На фронтисписе Великой Библии было размещено изображение, которое наглядно свидетельствовало о ее пропагандистской цели. Доминирующей фигурой, более крупной, чем все остальные, на троне над титулом, было изображение короля Генриха. Иисус Христос на этой гравюре был неловко заперт в небольшом, залитом облаками пространстве над ним. У него даже нет места, чтобы поднять голову, поэтому она как бы склонилась на плечо. Чуть ниже справа — еще одно изображение Генриха VIII, гораздо меньшего размера. Его королевская корона стоит на земле, а сам он преклонил колени перед Богом. Рядом на лентах — библейские отрывки из Исаии и Деяний апостолов, которые фактически заменяют царя Давида Генрихом как человеком, которого Бог избрал для исполнения Своей воли. Стоя на коленях, Генрих отвечает Богу цитатой из 118-го псалма, говоря как Давид. Архиепископы со своими митрами, положенными на земле, и придворные со шляпами в руках обрамляют величественно восседающего на троне Генриха VIII с обеих сторон, как если бы они были апостолами или ангелами вокруг Христа. Томас Кранмер, архиепископ Кентерберийский, слева от Генриха, и Томас Кромвель справа от него получают Verbum Dei (Слово Божье) непосредственно от короля. На втором уровне они же (в митре и шапке соответственно) передают Библию приходским священникам и знати (аристократы изображены без шляп). Ярусом ниже изображены знатные англичане (в шляпах), которые, в свою очередь, передают английскую Библию благодарным простолюдинам, которые приветствуют короля: «Vivat Rex» и «God Save the Kinge». Идея сей композиции предельно ясна: король Генрих VIII уступает в духовной власти только Богу, и именно монарх через свой личный дар передает Слово Божие своему народу. Византийские иерархи и латинские тексты римского католицизма не имеют авторитета в Англии короля Генриха. Его люди могут сами читать Слово Божие. Однако Кромвель недолго продержался в фаворе после выхода в свет английской Библии. Он «поставил не на ту лошадь» после смерти Джейн Сеймур. Король Генрих был крайне недоволен тем, что Кромвель выбрал ему в жены Анну Клевскую — супругу Он должен был сыграть с ней свадьбу, чтобы не рассердить немцев, но их брак так и не был конфирмован. Он был аннулирован 9 июля 1540 года. А Томас Кромвель был казнен «за ересь и измену» уже 28 июля 1540 года. Его геральдические инсигнии, которые первоначально размещались в ронделе у его ног, были изъяты из всех изданий Великой Библии, напечатанных после июля 1540 года.

