Троицкое. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Свято-Троицкая церковь, трехпрестольная. Заложена в 1801 г. Главный храм в честь Святой Живоначальной Троицы, освящен в 1823 г. Придел во имя прп. Савватия Соловецкого, освящен в 1808 г. Придел в честь иконы Пресвятой Богородицы " Утоли моя печали " , освящен 12 декабря 1854 г. В 1875-1879 гг. церковь перестроена. Главный храм вновь освящен 27 сентября 1880 г. Приделы, соответственно, 15 ноября 1881 г. и 29 февраля 1886 г. Закрыта в 1930-е гг. Полуразрушена. Еще в первой полови­не XVII ве-ка появилось село Клевакинское, где в 1644 году, когда Далмат вырыл себе землянку, уже имелась церковь, по-ви­димому, первая на огром­ном пространстве. Вто­рой по времени храм на Исети, у озера Карасье­го, поставила около 1680 го-да группа крестьян из-под Кунгура во главе со священником Петром Ни­кифоровым Захарцевым. Так было основано село Карасий Исток (или Исток), ныне – Троицкое. Первый деревянный храм, простоявший 105 лет, сгорел в 1787 году. Второй храм, построенный в 1790 году, тоже был деревянным и тоже погиб от пожара в 1800 году со всем имуществом и документами. В 1801 году было зало­жено каменное здание храма. Придел во имя преподобного Савватия Соловецкого освящен19 марта 1808 года протоиереем Екатеринбургского собора Феодором Карпинским (крупнейшим библиофилом тех лет). Главный храм в честь Святой Живоначальной Троицы был освящен 14 июля 1823 года. Около 1850 года колокольня от образовавшихся в своде трапезной части церкви трещин начала отходить от основного здания и возникла угроза ее обрушения. Ввиду этого колокольня и трапезная часть храма были разобраны до основания и выстроены по новому плану, вследствие чего был устроен еще один придел, который освятили в честь иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» 12 декабря 1854 года. В 1875-1880-х годах ввиду необходимости расширения была ра­зобрана и заново построе­на главная часть храма. Пе­рестройку вел инженер-тех­нологПавел Федорович Голышев. Главный храм был вновь освящен 27 сентября 1880 года, а приделы, соответственно, 15 ноября 1881 года и20 февраля 1886 года.

http://sobory.ru/article/?object=02505

14 сент. 1923 г. собрание правосл. религ. общин Иваново-Вознесенска, обсудив вопрос о приглашении архиерея на свободную кафедру, единогласно постановило «принять кандидатуру протоиерея Александра Беляева... и просить Патриарха Тихона посвятить протоиерея Александра Беляева на просимую должность». 21 сент. 1923 г., после пострига, А. был хиротонисан во епископа Иваново-Вознесенского, викария Владимирской епархии. Трудами А. большинство обновленческих храмов Иваново-Вознесенска присоединилось к РПЦ. 15 февр. 1924 г. А. арестован и обвинен в нарушении законодательства об отделении Церкви от гос-ва, в том, что, «используя религиозные предрассудки населения, старается направить последнее к сопротивлению законам советской власти». 8 авг. 1924 г. А. был освобожден. Деятельность А. в Иваново-Вознесенске по искоренению обновленчества заставила начальника Иваново-Вознесенского ОГПУ 1 сент. 1926 г. отправить донесение начальнику 6-го секретного отдела ОГПУ Е. А. Тучкову с требованием разрешения на высылку епископа за пределы губернии. 8 сент. Тучков распорядился арестовать А. и под конвоем отправить в Москву. 9 окт. А. был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму, 22 окт. особым совещанием при коллегии ОГПУ приговорен к 3 годам ссылки, к-рую отбывал в Ср. Азии: сначала в г. Ходженте [Худжанд], затем до марта 1930 г. в Пенджикенте. После окончания ссылки особым совещанием ОГПУ 14 окт. 1929 г. ему было запрещено проживание в 6 крупных городах и областях страны в течение 3 лет. Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским) А. был назначен на Алма-Атинскую кафедру, но местные власти отказали в регистрации. С 1 апр. 1930 г. епископ Сызранский. 21 февр. 1931 г. арестован и приговорен к 3 годам заключения в Свирских лагерях, близ ст. Лодейное Поле Ленинградской обл. Работал на сборе смолы в лесу, затем фельдшером в медпункте. После освобождения, в 1934 г., назначен епископом Калужским и Боровским. В Калуге служил в ц. вмч. Георгия Победоносца. 2 апр. 1936 г. возведен в сан архиепископа. Накануне праздника Рождества Богородицы, 20 сент. 1937 г., А. был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности в Калуге. На допросе заявил: «Виновным себя и сейчас не признаю и впредь ни при каких условиях... даже если будет мне устроена очная ставка... я и в этом случае виновным себя не признаю». 19 нояб. 1937 г. тройкой УНКВД по Тульской обл. приговорен к расстрелу. Расстрелян вместе с группой духовенства и мирян Калужской епархии, погребен в общей неизвестной могиле. Канонизирован к общецерковному почитанию Архиерейским Собором 2000 г.

