Во второй половине XV века, борьба духовного правительства с вдовым духовенством началась и в самой Москве. Митрополит Феодосий (1461–1464 г.) заставлял вдовых попов и дьяконов постригаться в монашество, и тех, у кого оказывались наложницы, наказывал без милосердия и лишал священства. Это возбудило сильный ропот сначала в духовенстве, а затем и среди прихожан, так как многие церкви оставались без пения. Феодосий так огорчился этим, что заболел и оставил митрополию 87 . Таким образом, все рассмотренные выше меры против вдового духовенства носили местный характер, касаясь только Пскова, Новгорода и Москвы; при том в применении этих мер замечается отсутствие руководящих принципов, что легко вело к злоупотреблениям. Наконец, периодичность этих мер и сам способ их осуществления, граничивший с беспорядком и произволом, не только не уничтожал зла, а напротив содействовал его укреплению. Необходимость общей законодательной меры сделалась очевидной. В августе 1503 года в Москве открылся собор, на котором, кроме великого князя Ивана Васильевича и сына его Василия, присутствовали: митрополит Симон, архиепископ Геннадий новгородский , все епископы и многие архимандриты и игумены. В сентябре того же года собор этот занялся вопросом о вдовом духовенстве. Прежде всего, собором было констатировано, что «Многие священники, попы и дьяконы, вдовцы, заблудили от истины и забыв страх Божий делали безчиние, опосле своих жён держали наложницы, а вся священническая действовали, его же недостоит им творити, их ради безчиния и скверных дел». Затем, сделав неопределённую ссылку на правила св. Апостолов и св. Отец и указав на поучение митрополита Петра и послание митр. Фотия, собор постановил, следующее: всем вдовым попам и дьяконам, буде не постригутся в монашество, литургии отныне не служить. Уличённым в держании наложниц, а также и тем, которые сами сознались в этом и принесли свои ставленные грамоты архиереям, тем впредь наложниц у себя не держать, а жить таким попам и дьяконам в миру, носить одеяние мирское и платить все подати вместе с прочими мирянами, «священнических же дел никакоже никоторых не действовати, ни касатися».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/istori...

Диакон Илия Кокин То, что перед нами – не случайная оплошность, подтверждается и текстом диакона Ильи в его книге. «Как Церковь относится к сексу до (вне) брака? То есть как относится, понятно – негативно, но непонятно – почему? Вопрос осложняется еще и тем, что подобное отношение к сексу – сугубо христианская фишка. В ветхозаветные времена с этим было проще. Помимо жены (или нескольких жен, как у Иакова), можно было иметь наложниц или целый гарем (например, как у царей Давида и Соломона). Порой Библия даже рассказывает о том, как почтенный патриарх не брезговал обратиться к услугам представительниц древнейшей профессии (например, Быт. 38)» (с. 132; здесь и далее сохраняется орфография оригинала, выделения наши. ­– Авт.). Использование автором лексических конструкций «с этим было проще», «можно было иметь наложниц или целый гарем» формирует искаженное восприятие библейских событий: в ветхозаветной истории нередко встречалось многоженство, но оно представлено не как установление Божие, а как попущение, снисхождение к искаженному состоянию ветхозаветного человека. В Библии нет никакого узаконения многоженства. Напротив, показано, что это ведет к развращению сердца (Втор. 17: 17) и потере Божиего благословения (3 Цар.11: 11). Ветхозаветный патриарх Иуда в интерпретации автора представлен заядлым блудником. Чтобы создать такой образ, в тексте употребляется множественное число («представительниц»), что является фальсификацией библейских событий – в Бытии говорится только о его снохе Фамари, которая при этом не была блудницей, но лишь переоделась в нее, чтобы получить благодать потомства. Сложнейшее событие, отсылающее к закону левирата, сводится автором книги к обычному блуду. В данной статье нет возможности углубляться в эту тему, но в 1-й главе Евангелия от Матфея в родословии Господа Иисуса Христа по плоти упоминаются и патриарх Иуда, и царь Давид, и Соломон – все они повинны в плотских падениях. Но для того они и упомянуты в родословии Спасителя, чтобы показать: Бог воплотился для спасения грешников . Что же мы видим в тексте диакона? Крайнее упрощение событий 38-й главы книги Бытия ведет к неверной интерпретации библейской истории. Кроме того, образ патриарха в сознании многих детей может ассоциироваться с Патриархом как Предстоятелем Церкви. Попутно дети, обратившись к данной главе (или ссылка на всю 38-ю главу книги Бытия и здесь дана случайно?), узнают про грех Онана, с именем которого связано понятие «онанизм». Возникает закономерный вопрос о причинах, по которым автор вставляет ссылку на эту главу в текст «просветительской» книги.

http://ruskline.ru/opp/2021/10/12/umk_pr...