http://bogoslov.ru/event/6166525

Джона Фрита и Андрью Гевета в июле 1534 года 494 . Но самым тяжким для протестантских ревнителей было то время, когда статут шести членов получил своё утверждение. Строго настаивая на чисто католических догматах и обрядах, этот статут определял и беспощадную кару тем, кто осмелится дозволить себе его нарушение. В силу этого, с 1540 года на сторонников реформы воздвигнуто было настоящее гонение. Специальная, установленная вследствие этого статута, комиссия привлекала к суду по подозрению в ереси не только открыто восстававших против утверждённых статутом догматов, но даже и тех, кто напр. не посещал храм для присутствования при совершении мессы, не поднимал рук в момент освящения даров и тпд. Она действовала с таким усердием, что число арестованных ею в качестве еретиков простёрлось до 500 чел. и даже более. Всем этим лицам предстояла весьма незавидная участь; если–бы король не склонился на ходатайство лорда–канцлера и не даровал им прощения. Летописцы свидетельствуют, что статут 6 членов стоил жизни многим лицам и из высших и из низших классов общества. В подтверждение этого достаточно припомнить напр. казнь троих протестантов в июле 1540 г., сожжение пятнадцатилетнего Ричарда Мекинса, сожжение Анны Аскью и нескольких протестантов в последний год правления Генриха и тпд 495 . Первый из приведённых примеров представляется нам всего более характеристичным, так как по нему можно себе составить ясное представление о том странном положении, какое занимало Генрихово правительство в вопросах религии. Тринадцатого июля 1540 года, народу собравшемуся на Смитфилде, представилось оригинальное зрелище. Из Тоуэра приведена была в одной печальной процессии толпа людей, осужденных на смертную казнь. В этой толпе было трое папистов: Абель, Фидерстон и Павел, и трое протестантов: Барнес, Геррард и Джером. Паписты осуждены были за отрицание королевской супрематии и за приверженность к папству, а протестанты за уклонение от удержанных в Англии догматов католицизма. Те и другие осуждены были одним и тем–же правительством и одновременно должны были подвергнуться казни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Протестанты держались так, как будто с Нюрнбергским религиозным миром все было окончено, а папа Павел III скорее готов был перенести раскол, чем допустить реформу Церкви. В 1540—1541 гг. в Гагенау, Вормсе, Регенсбурге происходят религиозные переговоры, цель которых — перейти к мирному соглашению по всем пунктам, которые с 1517 г. были наиболее спорными. В самом Риме поднимается вопрос, не следует ли восстановить единство Церкви честным признанием справедливости требуемых протестантами реформ. Кардиналы Римской курии были решительно расположены в пользу реформ и необходимых церковных преобразований, правда, с точки зрения протестантов, недостаточных. Князья в подавляющем своем большинстве также выступают за реформу. Еще в 1539 г. протестантизм восторжествовал в Альбертинской Саксонии и Браденбургском курфюршестве. В последнем в 1540 г. даже был установлен лютеранский характер церковного строя, который был утвержден самим Карлом V благодаря тому, что курфюрст Бранденбурга держался в стороне от антикарлонского Шмалькальденского союза, поддерживавшего Гогенцоллеров против Габсбургов. Князья из дома Гогенцоллеров все, за исключением кардинала Альбрехта, стояли на стороне евангелического учения. Поэтому почти вся Северная Германия, кроме Прирейпских областей и части Вестфалии, вскоре следовала лютеранскому вероисповеданию. Религиозные переговоры 1540—1541 гг. между католиками и протестантами хотя и имели примирительный характер, хотя и отражали несомненное сближение в богословских вопросах, в вопросах церковного устройства и папского авторитета, не привели к договоренности. Эти переговоры показали, что Нюрнбергский мир 1532 г. продолжает существовать и начинает распространяться даже па новых приверженцев «Аугсбургского исповедания». Результатами переговоров были Регенсбургский интерим и декрет сейма от 29 июля 1541 г., в которых император доходит до последних пределов уступчивости протестантам своим обращением к папе с увещанием «установить христианский порядок и реформацию», а протестантам дает подтверждение действительности Нюрнбергского мирного договора. Но давая эти обещания, император не имел намерения их исполнить, потому что в то же время возобновил союз против протестантов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Параллельно трансформировались пропорции, изображения человеческого тела удлинялись или скручивались в т. н. змеевидных (serpentinati), т. е. показанных в динамическом ракурсе, фигурах, к-рые в свою очередь казались все более ирреальными. При этом волны художественного иррационализма то нарастали, то временно утихали, эстетически-радикальная Флоренция и умеренная Венеция являлись полюсами крайне неоднородной художественной шкалы. Мадонна с длинной шеей. 1534–1540 гг. Худож. Франческо Пармиджанино (Галерея Уффици, Флоренция) Мадонна с длинной шеей. 1534–1540 гг. Худож. Франческо Пармиджанино (Галерея Уффици, Флоренция) Новые алтарные образы написаны с беспокойной, порывистой экспрессией, обусловленной не столько каноном, сколько языком форм, изъясняющих авторский замысел, или «идею». Отпечаток на иконографию накладывают и религ. движения, остро реагирующие на проникновение идей Реформации в И. ( Дажина. 1997). Среди характерных примеров - алтарный образ Якопо Понтормо «Снятие с креста» в капелле Каппони флорентийской ц. Санта-Феличита (1525-1528) и «Посещение Марией Елисаветы» в ц. Сан-Микеле в Карминьяно (20-е гг. XVI в.); в художественном строе обоих доминирует колорит, нарочито прохладный и тревожный в «Снятии с креста» либо, напротив, густой, насыщенный, драматически-звучный в «Посещении...». «Снятие с креста» Россо Фьорентино (1521; Пинакотека, Вольтерра) строится как драма красочных форм, вылепленных крупными, резко контрастными пятнами цвета. Знаменательны картины Россо «Моисей, защищающий дочерей Иофора» (ок. 1523, Галерея Уффици, Флоренция), с бурлящей и совершенно алогичной сутолокой битвы, и «Мертвый Христос с ангелами» (1525-1526; Музей изящных искусств, Бостон), где иконография «Мужа скорби» используется как предлог для изображения прекрасного человеческого тела. Определяющим началом при создании композиций чаще всего была не «божественная» природа, а не менее «божественное» искусство, причем не античное, а современное, в тех его образцах, что признаны наиболее совершенными. Обычно в качестве таких образцов фигурировали произведения Рафаэля и Микеланджело. Обилие визуальных «цитат» придало маньеризму специфически «ученый» привкус, позволяющий по достоинству оценить стилистическую эрудицию мастера, как во фресках Франческо Пармиджанино в ц. Санта-Мария-делла-Стекката в Парме (1530-1539), выразительные фрагменты к-рых изящно варьируют сикстинские росписи Рафаэля. Наиболее же самобытны в творчестве Пармиджанино портреты, порой связанные типажами (как и у мн. художников того времени) с его религ. композициями, а также сакральные картины, отличающиеся изысканной, подчеркнуто ирреальной грацией (напр., «Мадонна с длинной шеей», 1534-1540, Галерея Уффици, Флоренция).

