Превращение В. в крупную морскую державу требовало создания продовольственной и сырьевой баз на континенте (терраферме, terra ferma), привлечения значительных людских ресурсов для флота, войска, ремесла. Не ограничиваясь владениями в Истрии, Албании и Далмации, В. перешла к более активной политике присоединения территорий в Италии. Ведя успешные войны против североитал. сеньоров, в 1339 г. она присоединила Тревизо, в 1404-1405 гг.- Падую, Виченцу и Верону, в 1420 г.- Фриуль, ликвидировав гос-во Аквилейского Патриархата, в 1425-1454 гг.- Брешию, Бергамо, Крему, Равенну. Укрепив владения на терраферме, В. стала могущественным континентальным гос-вом. Мирный договор с Миланом, заключенный в 1454 г. в Лоди, установил границу 2 гос-в по р. Адда. С XV в. основной угрозой владениям и интересам В. являлась экспансия турок-османов в Анатолии и на Балканах. Они захватили Фессалонику (1430), К-поль (1453), Морею (1460), Эвбею (1470), Тану (1475), Модон и Корон (1499-1500). В 1463-1479 гг. В. вела тяжелую войну с Турцией, опираясь на поддержку Римских пап и союз с шахом Персии и Ак-Коюнлу Узун-Хасаном. Уступив ряд островных владений, республика по миру 1479 г. на условии уплаты дани сохранила основные владения в Эгеиде и Адриатике. На первом этапе Итальянских войн (1494-1513) В. использовала разгром Неаполитанского королевства для захвата портов Апулии: Трани, Бриндизи и Отранто. После поражения Миланского герц-ства В. приобрела новые области Ломбардии с Кремоной, присоединила ряд городов Романьи. Успехи В. объединили против нее Папский престол, Францию, Испанию и герм. империю Габсбургов , и в 1508 г. оформилась антивенецианская Камбрейская лига. Несмотря на поддержку населения и городов Сев. Италии, героическую оборону Падуи (1509), крестьянские восстания против немцев и французов, В. потерпела поражение, но, используя искусную дипломатию, разъединила врагов, отказавшись от территорий в Романье в пользу папы Римского и в Юж. Италии в пользу Испании. На 2-м этапе войн (1515-1559) В. выступила под лозунгом объединения итал. гос-в против иностранных захватчиков и заключила союз с папством, Миланом, Флоренцией и Францией, создав в 1526 г. Коньякскую лигу. Лига потерпела поражение в войне с Испанией, но В. сумела сохранить независимость и свои владения. Наемные армии кондотьеров в XV в. играли все большую роль в защите республики и, отмечая их заслуги, им воздвигли конные статуи Э. Гаттамелате в Падуе и Б. Коллеони - в В.

http://pravenc.ru/text/150247.html

1465 Об этом учении см.: Ales. Recapitulation, 185ff.;  Kellyä; Doctrines, 170–174; Lawson. Theology, 140ff.;  Wingren. Man£ 79–90; 122–132; 170–180; 192–201 1476 Ср. θεωσις, θες γγνομαι, θεω, θεοποιω, ποιεω θεν и т.д. в Словах 2, 22; 7, 23; 17, 9; 21, 2; 29, 19; 30, 14; 30, 21; 31, 4; 34, 12; 38, 11; 40, 42, и др. 1490 Гимны о вере, 5, 17 22 . Тема обожения (обожествления) у Ефрема подробно рассмотрена в: Brock. Luminous Eye, 148–154; ср. также Idem. Introduction, 72–74.. Тот факт, что кон­цепция обожения встречается и у Ефрема, по мнению С. Брока, вносит коррективы в широко распространенное мне­ние, будто эта концепция вкралась в восточное христианство под  влиянием эллинизма: Brock . Luminous Eye, 148–149; Idem. Introduction, 73–74 1494 Преображение Господне. Вечерня, стихира, глас 2-й [Минея]. Ср. Утреня, 2-й канон, песнь 3 [Минея]. 