Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУЛЕВ [нем. Bulow] (Люев) Николай (ок. 1460? - между 1533 и 1548), католик, врач вел. кн. московского Василия III Иоанновича , переводчик, адепт астрологии, участник богословской полемики. В рус. источниках фамилия Б. упоминается в летописях (ПСРЛ. Т. 6. СПб., 1853. С. 271; Т. 13. М., 2000. С. 410; Т. 4. Ч. 1. М., 2000. С. 558-559; Т. 34. М., 1976. С. 17-24) и в заметке, сопровождающей одно из сочинений прп. Максима Грека в списке 2-й пол. XVI в. ( Максим Грек, прп. Соч. Каз., 1859. Ч. 1. С. 213). В сочинениях прп. Максима Б. именуется Николаем Немчином, Латынянином (Латынином). Данные о жизни Б. противоречивы. Согласно показаниям одних западноевроп. источников, Б., уроженец Любека, прибыл в Россию в 1508 г., умер в 1548 г. ( Pabst E. Nicolaus Bulow, Astronom, Dolmetsch und Leibarzt beim grossfürsten in Russland//BKElK. 1868. H. 1. S. 83-86); по др. сообщениям, Б. в 1494 г. находился в Новгороде. Установлено, что в 1480-1483/84 г. он обучался в ун-те Ростока и получил степень магистра (LECUB. abt. Bd. 1. N 2. S. 1; Raab H. Über die Beziehungen Bartholomäus Ghotans und Nicolaus Buelow " s zum Gennadij-Kreis in Novgorod//WZUR, GSWR. 1958/1959, Jg. 8. H. 3. S. 419-422). В документах папской канцелярии хранились сведения о том, что Б. получал ренту от папы, в частности от Юлия II (1503-1513) ( Pastor L. Geschichte der Päpste seit dem Ausgang des Mittelalters. Freiburg i. Br., 1899. Bd. 4. S. 734). В документах московского дипломатического ведомства («цесарских книгах») сообщается, что имперский посол Ф. да Колло в 1518 г. ходатайствовал в Москве за некоего Николая Любчанина, прибывшего на Русь в 1491 г. с послом Г. фон Турном, прося отпустить его на родину, но получил отказ (Памятники дипломатических сношений Древней России с державами иностранными. Т. 1: Памятники дипломатических сношений с империею Римскою. СПб., 1851. С. 46, 416). Л. Н. Майков отождествил Николая Любчанина с Б., однако ряд исследователей (В. С. Иконников и др.) возражали ему, и их сомнения имеют основания. Позже гипотезу Пабста-Майкова принял А. А. Зимин. Н. Ангерман пытался разрешить противоречия, говоря о 2 приездах Б.: в 1490 г. в составе посольства фон Турна, когда Б. сотрудничал с Новгородским архиеп. Геннадием , в частности при составлении пасхальных талиц, и вторично в 1508 г. вместе с московским послом в Рим Ю. Д. Траханиотом; в промежутке Б. служил при папском дворе в Риме. Летописный рассказ о болезни и смерти Василия III в 1533 г. передает слова Б., сказанные перед смертью вел. князя: Б. говорит лишь об одном своем прибытии на Русь в княжение Василия III и о «великом жаловании» (ПЛДР. Сер. XVI в. М., 1985. С. 34-35).

