Если допустить достоверность сведений Герберштейна, временной промежуток принятия решения о непризнании зависимости сужается до трех месяцев – от 12 ноября 1472 г. до 13 февраля 1473 г. Не исключено, что именно в конце 1472 г. в Москву прибыло посольство от Ахмата, ритуал приема которого шокировал новую великую княгиню. После этого под влиянием сторонников активного противодействия Орде (чье мнение, отобразившееся в памятниках литературы начала 70-х гг., во время похода Ахмата летом 1472 г. пересилило советы «развратников», упоминаемых Вассианом) Иван III принял решение отказаться от соблюдения атрибутов зависимости 954 . Возможно, не последнюю роль сыграло то обстоятельство, что действия хана в Москве были расценены как несправедливые, предпринятые при отсутствии какой-либо вины со стороны великого князя (новгородский поход московская сторона не могла рассматривать в качестве таковой, поскольку Новгород издавна считался «отчиной» великих князей и Орда всегда это признавала): а по тогдашним представлениям, если сюзерен чинит «неправду» и «обиду», отношения с ним могут быть разорваны 955 . Отныне Москва перестала выплачивать дань и стала заявлять о своей независимости в отношениях с третьими странами. Стремление Менгли-Гирея к союзу с Москвой против Большой Орды и известие Длугоша о свержении Иваном III «ига» свидетельствуют, что независимый статус Московской Руси был официально признан Крымским ханством и фактически осознавался в Польско-Литовском государстве. В то же время Иван III не стремился обострять отношений с ханом. Успех посольства Басенкова 1473–1474 гг. свидетельствует, что ему не было предписано делать резкие заявления; наоборот, богатыми дарами посол должен был по возможности компенсировать неуплату выхода за 1471 и 1472 гг. Но когда выход не поступил и со следующим посольством (во главе с Лазаревым), обстановка стала накаляться. А в 1476 г., когда шел уже пятый год неуплаты, последовало требование Ахмата великому князю лично явиться в Орду. Его невыполнение привело к разрыву отношений, и тогда хан принял решение восстановить порушенный порядок силой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1473 Монакино сомневается, что следует придавать значение этой разнице во временах глагола в обычном греческом языке V в. (Monachino V. И сапопе 28 di Calcedonia e S. Leone Magno//Gregorianum, 33. 1952. P. 542. Note 21). Однако это кажется нам несправедливым, так как – мы уже об этом говорили – в противоположность 27 правилам текст постановления написан в изысканном стиле. 1475 Rhalles-Potles II. Р. 282. За подробностями он отсылает к своему комментарию на 3 прав. Константинопольского Собора (Ibid. P. 173–174). Аристин в своем истолковании постановления II Вселенского Собора принял временное значение предлога «после» (Ibid. P. 176). Итак, именно его имеет в виду прежде всего Зонара, хотя по своему обыкновению и не называет имени. 1479 Этот эдикт известен благодаря тому, что он включен в сирийский сборник: Schulthess F. Die syrischen Kanones der Synoden von Nizaa bis Chalcedon. Gottingen, 1908. S. 146. Doc. 13. Обратный перевод на греческий: Schwartz Ed. Die Kanonessammlungen der alten Reichskirche//Gesammelte Schriften. Berlin, 1960. Bd. 4. S. 167. 1480 Согласно Шварцу, эта прагматическая санкция была связана с конфликтом между Вассианом и Стефаном относительно Эфесской кафедры. Однако это мнение опровергает Хонигманн. Согласно последнему, прагматическая санкция имела в виду Флавиана Константинопольского, что, по-видимому, лучше увязывается с процитированным нами абзацем. Хонигманн датирует его первой половиной 449 г., а точнее апрелем, когда и был поднят вопрос о законности действий Флавиана против Евтихия. Он полагает, что одним из следствий победы Стефана, возможно, был выбор Эфеса в качестве места проведения намеченного Собора императором Феодосием И. Он отмечает, что все это помогает объяснить ироническое замечание Кекропия Севастопольского, обращенное к Стефану на двенадцатом заседании Халкидонского Собора: «Узнай, господин Стефан ( κριε Στφανε), насколько сильным и по смерти остается епископ Флавиан!» (АСО II, I, 3. Р. 51 (410)). См. по этому поводу: Honigmann Ε. Stephen of Ephesus (April 15, 448-October 29:451) and the Legend of the Seven Sleepers//Studi e Testi, 173. Roma, 1953. XVII. P. 125–168. Относительно данного вопроса: Ibid. P. 161–162.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

