- 525 лет назад скончался Лоренцо ди Пьеро де Медичи «Великолепный» (01.01.1449 - 09.04.1492) - флорентийский государственный деятель, глава Флорентийской республики в эпоху Возрождения; писатель и поэт, покровитель художников и литераторов, прекрасно писал в разнообразных манерах и жанрах. Лоренцо Медичи был интеллектуалом, получил великолепное образование, знал греческий и латинский языки, изучал античность, в том числе труды античных философов. Козимо Медичи, дед Лоренцо, основал во Флоренции библиотеку, но сделал ее огромной - более десяти тысяч книг! - Лоренцо Великолепный. Это была первая в Европе публичная библиотека, сейчас она называется Лауренциано. Лоренцо основал университет во Флоренции. Он покровительствовал Микеланджело, Донателло, Боттичелли, Леонардо да Винчи. Лучшие работы лучших мастеров вошли в коллекции Лоренцо Медичи, которые впоследствии составили основу собрания знаменитой ныне галереи Уффици. - 180 лет назад скончался Йоганн Доменикус Квальо, Доменико Квальо II (01.01.1787 - 09.04.1837) - один из самых известных немецких художников-архитекторов эпохи романтизма, выдающийся представитель романтической ведутной живописи, театральный художник, литограф и гравёр. Особое внимание Квальо уделял готической архитектуре – ему удалось вернуть архитектурную живопись на должный уровень. При этом художник писал не произвольно, а в реалистической манере ведуты, поэтому его работы можно рассматривать как историко-архитектурные документы. Квальо называли за его мастерство «северным Каналетто». - 135 лет назад скончался граф Сергей Григорьевич Строганов (19.11.1794 - 09.04.1882) - русский государственный деятель, археолог, меценат, коллекционер, московский генерал-губернатор, генерал от кавалерии (1852). Во время Отечественная война 1812 года отличился в ряде сражений, участвовал в заграничных походах русской армии 1813 - 1814 годов и взятии Парижа. Во время Русско-турецкой войны 1828 - 1829 годов сражался под Шуменом и Варной. С. Г. Строганов - председатель Московского общества истории и древностей Российских, почётный член Императорского Русского Исторического Общества в Санкт-Петербурге, ежегодно снаряжал на свои деньги научные археологические экспедиции на юг России. Результатом этих раскопок в Крыму стали найденные богатые керченские клады и «скифское золото», ныне хранящиеся в Эрмитаже.

http://foma.ru/znamenatelnyie-datyi-03-0...

