После знаменитого " Стояния на Угре " , Кашира давалась на " окормление " татарским князьям Магомет-Амину (1496-1502), Абдул-Летифу (1512-1516) и Али-Шаху (известному по русским летописям как Шигалей)(1532-1533). В 1531 году по приказу Василия III строятся стены по типу " Ломбардийских " крепостей. Размерами и планировкой стены повторяют Зарайскую крепость, но не кирпичные, а древо-земляные. Вот так описывает средневековую Каширу писцовая книга за 1578 год: " ... место городовое...в длину 80 сажен, а у города были двое ворота: большие да меньшие, водяные, на реку на Каширу. На городе было 8 башен да 180 городен, да у городовой стены колодезь, от него был выведен тайник к реке к Кашире...а в нем была соборная церковь Успения Пречистой, древяна... " . Из восьми крепостных башен две были проездные. В городе было пять слобод (Плотничья, Белая, где находились осадные дворы местного дворянства, Чёрная, где жили ремесленники, не находившиеся на государственной службе и поэтому не освобождённые от несения посадского налога - " тягла " , Ямская, Рыболовная) и 14 деревянных храмов. В XVI столетии город около двадцати раз опустошался набегами крымских татар. После последнего набега хана Девлет-Гирея в 1571 году Кашира была разграблена и сожжена... Но восстанавливать Каширу не стали и в начале XVII века перенесли город на правый берег Оки: " Для перенесения на новое место города-крепости Каширы за реку, была поменяна земля с Ильиными " . Ильины стали владеть землями вокруг уже старой Каширы, а один из дворян рода Ильиных даже стал воеводой в новой Кашире. В 1620-м году Якову Ильину была дана Государева ввозная грамота, которую он предъявил писцам в 1627-м году, в которой Государевым указом определялось, что поместье, что за рекой Каширкой, именуемой Рождественская слободка, принадлежит ему, Якову Ильину. А так как городище старая Кашира располагалась на противоположном берегу от слободки, то и Рождественская слободка в дальнейшем стала именоваться - Заречной. Только лишь к концу XIX столетия Заречная слободка стала именоваться - Старой Каширой, а место, где расположены оплывшие валы городища Кашира, стало называться просто - Городище. Так Ильины стали владельцами Заречной слободки и пустоши старая Кашира.

http://sobory.ru/article/?object=03771

Сергия Радонежского в первоначальной редакции 1449 г. Существует обоснованное мнение о том, что источником повествования о смерти Дмитрия Шемяки в Ермолинской и Львовской летописях, восходивших к независимому от великокняжеского летописания Кирилло-Белозерскому своду, были сведения, полученные от М. ( Бобров А. Г. Ранний период биографии кн. Ивана Дмитриевича, священноинока Евфросина Белозерского: (опыт реконструкции)//КЦДР: Кирилло-Белозерский монастырь. 2008. С. 122). Последние годы жизни преподобный тяжело болел, не мог ходить, и монахи носили его в храм. Преставление М. отмечено в 2 Кирилло-Белозерских летописчиках (РНБ. Погод. 1554. Л. 19 об.; 1571. Л. 125; опубл.: Зимин А. А. Краткие летописцы XV-XVI вв.//ИА. 1950. Вып. 5. С. 3-31). Преподобный был погребен у ц. Рождества Пресв. Богородицы. В 1502 г., во время росписи Рождественского собора, иконописец Дионисий изобразил М. вместе с прп. Ферапонтом на фреске внешней юж. стены собора, над местом захоронения святого ( Бочаров Г., Выголов В. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. М., 19793. С. 293). В 1513 г. в Ферапонтовом мон-ре при погребении архиеп. Иоасафа (Оболенского) обнаружили мощи М.; вероятно, тогда же положили их под спуд. Над мощами установили деревянную раку, украшенную медальонами, в которых излагались отрывки из житийных Чудес святого. В XVII в. рака была поновлена, в 1640-1641 гг. над местом погребения М. поставили каменную церковь «во имя преподобнаго и чюдотворца Мартинияна». Согласно монастырской описи 1665 г., в храме находилась «рака древяна резная, золочена сусальным золотом, в кругах выписано из жития его, около раки решетка железная с яблоки, все лужено. А поверх раки образ чюдотворца Мартинияна, обложен серебром басмен, золочен, венец и гривна серебряны, а резныя золоченыи, покров - бархат темно-синий гладкой. Да у гробницы же лампада медная на железном поддоне. Да по правую сторону царских дверей образ Живоначальные Троицы на золоте, образ местной преподобнаго чюдотворца Мартинияна в деянии на золоте» (РНБ.

