Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАБСБУРГИ [нем. Habsburger], династия, правившая в Австрии в 1282-1918 гг., в Чехии и Венгрии в 1526-1918 гг. (с 1867 - в Австро-Венгрии), в Испании и ее владениях в 1516-1700 гг., в Нидерландах (1477-1795) и нек-рых итал. землях (с XVI в. до 1866); императоры Римско-Германской империи (в 1438-1806, кроме 1742-1745). В XVI в. императоры из рода Г. носили титул «защитников веры» (лат. defensor fidei). Родоначальником династии был предположительно Гунтрам Богатый († ок. 950) из В. Эльзаса. С 1090 г. Г.- графы, с 1135 г.- ландграфы на В. Рейне и в Ср. Швейцарии. В швейцар. обл. Аргау ок. 1020 г. еп. Страсбургским Вернером († 1028), одним из внуков Гунтрама, был построен замок Habsburg, от к-рого произошло название династии. Императорские регалии Габсбургов: корона имп. Рудольфа II, держава и скипетр кор. Матиаса. XVI — нач. XVII в. (Художественно-исторический музей. Вена) Императорские регалии Габсбургов: корона имп. Рудольфа II, держава и скипетр кор. Матиаса. XVI — нач. XVII в. (Художественно-исторический музей. Вена) В 1020 г. внук Гунтрама Богатого Ратбон основал близ Шафхаузена в Швейцарии мон-рь Мури. Др. внук Гунтрама, Рудольф († 1063), основал в В. Эльзасе мон-рь Оттмарсхайм и приказал построить там капеллу, в основных чертах повторявшую дворцовую капеллу имп. Карла Великого в Ахене. В 1049 г. мон-рь был освящен папой Римским Львом IX . В эпоху борьбы императоров с папами за инвеституру Г. чаще выступали на стороне первых. Поддержка со стороны Штауфенов способствовала укреплению политических позиций Г. и умножению их владений. В 1273 г. Рудольф Габсбург был избран герм. королем (Рудольф I, 1273-1291); победив чеш. кор. Пржемысла II Отакара в битве у Сухих Крут (ныне Дюрнкрут, Австрия) (1278), он в 1282 г. закрепил за Г. герц-ства Австрия и Штирия, к-рые вместе с присоединенными Каринтией, Крайной (обе с 1335) и Тиролем (с 1363) стали основой наследственных владений Г. О самостоятельной церковной политике Г. можно говорить после приобретения ими Австрии. Герцоги (с 1282 до 1453, с 1453 - эрцгерцоги) из династии Г. прилагали усилия, чтобы повысить статус австр. земель, входивших в то время в состав еп-ства Пассау . При герц. Рудольфе IV (1358-1365) была составлена подложная грамота «Privilegium majus» (1358), в к-рой декларировался особый, почти самостоятельный статус Австрии в составе Римско-Германской империи, а в 1359 г. Рудольф IV приступил к перестройке в столице герц-ства Вене собора св. Стефана как главной, «эрцгерцогской» церкви. В 1365 г. при храме был учрежден капитул. В том же году был основан Венский ун-т, 2-й старейший ун-т в Центр. Европе. При герц. Альбрехте III (1365-1395) открылся теологический фак-т (1384), к-рый стал одним из центров поздней схоластики в Европе.

