Эти же двенадцать пятниц вот так подобает соблюдать: постом, и молитвой, и пением, единожды в день вкушать хлеб и воду. Сколько возможно, творить милостыню, воздерживаться от плотской похоти. Зачатое (дитя) будет нездорово: или слепым, или хромым, или как-либо еще. Сохраняйте себя в чистоте, и Господь сохранит вас в царствии своем. Сколь возможно, братья, не только грехи наши будут прощены, но получим и царство небесное от Христа Иисуса. Из «Беседы трех святителей» 1 Вопросы и ответы от Божественных писаний Вопрос. Что значит: шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа? Ответ. Единая царица в шестидесяти царицах – это душа, а восемьдесят наложниц открывают восьмое таинство, то есть будущий век. Вопрос. Что значит: дом вдовы – жилье обитаемое, и в нем горсть муки, и масло, и вода, и два поленца? Как имя воскресшего сына? Ответ. Имя вдовы – Сарепта, сына ее – Иона, а дом ее прообразует церковь , горсть муки – святое причастие, масло и вода – крещение, а два поленца – крест 181 . Вопрос. Что это: пришел богатый, имеющий большое богатство, к нищему, и отдал нищий богатому многое? Ответ. Богатый – это Христос, а нищий – Иоанн, пришел Христос к Иоанну, владея всеми благами земными, и принял от Иоанна крещение, которого не имел. Вопрос. Кто принес Господу чистую воду и плат нетканый и попросил для себя то, чего нет у него? Ответ. Когда блудница припала к ногам Господа, омочила их слезами, отерла их волосами своими, то попросила себе прощение грехов 182 . Вопрос. Что значит: Исайя сказал: «Власть его на плече его?» Ответ. На плече Он нес крест, ибо шел на распятие 183 . Вопрос. Что значит, если Иеремия сказал: «Горлица, ласточка, сильный щур – птицы, они знали приход лета»? 184 Ответ. Горлица называется церковь , а ласточка – Иоанн Креститель, а щур – блаженный учитель, премудрый Паве, а лето – Христос, и как эти птицы предвещают приход лета, так и те проповедают пришествие Христово. Вопрос. Какая женщина из народа сказала: «Блаженно чрево, носившее тебя, и сосцы, которые ты сосал»?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Объясняя женолюбство Владимира (5 жен и 800 наложниц), летописец находит «оправдание» ему в подобном пристрастии к женщинам премудрого Соломона: «ибо говорят, что у Соломона было 700 жен и 300 наложниц» (с. 174). Но не этим оба снискали себе славу, а служением Богу. Раскаяние в грехе прелюбодеяния и крещение приводит к спасению Владимира, а Соломона не спасает даже строительство храма во имя Господа. И тут являются куда более существенные, чем с наложницами, параллели: Соломон намеревается «построить дом имени Господа, Бога моего» (3 Цар.5.5), князь Владимир «задумал создать церковь Пресвятой Богородицы» (С. 191). По окончании работ Соломон «воздвиг руки свои к небу, и сказал: «Господи, Боже Израилев!.. Небо и небо небес не вмещают тебя, тем менее храм сей, который я построил имени Твоему. Но призри на молитву раба Твоего… услышь молитву, которою будет молиться раб Твой на месте сем» (3 Цар.7.51; 8.22–30). Аналогичным образом поступает князь Владимир: «Увидел Владимир, что церковь построена, вошел в нее и помолился Богу, говоря так: «Господи Боже! Взгляни с неба и воззри… Взгляни на церковь твою, которую создал я, недостойный раб твой, во имя родившей Тебя Матери Приснодевы Богородицы. Если кто будет молиться в церкви этой, то услышь молитву его, ради молитвы пречистой Богородицы» (с. 192–193). А затем оба устраивают «праздник велик», длящийся по восемь дней: «И сделал Соломон в это время праздник… В восьмой день Соломон отпустил народ. И благословили царя, … радуясь и веселясь в сердце