будет вечно во аде казненный. Оле братие, престаним грешити, да бы нам вечно казненным не быти. 5 Богатый еваггелский во огни горяше, яко имений нищым своих не даяше. Колми паче геенна тех чает лютшая, иже нищыя грабят, хищают чюждая. 6 1508 Егда 1509 Каином Авель брат смерти предася, братоубийца бедно по земли скитася, Кровь бо неповинная к Богу вопияше, Иже праведным судом ту на нь казнь послаше. Подобне, отнели же от жидов убися лучший Авель, Христос Бог, род жидовск казнися; Лишен града святаго и земли святыя, скитается, вселяся во страны чюждыя 1510 . Кровь Христова вопиет, казнь есть на нем выну 1511 , обаче непокорен Бога жива Сыну. Во страсе и трепете выну пребывает и телом, и душею вечно погибает. Оле жестосердия! Сам, Боже, исправи, к познанию и 1512 Сына Твоего настави 1513 . 7 1514 Валериан царь Церковь Христову гони л есть, даже Александрийский Дионисий мнил есть Кончину век приспети, антихриста время прежестокое на все христианско племя. Но по немногих летех Бог врагу 1515 отдал есть, царю Перси деку во плен онаго предал есть, Иже, егда на коня своего вседаше, воместо подножия того подставляше. Тако даже 1516 до смерти оному творил есть, а сын Галлиен отца си не искупил есть Божиими судбами. Се казнь 1517 царю злому, за что слава Судии 1518 буди праведному. 8 1519 Злым человеком казни отпущаяй сам есть добрыя люди убиваяй. 9 1520 Аще тя изволит Господь наказати язвами Своими, тщися не роптати,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

1504 ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 278. Л. 13–13 об. Письмо от 26 марта 1905 г. «Блаженны гонимые за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и злословить и лгать на вас из-за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо награда ваша велика на небесах: так гнали пророков, бывших прежде вас»; «Но горе вам, богатые, ибо вы получили утешение ваше». 1505 В очерке «Памяти покойного профессора А. П. Лебедева » (СПб., 1908) Глубоковский привел отрывок из письма Лебедева к нему от 6 декабря 1907 г., полностью разделяя высказанное там суждение о том, что «богословская наука в нашей русской церкви служит больше всего для внешнего декорума» (С. 16). 1513 Тр-в Г. Из периодической печати//ТКДА. 1906. 2. С. 542. «По крайней мере, мысль о восстановлении патриаршества, которая первоначально была гвоздем всей реформы, быстро пошла ко дну и в настоящее время имеет только двух видных представителей, преосв. Антония [Храповицкого] и преосв. Антонина [Грановского]» (Там же. С. 544). 1514 Никольский Н. К. 1. К вопросу о церковной реформе. 2. Собор или съезд. М., 1910. С. 6–30. «Проект» излагал развернутую программу церковных преобразований: свободу богословских исследований, уничтожение духовной цензуры, восстановление «соборности», понимаемой как всеобщее участие (клира и мирян) в церковной деятельности на всех уровнях власти, включая и высшую, необязательность совмещения иночества с высшими степенями иерархически-административного служения, реформу духовной школы и пр. По мнению Никольского, «самый крупный вопрос современной церковной жизни ничуть не заключается в порядках и способах церковного управления, а сосредотачивается на вопросах вероучения», в разработке которых академиям принадлежит решающая роль (Там же. С. 25). 