Вопрошение же Иакова об имени Боровшегося с ним было сродным вопросу Моисея (см.: Исх. 3:13 ), также сформировавшегося в языческом окружении и поэтому желавшего указания неких внешних признаков Явившегося ему. В отличие от Моисея, смогшего понять слово о Сущем, Иаков слышит в ответ только: на что ты спрашиваешь о имени Моем? [оно чудно] ( Быт. 32:29 ). Примирение Исава с Иаковом (Быт. 33:1 – 20) Это повествование открывает историю патриаршества Иакова, возглавившего отныне ветхозаветную общину спасения. Избиение жителей Сихема (Быт. 34:1 – 31) Здесь Иаков впервые берет на себя всю ответственность за ветхозаветную церковь Божию, в том числе и за безрассудный и вероломный поступок своих сыновей – Симеона и Левйя. За то, что они сделали Иакова ненавистным для [всех] жителей сей земли ( Быт. 34:30 ), он лишает их в дальнейшем главенства и удела в Израиле (см.: Быт. 49:6–7 ). Четвертое и пятое богоявления Иакову. Возобновление завета (Быт. 35:1 – 15) В столь стесненных обстоятельствах Бог является Иакову, требуя очищения его общины от языческих скверн. Уничтожение идолов и иных принадлежностей языческих культов, а также совершение жертвоприношения в Вефиле стало для ветхозаветной церкви возобновлением завета, заключенного еще с Авраамом: народ продемонстрировал свою верность Богу Авраама, Бог же подтвердил ранее данные Им обетования. Стихи 14 – 15 являются, по мысли большинства библеистов, дублетом повествования Быт. 28:18 – 19 . Смерть и погребение Рахили (Быт. 35:16 – 21) Рахиль умерла при рождении двенадцатого сына Иакова – Вениамина и была погребена возле Вифлеема. Ее гробница, сохранившаяся и по сей день, упоминается у пророка Иеремии (см.: Иер. 31:15 ) в связи с пленением колен Ефрема и Манассйи, потомков Рахили, и у евангелиста Матфея (см.: Мф. 2:18 ) в связи с избиением младенцев в Вифлееме. Дети Иакова (Быт. 35:21 – 26) В этом кратком разделе перечисляются все сыновья Иакова, как от жен, так и от наложниц. Дальнейшее повествование подтверждает предположение о том, что Иаков, согласно традициям народов Междуречья, уравнял их в правах, признав детей от наложниц своими. В этом же разделе сказано о грехе Рувима, лишенного впоследствии за это первородства. Смерть и погребение Исаака (Быт. 35:27 – 29)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Практика христианской Традиции не переняла таких концепций. Церковь предлагает радикально отличную от них концепцию и объяснение полового влечения: это есть «сила любви», посеянная не только в воле, но и во всем естестве, в теле и душе человека. Однако вместе с тем эта сила выражает прежде всего стремление к бытийной автономии естества, его самоувековечивания. Вот почему христианская практика выражает с помощью традиционной символики «чистого» и «нечистого» свою собственную осторожность и недоверие по отношению к половым функциям. Нечистой является не природа, но ее обман, чтобы играть в игру смерти путем жизни. Символика «чистого» и «нечистого»: многозначащий архетип различия между свободой и необходимостью. Между свободой личности и законами естества, естественной необходимостью индивидуальной смерти. Только любовь благовествует личностное бессмертие: экстаз, то есть выход вне, за пределы бытийных возможностей природы; черпание бытия из общения любви. 7. PROMENADE PARMI LES TONS VOISINS Есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа; но единственная — она, голубица моя, чистая моя.   