о всем добром, что сделал Господь» (3 Цар.8.65–66). «Праздновал князь (Владимир. – А. У.) восемь дней … устроил великое празднование, сзывая бесчисленное множество народа. Видя же, что люди его – христиане, радовался душой и телом» (с. 193). Подводя итог жизненному пути князя Владимира, летописец находит еще одну историческую аналогию (но уже из новозаветного периода истории) и сравнивает заслуги киевского князя по крещению Руси с деяниями равноапостольного византийского императора Константина: «То новый Константин великого Рима; как тот крестился сам и людей своих крестил, так и этот (т. е. Владимир. – А. У.) поступил подобно ему. Если и пребывал он прежде в скверных похотных желаниях, однако впоследствии усердствовал в покаянии, по слову апостола: «Где умножится грех, там преизобилует благодать». Удивления достойно, сколько он сотворил добра Русской земле, крестив ее». А потому и достоин принять «венец с праведными … и ликование с Авраамом и другими патриархами…» (с. 196).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Имя папы Петра Гугнивого встречается в самых древних полемических памятниках; о нем было написано отдельное, очень небольшое сочинение: «Слово о немецком прельщении, како научи их Гугнивый Петр ереси» 729 . На самом деле папы Петра Гугнивого никогда не было; это – лицо вымышленное, чтобы в нем олицетворить отступления латин. Частнее, оно прилагается или к папе Льву IX, при котором произошло окончательное отделение Рима, – так как в одном сборнике Соловецкой библиотеки 604), содержащем означенную статью, в пояснение слов «Петр Гугнивый прият римский престол», помечен 1048 год 730 , – или, что вероятнее, к папе Формозу 731 . Далее, что бы и кого бы ни разуметь под именем Петра Гугнивого, во всяком случае, ему во всех древнейших статьях приписываются такие вещи, каких ни один папа не узаконил; в них говорится, что Петр Гугнивый «попом повеле по седми жен имети, а наложниц елико кто хощет» 732 . Если обвинение в послаблении распущенности духовенства имело свои основания, и повторяется посему во многих других древних полемических сочинениях, то повеление о седми женах составляет уже не более как плод фантазии. Римские папы XI в. если и смотрели весьма легко на нравственность духовенства, имевшего наложниц, то уже никогда не позволяли иметь по седми жен (по противоположению с наложницами здесь необходимо разуметь жен законных); напротив, еще при папе Льве IX существовало безженство священников, введенное в закон при Григории VII, на соборе 1074 г. 733 . В этом нововведении обличали латин патриарх Михаил Керулларий 734 и киевские митрополиты Георгий (XI в.) и Никифор (XII в.) 735 . Об этом читаем даже в той же Кирилловой книге, в статье «о римских ересех», излагающей прение панагиота с азимитом. Панагиот спрашивает: «Почто священницы ваши жен не поемлют?», и затем излагает пред азимитом мрачную картину безнравственности римского духовенства. 736 Что касается, наконец, того, что Петр Гугнивый повелел прощать без епитимий, то этого обвинения нет ни в одном древнем сказании о Петре Гугнивом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Комментарий: В этой песне происходит известная вариация; так, в начале своих восхвалений Деве он воспевает ее на положении Пророка (и как бы от себя); здесь же внезапно, как бы по вдохновению Свыше, он, уже исходя из другого начала, предлагает Ей хвалебную песнь и говорит: ДОБРА ЕСИ, БЛИЖНЯЯ МОЯ, ЯКО БЛАГОВОЛЕНИЕ. Потому что Бог и Отец благоволил, чтобы в Ней соделалось спасение рода нашего. КРАСНА ЯКО ИЕРУСАЛИМ. Т. е. – как Причина священного умиротворения и как устроительница