11 Пирамида в Мемфим была, удивления хитрости, Яже на милю творила стень от своей высокости; Днесь з землею зравнялася, стень намале 1467 престраняет, Местем з грыбем зверсталася 1468 , време вещи пременяет. 12 Храм Дианны славный велик, создан тисящей руками, Един бездельный висельник сожегл с своими воинами; Худым делом имя свое думал вечно прославити, Херост... 1469 (постой, перо мое!), нелеп его поминати. 13 Столпы медны, еже набил в море Еркулес по Гады, Нептун веслом все заграбил, потопили чуда воды. Мавсолеа мраморовий 1470 гроб где ныне пребывает? И каменным век гробом намале спускает. 14 Идол дивний во сне явлен 1471 Навухудоносорови, Яко в росте есть убавлен, явственно есть разумови; Медь, железо, сребро, злато камень, с неба падши, скрошил 1472 , Осталася глина, блато, и то век давно разбросил. 15 Злату главу идолови мечь сирейской прочь отрубил, В сребрне 1473 перси балванови 1474 грек копие остро забил; Брух набитий меди толстй греку римлянин вычистил, Стал на ноги век железной, злато, сребро и медь стравил 1475 . 16 Смотри, каков сам Рим в лице против древния честности, Посмотрится в Тибре реце, постыдится пременности: Чело желто, бледо лице, румянца на нем не видать, Пали столпы по улице, на стенах ковров не спрашать 1476 . 17 Во дни отца Ромулюса нужно дитя си казало, Говорить за Еринуса, за Камилля рости стало. Девица Аннибалови замужна ся показала, Едва не дана грекови, по отцу осиротяла. 18 Но на свадьбу Африкана, гречина не изволила. Кроме земляка латина, жениха не припустила. Подавши бой велик ему с обнаженными грудями, Оперлася насилному, славна его полонами. 19 Тогда Брутус с Катонами Риму были правителе, Владаючи 1477 народами, статов 1478 римских рачителе. А Цицерон, седя дома, по приказах советовал, Не мечем, ниже рукома – языком силно воевал. 20 Скоро Акце и Ромули снурок 1479 жизни розервался, 1480 Рим слуги его смутили, господин раб сотворился. Всяк Римови отчим быти одноконечно желает, Прав и неправ покорити господьство себе дерзает. 21

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1453 Обоснование этой даты см.: F. Liebermann. Die Gesetze der Angelsächsen, Bd. 1. Halle, 1903, S. 664. 1454 Реальность этого факта ранних русско-английских связей установлена на основе анализа этого и ряда других памятников М. П. Алексеевым (см. М. П. Алексеев. Англосаксонская параллель..., стр. 46; он же. К вопросу об англо-русских отношениях при Ярославе Мудром. – «Научный бюллетень Ленинградского государственного университета», 1945, стр. 31 – 33). 1461 N. de Baumgarmen. Généalogies..., table 1, Н. А. Баумгартен. Добронега Владимировна, королева польская, дочь св. Владимира. – «Благовест». Париж, 1930, 3, стр. 102 – 109. Биографические сведения о Н. А. Баумгартене и библиографию его работ см.: OChP, v. 5, 1959, p. 527 – 529. 1464 N. de Baumgarmen. Généalogies..., table 2, он же. Cunégonde dOrlamünde. – OChP, v. 20, 1930, D. 162 – 168. 1467 Otto Bischof von Freisingen. Chronik oder die Geschichte der zwei Staaten. Übers. von A. Schmidt. Hrsg. von W. Lammers. Berlin, 1960, S. 536. Предыдущие издания: MGSS, t. 20, p. 259; «Ottonis episcopi Frisingensis Chronica». Rec. A. Hofmeister. Hannoverae et Lipsiae, 1912. 1468 О Евфимии Владимировне и ее сыне Борисе Коломановиче, выступавшем в первой половине XII b. в качестве претендента на венгерский престол, см.: С. П. Розанов. Евфимия Владимировна и Борис Коломанович. Из европейской политики XII b. – ИАН, 1930, стр. 585 – 599, 649 – 671; M. Wermner. Boris und Rostislaw. Beitrag zur Geschichte der russisch-polnisch-ungarische Beziehungen. Berlin, 1889.  1469 MGSS, t. 20, p. 492. Предыдущее издание: «Othonis episcopi Frisingensis Gesta Friderici I Imperatoris». Curavit B. de Simson. Hannoverae et Lipsiae. 1912. Немецкий перевод: «Thaten Fridrichs von Bischof Otto von Freising». Übers. von H. Kohl. Leipzig, 1883, S. 228. 1472 В. Нотап. A. Szent Lászlo-kori Gesta Ungarorum és XII – XIII. századi leszármazoi. Budapest, 1925. 1473 J. Györy. Gesta regum – gesta nobilium. Budapest, 1948; Gy. Györffy. Krónikáink és a magyar östörténet. Budapest, 1948, 5. o.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Повести, равно как и во всех остальных древнерусских источниках, местом крещения Ольги считается Царьград. Согласно разъяснению автора (в частном письме от 27.01.1992 г.), он имел в виду разницу в “степени эксплицитности”, с которой в разных источниках говорится о роли Константинополя в крещении киевской княгини. Затрудняемся объяснить, о чем идет речь. (А.