http://pravenc.ru/text/2033721.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРОМВЕЛЬ Томас (ок. 1485, Патни, ныне в черте Лондона - 28.07. 1540, Лондон), англ. гос. деятель. К. был единственным сыном Уолтера Кромвеля, сукнодела и содержателя трактира. О детстве и юности К. известно мало: по нек-рым данным, он попал в тюрьму за преступление, после уехал в Европу, где путешествовал и предположительно служил во франц. армии во время Итальянских войн. Есть сообщения, что он участвовал в битве при Гарильяно 1503 г. и после поражения франц. войск оказался во Флоренции, где устроился на службу к банкиру Ф. Фрескобальди, затем посетил Рим. По другим данным, в 1504 г. он участвовал в судебных тяжбах в Англии по земельным вопросам; его поездка в Европу (в т. ч. в Италию) состоялась после их завершения, следов., он не мог принимать участия в боевых действиях 1503 г. К. вернулся в Англию ок. 1514 г. и поселился в Лондоне, ок. 1515 г. женился на Элизабет Уикс, отец к-рой служил при дворе Генриха VII. Она умерла ок. 1528 г., во время эпидемии англ. горячки. Их сын Грегори Кромвель в 1540 г. получил титул барона и в 40-х гг. XVI в. был придворным кор. Генриха VIII, 2 дочери умерли во время эпидемии 1528 г. или вскоре после нее. В этот период К. работал вместе с тестем, занимавшимся стрижкой овец, и торговал шерстью и тканями. Через нек-рое время К. стал адвокатом и приобрел известность на этом поприще. О его юридическом образовании ничего не известно, однако уже в 1524 г. он вошел в состав Грейс-инн, одной из крупнейших адвокатских корпораций Англии. В 1517-1518 гг. он ездил в Рим, чтобы получить продление лицензии на продажу индульгенций в г. Бостоне в Линкольншире. Считается, что во время этой поездки он познакомился с переводом НЗ, сделанным Эразмом Роттердамским . К. свободно говорил по-итальянски и, возможно, по-французски, знал латынь и немного греческий. Ок. 1516 г. К. познакомился с лордом-канцлером кард. Томасом Уолси , выполнял его поручения в кон. 10-х - нач. 20-х гг. XVI в. В 1523 г. скорее всего благодаря влиянию лорда-канцлера он был впервые избран членом палаты общин, во время одного из заседаний обратил на себя внимание речью в ответ на королевское требование о предоставлении средств для вторжения во Францию (получение этой субсидии было главной целью созыва парламента). В своей речи (нет достоверных сведений о том, что она действительно была произнесена) К. критиковал идею войны против Франции, указав на опасности этого предприятия, особенно если оно будет возглавлено лично королем. Несмотря на это, его речь не содержала нападок на монарха и его приближенных и была высоко оценена, в т. ч. и при дворе.

