Послание Иосифа Волоцкого княгине Голениной Подготовка текста, перевод и комментарии Я. С. Лурье Послание известного церковного деятеля конца XV – начала XVI в. игумена Волоколамского монастыря Иосифа княгине Голениной написано между 1505 и 1513 гг. – судя по тому, что здесь говорится о вкладах за поминание князя Ивана Борисовича Рузского, умершего в 1503 г., и архиепископа Геннадия, умершего в 1505 г., но не упоминается о смерти князя Федора Борисовича Волоцкого в 1513 г., хотя после смерти этот князь (несмотря на его ссоры с Иосифом) был включен в вечное поминание в монастыре. Таким образом, это послание было написано уже после победы Иосифа Волоцкого в 1502–1504 гг. над новгородско-московскими еретиками, с которыми он боролся более четверти века, но, по всей видимости, раньше его предсмертной полемики с нестяжателями и их идеологом Вассианом Патрикеевым о монастырском землевладении. Только один мотив противоеретической полемики конца XV в. отразился в послании Голениной – вопрос о Божьем промысле, о совместимости всемогущества и всеблагости Божией, о том, почему «человеки овы милуемы, овы мучимы, овы веселящеся в богатьстве, иныя же нищете стражуща, овы в старости живуща, иныя же в юности умирающая». В послании Голениной Иосиф предлагает объяснение такому разнообразию человеческих судеб, заявив, что те, которые «младенци сущи умроша, яко чисти и непорочны, животу вчному сподобятся». Однако к спору с Голениной этот аргумент прямого отношения не имел, так как ее дети умерли не во младенчестве. Иосиф объяснил поэтому, что те, кто умирают юными, но совершенными возрастом, «сего ради прежде времени умирают, понже вдушу Богу, яко хотяху житием злым и лукавым жити и сосуда лукаваго быти». Именно для того Бог, по словам Иосифа, и забирает будущих грешников к себе, чтобы их родители вразумились и отдали предназначенные для детей «стяжания и имения» через посредство «божественной церкви» нищим и убогим и тем обеспечили умершим детям и себе царствие небесное. Но это рассуждение – единственный раздел послания, посвященный общим, философским вопросам. В остальном, доказывая Голениной необходимость щедрых и обильных даров монастырю, Иосиф не прибегает, как в более поздней полемике с нестяжателями, к аргументам абстрактно-теоретического характера («стяжания церковная – Божья суть стяжания»), а прямо исходит из принципа платности всякой церковной службы: «Даром священник ни одное обдни, ни понафиды не служитъ». Отсюда и стиль послания – деловой, конкретно-практический, отсюда и элементы просторечия в послании.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К Казнь 1504 Навходоносор гордый царь Богом смирися, из лица человеча в скотско преложися. И Тиридат мучитель от Бога казненны, из царя Армейскаго в вепря претворении 1505 . Попеля краля Полска мышы нападоша, с женою, с двома сынма на пирзе снедоша. 2 Валериан Canopy подножие бяше, иже прежде на царстем престоле седяше. 3 Не токмо злотворшыя 1506 имать Бог казнити, но и пренебрегшыя благая творити. Тем же 1507 не у безбеден, иже зла гонзает, но иже и благая дела прилагает. 4 По мере грехов мера казни будет, не умалится, ни же преизбудет, Токмо временно смертный сотворенный грех будет вечно во аде казненный. Оле братие, престаним грешити, да бы нам вечно казненным не быти. 5 Богатый еваггелский во огни горяше, яко имений нищым своих не даяше. Колми паче геенна тех чает лютшая, иже нищыя грабят, хищают чюждая. 6 1508 Егда 1509 Каином Авель брат смерти предася, братоубийца бедно по земли скитася, Кровь бо неповинная к Богу вопияше, Иже праведным судом ту на нь казнь послаше. Подобне, отнели же от жидов убися лучший Авель, Христос Бог, род жидовск казнися; Лишен града святаго и земли святыя, скитается, вселяся во страны чюждыя 1510 . Кровь Христова вопиет, казнь есть на нем выну 1511 , обаче непокорен Бога жива Сыну. Во страсе и трепете выну пребывает и телом, и душею вечно погибает. Оле жестосердия! Сам, Боже, исправи, к познанию и 1512 Сына Твоего настави 1513 . 