Большая часть грамот относится к XVII в. и отражает землевладение Троице-Зеленской церкви, ее угодья на островах Шахтыш и Дедов на Сухоне – это воеводские данные и отводные памяти, различные владельческие акты, обширная выписка из писцовой книги Н. Озерова 1687 г. на Окологороднюю волость Тотемского уезда. К 1868 г. остров Шахтыш, расположенный в 37 верстах от церкви вверх по течению Сухоны, как утверждалось в Летописи, полностью принадлежал Троицкой церкви, хотя в прежнее время право это неоднократно оспаривалось некоторыми посадскими людьми и крестьянами Окологородья. Наиболее ранние акты, упоминавшие Шахтыш, известны уже в 1540-х гг. – это две подлинных купчие грамоты, дошедшие до нас тоже в составе столбцов Троицкой церкви . Название острова (и протекавшей рядом реки, правого притока Сухоны) можно объяснить из финского Сахтышь/Сохтыш как подсека, росчисть в лесу либо из языка коми мох/мох на хвойных деревьях . Еще более ранним временем – 1499 годом – датировано упоминание устья речки Песьей Деньги и ее активное хозяйственное освоение . Таким образом, данная местность стала заселяться не позднее конца XV в. и процесс этот продолжался в первой половине XVI в., что дополнительно подтверждает возможность появления Троицкой церкви уже в 1540-х гг. в связи с формированием прихода. При копировании грамот составитель Летописи был внимателен к печатям (светским и церковным), которые словесно описывались, и, кроме того, довольно искусно рисовались тонким пером в натуральную величину, размер их сопоставлялся с серебряными 5-ти и 10-копеечными монетами, указывался материал изготовления – воск, сургуч, имеющиеся в ряде случаев на них даты. Это свидетельствует о работе автора-составителя Летописи с подлинниками из «церковной библиотеки». Ряд особенно крупных по объему грамот в столбцовой форме непосредственно измерялся, и длина их указывалась в аршинах. Большинство скопированных в Летописи грамот до сих пор сохранились в подлинниках в ф. 1260 ГА ВО в виде нескольких склеенных столбцов (оп. 7, 106–117). Отметим, что в изданном недавно А.В. Антоновым ценнейшем «Описании Грамот коллегии экономии», его Тотемском разделе, этих актов потому и нет, что их оригиналы осели в церковном архиве, а затем оказалась в составе Коллекции столбцов ГА ВО (ф. 1260) . В нашей публикации данные соответствия (копии актов 1868 г. и их оригиналы) отмечены, а заголовки, даты, размеры печатей, дьяческие скрепы, пометки на обороте, рукоприкладства уточнены. Данные составителем Летописи определения грамот порой грешат анахронизмами, поэтому были исправлены нами по нормам современного источниковедения: контракт на постройку, тогда как надо порядная/поручная; строительная – вместо благословенная; завещание – вместо поступная и проч. Указаны также уже существующие издания некоторых из этих грамот.