2) В том же городе Тарсе был один комедиант по имени Вавил. Он имел двух наложниц, жил развратно и делал дела дьявола, по внушению его. Однажды он вошел в церковь ; в это время там, по усмотрению Божию, читали Евангелие и в нем следующее место: «Покайтеся, приближибося Царствие Небесное». Пораженный этими словами, он начал слезно оплакивать свою жизнь и тотчас, выйдя из церкви, позвал двух своих наложниц и сказал им: «Вы знаете, как я нечестиво жил с вами и никогда не предпочитал одну другой. Отныне владейте тем, что я приобрел вам, получите все мое и разделите; я же отхожу от вас, отрекаюсь от мира и делаюсь монахом». Они в один голос отвечали: «Для греха и гибели душ наших мы жили с тобой, и неужели ты хочешь один сделать это богоугодное дело, оставив нас? Нет, не оставляй нас, и мы с тобой будем участвовать в добре». Вскоре после этого комедиант заключился в одну городскую башню; они же, распродав свое имущество и раздав бедным, облеклись в монашескую одежду и, построив келию близ башни, заключились в ней. 3) Однажды шел пароход по реке Д., на нем было много публики. Шел общий оживленный разговор, но по большей части о предметах обыкновенных: о погоде, о дороговизне, холере и т. п. Из всего общества только один господин, одежда которого служила признаком его духовного сана, мало принимал участия в разговоре, но по большей части читал или рассматривал прекрасные и разнообразные картины природы, представлявшиеся его взорам. Вдруг один господин, принимавший живое участие в разговоре, взглянув в сторону, где сидел священник, сказал: – Ну, многоуважаемое общество, я хочу сказать вам проповедь и доказать, что Бога нет. Все живо стеснились вокруг него, и он начал со злобной улыбкой, которая совершенно расстроила хорошее расположение духа слушателей, доказывать, что светом управляет закон природы и что судьба людей предоставлена случаю. Но кто первый создал свет и дал ему законы, о том он, конечно, не мог сказать. Окончив свою нечестивую речь, он обратился к священнику и сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

175 Газа значит “твердыня”, “укрепление”. Город расположен на берегу Средиземного моря, на южной границе Хананеев, в колене Иудином и находится примерно в 100 километрах на юго-запад от Иерусалима. Во времена Нового Завета Газа упоминается всвязи с повествованием о крещении евнуха Эфиопской царицы ( Деян. 8, 12 ). Нынешняя Газа называется Арабами Гуззех (на середину XIX в.). Жители города Газы сообщают путешественникам много преданий о Самсоне и его подвигах; показывают разбросанные столбы храма, которые он ниспровергнул, а равно и холм, на который он внес на своих плечах городские ворота. 176 Имя Далида означает “жалкая”, “бедная”, “несчастная”. Она была Филистимлянкою вольного поведения, живущая в долине Сарек, в колене Дановом. 178 Даново колено имело свой удел между владениями колен Иудина и Ефремова с одной стороны и между владениями колена Вениаминова и морским берегом с другой. Имя Дан значит “судия”. Он, родоначальник колена, был пятый сын Иакова от Валлы, служанки Рахилиной. Пророчество Иакова относительно Дана: “Дан будет судить народ свой ... Дан будет змием на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня” ( Быт. 49, 16–17 ). Самым известным из потомков Дана был Самсон. 179 “По определению раввинов, – пишет святитель Филарет Московский , – наложница есть жена из рабынь без брачной записи и обручения, коея дети должны пользоваться дарами, но не наследством”. “Евреи, – продолжает святитель, – не только до закона, но и под законом дозволяли себе наложниц. Вероятно, что в сем обычае превращен в правило разрешения пример патриархов Авраама и Иакова” (патриархи Авраам и Иаков имели наложниц Агарь, Хеттуру и др.). Бог терпел эту слабость. Но пример патриархов не дает оправдания от нее. 180 Гива Вениаминова лежала на север от Иерусалима, в недальнем от него расстоянии, по дороге в Наблус. В настоящее время этот город полагают выше Шофата и отождествляют его с местностью Тулел-Эл-Фуль. 184 Имя Руфь означает “подруга”, “приятельница”, “дружественная”. Руфь была Моавитянка, жена Махлона. Плодом брака Руфи и Вооза был Овид, дед Давида, и таким образом, Руфь Моавитянка, язычница, сделалась одной из прародительниц Господа Иисуса Христа ( Мф. 1, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