7 1514 Валериан царь Церковь Христову гони л есть, даже Александрийский Дионисий мнил есть Кончину век приспети, антихриста время прежестокое на все христианско племя. Но по немногих летех Бог врагу 1515 отдал есть, царю Перси деку во плен онаго предал есть, Иже, егда на коня своего вседаше, воместо подножия того подставляше. Тако даже 1516 до смерти оному творил есть, а сын Галлиен отца си не искупил есть Божиими судбами. Се казнь 1517 царю злому, за что слава Судии 1518 буди праведному. 8 1519 Злым человеком казни отпущаяй сам есть добрыя люди убиваяй. 9 1520 Аще тя изволит Господь наказати язвами Своими, тщися не роптати,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Селижарово. Селижаров Троицкий монастырь. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В конце XIV-XV в. Селижарово располагалось на территории Ржевского удела Московского княжества и было связано торговыми путями — сухопутным со Ржевом и водным с Тверью. В письменных источниках Троицкий Селижаров монастырь впервые упоминается в духовной грамоте 1504 г. волоколамского князя Ивана Борисовича. Как предполагают, обитель была основана незадолго до этого — в конце XV в. волоколамским князем Борисом Васильевичем, владевшим Ржевским уделом в 1461-1494 гг., или его сыном волоколамским князем Федором Борисовичем (после 1494 г.). При монастыре, занявшем мыс при впадении Селижаровки в Волгу, образовалась крестьянская подмонастырская Селижаровская слобода, в которой издавна устраивались ярмарки. Слобода занимала, как и монастырь, левый берег Волги и правый Селижаровки, но, очевидно, распространялась и на другой берег Селижаровки, где застройка могла располагаться вдоль дороги на Ржев. Далее на юго-восток по этой дороге у самого берега Волги находился Воскресенский погост. В XVI в. монастырь (с 1513 г. в Ржевском уезде Московского государства) благодаря царским вкладам владел значительными вотчинами. В частности, в 1519 г. великий князь Василий III пожаловал ему несколько деревень и половину озера Волго, а в 1547 г. монастырь получил право собирать на мосту через Селижаровку таможенную пошлину. Это позволило, возможно, уже в XVI в. возвести здесь первые каменные сооружения. Согласно писцовым книгам Леонтия Скобельцина 1624-1625 гг., в монастыре находились каменные Троицкая церковь и трапезная. Представляется маловероятным, чтобы эти постройки могли появиться вскоре после разорений Смутного времени, непосредственно затронувших и Селижаров монастырь. Таким образом, их появление следует датировать временем не позднее рубежа XVI-XVII вв. Трапезная, упоминаемая в писцовых книгах Скобелышна, очевидно, составляет ядро существующей Петропавловской церкви — единственной дошедшей до наших дней постройки комплекса. В ней первоначально размещались хлебная, поварня, мукосейня, келарская и казначейская палаты, а также сушильня и квасоварня. Двухэтажное с подклетом прямоугольное здание, вытянутое в направлении север-юг, в каждом этаже вмещает одностолпную палату. Своды, прорезанные распалубками, опираются на массивный прямоугольный столб, особенно мощный в подклете. Эту постройку можно поставить в один ряд с другими известными монастырскими трапезными тверских земель XVI в.: Калязинского Макарьева монастыря (1525-1530), Старицкого Успенского монастыря (около 1570 г.), Краснохолмского Антониева монастыря (1587-1592). На южном, северном и западном фасадах трапезной в профилированный венчающий карниз включен фриз терракотовых изразцов с рельефным рисунком растительного орнамента, типологически восходящих к аналогичным произведениям рубежа XV-XVI вв.

