Господь даде, Господь отъят: яко Господеви изволися, тако бысть ( Иов.1:21 ). Так увещеваю почтение твое, как мать и родительницу или сестру мою любезнейшую: вознесем глас хвалы, (831) покажем лицо светлое, научим делами, что мы носим крест на плечах своих, и умерли волею, и во всем повинуемся божественным делам 1496 . Если ты будешь поступать таким прекрасным образом, то доставишь радость Христу, бессмертному Жениху своему, а если будешь скорбеть, то, конечно, опечалишь Его, как любящая другого больше Его. Видишь ли, к чему речь привела тебя? К тому, что ты не сирота, не остаешься без призрения, без покровительства. Если Бог за нас, кто против нас? ( Рим.8:31 ). Если Он защищает, то кто станет противиться? Так и ныне, сестра, я решился увещевать тебя. Ты же хорошо сделаешь, если поверишь немудрому старцу, дающему хороший совет и поистине принимающему твои обстоятельства за свои собственные, по-надлежащему. 549. К монаху Мефодию (II, 215) Сколько твое достоинство желает видеть наше смирение, столько же, будь уверен, и мы желаем личного собеседования; но так как написано: не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего ( Рим.9:16 ), то надобно Ему предоставить это желание и на Него возложить попечение; и Он сотворит, когда будет Ему угодно, волю боящихся Его ( Пс.144:19 ). А теперь нужно отвечать надлежащим образом на вопросы, предложенные духовными братьями нашими Иларионом и Евстратием при посредстве твоего благочестия. Но чтобы сказанное было понятнее, пусть наряду с каждым из предложенных вопросов помещается и ответ. (832) Вопрос 1 1497 . О пресвитерах, рукоположенных в Риме, в Неаполе и Лонгобардии без извещения и отпущенных: следует ли принимать таких и иметь общение с ними, вместе вкушать пищу и вместе молиться? Ответ. Во время ереси, по необходимости, не всё бывает непременно по правилам, установленным во время мира. Так, мы видим, поступали и блаженнейший Афанасий, и святейший [Col. 1648] Евсевий, которые оба совершали рукоположение над лицами не своей области. И теперь, видим, совершается то же самое при настоящей ереси. Итак, упомянутые, если явно не осуждены, отнюдь не должны быть отвергаемы за то, что рукоположены таким образом, а должны быть принимаемы с соблюдением четырех предложений 1498 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Действительно, в 1492 году, первом году этого восьмого тысячелетия, Колумб отплыл на поиски Нового Мира и открыл то, что мы теперь называем Западной Индией. В 1493-1494 гг. он вернулся туда с семью судами и тысячью колонистов. Колумб был убежден, что на этих островах он нашел не только Антилию, остров Семи городов, но и «Сипанго» (Японию) и Индию. Этим островам ошибочно было дано название Западной Индии, потому коренных жителей Америки называли индейцами, а Западная Индия также именовалась Антилией. Во время третьей экспедиции, в 1498 году, Колумб открыл Южную Америку. Найдя огромный залив с пресной водой в устье Ориноко, он решил, что это была одна из пяти Райских рек, которые описаны в книге Бытия: «Из Едема выходила река для орошения Рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Ханавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее». (Быт. 2. 10-12). По возвращению в Испанию, с 1500 года, Колумбом все более и более овладевала идея поиска Рая, земного Иерусалима, за открытием которого должен был последовать конец мира. В 1502 году он отправился в пятую экспедицию, в поисках несуществующего прохода через страну, которая теперь называется Панамой, к тому, что лежит за ней — Раю. В 1504 Колумб возвратился, уставший и крайне разочарованный, так и не увидев земли Рая. Колонисты, которые отправились с ним, восстали на него, найдя золото в недостаточных количествах, истребляя и покоряя местное индейское население. Колумб не смог прожить согласно принципу своего имени: Христофор Колумб — Христоносный колонист. Хотя Колумб и не родился в Португалии, он олицетворяет трагедию истории Португалии, корни которой в сочетании многих особых факторов. Во-первых, как результат утраты Православной Христианской веры, Португалия утратила Полноту Святого Духа, которую принес в эту страну святой апостол Иаков. Во-вторых, устремления и амбиции португальцев, на протяжении веков, сокрушались исламским игом. И, в-третьих, географическое положение страны было таково, что будучи окраиной Европы, португальцы, всегда с любопытством смотрели в сторону заката солнца, взглядом пересекая этот загадочный Атлантический Океан, источник множества легенд. И не последнее место в этих легендах занимало идея, что Древняя Вера Португалии, все еще могла быть найдена там, за океаном у семи епископов, на острове семи городов. Национальная идея и духовный идеал португальской души, устремленной — паломнической души, начиная с эпохи святого апостола Иакова, вызрела в XV веке в устремленность на поиски Святого Духа, Иерусалима, Рая. Лишенные духовных ориентиров и, не имея руководства, земное и небесное перемешалось у португальцев, и те, кто отправились на поиски Рая, нашли не Рай, но золото, власть и земли первобытных народов. Они нашли не Иерусалим, а Вавилон, они нашли не Империю для души, как однажды описал Царство Небесное португальцам великий Мартин Бракарский (Думийский), но Империю земную.