http://pravenc.ru/text/2462031.html

Примерно с 1540 г. начался очередной этап «королевской Реформации»: политика Густава Васы, направленная на полное преобразование духовного института и подчинение новой, единой национальной протестантской церкви светской власти, совпала с общим курсом государя на усиление экономического, политического и военного могущества королевской власти и создание наследственной монархии (официально утверждена в 1544 г.). Для церкви период, начинающийся с 1540 г., знаменовал время опалы прежних лидеров Реформации и выдвижение их преемников (Лаврентиус Петри, Георг Норман). Перед новой, формирующейся церковью на данном этапе встает ряд важных задач: окончательное укоренение евангелического вероучения, реформа церковно-приходского образования. Отмечены те годы активной борьбой с контрреформацией и конкурирующими протестантскими вероучениями, преимущественно с кальвинизмом. В целом для Швеции период со второй половины правления Густава Васы, продолжавшийся практически столетие, – качественно иной. Это время борьбы усилившейся королевской власти за закрепление и развитие достижений в политической, экономической и военной областях, преодоление – на новом этапе – сепаратистских тенденций, оформление отношений как с церковью, так и со светской аристократией, которые, естественно, продолжали активно отстаивать свои свободы и интересы. Результатом данного этапа, который можно охарактеризовать как зрелую и позднюю Реформацию, было окончательное оформление Швеции как протестантской державы, обретение ею официального вероисповедания и церковного законодательства. В указанный период Швеция заняла место в новой системе международных отношений, определила основные направления своей внешней политики почти на два столетия вперед. Выделяя раннюю Реформацию как отдельный период, я, в числе прочего, исхожу из того, что данный период был переходным, во многом связанным со Средневековьем. Нелишне также заметить – термин «Ранняя Реформация» («the Early Reformation», «Fruhreformation»), как известно, употребителен в историографии применительно к другим странам Европы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

После опалы и ареста его покровителя Т. Кромвеля Грей был схвачен и казнен по обвинению в гос. измене (июнь 1540). Наместником И. был назначен Энтони Сент-Леджер (1540–1548), к-рый убедился в неэффективности локальных войн и соглашений с политическими противниками и предложил план политической и культурной ассимиляции «врагов короны». По прибытии в И. Сент-Леджер напал на земли рода Мак-Мурроу (Мак Мурхада), представители к-рого согласились формально передать земли короне и в будущем держать их в качестве фьефа. Подобные соглашения были заключены с главами др. гэльских и англо-ирл. родов (среди них самым влиятельным был Конн Баках О’ Нейл, подчинившийся Сент-Леджеру в янв. 1542). Правители и магнаты, передавшие земли короне и получившие их обратно в качестве держания, обязывались подчиняться англ. праву, не вести военные действия без разрешения администрации и участвовать в заседаниях ирл. парламента, а также отказаться от использования ирл. языка и гэльских обычаев. Для закрепления успехов наместник велел правителям и магнатам явиться в Англию и принести клятву на верность королю, что в июне 1542 г. исполнил 14-й граф Десмонд, осенью 1542 г. Конн Баках О’ Нейл, получивший титул графа Тирона, а в июне 1543 г.— Мурроу О’ Брайен (Мурьхертах О Бриан), ставший графом Томонда, и Улик Мак-Уильям Бёрк (граф Кланрикарда). В составе свиты крупных правителей находился ряд мелких вождей, к-рые были возведены в рыцарское достоинство. Летом 1541 г. в работе ирл. парламента приняли участие (лично или через представителей) многие магнаты и правители. Новая политика по отношению к вождям и аристократии, ранее фактически независимым от англ. короны, потребовала ряда уступок со стороны Сент-Леджера. В обмен на отказ от грабительских набегов и взимания дани с колонии правители получили королевские пенсии. Наместник утверждал епископов, к-рые чаще всего были ставленниками местных влиятельных родов и противниками Реформации. При упразднении мон-рей магнаты получали значительную часть прибыли, тогда как в ряде областей (графства Томонд и Десмонд) упразднение ограничивалось формальной процедурой, не приводившей к роспуску монашеских общин.