http://pravenc.ru/text/62612.html

Антоний (Вадковский Александр Васильевич), митр.СПБ и Ладожский Родился 3 авг.1846 года в с.Ширингуши, Спасского уезда, Тамбовской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в Тамбовском духовном училище, затем окончил Тамбовскую духовную семинарию и в 1870 г. – Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и был оставлен при Академии в качестве доцента по кафедре Пастырского богословия и Гомилетики. В то же время занимался описанием рукописей и старопечатных книг библиотеки Соловецкого монастыря. В 1871 г. получил степень магистра богословия. В 1874 – редактор академического журнала «Православный Собеседник»· В 1879 овдовел, а в 1882 потерял двоих детей. 4 мар. 1883 пострижен в монашество архиепископом Палладием – впоследствии митрополит С.-Петербургский и Ладожский. 6 марта – рукоположен во иеромонаха, а 14 ноября 1883 г. возведен в сан архимандрита и назначен управляющим Казанским Иоанно-Предтеченским монастырем. С 8 ноября 1884 – инспектор Казанской Духовной Академии. В 1885 перемещен на ту же должность сначала в Московскую, а затем в СПБ Духовную Академию. С 15 апр. 1887 – ректор СПБ Духовной Академии. 3 мая 1887 хиротонисан во еп. Выборгского, вик. СПб епархии. 24 окт. 1892 возведен в сан архиепископа и назначен Финляндским и Выборгским. В 1895 удостоен научной степени доктора Церковной Истории. С 1892 избран почетным членом Казанской, Московской и С.-Петербургской Академий. 14 мая 1896 года награжден панагией, украшенной драгоценными камнями. 25 дек.1898 года возведен в сан митрополита и назначен митрополитом СПБ и Ладожским и священно-архимандритом Свято­Троицкой Александро-Невской Лавры. 25 дек.1898 награжден белым клобуком и крестом из драгоценных камней. С 1898 – постоянный член Св.Синода. 6 мая 1900 награжден бриллиантовым крестом для ношения на митре. 9 июня 1900 назначен первенствующим членом Свят. Синода. 22 апр.1906 избран членом Госуд.Совета. Скончался 2-го ноября 1912 года и погребен в Александро-Невской Лавре на братском кладбище, согласно выраженному им желанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Большемерные кирпичи красной глины из захаба Костромского Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря (найдены в результате археологических раскопок) 21 марта 2013 г. 14:39 В Государственном Историческом Музее демонстрируют раритеты первых Романовых В  Государственном историческом музее (ГИМ) открылась выставка «Романовы. Начало династии» — самый масштабный и полный экспозиционный проект юбилейного, 400-го года с момента избрания Михаила Федоровича Романова на российский престол. Практически все здешние экспонаты — оригинальные документы или мемориальные предметы, связанные с Романовыми XVII beka. А редкие исключения ничуть не менее интересны, поскольку иллюстрируют предшествовавшее воцарению Михаила Федоровича Смутное Время, да к тому же выставляются на широкой публике впервые. Выставочный зал ГИМа оформлен словно открытая книга, и форзацем, прологом к ней служит подлинная мерная икона святого благоверного царевича Димитрия из государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль». Конечно, сын Ивана Грозного и Марии Нагой не имел никакого отношения к Романовым. Но его кончина в Угличе, официальную и множество неофициальных трактовок которой до сих пор жарко обсуждают, стала одной из ключевых предпосылок погружения страны в тьму Смуты. Рядом — оконница (светопрозрачная конструкция оконного проема) из Угличского дворца, любезно предоставленная Ярославским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником. Следующая страница — широченный 15,5-метровый ряд-складень из 39 бумажных листов. Этот экспонат под названием «Стокгольмский свиток» приехал в Россию впервые. «Если быть точным, Королевский замок в Варшаве предоставил нам факсимиле этого свитка, — рассказывает один из авторов выставки старший научный сотрудник ГИМа Ольга Тесленко. — На нем изображена встреча королем Сигизмундом III своей невесты Констанции Австрийской под Краковом и их совместный торжественный въезд в город 4 декабря 1605 года. Для нас этот документ интересен тем, что в церемониальной процессии находился думный дьяк Афанасий Власьев. Он прибыл в Краков как официальный представитель Лжедмитрия I для участия в обряде заочного обручения с Мариной Мнишек, и эта процедура состоялась практически одновременно с королевской свадьбой. Стокгольмским этот свиток назвали в 1902 году после обнаружения в Королевском архиве шведской столицы, где он оказался в середине XIX века как военный трофей. В Польшу ему было суждено вернуться только в 1974 году».