http://pravoslavie.ru/1923.html

Максины , пушкари, 1624 г., Зарайск Маковица и Маковка , несколько крестьян, XV–XVI вв., Новгород Макурин Иван, крестьянин, 1624 г., Курмыш Макута Анфалов, крестьянин, 1490 г., Белоозеро Макуша , крестьянин, 1490 г., Новгород Макушев Григорий, солдат, 1660 г. Макшеевы , слуги митрополитов и патриархов, XVI–XVII вв.; Калемет [см. Калемет] и Асеметелим [см. Асеметелим] Никитичи, 1568 г., Ярославль [см. Шатило] Малаг, Малага ( Малг, Малга ): кн. Иван Дмитриевич Малаг Жижемский, середина XV в.; Малага (Малга), митрополичий приказчик в Костроме, вторая половина XV в.; Малга Демин, городовой приказчик, 1590 г., Псков; Малага, крестьянин, 1545 г. [см. Деша] Малаховы , вторая половина XVI в., Кашира и Тула [см. Бухнов] Малаш , крестьянин, 1545 г., Новгород [см. Круглыш] Малаш – Малахия (? – С. В.) Малбуга Андреевич Лазарев, 1552 г., Новгород Малг см. Малаг Малей, Малеевы : Малей, крестьянин, 1492 г., Владимир; Богдан Малеев, посадский человек, 1614 г., Белоозеро; Сергей (Сергуша) Малей, крестьянин, 1627 г., Курмыш Малец, Мальцевы – очень распространено в XV–XVII вв.; Василий Петрович Малец Квашнин [см. Квашня], вторая половина XV в. Малечка, Малечкины : Мясоед [см. Мясоед] Константинович Малечка, дворянин в новгородском походе, 1495 г.; ср. в Твери его вотчина – село Малечкино; от него – Малечкины; Малечка Михайлович Гневашев [см. Гневаш], 1559 г., Белоозеро Малина , крестьянин, 1498 г., Новгород Малко, Малков : Малко, крестьянин, 1564 г., Олонец; Дмитрий Игнатьев Малков, бортник, 1632 г., Нижний Новгород Малмора Василий Никитич Фомин, митрополичий боярин, начало XVI в. Малой, Малово : Борис Васильевич Малой, конец XV в., Новгород Малыга, Малыгины : Малыга, крестьянин, конец XV в., Переяславль; Малыгины, с конца XV в., Ярославль и Новгород [см. Аркат, Изюм, Обычный, Сыдавный] Малыш, Малышевы – очень распространено в XV–XVII вв. в Вотской пятине [см. Холмов] Малышкины Василий и Матвей Родионовичи, 1569 г., Ярославль Малюк , крестьянин, 1564 г., Олонец; Малюк Миняев, крестьянин, 1593 г., Арзамас