http://sobory.ru/article/?object=55472

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАКИМ I [греч. Ιωακεμ] (ок. 1468, Трапезунд? - осень 1504, Силистрия, ныне Силистра, Болгария), патриарх К-польский (лето 1498 - весна 1502, нач.- осень 1504). Ученик К-польского патриарха Дионисия I (1467-1471, 1488-1490); до 1498 г. недолгое время был митрополитом Драмы. Избран на Патриарший престол на заседании К-польского Свящ. Синода единогласным решением после отречения К-польского патриарха свт. Нифонта II (лето 1498). Время восшествия И. на престол определяется по грамоте, данной патриархом Иоанна Предтечи мон-рю (близ Серр), к-рая датирована авг. 1498 г. Согласно хронисту, И. был молод, но добродетелен, разумом смирен, «пригож и прекрасен, и весь мир любил его». Согласно рассказу Кирилла Лавриота, И. был «добропорядочен, терпим, прост и учен, для рая взращен, полон же был харит». Кирилл Лавриот также указывает, что при избрании И. ему было ок. 30 лет ( Κ ριλλος Λαυρι της. Χρονικν//Αθηναον. 1877. Τ. 6. Σ. 25). После избрания И. в 1499-1500 гг. посетил свою прежнюю епархию с городами Драма и Серры (Сев. Греция) в сопровождении 5 архиереев и нек-рых клириков ведомства Великой ц. В кон. 1500-1501 г. совершил поездку в Грузию, куда бежало много греков после захвата Трапезунда (ныне Трабзон, Турция) турками в 1461 г., для сбора пожертвований и окормления паствы, а также чтобы дать благословение архиереям и пастве тех мест, где он «провел многие годы своей жизни». Это указание хрониста может служить свидетельством происхождения И. из региона Трапезунда. Собранная И. в Понте и Грузии милостыня позволила неск. поправить финансовое положение К-польской Церкви. В отсутствие И. митрополит Силиврии (ныне Силиври, Турция) начал распространять клеветнические слухи о патриархе, что осложнило отношения между К-польским Патриархатом и Османской Портой. Несмотря на попытки подкупить ряд влиятельных тур. чиновников и тем самым сохранить престол, И. вскоре все же был вынужден оставить Патриаршество под нажимом османских властей. Он поселился на азиат. берегу Босфора, в пригороде К-поля Хрисокерамос (ныне Бейлербейи, в черте Стамбула). На место И. первоначально был вновь избран свт. Нифонт, к-рый отказался занимать кафедру, после чего Свящ. Синод остановил свой выбор на митр. Пахомии Зихнийском (патриарх Пахомий I ; 1503-1504, 1504-1513). В 1504 г. И. вторично был избран на Патриарший престол усилиями своих сторонников, добившихся низложения Пахомия. С целью улучшить экономическое положение К-польской Церкви И. отправился в Молдавию, но был холодно принят господарем Богданом III, большие денежные суммы собрать не смог. Умер на обратном пути в К-поль; похоронен при патриаршем храме вмч. Георгия в Фанаре, в К-поле.