1501 Ср. Плотин. Эннеады, 1, 2, б 57 : «Стремление [человека] – не только быть вне греха, но и быть богом». Плотин вос­принимал материю и тело как нечто изначально дурное: ма­терия остается дурной даже тогда, когда она причащается интеллигибельной реальности: ср. Deck. Nature, 79 1508 Согласно указателям SC, в Гимнах более тридцати мест, где говорится об обожении (см. θεο, θεον, θωσις в SC 196, 258–259), а в Словах Богословских и Нравственных – не ме­нее двадцати (см. θεοποιω, θες, θεω, θωσις в SC 129, 496–497). В Главах и Словах Огласительных терминология обо­жения тоже постоянно присутствует. 1513 Eth.  1, 10,  118–122. Ср. Eth. 4, 549–552: «Христос... для того сошел на землю и стал человеком, восприняв на Себя и нашу земную плоть, чтобы нас сделать сущностно причаст­ными Его Божеству...» 1516 Ср. Cat. 15, 98; Theol. 2, 314; Eth. 1, 12, 309; Eth. 2, 7, 196; Hymn 7, 40; 44, 269; 52, 77, и др 1541 Как известно, Плотин «стыдился того, что он во плоти»: см. Порфирий. Жизнь Плотина 1, 1–2 [Цит. по: Плотин. Эннеады. T.I. C.1]. Нам не кажется, однако, что в этом месте Симеон имеет в виду неоплатоников; он, скорее, полемизиру­ет со своими современниками

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Оба раза эзоповские персонажи используются для высмеивания Христа еретиков. Не исключено, что апологет был знаком с переработками басен Эзопа наподобие тех, что содержались в сатирах Энния и других римских сатириков. 1453 См.: Лк. 9:41. 1454 Конъектура Кройманна. В рукописи: «приходящий». 1455 Интерполяция, по мнению Кройманна. 1456 Ср.: Лк. 9:46—48. 1457 Ср.: 4 Цар. 2:23—24. 1458 Ср.: Исх. 1:20. 1459 Ср.: Исх. 1:17. 1460 Ср.: Исх. 1:15—16. 1461 Ср.: Быт. 1:28. 1462 Конъектура Кройманна. В рукописи: «пообещал благословением также сам брачный плод». 1463 Ср.: 4 Цар. 1:9—12, где, правда, о лжепророке не сказано. 1464 Ср.: Лк. 9:51—56. 1465 Вставка Кройманна. 1466 См.: Ис. 42:2—3; Мф. 12:19—20. 1467 Ср.: 3 Цар. 19:12. 1468 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Бог». 1469 Ср.: Лк. 9:57—58. 1470 См.: Лк. 9:57. 1471 См.: Лк. 9:59. 1472 См.: Лк. 9:60. 1473 Вставка Кройманна. 1474 См.: Лев. 21:11. 1475 Конъектура Кройманна. В рукописи: «там». 1476 Ср.: Числ. 6:6—7. 1477 Речь идет о человеке из Лк. 9:59—60. 1478 Ср.: Лк. 9:61—62. 1479 Ср.: Быт. 19:17. 1480 Ср:.Лк. 10:1. 1481 Ср: Исх. 15:27; Числ. 33:9. 1482 Ср.: Исх. 12:34—36. 1483 Ср.·.Лк. 10:4; Мф. 10:10. 1484 Ср:.Лк. 10:1. 1485 Ср:.Лк. 10:4. 1486 Ср.: Втор. 29:5. 1487 Ср.: Лк. 10:4. 1488 Ср.: 4 Цар. 4:29. 1489 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Так и Господь, что…». 1490 Ср:.Лк. 10:5. 1491 Ср.: 4 Цар. 4:26. 1492 См.: Лк. 10:7. 1493 См.: Втор. 25:4. 1494 Ср.: Исх. 12:34—36. 1495 Ср.: Исх. 1:11—14. 1496 Здесь Кройманн предполагает лакуну: «и на погибель тем, которые не приняли». 1497 Конъектура Кройманна. В рукописи: «ему. Держится за». 1498 Ср.: Лк. 10:11. 1499 Ср.: Втор. 23:3—4; Числ. 22:3—6. 1500 См.: 1 Цар. 8:7. 1501 Ср.: Л к. 10:19. 1502 Ср.: Ис. 11:8—9. 1503 Ср.: Быт. 3:1—5. 1504 См.: Пс. 91 90:13. 1505 См.: Ис. 27:1. 1506 См.: Ис. 35:8—9. 1507 См.: Ис. 35— invalescite, manus dimissae et genua resoluta. Выше, Adv. Marc., IV, 10, 1, эта библейская цитата имеет несколько иной вид: convalescite, manus dimissae et genua dissoluta. 1508 См.: Ис. 35:5—6. 1509 Ср:.Лк. 10:19. 1510 Конъектура Кройманна. В рукописи: «неизвестному богу, теперь, считай, известному». 1511 См.: Ис. 7:9. 1512 Ср.: Рим. 1:20. 1513 Ср.: Tert. De an., 3,1; Tert. Adv. Herm., 8,3.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

