«Наставление» несколько раз переделывалось и расширялось автором и в наиболее известном последнем издании 1559 г. явилось суммой всего догматического и церковного учения кальвинизма. «Женевский катехизис» Кальвина (1545) отличается от «Первого катехизиса» вопросно-ответной формой изложения. «Женевское соглашение» (1551), составленное Кальвином, содержит особо заостренную редакцию учения о предопределении. Принято кантональным советом Женевы. «Галликанское исповедание», иначе «Исповедание веры французских Церквей» (1559), принято кальвинистами Франции. В основе своей оно тоже является произведением самого Кальвина. Перечисленные вероопределения публиковались на французском и латинском языках. Большим уважением у реформатов пользуется также «Гейдельбергский катехизис» (1563), составленный кальвинистами Германии на немецком языке. РЕФОРМАТСКОЕ ВЕРОУЧЕНИЕ Лютеранское вероучение, как мы видели, не было раскрыто вполне обстоятельно и во всех подробностях. В нем, например, недоставало некоторых строго логических выводов, недоставало и настоящего раскрытия их в приложении к жизни. В системе Лютера находились два пункта, которые не были раскрыты им с достаточной полнотой и основательностью. Эти пункты вызывали в умах мыслящих лютеран массу недоуменных вопросов. Это были именно те самые пункты, на которых остановились сами лютеране, чтобы сгладить крайности своего учения: 1) учение об отношении благодати к спасаемому человеку и 2) о Таинствах, особенно о Таинстве Евхаристии. Уже Меланхтон, ближайший соратник Лютера и продолжатель его дела, занимался точнейшим определением лютеранских догматов и стремился сгладить крайности великого реформатора, особенно в вышеуказанных двух пунктах 85 . Реформатское же учение с самого начала было основательно развито, доведено до конца во всех подробностях. Оно восполнило непоследовательность и незаконченность лютеранского вероучения. Реформатство, таким образом, явилось не только новым вероисповеданием, но и восполнением и дальнейшим развитием лютеранских начал, хотя в то же время оно вылилось в своеобразную форму и сохранило свой особый характер.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Биографы Брейгеля не исключают, что в Риме он мог видеть, как в первые дни поста великий инквизитор, тогда им был знаменитый Караффа, в сопровождении охраны обходил лавки мясников, изымая нераспроданный товар. Возможно, именно этот человек, прославившийся своей жестокостью, творимой с маской праведника, стал прототипом одного из героев знаменитого полотна Питера Брейгеля «Битва Поста и Масленицы» («Битва Карнавала и Поста»). «Битва  Масленицы и Поста» За внимание к обыденной жизни Брейгеля звали «мужицким», а за тонкий юмор, соседствующий с площадным грубым смехом «Питером-шутником» и «Питером-забавником». Но прежде всего он был Питером созерцателем, отчужденным наблюдателем, который не выносит оценочных суждений и не мыслит себя судьей. Он находится над схваткой. Наблюдает с точки, которая позволяет ему не принимать участия в происходящем. Увы, мы не знаем заказчика, не знаем кому, почему, зачем понадобились эти детали и подробности быта, философия, в духе которой Брейгель написал в 1559 году картину «Битва Масленицы и Поста». Известно только, что Брейгелю на этот период тридцать, может тридцать пять лет, и он является членом гильдии святого Луки. То есть работает самостоятельно. И еще - он максималист. К картине «Битва  Масленицы и Поста»можно относиться двояко. Например, как к живописи абсурда. Ведь что может быть абсурднее на картине длинного уродца с серым лицом и корзиной на голове. Вооружившись пекарской лопатой и селедкой он вступает в бой против оседлавшего винный бочонок толстяка. Но обратившись к исторической действительности, мы понимаем, что картина Брейгеля - это опыт этнографического исследования. Широкая масленица у Брейгеля Питер Брейгель Старший. Битва Масленицы и Поста. 1559 Карнавальное действо разыгрывается на площади неизвестного нам фламандского городка. Это собирательный образ. Вокруг церкви обычно стояли дома состоятельных горожан, но на картине Брейгеля у собора на площади, еще не замощенной булыжником, стоят трактиры и бедняцкие дома. Масленичные гуляния.

http://foma.ru/maslenicza-post-brejgel.h...