1520 OP РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 278. Л. 21. Письмо от 8 апр. 1905 г. Глубоковский писал: «Все же наше – в невежестве и нравственном падении, а их мы осенили ореолом святости и неприкосновенности...», делая к последнему слову примечание: «Многое тут напортили и славянофилы с абсурдной триадой «православие, самодержавие, народность " » (Там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Поэтому народное мнение всегда отрицательно относилось к фискалам, и в житии пр. Иоанна Милостивого мы читаем, что, когда весьма богатый и неумолимый τελνης, в видении перед смертью «отдавал отчёт» в своих делах перед Богом, то добрых дел у него не оказалось 1504 . Но и помимо фискальных притеснений византийское население в сильной степени страдало от противозаконных действий хищной и властной бюрократии 1505 . Феодорит рассказывает, как один стратиг, желая овладеть красивой девушкой, сначала подверг пыткам её мать, а потом похитил её самую из монастыря, куда она укрылась 1506 . Житие свт. Иоанна Златоуста повествует, как александрийский стратилат вымогал деньги с вдовы навклира, которую он считал богатой 1507 . Пр. Пётр Аргивский, однажды спас от стратига красавицу-девушку, которой тот хотел овладеть как рабой 1508 . В житии пр. Антония Нового мы читаем, как сановник «при прошениях» ( π τν δεσεων), рассчитывая получить взятку со святого, держал его в тюрьме 1509 . Пр. Василий Новый и Кирилл Филеот, избиваются властями по одному только подозрению в возможности шпионажа 1510 . Наконец житие пр. Никона Метаноите сообщает, что провинциальные стратиги и дуки не ограничивались насилиями над одним беззащитным населением, но что от их беззаконных нападений не были защищены даже всесильные перед императорами монастыри 1511 . Обилие чиновничества, и его частые смены, алчность новичков, стремившихся поскорее набить карман, и плохое разграничение функций и компетенций, делали положение населения безвыходно печальным. Только почитать обо всех этих стратигах, получавших несколько раз подряд полную власть (ξουσαν) над Элладой и Пелопоннесом 1512 , обо всех этих диэкэтах 1513 , дасмологах 1514 , магистрианах 1515 , коммеркиариях, логофетах дрома, практорах, навтологах, преторах, апографевсах и анаграфевсах и т. д., «которых столица посылает в провинцию в большем числе, чем Бог некогда лягушек в Египет» 1516 ; только перечислить все эти нескончаемые подати, повинности и поборы, для которых измышлялись сотни предлогов 1517 ; только упомянуть о наездах сановников, требовавших, например, в Афинах, чисто царских приёмов для себя и своих многочисленных свит 1518 , и мы поймём, что государственная машина Византии была слишком громоздка, чтобы не действовать саморазрушающе, и не губить при этом провинции.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕДИО [нем. Hedio] Каспар (1494, Этлинген, ныне земля Баден-Вюртемберг, Германия - 17.10.1552, Страсбург, ныне Страсбур, Франция), реформатор, церковный историк. Окончил лат. школу в Пфорцхайме; в 1513-1518 гг. учился в ун-те Фрайбурга, в 1518-1519 гг.- в ун-те Базеля. В 1518 г. познакомился с В. Ф. Капитоном и У. Цвингли , а также с трудами М. Лютера и стал сторонником реформирования Церкви. В 1520-1523 гг. по рекомендации Капитона, переехавшего в Страсбург, Г. был придворным проповедником и советником архиеп. Альберта Майнцского, но был вынужден оставить место из-за своих протестант. взглядов. В 1523 г. Г. поселился в Страсбурге и вместе с Капитоном и М. Буцером стал лидером местных протестантов; в 1524 г. женился. Принимал участие в религ. конференции в Марбурге (1529), в коллоквиумах в Вормсе (1540) и Регенсбурге (1541), а также был в числе протестант. богословов, подготовивших представление Аугсбургского исповедания на Тридентском Соборе (1545-1563) и выступивших против Аугсбургского интерима (1548). В 1542-1543 гг. вместе с Буцером и др. протестант. богословами Г. работал в Бонне по приглашению архиеп. Германа фон Вида над созданием нового церковного регламента для его земель. Основными сферами интересов Г. стали наука и образование. В 1538 г. он основал в Страсбурге школу, где преподавал НЗ, историю Церкви и патрологию, в 1544 г.