Стих 7-й наст. главы Исаии пророчествует о той опасности, которой подвержены будут те, которые увлекутся учением новых владык своих Персов. Глас Господа обращен к Иудеям, дабы они со свойственным им легкомыслием не пошли по тому ложному пути, по которому пойдут – доселе еще монотеисты – благосклонные им повелители. Нет силы другой, кроме силы Единого! Таково значение и указа Кира, записанного в 1Ездр. 1 „так говорит Кир, царь персидский: все царства земли дал мне Господь, Бог небесный, и Он повелел мне“ 1500 . Такие же выражения повторяет о Высочайшем Существе Бисутунская надпись Дария, (см. перев. Роулинсона в прилож. к III кн. Геродота). Позже, как мы говорили, эти правильные верования искажаются: но, прибавим мы, в позднейших книгах Зороастризма, как Бунде-Геш, появляются сказания, почерпнутые очевидно из книг Еврейского канона 1501 . Комментарий Спб. Дух. Академии делает на этот и 8-й стих пророчества Исаии следующее прекрасное замечание: „Распространению истинного боговедения в язычестве последствует сошествие с неба правды и явление спасения на земле“ 1502 . 8 . Кропите, небеса, свыше и облака да проливают правду; да раскроется земля и приносит спасение; и да произрастает вместе правда. Я, Господь, творю это. С небес принесена благодать и истина Господом нашим Иисусом Христом; ( Ин. 1:17 ); от земли возрастают „насаждения Господни“ (Исаии 61:3). 9 . Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: „что ты делаешь?“ и твое дело скажет ли о тебе: „у него нет рук?“ 10 . Горе тому, кто говорит отцу: „зачем ты произвел меня на свет“, а матери: „зачем ты родила меня?“ Общее значение этих двух стихов есть угроза тем, которые осмеливаются своим разумом судить о повелениях Божиих, как бы становясь на ряду с Создателем. Мы видели уже в Ис. 29:16 , что Исаия и прежде произносил подобные укоры вечно возмущавшимся Иудеям, укоры, которые почти в тех же выражениях им же повторял и Иеремия в начале гл. XVIII. Несомненно, что и тот и другой пророки отвечают в своих увещаниях на известный им склад мыслей, постоянно обнаруживавшийся среди „жестоковыйного“ народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Целью пророчеств была духовная польза для народа. Пророки учили, наставляли, обличали: «А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение» ( 1Кор. 14:3 . Самая великая цель всего библейского пророческого служения – возвестить пришествие Мессии и исторически приготовить людей к Его приходу. Поэтому смысл предвещаемого должен быть понятен еще до наступления события. Каждому пророку Господь открывал только часть того будущего, которое ожидает людей. Пророки дополняют друг друга. Все библейские пророчества, взятые вместе, составляют великое откровение о грядущем в мир Спасителе мира. Будущее ведомо только Богу. Видение будущего не доступно ни людям с их ограниченными естественными возможностями, ни демонам. Все же, что известно о жизни, занятиях и сочинениях Мишеля Нострадамуса (1503–1566) полностью укладывается в образ лжепророка-оккультиста. Он родился в еврейской семье в Провансе. Оба его деда были врачами, а отец – нотариусом. В 1488 году Прованс был присоединен к Франции. Поскольку для дедов и отца возникла угроза лишиться права заниматься профессиональной деятельностью и быть высланными из Франции, семья была вынуждена перейти в 1502 году в католичество. Для М. Нострадамуса христианство осталось внешним. Сущностью его мировоззрения был оккультизм, абсолютно несовместимый с новозаветной религией. Он был не только врачом, но и профессиональным астрологом. Господь через Своих пророков обличает астрологов как занимающихся богопротивным делом: «Сойди и сядь на прах, девица, дочь Вавилона; сиди на земле: престола нет, дочь