Затем — Флоренция. Там была организована встреча с публикой (тоже Movimento Popolare ). В Palazzo Vecchio . Потрясающей красоты зал. Было огромное количество народа, полного энтузиазма и сочувствия. Все прошло с большим успехом. В конце встречи публика задавала вопросы. Один из них (молодого, очень милого молодого человека) был о том, что я думаю по поводу их итальянской концепции социализма (вопреки советскому). Я ответил, что в этом смысле совершенно согласен с правительством СССР, которое считает, что никакого другого социализма и коммунизма быть не может. Пробыли несколько дней во Флоренции. Были в Уффици, в то время, когда там не было публики. «Поклонение волхвов» — потрясающее. Очень милые молодые люди из Movimento Popolare нас всюду сопровождали и помогали во всем. Нас принял sindaco Флоренции и приветствовал нас в качестве гостей города. Он предоставил также нам квартиру в центре города (она будет готова в феврале), в которой мы сможем жить до тех пор, пока у нас не появится своя. Мы даже можем сделать свои предложения по планировке. Были в Анседонии. Лариса показала мне Роккальбенью — место очень красивое, в котором можно купить дом (вернее, развалину, чтобы построить на ее месте новый) и землю (9 гектар) за 23 млн лир. Думаю, надо это будет сделать. Затем пробыли несколько дней в Риме. Встретились с Андреотти, который сказал о том, что и впредь будет делать все, чтобы помочь нам с семьей. А потом — Париж. Встреча с журналистами и показ «Ностальгии». До сих пор неясно, когда утрясется конфликт между «Гомон[ом]», который в глубоком кризисе, и РАИ. А без этого фильм в Париже не выйдет. Правда, мне сказали, что этот показ для журналистов очень важен для выхода картины. Филиппо, работающий в «Гомон», организовал Комитет. Эта встреча с журналистами была устроена для того, чтобы объявить об этом. Во Франции есть закон 1901 года, по которому можно организовывать общества с особыми правами и фондом. Увидел я наконец и Андрюшу Яблонского. Очень милый и добрый человек. Хотя у меня явилось соображение, что с американцами в Америке делать нечего. Я попросил Серджо Рапетти выяснить наши возможности в Италии через Movimento Popolare . Пока он еще не ответил.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Мне нравиться путешествовать с пером наперевес. Новые люди, старые буквы, мудрые люди, новые буквы! То в Париже со студентами École normale supérieure попишешь украинской скорописью, то во Флоренции делаешь выставку возле Уффици и под King Crimson пишешь Epitaph этому миру, то в Минске рисуешь с дизайнерами карты придуманных островов в духе фламандского картографа Герардуса Меркатора, то в Казахстане важному правительственному чиновнику преподаешь допетровскую кириллицу, чтобы показать, как вернуть восточный привкус казахскому письму, а в Стамбуле зайдешь на Фенер, да и занесешь в резиденцию вот такой свиток:   Грамота-поздравление на день рождения Варфоломея I, Патриарха Константинопольского Этим летом случился необычный перформанс в городе Пратовеккьо, что на Тосканщине, где Данте писал часть Божественной Комедии. Это событие происходило рамках плакатной выставки «Данте. Вновь увидеть звёзды» которая впервые была представлена на IX Триеннале экологического плаката «4й БЛОК» в Харькове. В течении часа на белой ленте, расстеленной на площади перед монастырем, разворачивалась буквенная драма – с одной стороны появлялись смертные грехи, упоминаемые Данте в «Аду», а с другой – добродетели, упоминаемые в «Раю». По окончании лента превратилась в образ лабиринта нашей жизни, в которой ежедневно приходится делать выбор между тем и другим.  «Labirinto di Dante» — калиграфический перформанс на тему Божественной Комедии Данте (Пратовеккьо) — Такие встречи и знакомства как-то проявляются в практических результатах? — Например, я в Киеве бываю часто, но с епископом Обуховским Ионой (Черепановым) и монахиней Еленой (Кругляк) мы познакомились не в Киеве, а, представьте, на конференции в Сицилии, где они представляли свой проект реконструкции Десятинной церкви. И я тут же включился в процесс, где нужно будет по оставшейся эпиграфике восстанавливать шрифт, вытесанный древними мастерами, а потом использовать его в музейной экспозиции. И в рамках того же сотрудничества в Десятинном монастыре, при оформлении монашеского корпуса я неожиданно для самого себя соединил каллиграфию на стене с рисунком. Это и не иконопись, и не чистая работа с текстом, а некий симбиоз на стене, но в иконографической традиции. И я подумал, что это можно было бы назвать ICONOGRAFFITI. Буквы и образы плавно перетекают друг в друга и оживляют пространство келии.

http://pravmir.ru/kalligrafiya-v-tserkvi...