http://pravenc.ru/text/2562430.html

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XXIV. Епархия Вологодская Вологодская епархия основана (под названием Пермской) в 1383 г.; кафедра перенесена из Устьвыма в Вологду, после 1492 г. Седьмая из третьеклассных. I. Епископы Пермские (Кафедра в Устышме.) 1. Стефан Храп хирот. 1383, из иеромонахов Ростовского Григориево-богословского монастыря; † 26 апр. 1396, в Москве. Погребён у Спаса на Бору. Святой. 2. Исканий , хирот. 20 янв. 1398; упом. 22 мар. 1416. 3. Герасим был на соборе 1441. Погребён в Устьвыме. Святой. 4. Питирим (из архим. Чуковских) упом. с 1447; 19 авг. 1456 убит Вогуличами. Погребён в Устьвыме. Святой. 5. Иона хирот. в 1459; † 6 июня 1471. Погребён в Устьвыме. Святой. II. Епископы Пермские и Вологодские потом Вологодские и Великопермские. 218 6. Филофей хирот. 2 нояб. 1471, из игум. Ферапонтова монастыря; в февр. 1492 придана к епархии Вологда; в апр. 1501 отошёл на покой в Кириллов Белоезерский мнтрь. 7. Никон хирот. 5 мая 1502, из игум. Дионисиева Глушицкого монастыря; † в 1514 там же, на покое. ?? Тарасий (Летоп. Новг., II, 148, 184; Карамз., VII, 383). 8. Пимен Ходыкин хирот. 16 февр. 1520, из игум. Соловецких; упом. 1524. 9. Алексий хирот. 9 апр. 1525, из игум. Кирилло-Белоезерского монастыря; упом. до 1543. 1 апр. 1545 был уже на покое в Кириллове и упом. там в 1549. 10. Киприан хирот. 30 янв. 1547, из игум. Московского Богоявленского монастыря; упом. до 1558. Погребён в Софийском соборе. 11. Иоасаф упом. с 1560; † 1570. 12. Макарий , в 1571–75. 13. Варлаам , в 1576–84??; († 21 апр. 1610, в Троицкой Сергиевой Лавре. Вт. чт. Ист. Общ., 34). 14. Антоний 11 окт. 1585 хирот. из игум. Троицкого Болдина монастыря; † 26 окт. 1587. Погребён в Софийском соборе. III. Архиепископы Вологодские и Великопермские 15. Иона хирот. из архим. Владимиро-Рождественских, в 1588 (после мая); с мая 1589 архиепископ. В 1603 перев. на Ростовскую епархию. 16. Иоасаф хирот. в дек. 1603, из игум. Кирилло-Белоезерского монастыря, упом. до мая 1609; († 3 июня, какого года?) Погребён в Софийском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бочка, Бочкины : Алексей Гаврилов Бочкин, 1564 г., Новгород; Григорий Бочкин, 1564 г., Олонец; Андрей Федорович Бочкин, 1596 г., Луки Великие; Бочка Михаил и его сын Ефим Бочкин, крестьяне, 1605 г., Арзамас Бочкарь Первушка [см. Первуша], нищий, 1628 г., Карачев Бошин Иов Никитич, 1628 г., Карачев Бояринец, Бояринцевы : Бояринец Васильевич Пушкин [см. Пушка], конец XV в.; Иван Тимофеевич Бояринец Вельяминов, середина XVI в.; Яков Семенович Бояринцев, 1595 г., Рязань; Алешка Андреевич, 1628 г., Рыльск Боярчуков Иван Замятнин [см. Замятня], посадский человек, Тверь Бояшев Федор Михайлович, ротмистр, иноземец, 1610 г., Углич Брага, Брагины : Амвросий Брага, холоп, 1594 г., Новгород; Брага Огарков Симанский [см. Огарок, Симанские], 1571 г.; Иван Брагин, крестьянин, 1502 г., Новгород; Брагины, посадские люди, XVII в., Тотьма [см. Щит] Бражник, Бражников : Василий Иванович Бражник За