http://pravenc.ru/text/468901.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАХОМИЙ I [Греч. Παχμιος] († нач. 1513), патриарх К-польский (нач. 1503 - нач. 1504 (по др. данным, 1502 - до июля 1503); с осени 1504). До восшествия на К-польский престол был митрополитом Зихнийским. П. был призван на К-польскую кафедру вместо утратившего популярность патриарха Иоакима I . Первым кандидатом на престол был предшественник Иоакима I свт. Нифонт II (1486-1488, 1497-1498), проживавший в это время в Валахии, но он отказался возвращаться, и Синод избрал П. Однако уже через год сторонники Иоакима, дав взятку османским чиновникам, сместили П. и вернули на кафедру Иоакима. Традиц. датировка 2-го Патриаршества Иоакима I была поставлена под сомнение в связи с публикацией извлеченного из архива мон-ря Кутлумуш на Афоне документа, изданного Иоакимом I в июле 1503 г. (Actes de Kutlumus/Ed. P. Lemerle. P., 19882. P. 164-165. (ArAth; 2)). Это заставляет отказаться от ранее бытовавшей в научной лит-ре датировки 1-го Патриаршества П. (нач. 1503 - нач. 1504) в пользу более ранней: 1502 до июля 1503 г. ( Mure an. 2006. P. 256). Иоаким I скончался, возвращаясь в К-поль из Молдавии, где безуспешно пытался собрать средства, необходимые для улучшения финансового положения Вселенской Церкви, и П. вновь взошел на К-польский престол. К 1506-1509 гг. относится деятельность П., направленная на ограничение вмешательства Римско-католической Церкви в церковную жизнь Монемвасийской епархии. В этот период в Монемвасии, находившейся под венецианским управлением, существовали католическая и православная епархии. При поддержке венецианцев правосл. митрополитом был поставлен греч. ученый-гуманист Арсений Монемвасийский , склонявшийся к католичеству. Столкнувшись с неприятием со стороны православной паствы и узнав о том, что П. грозит отлучить его, Арсений отправил П. письмо, в к-ром привел свой Символ веры (без Filioque) и отверг все обвинения в незаконном захвате престола и униатстве ( Legrand. Bibl. hell. XVe-XVIe. T. 2. P. 342-346). П., однако, не убедили аргументы Арсения, и в июне 1509 г. он издал грамоту о его отлучении и признал недействительными все совершённые им хиротонии (Historia politica et patriarchica. 1849. P. 146-147).

http://pravenc.ru/text/2579854.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ МОНЕМВАСИЙСКИЙ [в миру Аристовул Апостолис (Апостолиос, Апостолидис); греч. Αποστλης, Αποστλιος, Αποστολδης] (ок. 1468, Хандак (совр. Ираклион, Крит) - 30.04.1535, Венеция), митр., греч. ученый и переписчик рукописей. Сын Михаила Апостолиса . Начальное образование получил, вероятно, под рук. отца. С юности занимался переписыванием рукописей и преподаванием (у него учились Иоанн Григоропулос и Марк Музурус ). В молодости был рукоположен во диакона. В 1492 г. переехал в Венецию, затем во Флоренцию, где переписывал рукописи для Пьеро Медичи. В это время познакомился с Джованни Медичи, ставшим впосл. папой Львом X и оказывавшим ему покровительство. В 1494-1499 гг. сотрудничал с Мануцием Альдом в издании книг, писал предисловия, выверял тексты, покупал греч. рукописи, необходимые для изданий. После разрыва с Мануцием жил на Крите, преподавал и переписывал рукописи. В 1506 г. при поддержке венецианцев был рукоположен во правосл. митрополита Монемвасии с именем Арсений. В то время в Монемвасии, к-рая находилась под властью Венецианской республики, было 2 кафедры: правосл., подчинявшаяся К-польскому Патриарху, и католич. в юрисдикции папы Римского. Назначение А. М. и проводимая им политика вызвали активное сопротивление греч. населения. В 1509 г. патриарх Пахомий I (1503-1504; 1504-1513) отлучил А. М. от Церкви, и он был вынужден уехать на Крит. В 1519 г. папа Лев X пригласил А. М. в Рим преподавать в папской греч. гимназии. Затем он возглавил греч. коллегию во Флоренции, а в 1524 г. опять стал митрополитом Монемвасии; к тому времени правосл. и католич. кафедры были объединены. С 1531 г. жил в Венеции и издавал тексты древних авторов. В 1534 г. был назначен проповедником ц. св. Георгия в Венеции. Его попытки поставить 2 униатов священниками в том же храме вызвали активное сопротивление венецианских греков. Похоронен в ограде ц. св. Георгия. А. составил «Изречения философов и военачальников, риторов и поэтов» (Αποφθγματα φιλοσφων κα στρατηγν - более расширенный вариант «Ионии» Михаила Апостолиса), схолии к Аристофану, Еврипиду, Пиндару, а также издавал произведения Михаила Пселла , Филиса и т. д. Сохранилась его переписка с итал. гуманистами и Эразмом Роттердамским .