Халдеев… Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должноприключиться тебе. Вот они, как солома: огонь сожег их, – не избавили души своей от пламени»( Ис. 47: 1, 13–14 ). Святитель Григорий Богослов пишет, что занятия астрологией оскорбляют Божественный Промысл (Слово 5: О Промысле). Астрология является подменой истинной религии. Автором всех духовных подмен является диавол. Через астрологию он отводит людей от Бога. Блаженный Августин пишет: «Так как это служит к уловлению людей, то оно бывает действием совратившихся духов, которым попускается знать кое-что истинное из области временных предметов отчасти потому, что они обладают более тонким чувством, или более тонкими телами, или более богатым, благодаря своей продолжительной жизни, опытом. Поэтому истинный христианин должен остерегаться как астрологов, так и всяких прорицателей, особенно тех, которые говорят правду, чтобы, уловив при содействии демонов его душу, они не запутали его в свое сообщество».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В 1502 г. М. участвовал в переговорах с Ч. Борджа, герц. Валентино (Валентинуа): в июне М. сопровождал на переговоры посла Франческо Содерини, еп. Вольтерры, брата гонфалоньера, а с окт. 1502 по янв. 1503 г. находился при герцоге в качестве представителя Флорентийской республики. Формально Борджа должен был привести к подчинению Папскому престолу вассалов Церкви в областях Романья и Марке, но при покровительстве папы Римского и франц. короля он скорее занимался «собиранием» собственного удела. Его далеко идущие планы предусматривали расширение подчиненных ему территорий в т. ч. и за счет Флоренции, поэтому он поддержал восставший против республики г. Ареццо и занял еще несколько городков в Тоскане. В нач. окт. 1502 г. мелкие сеньоры Романьи, служившие Ч. Борджа в качестве кондотьеров, организовали против него заговор, опасаясь, что он расправится и с ними. Герцогу удалось примириться с ними, усыпить их бдительность и заманить в ловушку: 31 дек. на встрече в Сенигалье он схватил заговорщиков, а затем казнил их. Эти события побудили М. составить «Описание того, каким образом герцог Валентино расправился с Вителлоццо Вителли, Оливеротто да Фермо, синьором Паоло и герцогом Гравины Орсини» (Descrizione del modo tenuto dal duca Valentino nello ammazzare Vitellozzo Vitelli, Oliverotto da Fermo, il signor Pagolo e il duca di Gravina Orsini). Политическая карьера Ч. Борджа прервалась с неожиданной смертью папы 18 авг. 1503 г.; ходили слухи об отравлении, но, вероятно, это была лихорадка (герцог заболел одновременно с понтификом). Как впосл. Ч. Борджа говорил М., он все предусмотрел на случай гибели отца, кроме того, что сам будет на грани жизни и смерти. Судьба Ч. Борджа сильно интересовала М. Впосл. в трактате «Государь» он называл герцога Валентино образцовым «новым государем, пришедшим к власти благодаря чужой удаче», но сумевшим самостоятельно развить и укрепить ее. М. писал, что с этой т. зр. он не находит, в чем можно было бы упрекнуть герцога, и эта оценка сделала обвинение в симпатиях к коварному злодею одним из самых популярных в устах недругов флорентийского мыслителя, однако он судил о его поступках вполне критически и непредвзято. В поэме «Деченнале» (Decennale, 1504) М. именовал Ч. Борджа «василиском», к-рый взглядом завораживает свои жертвы.

http://pravenc.ru/text/2561518.html