Строгий контроль в Испании и Португалии не позволял марранам покидать территорию Пиренейского п-ова. Тем не менее нек-рым удавалось тайно эмигрировать в Голландию, Англию, Германию и Османскую империю. Марраны выезжали из страны под предлогом паломничества в Рим. Большая часть эмигрантов обосновалась в Голландии, сформировав один из центров еврейства XVII в. Сразу после переселения голландские марраны переходили к открытому исповеданию иудаизма. В Османской империи марраны пополнили возрожденные в нач. XVI в. общины Иерусалима и Цфата; большие общины бывш. марранов возникли в Фессалонике, Стамбуле, Каире и Дамаске. Положение марранов было достаточно свободным в протестант. странах. Марранские общины возникли в Лондоне, Бристоле, а также в Гамбурге и др. нем. городах. В католич. итал. гос-вах в пределах Папской области положение марранов было более благополучным, чем в Испании и Португалии, несмотря на наличие инквизиции: папы Климент VII, Павел III и Юлий III находились под влиянием идей гуманизма и Возрождения и проявляли религ. терпимость, так что мн. марраны открыто исповедовали иудаизм. Ситуация изменилась в правление папы Павла IV (1555-1559). В 1555 г. состоялся суд над марранами Анконы (портовый город в Папской области), 25 из них были сожжены заживо. Большая община марранов существовала в Ферраре (однако в 1581 она подверглась репрессиям). Позиции марранов укреплялись в Венеции. С марранами связано возрождение евр. общины во Франции. Король Генрих II (1547-1559) разрешил поселение в пределах своего гос-ва португ. купцов-марранов на равных правах с местными жителями. В 1723 г. марраны были официально признаны иудеями. Наиболее значительные общины марранов были в городах Бордо и Байонне. Рассеяние марранов достигло беспрецедентных масштабов. Значительное число марранов переселилось в испан. и португ. колонии в Латинской Америке, а на севере и северо-востоке Европы марраны достигли Дании и стран Вост. Прибалтики. Иудаизм и христианская Реформация Деятели Реформации, провозгласив возврат к истокам христианства, к усиленному изучению Свящ. Писания, в т. ч. ВЗ, проявляли интерес к еврейству и находили в позиции католич. Церкви в отношении евреев и иудаизма дополнительные основания для антикатолич. полемики. Так, М. Лютер осуждал доминиканцев, к-рые преследовали тех, кто читали Талмуд. Он считал, что своими действиями доминиканцы сильнее отталкивали евреев от христианства. В 1523 г. Лютер опубликовал трактат «Dass Jesus Christus ein geborener Jude sei» (О Иисусе Христе как о природном еврее), в котором призывал проявить к евреям «не папский, а христианский закон любви». Лютер преследовал прежде всего миссионерские цели, надеясь, что Реформация создаст условия для массового обращения евреев в христианство. Нюрнбергский теолог А. Озиандер анонимно выступил против кровавого навета (1529); неоднократно защищал евреев страсбургский пастор В. Ф. Капито .

http://pravenc.ru/text/1237763.html

25 декабря 1559 г. имя К. по инициативе городских властей было внесено в женевские регистры буржуа (см.: Le livre des bourgeois de l " ancienne République de Genève/Ed. A. L. Covelle. Gen., 1897. P. 266; ср.: McGrath. 1990. P. 109). Т. о., он официально стал женевцем и получил соответствующие гражданские права. Под влиянием К. значительно усилилась церковная дисциплина: так, в 1557 г. в «Церковные установления» были внесены поправки, в соответствии с к-рыми пасторы получили право участвовать в избрании членов Консистории; отказ подчиняться дисциплинарным мерам Консистории отныне приравнивался к мятежу и мог караться изгнанием из Женевы; отлучение виновных предписывалось проводить перед всей общиной. К. считал, что с помощью этого удастся с большей силой воздействовать на нарушителей дисциплины ( Spijker. 2009. P. 107; ср.: Wendel. 1963. P. 106). Число вызовов жителей Женевы в Консисторию резко возросло; также возросло число отлучений: напр., в 1559 г. состоялось 300 отлучений (см.: Naphy. 2003. P. 178-179). Серьезная борьба велась с увеселениями и роскошью (см.: Battles. 1965). Вместе с тем К. поощрял торговлю и предпринимательство, считая, что зло заключается не в самом по себе богатстве, но в использовании его человеком для своего наслаждения, а не для пользы других ( Spijker. 2009. P. 108). По инициативе К. пасторы принимали участие во всех городских и гос. мероприятиях; даже городские выборы теперь открывались проповедью пастора. В гос. документах Женевы этого периода нередко встречаются упоминания о том, что город «управляется Богом», «Словом Божиим», «Духом Божиим» (Ibidem). Свою главную задачу К. видел в том, чтобы все сферы городской жизни оказались подчинены евангельским принципам; в значительной мере он преуспел в этом, хотя это было осуществлено ценой тотального подчинения личной жизни женевцев религ. и общественному контролю пасторов и старейшин. Достигнутое К. в Женеве торжество церковной дисциплины приводило в восторг многих посещавших город протестантов.