ПУТЬ ЖИЗНИ и путь естества, любовь и смерть. Не получается понять разницу между ними с помощью искусства ума. Также религиозные проповеди не являются достаточными. Источником и средством различения является только опыт. Изначальное брезгование половыми функциями — значит ли оно неосознанное участие в опыте смерти? Во всяком случае, придание биологическим функциям характера «порочности» или «нечистоты» не оценивает и не градуирует эту разницу так, как понятия духовного и плотского, логического и инстинктивного, законного брака и беззаконного удовольствия. Во всяком случае в еврейской традиции ничего не препятствует мужчине иметь две или больше жен (Втор. 21:15; 1 Цар. 1:2) или взять себе наложниц и рабынь (Быт. 16:2; 30:3; Исх. 21:7; Суд. 19:1; Втор. 21:10). За исключением священного блуда (который означает отпадение от истинной религиозности) блуд в целом не осуждается (Быт. 38:15-23; Суд. 16:1). Только последующие «софиологические» тексты предупреждают об опасности связи с блудницами (Притч. 23:27; Сир. 9:3; 19:2). То, что запрещается недвусмысленно, — это прелюбодеяние [ 2 ]. Наказывается смертью как взятая в прелюбодеянии, так и тот, кто склонял ее к этому (Втор. 22:22; Лев. 20:10). Однако смысл запрещения состоит в охранении прав супруга, поскольку не наложено никаких запретов на мужчину в его связях с незамужними женщинами и блудницами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Св. Григорий Нисский вкладывает слова отврати очи твои от мене, яко тии воскрилиша мя в уста Невесты, обращающейся к Жениху. Слова же предыдущего и последующих стихов он приписывает Жениху. Далее Жених, восхищаясь и хваля, вновь описывает Невесту: 6:5–6 Власи твои, яко стада коз, яже взыдоша от Галаада Зубы твои, яко стада остриженных, яже взыдоша от купели, вся близнята родящыя, и безчадныя несть в них, яко вервь червлена устне твои, и беседа твоя красна: яко обращение оброщение шипка ланиты твоя, кроме замолчания твоего. Это было ранее истолковано (см. 4:1–5). И далее Жених (Соломон) говорит: 6:7–8 Шестьдесят суть цариц и осмьдесят наложниц, и юнот, имже несть числа: едина есть голубица моя, совершенная моя: едина есть матери своей, избранна есть родившей ю: видеша ю дщери и ублажиша ю, царицы и наложницы, и восхвалиша ю. 6:8–9 Есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа, но единственная – она, голубица моя, чистая моя; единственная она у матери своей, отличенная у родительницы своей. Увидели ее девицы, и – превознесли ее, царицы и наложницы, и – восхвалили ее. Св. Григорий Богослов говорил: если кто раб, пусть работает господину страха ради наказания; если кто наемник – пусть трудится ради вознаграждения; а если ты сын, то будешь трудиться по любви. А еще можно добавить, что есть и те, которые практически не работают на господина (вольные), но однако почитают его и не отрекались от него, не враждовали с ним, хотя и живут для себя. Так бывает и среди различных членов Церкви. Различны причины, по которым люди работают Господу и находятся в Церкви. Различно их духовное состояние, различно их стояние перед Христом, различно и небесное воздаяние. Об этом так пишет бл. Феодорит: «Известно, что многие и различные суть чины благочествующих. Чему научая нас Господь глаголет: «Многи суть обители у Отца моего» ( Ин. 14:2 ) и при разделении талантов не по пяти каждой получил: но един пять, другой два, третий един ( Мф. 25:15 ), всяк по своей силе. Также и о семенах в притче глаголет: «Другая же падоша на добрую землю, и даяху плод, ово сто, ово шестьдесят, ово тридесять» ( Мф. 13:8 )». Господь не отвергает ни тех, ни других, ни третьих, всех приемлет, как рачительный господин, но желает восхождения к высшему, ибо раб может быть освобожден и стать наемником, а наемник может удостоиться усыновления.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Первый фрагмент издается по списку РНБ, Кирилло-Белоз. 22/1099, л. 288–289. Второй фрагмент издается по списку РНБ, Кирилло-Белоз. 9/1086, л. 263 об. и 194 об. Толкование к фразам: «Исус в стрлах, Моисей в чертоз» и т. д. печатается по списку РНБ, Кирилло-Белоз. 11/1088, л. 236 об.–237. Третий фрагмент издается по списку РНБ, Кирилло-Белоз. 