http://sedmitza.ru/lib/text/9975744/

– Судите же, правоверное собрание, можем ли мы приличнее что воскликнуть в день сей рождения сия Императорского Величества, Государыни Императрицы и Самодержицы Всероссийской, которую Бог избрав от чрева матере её наследовати престол российский, чрез её Величество посетил и сотворил избавление людем Своим, не токмо россиянам, но и нам, в здешнем государстве правоверным. Дает бо она ныне спасение из руки ненавидящих нас; являет и нам свет прежней свободы нашей, без которого мы доселе, как во тме и сени смертной сидели; направляет и наши ноги на путь мирен, да без преткновения отныне стезею истины ходити станем; сей сказую спасительницы, просветительницы, руководительницы нашей день рождения чем приличнее почтить можем, если не тем же Захарииным воскликновением: благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем Своим? Хотя же дела Божия, чрез её Величество одни совершенные, а другия совершаемые, почти целому свету известны: однако оные и от нас благодарного исповедания требуют. Я сей долг, при нынешних обстоятельствах, на себя принимая, не буду касаться в слове моем всех таковых дел: понеже величество оных и многоразличная польза разве бы большими книгами, а не кратким словом описаны быть могли. Довлеет мне из всех одно исповести, что ныне в глазах наших совершается, и, даст милостивый Бог, благополучно совершится, – избавление, говорю, по вере нам, в государстве сем гонимым, которое чрез её Величество всемилостивейше нам приготовляется. Полтора века уже прошло, как вера наша греко-российская в особливой ненависти и тяжком гонении в сем государстве страждет. От 1540 года, когда провинции русские, по оскудении племени князей российских, во владение государей польских достались, до 1595 года, в котором известные епископы литовские унию с костелом римским приняли, – исповедавие наше, по силе капитуляции, с Казимиром Великим, королем польским, в оном 1540 году учиненной, не в худшем цвете и лепоте было, как и исповедание римско-католицкое. Сколь много костелов было в провинциях польских, не меньше и церквей в провинциях русских.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Св. Ксаверий. Скульптура в ц. св. Роха в Лиссабоне. XVII в. Мастер Х. Коррейя С сер. XV в. столица Португалии была крупнейшим центром морской торговли со странами Африки и Азии. После открытия Васко да Гамой морского пути в Индию (1497-1498) португальцы развернули военную и торговую экспансию на берегах Индийского океана. Кор. Жуан III (1521-1557), получивший прозвище Благочестивый, способствовал распространению христианства и подавлял «врагов веры» как в Португалии, так и за пределами страны. В годы его правления ужесточилась политика по отношению к «новым христианам» (евреям, насильно обращенным в христианство), была учреждена инквизиция, велись военные действия против мусульман в Марокко и в Юж. Азии. Иезуитам пришлось задержаться в Лиссабоне, т. к. корабли в Индию отправлялись только раз в год. Король поручил К. и Родригишу наставлять в вере придворных пажей (при королевском дворе воспитывались сыновья дворян), но иезуиты расширили сферу деятельности: они принимали исповедь у придворных и аристократов, проводили духовные беседы с членами королевской семьи. Вскоре они установили доверительные отношения с влиятельными людьми, в т. ч. с инфантом кард. Энрики, главой трибунала инквизиции. По просьбе кардинала К. и Родригиш приняли участие в подготовке 1-го португ. аутодафе , к-рое состоялось в Лиссабоне 26 сент. 1540 г. Они ежедневно беседовали с заключенными в следственной тюрьме и принимали исповедь 2 чел., осужденных на смерть. По просьбе короля иезуиты наставляли также 2 африкан. евреев, пожелавших стать христианами (Epistolae. 1944. T. 1. P. 62, 67). Король высоко ценил деятельность иезуитов, сравнивал их с апостолами; в Лиссабоне распространялись слухи о чудесах, которые совершали К. и Родригиш (см.: Schurhammer. 1973. Vol. 1. P. 604-605). В свою очередь К. положительно отозвался о королевском дворе и жителях Лиссабона: он сообщил Лойоле, что ему оказали хороший прием, мн. португальцы желали исповедоваться у иезуитов и получать от них духовные наставления. К. советовал Лойоле прислать в Португалию иезуитов, которые могли бы основать коллегию при ун-те в Коимбре, и высказал мнение, что иезуитам следовало повсеместно создавать коллегии, уделяя особое внимание воспитанию молодежи (Epistolae. 1944. T. 1. P. 36-53). В это время К. и Родригиш узнали, что папа Римский утвердил Об-во Иисуса (булла «Regimini militantis ecclesiae» от 27 сент. 1540).

