Кафедра в Киеве Митрополиты Киевские и всея России: Михаил I святой (грек), 988–991. Леон (Лев) I (грек), 991–1007. Иоанн I (грек), 1008–1035. Феопемпт (грек), 1035–1049. Кирилл I, 1050. Иларион (первый из русских), 1051–1054. Ефрем I, 1055. Георгий I (грек), 1067–1077. Иоанн II святой (грек), 1077–1089. Иоанн III (грек), 1088–1091. Ефрем II (грек), 1092–1097. Николай (грек), 1097–1102. Никифор I (грек), 1103–1121. Никита (грек), 1122–1126. Михаил II (грек), 1127–1145. Климент Смолятич (русский), 1147–1154, †1170. Константин I (грек), 1155–1159. Феодор (грек), 1161–1163. Иоанн IV (грек), 1164–66. Константин II (грек), 1167–1177. Никифор II (грек), 1182–1198. Гавриил. Дионисий, уп. 1205. Матвей (грек), уп. 1209–1220. Кирилл II (грек), 1224–1233. Иосиф I (грек), прибыл 1237. Кирилл III (грек), избран 1243, †1281. Максим (грек), 1283–1305. Св. Пётр (Московский), 1308–1326. Св. Феогност (грек), 1328–1353. Св. Алексий (Плещеев), хиротония 1350; вступил на митрополию 1354, †1378. Пимен (грек), хиротония 1380, удал. 1380; возвратил. 1382, низложен 1388. Св. Киприан (серб), 1381–1383; 1390–1406. Св. Дионисий, 1383–1385. Св. Фотий (грек), 1408–1431. Исидор (болгарин), 1437–1441. Св. Иона (Одноушев), 1448–1461. Григорий II (болгарин), 1458–1473. Мисаил, князь Пеструцкий-Друцкой-Соколинский-Бабич, управлял митрополией 1474–1480. Киевские, Галицкие и всея России: Симеон, 1481–1488. Uoha II Глезна, 1492–1494. Св. Макарий I, 1495–1497. Иосиф II (Болгаринович), 1500–1503. Uoha III, 1503–1507 . Иосиф III (Солтан), 1509–1521. Иосиф IV (Руссин), 1523–1534. Макарий II (Москвитянин), 1535–1556. Сильвестр Белькевич, 1556–1567. Иона Протасевич-Островский, 1568–1577. Илия Куча, 1577–1579. Онисифор Девочка (Девочий), 1583–1588. Михаил Рагоза с 1588 года; в 1596 году отпал в унию. Киевские, Галицкие и всея Малыя Руси Гедеон Святополк, князь Черниговский, 1685–1690. Варлаам Ясинский, 1690–1707. Иоасаф Краковский, 1708–1718. Варлаам Вонатович, 1722–1730. Архиепископ. Рафаил Забаровский, 1731–1747.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Итак, Великую Княгиню Елену хотели преклонить если не прямо к римскому исповеданию, то по крайней мере к унии. И хотя посол уверял от лица Короля Александра, что он ни слова не говорил об этом своей супруге, но Великий Князь московский имел все право сказать своей дочери: «если к твоему мужу Папа не один раз присылал с таким требованием, то это все равно, что и к тебе; что твоему мужу он приказывает, то и тебе» 54 . Хотя от такого Папы, каков был Александр VI-й (11 авг. 1492 г. –18 авг. 1503) и нельзя было ожидать ревности в обращении православных к римской Церкви; однако же, из письма его преемника Юлия I-ro мы знаем, что действительно Великому Князю литовскому были делаемы из Рима настоятельные внушения всеми мерами приводить свою супругу в послушание римской Церкви. Видно также, что Король польский Александр, стясняемый, с одной стороны, требованиями Папы, с другой, неудачами в войне с Россиею, просил Папу Юлия не принуждать Елену к отречению от своего вероисповедания. Вот слова самого Папы: «Ты заключил мир с Великим Князем московским, дав наперед чрез послов своих клятву не принуждать супруги своей Елены к принятию обрядов римской Церкви, если она сама того не захочет. Между тем предшественник наш Папа Александр VI-й, обременяя совесть твою, объявил, что ты должен испытать все меры и усилия, какие могли бы супругу твою Елену побудить к отречению от русской секты (т. е. православной веры) и к принятию католической веры (т. е. римской). И ты находишься теперь вынужденным или развестись с своею супругою, или принудить ее к принятию обрядов римской Церкви: но московский Князь не перенесет того равнодушно и легко может внести в твои земли снова войну и причинить твоим царствам невыносимый вред. Рассуждая о сем, чрез послов своих ты просил смиренно у нас благоснисходительного дозволения терпеть упомянутую супругу твою Елену при ее прежних обрядах, доколе или смерть Князя московского, уже престарелого, или другой какой-нибудь благоприятный случай не устроит дело иначе» 55 . Юлий был сговорчивее своего предшественника и согласился, чтобы Королева польская оставалась при своем вероисповедании: только она не была коронована.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