http://pravenc.ru/text/153633.html

Киевская митрополия в XVI в. К оглавлению В 1501 г. произошло объединение польской и литовской корон и единым монархом стал Александр с титулом «короля Польского и великого князя Литовского». После смерти митрополита Иосифа (Болгариновича) митрополитом Киевским был назначен Иона II (1503—1507), бывший архимандрит Минского Вознесенского монастыря, духовник княгини Елены. Митрополит Иона был весьма активен в защите Православия, в его правление исчезли все следы унии. В конце XV — начале XVI в. между Литвой и Москвой произошли военные столкновения: первое — в 1492—1494 гг., второе — в 1499—1503 гг., третье — в 1507—1508 гг. Во время перемирия 1503—1507 гг. положение русского населения Литвы улучшилось. Король Александр, обеспокоенный отъездом православных князей из приграничных земель в Московию, решил проявить благосклонное отношение к Православию. Так, он выделил большие земельные наделы Гродненскому Борисоглебскому монастырю, Киевскому Пустынскому монастырю и другим обителям. 16 июля 1503 г. были подтверждены все права Витебска с сохранением права перехода его жителей из католичества в Православие. 1 марта 1505 г. король Александр дал жалованную грамоту Смоленску. В ней подтверждались все права города, и прежде всего непритеснение из-за православной веры и невмешательство в жизнь монастырей. Ранее, около 1500 г., православный князь Александр Иоаннович Ходкевич основал Супрасльский Благовещенский монастырь, причем сам король (а тогда — великий князь) Александр написал грамоту Патриарху Константинопольскому, испрашивая благословения на новосозданную обитель и на ее строителя. После смерти Александра в Вильно (1506) польско-литовским королем стал его родной брат Сигизмунд (1506—1548). Он не ограничивал прав юго-западной Церкви на протяжении всей своей жизни, за исключением последних лет его правления. Православной княгине Елене, вдове Александра, он дал в пожизненное владение г. Бельск. Благосклонное отношение Сигизмунда к Православной Церкви выразилось в пожертвованиях («наданьях») Спасскому и Иоанно-Богословскому монастырям в Смоленске, Киевскому Никольскому Пустынскому монастырю, в заботах о православном населении Луцка. Сигизмунд пожаловал защитнику Православия князю Константину Иоанновичу Острожскому богатый Жидичинский монастырь в Гродно и ряд других поместий, в том числе и замок в Дубне.

http://sedmitza.ru/lib/text/436366/

Конрад Пелликан. Гравюра И. Т. де Бри. XVI в. [Нем. Pellikan; лат. Pellicanus; наст. фамилия Кюршнер (нем. Kurschner)] Конрад (9.01.1478, Руффак, Эльзас - 5.04.1556, Цюрих), нем. теолог, гебраист, экзегет, деятель нем. и швейц. Реформации. Сын ткача, переехавшего в Руффак из г. Вайль-дер-Штадт (близ Штутгарта). Начальное образование П. получил в Руффаке (c 1584). В апр. 1491 г. по приглашению своего дяди, гуманиста Йодокуса Галла († 1517), начал учебу в Гейдельбергском ун-те, но через полтора года вернулся в родной город, вероятно из-за недостатка средств. В Гейдельберге взял фамилию Пелликан, с одной стороны созвучную лат. переводу его настоящей фамилии (букв. «скорняк», лат. pellio), с другой - содержащую сходство с «птичьей» фамилией дяди (gallus - лат. «петух»). Вернувшись в Руффак, занялся самообразованием, пользовался б-кой местного конвента францисканцев. В нач. 1493 г. решил вступить в этот орден, принес торжественные обеты 24 февр. 1494 г. С 1496 г. учился в Тюбингене, в т. ч. у известного математика, монаха-францисканца Павла Скрипториса († 1506). Ок. 1499 г. начал самостоятельно учить евр. язык, сравнивая параллельные лат. и евр. тексты из Книги прор. Исаии в сочинении доминиканца Петра Нигри «Stella Messiae» (1475). В июне 1500 г. познакомился со знаменитым гебраистом и ученым-гуманистом И. Рейхлином (1455-1522). В 1501 г. П. написал краткий учебник евр. грамматики (опубликован в Страсбурге в 1504). В том же году рукоположен во пресвитера. В 1502 г. стал лектором во францисканском конвенте в Базеле, помогал местному печатнику Й. Амербаху в издании собрания сочинений блж. Августина. С 1508 г. лектор конвента в Руффаке. Кустод францисканского конвента в Пфорцхайме, близ Штутгарта (1511). Служил секретарем Каспара Шатцгеера, выходца из францисканской провинции Верхняя Германия (1514-1417). П. сопровождал его во многочисленных поездках, в т. ч. в Париж (там он познакомился с Ж. Лефевром д " Этаплем ) и Италию (на генеральный капитул францисканцев в Риме в 1517). В 1516 г. П. стал общаться с Эразмом Роттердамским († 1536), к-рому помогал готовить издание сочинений блж. Иеронима Стридонского . В 1517 г. назначен кустодом конвента в Руффаке, в 1519 г.- в Базеле, где стал членом кружка гуманистов, в к-рый входили В. Капито (ок. 1480-1541), И. Эколампадий (1482-1531), Беат Ренан (1485-1547). Вскоре увлекся идеями церковной Реформации, тайно участвовал в подготовке к печати сочинений М. Лютера . С 1522 г. обвинялся в пропаганде учения Лютера, в следующем году был смещен с поста кустода, но благодаря поддержке городского совета Базеля получил кафедру профессора теологии в местном ун-те. Читал лекции по ВЗ, сотрудничал с базельскими типографами. В 1525 г. получил от У. Цвингли приглашение переехать в Цюрих и решился на окончательный разрыв с католич. Церковью.