И очень естественно, если, быть может, многие, нося имя христиан, продолжали жить по-язычески, тайно молились своим прежним богам под овином, или в роще, или у воды, на что намекает церковный устав Владимиров. Очень естественно, если чернь была еще столько суеверна, что, когда в 1021 г. по случаю голода явились в Суздали волхвы и стали проповедовать, будто причина неурожая – старые женщины и они держат в себе жито, многие верили обманщикам и убивали несчастных старух, пока не приспел туда великий князь Ярослав, не расточил и не казнил дерзких возмутителей, не образумил невежественной толпы. Припомним также рассказ летописца о разбойниках, которые до того было умножились при святом Владимире, что епископы для прекращения зла молили князя казнить злодеев смертию; рассказы о несогласиях и даже бранях между детьми самого Владимира, о непокорности новгородского князя Ярослава отцу своему, о Святополке, умертвившем трех братьев своих и готовившем ту же участь остальным братьям 972 . Все это – мрачная сторона картины... Но есть в ней и сторона светлая. Первое и самое видное место занимает здесь сам русский равноапостол. Сделавшись христианином, он сделался совсем другим человеком. Прежде Владимир был до крайности предан чувственности, имел несколько жен и множество наложниц 973 – теперь он отпустил всех этих жен и наложниц и оставался верным единой жене своей, греческой царевне Анне, с которою сочетался христианским браком 974 . Прежде мы видим Владимира жестоким, мстительным, кровожадным, даже братоубийцею – теперь сердце князя сделалось столько кротким и мягким, что он боялся наказывать и злодеев, считая это грехом, и если поднимал оружие, то единственно для защиты своих владений от врагов 975 . Всего же более восхваляют древнейшие наши писатели милосердие и щедроты благоверного князя – живой плод его христианской любви к ближним. Он повелел всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор и брать себе, что только нужно: пищу, питие и деньги; повелел также развозить по всему городу хлеб, мясо, рыбу, разные овощи, мед и квас и раздавать все это тем несчастным, которые по немощи не могли сами приходить на княжеский двор и брать себе милостыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

" Повесть временных лет " так описывает образ жизни Владимира до крещения: " Был же Владимир побежден похотью, и были у него жены... а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц " . После крещения князь освободил от супружеских обязанностей всех бывших языческих жен. Рогнеде он предложил выбрать мужа, но она отказалась и приняла монашеский постриг. До крещения Владимир был " великим распутником " , имел несколько сот наложниц в Киеве и в загородной резиденции Берестове. При этом он состоял в нескольких официальных языческих браках: помимо Рогнеды еще с " чехиней " и " болгарыней " . Кроме того, Владимир сделал наложницей вдову своего брата Ярополка – греческую монахиню, похищенную Святославом во время одного из походов. Став князем Киевским, Владимир, с целью противостоять распространению в Киевской Руси христианской веры, предпринял реформы языческого культа: воздвиг в Киеве капище с идолами шести главных богов славянского язычества (Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши, без Велеса). Во время гонений в Киеве погибли одни из первых христианских мучеников на Руси – варяги Феодор и Иоанн. Но " смотр " языческих богов не удовлетворил князя Владимира, и " пятибожие киевского княжеского пантеона " (Б.А. Рыбаков) прижилось ненадолго. Вместе с тем духовный выбор русского князя пробивался через языческую стихию и проявлялся даже в рецидивах языческой природной мощи. Согласно летописи, в 987 году Владимир на совете бояр принял решение о крещении " по закону греческому " . В следующем 988 году он захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жены сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра вышла за единоверца. Получив согласие Владимира, византийцы прислали в Корсунь Анну со священниками. Владимир вместе со своей дружиной прошел обряд крещения, после чего совершил церемонию бракосочетания и вернулся в Киев, где сразу же повелел опрокинуть языческие идолы.