335 Степн. кн. 1, 276. «убиша сент. в 9 день». Киев. л. «к Богу отъиде сент. в 19 д. в пяток». Собр. л. 2, 34. По Никон. л. (Собр. л. 9:176) «убиен же бысть в пяток». Соф. лет. (Собр. л. 5. 159). «убиша мес. сент. в 19 день». Пятница 1147 г. была 19, а не 9 сентября. 338 Собр. л. 2, 34–45. 53. «Везе на конец града в монастырь святому Симеону... Перевесе мощи – Игоря от святого Семена из Копырева конца». Копырев конец – между гор. Киселевкою и Скавицею, близь константиновской улицы. 340 В сборнике 15 в. у Румянцева 406. «С вама же (Антонием и Феодосием) честно ублажаем князя Игоря приемша честно мучение, принесшего жертву чисту Богови. Аще бо укоряюще киане възложиша на (нь) честный чернорисский образ: и в том въсприя нетленны венец, безъукорные славы сподобиша и себе же муки вечные». 343 Труды общ. ист. 3, 1. стр. 169–171. Где выписки из летописей о месте погребения св. князя и его матери. – Владимирский сборник (М. 1857 г. стр. 78) повторяет старую ошибку, – в след за скудными последователями смысла скудного. 345 Опис. Румянц. муз. стр. 352. Надпись у Карамз. 4 пр. 39. След. псалтырь. Опис. новг. соф. соб. стр. 104. 346 Ркп. житие преп. Паисия, описано, не без многословия, в 1610 г в Угличе. – Позже, в конце 17 в. составлено другое, более полное житие, но где довольно произволов. – Хотя поздний биограф и говорит, что он пользовался известиями, которые прежде были опущены, но: а) несомненно, что монастырскими грамотами не пользовался он; б) новые известия его оказываются то прямо неверными, то сомнительными и только кое-где верными. 347 А. э. 1. 102. Эта грамота показывает, что в ист. иер. 5. 585 и в свед. о монаст. М. 1852 г. стр. 552 ошибочно отнесено основание монастыря с 1492 г. 348 Позднее житие. По тому же позднему житию при освящении храма были архиепископ Тихон «зело жития чистого и добродетельного», преп. Макарий колязинский, игумены: архангельский Георгий богоявленский заволгский Никита, Никольский, что на Песку, Сергий, архимандриты: алексеевский Нифонт и макарьевский Власий, игумены: улеменский Серапион, учменский Гавриил и богословский Герасим, из Ростова архимандриты: борисоглебский Иоанн, богоявленский Варлаам и яковлевский Петроний, игумены: от Троицы с Варниц Иосиф, белогостицкий Аврамий и Петровский Феодорит. – Тихон был ростовских архиепископом 1490–1503 г. и потому помог быть на освящении храма в сане архиепископа в 1482 г. Не был ли с 1481 до 1487 г. архиепископом другой Тихон? (Толстого святыня Ростова стр. 74). – Перечень настоятелей замечательна по крайней мере по указанию на современные Паисиеву монастырю угличские и ростовские. Сл. Киселя ист. угличск. стр. 335–343.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