http://pravenc.ru/text/161215.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Новое время АКТ О СУПРЕМАТИИ законодательный документ, окончательно закрепивший разрыв Английской Церкви с Римом в ходе реформации Генриха VIII АНГЕЛИНА (Бранкович; не позднее 1447 - ок. 1520), деспотица, прп. (пам. 1 июля, 10 дек., серб. 30 июля, 10 дек.) БРЕДСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ обращение буд. кор. Карла II Стюарта к своим подданным, предшествовавшее его возвращению в Англию ВАХТАНГ VI БАГРАТИОНИ (1675 - 1737), правитель (джанишин) Картли (1703-1712), царь Картли (1716-1724), покровитель Православия и борец против укоренения в Грузии ислама; литератор и ученый ВИЛЬГЕЛЬМ III (1650 - 1702), принц Оранский, правитель Республики Соединённых провинций (Нидерландов) (1672-1702); кор. Англии (1689-1702) ГАБСБУРГИ династия, правившая в Австрии в 1282-1918 гг., в Чехии и Венгрии в 1526-1918 гг. (с 1867 - в Австро-Венгрии), в Испании и ее владениях в 1516-1700 гг., в Нидерландах (1477-1795) и нек-рых итал. землях (с XVI в. до 1866); императоры Римско-Германской империи (в 1438-1806, кроме 1742-1745) ИОАНН III [Юхан, Йохан] (1537-1592), кор. Швеции в 1568/69-1592 гг., с 1577 или 1581 г. вел. князь Финляндский, церковный реформатор ИОЗЕФИНИЗМ термин, употребляемый для обозначения политического курса правления императора Свящ. Римской империи герм. нации Иосифа II КАРЛ IX Ваза (1550-1611), регент Швеции с 1595 г., кор. Швеции (1604-1611), церковный реформатор и автор религ. сочинений КОНСТАНТИН ИВАНОВИЧ Острожский (ок. 1460 - 1530), сын кн. Ивана Васильевича Острожского, гетман Литовского великого княжества, член великокняжеской рады КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ Острожский (Василий) (1526-1608), кн. и магнат, воевода киевский, маршалок Волынской земли, покровитель правосл. Церкви в Речи Посполитой КРОМВЕЛЬ Оливер (1599-1658), политический деятель и военачальник, лорд-протектор Англии, Шотландии и Ирландии (с 1653) МАКИАВЕЛЛИ Никколо (1469-1527), секретарь Флорентийской республики, писатель, приобрел известность как основатель политической науки Нового времени

http://pravenc.ru/rubrics/123014.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Европейские королевские и княжеские династии АЛЬФРЕД ВЕЛИКИЙ (848/49 - 900/01), первый король, объединивший разрозненные гос-ва англосаксов (871–899 или 900/01) АРНУЛЬФ (ок. 582-640), еп. Мецский, легендарный предок династии Каролингов, св. католич. Церкви (пам. зап. 18 июля) ВОЙШЕЛК [в Крещении Давид?] († 1268), первый правосл. правитель Литовского великого княжества (1264-1268) ГАБСБУРГИ династия, правившая в Австрии в 1282-1918 гг., в Чехии и Венгрии в 1526-1918 гг. (с 1867 - в Австро-Венгрии), в Испании и ее владениях в 1516-1700 гг., в Нидерландах (1477-1795) и нек-рых итал. землях (с XVI в. до 1866); императоры Римско-Германской империи (в 1438-1806, кроме 1742-1745) ГЕНРИХ I ПТИЦЕЛОВ (ок. 876 - 936), герц. Саксонии (с нояб. 912), герм. кор. (с мая 919) из саксон. рода Людольфингов, основатель Саксонской династии ГЕНРИХ II (973 - 1024), герц. Баварии (с 995), герм. кор. (с 1002), имп. Римско-Германской империи (с 1014) из Саксонской династии, св. (пам. зап. 13 июля) ГЕНРИХ III (1017 - 1056), герм. кор. (с 1028, самостоятельно с 1039), имп. Римско-Германской империи (с 1046) из Салической (Франконской) династии ГЕНРИХ VIII Тюдор (1491 - 1547), кор. Англии (1509-1547), в правление к-рого была учреждена национальная англикан. Церковь ГОТФРИД БУЛЬОНСКИЙ (ок. 1060/61 — 1100), герц. Н. Лотарингии, один из предводителей 1-го крестового похода и основателей Иерусалимского королевства крестоносцев ДАВИД IV СТРОИТЕЛЬ Строитель [Багратиони; Возобновитель, Агмашенебели], блгв., св. царь Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. 26 янв.) ЕЛЕНА ИОАННОВНА (1476 - 1513), супруга польск. кор. и Литовского вел. кн. Александра Ягеллончика, дочь Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича и вел. кнг. Софии (Зои) Палеолог ИЗАБЕЛЛА I (1451-1504), королева Кастилии и Леона (с 1474), супруга и соправительница кор. Фердинанда V (II) Арагонского (1479-1516) КНУД IV (II) (ок. 1040 - 10.07.1086, Оденсе, Дания), св. католич. Церкви (пам. 10 июля), кор. Дании (1080-1086) КНУД I ВЕЛИКИЙ († между 11 и 13 нояб. 1035, Шафтсбери, Англия), кор. Англии (1016-1035), Дании (1018-1035) и Норвегии (1028-1035) ОЛАВ II СВЯТОЙ [Олаф Харальдссон] (ок. 995 - 1030), св. (пам. зап. 29 июля), король Норвегии (1015-1028), почитается как покровитель Норвегии