http://pravenc.ru/text/2462095.html

Барлоу, говорят, сам не желал принимать епископское рукоположение и архиеп. Крамэр потворствовал ему в этом, потому что оба они не признавали за этим священнодействием таинственно-благодатного значения и считали для епископа вполне достаточным законное избрание и назначение на должность. – Факт, что Крамэр и Барлоу в 1540 году действительно высказывали такого рода еретические воззрения, не подлежит сомнению, но одного этого факта еще недостаточно, чтобы делать из него указанный вывод. Всякий знает, что неизменная последовательность и строгое соответствие между убеждениями и действиями принадлежит к числу таких свойств, которые не особенно часто встречаются в людях, а потому если когда-либо человек высказал свой взгляд по известному вопросу, отсюда далеко еще не следует, чтобы и в действиях своих он непременно всегда руководился этим взглядом, тем более, что и самые взгляды у людей нередко изменяются. Это общее замечание представляется нам вполне приложимым к Крамэру и Барлоу. Несомненно, что по вопросу о рукоположении оба они в 1540 году высказывали совершенно своеобразные воззрения, но есть несколько других свидетельств и фактов, которые с несомненностью убеждают нас в том, что в другое время и Крамэр и Барлоу мыслили и действовали по тому же самому вопросу иначе. Почти в то самое время, когда Барлоу сделался епископом, т. е. около 1536–1537 г. было составлено и издано «Объявление о должностях и Божественном установлении епископов и пресвитеров». (А Declaration made of the Functions and Divine Institution of Bishops and Priests). Этот документ, как видно из первых строк его, поставляет своею задачей раскрыть всем епископам и проповедникам то учение относительно священства, которое они должны внушать своим пасомым. В нём, между прочим, говорится, что пастырям церкви дана власть посвящать (to order and consecrate) и других на то служение, на которое сами они призваны, что это служение их называется в свящ. писании даром и благодатью (donum et gratia) и необходимо должно сохраняться на земле, потому что есть установление Божие. Христос и апостолы вручили эту власть лишь некоторым лицам, а именно пресвитерам и епископам, которых они избрали, призвали и допустили к служению посредством молитвы и возложения рук. Пусть епископы и проповедники учат свою паству, что таинство священства (the sacrament of order) достойно может быть названо таинством, ибо оно есть священный обряд или церемония, установленная в Новом Завете Христом и Его апостолами и состоит из двух частей, как и другие таинства церкви, а именно духовной, невидимой благодати и внешнего, видимого знака. Невидимый дар или благодать, сообщаемая в этом таинстве, есть не что иное, как упомянутое выше служение и власть, а видимый, внешний знак есть молитва и возложение рук епископа на лицо, получающее этот дарили благодать. 104 Под документом имеется более 37-ми подписей епископов, богословов и юристов и почти во главе их, после Кромвелля, стоит имя Томаса Кантербурийского, т. е. Крамэра.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

ст. Коллоквиумы ). В отличие от нунция кард. Джованни Мороне, присутствовавшего на этой встрече в качестве наблюдателя, Червини должен был находиться при дворе и сообщать в папскую курию сведения о целях имп. политики и о возможных способах решения проблем, связанных с распространением протестантизма в нем. княжествах. В своих донесениях легат, выступавший как противник подобных «собеседований», отмечал, что император любой ценой стремится не допустить раскола в своих владениях, не обращая должного внимания на религ. разногласия. Червини советовал отправить на следующий богословский коллоквиум в Вормсе, к-рый должен был открыться в окт. 1540 г. (офиц. открытие заседаний состоялось 25 нояб.), кард. Гаспаро Контарини , влиятельного деятеля Контрреформации. Его кандидатуру поддержали имп. Карл V и, по-видимому, папа Павел III, но в итоге вместо Контарини, к-рого подозревали в сочувствии лютеранам, на коллоквиум поехал не очень опытный нунций Томмазо Кампеджи, еп. Фельтре (подробнее см.: Gleason E. G. Gasparo Contarini: Venice, Rome and Reforme. Berkeley etc., 1993. P. 197-201, 247-250; также см.: Dykmans. 1991). Маркелл II, папа Римский. Скульптура в кафедральном соборе Сиены. 2-я пол. XVI в.; ок. 1680 г. Маркелл II, папа Римский. Скульптура в кафедральном соборе Сиены. 2-я пол. XVI в.; ок. 1680 г. В сент. 1540 г. Червини вернулся в Рим. 24 сент. того же года он был переведен на епископскую кафедру Реджо-нель-Эмилия (совр. обл. Эмилия-Романья) (также без епископского рукоположения). Поскольку епископ находился гл. обр. при папской курии или в поездках, в которых выполнял различные поручения, он возложил обязанности по проведению реформ, касавшихся духовенства диоцеза, на викария Лудовико Беккаделли и назначенного ему в помощь Антонио Лоренцини. Им надлежало проводить регулярные визитации приходов и монастырей, требовать от священников не покидать место служения, носить церковное одеяние, вести достойный образ жизни и заниматься активной пастырской работой, заботиться о состоянии церквей и хранящихся в них литургических предметах.