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Троекур кн. Михаил Львович Ярославский, 1495 г.; от него – князья Троекуровы [см. Ахмет, Тюмень] Тропин Иван Семенов, подьячий, 1522 г., Москва Тропыня , дворский тверского князя, середина XV в., Кашин Тростенский кн. Александр Андреевич Оболенский [см. Голодный], убит в 1445 г. под Суздалем татарами. Фамилия от села Тростье в Оболенске [см. Козлина, Тетеревик] Трохно – Трофим или Трифон, Новгород Трояков Филя Захаров, дьячок, 1526 г., Белоозеро Трубак Федор, крестьянин, 1580 г., Новгород Трубица Григорий Петрович Вельяминов, первая половина XVI в.; Григорий Андреевич Трубицын, 1613 г., Арзамас Трубников Федор Семенович, середина XVI в., Рязань Трудница Иван, крестьянин, 1564 г., Олонец Трун, Трунов : Труп, крестьянин, 1545 г., Новгород; Трунец Иван, рыболов, 1585 г., Псков; Григорий Трунов, дворцовый дьяк, 1600 г. Трун – тряпье, ветошь; трунить – подшучивать (Даль) Трунин Григорий Протасьевич, 1590 г., Мещера Трупехин Антипп, посадский человек, 1585 г., Псков Трус, Трусов : Матвей Панфилович Трус Воробин [см. Вороба], середина XV в.; от него – Трусовы; Еремей Трусов, посол в Рим к папе, 1537 г. Трус – землетрясение; переносное – страх, трусливый, боязливый Трусанов , крестьянин, 1470 г., Кашин Трутень Алешка, крестьянин, 1498 г., Новгород Труха, Трухин : Труха, крестьянин, 1540 г., Новгород; Караул [см. Караул] Иванович Трухин, 1603 г., Новгород Труха – сор, мелкое сено, древесная гниль; Труха, Трухно – Трофим или Трифон, Новгород Трухан , крестьянин, конец XV в., Новгород Трухач, Трухачев : Трухач, крестьянин, начало XVI в., Новгород; Василий Иванович Трухачев, 1579 г., Ряжск Трушин Михаил, казак, 1636 г., Епифань Трушневы Салтык [см. Салтык] и Висл [см. Висл] Степановы, крестьяне, конец XV в., Белоозеро Трызло Иван, крестьянин, середина XVI в., Новгород; Трызловы, конец XVI в., там же Трынковы Никита и Кузьма Борисовичи, 1550 г., Тверь Тряблый Иван, 1664 г., Двина Тряпка Яковлевич Посохов [см. Посоховы], 1545 г., Новгород Тряс Елизаров, крестьянин, 1571 г., Новгород

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Щир. Церковь Воскресения Христова. Воскресенская церковь /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Щирской (Щырской) погост Шелонской пятины впервые упоминается в описях за 1498 г. Он возник на берегу Щирского озера, известного в ранних летописях под названием «Скир» (от др.-скандинавского - «чистый»). В описях за 1498 г. говорится: «Великого князя погост Щирской, а на нем церковь Егорей Великий, а людей нетяглых: двор поп Иван, двор дьяк церковный Якуш, двор сторож Онуфрейко, двор проскурница Лукерья». По писцовому счету 1498-1501 гг. к Щирскому погосту относились 84 деревни со 177 дворами, 5 пустых деревень и одна пустошь. В населенных дворах жили 258 «людей» - взрослых работников мужского пола. На территории Щирского погоста проживало около 1100 человек. После падения Великого Новгорода, кроме великого князя, землями в Щирском погосте владели московские помещики Истома Нащекин, Семен Воронин, Василий Лодыгин, Сувор Назимов, Судок Линев, Ивашко Щулепников и новгородские своеземцы (мелкие вотчинники. - А.Е.) Ивашка Мосе-ев, Васка Есипов, Ивашка, Гридя и Оксинья Без-гачевы и др. В описях 1498 г. упоминаются многие существующие сейчас деревни - Лог «у озера у Щиру» (совр. дер. Щир), Сковородка, Кочегоща (Кочегоще), Перехода (Перехожа), Заозерье, Кириково, Горка (Горушка), Бобови-ща (Бобовище), Тужерино, Добрила у часовни (Добриво), Горка Квашенкина «на рубеже на Пьсковском» (Красная Горка), Бродско (Бровск), Выборово, Обод, Нешова (Нишева), Ждана (Ждани), Рагозино, а также деревни, исчезнувшие в советское время, - Зачеренье, Лютая «на реце на Лютой» (Люта), Исаково, Овцино, Щаницы, Голубско, Миложа, Понаш-бор, Крокшино (Крукшино). Упоминается и деревня Струги, давшая название поселку Струги Красные. Между 1498 и 1582 годами на острове Черного (Вязковского) озера был основан Черно-озерский мужской монастырь. В описях 1582 г. сообщается: «На погосте на Щиру монастырь на озере на Черном на острову, от Литовских людей зжен и воеван. А на пожарище осталось: церковь древена Никола Чудотворец, стоит без пенья, да место, что была другая церковь Живоначальныя Троицы. А кельи пожгли Литовские люди, а игумена и братию побили и в полон поимали». По описаниям 1628 г., монастырь был сожжен шведами, а затем восстановлен и приписан к новгородскому Духову монастырю. По Штатам 1764 г. его упразднили. В 1996 г группа энтузиастов установила в западной части острова, где находилась обитель, православный крест и икону. Ранее весь остров состоял в составе Стругокрасненского района, с 1 января 2006 г. его восточную часть отнесли к Плюсскому району.