http://pravenc.ru/rubrics/123004.html

встретила поддержку среди разных слоев населения, однако политика германизации и унификации способствовала началу борьбы за равенство наций в монархии Габсбургов, появлению антиабсолютистских движений. Конец правления И. совпал с глубоким политическим кризисом. Во многом по причине недовольства религ. политикой И. в 1789 г. в Австрийских Нидерландах началась т. н. Брабантская революция, в результате к-рой было провозглашено создание независимых Соединённых штатов Бельгии. Венгрия оказалась на грани восстания, представители венг. политической элиты и правящие дома Баварии и Пруссии вели активные переговоры о низложении Габсбургов. Начавшаяся в 1789 г. Французская революция способствовала активизации антиабсолютистских выступлений в разных областях империи Габсбургов. Стремясь спасти положение и не допустить революции в своих владениях, И. аннулировал почти все свои декреты (кроме отмены крепостного права и «патентов о веротерпимости»), обещав возобновить работу венг. Государственного собрания и вернуть корону св. Стефана (Иштвана) в Венгрию. Однако ни подготовка к работе Государственного собрания, ни возвращение короны в Буду не смогли восстановить порядок в Венгрии. По всей стране продолжалось формирование вооруженных отрядов, венг. полки, расположенные в др. частях империи, возвращались на родину для ее защиты, продолжались переговоры о приглашении на трон новой династии. После смерти И. имп. Леопольд II сумел восстановить власть Габсбургов в Бельгии и положить конец беспорядкам в Венгрии, сохранив в империи большинство проведенных И. реформ и преобразований. Лит.: Mitrofanov P., von. Josef II: Seine politische u. kulturelle Tätigkeit. W., 1910. 2 Bde; Kann R. A. Werden und Zerfall des Habsburgerreiches. Graz, 1962; Winter E. Der Josefinismus: Geschichte des österreichischen Reformkatholizismus. B., 1962; Hajdu L. II. József igazgatási reformjai Magyarországon. Bdpst, 1982; Haselsteiner H. Josef II. und die Komitate Ungarns: Herrscherrecht u. ständischer Konstitutionalismus. W.; Köln; Graz, 1983; Gutkas K. Kaiser Josef II.: Eine Biographie. W., 1989; Beals D. Josef II. Сатв., 2009. 2 vol. К. Т. Медведева Рубрики: Ключевые слова: ГАБСБУРГИ династия, правившая в Австрии в 1282-1918 гг., в Чехии и Венгрии в 1526-1918 гг. (с 1867 - в Австро-Венгрии), в Испании и ее владениях в 1516-1700 гг., в Нидерландах (1477-1795) и нек-рых итал. землях (с XVI в. до 1866); императоры Римско-Германской империи (в 1438-1806, кроме 1742-1745)

http://pravenc.ru/text/673653.html

172-173 173-174 174-178 ГАБРА МАСИХ (1419-1522), эфиоп. св. (пам. эфиоп. 3 маскарама (31 авг., в год, предшествующий високосному, - 1 сент.)) 178-179 179-180 ГАБСБУРГИ династия, правившая в Австрии в 1282-1918 гг., в Чехии и Венгрии в 1526-1918 гг. (с 1867 - в Австро-Венгрии), в Испании и ее владениях в 1516-1700 гг., в Нидерландах (1477-1795) и нек-рых итал. землях (с XVI в. до 1866); императоры Римско-Германской империи (в 1438-1806, кроме 1742-1745) 180-185 ГАВВАФА [арам. , - возвышение; греч. Γαββαθ], место в Иерусалиме, где Иисус Христос предстал на суд перед Понтием Пилатом 185-186 186-187 187-191 ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 191-193 ГАВРИИЛ (Городков Георгий Иванович; 1785 - 1862), архиеп. Рязанский и Зарайский, свт. (пам. 7 апр., в Соборе Нижегородских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) 193-195 195-197 ГАВРИИЛ Иванович Архангельский (1890-1937), свящ., сщмч. (пам. 22 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГАВРИИЛ Михайлович Масленников (1871-1937), свящ., сщмч., (пам. 5 нояб. в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) 197-198 ГАВРИИЛ Стефанович Преображенский, (1878-1919), свящ., сщмч. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Псковских святых) 198-199 ГАВРИИЛ (Владимиров Григорий Петрович; 1873-1937), иером., преподобномученик (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) ГАВРИИЛ (Гур Гавриил Иванович; 1898-1937), иером., преподобномученик (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) 199-200 ГАВРИИЛ млад. [Белостокский, Заблудовский] (1684-1690), мч. (пам. 20 апр. и в Соборе Белорусских святых, 9 сент. в Польской Автокефальной Православной Церкви - обретение и перенесение мощей из Гродно в Белосток))