http://pravenc.ru/text/2562320.html

Ведущая роль в постепенном введении в 40-х гг. XVI в. в Церкви Англии новой формы богослужения принадлежала Т. Кранмеру (1489-1556), в 1533 г. ставшему архиепископом Кентерберийским. Кранмер, являвшийся убежденным сторонником протестант. Реформации, после опалы и казни Т. Кромвеля (ок. 1485-1540) был наиболее близким и доверенным советником кор. Генриха VIII по религ. вопросам и сохранил влияние при его преемнике кор. Эдуарде VI (1547-1553). Исполняя дипломатические поручения в континентальной Европе в нач. 30-х гг. XVI в., Кранмер имел возможность непосредственно познакомиться с различными литургическими реформами, осуществленными в европ. протестант. общинах. В частности, в 1532 г. в Нюрнберге он присутствовал на богослужениях, совершавшихся по чину, разработанному в 20-х гг. XVI в. М. Лютером (1483-1546). Значительное влияние на религиозные взгляды Кранмера оказало его знакомство с М. Буцером (1491-1551); Кранмер состоял с ним в постоянной переписке и был хорошо знаком с предложенными им вариантами реформирования богослужения. Кроме того, Кранмеру был известен англ. перевод нем. протестант. богослужебных текстов (A Simple and Religious Consultation of Us Herman by the Grace of God, Archbishop of Colone... L., 1547), подготовленных при участии Буцера и Ф. Меланхтона (1497-1560) архиеп. Кёльнским Г. фон Видом (1477-1552), который предпринял завершившуюся неудачей попытку реформирования церковной жизни в Кёльне (ср.: Cuming. 1983. P. 73). Наряду с этим Кранмер опирался и на католич. источники: при работе над новыми богослужебными текстами он использовал как традиц. богослужебные книги сарумского обряда, так и подготовленную испан. кард. Ф. де Киньонесом (ок. 1482-1540) по поручению папы Римского Климента VII новую редакцию католич. Бревиария (1-е изд.- 1535; 2-e изд., с исправлениями - 1536; см. в ст. Бревиарий ). В XIX в. исследователи обнаружили и опубликовали 2 рукописных проекта реформирования богослужения (написаны отчасти Кранмером, отчасти его секретарями), которые относятся к кон.

http://pravenc.ru/text/1841554.html

P. 32, 218-220). В отличие от нек-рых реформаторов Л. защищал практику совершения исповеди, т. к. считал, что ее отмена может нанести серьезный ущерб морали и нравам общества. Документ, составлявшийся с учетом мнений протестантов и католиков, не устроил ни одну из сторон. Тем не менее появление в Англии 1-го протестант. «символа веры» имело большое значение для дальнейшего развития Реформации. Реформационные настроения в этот период были распространены в ун-тах и в столице, однако кампания 1538 г. против реликвий проводилась и в возглавляемых протестант. епископами епархиях. Самыми активными борцами с реликвиями стали Л. и Хилзи. Кранмер, одобрив их активность, сам не был столь деятельным и, будучи человеком гораздо более осторожным и дальновидным, больше следил за изменением политики Генриха VIII. В кон. 30-х - нач. 40-х гг. король и его окружение отступили на католич. позиции. В нояб. 1538 г. Л. принял участие в деле Дж. Ламберта, к-рый отрицал реальность присутствия Тела Христа в таинстве Евхаристии. Несмотря на уговоры Кранмера и Л. не настаивать на своих убеждениях, Ламберт обратился к королю как к главе Церкви, был осужден и 22 нояб. публично сожжен, как упорствовавший еретик. Еще более очевидным свидетельством отступления правительства от реформационных воззрений стало издание Генрихом VIII «Шести статей» (Объявление об обязанностях и Божественном установлении епископов и пресвитеров; A Declaration Made of the Functions and Divine Institution of Bishops and Priests), этот статут протестанты назвали «плеткой о 6 концах». В период его подготовки Кранмер в течение 3 дней пытался доказать членам парламента неправомочность положений этого документа и уступил только после непосредственного вмешательства короля; Л., не согласившись с положениями статута, был вынужден отказаться от епископской кафедры и был опять взят под стражу. Большинство исследователей полагают, что благодаря ходатайству Кранмера Л. был освобожден уже в 1540 г., но другие считают, что он пребывал в заключении до конца правления Генриха VIII (1547). После казни Кромвеля в июле 1540 г. Л. потерял самого влиятельного защитника при дворе и вынужден был оставаться в тени до восшествия на престол принца Эдуарда, сына Генриха VIII и его 3-й жены Джейн Сеймур, к-рый, согласно завещанию отца, стал королем Эдуардом VI. Его правление было недолгим, но очень продуктивным в деле продвижения Реформации: в эти годы была издана «Книга общих молитв» (1549, 2-я ред. в 1552); в Англию были приглашены видные деятели Реформации: М. Буцер , Я. Лаский, П. Мартир ; велась активная переписка с Меланхтоном, Ж. Кальвином , Г. Буллингером ; был утвержден новый вероисповедный документ - Сорок две статьи . Л. совместно с Кранмером и Н. Ридли принял участие в составлении «Книги гомилий» (1547).