05.05.1502 ГОРОДНЯНСКАЯ (1924) КОЛОМЕНСКАЯ 01.05.1502 01.1504 ПЕРМСКАЯ 05.05.1502 СМОЛЕНСКАЯ (XV в.) Никон Бессонов БАЛТСКАЯ 26.02.1906 27.02.1909 КРЕМЕНЕЦКАЯ 27.02.1909 26.01.1913 КРАСНОЯРСКАЯ 26.01.1913 25.07.1917 Никон Богоявленский САРАПУЛЬСКАЯ 10.04.1888 04.03.1889 ГЛАЗОВСКАЯ 04.03.1889 21.08.1893 УГЛИЧСКАЯ 21.08.1893 18.02.1895 АСТАНАЙСКАЯ 18.02.1895 19.06.1897 Никон Васин в/у ЗАДОНСКАЯ 14(27)12.1995 17(30)03.1996 ЗАДОНСКАЯ 18(31)03.1996 13(26)12.2003 в/у ЛИПЕЦКАЯ 18(31)03.1996 13(26)12.2003 ЛИПЕЦКАЯ 13(26)12.2003 Никон Васюков в/у УФИМСКАЯ 07(20)07.1990 13(26)08.1990 УФИМСКАЯ 13(26)08.1990 Никон Греве СЕРГИЕВСКАЯ 11(24)02.1946 10(23)05.1947 Никон Дегтяренко МОГИЛЕВСКАЯ 23.11(06.12)1924 22.09(05.10)1927 в/у ГОМЕЛЬСКАЯ 23.11(06.12)1924 03.1925 КРАСНОЯРСКАЯ 22.09(05.10)1927 21.01(03.02)1928 Никон Лысенко УФИМСКАЯ 27.02(12.03)1959 26.09(09.10)1963 ВОРОНЕЖСКАЯ 6.09(09.10)1963 17(30)03.1964 (Никон Лысенко II) в/у БАКИНСКАЯ 05(18)07.1995 НОВГОРОДСКАЯ 11.03.1649 25.07.1652 ВСЕРОССИЙСКАЯ 25.07.1652 10.07.1658 Никон Миронов в/у ЗАДОНСКАЯ 29.05(11.06)1993 08(21)07.1993 ЗАДОНСКАЯ 08(21)07.1993 13(26)02.1994 ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 13(26)02.1994 06(19)07.1999 Никон Петин ЛУГАНСКАЯ 08(21)05.1944 в/у ОДЕССКАЯ 21.07(03.08)1948 ОДЕССКАЯ 03(16)04.1956 в/у ЛУГАНСКАЯ 03(16)04.1956 в/у ДОНЕЦКАЯ Никон Пурлевский РЫЛЬСКАЯ 01(14)04.1920 БЕЛГОРОДСКАЯ БЕЛГОРОДСКАЯ, обн. КУРСКАЯ, обн. 03.1923 17(30)03.1924 БЕЛГОРОДСКАЯ, паки 17(30)03.1924 21.03(03.04)1930 в/у(?) КУЗНЕЦКАЯ (1927) БАКИНСКАЯ 21.03(03.04)1930 24.10(06.11)1930 РЖЕВСКАЯ 24.10(06.11)1930 21.03(03.04)1933 в/у ВЯЗЕМСКАЯ 21.03(03.04)1933 08.1933 АРХАНГЕЛЬСКАЯ 19.10(01.11)1933 23.05(05.06)1937 КАЗАНСКАЯ 23.05(05.06)1937 04(17)12.1937 МУРОМСКАЯ 14.03.1904 08.11.1904 СЕРПУХОВСКАЯ 08.11.1904 25.04.1906 ВОЛОГОДСКАЯ 25.04.1906 29.05.1912 Никон Соловьев в/у ОХАНСКАЯ 24.08(06.09)1923 ОХАНСКАЯ СЕРГИЕВСКАЯ 13(26)03.1928 10.1928(?) КУЗНЕЦКАЯ 08(21)10.1928 Никон Софийский ВОЛЬСКАЯ 08.03.1898 06.02.1899 НАРВСКАЯ 06.02.1899 10.12.1901 ВЯТСКАЯ 10.12.1901

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тематическая группировка материала выдержана в Сир., что подчеркивается в ряде рукописей киноварными заголовками, систематизирующими изречения: премудрости похваление, слово о чадех, о удержании души, словеса приточь, слово о рабех, слово о брашне, слово о вине, о врагах слово, о мртвцехъ слово, похвала отцем, млтва исусова сна сирахова. Заголовки эти приведены по списку 1502–1507 гг. БАН 24.4.28, (Алексеев, Лихачева 1978, с. 74), они, однако, охватывают всю рукописную традицию текста, поскольку появились уже на греческой почве (см. Сперанский 1904, с. 472). Большой интерес представляет деление текста в русских списках Пятикнижия. Бытие разделено здесь на 12 частей, а остальные книги каждая на 10. В сумме это составляет 52 части. Именно таково деление Торы в иудейской синагогальной традиции на параши (парашиот), предназначенные для субботнего чтения в течение года. Из 20 восточнославянских списков, известных А. В. Михайлову , параши выделены в 17, в том числе и в ГБ (см.: Михайлов 1912, с. XXI-LXXXVII), их границы приведены в Описании, т. 1, с. 8–9. В одних рукописях указание на параши ограничивается выставленным на поле номером, в других рукописях эти номера сопровождаются тематическими заголовками, которые даны как оглавление перед текстом книги. Вот несколько заголовков из Быт.: (1) о сътворении нбси и земля и вся яже с31;т в них. и о създании адамли и о десяти родех до ноя(2) о потопе и о дуги и о столпотворении и о родех до авраама и о ходу его в хараон;(3) исход авраамль от межуречья и бытие его в егупте (Михайлов 1912, с. LXVI, примеч. 2). В других четьих ветхозаветных книгах кроме инициалов и номеров против них на поле или только одних инициалов не встречается иных попыток деления текста. В некоторых книгах эти инициалы и номера отражают деление текста в его толковой версии. Например, Псалтырь в сборнике 1502–1507 гг. разделена номерами на 241 отрезок, что отражает деление этой книги в популярных у славян толкованиях на Псалтырь псевдо- Афанасия Александрийского (Алексеев, Лихачева 1978, с. 75; ср. Описание, т. 2, с. 69).