http://sedmitza.ru/text/2558539.html

Вскоре еще один догмат стал вызывать у него сомнения. Началось все с того, что Симонс узнал о казни одного человека, который «обновил свое крещение» 8 . Менно стал сомневаться в детокрещении. Он начал изучать труды реформаторов, но они его не убедили, что нужно крестить детей. Однако Менно Симонс все еще оставался католическим священником. Более того, его отметили и перевели в родной Витмарсум. Его слава еще более усилилась, особенно в связи с обличением в проповедях мюнстерского движения. Изменение жизни Менно связано так же с мюнстерской трагедией. Группа из трехсот повстанцев была захвачена в плен. Всех их казнили. Среди казненных оказался и брат Менно Петер Симонс. Менно быстро переходит от слов к делу. 30 января 1536 года он объявляет о начале своего нового служения, а затем скрывается с помощью мирных анабаптистов. В течение следующего года он занимается изучением Библии и много пишет. В этот период он и создает систему взглядов, которой будет придерживаться до самой смерти. Через год Менно посетила небольшая делегация анабаптистов. Они просили его стать их лидером. Немного поколебавшись, Менно принимает крещение от Оббе Филипса. Затем Оббе рукополагает Менно, и он становится руководителем общины анабаптистов. На долю Менно выпала задача объединить и спасти от краха анабаптистов. Неслучайно за ним укрепился авторитет первого лидера и всех кто примыкал к движению, стали называть меннонитами. Нужно отметить, что главные споры шли в это время не с католиками, а с другими протестантами, а иногда даже с ближайшими соратниками. Основными темами споров были вопросы детокрещения, отношение к государству и свободы вероисповедания. В 1540-х годах Менно в своих посланиях главам протестантских церквей много полемизировал по этим вопросам. Большая часть сохранившихся документов относятся к тому периоду. В 1540–1550-е годы произошло несколько важных дискуссий с представителями протестантских церквей. Стоит отметить дисскусию с реформатом (кальвинистом) Яном Аласко, после которой Менно выпустил два пространных заявления. В 1544 году Менно участвовал в полемике с лютеранином Геллиусом Фабером. В 1552 году Фабер выпустил несправедливую брошюру об анабаптистах. Менно не смог удержатся от публичного ответа. Эта работа так и называлась – «Ответ Геллиусу Фаберу». Она содержит рассказ об обращении Менно и начале его служения. Кроме того, там четко и ясно излагаются догматические отличия меннонитов от лютеран и кальвинистов в вопросах крещения, евхаристии, церковной дисциплины, природы Церкви и воплощения Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