http://pravenc.ru/text/2463169.html

В 1534-1535 гг. в сев. провинциях прошла волна организованных выступлений анабаптистов. Самые решительные и фанатично настроенные участники движения устремились в Вестфалию, чтобы поддержать анабаптистскую Мюнстерскую коммуну (1534-1535), в организации которой важную роль сыграли нидерландские анабаптисты Иоанн Матисен и Иоанн Лейденский , объявивший Мюнстер Новым Иерусалимом, а себя - царем Давидом (1534). В этой общине имущество было обобществлено и установлена полигамия, любое сопротивление жестко подавлялось, отказавшиеся принять 2-е крещение были выдворены из города. Весной 1535 г. в Северных Н. анабаптисты готовились организованно двинуться на освобождение Мюнстера, осажденного войсками мюнстерского князя-епископа Франца фон Вальдека, но местные власти предотвратили этот поход и подавили выступления анабаптистов. Сотни из них были казнены, тысячи - изгнаны из страны. В том же году анабаптист. коммуна в Мюнстере была ликвидирована. К 40-м гг. XVI в. выступления анабаптистов прекратились, их учение постепенно эволюционировало в непротивленческое течение - баптизм. Умеренное крыло анабаптистов возглавил бывш. сельский католич. свящ. Менно Симонс , странствовавший по территории Н. и Свящ. Римской империи и призывавший своих последователей (меннонитов) к непротивлению и отказу от применения оружия. Ярким эпизодом социально-политической борьбы в Н. было Гентское восстание 1539-1540 гг., поводом для к-рого стала весть о новом сборе налогов на очередную военную кампанию Габсбургов. В февр. 1540 г. имперские войска во главе с Карлом V вошли в город и подавили восстание. Его руководители были жестоко наказаны, Гент обложен огромной контрибуцией, самоуправление ликвидировано. В 40-х гг. XVI в. на пограничных с Францией нидерланд. территориях стал распространяться кальвинизм. В 1544 г. во Фландрию прибыл П. Брюлли, сподвижник Ж. Кальвина , и начал проповедовать кальвинизм и создавать тайные общины в Турне, Валансьене, Лилле, Дуэ и Аррасе. В окт. 1544 г. он был арестован и в февр. 1545 г. казнен. Несмотря на преследования, число приверженцев нового религ. направления быстро росло. Если лютеранство как более умеренное течение получило распространение гл. обр. среди оппозиционно настроенного дворянства и городского патрициата, то кальвинизм нашел сторонников среди широкой массы горожан. Правительство принимало суровые меры по отношению к кальвинистам, но это не остановило распространение их вероучения. Многотысячные собрания кальвинистов, как правило, охраняли вооруженные люди, к-рые препятствовали разгону собравшихся. Схваченных властями и осужденных на сожжение кальвинист. лидеров их сторонники нередко освобождали с применением силы. В 50-х гг. XVI в. первые кальвинист. проповедники достигли сев. провинций. Кроме лютеран., анабаптист. и кальвинист. общин в Н. возникли различные менее многочисленные протестант. группы, такие как «Дом любви» - тайная секта, основанная Х. Никласом (ок. 1501-1580).