http://e-vestnik.ru/culture/nachalo_dina...

В светлый праздник Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября 1964 года внеочередной пленум ЦК КПСС направил в отставку Н.С. Хрущева. На том пленуме его обоснованно обвинили во многих стратегических ошибках, включая «перегибы» в политике по отношению к религии. Провидение это или нет, но получается, что Бог воздал Хрущеву – именно в день Покрова Пресвятой Богородицы – за кощунственные, циничные действия против церкви. В октябре 1958-го, полвека тому назад, началась «всесоюзная» кампания против религии, особенно против Русской православной церкви, как наиболее распространенной в СССР конфессии. Дошло даже до того, что в 1961-м сам Хрущев, выступая по телевидению, заверил: «Обещаю, что вскоре мы покажем последнего попа по телевизору!». Вот так – именно попа, а не ксёндза, пастора, муллу или раввина… К тому, собственно, и шло. По имеющимся данным, из всех закрытых храмов в 1958-1964 годах свыше 60% были православными. Хотя в предыдущие 15 лет, особенно в 1941-1954 гг., восстанавливались прежние церкви, приходы, монастыри, сооружались и новые – и, опять-таки, прежде всего православные. Которым частично возвращались земли и некоторые ценности, изъятые у них в 1920-1930-е годы (подробнее см., например, «Что не позволили Сталину?..», «Столетие.ру», 5 марта 2008 г.). По мнению многих историков и политологов, «провальные» хрущевские эксперименты с целиной, «всесоюзным обкукурузиванием», дерусификация регионов, куда возвращали прежде депортированные оттуда народы (калмыков, балкарцев, чеченцев, ингушей, карачаевцев, галичан-западных украинцев), как и передача Крыма Украине и ряда русскоязычных территорий Казахстану, сильно понизили авторитет послесталинского руководства. И прежде всего среди русского населения, потому что упомянутые действия были направлены преимущественно против него. И это стало одним из главных в тот период проявлений роста оппозиционных (во всяком случае, «антихрущевских») настроений в СССР. В этой связи, ряд обкомов КПСС в 1960-х гг. стал предлагать создание компартии РСФСР (об ошибочности этой идеи говорил Л.И. Брежнев на XXIII и XXIV съездах КПСС, соответственно, в 1966 и 1971 гг.).