оного, подающая всем мир. УЖАС ЯКО ВЧИНЕННЫ. Т. е. – выше ума и слова являются сочетание и гармония всех прекрасностей в тебе. ОЧИ ТВОИ (ВЗИРАЮТ) НА МЕНЕ. – Ах, если бы Ты воззрела на меня благосклонно и все, что имеет отношение ко мне, управила по Твоей воле! ЯКО ТИИ ВОСКРИЛИША МЯ. Этим как бы говорится: Твои очи возвели меня в таковое пророчествование и на такую высоту его, дабы я мог созерцать Твои великие дела и Твою прекрасность. Песнь: ВЛАСИ ТВОИ ЯКО СТАДА КОЗ, ЯЖЕ ВЗЫДОША ОТ ГАЛААДА. ЗУБЫ ТВОИ, ЯКО СТАДА ОСТРИЖЕНЫХ, ЯЖЕ ВЗЫДОША ОТ КУПЕЛИ, ВСИ БЛИЗНЯТА РОДЯЩИИ, И БЕЗЧАДНЫЯ НЕСТЬ В НИХ: ЯКО ВЕРВЬ ЧЕРВЛЕНА УСТНЕ ТВОИ, И БЕСЕДА ТВОЯ КРАСНА: ЯКО ОБРОЩЕНИЕ ШИПКА ЛАНИТЫ ТВОЯ, КРОМЕ ЗАМОЛЧАНИЯ ТВОЕГО. Комментарий: То, что он ныне приводит по частям в своей похвале Блаженной Деве, повторяя то же самое, что было и немного выше им сказано, является как бы неким эподом (припевом к песне). Песнь: ШЕСТЬДЕСЯТ СУТЬ ЦАРИЦ, И ОСМЬДЕСЯТ НАЛОЖНИЦ, И ЮНОТ, ИМЖЕ НЕСТЬ ЧИСЛА. ЕДИНА ЕСТЬ ГОЛУБИЦА МОЯ, СОВЕРШЕННАЯ МОЯ: ЕДИНА ЕСТЬ МАТЕРИ СВОЕЙ, ИЗБРАННА ЕСТЬ РОДИВШЕЙ Ю: ВИДЕША Ю ДЩЕРИ, И УБЛАЖИША Ю ЦАРИЦЫ, И НАЛОЖНИЦЫ, И ВОСХВАЛИША Ю. Комментарий: И как бы опять полагая новое начало песне, он говорит: ШЕСТЬДЕСЯТ СУТЬ ЦАРИЦ, И ОСМЬДЕСЯТ НАЛОЖНИЦ, И ЮНОТ, ИМЖЕ НЕСТЬ ЧИСЛА. И этими словами Пророк являет несравненное преимущество Всенепорочной Матери, и делает сравнение с прочими женами, ожидающими путем познания приобщиться Сыну Ее и Богу, и приводит их всередину, и насчитывает их чины и соответствующие достоинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Psell/t...

Как видно из этого поступка короля, он не был лишен страха Божия, и все же его отношения с церковной властью, с епископами, приобрели конфликтный характер. Виной тому стали его семейные обстоятельства и его личная жизнь. Хариберт был женат на Ингоберге, которая родила ему дочь Берту, отданную замуж в Британию, за короля Кента Этельберта. Не довольствуясь супругой, Хариберт завел наложниц – двух сестер, Марковейфу и Мерофледу, дочерей простолюдина – шерстобита при королевском дворе. Хуже того, Марковейфа ранее принимала монашеский постриг. Ингоберга, желая удалить наложниц из дворца, решила унизить их в глазах своего мужа, позвав однажды короля и показав ему их отца, когда тот обрабатывал шерсть. Но ревнивая супруга ошиблась в своих расчетах: реакция короля оказалась для нее неожиданной – вместо того чтобы пристыженному низким происхождением своих любовниц удалить их от себя, Хариберт «разгневался, оставил Ингобергу и женился на Мерофледе» 866 . У него, похоже, было особенное расположение к девицам из народа – по словам Григория, «была у него и другая девушка, дочь овчара, то есть пастуха овец, по имени Теодогильда. Говорят, что от нее у него был сын, который, как только появился на свет, тотчас же и умер» 867 . Вскоре после развода с Ингобергой прекратился и брак короля с Мерофледой, которая либо скончалась, либо была разведена с ним, и Хариберт не нашел ничего лучшего, как жениться на ее сестре Марковейфе. Этим своим третьим браком король попирал каноны, и епископы Нейстрии и Аквитании не остались равнодушными к совершенному им преступлению. Они обратились к королю с просьбой о разрешении на созыв церковного собора. В течение нескольких лет Хариберт отказывал им в этом, но, устрашенный эпидемией чумы, которая косила его подданных, он наконец дал согласие на созыв Поместного собора. Собор открылся 18 ноября 567 г. в Туре, и на нем принято было два постановления, имевших прямое отношение к беззаконному браку короля: в первом из них, со ссылкой на каноны, запрещалось