- коллегиум Вильгельмитанум, богословскую школу-пансион. Особое внимание Г. уделял переводу, комментированию и публикации трудов святителей Амвросия Медиоланского, Иоанна Златоуста и блж. Августина Гиппонского, сочинений по истории древней Церкви Егесиппа , Евсевия Кесарийского и Созомена , а также авторов XV в. Иоганна Куспиниана, писавшего об истории Рима и о рим. императорах, и Платина (итал. Бартоломео де Сакки), составившего историю Римских пап. Изд.: Chronica der altenn christiche Kirche aus Eusebio, Ruffino, Sozomeno, Theodoreto, Tertulliano, Justino, Cypriano und Plinio. [Straßburg, 1530]; Synopsis historica rerum gestarum ab anno 1504 ... ad presentem qui est 1538. Basileae, 1538; Chronica der alten chrictlichen Kirhen: Historia ecclesiastica Eusebii Pamphili Caesariensis XI Bücher... Sozomeni, Socratis und Theodoreti. [Strassburg], 1545. Рубрики: Ключевые слова: ГАРНАК Адольф фон (1851 - 1930), немецкий протестант. церковный историк и богослов либерального направления АДАМ БРЕМЕНСКИЙ († 1-я пол. 80-х гг. XI в.), каноник кафедр. собора в Бремене (с 1066 или 1067), преподаватель, историограф, географ

http://pravenc.ru/text/161887.html

После Афона Акиндин направился в Фессалоники, а затем в Константинополь, где принял монашеский постриг. Затем он опять вернулся в Фессалоники и, в конце концов, окончательно перебрался в Константинополь (конец 1333 – начало 1334 г.). В Константинополе Акиндин попал в ближайшее окружение палриарха Uoahha XIV Калеки; он стал духовником Ирины (Евло-гии) Хумнены (1291–1354/1355 гг.) 1503 . Первым ее духовником был св. Феолипт Филадельфийский , один из наставников свт. Григория 1504 , почитаемый как паламитами, так и антипаламитами (его имя связано с исхастским возрождением XIII – XIV вв.). После смерти св. Фео-липта в 1322 г. Ирина-Евлогия долгое время оставалась без духовного наставничества, пока не встретила образованного и аскетично настроенного монаха Григория Акиндина, которому захотела доверить духовное руководство 1505 . Вообще говоря, согласно о. Хуану На-далю-Каньелласу, Акиндин был одним из четырех знаменитых духовников в Константинополе того времени 1506 . Также Акиндин, оставаясь простым монахом, стал советником Иоанна Калеки. Еще ок. 1326–1327 г. Акиндин познакомился в Фессалониках с Варлаамом Калабрийским. Между ними возникла дружба, хотя Варлаам и смотрел на Акиндина свысока 1507 . Во время полемики Паламы с Варлаамом, касающейся переговоров последнего с латинянами, Акиндин выступал в качестве посредника между ними. Он говорил каждому о необходимости примирения, указывая, что обсуждаемые вопросы не стоят того, чтобы делать далекоидущие выводы о позиции другого. Свт. Григорий Палама писал Акиндину 1508 с недоумениями относительно позиции Варлаама в полученных им антилатинских сочинениях последнего о применимости аподиктических силлогизмов в богословии и об использовании Варлаамом в переговорах с латинянами фразы из свт. Григория Богослова , говорившего о Сыне: «Он есть Начало из Начала» 1509 – 1510 (Палама получил два из пяти сочинений Варлаама и хотел иметь более четкое понимание его позиции). В ответном письме (лето 1336 г.) 1511 Акиндин пересказал содержание послания Варлаама, в котором затрагиваются интересующие Паламу вопросы, однако, фактически, таким образом, который мог только способствовать развитию полемики между Паламой и Варлаамом 1512 " 1513 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