http://pravenc.ru/text/2579934.html

О лицах, высылавшихся к послам «с ответом» и «на говорю» В сохранившихся дипломатических документах Московского государства находим сведения и о лицах, назначавшихся к послам для ведения переговоров, или, как выражаются акты, высылавшихся к послам «с ответом» и «на говорю». Просматривая все эти списки думских комиссий, нелегко уловить мотивы, которыми великий князь или царь руководится при назначении в комиссию того или другого лица для ведения переговоров с полами . Комиссии обыкновенно состояли из 1–2, а в более важных случаях и 3 членов Боярской Думы; в помощь им придавались дьяки 2–3 и в редких случаях один. Бывали случаи, когда один дьяк и посыпался с ответом – без бояр; так поступали или в виду низкого ранга иностранного дипломата (гонец), или в виду малого значения того вопроса или того дела, который должен был обсуждаться или которое должно быть сообщено. При назначении членов комиссии и дьяков не заметно того, чтобы для переговоров с известными послама, напр. польскими, назначались одни лица и дьяки, специалисты по польским делам, а с шведскими – другие лица и дьяки, знакомые с сими последними делами. Одни и теже лица и дьяки вели переговоры с польскими, шведскими и какими-либо другими послами; равно как с одними и теми же послами, напр. польскими, в одном и том же году или через год ведут переговоры разные лица, хотя живы и находились в Москве и ведшие первоначальные с ними переговоры думные люди и дьяки. Можно заметить только, что были лица, которые чаще других в известное время назначались для переговоров с послами. Так, относительно дьяков (на которых первоначально делала одна письменная часть, канцелярская работа) можно заметить, что в 1487–1500 гг. во всех переговорах с послами принимает участие дьяк Федор Курицын; но, вместе с ним в то же время действуют еще 4 дьяка: A. Одинец (1487–1490 гг.), А. Майко (1494–1500 гг.), В. Долматов (1492 г.) и Д. Мамырев (1498–1500 гг.). В 1501–1508 гг. чаще других участвуете дьяк Б. Паюсов, но, вместе с ним или без него, при переговорах упоминается еще 8 дьяка: Майко, Кулешин и Долматов, а однажды послан был «с ответом» подъячий A.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАСИЙ (Влас Игнатов, Игнатьев, Толмач; 2-я пол. XV в.- между 1526 и 1534 гг.?), переводчик с латыни и нем. языка. Жил в Москве и Вел. Новгороде. Биографические сведения о В. скудны. Предположения о его западнорус. (А. И. Соболевский ) или севернорус. (И. Е. Евсеев ) происхождении носят гипотетический характер, полностью можно исключить лишь версию, что В. был немцем на рус. службе, т. к. об этом не говорит ни один из упоминающих его современников. Первые известия о В. относятся к 90-м гг. XV в. В качестве толмача он сопровождал одно из рус. посольств к дат. кор. Иоанну (Ханс, Юхан; 1484-1513) морским путем вокруг Скандинавии (в 1493-1494, 1499-1500, 1501-1502 или в 1508-1509, точная дата неизвестна, рассказ В. о маршруте путешествия зафиксирован С. Герберштейном ). Ок. 1498 г. В. по поручению Новгородского архиеп. Геннадия переводил надписания псалмов из нем. Псалтири (работа была продолжена Д. Герасимовым ). Евсеев относил к совместной работе В. и Герасимова перевод предисловий и сопроводительных статей для Геннадиевской Библии . В то время В. мог познакомиться в Вел. Новгороде с Н. Булевым , находившимся там и также связанным с архиеп. Геннадием. В 1505 г. В. вел в Ивангороде переговоры с представителями Ливонского ордена о возвращении пленников, «которые взяты в Ливонской земле» (Памятники. Т. 1. Стб. 131-133, 139), в 1510 г. в Вел. Новгороде участвовал в приеме любекских послов (Hansenrecesse. Lpz., 1894. 3. Abt., Bd. 5. S. 650). В 1517 г. В. был среди участников встречи имп. посла барона Герберштейна (Там же. Стб. 195-197), знакомство В. с Герберштейном продолжилось и позднее. После приезда в Москву с Афона прп. Максима Грека (1518) В. наряду с Герасимовым оказался (особенно на первых порах, пока не удалось наладить перевод с греч. непосредственно на слав. язык) в числе ближайших сотрудников афонского инока. Перевод осуществлялся в 2 этапа и описан Герасимовым (ПрТСО. 1859. Ч. 18. С. 190): прп. Максим переводил с греческого на латынь, а Герасимов и В., сменяя друг друга, диктовали писцам слав. перевод. В 1519 г. был переведен Толковый Апостол, до 1522 г.-Толковая Псалтирь. В связи с неясностью датировки остается открытым вопрос об участии В. в работе над переводом Бесед Иоанна Златоуста на Евангелие от Иоанна ( Иванов. Лит. наследие. С. 48. 6; Синицына. Максим Грек. С. 66. Примеч. 21).