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Описание см. в разделе Редакции с записью чудес 1449 г. 12) ГИМ, собр. Е. В. Барсова, 1392 (л. 1—3 об.) — конец 70–х годов XV в. Филигрань: Литера Р под трилистником — Пиккар, VI, 383 (1477 г.). Первые листы утрачены, текст начинается со слов: «сего любимъ бяше въсми и великъ познавашеся». 13) ГИМ, Синодальное собр., 637 (л. 81—84) — автограф Па–хомия Логофета; по записи писца — 1459 г., но по бумаге — конец 70–х — начало 80–х годов XV в. Описание см. в разделе Четвертой Пахомиевской редакции Троицкого вида. 14) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 640 (л. 20 об. — 24 об.) — кон. XV в. 15) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 643 (л. 68—74; со стихом) — кон. XV в. Описание см. в разделе Пятой Пахомиевской редакции. 16) РНБ, Софийское собр., 1389 (л. 232 об. — 235 об.; со стихом) — кон. XV в. Описание см. в разделе Редакции с записью чудес 1449 г. 17) РГАДА, ф. 196 (Собр. Ф. Ф. Мазурина), оп. 1, 637 (л. 31 об. — 35; со стихом) — кон. XV — нач. XVI в. Филиграни: Голова быка под крестом, обвитым змеей — Лихачев, 1271 (1497 г.); Кувшин с одной ручкой под крышкой с крестом — Брике, 12491 (1491—1497 гг.). 18) ГИМ, Чудовское собр., 333 (л. 95 об. — 97 об.) — нач. XVI в. Филиграни: Литера Р под цветком — Брике, 8627 (1491—1500 гг.); Литера В — Брике, 8015 (1505 г.); Перекрещенные полосы — Брике, 5719 (1489—1502 гг.). 19) РГБ, ф. 173/III (Собр. по временному каталогу библиотеки Московской Духовной Академии), 86 (л. 260—261; со стихом) — нач. XVI в. Филиграни: Три горы под крестом — типа Брике, 11800 (1463—1485 гг.); Полумесяц—Лихачев, 3648 (1516 г.). Бумага большей части рукописи без филиграней. 20) Центральная научная библиотека Академии наук Литвы, F.19—76 (л. 7 об. — 10; со стихом) — нач. XVI в. 21) Государственный архив Ярославской области, 446 (л. 150 об. — 157; со стихом) — нач. XVI в. Филиграни: Рука в рукавчике под розеткой — Брике, 11424 (1502—1508 гг.); Щит с лилией под крестом — Брике, 1568 (1500—1504 гг.); Голова быка под крестом, обвитым змеей — Лихачев, 1347 (1508 г.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

По взятии же Великого Нова града в девятое лето, по тверском во второе лето... – Т. е. в 1487 г.: Новгород потерял самостоятельность в 1478 г., а Тверь – в 1485 г. 486 ...посла воевод своих на Казанъское царство... – Речь идет о походе 1487 г., результатом которого явилось установление протектората над Казанским ханством. 487 И срете их казанский царь Алехам старый... – Алехам (Алегам, Ильган), хан Али, сын казанского хана Ибрагима, внук Махмутека. Правил в Казани с перерывами с 1479 по 1487 г., несколько раз уступая престол своему брату Мухаммед-Эмину. В 1487 г. был разбит на р. Свияге Иваном III. 18 мая русские начали осаду Казани, завершившуюся взятием города. 488 ...и яша матерь его и царицу его, и дву братей его, и к Москве их сведоша. – Али-хан был сыном первой жены Ибрагима – Фатимы. Вместе с ним в плен были взяты два его брата: Худай-Кул и Мелик-Тагир (Малекдар). 489 Другий же царевичь оста жив: того же изведе ис темницы и крести его, и даде за него дщерь свою. – Царевич Худай-Кул (Кудалгу) получил при крещении имя Петр (1505). В 1506 г. женился на дочери Василия III Евдокии. 