http://pravenc.ru/text/1320173.html

1910. P. 111-115; Cuming. 1982. P. 98-101). «К. о. м.» (1604) Вскоре после восшествия на престол кор. Якова I Стюарта (1603-1625) ок. 750 сторонников пуританизма из числа клириков Церкви Англии подали ему петицию, содержавшую требование продолжить церковные реформы (текст см.: Gee, Hardy. 1896. P. 508-511). В ответ король распорядился созвать совещание между епископами и пуританами, получившее известность под именем Хамптон-Кортской конференции На конференции, проходившей с 14 по 18 янв. 1604 г. под председательством короля, пуритане представили в т. ч. предложения по изменению «К. о. м.» и содержащихся в ней обрядовых указаний (акты конференции см.: Cardwell. 1840. P. 167-212). Большинство требований пуритан король оставил без внимания; вместе с тем он посчитал нужным внести нек-рые изменения в «К. о. м.». Не представляя в парламент нового «Акта о единообразии», кор. Яков сослался на данное монархам в «Акте о единообразии» 1559 г. право изменять и дополнять обряды и церемонии «К. о. м.». 5 марта 1604 г. в королевской прокламации было объявлено о введении в обращение новой версии «К. о. м.» (текст см.: Ibid. P. 225-228). После того как эта версия была поддержана Конвокацией, король 16 июля 1604 г. издал еще одну прокламацию (текст см.: Idem. 1844. Vol. 2. P. 80-84), в которой всему англ. духовенству предписывалось до 30 нояб. 1604 г. начать использовать новую «К. о. м.»; лица, не принимающие «К. о. м.», должны были открыто объявить о своем несогласии и прекратить служение в Церкви Англии. Первые экземпляры новой «К. о. м.» вышли из печати уже в кон. марта 1604 г. (1-е изд.: The Booke of Common Prayer, and Administration of the Sacraments, And other Rites and Ceremonies of the Church of England. Imprinted at London by Robert Barker, 1604; библиографическое описание последующих изданий см.: Griffiths. 2002. P. 82-91); во вступительной части был сохранен «Акт о единообразии» 1559 г., после к-рого была напечатана прокламация кор. Якова от 5 марта 1604 г. Нек-рые мелкие исправления были внесены в календарь и таблицу вычисления даты Пасхи, а также в рубрики.

http://pravenc.ru/text/1841554.html

Павел IV сделал кардиналов снова священнослужителями, а не князьями. Хотя в течение длительного времени он и сам находился под влиянием своего родственника кардинала Карло Карафы, в конце своей жизни он порвал с непотизмом. В 1559 году Павел IV впервые опубликовал список запрещенных книг, папский «Индекс», который с тех пор стал публиковаться систематически. Инквизиция и «Индекс» стали грозным оружием административной защиты тридентских решений и преследования всех, не согласных с ними. Папа стремился освободиться от становящегося все более тягостным опекунства испанцев и Габсбургов. Антинемецкие настроения папы послужили причиной сближения Фердинанда I с протестантами. Павел IV снова посчитал, что с помощью французов сможет освободиться из «железных объятий» Габсбургов. (Союз с французами постепенно отдалял от Рима и Англию.) С Испанией же папа даже ввязался в вооруженный конфликт. Однако армия герцога Альбы разбила войско папы, состоявшее главным образом из протестантских немецких наемников. После этого поражения наступила еще большая зависимость от Испании. Своей суровостью и своими распоряжениями Павел IV способствовал не укреплению и возрастанию авторитета папства, а лишь усилению страха и ненависти. Поскольку в контрреформации он видел только административную задачу, он всю свою жизнь, по существу, целиком посвятил инквизиции. (Каждую неделю он сам председательствовал на заседаниях Священной канцелярии.) Когда в 1559 году папа умер, накопившееся недовольство вылилось в народное восстание в Риме. В начале понтификата Павла IV ему поставили статую. Когда же он умер, Колонна и Орсини взбудоражили толпу, и она низвергла статую с пьедестала; ее разбили на куски, а увенчанную папской короной голову протащили по улицам Рима. Председательствующим на соборе папа назначил кардинала Мороне. В интересах достижения успеха он сначала хотел прийти к соглашению относительно сущности реформы. С испанским и французским монархами удалось заключить компромисс точно так же, как с Фердинандом I в Инсбруке.