В 1540 г. король учредил в К. 5 новых профессорских кафедр (Regius Professor): греч. языка, иврита, теологии, гражданского права и медицины. С 1534 г. при ун-те официально действует изд-во, старейшее в мире ( McKitterick. 1992-2004). На историю ун-та во многом оказала влияние начавшаяся в 1536 г. кампания по закрытию мон-рей и упразднению монашеских орденов (диссолюция). Так, в 1542 г. на основе общежития учившихся в К. монахов-бенедиктинцев (Бекингем-колледж) был создан колледж св. Марии Магдалины (Модлин-колледж). Упраздненные обители нищенствующих орденов также со временем стали принадлежать ун-ту. Мон-рь кармелитов отошел колледжу Королев (Куинс-колледж). На месте доминиканских и францисканских мон-рей возникли Эмманьюэл-колледж (1583) и Сидни-Сассекс-колледж (1596) соответственно. В 1545 г. король провел через парламент закон об упразднении капелланств (chantries), коллегиальных церквей, религ. братств. Опасались, что под действие этого закона подпадут и университетские колледжи, также имевшие статус церковных учреждений. Однако руководство ун-та, в первую очередь вице-канцлер М. Паркер (с 1559 архиепископ Кентерберийский), задействовав связи при дворе, добилось сохранения колледжей. В следующем году кор. Генрих VIII принял решение объединить Кингс-холл, Майклхаус и некоторые более мелкие университетские учреждения в новый Тринити-колледж, ставший крупнейшим и наиболее финансово обеспеченным в К. ( Loewe J. A. Cambridge " s Collegiate Crisis: King Henry VIII and the Suppression of Colleges, 1546//Reformation & Renaissance Review. Camb., 2009. Vol. 11. N 2. P. 139-164). Несмотря на то что после опалы и казни Кромвеля (1540) канцлером университета стал противник радикальных церковных преобразований Гардинер, К. оставался крупнейшим центром англ. Реформации. Двенадцать из 13 составителей 1-го варианта «Книги общих молитв» (1549) были связаны с Кембриджским ун-том. Туда приезжали преподавать и многие видные протестантские богословы из континентальной Европы. В 1549-1551 гг. профессором теологии в К. был страсбургский реформатор М. Буцер. Вместе с ним в К. переехал и христианский гебраист П. Фагиус († 1549). Преемником Фагиуса на посту профессора иврита стал библеист итальянец Дж. Э. Тремеллио († 1580). Несколько раньше в К. преподавал греческий язык Ф. де Энсинас († 1552), автор 1-го перевода НЗ на испан. язык.

http://pravenc.ru/text/1684165.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГЕРМАН (ХРЕБТОВИЧ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Герман (Хребтович) (+ 1558 ), архиепископ Полоцкий, Витебский и Мстиславский . В миру Хребтович [Хрептович] Юрий Федорович. Старший сын земского подскарбия Ф. Б. Хребтовича, представитель белорусской ветви знатного православного рода. В 1520-40-х годах - королевский дворянин. В 1528 году, согласно переписи войска Великого княжества Литовского, Хребтович должен был со своих владений выставить в поход помимо имений " матки своее " 8 коней. Сохранились сведения о земельных и имущественных спорах Хребтовича с князьями Ю. С. Олельковичем-Слуцким (1534), А. М. Сангушко-Коширским (1536-1541), с боярином Трокского повета С. Юшкевичем (14 августа 1540), с виленским каноником кн. Матеем Добратицким в связи с частичной неуплатой Хребтовичем со своего имения Сененское десятины в пользу католического костела в Крошине (1540-1541), с женой пана М. М. Кежгайловича (1541). Хребтович был женат на кнж. Л. Ю. Толочинской-Друцкой, от брака с которой имел сына Ивана (+ 1555). Состоял в родстве со многими представителями высшей шляхты Полоцкой земли, что, по-видимому, стало причиной утверждения его кандидатуры кор. Сигизмундом II Августом около 1549-1551 годов на замещение вакантной православной епископской кафедры в Полоцке (епископы возводились на Полоцкую кафедру по ходатайству местных князей, панов и бояр). Назначение Хребтовича соответствовало практике XVI века, когда епископские кафедры в Литовском великом княжестве давались королем знатным шляхтичам, принимавшим постриг позднее. О высоком авторитете архиепископа в жизни Полоцкой земли, в частности, свидетельствует его участие в заключении 2 сентября 1551 года соглашения между землевладельцами Витебского повета (Герман упомянут в акте первым) о повинностях вольных " похожих " крестьян и об условиях их перехода к другому владельцу. В 1552 году в Полоцком повете была предпринята ревизия, которая зафиксировала владения и привилегии епископской кафедры, православных монастырей, соборов и церквей, пожалованные начиная с эпохи первых литовских великих князей. 7 января 1555 года в ответ на просьбу Германа, поддержанную полоцким воеводой С. С. Довойною, кор. Сигизмунд II выдал архиерею привилей на замещение вакантной после смерти настоятеля Дионисия архимандритии в полоцком Михаило-Архангельском мужском монастыре на Городке .

http://drevo-info.ru/articles/13048.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010