http://pravenc.ru/text/76306.html

П.В. Долгоруков Есипова Древний род бояр великого Новагорода. Родоначальник их, Есип Васильевич, упоминается в новгородских боярах в 1435 году; из сыновей его, Василий Есипович был в Новгороде посадником, потом тысацким; Богдан Есипович и Дмитрий Есипович были посадниками. Иоанн Великий отдал описанные им деревни Богдана Есиповича, в вотской пятине, в погостах городенском и егорьевском-теребовльском, двум братьям Даниле и Василию Нелединским. В первой духовной грамоте князя Ивана Борисовича Волоцкого, в 1504 году, упоминается Судак Иванович Есипов; во второй духовной грамоте того же князя, в 1513 году, упоминается Верига Иванович Есипов. Иван Васильевич находился в числе детей боярских, сопровождавших, в 1495 году, из Москвы в Вильну, княжну Елену Иоанновну, дочь Иоанна Великого и невесту литовского великого князя Александра. Афанасий Фёдорович подписался, в 1565 году, в трёх стах рублях у поручной записи по боярине князе Василие Семёновиче Оболенском-Серебряном и по сыне его князе Борисе. Иван Есипов, тульский дворянин, находился в числе защитников Троицко-Сергиевской Лавры, в годину бессмертной обороны её от Поляков (16081610), и был тут ранен, а Никифор Есипов находился в войсках, отправленных из Москвы на помощь Лавре. Трое Есиповых участвовали в избрании Царя Михаила Фёодоровича: Иван, дворянин рязанский, Юрий и Ефим, дворяне тульские. Иван Дмитриевич находился воеводою в Путивле в 1624 году, в Пронске в 1633 году; Дий Андреевич, дворянин Обонежской пятины, умер от раны, полученной им при осаде Смоленска, в 1634 году. Двадцать трое Есиповых владели населёнными имениями в 1699 году, и двое из них, Фёдор и Леонтий Михайловичи, были стольниками Петра Великого. Фамилия Есиповых разделилась на три ветви, и каждая ветвь имеет особый герб: 1) Общий Российский Гербовник, часть VI, 54: щит разделён горизонтально на две половины, из коих каждая разделена перпендикулярно на два поля. В верхней половине правое поле красное, левое золотое, и в ней восьмиугольная звезда, красная в поле золотом, и золотая в поле красном. В нижней половине правое поле золотое, левое чёрное, и в ней вправо идущий лев, чёрный в поле золотом, и золотой в поле чёрном. На гербе дворянские: шлем и корона с тремя строусовыми перьями. Намет справа красный, слева чёрный, подложен золотом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАПИТО [также Капитон; лат. Capito; наст. фам. Кёпфель] Вольфганг Фабриций (ок. 1480, Хагенау (ныне Агно), близ Страсбурга - 4.11.1541, Страсбург), нем. гуманист, богослов, проповедник, один из ведущих деятелей нем. и швейцар. Реформации . Отец К. был состоятельным кузнецом. Первое документальное свидетельство о жизни К. относится к 1501 г., когда он поступил в Ингольштадтский ун-т на фак-т искусств (см. ст. Artes liberales ). В 1504/05 г. К. обучался в Гейдельбергском ун-те; затем - во Фрайбургском ун-те, где в 1506 г. получил степень магистра искусств. Следующие 3 года он провел в Страсбурге, работая корректором в типографии Генриха Грана; в это время он заинтересовался идеями гуманизма ( Kittelson. 