болоцкий [см. Заболоцкий], 1495 г.; Яков Павлович Бражник Вердеревский [см. Вердеревские], первая половина XVI в., Рязань; Афанасий Бражников, подья чий, 1614 г., Москва Бражницын Вассиан, старец, 1612 г., Нижний Новгород Бралья Евдокия Якушева, холопка кн. Ромодановских, 1522 г. Братухин Никита Никифоров, 1638 г., Москва Братцевы , помещики, конец XV в. и позже, Новгород [см. Гундор] Бревнов ( Бревков ) Савелий Иванович, 1622 г., Углич Бредихины , вторая половина XVI в. и позже в Тульском уезде; Семен Бредихин, дьяк царя Михаила Ср. бредина – ивняк разных пород Бреев Илья, подьячий-дозорщик, 1620 г., Кострома; Афанасий, писец Перми и Соли Камской, 1622 г. Брежнев Федор, посадский человек, 1660 г., Венев; Брежнев Кирей [ср. Киреевы], крестьянин, 1610 (1627? С. В.) г., Белев Брен, Бреневы, Бреновы : Иван Брен, крестьянин, 1545 г., Новгород; Петр Курчебин [см. Курчеба] Бренев, неделыцик, 1586 г., Новгород; Гридя [см. Гридя] и Иов Федоровы, крестьяне, 1511 г., Кострома Бренко Михаил Андреевич, воевода вел. кн. Дмитрия Донского, убит в 1380 г. на Куликовом поле; Иван Бренко, крестьянин, начало XV в., Белоозеро

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Сухинин Федор, помещик, конец XVI в., Белев; Власий Федорович, 1627 г., Белев Сухирин Окул [см. Окул], крестьянин, 1432 г., Радонеж Сухобоков Степан, посадский человек, 1585 г., Псков Сухоборов Игнатий, крестьянин, 1495 г., Новгород Суховерхов Захарий, крестьянин, начало XV в., Звенигород; Феодосий Суховерхов, крестьянин, 1495 г., Новгород Сухово-Кобылин Иван Александрович, конец XV в., Новгород; от него – Сухово-Кобылины [см. Кобыла] Сухой – распространено; Иван Васильевич Вельяминов, вторая половина XV в.; Иван Федорович Товарков [см. Товарко], вторая половина XV в. [см. Бурняй, Оншутин] Сухомесов Иван, посадский человек, 1664 г., Тихвин (Тотьма? – С. В.) Сухона Иван Степанов, солевар, 1502 г., Соль Галицкая; от него – Сухонины Сухонос : Яхно (?) [см. Яхно], 1498 г., Новгород; Иван царский конюх, 1573 г. Сухопаров Григорий Никитин, подключник Хлебного дворца, 1572 г. Сухоплюев Григорий Иванович, 1571 г., Москва Сухорук : кн. Михаил Константинович Оболенский, 1500 г.; кн. Иван Семенович Новосильский, 1503 г.; Кузьма Минин Сухорук, нижегородский староста, соратник кн. Д. М. Пожарского; Осип Сухоруков, посадский человек, 1623 г., Гороховец Сухорь Аверкий Григорьевич Воронцов [см. Воронец], 1544 г., Дмитров [см. Струна] Сухосвитов Останя [см. Останя] Васильев, крестьянин, 1504 г., Верея Сухотин Тимофей Васильевич, послух, 1483 г., Малый Ярославец Сухоткин Кузьма, слуга Терехова Рязанского монастыря, 1619 г. Сухочевы Игнатий и Трофим Ивановичи, 1626 г., Белев; Сухочевы, помещики, XVI–XVII вв., Белев Сухощек Еремей, посадник, казнен в 1471 г., Новгород Сучек Суш, Сушов : кн. Иван Иванович Суш Кашин [см. Каша], казнен в 1565 г. при учреждении опричнины; Борис Алексеевич Сушов, 1550 г.; Сушовы, XV–XVI вв., Владимирский уезд [см. Шаст] Суш – мелкая сушеная рыба Сушатин Фрол Иванович, начало XV в., Радонеж Сушимников Иван, крестьянин, 1612 г., Нижний Новгород Сушко, Сушков : Григорий Сушко, послух, середина XV в., Москва; Степан, Филипп и Иван Яковлевичи Сушковы, 1568 г., Ярославль; Сушковы, XVI–XVII вв., Ярославский уезд