http://religare.ru/2_107180_1_21.html

Уверен, что сердце после этих строк уже вам подсказало. Обойдемся без призывов к христианскому пониманию, сошлемся на моральный кодекс по Канту, который есть в каждом человеке. Юрий. григорий 12 июля 2014, 02:57 Римская империя потеряв свой Моральный СТЕРЖЕНЬ -воинская доблесть развалилась услаждая свою плоть. Греция когда вместо личной воинской повинности можно было предоставить экипированного наёмника была завоёвана. Спарта когда спартанцы из воинов превратились в менеджеров-стала яко ягнёнок. Когда дух твёрдости и долга, заменяется на услаждение чрева всегда падение. Развалится семья развалится общество и государство и мир изменится, а мир меняется.....меняются ценности. Ирине Рюрик какие Святые Отцы? говорите правильно но Отцы явный перебор. В дохристьянском периоде если женатый мужчина " входил " в женщине не женатой по договорённости за цену призновалось обсалютно нормально, помните как жена переходила от старшего брата к более младшему, два брата умерло а третий не захотел входить к жене , и жена тайной продолжает род познав отца сыновей. Всякий смотрящий на женщину с вожделением -прилюбодействует в мыслях или может дойти в мыслях до прилюбодйства,а это грех. Жена прежде долг и радость продолжения рода, " мать моих детей " а не сексуальный обьект. Ирина Рюрик 11 июля 2014, 22:25 Да, мужчины, умеете вы выкручиваться. Не перестою этим восхищаться. Это же надо, любой свой грех оправдаете и еще Святое Писание и слова Святых Отцов Церкви в оправдание приведете и именно те отрывки, которые ваши грехи оправдывает, а те места, которые не дают вам возможность выкрутиться в упор не замечаете, как будто и нет их в Святом Писании и Святые Отцы Церкви об этом ничего не говорили. И блуд для вас уже не грех, главное чтобы женщина была не замужем и все тип-топ. Еще немножко еще чуть-чуть и на православном сайте появится лозунг «Даешь каждому православному мужчине по наложнице!» О гаремах мечтаете? Так это к мусульманам, там до 4 жен иметь можно и наложниц несметное количество, главное чтобы денег вам на всех хватило, и на жен и на наложниц.