III. 1. С. 81) отмечает, что молитва также находится в списке XVI в. Синод. 360 (616), но текста не приводит. 1491 Кодекс Синод. 371 (XIV в.), Невоструев-Горский. Описание III. 1. С. 130; греческий текст: Goar. P. 706. 1494 См. Ibid. P. 884, 908, 928; Орлов. С. 159 (аппарат издания: московские Служебники 1602 и 1653 гг.); Георгиевский Н. Г. Описание находящихся в Императорской публичной библиотеке старопечатных книг применительно к требованиям православно-обличительного учения о расколе//Христианское Чтение. 1857. II. С. 99172. Мы видели ту же самую молитву в львовском Архиератиконе (без даты, но, вероятно, XVIII в.). С. 30. 1504 См. Hanssens I. M. Institutiones. III. P. 293; Kelly J. N. Early Christian Creeds. London, 1972. P. 348; Jungmann J. A. Missarum Sollemnia I. P. 467. 1505 Лучшее исследование данного вопроса с драматизацией повествования и исчерпывающей библиографией см.: Kelly J. N. Creeds. P. 296331. 1506 Schwartz E. Acta Conciliorum Oecumenicorum. Berlin-Leipzig, 1933. II, i, 2. P. 128 (=Mansi 7, 112). 1508 Текст: Denzinger-Schönmetzer Enchiridion Symbolorum, 4245. См. Kelly J. N. Creeds. P. 310, 323325. 1517 Capelle B. Lintroduction du symbole d la messe//Travaux liturgiques. Louvain, 1967. Vol. III. P. 6163. 1521 См. Bishop E. Liturgical Comments and Memoranda//JTS. 1911. 12. P. 387. Прим. 2; Capelle B. Lintroduction du symbole d la messe. P. 6063 ; Kelly J. N. Creeds. P. 349; Jungmann J. A. Missarum Sollemnia I. P. 467468; Dix. P. 486; etc. 1525 Никейско-Константинопольский символ, а не чисто Никейский был крещальным символом в Константинополе после Халкидонского собора (Ibid. P. 344). 1528 Schwartz Acta Conc. Oec. III. P. 7176 (=Mansi 8, 1058–1065). См. Bishop E. Liturgical Comments and Memoranda. P. 386388; Janeras S. Trisagion christologique. P. 472475; Kelly J. N. Creeds. P. 349350. 1531 Mommsen T. Mon. Germ. Hist., Auctorum antiq. XI. Chronica minora II. Berlin, 1894. S. 211 (=PL 72, 863). 1532 Ibid. P. 207208; O. Bardenhewer, Geschichte der altkirchlichen Literatur V, Freiburg-B., 1932, S.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Итак, истинный пантеизм учит отрицанию конкретного-эмпирического мира и признанию исключительной реальности Божества. В недрах Божества «бытие внешних вещей не имеет истины»; 1486 эти вещи «не сохраняют своего бытия». 1487 «Эмпирическая целокупность мира исчезает» в Боге: 1488 все акциденциальное поглощается субстанцией, 1489 все конечное оказывается бесконечным; 1490 обнаруживается «упраздненность конечных вещей», 1491 их «ничтожество», 1492 их небытие. 1493 «Единственно сущим» 1494 оказывается «абсолютно-единое», 1495 «бесконечное и вечное». 1496 «Только субстанция», 1497 как бытие, скрытое в существовании, 1498 «божественна и есть Бог». 1499 Только она реальна. «Есть Бог и только Бог»; а мира нет. 1500 Все это можно выразить так: «сущность Божия» есть бездна, в которую погружается и где гибнет все конечное. 1501 Или иначе: «только абсолютное истинно и только истинное абсолютно»; 1502 все же остальное тлен и ничтожество. 1503 Или, еще проще: «мышление есть реальное и притом единственно реальное». 