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

На сев. стене сохранились сцены «Брак в Кане Галилейской» (верхний регистр), «Явление апостолам по Воскресении», «Жены-мироносицы у гроба» и «Воскресение Христово» (средний регистр), на южной стене над дверью - «Три отрока в печи огненной» и «Прор. Даниил во рву львином». Фрески на сев. стене относят к XVI в. Латинская капелла Прп. Иоанн Лампадист, с житием. Икона. XIII, XVI вв. (ц. сщмч. Ираклидия мон-ря прп. Иоанна Лампадиста) Прп. Иоанн Лампадист, с житием. Икона. XIII, XVI вв. (ц. сщмч. Ираклидия мон-ря прп. Иоанна Лампадиста) Росписи этого храма с ренессансными элементами - наиболее яркий пример синтеза визант. и итал. живописи на Кипре. Для них характерны 3-мерная трактовка пространства, использование в качестве фона ренессансной архитектуры или пейзажа с западноевроп. замками. По сравнению с традиц. визант. живописью более индивидуализированы лики, фигуры (особенно в многофигурных композициях) выполнены натуралистичнее, в них передана свобода движения и их позы естественны. Искусно организованы композиции, напр. 3-частное деление сцены «Гостеприимство Авраама», достигнутое благодаря разграничению пространства тонкими колоннами. Главной темой росписей является Акафист Пресв. Богородице. В заключительной сцене «О, Всепетая Мати» по правую руку от Богоматери изображены католич. иерархи. В конхе апсиды помещена Богоматерь с Младенцем на престоле, по сторонам - «Прор. Моисей перед Неопалимой Купиной» и «Моисей, получающий скрижали», а над Ней - «Гостеприимство Авраама». На зап. стене изображено «Древо Иессеево», на своде представлены погрудные изображения 12 апостолов и 12 святых. А. и Дж. Стилиану датировали их кон. XV в. и считали, что они напоминают произведения североитал. живописи, напр. фрески Капеллы дельи Скровеньи (Капеллы дель Арена) в Падуе, выполненные Джотто ( Stylianou. 1997. Р. 320). Э. Константиниди высказала мнение, что мастер, расписавший Латинскую капеллу, является тем же художником, к-рый работал в ц. Пресв. Богородицы (Панагия тис Подиту) в Галате (1502). При этом, указывая на более зрелую манеру мастера фресок Латинской капеллы, она считает их более поздними ( Constantinides. 1999. P. 278, 280, 284). По мнению исследовательницы, декорация свода медальонами с изображениями святых и орнаментальными поясами отражает тосканские модели, напр. фрески Таддео Кадди в капелле Барончелли в ц. Санта-Кроче во Флоренции (1332-1338) (Ibid. Р. 280-281). С. Фриджерио-Зениу датирует росписи Латинской капеллы кон. XVI в. (между 1555 и 1571), указав на тот факт, что художник использовал в качестве образцов при создании композиций «Гостеприимство Авраама» и 7-го икоса Акафиста гравюры Б. Саломона, опубликованные в Лионе в 1555 г. ( Frigerio-Zeniou. 1998. P. 201-202; Eadem. 2001. Τ. 2. Σ. 441-445).