под угрозой отлучения от Церкви вступать в брак лицам, ранее давшим монашеские обеты, а во втором воспроизводились решения Первого Орлеанского и Эласонского соборов, воспрещавшие вдовцам брать в жены своячениц – сестер покойной супруги. Постановления Турского собора прямым образом нацелены были на то, чтобы осудить брак короля Хариберта с Марковейфой – в прошлом монахиней и родной сестрой умершей жены короля Мерофледы. На основании соборных постановлений епископ Парижский святой Герман потребовал от Хариберта развода с Марковейфой; когда же тот отказался выполнить это требование, святитель отлучил его от Церкви. За этим последовала смерть вначале Марковейфы, а вскоре затем, 5 марта 568 г., и самого Хариберта.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Торжество еретиков было недолговременно. В 1499 году опала поразила Патрикеевых и их партию; Иван охладел к невестке и внуку, примирился с Софьей и с Василием; это делалось медленно, и не прежде как в апреле 1502 года дело приняло решительный оборот: Елена с сыном были посажены в темницу: Василий объявлен государем всея Руси; в Елене потеряли еретики свою важнейшую опору. Но настроение, сообщенное Ивану еретиками в прежнее время, все еще оставалось в нем и после того. Еретики первые возбуждали Ивана против духовенства, нападали на разные злоупотребления, на соблазнительное поведение духовных, в особенности выставляли на вид старинные обвинения, поднятые стригольниками обвинения в том, что духовные поставляются за деньги, «по мзде». Во многом нападки еретиков невольно сходились с требованиями самой противоположной для них стороны, требованиями ревностных православных, желавших улучшения нравственности духовенства. В 1503 году состоялся собор под председательством митрополита Симона. На нем были русские епископы и в числе их Геннадий, затем многие архимандриты и игумены, и между ними знаменитые в свое время лица: Иосиф Волоцкий, Нил Сорский, Паисий и Ярославов игумен троицкий. Этот собор сделал постановление, отсекавшее, по-видимому, у вольнодумцев исходный пункт нападок на духовенство: собор запретил брать какие бы то ни было пошлины от поставлений на священнослужительские места. " И от сего дня вперед, -сказано в соборном определении, - кто из нас или после нас во всех землях русских дерзнет преступить это уложение и взять что-нибудь от поставления или от священнического места, тот будет лишен своего сана по правилам Св. апостолов и Св. отец: да извержется и сам, и тот, кого он поставил, без всякого ответа " . Для избежания наперед укора в безнравственности, падавшего на духовенство, собор подтвердил уже прежде бывшие распоряжения русских митрополитов о том, чтобы чернецы и черницы не жили вместе в одном монастыре, а овдовевшие священники и дьяконы лишались права священнослужения: из них тем, которые, после смерти жен, вели себя целомудренно, давалось право причащаться в алтаре в епитрахилях и стихарях, а те, которые обличались в держании наложниц, записывались в разряд мирских людей с обязанностью отпустить от себя наложниц, в противном случае предавались гражданскому суду. Чтобы священнослужительские должности не доставались людям слишком молодым, собор постановил, чтобы в священники поставлять не ранее 30 лет от роду, а в дьяконы не ранее 25. Это строгое распоряжение относительно вдовцов вызвало энергический протест со стороны одного вдового священника города Ростова, Георгия Скрипицы, замечательный памятник современной литературы При окончании этого собора Нил Сорский поднял вопрос об отобрании имений у монастырей, о чем мы будем говорить в биографии последнего.