http://sobory.ru/article/?object=32486

Голка – ссора, шум, звук выстрела (Даль) Голыга, Голыгины : кн. Иван Глебович Голыга Шумаровский [см. Шамины-Шумаровские], 1530 г.; от него – князья Голыгины; Евсевий Голыгий, крестья нин, 1652 г., Коломна Голыга – голыш, голтяй Голыш, Голышевы : Данило Голыш, холоп, 1603 г., Новгород; Никуда Голышев, крестьянин, 1638 г., Галич Голыш – камень. Ср. голтяй и голыш Голышкин Шестак [см. Шестак], дьяк Земского двора, 1613 г., Москва Голь , крестьянин, 1498 г., Новгород Голье , крестьянин, 1498 г., Новгород Голье – отходы при обработке туши скота Гольский Идар [см. Идар] Иванович, 1578 г., Арзамас Гольцевы Иван Сергеевич и Терех [см. Терех] Осипович, 1587 г., Арзамас Голядов Кузьма Андреев, 1570 г., Москва Голямов Василий, землевладелец, середина XV в., Переяславль Голятин Яков, земский староста, 1678 г., Шуя; Голятин Яков, крестьянин, 1612 г., Арзамас Голяш Иван, крестьянин, 1498 г., Новгород Гомзин Григорий, крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород Гомза, гомзяк – гнусавый Гомзяк, Гомзяковы : Гомзяк Кутуков [см. Кутуков], митрополичий приказчик, 1506 г., Владимир; Василий Павлов Гомзяк, слуга Троицкого монастыря, 1501 г.; Давид и Михаил Яковлевичи Гомзяковы, помещики, 1577 г., Коломна Гомолин Павел, крестьянин, 1498 г., Новгород Гонобин Прокофий, стрелец, 1690 г., Севск Гонобол Иван Иванов, 1550 г., Новгород Гоноболь, гонобобель – ягода, голубика или черника Гончаров Михаил Клементьевич, 1558 г., Суздаль Гора, Горины : Алексей Филиппович Гора, середина XV в., Москва; Максим Васильевич Горин, дьяк вел. кн. Ивана III, 1502–1510 гг. [см. Лебедь, Ташлык] Горбатый, Горбатые, Горбатовы : кн. Иван Васильевич Горбатый-Суздальский, середина XV в.; от него – князья Горбатые, Горбатовы; Иван Семенович Горбатый (Горбун)-Лодыгин [см. Лодыга], вторая половина XV в.; от него – Горбатовы, позже Горбуновы [см. Бучень, Кислица, Кузнец, Сусло] Горбовы Константин и Михаил Андреевичи, помещики, 1602 г., Новгород Горбун Дружина [см. Дружина], крестьянин, 1606 г., Арзамас; Александр Семенович Лодыгин [см. Лодыга], 1490 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАКИМ I [греч. Ιωακεμ] (ок. 1468, Трапезунд? - осень 1504, Силистрия, ныне Силистра, Болгария), патриарх К-польский (лето 1498 - весна 1502, нач.- осень 1504). Ученик К-польского патриарха Дионисия I (1467-1471, 1488-1490); до 1498 г. недолгое время был митрополитом Драмы. Избран на Патриарший престол на заседании К-польского Свящ. Синода единогласным решением после отречения К-польского патриарха свт. Нифонта II (лето 1498). Время восшествия И. на престол определяется по грамоте, данной патриархом Иоанна Предтечи мон-рю (близ Серр), к-рая датирована авг. 1498 г. Согласно хронисту, И. был молод, но добродетелен, разумом смирен, «пригож и прекрасен, и весь мир любил его». Согласно рассказу Кирилла Лавриота, И. был «добропорядочен, терпим, прост и учен, для рая взращен, полон же был харит». Кирилл Лавриот также указывает, что при избрании И. ему было ок. 30 лет ( Κ ριλλος Λαυρι της. Χρονικν//Αθηναον. 1877. Τ. 6. Σ. 25). После избрания И. в 1499-1500 гг. посетил свою прежнюю епархию с городами Драма и Серры (Сев. Греция) в сопровождении 5 архиереев и нек-рых клириков ведомства Великой ц. В кон. 1500-1501 г. совершил поездку в Грузию, куда бежало много греков после захвата Трапезунда (ныне Трабзон, Турция) турками в 1461 г., для сбора пожертвований и окормления паствы, а также чтобы дать благословение архиереям и пастве тех мест, где он «провел многие годы своей жизни». Это указание хрониста может служить свидетельством происхождения И. из региона Трапезунда. Собранная И. в Понте и Грузии милостыня позволила неск. поправить финансовое положение К-польской Церкви. В отсутствие И. митрополит Силиврии (ныне Силиври, Турция) начал распространять клеветнические слухи о патриархе, что осложнило отношения между К-польским Патриархатом и Османской Портой. Несмотря на попытки подкупить ряд влиятельных тур. чиновников и тем самым сохранить престол, И. вскоре все же был вынужден оставить Патриаршество под нажимом османских властей. Он поселился на азиат. берегу Босфора, в пригороде К-поля Хрисокерамос (ныне Бейлербейи, в черте Стамбула). На место И. первоначально был вновь избран свт. Нифонт, к-рый отказался занимать кафедру, после чего Свящ. Синод остановил свой выбор на митр. Пахомии Зихнийском (патриарх Пахомий I ; 1503-1504, 1504-1513). В 1504 г. И. вторично был избран на Патриарший престол усилиями своих сторонников, добившихся низложения Пахомия. С целью улучшить экономическое положение К-польской Церкви И. отправился в Молдавию, но был холодно принят господарем Богданом III, большие денежные суммы собрать не смог. Умер на обратном пути в К-поль; похоронен при патриаршем храме вмч. Георгия в Фанаре, в К-поле.