http://pravenc.ru/text/577896.html

Исключение делалось лишь для семинарии в Туле: она должна была открыться сразу после перемещения кафедры, сумма, предназначенная на финансирование Коломенской семинарии, переводилась в Тулу. Переезд семинарии состоялся 5 февр. 1800 г. В 1799-1917 гг. в Коломне существовало Коломенское (первоначально Голутвинское) ДУ. Свящ. Сергий Кулемзин Архиереи Епископы Коломенские: Афанасий (кон. 1352 - нач. 1353 - 1362), Филимон (после 1363 - ранее 1374), Герасим (1374/75 - 1388), Павел (1389-1392), Григорий (1392 - 13 февр. 1405), Иларион (26 авг. 1406 - 9 марта 1408), Иоанн (1410 - до 1418), Амвросий (зима 1419 - до 1437), Варлаам I (1437 (?) - 1449/до 1453), Геронтий (между 1451 и 1453 - 29 июня 1473), Никита (Семешков; 25 июля 1473 - май 1480), Герасим (Смердков; 29 июля 1481 - 16 мая 1489), Авраамий (18 нояб. 1490 - осень 1501), Никон (1 мая 1502 - янв. 1504, оставил кафедру), Митрофан (7 февр. 1507 - 1 июля 1518, оставил кафедру), Тихон (28 февр. 1520 - ранее 1525). Епископы Коломенские и Каширские: Вассиан (Топорков; 2 апр. 1525 - май 1542, смещен с кафедры), Феодосий (2 июля 1542-1555), Варлаам II (1560 - 21 окт. 1564), Иосиф I (18 марта 1565 - 22 нояб. 1569), Савватий (1570-1571), Давид (1571-1580), св. Иов (16 апр. 1581 - 9 янв. 1586), Иосиф II (1586 - 27 янв. 1615), Рафаил (17 дек. 1618-1652), Павел (17 окт. 1652 - апр. 1654), Александр (3 июня 1655 - 5 дек. 1657), Мисаил (9 июня 1667 - 14 сент. 1671). Архиепископы Коломенские и Каширские: Иосиф III (1672-1676), Павел (Моравский; 2 апр. 1676 - 6 сент. 1681), Никита (Тотемский; 24 дек. 1681 - после июня 1704), Антоний (Одинович; 18 марта 1705 - 1 июня 1716), Иоанникий (1718 - 24 марта 1724). Епископы Коломенские и Каширские: Варлаам (Леницкий; 18 июня 1724 - 7 сент. 1727), Игнатий (Смола; 13 июня 1727 - 2 дек. 1730), Вениамин (Сахновский; 25 июля 1731 - 18 мая 1739), Киприан (Скрипицын; 18 мая 1739 - июнь 1740), Савва (Шпаковский; 30 июня 1740 - 29 июля 1749), Гавриил (Кременецкий; 17 сент. 1749 - 8 окт. 1755), Порфирий (Крайский; 9 окт.