694 Мартин V (1368–1431) – папа римский с 1417 г. В миру – Оддо Колона. Родился в Дженеццано, близ Рима. Его избрание на Констанцском соборе положило конец «Великой схизме» в Католической Церкви, хотя антипапа Климент VIII подчинился ему только в 1429 г. Мартин V всячески противился попыткам подчинить папскую власть соборам и препятствовал их созывам. В 1420 г. издал буллу, призвавшую к крестовому походу против гуситов. Стремился ограничить вольности французской Церкви и заключить унию с Византией. Александр VI (1431–1503) – папа римский с 1492 г. В миру – Родриго Борджа. Кардинал с 1456 г., вице-канцлер папского двора с 1457 г. Избран с помощью подкупа конклава, довел непотизм и симонию до крайних пределов. Политика Александра VI была направлена на обогащение семейства Борджа и создание в Центральной Италии для сына Чезаре наследственных владений, что способствовало ослаблению итальянского государства и превращению страны в арену противоборства Испании и Франции. В нескольких буллах 1493–1494 гг. Александр VI разграничил испанские и португальские владения в Новом Свете. Был организатором преследования и казни Джироламо Савонаролы. По мнению современников, был отравлен. Покровительствуя отдельным художникам, Александр VI в то же время оказывал поддержку тем богословам, которые вели борьбу с культурой Возрождения. II Ватиканский собор (1962–1965) – Собор Римско-Католической Церкви, созванный папой Иоанном XXIII в целях устранить противоречие между доктриной католицизма, организацией Церкви, ее традициями и реальностями современного мира, с тем чтобы « Церковь показала себя способной разрешить проблемы нашего времени». В отличие от соборов прошлых эпох речь шла не об изменении отдельных положений доктрины, но о создании новой концепции всей жизни Церкви. Иоанн XXIII подготовил Собор и провел его первую сессию (сконч. в 1963 г.) Остальные три сессии провел его преемник Павел VI. В Соборе участвовали 2500 иерархов Католической Церкви. На нем присутствовали наблюдатели от 28 Церквей и деноминаций, католики-миряне и даже женщины – представительницы «Католического действия».

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Главным поприщем князя было военное. В 1489 году вместе с 11 воеводами В. И. Патрикеев взял Воротынск , принадлежавший тогда Великому княжеству Литовскому. Было захвачено большое число пленников, но затем русские войска были разбиты литовскими. В ходе русско-литовской войны был послан в 1492 году из Твери с войском в Можайск . Вскоре московские войска во главе с воеводами князьями Д. В. Щеней и Патрикеевым взяли Вязьму - важный стратегический пункт на русско-литовской границе. Пленные вяземские князья и паны были доставлены в Москву. По условиям мирного договора 1494 года, Литва признала Вязьму и другие присоединенные города московскими владениями. От имени вел. кн. Иоанна III переговорами руководил кн. И. Ю. Патрикеев, в них принимал участие и его сын, они пользовались особым доверием литовских послов. В марте-мае 1494 года В. И. Патрикеев возглавлял посольство, отправленное в Вильно для ратификации " докончальных грамот " (в него также входили кн. С. И. Ряполовский и дьяк Курицын). Послы получили " утвержденную грамоту " о сохранении " греческого закона " дочерью Иоанна III Еленой, брак которой с польским кор. и вел. кн. литов. Александром Ягеллончиком входил в условия мирного договора. В. И. Патрикеев проводил в Вильно какую-то самостоятельную линию, " высокоумничал " , как напоминал почти десять лет спустя, в 1503 году, великий князь в наказе русским послам в Литву. Вероятно, Иоанн III имел в виду неудачу своих уполномоченных в попытках закрепить за ним титул " государь всея Руси " в грамоте о " греческом законе " Елены. В августе 1494 года В. И. Патрикеев снова вел переговоры с литов. представителями. Зимой 1495 /96 года он принимал участие в поездке Иоанна III в Великий Новгород . Отсюда он отправился в поход " на свейских немцев " (январь - март 1496 ). В ходе войны со Швецией Патрикеев фактически руководил всеми войсками, осаждавшими Выборг (воевода большого полка). Несмотря на то что взять крепость не удалось, русская рать возвратилась с большим " полоном " , нанеся шведам большой урон.

http://drevo-info.ru/articles/13680338.h...