1504 Пантеистическое исповедание в устах Гегеля означает, что он усматривает всю реальность в абсолютном Понятии и его жизни и что абсолютное Понятие, или, что то же, спекулятивный Смысл, есть в его понимании само Божество. Но жизнь абсолютного Понятия развертывается в систему, и система эта есть не что иное, как Наука. Отсюда возникает исключительная по смелости концепция панэпистемизма. В самом деле, утверждаемый Гегелем пантеизм имеет «панлогистический» характер. Его учение о том, что вся реальность принадлежит исключительно Божеству, раскрывается только тому, кто приучил свой внутренний взор к созерцанию абсолютного Понятия как источника божественного откровения. Абсолютное Понятие божественно не потому, что оно «причастно» силе и благодати Божества, но потому, что оно есть само Божество: оно есть субстанция, и субъект, и бесконечное, и всеобщее, и Дух. Поэтому «пантеизм» Гегеля точнее всего выражается тезисами: «Понятие есть все»; 1505 «все есть Понятие»; 1506 «все есть по себе Понятие»; 1507 «единое Понятие есть субстанциальное во всем»; 1508 «Понятие есть единственно действительное»; 1509 «только абсолютная Идея есть бытие»; 1510 «то, что есть, есть лишь постольку, поскольку оно есть мысль»; 1511 природа всего сущего в том, чтобы «быть в своем бытии своим Понятием», и в этом состоит вообще «логическая необходимость»; 1512 и т. д. Пантеизм утверждает, что кроме спекулятивного Смысла нет ничего, ибо он есть единственная реальность. Итак, все реальное воистину есть Бог; Бог есть абсолютное Понятие; абсолютное Понятие есть все, реальное воистину. Пантеизм задуман Гегелем в терминах панлогизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

Тябло Василий Тимофеев, 1610 г., Суздаль; Есип Тяблов, послух, третья четверть XV в., Переяславль Тябло – карниз иконостаса, ярус, ряд Тяглейко , крестьянин, 1501 г., Ростов Тяглов Нечай [см. Нечай], царский конюх, 1573 г. Тяниша Филя, крестьянин, 1494 г., Новгород Тянухины , крестьяне, 1615 г., Белоозеро Тяпа Иван, крестьянин, 1606 г., Белев; Тяпа Гаврилов, крестьянин, 1593 г., Арзамас Тяпица Андрей, крестьянин, 1498 г., Новгород Тяпка Михаил Васильевич Погожего [см. Погожий], начало XV в.; от него – Тяпкины [см. Глазыня] Тяполков Аким Сергеевич, сын боярский новгородского владыки, 1577 г. Тяпуля Машурьин, крестьянин, 1499 г., Владимир; Тяпуля, холоп, 1528 г., Владимир Тяпушкин Ефим, ямщик, начало XVI в., Вологда Тясмин ( Тесмин ) Иван Степанович, 1540 г., Тверь Тятин Василий, казак, 1610 г., Вологда У Убожье , крестьянин, 1545 г., Новгород Уваровы Иван Луточна [см. Луточна] и Черныш [ср. Чернышев], холопы Ивана Салтыка Травина, 1482 г.; Никита и его сын Иван, туляне, убиты в 1571 г. под Москвой татарами [см. Низовец, Павлин, Севрин] Угорь Истома [см. Истома], посадский человек, 1570–1585 г., Псков Угреватый, Угреватая Рожа ( Харя ) [см. Харя]: кн. Семен Иванович Шаховской [см. Шаховские], 1616 г. Угрим, Угримов ( Угрюмов ): Угрим Григорьевич Заболоцкий [см. Заболоцкий], конец XV в.; кн. Василий Васильевич Угрим Спячего-Звенигородский [см. Спячий], середина XVI в.; Фома Никифорович Угримов, 1510 г., Ярославль; Путило [см. Пустило] Михайловы Угримов Львов, дьяк, 1550 г. [см. Батрак, Безопишины, Бет, Вралов, Матусов, Мултуев, Погонин, Стафилов, Судак, Чемодуровы] Угрим – угрюм, угрюмый Угримец Михайлович Симанский [см. Симанские], начало XVI в. Уда Иван Федорович Фоминский, боярин, вторая поло вина XVI в. Удалец , крестьянин, 1545 г., Новгород Удалой Иван, холоп, 1533 г., Бежецкий Верх Удача Иван, крестьянин, 1545 г., Новгород; Тимофей Данилович Удачин Тормосов [см. Тормос], 1508 г., Московский уезд Удосольские , новгородцы, в конце XV в. переселенные в Нижегородский уезд; Богдан Матвеевич, умер до 1576 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