и дел архива св. Синода», II, ч. 1, прилож., DXIX, XLVII ( церковь Рожд. Богород. неизвестно когда построена, а теплая Иоанна Злат. с приделом св. Николая в 1677 г.); VII, 1727 г., 297 (дело о быв. священнике м-ря Сергие Порфириеве), 377 (прошение прихожан м-ря о рукоположени пономаря этой обители Мих. Федорова во священн. к придельному в м-ре храму во имя св. Николая); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 1360 (межев. книга 1652 г. вотчинной земли м-ря в пустоши Кудрявцевой и дер. Поповой Бохова стана), 1382 (межев. кн. 1665 г. вотчин м-ря в селе Хомутове Бохова стана); II, книги дозорн., переписн. и проч., стр. 72, 82, 106 (опись 1680 г. церковн. земли в вотчин. м-ря сел Шабанцова, Меткина и Хомутова); “Древн. Росс. Вивлиоф.», I, 371 (духовная кн. инокини Евпраксии 1427–53 г.); 1773 г., II, 277 (тоже духовная); 1789 г., XI, 306 (церкви в м-ре); “Продолж. древ. Вивлиоф.», 1788 г., IV, 236 (духовн. 1504 г. кн. Ив. Борис. Волоцкого; к Рождеству на Рве 10 руб.); 1789 г., V, 106 (под именем Рождество Пречист., что были надо рвом, упоминается в духовной кн. Дм. Ив. Углицкого 1509 г.), 151 (духовн. 1513 г. кн. Фед. Борис. Волоцкого; к Рождеству Пречистой на Рве 10 руб.); “Переписн. книги Москвы», 1738 – 42 г., I, 74, 75 (опись дворов в приходе церкви Рождествен. жен. м-ря), 88 (по описи м-рь занимал 77½ саж. в переднем конце, длиннику 67 саж. и в заднем конце поперешнику 73 саж.; тогда в м-ре были диакон Василий Никитин, поп Михаил Алексеев и дьячек Федор Алексеев), 97, 105 (опись дворов в приходе ц. Николая чуд., что в Рождествен. жен. м-ре); 1638 г., 92 (Рождественново м-ря слободка, а в ней живут монаст. крестьяне: следует перечень дворов). 1129. Рождество – Богородицкая – Богоявленская – Паданская, мужская пустынь, ныне села Паданский Погост и Богоявленское, составлявшие до 1782 г. город Паданск, Олонецкой губ., Повенецкого у., в 100 вер. к сев.-зап. от Повенца, на зап. берегу обширного оз. Сиг. Была приписана к Александро-Свирскому мон. и в 1764 г., при упразднении, обращена в приход.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Европейские королевские и княжеские династии АЛЬФРЕД ВЕЛИКИЙ (848/49 - 900/01), первый король, объединивший разрозненные гос-ва англосаксов (871–899 или 900/01) АРНУЛЬФ (ок. 582-640), еп. Мецский, легендарный предок династии Каролингов, св. католич. Церкви (пам. зап. 18 июля) ВОЙШЕЛК [в Крещении Давид?] († 1268), первый правосл. правитель Литовского великого княжества (1264-1268) ГАБСБУРГИ династия, правившая в Австрии в 1282-1918 гг., в Чехии и Венгрии в 1526-1918 гг. (с 1867 - в Австро-Венгрии), в Испании и ее владениях в 1516-1700 гг., в Нидерландах (1477-1795) и нек-рых итал. землях (с XVI в. до 1866); императоры Римско-Германской империи (в 1438-1806, кроме 1742-1745) ГЕНРИХ I ПТИЦЕЛОВ (ок. 876 - 936), герц. Саксонии (с нояб. 912), герм. кор. (с мая 919) из саксон. рода Людольфингов, основатель Саксонской династии ГЕНРИХ II (973 - 1024), герц. Баварии (с 995), герм. кор. (с 1002), имп. Римско-Германской империи (с 1014) из Саксонской династии, св. (пам. зап. 13 июля) ГЕНРИХ III (1017 - 1056), герм. кор. (с 1028, самостоятельно с 1039), имп. Римско-Германской империи (с 1046) из Салической (Франконской) династии ГЕНРИХ VIII Тюдор (1491 - 1547), кор. Англии (1509-1547), в правление к-рого была учреждена национальная англикан. Церковь ГОТФРИД БУЛЬОНСКИЙ (ок. 1060/61 — 1100), герц. Н. Лотарингии, один из предводителей 1-го крестового похода и основателей Иерусалимского королевства крестоносцев ДАВИД IV СТРОИТЕЛЬ Строитель [Багратиони; Возобновитель, Агмашенебели], блгв., св. царь Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. 