Из описанного святилища я по Крестной улице проехал прямо к церкви S.Maria Maggiore, – Св. Марии Большой. Весьма замечательна эта прекрасная церковь и по величине своей, и по находящимся в ней памятникам V века. Она, первая в Риме, посвящена была Пресвятой Деве Марии вот по какому случаю. В 352 г. по Р.Х. в Риме жил богатый патриций Иоанн. Он был бездетный и потому желал употребить свое богатство на какое-либо богоугодное дело. В указанном году 4 августа ночью, когда он спал, ему явилась Пресвятая Дева Мария и повелела построить храм на том месте, на котором он в следующее утро найдет только что выпавший сне г. В ту же ночь она явилась и папе Либерию и то же самое повелела сделать. Тогда оба они, узнавши от людей, что снег выпал на вершине Есквилинского холма, сошлись на это место и увидели чудо, совершившееся в месяце августе, когда жарко. Тотчас папа начертил план и рисунок новой церкви, а патриций Иоанн построил ее на свои деньги. В 431 г., когда константинопольский патриарх Несторий учил, что Пресвятая Мария была не Богородица, а Христородица, папа Сикст III украсил эту церковь ради вящего почитания Богородицы. От той поры еще и теперь целы в ней колонны, срединные кирпичные стены, карниз под окнами с мозаиками на нем и предалтарная арена, на которой видно имя Сикста. Сия церковь, до перестройки ее Сикстом, имела многие названия: базилика Либериана, по имени папы Либерия; Св. Мария Снежная, ad Nives, в память вышеупомянутого чуда, Св. Мария у Яслей, ad Praesepe, в память перенесения сюда яслей из Вифлеема вместе с останками блаженного Иеронима , наконец Св. Мария Большая, как наилучшая из всех церквей, посвященных Марии, которых в Риме теперь насчитывают до 80. После Сикста устрояли это святилище папы: Евгений III, Николай IV, Григорий XI, Каллист III, Александр VI, Сикст V, Павел V и Венедикт XIV. Первый (1145–1153 гг.) реставрировал портик, второй – алтарь в 1290 г., третий – колокольню в 1376 г., четвертый (1445–1458 гг.) и пятый (1492–1503 гг.) – кровлю над серединой церкви, покрывши ее золотом, в первый раз привезенным из Америки и подаренным испанским королем Фердинандом; остальные устрояли приделы.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Иннокентий VIII, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi Vitis pontificum. 1626) (РГБ) (1432, Генуя - 25.07.1492, Рим; до избрания папой Римским - Джованни Баттиста Чибо), папа Римский (с 29 авг. 1484). Род. в семье Арано Чибо, который благодаря покровительству папы Каллиста III (1455-1458) стал рим. сенатором, и Теодорины дель Маре, происходившей из знатного генуэзского рода. В юности Дж. Чибо вел распутную жизнь и имел неск. внебрачных детей, позднее 2 из них (сына Франческетто и дочь Теодорину) он признал. Став клириком, Дж. Чибо получил от благоволившего ему неаполитанского кор. Альфонса I (1442-1458) каноникат в Капуа, но после смерти монарха архиеп. г. Капуа Джордано Гаэтано изгнал Дж. Чибо. С 1458 г. обучался в Падуанском ун-те, позже переехал в Рим, где намеревался завершить свое образование. В Риме он заручился покровительством кард. Филиппо Каладрини, сводного брата Римского папы Николая V (1447-1455), что позднее помогло ему добиться от папы Павла II (1464-1471) назначения на вакантную епископскую кафедру г. Савона (5 нояб. 1466). В 1472 г. папа Сикст IV перевел его на кафедру г. Мольфетта. В 1471-1473 гг. Дж. Чибо исполнял обязанности папского датария. 7 мая 1473 г. был возведен в сан кардинала-пресвитера рим. ц. св. Бальбины, в янв. 1474 г. стал кардиналом-пресвитером римской ц. св. Цецилии. В 1476 г., во время эпидемии чумы, Дж. Чибо был назначен папским легатом в Риме (папа Сикст IV удалился в Витербо). Быстрая церковная карьера Дж. Чибо объясняется, вероятно, его близкой дружбой с кард. Джулиано делла Ровере (впосл. папа Юлий II (1503-1513)), уже тогда обладавшим значительным влиянием в Риме. Тем не менее на конклаве, собравшемся 26 авг. 1484 г., после смерти Сикста IV, Дж. Чибо сначала не входил в число основных претендентов на Римский престол. В 1-м туре голосования фаворитом стал кард. Марко Барбо, однако он не сумел набрать необходимые 2/3 голосов. Борьба разгорелась между вице-канцлером Родриго Борджа, к-рого поддерживали представители влиятельного рим. семейства Орсини, и кард. Джулиано делла Ровере, пользовавшегося покровительством рим. семейства Колонна. Кард.-пресв. Дж. Чибо стал компромиссной кандидатурой и в ночь на 29 авг. был избран папой; он принял имя Иннокентий в память о соотечественнике папе Иннокентии IV (Синибальдо Фьески; папа Римский в 1243-1254). 12 сент. 1484 г. в Риме состоялась его торжественная коронация.