И однакоже, что же мы видим? На самой высшей ступени своего развития классическое искусство достигло только того, что сумело воплотить естественные проявления человеческого духа, в пределах его земных отношений, и главным образом направлялось к выражению органической силы, органической прелести. Венеры – Медицейская (в палаццо Уффици во Флоренции) и Капитолийская (в Капитолийском музее в Риме), в которых античное искусство достигло своего высшего совершенства, представляют собой не что иное, как выражение идеальных понятий грека о женской красоте; далее этого не восходило воображение их творцов. Лаокоон (в Ватиканском музее в Риме), умирающий вместе с двумя сыновьями от удавления змеи и Умирающий гладиатор (в Капитолийском музее) представляют собой лишь изображения доведенного до последней степени органического страдания. Аполлон бельведерский (в Ватикане) – олицетворение мужской красоты; фарнезианская группа (в Неаполитанском музее) и статуи Геркулеса – символы необыкновенной физической силы и т. п. Одним словом здесь мы находим достаточно подробное воспроизведение всевозможных проявлений материальной силы, можем видеть также и проявленье морали, но только не христианской, а такой, какой она являлась в представлении классического грека, именно – замкнутой в сфере материальных отношений. Не таково искусство христианское. Существенное отличие его от античного заключается в том, что здесь центр тяжести перенесен в духовную область человеческой сущности, что объясняется из характера христианского мировоззрения, хотя в то же время и материальная область, как необходимый элемент для выражения идеи, удерживает здесь все свое значение. «Христианское искусство», – так отзывается о нем известный специалист профессор Шнаазе, – «имеет свои особенности, неизвестный миру классическому. Они ... стоят в связи с той могучей христианской силой, которая проглядывает во всех фактах христианства, подлежащих деятельности художников. Глубокое проникновение в смысл изображаемого, а не свободное, несдерживаемое никакими узами, творчество, управляет здесь работой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