26 янв.) ЕЛЕНА ИОАННОВНА (1476 - 1513), супруга польск. кор. и Литовского вел. кн. Александра Ягеллончика, дочь Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича и вел. кнг. Софии (Зои) Палеолог ИЗАБЕЛЛА I (1451-1504), королева Кастилии и Леона (с 1474), супруга и соправительница кор. Фердинанда V (II) Арагонского (1479-1516) КНУД IV (II) (ок. 1040 - 10.07.1086, Оденсе, Дания), св. католич. Церкви (пам. 10 июля), кор. Дании (1080-1086) КНУД I ВЕЛИКИЙ († между 11 и 13 нояб. 1035, Шафтсбери, Англия), кор. Англии (1016-1035), Дании (1018-1035) и Норвегии (1028-1035) ОЛАВ II СВЯТОЙ [Олаф Харальдссон] (ок. 995 - 1030), св. (пам. зап. 29 июля), король Норвегии (1015-1028), почитается как покровитель Норвегии

http://pravenc.ru/rubrics/123004.html

1492 Цветник духовный. Ч. II. С. 58. 1493 Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирянам, п. 25. С. 57. 1494 Там же, п. 227. С. 413; п. 150. С. 295. 1495 Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. 1, п. 205. С. 196, игум. Антоний. Письма, п. 59. С. 72. 1496 Еп. Феофан. Сборн. писем. Вып. VI. М., 1899, п. 1021. С. 170. 1497 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. V, 342. Св. Исаак Сирин говорит: «Страх смерти печалит мужа, осуждаемого своей совестью. Кто имеет в себе доброе свидетельство, тот столько же желает смерти, как и жизни». 1498 Еп. Феофан. Письма//Тамб. Епарх. Вед. 1895, 41. С. 1055—1056. 1499 Еп. Феофан. Письма//Духовн. Вестн. 1896, 24. С. 469. 1500 Там же, 34—35. С. 681. 1501 Там же, 41. С. 813. 1502 Иеросхм. Макарий Оптинский. Там же, п. 150. С. 295. 1503 Цветник духовный. Ч. II. С. 199—203. 1504 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 4 на посл. к Евр. 1505 Свт. Тихон Задонский. Творения. T. II. С. 221—222. 1506 Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. T. II. С. 102. 1507 Св. Киприан Карфагенский. Творения. Т. II. С. 255. 1508 Четьи-Минеи, 5 апр. 1509 Там же, 21 окт. 1510 Там же, 13 ноября. 1511 «Голос Истины», 1-й год изд. С. 13—14. С. 223—224. 1512 Еп. Феофан Письма//Духовн Вестник. 1896, 26, 29. С. 510 и 561. 1513 Он же. Письма//Тамб. Епарх. Вед. 1894, 39. С. 756. 1514 Свт. Тихон Задонский. Там же. С. 223. 1515 Игум. Антоний. Письма, пп. 246, 247, 295. С. 306, 309, 375. См. Триодь постная, понедельник Страст. седмицы. 1516 Иером. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. 2, п. 40. С. 50. 1517 См. Патерик Печерский (Житие преп. Пимена Многоболезненного). 1518 Преп. авва Дорофей. Поучение 14. С. 161. Поучение 18. С. 186. 1519 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 165. 1520 Праведный (греч. Гdi?kao_s) — справедливый, благочестивый, добродетельный (Втор.32:4). Праведными св. Церковь называет преимущественно свв. угодников Божиих Ветхого и Нового Заветов, которые, живя в миру и исполняя обязанности государственные, общественные и семейные, жили по заповедям Божиим и пребыли верными Богу. Святой (греч. Гa?gio_s от слова Г a?_ksw благоговеть, чтить) — духовно и нравственно непорочный, чистый, освященный (священный), совершенный человек, посвятивший себя служению Богу, живущий по заповедям Божиим и угодный Богу. Русское слово святой — от санскритского корня в значении: белый, очищенный сияющий. Слово святой в общем употреблении означает все заветное, дорогое, связанное с истиною и благом. (См.: Толков, словарь Даля и словарь церковно-славян. языка прот. Гр. Дьяченко.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010