http://sedmitza.ru/lib/text/435591/

Одним из самых беспристрастных римских историков (Клеманжисом) это духовенство представляется напр. в таком виде: «многие из епископов, по его словам, день проводили на охоте и играх, а ночь в оргиях, все счастье своего существования полагали в заботах о чреве и в удовольствиях плоти и вообще преданы были симонии, были жадны, честолюбивы и развратны». Не лучше было, по словам того же историка, и низшее духовенство. «Оно было усердным посетителем питейных домов и развратных мест. Священники после проведенных в распутстве ночей оставляли объятия любовниц, чтобы совершать св. тайны. В некоторых местах разврат усилился до того, что миряне принуждали клириков брать наложниц. Приходы не хотели принимать священников без наложниц, потому что считали это единственным средством сохранить в безопасности своих жен от бесстыдства духовных лиц. Словом, конкубинатство было всеобщее и открытое». 440 Таковы были, по сознанию самих же римско-католиков, результаты принудительного безбрачия духовенства в римской церкви. Старокатолики своей реформой положили конец всем этим печальным следствиям целибата и уже это одно должно заставлять относиться сочувственно к их реформе. Не отрицая важного значения указанной реформы старокатоликов, нельзя однако же обойти молчанием тот печальный факт, что проведение её в старокатолическом обществе во всех подробностях не может быть признано правильным. Дело в том, что в этом обществе, судя по постановлениям пятого боннского синода, духовным лицам от субдьякона и выше дозволяется вступление в брак и после посвящения, каковое дозволение не может быть оправдано, как бы ни смотрели на него – с точки ли зрения историко-канонической или с точки зрения нравственно-практической. Обращаясь к истории, мы видим, что древняя церковь , предоставляя духовным лицам полную свободу в том – вступать или не вступать в брак, в тоже время строго требовала, чтобы эти лица вступали в брак непременно до посвящения. Что существование такого рода практики относится к самым первым векам христианства, об этом можно судить по некоторым данным, сообщаемым историком Сократом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Самым главным источником учения о многоженстве для рядовых мормонов является 132 раздел Учения и Заветов. В этом разделе говорится, что мужчина и женщина могут быть запечатаны на время и на вечность. В этом откровении также говорится, что время от времени Бог заповедует мужчинам брать более одной жены. И, наконец, в откровении говорится, что через Джозефа Смита Бог «восстанавливает все» (restore all things – У.и З. 132:40,45), что подразумевает и «восстановление» многоженства, которое практиковали в Ветхом Завете. Откровение (слегка завуалированная угроза) адресовано и первой жене Иосифа Смита с указанием принять всех новых наложниц Смита, «но если она не соблюдает этого повеления, то будет уничтожена» (У. и З. 132:54). Все женщины, на которых женился Смит должны были быть «добродетельны и непорочны» перед Богом, и если кто-либо из них солжет Джозефу о своей непорочности, то они также будут уничтожены (У. и З. 132:52). По версии этого раздела Учения и Заветов Смит здесь впервые получил откровение о многоженстве (12 июля 1843 года): «Истинно так речет Господь тебе, слуга Мой Джозеф: Ввиду того, что ты обратился ко Мне, чтобы узнать и понять, каким образом Я, Господь, оправдал слуг Моих Авраама, Исаака и Иакова, а также Моисея, Давида и Соломона, слуг Моих, в том, что касается принципа и учения, разрешивших им иметь много жен и наложниц, – Вот, да, Я есть Господь Бог твой и отвечу тебе на то, что касается этого вопроса» (У. и З.132:1–2). Непонятным остается то, зачем было Иосифу Смиту спрашивать Бога о многоженстве, если он его уже практиковал до этого. Следует также отметить, что публично открытым это «откровение» стало в 1852 году. В течение девяти лет учение не выходило на свет, скрытое маской внешней благопристойности, несмотря на то, что некоторые члены церкви СПД знали о его существовании (особенно среди руководства). И в то же время на этом этапе Смит многократно публично отрицал свои полигамные связи. Странная ситуация, не правда ли? Учение, данное, как утверждал Иосиф Смит, самим Богом, девять лет ждёт официального признания со стороны Его церкви!!! Возникает вполне закономерный вопрос, кто же является главой церкви мормонов. Бог или люди?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