О лицах, высылавшихся к послам «с ответом» и «на говорю» В сохранившихся дипломатических документах Московского государства находим сведения и о лицах, назначавшихся к послам для ведения переговоров, или, как выражаются акты, высылавшихся к послам «с ответом» и «на говорю». Просматривая все эти списки думских комиссий, нелегко уловить мотивы, которыми великий князь или царь руководится при назначении в комиссию того или другого лица для ведения переговоров с полами . Комиссии обыкновенно состояли из 1–2, а в более важных случаях и 3 членов Боярской Думы; в помощь им придавались дьяки 2–3 и в редких случаях один. Бывали случаи, когда один дьяк и посыпался с ответом – без бояр; так поступали или в виду низкого ранга иностранного дипломата (гонец), или в виду малого значения того вопроса или того дела, который должен был обсуждаться или которое должно быть сообщено. При назначении членов комиссии и дьяков не заметно того, чтобы для переговоров с известными послама, напр. польскими, назначались одни лица и дьяки, специалисты по польским делам, а с шведскими – другие лица и дьяки, знакомые с сими последними делами. Одни и теже лица и дьяки вели переговоры с польскими, шведскими и какими-либо другими послами; равно как с одними и теми же послами, напр. польскими, в одном и том же году или через год ведут переговоры разные лица, хотя живы и находились в Москве и ведшие первоначальные с ними переговоры думные люди и дьяки. Можно заметить только, что были лица, которые чаще других в известное время назначались для переговоров с послами. Так, относительно дьяков (на которых первоначально делала одна письменная часть, канцелярская работа) можно заметить, что в 1487–1500 гг. во всех переговорах с послами принимает участие дьяк Федор Курицын; но, вместе с ним в то же время действуют еще 4 дьяка: A. Одинец (1487–1490 гг.), А. Майко (1494–1500 гг.), В. Долматов (1492 г.) и Д. Мамырев (1498–1500 гг.). В 1501–1508 гг. чаще других участвуете дьяк Б. Паюсов, но, вместе с ним или без него, при переговорах упоминается еще 8 дьяка: Майко, Кулешин и Долматов, а однажды послан был «с ответом» подъячий A.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

В Св. Писании встречается указание на шесть действий, для выражения молитвенного настроения молящегося: возведение очей на небо 1486 , наклонение главы 1487 , наклонение до земли или падение ниц 1488 , преклонение колен 1489 , биение в перси 1490 и воздеяние или поднятие рук 1491 . Все эти действия имеют свое значение и каждое отвечает, преимущественно, тому или другому чувству молящегося. Поднятие рук в молитве есть обычай древний и общечеловеческий. Не только те, которые были озарены Духом Святым – Моисей 1492 , Давид 1493 , Соломон 1494 – молились с воздетыми руками 1495 , но и язычники, руководимые в молитве разумом и природой, с молитвой простирали к небу свои руки 1496 . Молитва с воздетыми руками показывает живую веру в Бога, – в этом смысле Давид говорит: воздвигните руки ваши к святилищу 1497 , показывает чувство зависимости от Бога и упование на Промысел, – в этом отношении было обыкновение и в клятве простирать