http://pravenc.ru/text/468901.html

Лета 7005, апреля 5, индикта 11, от Рождества же Сына Божия 1497». Этого послания, или грамоты, патриарха нельзя признать подлинною, если не предположить, что в ней при напечатании ее или при переводе с подлинника допущены были некоторые неточности и ошибки . В начале грамоты Иосиф назван митрополитом Киевским и всея Руси, а в конце грамоты помечено, что она написана 5 апреля 1497 г., индикта 11. Но тогда Иосиф не был митрополитом, а святительствовал еще митрополит Макарий, скончавшийся 1 мая означенного года и индикт был не 11, а 15. Да и Нифонт едва ли был тогда патриархом; он патриаршествовал два раза: в первый раз около трех лет (1487–1490), во второй — будто бы около года (1498–1499). В самой грамоте, по-видимому, есть указания на то, когда она могла быть написана. Иосиф, как видно из грамоты, просил патриарха написать о нем рекомендательное письмо литовскому государю, и патриарх действительно послал свои письма и поручил православным князьям в Литве предстательствовать за Иосифа пред государем. Такая рекомендация и предстательство всего уместнее и нужнее для Иосифа были в то время, когда происходило его избрание на митрополию и когда он был уже избран, но еще не утвержден государем, т. е. между 1 мая 1497 г., днем кончины митрополита Макария, и 30 мая 1498 г., днем утверждения Иосифа на митрополии государем. Следовательно, грамота могла быть написана патриархом 5 апреля не 1497, а 1498 г., незадолго до утверждения Иосифа в митрополитском звании, и не 11, а 1 индикта. В то время Иосифу пред самим вступлением на должность первосвятителя Литовской Церкви весьма естественно было просить у патриарха и наставлений, как смотреть на Флорентийскую унию и действовать по отношению к латинским епископам, и патриарх Нифонт, отвечая Иосифу как уже избранному на митрополию, мог из деликатности назвать его прямо митрополитом, хотя он еще не был утвержден государем . Грамота патриарха Нифонта, если признать ее подлинною, могла иметь для Иосифа весьма важное значение. Он мог на нее опираться и показывать ее православным, когда начал открыто склонять их к принятию унии, хотя патриарх в этой грамоте вовсе не уполномочивал его простираться так далеко, а советовал только не противиться слишком латинским бискупам и иметь с ними дружеское общение, но бдительно хранить отеческую веру; на требования же их относительно унии отговариваться тем, что он, Иосиф, ничего не может делать без решения Цареградского патриарха.