490 И посади на Казани... Махмет-Аминя Ибеговича, приехавшего ис Казани к Москве... служити великому князю. – Хан Мухаммед-Эмин, сын хана Ибрагима от второй жены Нур-Султан, был воспитан при дворе Ивана III, куда он попал в 1479 г. десятилетним мальчиком после неудавшейся попытки русской группировки в Казани посадить его на ханский престол вместо брата Али. В 1485 г. занял ханский престол, но продержался на нем только несколько месяцев. Борьба между Али-ханом и Мухаммед-Эмином продолжалась до 1487 г. В 1487 г. после взятия Казани русскими войсками был снова возведен на престол Иваном III и процарствовал до 1518 г., лишь на несколько лет (с 1496 по 1502 г.) уступив престол своему брату Абдул-Латыфу. ...з братом своим Ибделятифом... – Мать Абдул-Латыфа Нур-Султан после смерти хана Ибрагима (1478) вышла замуж за крымского хана Менгли-Гирея, и малолетний Абдул-Латыф вместе с нею переехал в Крым ко двору своего отчима. В 1496 г. был возведен на казанский престол вместо Мухаммед-Эмина, бежавшего в Москву от сибирского хана Мамука, временно захватившего власть в Казани. В 1502 г. Абдул-Латыф по приказу Ивана VIU был арестован и сослан на Белоозеро. Менгли-Гирей неоднократно возбуждал перед русским правительством вопрос об освобождении своего пасынка. Однако Абдул-Латыф был освобожден только через шесть лет – уже при Василии III – и получил в управление г. Юрьев-Польской.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оменков Лавр, крестьянин, 1495 г., Новгород Ометюк Иван Семенович Кулебакин [см. Кулебакин], 1548 г., Звенигород Омешатов Иван, городовой приказчик, 1574 г., Кашин Онанка см. Оманка Онищины , 1525 г., Каргополь Онуча, Онучины : Семен Иванович Онуча Данилов, первая половина XVI в.; Онучины, вторая половина XVI в. и позже, Нижний Новгород; 1565 г., Казань; конец XVI–XVII в., Арзамас [см. Ветхий] Оншутин Сухой [см. Сухой], крестьянин, 1502 г., Белоозеро Оня Осип Афанасьев, крестьянин, 1600 г., Арзамас Опалевы : Никита Семенович, 1550 г.; Яныш [см. Яныш] Замятнин [см. Замятня], 1586 г., Новгород [см. Немир, Неустрой, Одежа] Опалишин Асташ, дьячок, первая четверть XV в., Переяславль Опалкин Смирной [см. Смирной], посадский человек, 1608 г., Нижний Новгород Опара, Опарины : Опара, XVI в., в Новгороде несколько лиц; Потеха [см. Потеха] Иванович Опарин, 1599 г.; Иван Опара, крестьянин, 1643 г., Кострома Опара – закваска, тесто в кващне Опас Небытов [см. Небытов], казнен в 1570 г., Новгород Опахало Кирилл, крестьянин, 1498 г., Новгород Опенок ( Оценок ? – С. В.) Сумаков (Сумороков) [см. Сумак, Суморок], писчик, 1502 г., Белоозеро Опишин Игнатий, крестьянин, 1495 г., Новгород [Ср. Безопишин] Оплач , крестьянин, XVI в., Новгород Ср. оплачка – оплакивание покойника Оплачеевы ( Оплечуевы ), XVI в., Новгород и Псков; Тимофей, городовой приказчик, казнен в 1570 г., Псков Опляшихин Григорий, таможенный целовальник, 1632 г., Соль Вычегодская Опочинины : Дмитрий Степанович, писарь, середина XV в., Углич; Грязной [см. Грязной] Опочинин, подьячий, позже дьяк, 1566–1576 гг.; Опочинины, XV–XVII вв., Углич и Кашин Опранин Федор Семенович, 1577 г., Суздаль Опура , поп, первая половина XV в., Соль Галицкая Ср. деревня Опурина возле Солигалича Опурить – помочиться (Даль) Опухлый , крестьянин, 1498 г., Новгород; Третьяк [см. Третьяк] Опухлый, крестьянин, 1572 г., там же Опухта, Опухтин (позже – Апухтины ): Федор Юрьевич Опухта, родоначальник фамилии Апухтиных, начало XVI в.; Азей [см. Азей] Лукьянович Опухтин, 1612 г., Волхов

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агриппа Неттесгеймский. Гравюра. XVIII в. [Генрих Корнелий; лат. Agrippa ab Nettesheym] (14.09.1486, Неттесгейм близ Кёльна - 18.02.1535, Гренобль), нем. гуманист, врач, теолог и натурфилософ, увлекавшийся магией и мистикой, один из главных представителей ренессансного скептицизма . Выходец из знатной семьи, А. Н. учился в ун-тах Кёльна (1499-1502) и Парижа (между 1502 и 1507), читал лекции по теологии в ун-тах Доля и Кёльна, служил дипломатом, активно занимался врачебной практикой (в 1521-1523 в Женеве, в 