1975. P. 13-15). В. Ф. Капито. Гравюра. XVI в. В. Ф. Капито. Гравюра. XVI в. В 1509 г. К. вернулся во Фрайбург, начал преподавать на фак-те искусств и обучаться на теологическом фак-те. Вскоре он был рукоположен во пресвитера; в его ординации участвовал Иоганн Экк (1486-1543), впосл. ставший непримиримым оппонентом протестантов. К. читал лекции на фак-те искусств, в т. ч. по сочинениям Иоанна Дунса Скота († 1308) и Уильяма Оккама († 1349), следуя т. н. via moderna в схоластике , и на теологическом фак-те по книгам ВЗ и НЗ (Ibid. P. 15). В 1512 г. К. получил степень лиценциата теологии; в том же году он был назначен экстраординарным профессором теологии с соответствующим должности жалованьем (Ibid. P. 16). Однако вскоре К. принял более выгодное с финансовой т. зр. предложение еп. Шпайерского Филиппа фон Розенберга (1504-1513): он был каноником и проповедником в монастыре бенедиктинцев в Брухзале, где провел 3 года. В это время К. начал изучать древнеевр. язык; впосл. он стал одним из лучших гебраистов Германии, им был создан ставший весьма популярным в Европе учебник древнеевр. языка (Hebraicarum institutionum libri duo, 1518). В 1515 г. еп. Базеля Кристоф фон Утенхайм (1502-1527) пригласил К. на должности проповедника в кафедральном соборе города и профессора теологии в ун-те. 3 июля 1515 г. К. получил степень доктора теологии во Фрайбургском ун-те и вскоре начал преподавать ВЗ на теологическом фак-те Базельского ун-та ( Kittelson. 1975. P. 25). В Базеле К. стал участником кружка гуманистов, в который входили Иоганн Эколампадий (1482-1531), Конрад Пелликан (1478-1556), Беат Ренан (1485-1547) и др. К. был знаком с жившим в Базеле Эразмом Роттердамским (1469-1536) и помогал ему в подготовке 1-го греч. издания НЗ (Novum Instrumentum omne. Basileae, 1516). Эразм в переписке отмечал хорошее знание К. древних языков, благодаря чему К. стал широко известен в Европе как ученый-гуманист. После выхода издания Эразма К. защищал его от нападок противников, в т. ч. возражая на критику архиеп. Йоркского Эдуарда Ли († 1544).

http://pravenc.ru/text/1470323.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗИХНИЙСКАЯ И НЕВРОКОПИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [греч. Ιερ Μητρπολις Ζιχνν κα Νευροκοπου], епархия Элладской Православной Церкви. Первым известным по имени епископом г. Зихна (античный г. Ихны, ныне Палья-Зихни) был Антоний (упом. в 1039). Первоначально Зихнийская епархия была епископией, подчиненной Серрской митрополии. В изданных Ж. Даррузесом нотициях К-польской Церкви самые ранние свидетельства о существовании Зихнийской епархии относятся к XIV в. 17, 18, 20). При еп. Иоакиме (впосл. канонизирован как Иоанн ) между июнем 1328 и июлем 1329 г. епархия получила статус митрополии по указу имп. Андроника II Палеолога (1282-1328). С 1375 по 1913 г. территория Зихнийской епархии находилась под властью турок. Зихнийский митр. Пахомий дважды занимал Патриаршую кафедру в К-поле (1503-1504, 1504-1513). В 1655 г. Зихнийская митрополия была объединена с епархией г. Неврокоп (античный г. Никополь, ныне Гоце-Делчев, Болгария). В 1663 г. ряд земель отпал от Зихнийской и Неврокопской митрополии, и она впосл. стала частью сначала Филиппийской епархии, а затем Драмской. Такое объединение просуществовало до 1882 г., когда К-польский патриарх Иоаким III (1878-1884) создал Неврокопскую архиепископию, соединив отделенную от Драмской митрополии Неврокопскую епархию с частью Самоковской (см. подробнее в ст. Неврокопская епархия ). В нач. XX в. Зихна была заброшена (в наст. время сохр. развалины крепости), и примерно в километре от нее возник город, получивший название Неа-Зихни. Вошедшие в 1912-1913 гг. в состав Греческого гос-ва епархии К-польского Патриархата (в т. ч. Зихнийская) были