http://pravenc.ru/text/468787.html

Еще во время смут еретических, другое суеверное волнение умов, о скором преставлении света, было виною собора, который уставил праздновать начало нового года, с первого сентября, вместо первого марта, и утвердил пасхалию на восьмую тысячу лет, исчисленную Архиепископом Геннадием; ибо прежняя кончилась 1492-м годом, т. е. седьмою тысячею от сотворения мира. Вскоре, после поставления Митрополита Симона, Иоанн обнаружил мысль отобрать земли церковные и отчины монастырей области Московской, подобно как в Новгороде, где частью роздал их детям боярским для ратного дела, частью же взял за себя. Но Митрополит представил В. Князю грамоты завещателей, Св. Владимира, Ярослава и иных Государей, равно как ярлыки Царей Ордынских, и Иоанн оставил свое намерение. На другом соборе (1503 г.) приняты были им, вместе с Митрополитом, строгие меры о соблюдении чистоты нравов в духовенстве, и для сего монастыри мужские отделены от женских, и устранены иноки от священнослужения в сих последних; даже чтобы удалить всякий повод к соблазну, вдовым священнослужителям запрещено было совершать тайны, и недостойных повелено лишать сана духовного. Не осталась без внимания и плата, требованная за рукоположение во священство, которая столько раз возбуждала неудовольствия в Новгороде, и впоследствии по нареканию в подобном злоупотреблении, невинно пострадал сам владыка Геннадий; лишенный престола Софийского, он кончил дни свои в той же Чудовской обители, отколе взят был на архиепископию. Около сего времени и действуя в том же благочестивом духе, Митрополит Киевский ИосифСалтан , преемник Св. Макария , созвал в Вильне собор (1509 г.) всех подчиненных ему Епископов, для устройства благочиния духовного и для ограждения церковного достояния от притязаний вельмож Литовских, веры Римской. Несмотря однакоже на ревность к пользе своей паствы, Иосиф подвергся подозрению послов наших в неправославии, даже обвинен был ими, пред лицом Государя, в потворстве зятю его Александру Литовскому, который не дозволял супруге своей Елене, дочери Иоанна, иметь при дворе домовую церковь , что всего чувствительнее было для отеческого сердца. Тщетно скромная и добродетельная Елена, сохраняя закон свой, старалась скрывать гонения супруга, чтобы не поссорить с родителем, ибо свобода исповедания была первым условием ее брака. Александр, по слепой ревности к Риму, слишком явно не щадил ни подданных, ни супруги, и жестокая война была следствием его гонений на православных. Оружие Русское, поднятое за веру отеческую, увенчалось успехом, несмотря на все усилия Литвы, Ордена и самой Польши, на престол коей вступил Александр. Папа и Император заботились о водворении мира, но залогом побед Иоанновых осталась нам область Северская по сю сторону Днепра; Князья ее добровольно поддались единоверному Государю, и иерархия Русская приобрела еще две епархии, Черниговскую и Брянскую, вскоре однакоже упраздненную.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

116. Преп. Нил Майков , пустынник Сорский. В Кирилловой обители пользовался он наставлениями умного и строгого старца Паисия Ярославова. Затем путешествовал на восток, чтобы видеть в опытах жизнь духовную, и был, по словам его, «на св. горе Афонской, в странах Цареградских и других местах». В 1490 г., по возвращении с востока, присутствовал он на соборе против жидовствующих еретиков (Соф. врем. II. 237), и по делу о них же св. Геннадий, в 1492 г., желал лично беседовать с ним (§ 106). Один современник пишет: «Нил был в Св. Горе; князь великий держал их (Паисия и Нила) в чести велицей. И егда совершися собор о вдовых попех и диаконех (1503 г.)