http://pravoslavie.ru/72124.html

Но Иван Васильевич, постановляя соборный приговор и грозя в нем нарушителям извержение из сана, вовсе не хотел шутить: по его приказанию произведено было дознание и когда действительно оказалось, что архиепископ виновен в нарушении приговора, в июне следующего 1504 г. он низведен был с кафедры. Второй соборный приговор о вдовых священниках и диаконах, о не служении на другой день после того, как напьются допьяна, о не житии монахам и монахиням в одних и тех же монастырях, усвояется инициативе самого митрополита. Митрополит св. Петр нашел вынужденным сделать противоканоническое постановление, чтобы вдовые священники слагали с себя священство, если хотят оставаться в миру, или шли в монастыри. Постановление св. Петра подтвердил митр. Фотий и хотел прилагать к делу митр. Феодосий. Собор 1503 г. с своим постановлением о вдовых священниках сделал то, что восстановил и подтвердил постановление о них св. Петра. Собор постановляет следующее: всем вообще вдовым священникам и диаконам с сего времени в миру не служить; тем вдовым священникам и диаконам, на которых будет доказано и которые сами скажут, что держали наложниц, слагать с себя священство и быть мирянами; если такие священники, не отдав архиереям своих ставленых грамот, сойдут куда-нибудь в дальние места и, держа женок или наложниц, под видом законных жен, будут священствовать, то предавать их градским судьям; тем вдовым священникам и диаконам, на которых не будет слово о падении блудном и которые сами про себя скажут, что после своих жен живут чисто, стоят в церквах на клиросах, то есть исполняют обязанности дьячков, а причащаться им – священникам в алтарях в епитрахилях (которые дозволяется им держать у себя на домах), а диаконам в алтарях же в стихарях с орарем; новые священники и диаконы, которые займут место этих вдовых священников и диаконов, не имеют права отсылать их от церквей, если они захотят стоять на клиросе, т. е. исполнять обязанности диаконов, за что получают четвертую часть всех доходов. Если вдовые священники или диаконы живут житием чистым и захотят постричься в монахи, то, обновив себя о всем чистым покаянием к своему духовному отцу, да священствуют в монастырях, а не в мирских (церквях).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Суламифь коленопреклоненна на райских холмах, покрытых сказочно-загадочным ковром трав и растений изумрудно-неземного цвета. Она на земле неземная, «не материальная», возвышенная, небесная. Холмы уходят все далее ввысь, указуя на предстоящее Невесте-Церкви восхождение. Так явилась тайна Христа и Церкви. Явилась чудная Голубица Христова. Ликует небо и воинства его. Божественное радование у Самого Небесного Жениха. Но торжествует и человеческий род. Изумленным взорам сущих на земле предстала божественная Суламифь. Видеша дщери Сионския и благословиша Ю, царицы и наложницы восхвалиша Ю. За райскими холмами на заднем фоне композиции изображен причудливо-сказочный белый город. Это – Небесный Иерусалим, святый град. Ближе – дщери Иерусалимские, христиане. Среди них – царицы, наложницы и девицы. Есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа. Царицы следуют за Христом ради Царства и благ его. Наложницы живут с Соломоном из-за страха, ибо взяты недобровольно. Многие и за Христом идут не добровольно, а по страху и по нужде. А девицы без числа в царстве Соломона и вовсе не живут с ним. Это те, которые не отверглись веры, но живут не для Бога, а своей жизнью и интересами. Их много. И только Суламифь, только Невеста единственная и возлюбленная, идет за Христом по одной любви. Ей нужен только Он, и ради Него она готова лишиться всего, даже всякого блага. Это – праведники и угодники Божии. И, увидев их, изумились и возликовали царицы, наложницы и девицы. Они в изумлении перед Суламифью – видят ее и благословляют. Слабейшие и малые сии ублажают святых. Церковь увидела их и благословила, и восхвалила, причисляя к лику святых. Народ Божий ублажает их, празднует и чтит. На фресках у всех дщерей Иерусалимских на главах венцы (короны). Но короны двух типов. У одних только венец. У других в венце царственная шапка с крестом. У самой Суламифи корона особенно роскошна, высока и тоже увенчана крестом. Под имеющими венец с шапкой можно разуметь цариц, а под украшенными только венцом – прочих наложниц и девиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Так Феодор и Иоанн стали первыми мучениками за святую православную веру в Русской земле. Уже в эпоху преподобного Нестора, менее чем через 100 лет после исповеднического подвига киевских варягов, Русская Православная Церковь почитала их в сонме святых. Примечательно, что память их празднуется 12/25 июля, на следующий день после равноапостольной княгини Ольги. Первыми «русскими гражданами небесного града» назвал их один из авторов Киево-Печерского патерика, святитель Симон, епископ Суздальский († 1226; память 10 мая). Последняя из кровавых человеческих жертв в Киеве стала первой христианской жертвой – сораспятием Христу. Древний торговый и военный путь «из варяг в греки» становился для Руси путем из язычества в Православие, из тьмы к свету. Но пока что сам Владимир вел себя как убежденный и жестокий язычник, что сказалось и в его личной жизни. Овладев властью в Киеве, он взял себе в качестве еще одной жены бывшую монахиню – гречанку, отличавшуюся редкой красотой. Подобно Рогнеде, она тоже была пленницей. Ее захватил Святослав в одном из византийских монастырей и привез на Русь «в подарок» своему сыну Ярополку. Волей или неволей она стала его женой. После убийства Ярополка она вместе с прочей добычей досталась Владимиру. Современники не знали, кто из двух мужей – Ярополк или Владимир – был настоящим отцом ее сына – Святополка. Но и этого было мало Владимиру, «побежденному похотью». Через некоторое время у него появилось еще две жены, предположительно чешка и болгарка, а сверх того наложниц в загородных резиденциях князя было не меньше, чем у библейского царя Соломона. Однако летописец напоминает, что мудрый Соломон под конец своей жизни был побежден нечестием своих жен-язычниц и отступил от отеческих заповедей, а Владимир, хоть по сравнению с царем и «был невежда, но под конец обрел себе вечное спасение». Сгустил летописец краски, описывая ненасытное Владимирово «женолюбие», чтобы потом резче оттенить произошедшую с ним благодатную перемену, или нет, но за этими подробностями скрывались реальные факты. По свидетельству восточных авторов, знатные руссы, не одни только князья, помимо нескольких жен держали при себе множество пленниц-рабынь, которых они превращали в наложниц, продавали купцам и вообще поступали с ними как вздумается. Но пример самого Владимира показывает, что дети рабынь не были изгоями общества, особенно мальчики, которые со временем становились полноправными членами княжеских и боярских дружин и даже наследовали достояние своих отцов.

http://pravoslavie.ru/3487.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010