руки к небу 1498 . Христианин, поднятием рук, показывает веру во Христа, вознесшегося на небо и снова имеющего придти судить живых и мертвых 1499 , и поднятие рук служит, таким образом, знамением креста и выражением того, что молящийся уповает не на достоинство своих молитв, но на заслуги Спасителя. В общественной молитве это поднятие рук служит руководительным знаком для молящихся. Предстоятель, воздевая руки к небу, этим дает знать участвующим с ним в молитве, чтобы они возбудили в душе благоговение, разверзли глубины своего сердца и вознесли бы к Богу «дыхание своего духа» 1500 . Руки, как орудие внешней деятельности, означают внешние дела. Чистые руки – σους χερας 1501 означают не только избежание злодеяний – убийства 1502 , мздоимства 1503 и прочих грехов, которыми оскверняется все тело 1504 , но и тщательное исполнение заповедей Божиих 1505 , а по Златоусту 1506 и Икумению 1507 – благотворение и милостыню. «Ты скажешь, – пишет Златоуст, – как могу быть уверен в том, что получу просимое? Если ты не просишь ни о чем несогласным с тем, что Бог готов дать тебе..., если имеешь, чистые, преподобные руки, а преподобные руки те, которые творят милостыню, если, таким образом, приступаешь, то, во всяком случае, получишь просимое 1508 . Поэтому, одной внешней чистоты рук недостаточно для молитвы. Для нее, именно, для достижения главнейшей цели молитвы – спасения, необходима и внутренняя чистота молящегося, любовь к ближнему 1509 и искренняя вера в Бога 1510 . Первое выражает Апостол понятием ργς, второе – понятием διαλογισμο.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

М. А. Юсим Миссионерская деятельность ордена Орден И. изначально был организован как сообщество миссионеров, его члены должны были ехать куда угодно и жить везде «для блага душ и для распространения веры», повинуясь Римским папам, «какие бы поручения они нам ни давали; хотя бы они послали нас к туркам или к другим неверным, даже в самую Индию или к еретикам лютеранам, схизматикам и правоверным» (проект устава Об-ва Иисуса (Formula Instituti) - Ignatii de Loyola Constitutiones Societatis Iesu. R., 1934. Vol. 1. P. 24-32). В основу миссионерской деятельности И. была положена «теология приспособления» (theologia accomodativa) с принципами аккомодации, ассимиляции и культурного взаимодействия, чтобы «войти в его [врага христ. веры.- Э. П. К.] дверь вместе с ним, но выйти через нашу» ( Ignatii de Loyola Epistolae et Instructiones. Madrid, 1903. Vol. 1. P. 181). Политика И. среди нехрист. народов характеризовалась отсутствием универсализма в евангелической деятельности в чужеродной среде, вниманием миссионеров к местным традициям, практикой снисходительного отношения к «языческим грехам» (идолопоклонству, ритуалам), которые оправдывались незнанием основ христ. веры. И. активно прибегали к узаконенному в Европе принципу «cujus regio ejus religio» (чья власть, того и вера), стремясь в первую очередь заручиться поддержкой правящей верхушки. Перед иезуитскими миссионерами ставилась задача определить среди язычников тех, кто «в высоком положении, влиятелен знаниями и преходящим богатством» (Ibid. Vol. 12. P. 251), и наставлять их в католич. вере, проповедуя и обучая; через новообращенных надо было воздействовать на широкие массы населения с целью распространения христианства. Сохранив традиц. подход к миссионерской деятельности как к пути личного