http://pravenc.ru/text/2565200.html

В письме фон Виду находим привычную уже критику Руфина, а также похвалы учености и благочестию Василия, которого наш переводчик сравнивает со своим адресатом, отмечая, что оба они заботятся о воспитании юношества. Корнарий упоминает в этой связи письмо Либания к Василию, в котором Либаний сообщает о приехавших к нему из Каппадокии юношах . Наибольший интерес, впрочем, в этом посвящении представляет рассуждение о переводческой технике. По словам Корнария, он стремился к тому, чтобы по мере возможности не отступать от слов самого автора, не подражая тому методу, который греки называют κατ πδας, но и не впадая в противоположную крайность, когда изящество перевода ставится превыше всего . Технически он возвращается к практике перевода ad verbum. Перевод Корнария переиздавался в 1548 г. в Венеции и в 1552 г. (с дополениями) в Базеле . В изданиях 1540 и 1552 г., с которыми нам удалось ознакомиться, маргиналий нет. Издание 1548 г., снабженное маргиналиями, нам осталось недоступным, поэтому мы можем судить о нем лишь на основании описания у И. Бакус . Как отмечает исследователь, это издание вышло всего год спустя после того, как Корнарий был подвергнут критике издателями латинского Василия в 1547 г. (о чем см. ниже). Оно дополнено переводом «Правил», выполненным веронским поэтом Адамом Фуманом (Adamus Fumanus) и впервые опубликованным в 1540 г. Во многих экземплярах, как сообщает Бакус, цензоры вычеркнули имя Корнария на титульной странице, а в одном (в Ватиканской библиотеке) не усомнились даже вырвать страницы с его предисловием. Хотя сами переводы остались без изменений, к ним были добавлены маргиналии, более или менее отражающие характер католической доктрины после собора в Тренте. То же стремление поддержать авторитет Римско-католической церкви прослеживается и в индексе. 6. Годфрид Тильман и Луи Мире К моменту открытия Трентского собора (13 декабря 1545 г.) протестанты заметно опередили католиков в том, что касается публикаций «латинского Василия». Компенсировать это упущение было призвано парижское издание 1547 г. .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Наконец, в 1548 г. издано было «краткое наставление в Христианской религии» или катехизис. В этом деле Крамэр принимал столь большое участие, что книга даже и называлась «Крамаровым катехизисом», так как он, если не прямо составил её, то по крайней мере перевел с немецкого и снабдил некоторыми дополнениями. 110 В этом катехизисе ясно и решительно высказывалось учение об апостольском происхождении епископской власти и о благодатном значении рукоположения. 111 Приведенные указания стоят в непримиримом противоречии с тем, что мы знаем относительно комиссии 1540-го года. Крамэр и Барлоу в комиссии заявляли, что для епископа никакой особенной благодати не требуется, никакого посвящения не нужно и достаточно только назначения на должность; а в других случаях они же являются участниками в составлении и утверждении и скрепляют своими подписями такие документы, в которых со всею решительностью утверждается, что священство есть таинство, ведет свое начало от Христа и апостолов, сохраняется в непрерывном преемстве и чрез молитву и рукоположение сообщает избранным Божественную благодать. Как же объяснить такое противоречие? – Всего естественнее думать, что крайние, отрицательные воззрения на священство, высказывавшиеся Крамэром и Барлоу в комиссии, были у них результатом лишь случайного и кратковременного увлечения. Относительно религиозных воззрений то было, как известно, смутное время, представлявшее на каждом шагу многочисленные примеры быстрых перемен и резких переходов. Нисколько не удивительно, если Крамэр и Барлоу на некоторое время поддались одному из таких увлечений и высказывали такие взгляды, которые им самим ни прежде ни после того не казались основательными. При более серьезном рассмотрении вопроса эти крайние взгляды, не встретив себе поддержки и в окружающих, были, конечно, оставлены и высказавшие их снова возвратились к тому, что представлялось им справедливым и прежде. Некоторое подтверждение такому объяснению можно находить в том же документе комиссии 1540 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010