22/1099, л. 15–15 об. Вопросы и ответы от Божественных писаний Вопрос. Что значит: шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа? Ответ. Единая царица в шестидесяти царицах – это душа, а восемьдесят наложниц открывают восьмое таинство, то есть будущий век. Вопрос. Что значит: дом вдовы – жилье обитаемое, и в нем горсть муки, и масло, и вода, и два поленца? Как имя воскресшего сына? Ответ. Имя вдовы – Сарепта, сына ее – Иона, а дом ее прообразует церковь , горсть муки – святое причастие, масло и вода – крещение, а два поленца – крест. Вопрос. Что это: пришел богатый, имеющий большое богатство, к нищему, и отдал нищий богатому многое? Ответ. Богатый – это Христос, а нищий – Иоанн, пришел Христос к Иоанну, владея всеми благами земными, и принял от Иоанна крещение, которого не имел. Вопрос. Кто принес Господу чистую воду и плат нетканый и попросил для себя то, чего нет у него? Ответ. Когда блудница припала к ногам Господа, омочила их слезами, отерла их волосами своими, то попросила себе прощение грехов. Вопрос. Что значит: Исайя сказал: «Власть его на плече его»? Ответ. На плече Он нес крест, ибо шел на распятие. Вопрос. Что значит, если Иеремия сказал: «Горлица, ласточки, сильный щур – птицы, они знали приход лета»? Ответ. Горлица называется церковь , а ласточка – Иоанн Креститель, а щур – блаженный учитель, премудрый Павел, а лето – Христос, и как эти птицы предвещают приход лета, так и те проповедают пришествие Христово. Вопрос. Какая женщина из народа сказала: «Блаженно чрево, носившее тебя, и сосцы, которые ты сосал»? Ответ. Это сказала Фотиния самаритянка, которой явился Господь у колодца Иакова. Вопрос. Что значит, что Господь сказал: «Если простите людям их грехи, то и вам простит Отец ваш небесный»?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Камир, слуга 166, 506 Камица, см. Евстафий Камица Камицы 12 Кантакузин, см. Иоанн Кантакузин Кантакузин 268, 313, 316, 317, 321, 352–355, 585, 600 Кантакузины 12 Канц 221 Кара 351 Карай 582 Каратекин, Харатик 190, 191, 196, 523 Караца, см. Аргир Караца Карик 24, 248, 547 Карл Великий, король французский 560 Карпов 47 Каспак 303, 304 Кастамонит, см. Никита Кастамонит Катакалон 64, 66, 448 Катакалон, см. Александр Евфорвин Катакалон Катакалон, см. Кекавмен Катакалон Катакалон, см. Константин Евфорвин Катака-лон Катакалон, см. Никифор Катакалон Катакалон, см. Тарханиот Катакалон Катананк 187, 521 Катародон 388 Катичич Р. 48 Катран 221 Кафаро 580, 585 Каэн К. 526, 579, 584, 586 Кедрин, см. Георгий Кедрин Кекавмен 451, 507, 554 Кекавмен Катакалон 260, 262, 550 Кекавмен Катакалон, сподвижник Исаака I Комнина 550 Кекавмен. см. Михаил Кекавмен Кербога 300–302, 305, 307, 574–576 Кефала, см. Лев Кефала Килич-Арслан I (султан 1092– 1107 гг.) 199, 250, 251, 300, 527, 561, 562, 570, 571, 573, 582, 609, 615 Килич-Арслан, см. Мелик-Шах II Кир 271, 588 Кирил Филист 487 Кица 272 Клемент III, см. Виберт Клеопатра 19 Козьма, пресвитер 623 Колер 558 Коломан Арпадович, Коломан, король венгер-ский 560, 605 Комискорт 156, 499 Комнено Ласкарис 521 Комнин, см. Адриан Комнин, брат Алексея I Комнина Комнин, см. Адриан Комнин, племянник Алек-сея I Комнина Комнин, см. Алексей I Комнин Комнин, см. Алексей Комнин, племянник Алек-сея I Комнина Комнин, см. Андроник Комнин Комнин, см. Иоанн Комнин, отец Алексея I Комнина Комнин, см. Иоанн Комнин, племянник Алек-сея I Комнина Комнин, см. Иоанн II Комнин Комнин, см. Исаак I Комнин, брат Алексея I Комнина Комнин, см. Исаак Комнин, сын Алексея I Ком-нина Комнин, см. Константин Комнин Комнин, см. Мануил Комнин Комнин, см. Никифор Комнин Комнина, см. Анна Комнина Комнина, см. Евдокия Комнина Комнина, см, Мария Комнина, дочь Алексея I Комнина Комнина, см. Мария Комнина, сестра Алексея I Комнина Комнины passim Конрад, коннетабль 578 Конрад, крестоносец 582 Конрад, сын Роберта Гвискара 460