В Библиях бедных сошествие Иисуса Христа во ад и поражение ада сопоставляется с Сампсоном, растерзывающим льва, и Давидом, поражающим Голиафа. Вокруг размещены: патр. Иаков ( Быт. 49:9 : «от леторосли (=для добычи), сын мой, возшел еси»), Давид ( Пс. 106:16 : «сокруши врата медная…»), Захария ( Зах. 9 : 11: «в крови завета твоего испустил еси узники твоя») и, по-видимому, прор. Даниил, без надписи в свитке 2671 . Беато Анжелико во фреске верхней галереи Св. Марка во Флоренции сочетал свойственное ему изящество и прелесть художественного стиля с древней основой композиции. Иисус Христос в ореоле, со знаменем в руке. Он берет за руку Адама, одетого в белые одежды; возле Адама – группа праведников. Под ногами Иисуса Христа дверь ада с железными петлями, а под ней сатана. Налево – два демона с ужасом смотрят на Иисуса Христа. Далее его в переработке старой темы пошел француз Орсель в картине, предназначенной для капеллы Лоретской Богоматери 2672 . Иисус Христос со знаменем в левой руке стоит на ниспровергнутых вратах ада, придавливающих демонов. Правой рукой Он изводит из ада Еву, за которой стоит царь Давид в венце. В pendant к этой группе помещена на правой стороне другая: Богоматерь на коленях с молитвенно сложенными руками; за ней арх. Гавриил. Над первой группой надпись: «a femina mors»; над второй: «a femina redemptio». Ева – виновница грехопадения, Богоматерь – орудие искупления; Гавриил – первый вестник искупления. Таким образом, художник воспользовался композицией сошествия во ад для выражения широкой мысли о грехопадении и искуплении. О явлениях профанации сюжета, как, например, на картине Bronzino Angelo (XVI в.) в галерее Уффици 1271, где масса обнаженных тел производит очень странное впечатление, говорить не будем. Воскресение Иисуса Христа в западных памятниках начиная с XII в. изображается в виде выхода Иисуса Христа из гроба. В древнейших памятниках формы чрезвычайно тяжелы, даже грубы: Иисус Христос вылезает из гроба с жезлом и державой в руках (нац. библ. lat. 11560), иногда Он в терновом венке, выставляет одну ногу из гроба fr. 966); коленопреклоненный народ с благоговением смотрит на Воскресшего 167); Иисус Христос наступает ногой, выставленной из гроба, на грудь упавшего стража (в музее Клюни барельеф XIV в. 509; то же 508 и 516); ангелы содействуют воскресению: один открывает крышку гроба, другой держит пелены (ковер XV-XVI вв. в лувр. музее 577; ср. карт. Мемлинга там же, 699); ангел поражает мечом стражей (карт. Тинторетто в Питти 264). Помимо тяжеловатости форм, изображения этого рода не удовлетворяют и требованию исторической истины. Миниатюристы Библий бедных, удерживая основу – выход Иисуса Христа из гроба, – ставят рядом с ним изображения Ионы, изрыгаемого морским зверем, и Сампсона, несущего врата на плечах 2673 ; но гравер-итальянец в 5 bis представил Иисуса Христа стоящим возле гроба со знаменем в руке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Попробуем начать с чистого листа, заново открыть для себя добродетели, тогда вы получите нечто новое и действенное. Добродетели не для того, чтобы о них говорили, а чтобы их практиковали, чтобы их сделали реальностью человеческой жизни. Итак, каким бы качествами вы хотели наделить своих близких, своих начальников, но и своих врагов. Но чем можно построить более счастливый мир. И прежде всего. Какими качествами должен обладать лидер, за которым вы с радостью и с пользой для себя последовали. Достаточно ли, чтоб в его руках оказались деньги, власть, привилегии? Разве вам не хотелось бы иметь начальника, у которого вы могли бы чему-то научиться. Чтоб у него был не просто ум или предприимчивость, но еще и понимание, сострадание. Видение, как можно очеловечить нашу окружающую жизнь и даже бизнес. Лидер должен хорошо понимать людей, их проблемы, уметь решать их. Ему нужен не просто сильный ум, а очень практический разум. Именно в этом и состоит добродетель благоразумия или мудрости. Говорят, мудрость — это знание, настоянное на нравственности, а такой эликсир не всем по плечу. Разве тот, кто обладает мудростью, не живет более счастливой жизнью? Человек, живущий в согласии со своими ценностями по-настоящему, и естественным образом будет счастлив, для этого не обязательно обладать богатством и властью. Счастье приходит изнутри, а не извне. Вот наш с вами секрет, который мы заново попытаемся открыть. Художники изображали человеческие добродетели в виде женских образов, каждый из которых был наделен присущими только ему символами. На полотне братьев Пьетро и Антонио дель Поллайоло, хранящемся в галерее Уффици во Флоренции, благоразумие изображено в виде молодой женщины, восседающей на троне, и держит в руке зеркало, в которое она смотрится. В ее руке змея, которая обвивает ее руку. Трон, на котором она восседает, символизирует власть, господство, это говорит о том, что ей доверено управлять поведением людей. Зеркало — символ осмотрительности, каждый убежденный христианин должен быть осмотрительным, чтобы силы зла не могли его обмануть. Этот символ происходит из Книги Премудрости.

http://blog.predanie.ru/article/sem-dobr...