спасения, сопряженного с мученичеством, И. также разрабатывали «технику» и «стратегию» христианизации язычников и т. о. способствовали становлению науки о миссионерстве - миссиологии. Вне Европы миссионерская деятельность И. разворачивалась в основном в испан. и португ. колониях. Согласно Тордесильясскому договору 1494 г. (подтвержден в 1506 буллой папы Римского Юлия II), демаркационная линия, разделявшая зоны влияния Испании и Португалии, проходила в 370 милях к западу от о-вов Зелёного Мыса; моря и земли к востоку от этой черты отходили Португалии, к западу - королевствам Кастилии и Арагону (Испании). На этих территориях серией папских булл («Romanus Pontifex» (1455), «Inter Caetera» (1456), «Universalis Ecclesiae» (1508)) в делах Церкви был установлен «королевский патронат» (португ. Padroado Real) - папы доверили испан. и португ. монархам руководство всеми церковными институтами, к-рые будут основаны на новых территориях. Короли получили право назначать епископов, руководителей миссий и проч., распоряжаться церковными бенефициями, имея цель способствовать распространению в своих владениях христианства, оформлению католич. церковных структур и строительству церквей. В Индии

http://pravenc.ru/text/293585.html

Вы же, священнический и иноческий 1492 чин, пристойно церквами всякому правилу церковному, и пойте по всем дням молебны за православное христианство , а детей своих духовных учите к церкви Божьи прибегать, а приходящие посты честно и чисто держать. А который священник иметь пить до обеда, быть ему без риз. Α которые не по закону живут с женами, без благословения поповского понялись, учите их и приводите и[х] к православию: с 1493 благословением бы поимали жены; а не с благословением восхотят жить, ино их разлучать. И 1494 вы, попове, не приимайте их, ни их приношение 1495 , ни доры им не давайте, ни Богородичного хлеба. Α которые вас послушают, давали бы вам по себе поруку, что им вас и 1496 потом слушать. А на пиру кому лучится, которые имут пить до обеда, не давайте им Богородичного хлеба. Темже сице хочу вам божественным писанием рещи, еже отбежать пагубу четвертого брачества 1497 и яже от крови браков и отлученные от священных и божественных правил. Того бо ради в многоразличные 1498 печали на всякий день и час упражняюсь 1499 и христианского ради общего пользования неусыпающ ум имею. И сего ради собравшу ми от божественного писания и от божественных Отцов наших, явленно вам творю. Паки убо божественного учения и божественных и священных Апостолов правила 1500 и иже по сих святых Отцов вселенских семи соборов, никакими 1501 же божественными узами отвсуду верных оградишь. Священный убо Василие, иже глубины духовные испытав, по Богословцеву 1502 гласу, егоже язык закон бысть церкви, и глаголов его вещание 1503 – богонаписанные скрижали, начертанные Богу, о беззаконном и необычном 1504 браку беседуему, предельного и узаконенного разума подавает. В восьмидесятом же его 1505 правиле «многобрачество святые Отцы», рече, «неявленного покрыша мрака, якоже скотского, и человеческого обычая необычная» 1506 : яко третий брак убо закону познаваем есть 1507 , четвертый же брак и законные правила возбраняют. Блудяй убо в себе едином 1508 неправду сию имеет; а иже четвертого брака, яко рекше, себе смесив, поругается убо сим возбраняющим божественным и священным правилом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010