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пророки названы «сожительницами» Христу, ибо с ними сожительствовало уже в те времена превечное Слово и зачинало в них пророческое ведение. Вкусив сладость Слова, они ожидали Его воплощения. 3 . Далее дева Прокилла говорит и о прочих девицах : «Затем девицами, которым нет числа, называется множество тех, которые жили праведно под руководством высших и юношески и усердно боролись со грехом». Эти люди жили под руководством цариц -праотцев до потопа и наложниц -пророков после потопа. 4 . Однако никто из них не достиг славы девственников Нового Завета, славы Церкви Христовой. Об этом так говорит Прокилла: «Но из них ни царицы, ни сожительницы, ни девицы не сравниваются с Церковию. Ибо она, совершенная и избранная преимущественно пред всеми ими, состоящая и соединенная из всех апостолов, есть невеста, превосходящая всех красотою цветущей юности и девства. Посему она и ублажается и восхваляется другими, так как она обильно видела и слышала то, чего те желали хотя бы на короткое время видеть, но не видели, и слышать, но не слышали. «Блаженны, сказал Господь ученикам, очи ваши, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали ( Мф. 13:16–17 ). (Сравни: Увидели ее девицы, и – превознесли ее, царицы и наложницы, и – восхвалили её: Кто эта, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами? – Г.Ф.). Потому пророки и ублажают Церковь и удивляются ей, что, чего они сами не сподобились слышать и видеть, того она удостоилась и сделалась причастницей. Ибо шестьдесят цариц, и восемьдесят наложниц, и девиц без числа: но единственная она, голубка моя, чистая моя » Ореховый сад 6:11 Тамо дам сосца моя Тебе. 6:11 Я сошла в ореховый сад посмотреть на зелень долины, поглядеть, распустилась ли виноградная лоза, расцвели ли гранатовые яблоки? В райском саду были первые люди – Адам и Ева . И в нетленной, еще не оскверненной чистоте добродетели их душ были подобны чудным растениям этого сада. Но, преступившие заповедь Божию, утратившие целомудрие прародители были изгнаны из сада.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Человекообразие (антропоморфность) ветхозаветных изречений о Господе принимает иногда крайне яркие формы. Господь то раскаивается, то скорбит в сердце Своем ( Быт. 6:6 ), то терпеть не может и тяжело Ему нести ( Ис. 1:13–14 ). А здесь, взирая на возлюбленную Свою, на народ Свой, Ягве говорит: Уклони очи твои от меня, потому что они волнуют меня . Красота истинного народа Божия покоряет и волнует Его. В Нем «волнение любви»! Макарий (Глухарев) переводит даже: «Отклони от Меня очи твои, ибо они поборают Меня», как некогда Иаков в ночной борьбе «Бога победил». Святые покоряют Господа, Он не может противиться им. Так Господь сказал Аврааму: «Утаю ли Я от Авраама, раба Моего, что хочу делать!» ( Быт. 18:17 ). Нет! Не утаит! Господь «покорен и взволнован» верой Авраама! А в славянском переводе – яко тии воскрилиша Мя. Господь «окрылен» от взгляда очей святых Своих. Далее следует описание Невесты (ст. 6:6–7), вполне соответствующее 4:1–3 и нами уже изъясненное. Упоминаются ее волосы, зубы и ланиты. А вот новое сравнение. Царственный Жених восклицает: Есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа, но единственная – она, голубица моя, чистая моя; единственная она у матери своей, отличенная у родительницы своей. Здесь имеется явно указание на царство Соломона в великолепии его в начальный период царствования его, так как число жен и наложниц еще намного меньше того, которое будет у него впоследствии. Иносказательно под царицами, наложницами и множеством девиц можно разуметь языческие народы. Много у этих народов царственного ( царицы ), вожделенного ( наложницы ) и по естеству природы прекрасного ( девицы ), но единственная – она, голубица Моя, чистая Моя – один только народ избрал Ягве. Только в нем, во святом Израиле, был Дух Его, посему и народ сей – голубица Его . Только от сего народа, подобно голубю, воскрылялась чистая молитва Богу, очищая тем народ. Чистая Моя – говорит о нем, взирая на него, Господь. Народ Израильский, по сравнению с другими, был очищен Божественным Законом. «Ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле. Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, – ибо вы малочисленнее всех народов, – но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим» ( Втор. 7:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