Таким образом, в 1840-е - 1870-е гг. русская православная мысль в лице лучших своих представителей детально исследовала историю взаимоотношений России и иезуитов, дала чёткий богословский и церковно-исторический комментарий к ним, который можно передать словами Д.А. Толстого: «К счастью России, в третий раз (в 1820 г . - А.К.) выгнан из нея этот враждебный истинному просвещению... орден, и будем, для блага человечества надеяться, что это уже навсегда» с. 228] . Огромная роль принадлежала истинным славянофилам (А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин, И.С. Аксаков) или близким к ним по мировоззрению Ф.И. Тютчеву, Д.А. Толстому. М. Я. Морошкину. И в последующее время все твёрдо и право-мыслящие русские деятели неизменно следовали по этому пути (Ф. М. Достоевский и др.). Такие оценки в богословской, исторической, да и художественной литературе, публицистике, общественном мнении не могли не отразиться на преподавании в духовных учебных заведениях. По академическому уставу 1884 г. «сравнительное богословие» в духовных заведениях было заменено «историей и разбором западных исповеданий», а в 1911 - 1912 гг. «историей и обличением западных исповеданий в связи с историей западной церкви от 1054 года до настоящего времени». Победа богоборческих сил в России привела к тому, что осмысление истории католичества ( и иезуитов ) в ней практически прекратилось. Но в Зарубежье мы можем встретить как забалтывание этой темы (Н.А. Бердяевым и нек. др.), так и весьма полезные сочинения. Хотелось бы обратить внимание на фундаментальный труд И.А. Ильина «О сопротивлении злу силою», над которым он работал в Италии с августа 1924 г. по весну 1925 г. Здесь в билиотеке Уффици во Флоренции и в библиотеке Сан-Ремо он нашёл необходимую ему иезуитскую литературу и использовал её особенно в разделе «О ложных решениях проблемы». В частности, он обратил внимание на то, что у некоторых иезуитов, можно найти «более утончённую попытку дать абсолютное оправдание не только мечу, но и любой неправедности», хотя они, «повидимому также как и Лютер опирались на ветхозаветное представление о Боге, согласно которому Божество мыслится как совершенство силы, а не как совершенство любви и добра...» с.194].

http://ruskline.ru/analitika/2010/02/11/...

И далее: «Давно уж замечено о странной судьбе наших талантов: они исчезали со сцены в ту самую минуту, когда только что можно было ожидать от них зрелого слова; они являлись проблесками и исчезали в ту самую пору, когда начинали становиться действительной силой. Как будто судьба колебалась, дать ли ход тем развитиям, которые могли бы запечатлеть наше русское слово бессмертным значением; как будто не было еще решено, наступила ли пора заявить в нашей жизни истинные начала, которые таятся в нашем призвании. Действительно, пора эта еще не наступала, и жизнь лучших умов в нашей среде была и остается жизнию одних надежд и чаяний» (Рус. вести. 1861. С. 17–18). Заметив по поводу именно этих суждений Каткова: «но теперь мы не будем разбирать его окончательного мнения», — Достоевский выступит с развернутым возражением своему оппоненту в статье «Книжность и грамотность». 265 На все эти мнения мы будем отвечать в особой статье, как мы уже обещали прежде, в начале появления нашего журнала. — Речь идет об обещании, данном Достоевским в заключительной части Введения к «Ряду статей о русской литературе». В «особой» статье Достоевский собирался опровергнуть «некоторые странные литературные мнения о Пушкине, выраженные в последнее время в двух журналах», то есть в «Современнике» (статьи Добролюбова о Марко Вовчок, Никитине и др.) и в «Отечественных записках» (статья Дудышкина). Ответом Добролюбову явилась статья «Г-н — бов и вопрос об искусстве». 266 …по поводу впечатления, производимого статуями Венеры Медицейской и Венеры Милосской. — Венера Медицейская — римская копия с греческой статуи I b. до н. э., найденная в 1680 г. близ Рима и приобретенная семейством Медичи (отсюда ее название) В настоящее время — в галерее Уффици во Флоренции. Венера Милосская — эллинистическая греческая статуя II b. до н. э., найденная в 1820 г. на острове Милосе. Хранится в Париже, в Лувре. 267 Разве резец не только Фидия и Праксителя — до последних выражений страстности? — Фидий (V b. до н. э.) и Пракситель (V b.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Ливень затапливает город. Ок. 1508–1511 гг. (Королевская б-ка Виндзорского замка, Англия) Атрибуция нек-рых живописных работ Л. да В. периодически оспаривается: их сохранилось не более десятка и зачастую нельзя с уверенностью судить, были ли они завершены мастером собственноручно. Более того, с известными оригиналами Л. да В. идентифицируются далеко не все картины, упомянутые как его произведения в ранних источниках, напр., у Вазари и Ломаццо. Часть его замыслов реконструируется по живописи леонардесков, к-рые, по-видимому, имели доступ к рисункам мастера. Напротив, графический корпус Л. да В.- один из самых обширных среди художников эпохи Возрождения; он демонстрирует виртуозное владение широким спектром различных графических техник. С юности Л. да В. много и уверенно рисовал пером, в т. ч. в штриховой манере (ранее эта техника применялась в основном только для быстрых, суммарных контурных набросков). В дальнейшем он использовал ее в эскизах и для иллюстрации своих записей. Равное мастерство Л. да В. демонстрировал и в работе с др. материалами: металлическим штифтом, углем, сангиной; опыт его обращения к мягким рисовальным техникам оказался чрезвычайно плодотворным для развития итальянского рисунка в XVI в., а затем был унаследован французскими рисовальщиками. Графика Л. да В. отличается большим жанровым разнообразием. Помимо набросков, к-рые можно связать с определенными живописными и скульптурными работами, и разнообразных вариаций на тему Мадонны с Младенцем Л. да В. делал множество отдельных штудий драпировок, рук, голов, человеческих фигур в движении, а также животных и монстров, ботанические рисунки. К анатомическим рисункам примыкают листы, посвященные изучению и расчету пропорций как человеческого тела, так и тел животных, в особенности лошадей (большая их часть также хранится в Виндзоре). Особую группу составляют острохарактерные, подчас гротескные, почти карикатурные изображения человеческих голов, выдающие увлечение Л. да В. физиогномикой («Юноша и старец», Кабинет рисунков и эстампов Галереи Уффици, Флоренция; «Старик в лавровом венке», Королевская б-ка, Турин; «Пять гротескных голов», Королевская б-ка, Виндзор; «Гротескная голова», Кунстхалле, Гамбург).