http://pravenc.ru/text/155017.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАОД [Эфиоп.  ,  ] ( 30.07. 1508), эфиоп. царь из династии Соломонидов (1494-1508). Внук Зара Якоба , сын Баэда-Марьяма и царицы Ромны, отец Лебна Денгеля . Крещен с именем Клеопа в честь одного из апостолов от 70; известен также под почетным прозвищем Анбаса Басар (     - «Лев из рода человеческого»). Тронное имя Наод, под которым он вошел в историю, представляет собой искаженное в процессе рукописной передачи имя израильского судьи Аода (Суд 3. 15 - 4. 1;   >  ). Первый раз Н. возвели на престол сразу после кончины Баэда-Марьяма 8 нояб. 1478 г. всего на неск. дней, пока вернувшийся из похода его старший брат Эскендер (Александр) не был воцарен начальником войска Амда Микаэлем . Н. же был возвращен на столовую гору (амбу) Гешен, где содержались в заточении лица муж. пола из рода Соломонидов. После неожиданной гибели царя Александра в нач. 1494 г. вновь была предпринята попытка передать власть Н., и опять ее пресек тот же полководец, посадивший на трон младенца Амда Сиона II, сына Александра. Мальчик умер после 6 или 7 месяцев правления, и тогда в окт. 1494 г. царем Эфиопии стал Н. В янв. 1495 г. Н. отправился в монастырь Дэбрэ-Либанос в Шоа, где посетил могилу матери, поклонился праху св. Такла Хайманота и получил поддержку эччеге Марха Крэстоса, занявшего этот пост в 1462 г. и с тех пор оказывавшего покровительство Баэда-Марьяму и его потомкам. Н. энергично начал борьбу с доставшейся ему в наследство феодальной анархией: разгромил и сослал одного из своих главных противников Така Крэстоса, жестоко подавил восстание эфиопских иудействующих (фалаша) в горной обл. Сымен, сразился с мятежным воинством Ванаг Жана, обратившегося в ислам правителя обл. Бале, и пленил его. Тот покаялся, вернулся в христианство и был поставлен наместником Бале, но в начале правления Лебна Денгеля вновь изменил царю. Пространная хроника царствования Н. обрывается на 3-м году, поэтому детальная реконструкция дальнейших событий не представляется возможной. Н. прекратил преследования стефанитов , предоставив им возможность образовать собственную монашескую конгрегацию.