«Имени (же) не нарицают святого, – говорят они, – но како прозовут родители, в то имя и крестят, а не яко же св. Отцы установима; крестящимся не нарицают имен святых, но зверина имена нарицают: лев, пардус и прочих зверей». Этим обвинением полемисты хотели провести резкую черту между собой и латинянами, как это заметно и из других обвинений. 4 Еще же от пресвитеров, миром помазанных паки помазывать не страшатся (латиняне), епископов себе проповедающе и пресвитерское помазание не полезно быть и вотще совершаться блюдуще. Не лет бо есть, глаголют, священникам крещаемых миром освящать, но архиереям токмо узаконено есть. Откуда взято это постановление? Кто из апостолов, отцов, или какой собор установил такое правило? Как же незаконно это перепомазание, – спрашивает митрополит Иоанн, – когда в символе веры , всегда и везде, каждым верующим возглашается и читается так «исповедую едино крещение во оставление грехов?». А если одно крещение, то одно и миро святое в этом крещении, не другое – какое-либо, но в то же самое (с крещением) время совершаемое равно иереями и епископами). 105 5 Относительно таинства покаяния полемисты обвиняли латинян в том, что они (будто бы) совсем игнорируют, его. «А согрешившим не от Бога просить прощения, но прощают попове их на дару», чем, очевидно, указывается на симонию и латинские индульгенции. «Егда же, – дополняет полемист, крестився взрастет и впадет в грех человеческий, не покаянием и исповеданием исцеляют его, но помажут его маслом деревянным, а покаяние отметают». 106 А попове их (латинян) не женятся законной женитьбой, но с рабами дети добывают, и служат невозбранно, а епископы их наложниц держат; аще умрет первая жена, другую поимают и третью, другие-же и до седьмой жены поимают и служат. 108 «Попы ваши, – говорят с негодованием полемисты, – не женятся только по имени, а на деле держать у себя наложниц. Проведши распутно время, поп ваш идет утром к своей богомерзкой братии, говоря: «Простите меня грешного, – я согрешил, соблазнился»; и служит безнаказанно.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Мы видели, что на долю предков наших выпало великое счастье – одновременно со св. крещением получить и Священное Писание на родственном, вполне им понятном наречии; мы видели, с каким усердием они списывали, изучали, снабжали толкованиями, проповедовали откровенное Слово Божие... Спрашивается теперь: как оно действовало на сердца их? Возрождало ли оно их к новой жизни, вызывая покаяние и стремление к небесному?.. Испытали ли на себе предки наши XI и XII веков эту возрождающую силу Слова Божия? С отрадным чувством можем утвердительно сказать: да. Большинство у нас, как и везде, стояло, конечно, вне влияния Слова Божия. Истинные христиане между предками нашими составляли, как и всегда, «малое стадо». Время было грубое, страсти сильные, но избранники Божии, князья и простые люди, иноки и миряне тем ярче сияли посреди духовной тмы чудными светом христианских добродетелей: благочестием, смирением, терпением, целомудрием, милосердием, самоотвержением, духом молитвы, силою веры. Наши летописи и другие, дошедшие до нас писания этой эпохи, представляют о том, хотя большею частью краткие, но многочисленные свидетельства. Первый пример такого нравственного