http://sedmitza.ru/lib/text/441656/

Чтобы православные лучше ознакомились с Реформацией, Аугсбургское исповедание, которое являлось выражением лютеранской веры, было поспешно переведено на греческий язык ученым эллинистом Павлом Дольциусом из Плауена; копия была дана Димитрию для передачи патриарху в сопровождении письма от Меланхтона, в котором вопросы вероучения затрагивались вскользь, но высказывалось предположение, что у лютеранской и греческой Церквей было много общего. Димитрий отправился в путешествие в конце 1559 г. Меланхтон умер раньше, чем мог прийти ответ, но его собратья ждали много месяцев новостей из Константинополя. Наконец они решили, что Димитрий не передал письмо. В действительности он прибыл в Константинополь в конце 1559 г. и был принят патриархом. Но документы, которые он привез, привели в замешательство Иоасафа и св. синод. Даже поверхностное знакомство с Аугсбургским исповеданием показало, что в значительной части его доктрина была откровенно еретической. Однако портить отношения с потенциальным другом было нежелательно. Патриарх и его советники спаслись излюбленным для восточной дипломатии способом. Они вели себя так, как будто никогда не получали письма, которые они старательно запрятали. Димитрий два или три месяца ждал ответа, чтобы доставить его обратно в Виттенберг. Когда ничего не последовало, он не решился возвращаться в Германию. Он перебрался в Трансильванию, где провел три года в попытках ввести лютеранство в деревнях, при содействии Иакова Василия. После падения Иакова он начал пропаганду в славянских областях Габсбургской империи. Дата его смерти неизвестна. Последующие события в Молдавии, должно быть, убедили Иоасафа в его подозрениях к лютеранам. Атмосфера несколько улучшилась примерно через 15 лет. У габсбургских императоров появились чиновники–лютеране. В 1570 г. в Константинополь прибыл императорский посол, который был протестантом, Давид фон Унгнад. В качестве капеллана он привез знаменитого лютеранского ученого, Стефана Герлаха, имевшего тесные контакты с лютеранскими университетами Германии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Основные понятия о родстве кровном, свойстве (или сватовстве) и родстве духовном. Общий порядок счисления родства по принятому у нас обычаю и узаконению церковному. В каком именно родстве и в каких степенях оного браки у нас запрещаются? В каком порядке и между какими лицами запрещаются браки в родстве духовном? О браках восприемников и восприемниц, воспринимающих одно и то же дитя единовременно от купели, в одной паре, в случае, если бы они пожелали вступит в супружество между собою. В каких случаях могут быть разрешаемы браки восприемников с родителями восприемлемых? О так называемом родстве гражданском, или об усыновлении. – О браках незаконнорожденных детей одних и тех же родителей с их детьми законными. § 16. В силу действующих узаконений у нас положительно «запрещается вступать в брак в степенях родства и свойства, церковными законами возбраненных». – (Св. Зак. т. X, ч. I, стр. 23; сравн. VI Вселенск. собора пр. 53, 54; ср. Василия Великого пр. 76, 78, 86). Лица, исповедующий веру православную, на вступление заведомо в брак в такой степени родства или свойства, в которой закон не дозволяет браков, подвергаются за сие заключению в тюрьме на время от четырех месяцев до одного года и четырех месяцев и церковному покаянию но определению духовного суда. (Улож. о наказ. 1869 года ст. 1559). – Браки, допущенные заведомо в цервой или второй степени родства, расторгаются, и виновные подвергаются суду гражданскому наравне с кровосмешниками (так же ст. 1559, сравн. также ст. 1593 и 1594; Уст. Дух. Консист. § 217, 221). § 17. Для определения родственных отношений и церкви христианской с самых древних времен принято различать следующие три вида родства: И. Родство кровное, т. е. родство лиц, происходящих от одного родоначальника. – Но если при этом члены одного и того же известного рода, посредством браков, соприкасаются с членами другого рода, то в этом случае II. образуется между ними свойство или родство разнородное, которое, сообразно тому, сколько родов соприкасается между собою посредством того или другого брака, называется родством двуродным или свойством (а также и сватовством) во-первых; за тем родством трехродным или свойством (и сватовством, во-вторых, и т. д. – Наконец III. сюда же надобно отнести и родство духовное, которое образуется в таинстве крещения, вследствие восприятия крещаемых детей от купели, между восприемниками, восприемлемым и родителями восприемлемого.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Елизавета ограничилась изданием 27 дек. 1558 г. прокламации (текст см.: A Booke containing all such proclamations as were published during the raigne of the late Queene Elizabeth/Ed. H. Dyson. L., 1618. Vol. 1. P. ср.: Gee, Hardy. 1896. P. 416-417), в к-рой запрещалось произносить самостоятельно составленные проповеди и предписывалось вместо этого читать Евангелие, Апостол и 10 заповедей на англ. языке; кроме того, было указано использовать составленную Кранмером англ. литанию (формально литания не была запрещена и при кор. Марии, однако на практике она не произносилась) и читать на англ. языке Символ веры и Молитву Господню. В нач. 1559 г. по повелению кор. Елизаветы было выпущено новое издание литании (The Letanye used in the Quene " s Maiestie " s Chapel, according to the tenor of the Proclamation. [L.,] 1559); в текст были внесены некоторые изменения, впосл. сохранившиеся при переиздании литании в составе «К. о. м.» 1559 г.: 1) было исключено прошение об избавлении «от тирании епископа Римского и от всех его презренных гнусностей»; 2) в прошение о царствующем монархе были добавлены слова: «...сохрани и укрепи его в истинном почитании Тебя»; 3) после заключительной коллекты были добавлены 2 краткие молитвы: «Молитва о Ее Королевском Величестве» (A Prayer for the Queenes Majesty) и «Молитва о святом клире» (A Prayer for the Holy Clergy; в некоторых изданиях без заглавия). Источники свидетельствуют, что в кон. 1558 - нач. 1559 г. кор. Елизавета и ее советники колебались в вопросе о том, какую форму богослужения следует предложить для утверждения парламенту, поскольку среди духовенства и аристократии были и сторонники сохранения лат. обряда, и умеренные реформаторы, призывавшие вернуться к «К. о. м.» 1549 или 1552 г., и лица, требовавшие радикальных реформ и предлагавшие узаконить новый богослужебный обряд, максимально приближенный к используемому в кальвинист. общинах. К весне 1559 г. возобладала умеренная позиция, сторонниками к-рой были ближайший советник кор. Елизаветы У.