http://pravenc.ru/vol/x.html

Герм. князей лишили права определять религ. принадлежность подданных. Была узаконена секуляризация церковных земель, произведенная до 1624 г., при этом значительная часть бывш. владений Римско-католической Церкви, секуляризованных после 1624 г., не была ей возвращена. Статус официально признанной религии наряду с католицизмом и лютеранством получил кальвинизм, но многочисленные секты преследовались местными властями. Т. о., в конфессиональной сфере В. м. все же не привел к полному утверждению веротерпимости. В. м., закрепивший победу антигабсбургской коалиции, имел большое международное значение. Попытка создания мировой «христианской» империи под эгидой испан. и австр. Габсбургов и планы подавления реформационного движения в Европе потерпели крах. Республика Соединенных провинций (по особому голландско-испан. договору) и Швейцарский союз получили международное признание своей независимости. Франция на длительное время обеспечила себе доминирующее положение в Зап. Европе. Папа Иннокентий X отказался признать условия мирного договора, рассматривая их как недопустимые уступки протестантам. Католич. монархи, стремившиеся быстрее завершить затянувшийся конфликт, не поддержали папу, что свидетельствует о начале секуляризации политики в Европе. Ист.: Acta pacis Westphalicae/Hrsg. M. Braubach, K. Repgen. Münster, 48 Bde. Лит.: Bosbach F. Die Kosten des Westfälischen Friedenskongresses. Münster, 1984; Dickmann F. Der Westphälische Frieden. Münster, 19926; Беляев М. П. Из истории Вестфальского мирного конгресса: Франко-имперские переговоры (1644-1648) о заключении Мюнстерского мира. М., 2000; Прокопьев А. Ю. Германия в эпоху религиозного раскола (1555-1648). СПб., 2002. А. Ю. Серёгина, А. В. Чупрасов Рубрики: Ключевые слова: ГАБСБУРГИ династия, правившая в Австрии в 1282-1918 гг., в Чехии и Венгрии в 1526-1918 гг. (с 1867 - в Австро-Венгрии), в Испании и ее владениях в 1516-1700 гг., в Нидерландах (1477-1795) и нек-рых итал. землях (с XVI в. до 1866); императоры Римско-Германской империи (в 1438-1806, кроме 1742-1745)

http://pravenc.ru/text/158270.html

877. Козмин – Успенский – Яхромский, мужской, 3-го класса (с 1764 г.), Владимирской губ. и уезда, Чековской волости, в 40 вер. от Владимира и близ села Небылого, при р. Яхроме. Основан в XV ст. преп. Козмою, мощи коего под спудом почивают в соборном храме Успения, в котором находится древняя икона Божией Матери, по преданию, явившаяся в 1482 г. преп. Козме; празднество ей совершается 14 октября. С 1666 по 1675 г. здесь был игуменом св. Митрофаний, еписк. Воронежский, от которого осталось евангелие с собственноручною надписью. Преп. Козмы память чтится 18 февраля. “Ист. Росс. Иер.», IV, 567; Ратшин, 31; “Словарь ист. о свят.», 161, 183; “Матер. для стат. России», 1841 г., Отд. I, 146; “Опис. монаст.», 1817 г., 58; Тихонравов, “Владимир. сборн.», 116; “Акты истор.», V, 157 (Цар. грам. 1687 г. Владимир. воеводе Мих. Мартюхииу об изъятии из подведом. его людей Козмина мон. по случаю приписки их к патриаршему Дому); “Владимир. сборн.», 1857 г., 116 (Замечательное Евангелие); “Владимир. губ. вед.», 1842 г., 8; 1848 г., 24; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 214, 393 (преп. Козма), 275, 476 (св. Митрофан); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 683, 11; Ключевский, “Жит. свят.», 284, 286; Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 17; “Временник Общ. ист.», 1856 г., XXIV, 51 (показание игум. Симона о приездах инокини Елены, быв. царицы Евдокии Фед. Лопухиной, в Кузмин м-рь, из дела 1721 г.); Калачов, “Акты юрид. быта древ. Росс.», I, 723, 118 (Запись 1500 г., данная игум. Протасием митр. Симону о несвоении озера и заливов); II, 476, 156 (Меновая 1464 – 73 г. Вел. кн. Ив. Васильев. на дер. Небылую), 560, 176 (Оброчная 1477 г. на рыбн. ловли; игум. Пахомий), 561, 176 (Оброчн. 1500 г. на рыбн. ловли; игум. Протасий); Горчаков, “Монаст. Приказ», прилож. документ., 43, 3 (Ведом. 1735 г. о числе монахов, коих в м-ре положено 27); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. I, 143 (в 1744 г. имел 1.237 душ крест.); “Опис. документ. и дел архива св. Синода», I, 272 (дело 1721 г. об игум. Симоне), 650 (прошение 1721 г. игум. Симеона Слободского о взыскании с бобыля 16 руб.); II, ч. 2, 338 (дело 1722 г. о помещении крестьянина Трофимова в больницу синодального приписного Кузьмина м-ря); III, при- лож., XXXV (перенесен. мощей св. Алекс. Невск., 1723 г.; игум. Карион); VII, 262 (в 1724 г. был приписан к Волосову Николаев. м-рю, но в 1727 г. сделан самостоятельным и игуменом назначен иеродиак. м-ря Иаков); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 225 (межевая книга 1689 г. монаст. сел Небылого и Лыкова с деревн.); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1839 г., XXXIII, 512 (кратк. истор. опис.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