http://pravenc.ru/text/1841782.html

В Тотьме в храме Рождества Христова на св. мощах прп. Феодосия Тотемского находится его железная шапочка, в храме в честь Казанской иконы Божией Матери в Никольске - его вериги. С. С. Смирнова, прот. Игорь Шаршаков Архиереи еп. св. Стефан (зима 1383/84 - 26 апр. 1396); еп. Исаакий (20 янв. 1398 - между 22 марта 1416 и 1418); еп. сщмч. Герасим (1418-1443); еп. сщмч. Питирим (1444 - 19 авг. 1456); еп. сщмч. Иона (1459 - 6 июня 1470); еп. Филофей (2 нояб. 1471 - апр. 1501); еп. Никон (1502 - ранее 1514); еп. Тарасий (2-я пол. 10-х гг. XVI в.); еп. Пимен (Ходыкин; 1520 - после 1524); еп. Алексий (9 апр. 1525 - между 1543 и 1 апр. 1545); еп. Киприан (30 янв. 1547 - до 1558); еп. Иоасаф (до 1560-1570); еп. Макарий (1571-1575); еп. Варлаам (1576-1584); еп. св. Антоний (11 окт. 1586 - 26 окт. 1588); Иона (Думин ; после мая 1588-1603, с 1589 архиеп.); архиеп. Иоасаф (дек. 1603 - после мая 1609); архиеп. Сильвестр (до 9 сент. 1611 - после 1 мая 1613); архиеп. Нектарий Грек (25 июня1613 - 1616, после 17 апр. 1625 - 3 июня 1626); архиеп. Макарий (9 февр. 1617 - 21 июля 1619); архиеп. Корнилий (6 февр. 1620 - 17 марта 1625); архиеп. Варлаам (8 окт. 1626 - янв. 1645); архиеп. Маркелл (16 янв. 1645 - 22 марта 1663); архиеп. Симон (23 окт. 1664 - 29 апр. 1684); архиеп. Гавриил (Кичигин; 7 сент. 1684 - 30 марта 1707); архиеп. Иосиф (17 окт. 1708 - 29 нояб. 1715 или 18 янв. 1716); еп. Павел (Васильев; 29 янв. 1716 - 5 нояб. 1725); еп. Афанасий (Паисиос-Кондоиди ; 9 окт. 1726 - 17 сент. 1735); еп. Амвросий (Юшкевич ; 2 февр. 1736 - 29 мая 1740); еп. Пимен (Савёлов; 29 июня 1740 - 26 мая 1753); еп. Серапион (Лятошевич; 29 окт. 1753 - дек. 1761); еп. Иосиф (Золотой; 16 дек. 1761 - 25 дек. 1774); еп. Ириней (Братановский; 26 апр. 1775 - 23 апр. 1796); еп. Арсений (Тодорский; 15 авг. 1796 - 15 июня 1802); еп. Антоний (Знаменский; 5 июля 1802 - 13 февр. 1803); еп. Феофилакт (Слонецкий; 26 апр. 1803 - 3 янв. 1808); еп. Евгений (Болховитинов ; 24 янв. 1808 - 19 июля 1813); еп. Онисифор (Боровик; 22 февр.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Св. Феодор , игум. до 1383, потом архим. В 1390 хирот. в еписк. Ростовского; † 28 нояб. 1395, в Ростове. Св. Кирилл Белоезерский, 1390–96. Иларион 1396 перев. из Новгородского Лисицкого, а 26 авг. 1406 хирот. в епископа Коломенского. Сергий Азаков хирот. в еписк. Рязанского. (Преемник св. Кирилла. См. Житие). Варфоломей , 1436. [Строитель при великом кн. Василии Дмитриевиче (Опис. Рум. Муз., 780]. Иона , Упом. в грамотах, без годов. Иоанн , Упом. в грамотах, без годов. Геронтий , 1447, а в 1453 хирот. в еписк. Коломенского. Афанасий , 1453–62. Антоний , в окт. 1463. Евсевий . (См. Календар. сбор. при Бор. Вас. Волоцком). Досифей , в дек. 1471. Антоний , 1474. (Собр. грам., I, 249). Герасим , в мар. 1475. Симеон , 1477. Аарон , 1481. Нифонт 1482 перев. из Кирилло-Белоезерского монастыря, а 9 дек. 1484 хирот. в еписк. Суздальского. Зосима Брадатый , с 1485, а 26 сент. 1490 хирот. в митр-та Всероссийского. Феогност , 1494–99. Вассиан , 1502, а 15 янв. 1506 хирот. в архиеп. Ростовского. Варлаам , 1506, а 3 авг. 1511 хирот. в митр-та Всероссийского. Кассиан , 1511–1514. Иоанн 1514 перев. из Белоезерского Кириллова, а 9 февр. 1520 хирот. в архиеп. Ростовского. Герасим Замыцкий , 1520–26; и на покое в Иосифове мнтре. Игнатий , бывший 1528. Макарий , 1528. Филофей , в авг. 1528–1543. Савва Черный , 1543, а 24 февр. 1544 хирот. в