апостол и святых отец, да извержется сам и поставленный от него, без всякого ответа». 239 Соборное определение состоялось лета 7011, 6 августа. Когда был решен вопрос о невзимании мзды со ставленников, отцы собора обратились к изысканию мере для улучшения нравственности духовенства. Так как по обыску, какой произвел собор, оказалось, что духовенство действительно ведет жизнь безнравственную, именно многие попы и дьяконы, овдовев, берут себе наложниц, и несмотря на то «вся священническая действуют»; монахи и монахини живут в монастырях вместе и здесь предаются распутству; кроме того, духовенство предается пьянству; то, на основании поучения митрополита Петра и писания митрополита Фотия, собор определяет: 1) вдовцам попам и дьяконам впредь не служить; вдовцы попы и дьяконы, уличенные в наложничестве или сами про себя сказавшие, что у них были наложницы, должны развестись с последними, жить в миру, носить мирскую одежду, платить подати, ни действовать, ни касаться священнических дел, ни которых; тех вдовцов попов и дьяконов, которые убегут со своими наложницами в другую епархию, выдадут здесь наложниц за действительных жен и станут служить, уличив, предавать градским судьям; те вдовцы попы и дьяконы, на которых «слова несть о падении блудном, или которые сами о себе скажут что они живут чисто, должны стоять на клиросе, причащаться в алтаре, попы в епитрахили, которую могут держать у себя и в домах, дьяконы в стихарях с уларем; служить же ни те, ни другие не должны, за стояние на клиросе они пользуются только четвертою частью церковных доходов; последних они лишаются, как скоро не учнут в церкви на клиросе стояти, а учнут мирская делати»; если они захотят идти в монастырь, пусть идут; по пострижении, они имеют право служить, но только не в мирских церквах, а в монастырях. Чернецы и черници в одном монастыре жить не должны; в мужском монастыре пусть служит игумен, в женском поп белец, если поп или дьякон напьется пьян, то «ему на завтре обедни ни какоже не служити». 240 Списки со своего определения собор разослал по епархиям. Один из них занесен в летопись. Он написан от лица митрополита и буквально повторяет положения собора. 241

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Novgo...

Второй соборный приговор был написан после первого спустя 26 дней – 1 Сентября 1503 года 1280 . О вдовых священниках и диаконах, основываясь будто бы на правилах святых апостол и святых отец и на поучении святого и великого чудотворца Петра митрополита и на писании Фотия митрополита всея России, собор постановляет следующее: всем вообще вдовым священникам и диаконам с этого времени в миру не служить; тем вдовым священникам и диаконам, на которых будет доказано или которые сами про себя скажут, что держали наложниц, слагать с себя священство и быть мирянами с подчинением обязанности давать дань с мирскими людьми; если такие священники, не отдав архиереям своих ставленных грамот, сойдут куда-нибудь в дальние места и, держа жёнок или наложниц под видом законных жён, будут священствовать, то предавать их градским судьям. Тем вдовым священникам и диаконам, на которых не будет слова о падении блудном, и которые сами про себя скажут, что после своих жён живут чисто, стоять в церквах – на крылосах, т. е. исполнять обязанности дьячков. А причащаться им – священникам в алтарях в епитрахилях (которые дозволяется им держать и у себя на домах), а диаконам в алтарях же в стихарях с орарём; новые священники и диаконы, которые займут места этих вдовых священников и диаконов, не имеют права отсылать их от церквей, если они захотят стоять на клиросе», т. е. исполнять обязанности дьячков, но обязаны давать им – священники священникам, а диаконы диаконам, четвёртую часть всех своих доходов; если вдовые священники второй категории, т. е. живущие после смерти жён житием чистым, захотят постричься в монахи, то, «обновив себя обо всём чистым покаянием к своему духовному отцу и по достоинству, если достойны, с благословением святительским да священствуют в монастырях, а не в мирских (церквах)». Постановление о священниках и диаконах невдовых, упившихся допьяна, читается: «а которой поп и диакон которого дни упиется до пиана, и ему на завтрее обедни никакоже не служити». Постановление о нежитии в одних монастырях монахам и монахиням читается: «а что в монастырях жили в одном месте черньцы и черници, а служили у них игумены, и (мы) уложили, что от сего дни вперед черньцом и черницам в одном монастыря не жити; а в котором монастыри учнут жити черньци, ино ту служити игумену, а черницам в том монастыре не жити; а в котором монастыри учнут жити черницы, ино у них служити попом белцом, а черньцом в том монастыря не жити».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010