1523-1524 во Фрейбурге, в 1524-1527 в Лионе в качестве лейб-медика вдовствующей королевы Луизы Савойской, с 1528 - в Антверпене), позволявшей ему одновременно осуществлять алхимические опыты. В 1529-1531 гг. был придворным историографом Маргариты Австрийской, наместницы в Нидерландах, и имп. Карла V . За время своих странствий А. Н. посетил Англию, где познакомился с евангельскими штудиями Д. Колета, и Италию (1511-1518), где углубил свои представления о гуманистическом «платоновском богословии», герметизме и каббалистике и заинтересовался скептическими мотивами творчества Дж. Пико делла Мирандола. Особенно многим в своем идейном развитии А. Н. был обязан Эразму Роттердамскому . В рамках традиций гуманизма А. Н. выступал с критикой схоластики, церковной иерархии, монашества. В соч. «De incertitudine et vanitate scientiarum atque artium declamatio invectiva» (О недостоверности и тщете наук и искусств. Антверпен, 1530) он подверг критике ограниченные возможности состояния науки, характерный для нее культ авторитетов, высказывался против слепого следования им, однако не распространял своего скептицизма ни на познавательные возможности разума, ни на вопросы религии. Решительно осуждая черную магию, чрезмерные увлечения астрологией, претензии алхимиков и т. д., А. Н. в то же время ратовал за «естественную магию», сочетание опытных и теоретических знаний о природе, основанных на представлениях о всеобщей связи вещей.

http://pravenc.ru/text/63398.html

9 июня 1502 года, близ Рима, в Тибре, найдены были мертвые тела юного государя Фаэнцы, Асторре, и брата его, удавленных, с веревками и камнями на шее, выброшенных в реку из тюрьмы Св. Ангела. Тела эти, по словам современников, столь прекрасные, что «подобных им не нашлось бы среди тысячи», хранили знаки противоестественного насилия. Народной молвой злодеяние было приписано Чезаре. В это время Леонардо отметил в своем дневнике: «В Романье употребляют повозки на четырех колесах; два передних – маленькие, два задних – большие; устройство нелепое, ибо по законам физики – смотри пятый параграф моих Элементов – вся тяжесть упирается в передние колеса». Так, умалчивая о величайших нарушениях законов духовного равновесия, возмущался он нарушением законов механики в устройстве романьольских телег. II Во второй половине декабря 1502 года герцог Валентино со всем своим двором и войском переехал из Чезены в город Фано, на берегу Адриатического моря, на речке Арцилле, милях в двадцати от Синигаллии, где назначено было свидание с бывшими заговорщиками, Оливератто да Фермо, Орсини и Вителли. В конце этого же месяца к Чезаре выехал Леонардо из Пезаро. Отправившись утром, он думал быть на месте к сумеркам. Но поднялась вьюга. Горы покрыты были непроходимыми снегами. Мулы то и дело спотыкались. Копыта скользили по обледенелым камням. Внизу, слева от узкой, над самой кручей, горной тропинки, шумели волны Адриатики, черные, разбивавшиеся о белый снежный берег. К ужасу проводника, мул его шарахнулся, почуяв тело висельника, качавшееся на суке осины. Стемнело. Поехали наудачу, отпустив поводья, доверившись умным животным. Вдали замерцал огонек. Проводник узнал большой постоялый двор под Новиларою, местечком в горах, как раз на полпути между Фано и Пезаро. Долго пришлось им стучаться в громадные двери, обитые железными гвоздями, похожие на ворота крепости. Наконец вышел заспанный конюх с фонарем, потом хозяин гостиницы. Он отказал в ночлеге, объявив, что не только все комнаты, но и конюшни битком набиты – нет будто бы ни одной постели, на которой не спало бы в эту ночь человека по три, по четыре, и все люди знатные – военные и придворные из свиты герцога.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010