переподчинены Элладской Православной Церкви. На территории Греции оказалась лишь небольшая часть Неврокопской епархии, крупнейший населенный пункт которой, Зирново, получил название Като-Неврокопи. В 1953 г. эта часть Неврокопской епархии была объединена с Зихнийской митрополией и получила совр. название З. и Н. м. В зимний период кафедра располагалась в Неа-Зихни, а в летний - в г. Като-Неврокопи. В наст. время кафедральным собором служит ц. во имя вмч. Георгия Победоносца в Неа-Зихни. С 2003 г. З. и Н. м. возглавляет митр. Иерофей (Цольякос) (род. в 1945). К 2009 г. З. и Н. м. насчитывала 69 приходских и 5 монастырских храмов, 23 парекклисиона и множество часовен в сельской местности. Действуют муж. мон-рь во имя Св. Троицы и 4 основанных во 2-й пол. ХХ в. жен. монастыря: мц. Кириакии (1953), св. Параскевы (1954), вмч. Мины (1976) и Вознесения Господня (1979). Лит.: Θεωδορδης Τ. Η Ιερ Μητρπολις Ζιχνν κα ο μητροπολται της//Σερρακ Χρονικ. 1953. Τ. 1. Σ. 165-177; Γριτσπουλος Τ. Α. Νευροκοπου κα Ζιχνν, Μητρπολις//ΘΗΕ. 1966. Τ. 9. Σ. 435-437; RegPatr, N 2121, 2147, 2608, 2692, 2807, 2854, 3269; Darrouzès. Notitiae. P. 402, 408-410, 418, 420; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 456-457; Δπτυχα. 2009. Σ. 477-480. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/199893.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Константинопольская Православная Церковь НИКОМИДИЯ античный и средневек. город, древняя митрополия К-польской Православной Церкви, фактическая столица Римской империи в 284-330 гг. НИКОПСИЯ [Никопсис], античный и визант. город на сев.-вост. берегу Чёрного м., центр архиепископии Зихия К-польской Православной Церкви НИЛ КАВАСИЛА (кон. XIII в. - март (?) 1363), митр. Фессалоникийский (1361-1363), визант. богослов, полемист, церковный и общественный деятель НИФОНТ свт. (пам. 23 дек.), еп. г. Константиана, в Календаре РПЦ - в Календаре РПЦ - еп. Кипрский (IV или XI в.) НИФОНТ II († 11.08.1508), патриарх К-польский (кон. 1486 - нач. 1488; лето 1497 - лето 1498), свт. (пам. 11 авг. и в Соборе Афонских преподобных) ОДИГОН мон-рь Богородицы в Константинополе, место пребывания чудотворной иконы Божией Матери «Одигитрия» ОЛИМП горный массив на северо-западе М. Азии (ист. обл. Вифиния и частично Геллеспонт), крупнейший средневизант. центр развития монашества, который включал как горный район О., так и соседние мон-ри на азиат. берегу Мраморного м. и на сопредельных территориях: Атроа, Арганфоний, Дагута, Пандим ПАВЕЛ I ИСПОВЕДНИК († 350 или 351), свт. (пам. 6 нояб.; пам. зап. 7 июня), еп. К-польский; занимал кафедру трижды (ок. 336/7 или 340-341, 342, 346-350), видный представитель правосл. партии в арианских спорах ПАИСИЙ II († осень 1756), патриарх Константинопольский (20 нояб. 1726 - сент. 1732, авг. 1740 - май 1743, март 1744 - 28 сент. 1748, май/июнь 1751 - 7 сент. 1752) ПАНАГИИ ПАММАКАРИСТОС МОНАСТЫРЬ посвященный Пресв. Богородице (Всеблаженнейшей) мон-рь в К-поле, выдающийся памятник средне- и поздневизант. архитектуры и живописи; ныне мечеть и музей Фетхие-джами в р-не Балат Стамбула383 ПАНТОКРАТОРА МОНАСТЫРЬ мужской, общежительный, в К-поле; усыпальница династий Комнинов и Палеологов; памятник средневизант. архитектуры ПАХОМИЙ I († нач. 1513), патриарх К-польский (нач. 1503 - нач. 1504 (по др. данным, 1502 - до июля 1503); с осени 1504)

http://pravenc.ru/rubrics/121496_13.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010