перерождения силою живой веры во Христа и слово Его, представляет сам Владимир, наш первый князь-христианин. Сделавшись христианином, он стал совсем другими человеком. Дотоле без меры сластолюбивый, имея несколько жён и множество наложниц, он отпустил теперь всех этих жён и наложниц и оставался верным единой жене своей, греческой царевне Анне, с которою сочетался христианским браком. Прежде жестокий, мстительный, кровожадный, войнолюбивый, теперь он сделался христианином: стал кротким, человеколюбивым, милосердым, боясь наказывать даже злодеев, чтобы не согрешить, и если поднимали оружие, то единственно для защиты владений своих от врагов. Евангельское слово: «блаженны милостивые» глубоко запало в его сердце и управляло его действиями. Особенно милостив он был к «меньшим братьям», к страждущим и нуждающимся. Трогательно читать у летописца описание его нежных забот о бедных и убогих. Всякий нуждающийся мог приходить на княжеский двор и получать, что ему было нужно, – пищу, питье, деньги: он повелел также развозить по всему городу хлеб, мясо, рыбу, разные овощи, мёд и квас и раздавать тем, которые по убожеству или болезни не могли сами приходить на княжий двор за милостынею. Сердобольный князь одевал нагих, искупал должников, освобождал содержимых в рабстве. Подобен Владимиру был и сын его, Ярослав, который и всю семью свою воспитал в благоверии, и христианство, отцем насаждённое, утвердил в народе распространением Св. Писаний и истолкования его, помощью переписывания, перевода и оснований публичной библиотеки, а также ревностным наставлением в вере чрез священнослужителей, поощряя их к тому. Христолюбцем называет Нестор Ярослава, стараниями которого вера Христова действительно начала в стране «плодитися и разширяти».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

Скачать epub pdf Глава двенадцатая «И явилось на Небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» ( Откр. 12:1 ). Иоанн Богослов видит, ради кого Господь вступает во власть, ради кого наступает конец мира; его взору предстает явление, объясняющее цель существования мироздания. Жена – это образ святой Церкви, причем очень распространенный в Священном Писании образ. Не случайно апостол Павел говорит, что союз мужа и жены – это прообраз Христа и святой Церкви. Церковь является вечной женой Христа. Главное предназначение жены – это дети, так что Церковь «рождает» Христу детей от семени, которым является слово Божие. Поэтому апостол Петр и говорит, что «семя есть слово Божие» ( Лк. 8:11 ). Христос дает Свое слово Церкви, она в ответ рождает Ему детей, то есть детей Божиих. Рождение это происходит в святой Купели, а развитие, возрастание, цель которого – попасть на небеса, происходит благодаря жизни в Церкви. Образ Церкви как жены описан в Книге Песни Песней царя Соломона: «Есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа, но единственная – она, голубица моя, чистая моя; единственная она у матери своей, отличенная у родительницы своей. Увидели ее девицы, и – превознесли ее, царицы и наложницы, и – восхвалили ее. Кто эта, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами? Я сошла в ореховый сад посмотреть на зелень долины, поглядеть, распустилась ли виноградная лоза, расцвели ли гранатовые яблоки? Не знаю, как душа моя влекла меня к колесницам знатных народа моего» ( Песн. 6:8–12 ). Здесь Церковь описана как некая девица, единственная жена, которая прекрасней всех цариц, наложниц, то есть других религиозных организаций, пытающихся «присоседиться» к Богу. Господь говорит, что у Него есть одна единственная Царица, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, и светлая, как солнце, но и грозная, как полки со знаменами. Это тот самый образ, который видит Иоанн Богослов: он видит Церковь во славе ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010