http://sedmitza.ru/lib/text/436029/

Тимирязево. Николо-Тихонов Лухский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1498. Ссылки:   Адрес: 155320, Ивановская обл., Лухский р-н, с.Тимирязево, ул. Центральная, д. 70 Координаты: 57.048454, 42.238764 Проезд: из Москвы, с Ярославского вокзала, поезд " Москва-Кинешма " прибывает утром. Далее местный автобус до Луха (35 км), расписание автобуса согласовано с прибытием московского поезда. От Луха до Тимирязева-2 км. На своём автомобиле в обитель из Москвы следует ехать через Владимир, Суздаль, Иваново, Ро ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда из Москвы, с Ярославского вокзала, поезд " Москва-Кинешма " прибывает утром. Далее местный автобус до Луха (35 км), расписание автобуса согласовано с прибытием московского поезда. От Луха до Тимирязева-2 км. На своём автомобиле в обитель из Москвы следует ехать через Владимир, Суздаль, Иваново, Родники. Как вариант-не доезжая Иваново,повернуть на Шую и далее двигаться через Палех.Расстояние -390 км. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Николаевский Луховский монастырь, 3 класса, в Юрьевецком уезде, близ заштатного города Луха. Основан в 1498 году пр. Тихоном, мощи которого здесь и почивают (см. 16 июня). В монастыре находятся чудотворные иконы: пр. Тихона и святителя Николая, оставшиеся невредимыми во время пожара в 1668 году, и празднуемая 12 ноября, древнего письма Смоленская икона Божией Матери, пред которой, по преданию, молился пр. Тихон и которою он благословил братию пред своей кончиной; кроме того, в монастыре хранится много ковчежцев с мощами, евангелие и апостол, писанные полууставом рукой пр. Тихона, два деревянные ковша, блюда и семиглавый ковчег, сделанные им же, а также и соха, в которую он сам впрягался, обрабатывая с своими учениками поле. С 1903 года ежегодно 16 июня совершается крестный ход из города Луха в монастырь, а 26 июня вокруг монастыря. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» XVI век В 1498 году при слиянии рек Лух и Возополь был основан общежительский мужской монастырь, который изначально назывался Николаевским - во имя Святителя и Чудотворца Николая. С основанием монастыря началось интенсивное заселение пустынных доселе земель в Лухском крае. Вскоре возле монастыря образовалась слободка.

http://sobory.ru/article/?object=03144

Ивангород. Церковь Николая Чудотворца в крепости. Никольская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:не ранее 1498. Адрес: Ленинградская область, Кингисеппский район, Ивангород Координаты: 59.374684, 28.20686 Вопрос модератора :Действует?. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь святителя Николая, на заднем плане - Набатная башня Ивангородской крепости. Ивангородская крепость была заложена в 1492 году высочайшим повелением великого князя Московского, первого Государя Всея Руси Ивана III-ro. По тем временам крепость была одним из самых мощных укреплений, оберегающих западные границы Руси. В 1498 году внутри крепости строится деревянная Никольская церковь. В царствование Государя Иоанна Грозного на ее месте строится каменная церковь. Смотри также: Успения Пресвятой Богородицы в крепости, церковь . Основание Никольской церкви, что в Ивангородской крепости, с лёгкой руки исследователя крепостей Северо-Запада России В.В. Косточкина связано со строительством Большого Бояршего города, ибо в переписной книге Шелонской пятины 1498 года говорится о том, что " внутри города церковь Никола Святый " , хотя неизвестно, была ли она деревянной или каменной и в какой части крепости находилась. Учёные, исследователи Успенской церкви в Ивангородской крепости Михаил Мильчик и Дмитрий Петров полагают, что Никольская церковь была построена в 1557-1558 годах новгородскими мастерами по образцу Успенской церкви и её Покровского придела. Новая церковь, сложенная как и крепость, из плит известняка, представляет собой однокупольный бесстолпный двухапсидный храм размером 8,57 х 8,31 м с мощным выносом апсид за пределы четверика. Барабан диаметром 5,9 м покоится на стенах четверика. Внутреннее пространство церкви освещается четырьмя окнами четверика, расположенными в арочных нишах, и восемью окнами барабана, устроенными в глубоких прямоугольных нишах. В церковь ведут три входных проёма. Снаружи Никольский храм декорирован достаточно скромно. По всему периметру фасада он имеет плоский цоколь высотой в три ряда камня. Четверик завершается антаблементом, очень схематичным по рисунку (прямоугольная полка, гладкий фриз, двузуступчатый карниз). Над дверями - полуциркульные ниши. Над апсидами, которые ниже четверика, - уступчатый карниз. Барабан украшен аркатурным поясом, арки которого одновременно являются архивольтами окон. Арки между восемью окнами барабана распределены неравномерно. При реставрации чуть ниже обреза тромпов были обнаружены каналы (30 х 28 см) от деревянных связей диаметром около 30 см. Связи полностью охватывали четверик. На южном и северном фасадах для вентиляции каналов были оставлены продухи.

http://sobory.ru/article/?object=00525

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010