http://pravoslavie.ru/37055.html

Воронеж. Церковь Богоявления Господня. Богоявленский храм Карта и ближайшие объекты Миниатюрную церковку, спрятавшуюся под горой в сотне метров от Покровского собора, не каждый из коренных воронежцев знает. Сверху ее купол виден лишь в небольшой просвет между деревьями с улицы Орджоникидзе. Хорошо церковь можно рассмотреть, если спускаться к водохранилищу по Большой Богоявленской (пока еще улица 25-го Октября). Справа, на пересечении с Малой Богоявленской (ныне улица Первомайская) и стоит Богоявленская церковь. Своим названием она обязана празднику Явления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, иначе именуемому Крещением Господним, который отмечается 6 (19) января. Празднику Богоявления посвящалась церковь в Пушкарской слободе, к северо-востоку от укрепленной крепости. Церковь строилась деревянной и освящена в 1647 году. Д.И. Самбикин считал же, что это произошло в 1663 году. В 1703 году храм сгорел, но был вновь восстановлен деревянным и освящен в ноябре 1705 года. Опасаясь за судьбу святилища, столь подверженного огненной стихии, пушкарцы в 1773 году начали строительство каменной трапезной с престолом во имя Сергия Радонежского. Окрестные жители как в воду глядели: в очередной крупный пожар в ночь с 9 на 10 мая 1748 года Богоявленская церковь сгорела. Уцелел только придельный храм в трапезной, его освятили 15 марта 1752 года. Постепенно началось восстановление всей церкви, но уже каменной. Маленькая церквушка была достроена через десять лет и освящена 19 июля 1763 года. Как и всем городским церквам, Богоявленской в 1771 году выделили у ее стен место для кладбища. Но купцы Елисеевы, которые с 1737 года вели Синодик умерших, ни разу не упомянули о похоронах в ее ограде. В 1841 году купец Михаил Максимович Клочков обустроил в Богоявленской церкви придел в честь ангела своей жены, освященный 4 мая. Придел наименовали в память святой мученицы Пелагии. Придел в честь святой Пелагии имел одну особенность, выделявшую его из всех воронежских храмов. Рядом с иконостасом находилось резное изображение Иисуса Христа в терновом венце, сидящего в темнице. Каждую пятницу перед ним читался акафист страстям Господним. Д.И. Самбикин отмечал, что деревянная статуя «неискусной работы», но и такая была редкостью в православных храмах, а в наших местных — единственной.