http://pravenc.ru/text/2564662.html

Великий князь Иоанн III, обольщенный жидовствующими, пригласил их в Москву, сделал двух виднейших еретиков протопопами - одного в Успенском, другого - в Архангельском соборах Кремля, звал в Москву и самого ересиарха Схарию. Все приближенные князя, начиная с возглавлявшего правительство дьяка Феодора Курицына, брат которого стал вождем еретиков, были совращены в ересь. Приняла иудейство и невестка великого князя Елена Волошанка. Наконец, на кафедру великих московских святителей был поставлен митрополит-еретик Зосима. Борьбу с распространением ереси возглавили преподобный Иосиф и святитель Геннадий, епископ Новгородский. Первое свое послание преподобный Иосиф написал " О таинстве Пресвятой Троицы " еще будучи иноком Пафнутьева Боровского монастыря - в 1477 году. Успенский Волоколамский монастырь с самого начала стал духовным оплотом Православия в борьбе с ересью. Здесь написаны главные богословские творения святого аввы Иосифа, здесь возник " Просветитель " , создавший ему славу великого отца и учителя Русской Церкви, здесь родились его пламенные противоеретические послания, или, как сам Преподобный скромно их называл, " тетрадки " . Исповеднические труды преподобного Иосифа Волоцкого и святого архиепископа Геннадия увенчались успехом. В 1494 году был сведен со святительской кафедры еретик Зосима, в 1502 - 1504 гг. были соборно осуждены злейшие и нераскаявшиеся жидовствующие - хулители Святой Троицы, Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы и Церкви. Многие другие испытания были посланы святому Иосифу - ведь Господь каждого испытывает в меру его духовных сил. Гневался на святого то великий князь Иоанн III, лишь в конце жизни, в 1503 году примирившийся с угодником Божиим и покаявшийся в своей прежней слабости к жидовствующим, то удельный князь Волоцкий Феодор, на земле которого находилась его обитель. В 1508 году преподобный претерпел несправедливое запрещение от святителя Серапиона, архиепископа Новгородского (память 16 марта), с которым вскоре, однако, примирился. В 1503 году Собор в Москве под влиянием святого аввы и его учений принял " Соборный ответ " о неприкосновенности церковного достояния: " понеже вся стяжания церковная - Божия суть стяжания, возложенная, нареченная и данная Богу " . Памятником канонических трудов игумена Волоцкого является в значительной степени и " Сводная Кормчая " - огромный свод канонических правил Православной Церкви, начатый преподобным Иосифом и завершенный митрополитом Макарием.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