921 Карамзин, История, VII, пр. 8, признает духовным отцом Казанского царевича Петра Ибрагимовича епископа Суздальского Нифонта на основании С. Г. Гр. и Д. 145, стр. 401. Но здесь еп. Нифонт назван просто «отцом» так же, как и митр, Симон. 922 По мнению архим. Леонида, неизвестно на чем основанному, духовниками вел. кн. Василия Димитровича были архимандриты Спасские: Сергий в 1389 г. Игнатий, Феодосий–1404, Иларион–1406, Савва–1410, Трифон–1462 (?!). Этотъ список Спасских архимандритов не совпадает с списком Строева, Списки иерархов, стб. 142, и едва ли правилен. 923 В Записке Иннокентия о последних днях преп. Пафнутия Боровского (†1 Мая 1477 г.) говорится: «Таже паки от великого князя Ивана Васильевича скоро приходит Федор, протопоп его Благовещенский». Ключевский, Жития святых, 449. Этот протопоп Федор, не называемый однако духовным отпом Ивана III, раз упоминается в летописи – П. С. Р. Л. VIII, 205. 926 Р. И. Б. VI, 223–224. Из посланий митр. Фотия известно также, что стригольники не приходили к духовным отцам на покаяние. Там же, 484, 485; ср. 480. 927 В секте нетовцев, как увидим далее (стр. 280), исповедь земле и пред иконой пасителя признаются как взаимно заменяющие друг друга обряды. 928 Проф. Заозерский и Хаханов, Номоканон Иоанна Постн., 75; ср: Суворов, Вероятный состав испов. и пок. устава. Визант. Bp. 1901, в. 3–4, стр. 433. 930 Скитский патерик, ркп. XVI в. Моск. Дух. Акад. 59, л. 67. Этот рассказ приводит и Никон Черногорец (Пандекты, 52 сл., по изд. Почаев, 1795 г., лл. 420– 421). Вероятно, о том же образе пишет наш паломник Зосима (1419 –1422 тт.): «Во святей же апостольстей церкви... образ Господа нашего Иисуса Христа, емуж исповедасъ мних, впад в блуд, иже в патерице писан: иж пред образом исповедашись и паки в блуд впался», Прав. Пал. Сборн. XXIV, 6. Образ, вероятно, тот же, что и в рассказе Скитского патерика, но происшествия разные. Не значит ли это что исповедь пред образом Спасителя в храме Апостолов была обычаем? Ср: И. А. Бычков, Каталог собр. Богданова I, 138, ркп. 85, л. 542 об. «О исповедавшемся ко образу Господа нашего Иисуса Христа». Начальных слов статьи не указано.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Евфимий и старец Елисей); II, 7 (избр. 1598 г. Бор. Годунова; игум. Иоасаф и келарь старец Геласий), 64 (Челобит. 1606 г. чернеца Варлаама о соучастии его в бегстве Гришки Отрепьева); “Дополн. к Акт. истор.», I, 210 (Гр. 1477 г. Вел. кн. Марии Ярослав. Кириллову м-рю о посылке денег на поминовение старца Пафнутия Боров.); V, 102 (Деяния Москов. собора 1666 г., II, подписался игум. Парфений); IX, 106 (Опись городов 1678 г., стр. 229); XII, 57 (Указ 1689 г. о сборе славленных денег; 4 руб.); “Собр. госуд. грам. и договор.», I, 96 (Духовн. 1472 г. кн. Юрия Васил.), 121 (Духов. 1486 г. кн. Мих. Андр. Верейского; архим. Арсений), 122 (Духов. 1486 г. кн. Мих. Андр. Верейского; старец Венедикт), 132 (Духовн. 1504 г. кн. Ив. Борис. Волоцкого), 142 (Межевая гр. 1504 г.), 147 (Духовн. 1509 г. кн. Дмитрия Иоаннов.), 151 (Духовн. 1523 г. кн. Фед. Борис. Волоцкого), 196 (Клятв. запись 1571 г. кн. Ив. Фед. Мстиславского; игум. Киприан), 200 (Духовн. собор о недвижим. собств. м-рей; в 1580 г. игум. Тихон; в 1584 г. игум. Феодосий); II, 59 (Освящен. собор 1589 г.; игум. Варфоломей); Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.», I, Отд. 1, 113 (влад. в Сурожск. стане Москов. у.), 383 (влад. в Бол. Микулине стане Коломен. у.), 673 (вотч. в Городском ст. Звенигор. у.), 725 (вотч. в Угожском ст. того же у.); Отд. 2, 851 (влад. в Медын. уез.), 1505 (в Тешилове, Кашир. у.); “Извест. Археол. Общ.», 1859 г., I, 179 (замечательн. евангелие первой полов. XVI ст.); 1861 г., II, 35 (о надгробн. камне над княг. Евдок. Урусовою и бояр. Феодосьи Морозовой, почитаемых раскольниками за мучениц); 1868 г., VI, 30 (ризы преп. Пафнутия и колокол 1488 г. при игум. Арсение); “Временник Общ. ucm.», 1853 г., XVI, иное сказ. о Самозванц., 11 (извет старца Варлаама); XVII, новый летописец, 116, 179 (осада м-ря); Горчаков, “Монаст. Приказ», прилож. документ., 43, 3 (Ведом. 1735 г. о числе монахов, коих положено в м-ре 62), 70, 15 (Ведом. 1704 г. вотчинам, розданн. разн. лицам); “Чтения в И. Общ. ист.», 1847 г., I, смесь, 1 (попечение о церкв.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