http://sobory.ru/article/?object=08971

Глава XV. П.И. Куманин; его болезнь, кончина, погребение, пожертвования Я упоминал уже о Петре Ивановиче Куманине, рассказывая о похоронах Александрова и о построении скитской церкви; теперь расскажу о нем подробнее; ибо и ему, как и Александрову, хотя не в такой мере, обитель наша обязана многим. На третий день после смерти Павла Матвеевича, марта 15, в воскресенье, после панихиды, за которую клали во гроб тело, Петр Иванович Куманин, видя мою глубокую скорбь, отнесся ко мне с искренним участием: он увез меня к себе, и с этого дня между нами установились искренне дружественые отношения. Он говорил мне: «Не скорбите, батюшка, что Вы потеряли в Павле Матвеевиче, я постараюсь то восполнить». И на самом деле он оправдал это; и с этого времени, бывая в Москве, я непременно бывал у него и, согласно его желанию, преимущественно обедал у него, и я не ждал приглашения, но когда располагал быть, то накануне о том только извещал его, и я был уверен, что буду принят с удовольствием. Он был уроженец Переяславля Залесского, жил в мальчиках у Константина Алексеевича Куманина. Потом был приказчиком, в продолжение многих лет ездил в Кяхту; телосложения был очень здорового, был красив и очень умен, был весьма воздержен и театров, и собраний не любил. По времени был коммисионером чайных торговцев и, наконец, сделался сам одним из самых значительных чайных торговцев и имел дело прямо с Китаем. Жена его, Анна Ивановна, умерла весьма задолго до него. У него был единственный сын, женатый на Усачовой; детей у них не было; это супружество не принесло никому радости, ни той, ни другой стороне; они жили вместе недолго. Петр Иванович, видя неодобрительный характер сына, должен был, для спокойствия своего, удалить его от своего семейства; по прошению отца Правительство удалило его сперва в Одессу, потом в Киев и в Вологду, где жил до кончины Петра Ивановича. В 1865 году Петру Ивановичу Куманину делали операцию (разбивали камень). После первой и второй операции он чувствовал себя довольно хорошо и мог еще ходить, но после третьей уже не вставал и не ходил, и это продолжалось до 26-го мая, дня его кончины. Года за два до своей кончины Петр Иванович Куманин жил в Сокольниках, на даче. Я однажды приехал к нему и застал его читающим бумагу, которую при моем входе он положил, и когда я стал извиняться, что ему помешал, он сказал мне: «Ничего, батюшка, это я переписываю духовную в третий раз, а первая у меня была еще в 1835 году, обстоятельства с тех пор переменились, нужно было переменить и духовную».

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Евгений, Епископ Астраханский и Енотаевский, в мире Николай Шерешилов, был сын соборного диакона г. Чернигова; родился 13 апреля 1826 года. В шесть лет он лишился отца и остался на руках матери с малолетней еще сестрой, не имея ни угла, ни средств в жизни. Бедная мать- вдова снискивала пропитание поденными работами, а малые сироты целые дни проводили на улице босые, полураздетые, голодные, ночевали в чужих домах и питались поданной коркой хлеба. Чрез два года своего вдовства мать, не вынесши тяжести сиротской жизни, умерла; умерла и малолетка-сестра от недостатка ухода. Мальчик остался один, без крова и куска хлеба, круглым сиротой. Нашелся в Киеве слепой дядя, уволенный от должности за слепоту и питавшийся подаянием. Мальчик сделался вожакой слепца-дяди, и на грошевые подаяния они жили. Но Промысл Божий готовил этого вожаку слепца-дяди быть вождем словесных овец и пастырей Христовой церкви. В судьбе безприютного сироты принял теплое участие профессор Киевской академии, известный в литературе Я. К. Амфитеатров. Он принял его на свое попечение и включил его в духовное училище. Под его руководством он прошел курс духовного училища, а затем окончил курс в Киевской семинарии. В 1848 г. Я. К. Амфитеатров умер, поручивши своего питомца брату своему Антонию, бывшему впоследствии архиепископом Казанским, который поместил его в 1849 г. в Киевскую академию. Будучи студентом академии, он принял монашество, наречен Евгением, и посвящен в иеродиакона, а в 1853 г. окончил курс в академии со степенью магистра богословия. 13 сентября 1853 г. иеродиакон Евгений был посвящен в иеромонаха и назначен учителем в Киевскую духовную семинарию. В июне 1858 г. он был переведен на должность инспентора Ярославской духовной семинарии, а в 1861 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Черниговской семинарии и настоятелем Нежинского монастыря. В 1868 г. переведен на должность ректора в Литовскую семинарию, а 9 августа 1870 г. посвящен в епископа Брестского, викария Литовской епархии. 15 февраля 1875 г. переименован в епископа Ковенского, а 1877 г. был переведен на Минскую кафедру. 4 июля 1880 г. перемещен в Астрахань, 16 декабря 1889 г. перемещен в Ставрополь, 17 июня 1893 г. – в Могилев. 10-го августа 1896 г. преосвященный Евгений, по разстроенному здоровью, уволился на покой и 22 марта 1897 г. скончался в г. Киеве, где и похоронен в Лаврской церкви над дальними пещерами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Отречение Государя: правда или вымысел?» Доклад на Круглом столе, проходившем в рамках Восьмой Зимней православной выставки (Санкт-Петербург, 9.12.2017 года) 13.12.2017 973 Время на чтение 23 минут Как мы сообщали, 9 декабря в Санкт-Петербурге в рамках Восьмой Зимней православной выставки, посвящённой русскому присутствию на Святой Земле, состоялся круглый стол «Отречение Государя: правда или вымысел?». В круглом столе приняли участие главный редактор « Русской народной линии » и председатель «Русского Собрания» Анатолий Степанов, протоиерей Алексий Успенский, иерей Сергий Чечаничев, директор издательства «Царское дело» Сергей Астахов, к.и.н. Дмитрий Стогов и игумения Торопецкого Свято-Тихоновского женского монастыря Иоанна (Калашникова). Видео Круглого стола можно посмотреть по ссылке . Сегодня публикуем доклад, прозвучавший на мероприятии. Дорогие отцы, братья и сестры! Прошло сто лет после событий февральской революции 1917 года и 15- го марта в этом году мы вспоминали скорбную дату, которая во многих исторических источниках отмечена, как день «отречения от Престола Государя Николая II». Большинство историков и публицистов, в том числе православных, продолжают утверждать, что факт «отречения Государя » неоспорим. Одни в связи с этим возлагают на него ответственность за все произошедшие в России трагические события в ХХ-м веке, которые повлекли страдания и гибель десятков миллионов людей. Многие считают, что Государь не защищал свое право на Престол и добровольно отрекся от Царского служения, что своим «отречением» он предал армию, русский народ и всю Россию. Другие превозносят это событие, как некий духовный подвиг. Но каких-либо подлинных и объективных доказательств «отречения» Государя за эти сто лет так и не представлено. Ибо документ с заголовком «Ставка. Начальнику Штаба», который февральские заговорщики предъявили, как «манифест» или «акт об отречении», вызывает серьезные сомнения в своей достоверности, как и версии тех событий, благодаря которым он появился.