http://pravenc.ru/text/2463395.html

Аскеза, возрастание в добродетели умеренности позволяет нам разоблачать подобные уловки. Духи злобы попытаются внушить нам, что жизнь со Христом — это скучно и монотонно. Но все с точностью до наоборот: умеренность открывает нам все новые горизонты радости, необъятные просторы полной и по-настоящему счастливой жизни. Немного перефразируя знаменитые слова апостола Павла из Послания к Ефесянам, хочется сказать: если уж упиваться, то упивайтесь не вином, упивайтесь Духом Святым. Если испытывать опьянение, то выбирайте самое лучшее — опьянение Божественной любовью, которая потоками изливается в наши сердца. Temperance —«Умеренность» написана в 1470 году Пьеро дель Полайоло и хранится в галерее Уффици во Флоренции. Из всех добродетелей умеренность обладает особой привлекательностью, она требует от нас незаурядной креативности. Между тем, нередко ее недооценивают по достоинству. Умеренность — это добродетель тех, кто в совершенстве владеет искусством оставаться в пределах золотой середины. Мы видим молодую девушку, которая посредством жестов и мимики выражает спокойное самообладание и уверенность. Она разбавляет вино водой. Вода и вино выступают как две противоположности: чувственности и опьянению страстями противопоставлена чистота помыслов, исступлению, экстазу противопоставлено трезвение, избытку и роскоши — простота. Иногда умеренность держит в руках два кубка: один пустой, другой — полный. Умеренность всегда умеет найти точное равновесие между противоположностями, ни впадая ни в одну из крайностей. Она восседает на троне, потому что она царствует в душе благородного человека. Ее цель — уравновешивать природные порывы души. Умеренность создает золотую середину, объединяя противоположности, создает парадоксы и оксюмороны: опьянительная скромность, роскошная простота, степенное ликование. Умеренность всегда сопровождается возникновением чего-то нового и доселе неслыханного. Эта добродетель прекрасно выражает суть архетипа жреца, волхва, кудесника. Ее цель — господствовать над стихийными движениями души, избегать излишеств и в чувствах, и в поступках. Ее противоположностью является всякая чрезмерность, непомерное преувеличение.

http://blog.predanie.ru/article/sem-dobr...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009