http://pravenc.ru/text/1841554.html

признания решений Собора со стороны португ. кор. Жуана III. Избранный в 1555 г. на Папский престол кард. Дж. П. Караффа считал работу Собора неэффективной. Папа сформировал комиссию из 60 прелатов для реформирования католич. Церкви; она следовала рекомендациям, сформулированным комиссией, работавшей в 1536-1537 гг. (в ее составе был сам Караффа), и в основном занималась реформированием папской курии (устранение злоупотреблений при получении диспенсаций, сокращение расходов на содержание свит папы и кардиналов, реформы управления Папским гос-вом). Папа Павел IV настаивал на том, чтобы стоявшие во главе монашеских орденов генералы и приоры усилили контроль над мон-рями, направлял легатов в европ. католич. страны для распространения церковной реформы, к-рая теперь насаждалась сверху. Являясь сторонником жестких мер по борьбе с протестантизмом, папа Павел IV увеличил полномочия Конгрегации инквизиции, которую он возглавлял до избрания на Папский престол, значительно расширил Индекс запрещенных книг, преследовал кардиналов, подозреваемых в симпатиях к лютеранам (Джованни Мороне (1509-1580), Контарини, Пола и др.). Недовольство жесткими мерами в папской политике К. привело к возвращению к идее реформирования католической Церкви посредством Собора. Завершение Итальянских войн и заключение в 1559 г. мира между испан. кор. Филиппом II (1556-1598, король Португалии с 1581) и франц. кор. Генрихом II (1547-1559) позволили устранить политические препятствия в работе Собора. Преемник Павла IV, избранный в дек. 1559 г. папа Римский Пий IV (1559-1565), в июне 1560 г. объявил о возобновлении работы Тридентского Собора, а изданная в нояб. 1560 г. булла «Ad Ecclesiae regimen» призвала епископов собраться в Тренте на Пасху 1561 г. Третий этап работы Собора проходил в новой политической обстановке, определявшейся 3 католич. монархами: испан. кор. Филиппом II, имп. Фердинандом I и франц. правительством регентши Екатерины Медичи. На 17-й сессии (18 янв. 1562) было объявлено о возобновлении работы Собора.

http://pravenc.ru/text/2057152.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010