На примере собора Симонова монастыря мы могли увидеть, что московские постройки середины XVI в. и в этом сохранили преемственность с храмами первой трети XVI в. Кроки и чертежи П.Н. Максимова позволяют нам судить о дробности многочастных профилей собора Симонова монастыря. Обилие мелких двойных лестелей, чередующихся с крупными полочками и обломами разных размеров, создают мягкую рельефность ордерных деталей. В соборе Симонова монастыря компоновка тонких валиков, полочек и подобных мелких членений с крупными формами создавала ритм вертикального развития элементов декора. Небольшой вынос профилей образовывал плавные полутени, что придавало структуре декора мягкую пластичность. Дмитрий Александров http://www.rusarch.ru/aleksandrov1.htm Церковь Успения Пресвятой Богородицы – главный храм Симонова монастыря. Строился монастырь с 1379 г., освящен 1 октября 1404 г. В 1476 г. молния разбила купол, после чего к 31 мая 1477 г. мастером из Венеции сооружена была световая глава. При царе Федоре Алексеевиче было обновление храма, прибавлены четыре глухих главы, стены получили снаружи пестрые архитектурные украшения, пробито по второй двери в южную и северную паперти, а окна удлинены сверху вниз. Крыша была «по закаморам» до 1737 г. В 1834 г. с севера была пристроена ризница, с юга – придел Казанской Божией Матери; галерея была переделана. При обновлении 1892 г. средняя глава получила металлическое покрытие новой формы. Иконостас сохранил характер конца XVII ст., но несколько изменен в XVIII ст.; иконы в нем, большею частью, значительно обновлены. Стенопись новая. Симонов монастырь процветал до XVIII ст. Из него выходили многие великие деятели нашей истории, напр. св. Иона митрополит, св. Кирилл Белозерский, св. Ферапонт Лужецкий, патриархи Иов и Иосиф. Царь Михаил Федорович выстроил нынешние стены и башни; царь Федор Алексеевич возводил новые постройки и обновлял старые. В XVIII ст. по распоряжению 17 мая 1788 г. монастырь был закрыт; его постройки назначены были под госпиталь. 4 апреля 1795 г.

http://sobory.ru/article/?object=39881

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010