еписк. Сарского. [ Гурий Заболоцкий ] 39 . Трифон Ступишин перев., из Песношского 1544, а 10 мар. 1549 хирот. в еписк. Суздальского. Алексей , 1550–55. Феоктист , 11 дек. 1556. Филофей , 25 апр. 1557. Феоктист , в апр. 1558, а 15 февр. 1559 перев. в Белоезерский Кириллов. Макарий , 1559 и 60. Филофей , 1561, а 1562 хирот. в еписк. Рязанского. Феоктист , в февр. 1563–70. Иов , 1571 и 72. (Перев. в Новоспасский). Феодосий , 1574. Гермоген , 1577–80. Корнилий перев. из Устюжского Архангельского в 1583, и 1584. Иосиф , 1584–86. Тихон , 1588–93. [ Сильвестр . (См. еписк. Корельский, 1593 или 1599?)] Макарий , 1596–98. Иона , 1598–1605. Пимен , 1606 и 7. Филофей , 1608–10.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Составитель книги, возможно, не ставил цели изобразить историческую последовательность событий. Так, в гл. 6 приводится рассказ о видении 740 г., а в 1-й гл. есть указание на разграбление Иудеи во время нашествия Синаххериба (Ис 1. 7-8) ок. 701 г. (и др. примеры). Поскольку главы 36-39 касаются последних лет жизни пророка, можно предположить, что сборник был завершен в конце его земного пути или после смерти его учениками. Но еще раньше Исаия имел повеление от Бога запечатать записи в присутствии учеников (ок. 734; Ис 8. 16). Примерно к этому времени относится 3 важнейших мессианских пророчества (7; 9. 1-7; 11. 1-9). Богословие I. Учение о Боге. Исследователи отмечают особую теоцентричность богословия 1-й ч. И. п. к. ( Вейнберг. 2003. С. 151). Главные ее темы обозначены в словах пророка: «…Господь - судия наш, Господь - законодатель наш, Господь - царь наш; Он спасет нас» (Ис 33. 22). В провозвестии прор. Исаии Бог открывает Себя как Святой, как Царь, как Судия и Спаситель. 1. О святости и всемогуществе Божиих пророк говорит чаще, чем о др. Его свойствах: «...а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святой явит святость Свою в правде» (5. 16). Слово «Святой» (  ) в проповеди пророка ключевое, встречается в книге 35 раз, а именования Господа «Святой Израилев» (5. 19; 12. 6; 24) и «Господь Саваоф» - одни из часто употребляемых. Святость и величие Господа были явлены пророку в момент его призвания, когда Исаия в храме видел Бога, сидящего на престоле в окружении серафимов, воспевающих Его святость: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (6. 3). Святость Божия требует, чтобы и человек был свят, что означает всецелую посвященность Богу и преданность Ему. Бог ждет от человека свободной готовности внимать Его призыву (6. 8-9). Пророки Даниил, Иеремия, Исаия. Икона из ц. Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря. Ок. 1502 г. (КБМЗ) Пророки Даниил, Иеремия, Исаия. Икона из ц. Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря. Ок. 1502 г. (КБМЗ) Исаия учит также, что в основе благочестия лежит вера, доверие к Богу (7. 9; в этом он близок к прор. Амосу). Но вера не может проявляться только в обрядах. Она должна распространяться на всю жизнь, на поступки, на нравственное сознание человека. «Когда вы приходите являться пред лицо Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование!.. перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (1. 12-13, 16-17). Очевидно, что проповедь Исаии о нравственной чистоте как о необходимом условии святости восходит к словам Господа в законе Моисея: «Святы будьте, ибо свят Я, Господь, Бог ваш» (Лев 19. 2; Исх 19. 6).

http://pravenc.ru/text/674802.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010