Когда, в 1348 году, великий магистр Дусмер учинил набег на Литву, Наримунд спешил с войском на помощь брату своему Ольгерду, и утонул в реке Страве, во время битвы Стравинской, где литовцы разбиты был рыцарями. Еще при жизни своей, он отдал Орехов во владение сыну своему Александру, который, по кончине отца, возвратился в Литву, и получил от дяди своего Ольгерда, в пожизненный удел, землю Подольскую. Сын его Патрикей, удельный князь Звенигородский (на Днестре), согнанный с удела двоюродным дядею своим Великим Князем Витольдом, прибыл, в 1397 году, в Новгород с двумя старшими сыновьями своими, Фёдором и Юрием, а в 1408 году переехал в Москву, где Великий Князь Василий Димитриевич выдал дочь свою, Великую Княжну Анну Васильевну, за князя Юрия Патрикеевича 97 . Оба сына сего последнего, князь Василий Юрьевич и князь Иван Юрьевич, находились боярами при своём двоюродном брате, Великом Князе Иоанне Великом. Из трёх сыновей князя Ивана Юрьевича, был особенно известен средний сын, боярин князь Василий Иванович Патрикеев-Косый полководец мужественный, в последствии приявший сан иноческий с именем Вассиана. Оба сына князя Василия Юрьевича находились боярами: Иван Васильевич Патрикеев-Булгак и князь Даниил Васильевич Щеня; сей последний был одним из самых знаменитых русских полководцев; он покорил (в 1489 году), землю Вятскую; присоединил к Великому Княжению Московскому княжество Вяземское (в 1494 году); одержал (в 1500 году), знаменитую победу, на реке Ведроше, над литовским гетманом князем Константином Острожским, победу, где сам Острожский, полководец знаменитый, взят был в плен (битва на реке Ведроше являет ту замечательную игру судьбы, что войском московским предводительствовал потомок Великих Князей Литовских, князь Щеня, а войском литовским потомок Рюрика и Святого Владимира и ревностный поборник православия, князь Острожсшй). По кончине Иоанна Великого, доблестный князь Щеня стольже славно продолжал служить сыну и преемнику его Великому Князю Василию Иоанновичу: громил Казанцев и Крымцев; участвовал в окончательном присоединении, в 1508 году, к Великому Княжению Московскому земли Псковской, а в 1514 году, за год до своей смерти, этот ревностный сподвижник в деле единодержавия и величия России разбил, под Смоленском, польского военачальника начальника Юрия Соллогуба, и овладев.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Однако князья Воротынские, хотя и были присяжниками Великих князей Литовских, но, исповедуя Православную веру, навлекали через то на себя и своих поданных подозрения и гонения со стороны иноверных Литовских Великих Князей (католиков), тем чаще и сильнее, чем крепче стягивался Государственный союз Литвы с Польшею. Князья Воротынские, подобно прочим Православным Князьям Литовской украйны, говорю, не могли забыть, что за рубежом их, к тому же еще и спорных владений, находится не чужая им земля, а одна и та же Святая Русь. А потому мало помалу они добровольно начали переходить в подданство единоверных им Государей Московских, что нисколько не уменьшало чести этих Князей в глазах западной Руси, ибо коренной союз двух половин России, несмотря на насильственное соединение Литвы с Польшею, не разрывался. Литва все еще считала себя Русской Землей и была ею в действительности, ибо вся она говорила и писала по-русски, судилась по Русским законам. Вильна была столицей православия; в монастырях и церквах её славили Бога «едиными усты и сердцем» с Москвой, Новгородом и Киевом. Первым из Воротынских князей перешёл на сторону Москвы со своим владением старший сын вышеупомянутого князя Федора Юрьевича, в 1484 году, Михаил Федорович. В 1493 году и меньшие братья его Димитрий и Симеон Федоровичи, с племянником своим Иваном Михайловичем Князем Перемышльским (сыном старшего брата, тогда уже умершего), сделались присяжниками Великого Князя Московского, вступив в его подданство со своими отчинами. А в следующем 1494 году в феврале месяце тогдашний Московский Великий Князь Иоанн III заключил с Великим Князем Литовским Александром мирный договор, по которому Литовские Князья отказались на вечные времена от притязания на 15 спорных городов (в том числе от Воротынска и Перемышля). В договорной грамоте (подтверждённой Сигизмундом в 1508 году) между прочим сказано: «А князья Новосильские и Одоевские, и Воротынские, и Перемышльские, и Белевские все твои Великого Князя Иванова, и твоих детей и с своими отчинами к вашему Великому Княжеству 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В 1491-1493 гг. К. изучал в Падуе теологию и преподавал философию, в т. ч. комментировал логические трактаты и «Метафизику» Аристотеля. По распоряжению Торриани с нач. 1493 г. К. начал читать лекции по «Сентенциям» Петра Ломбардского (XII в.). 19 марта того же года он был официально введен в состав преподавательской корпорации теологического фак-та (incorporatio) и досрочно получил степень сентенциарного бакалавра (baccalaureus sententiarum), к-рую обычно присваивали лишь после 2 лет чтения лекций по «Сентенциям» ( Brotto G., Zonta G. La Facoltà teologica dell " Università di Padova. Padova, 1922. P. 198). В мае 1494 г. К. был приглашен в Феррару, где проходил генеральный капитул доминиканцев. 18 мая в присутствии герцога Феррарского Эрколе I д " Эсте (1431-1505) и генерального магистра доминиканцев Торриани состоялся магистерский диспут К., в ходе к-рого ему оппонировал живший в это время в Ферраре знаменитый ученый-гуманист Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494). По результатам диспута К. была присвоена степень магистра (доктора) теологии; он стал вторым доминиканцем после Фомы Аквинского, получившим докторскую степень в столь молодом возрасте (VitaSp. P. 451; ср.: Marega. 1934. P. XV-XVI; Cossio. 1902. P. 33-35). После избрания в 1494 г. Камерино провинциалом Римской провинции доминиканцев К. в 1494/95 г. исполнял в Падуанском ун-те обязанности профессора метафизики и теологии. Вопреки встречающимся в лит-ре утверждениям, это было не постоянное двухгодичное назначение в качестве «полного магистра» (magister regens), но лишь временное замещение кафедры (locum tenens) из-за неожиданного отъезда Камерино из Падуи. Уже в следующем уч. г. К. уступил место Мерлино, назначенному постоянным профессором ( Tavuzzi. 1994. P. 298-299). В 1493-1495 гг. на основе материалов читавшихся им в ун-те богословских лекций К. создал собственный «Комментарий» ко всем 4 книгам «Сентенций» Петра Ломбардского. Этот весьма объемный «Комментарий» никогда не издавался, однако в рукописном виде сохранился до наст. времени ( Caietanus. Scriptum super quatuor libros Sententiarum//Paris. lat. 3076, XVI-XVII вв., 2 т., 681 л.; описание см.: Catalogue général des manuscrits latins/Bibliothèque Nationale. P., 1958. T. 4. P. 85-86; ср. также: Fr é naud. 1936. P. 332-337; Laurent. 1931; Maurer. 1966). Научная и церковная карьера (1495-1508)

http://pravenc.ru/text/1683993.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010