? нача старец Нил глаголати, чтобы у монастырей сел не было, а жили бы черньцы по пустыням, а кормыли бы ся рукоделием, а с ним пустынники Белозерские». Волоколамский игумен Иосиф был противного мнения и его голос был уважен великим князем. Для этих рассуждений преп. Нил приходил в Москву уже из Сорской пустыни, где по собственному опыту дознал он высокие преимущества безмятежного, далекого от тяжелых забот о земной собственности, жития скитского. Историю внутренней жизни своей отчасти открывает он в письме к князю иноку Кассиану, по настоятельной просьбе последнего: «теперь пишу к тебе, показывая себя; любовь твоя по Боге вынуждает к тому и делает меня безумным, чтобы писать к тебе о себе. Когда мы жили вместе с тобою в монастыре, сам ты узнал, что удаляюсь я мирских связей и сколько могу, по силам, поступаю по божественному писанию, хотя по лености моей не успеваю. Но просто и не по случаям надобно нам действовать, а по божественному писанию и по преданию святых отцов. Изшествие мое из монастыря (Кириллова) не было ли ради душевной пользы? Ей, ради нея... После отшествия моего (в Палестину) и странствования возвратился я в монастырь (Кириллов), и вне его устроив себе келию, жил, сколько мог. А теперь переселился вдаль от монастыря (за 15 верст); нашел благодатию Божиею место по мыслям моим, мало доступное для людей, как ты сам видел.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Юго-западная митрополия от разделения Русской Церкви в 1458 году до Брестской унии 1596 года Список западно-русских православных митрополитов, правивших с 1458 по 1596 гг. 1 . Григорий Болгарин (1458–1473) 2 . Мисаил Пеструч (1475–1480) 3 . Спиридон Сатана ок. (1479–1481 († 1504)) 4 . Симеон (1481–1488) 5 . Uoha I Глезна (1492–1494) 6 . Макарий I Черт (1495–1497) 7 . Иосиф I Болгаринович (1497–1501) 8 . Uoha II (1503–1507) 9 . Иосиф II Солтан (1507–1521) 10 . Иосиф III (1522–1534) 11 . Макарий II (1534–1556) 12 . Сильвестр Белькевич (1556–1567) 13 . Uoha III Протасевич (1568–1576) 14 . Илия Куча (1577–1579) 15 . Онисифор Девоча (Девочка) (1579–1589) 16 . Михаил Рогоза 1589–1596 († 1599) Великие Князья Литовские, ставшие с 1386 года вместе и Королями Польскими После люблинской унии 1569 г. они объединились в одном лице «Королей Польских и Вел. Кн. Литовских».   в Литве: в Польше: Гедимин 1315–1340 Владислав I Локоток 1319–1333 Казимир III Великий 1333–1370 Ольгерд 1340–1377 Людовик Венгерский 1370–1382 его дочь Ядвига 1370–1382 Ягайло 1377–1392 Ягайло с именем Владислава II 1386–1434 Витовт 1392–1430 Владислав III 1434–1444 Свидригайло 1430–1440 Казимир IV 1447–1492 Казимир IV 1440–1492 Альбрехт сын Каз. IV 1492–1501 Александр 1492–1506 Александр 1501–1506 Сигизмунд I 1506–1544 Сигизмунд I 1506–1548 Сигизмунд II Авг. 1544–1572 Сигизмунд II Август 1548–1572 1569 г. объединенная Польша 10. Генрих Анжуйский 1573–1574 Стефан Баторий 1575–1586 Сигизмунд III 1587–1632 Владислав I 1632–1648 Ян-Казимир 1648–1668 Михаил Вишневецкий 1669–1675 Ян Собесский 1675–1696 Август II Саксонский 1697–1704 Станислав Лещинский 1704–1709 Снова Август II Саксонский 1709–1733 Август III Саксонский 1733–1763 Станислав Понятовский 1764–1795 Читать далее Источник: Очерки по истории Русской Церкви. В 2-х т./Карташёв А.В. – Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2020./Том 1. – 571 с. ISBN 978-5-4475-9744-3 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010