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/14/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания К изданию собрания сочинений 11.03.2015 2908 Время на чтение 58 минут От редакции журнала «Благодатный Огонь». Как уже сообщалось , Издательский Совет Московской Патриархии приступил к весьма сомнительному проекту - изданию собрания сочинений протоиерея Александра Меня. В ходе первого заседания редакционного совета по изданию сочинений прот. А.Меня, состоявшегося 6 марта 2015 г., был утвержден состав редакционного совета, план издания собрания сочинений, основные принципы редактирования и работы с авторскими материалами и архивами, художественное оформление собрания сочинений. Также состоялось обсуждение презентации 1-го тома, которая намечена на сентябрь 2015 г., рассматривались вопросы информационной поддержки издания. Собрание сочинений протоиерея Александра Меня будет включать 15 томов, три из которых планируется выпустить в 2015 году. Выход всего собрания сочинений протоиерея Александра Меня планируется осуществить в течение 4-5 лет. Издание осуществляется по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Выпуск собрания сочинений будет осуществлять Издательство Московской Патриархии. Наиболее подробно все неправославные взгляды протоиерея Александра Меня были разобраны в глубокой работе покойного протоиерея Сергия Антиминсова «Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания», которая предлагается вниманию наших читателей. Книги покойного протоиерея Александра Меня в настоящее время издаются большими тиражами. Однако тем, кто их читает, следует знать, что хотя о. Александр и был священником Православной Церкви, в его трудах много идей и положений, которые противоречат основным истинам православной веры. Одна из причин этого, видимо, в том, что о. Александр находился под сильным влиянием неправославного западного богословия - католического и протестантского. В чем именно состоят расхождения, мы и постараемся показать. ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие

http://ruskline.ru/analitika/2015/03/11/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010