Н.) 73 Летописное сообщение см.: ПСРЛ. Т.1. Стб.60–64 (под 955 г.). Наиболее убедительное обоснование названной точки зрения см.: Острогорский Г. Византия и киевская княгиня Ольга//То Honor Roman Jacobson. The Hague, 1967. Vol. 2. P. 1458–1473 (немецкий вариант этой работы: Ostrogorsky G. Byzanz und die Kiever Fürstin Olga//Ostrogorsky G. Byzanz und die Welt der Slaven. Darmstadt. 1974. S.35–52); см. также: Hannick Chr. (прим. 62). S. 340–346; практически к тому же выводу ранее пришел Голубинский Е. (прим. 19). T.I/1. С. 74–84. См., кроме того: Пархоменко В. (прим. 61). С. 125–146 (крещение вскоре после 957 г. в Киеве); Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси Х–ХП вв. СПб., 1913. С.9–14 (перепеч.: The Hague, 1966) (крещение в 955 г. в Константинополе); критический анализ построений Приселкова, прежде всего его методики работы с источниками, а также его “болгарской” теории, см.: Титлинов Б.//ХрЧт. 1913. Декабрь. С. 1447–1470 (здесь и о работе В. Пархоменко); Пархоменко В.//ИОРЯС. 1913. Т. 18. С.371–380; 1914. Т.19. С.257–259; Завитневич В.//ТрКДА. 1914. Апрель. С.628–651; Королев А.//ЖМНП. 1914. Вып.53. Октябрь. С.387–400; Шахматов А. Заметки к древнейшей истории русской церковной жизни//Научный исторический журнал. 1914. С.30–61. Взгляд, противоположный мнению Острогорского, высказал Г. Л эр: Laehr G. (прим. 60). S. 53–57, 103–106 (крещение в 957 г. в Византии). См. также: Сахаров А.Н. Дипломатия княгини Ольги//ВИ. 1979. С.25–51 (состояние проблемы); Ариньон Ж.-П. Международные отношения Киевской Руси в середине X в. и крещение княгини Ольги//ВВ. 1980. Т.41. С. 113–124; Литаврин Г.Г. Путешествие русской княгини Ольги в Константинополь: Проблема источников//ВВ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После смерти Константина В., как известно, государство было разделено между тремя соправителями-братьями – Константином II, Констанцием и Констансом, и четвертым – племянником Далмацием 1472 . Дробление государства отразилось на церковной политике отдельных императоров. Не представляя собою ничего самостоятельного, она носила скорее общий приспособительный характер и тем самым на время задержала торжество антиникейской оппозиции. Дело в том, что каждый государь в своей области стал покровительствовать господствующим догматическим воззрениям, а доминирующая роль в церковных делах принадлежала Константину II, защитнику Никейской догмы. К Константину II примкнул и Констанс, область правления которого также лежала на Западе. Два государя, соединенные единством догматических принципов, отвечающих нестроению большинства западной половины империи, представляли собою силу, за которою стоял, в сущности, весь Запад. Вот почему когда Константин II потребовал возвращения сосланных Константином В. епископов, то Констанций, боясь политических осложнений, решил за более удобное для себя публично не противиться этому требованию 1473 . Смерть Константина II мало изменила положение вещей: политика, какой держался Константин В. непосредственно после Никейского Собора, поддерживалась еще Констансом, объединившим под своим скипетром весь Запад. Тяжелые политические обстоятельства, постоянная опасность со стороны Персии заставили Констанция изменить общее направление своей церковной политики и до известной степени согласовать образ своих действий с политикой Констанса 1474 . Однако это вынужденное положение продолжалось до смерти Констанса. Сделавшись теперь единодержавным правителем греко-римской империи, Констанций мог беспрепятственно выступить с самостоятельною политикою, которая отвечала и его личным симпатиям и нуждам империи. Эта внутренняя религиозная политика Констанция, взятая во всей своей целости, пережила несколько стадий в своем развитии и имела большое значение в истории Восточной Церкви, а потому мы считаем необходимым остановиться на ней несколько подробнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Потребность в апологетической литературе была огромна. В 20-е годы для подготовки к диспутам с атеистами такие материалы переписывали от руки. 1471 13.2. Миссия и катакомбы Несмотря на попытки государства лишить церковные организации возможности заниматься миссионерской деятельностью, добиться полной изоляции церковных общин так и не удалось. Даже члены нелегальных общин находили возможность в той или иной форме свидетельствовать о Христе. У церковной организации не было опыта и привычки существовать в подполье. Между тем, государственная политика по отношению к религиозным объединениям постоянно ужесточалась. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях» 1472 внутренняя жизнь всех легально существующих религиозных общин была поставлена под абсолютный контроль государства. В мае 1929 года XIV Съезд советов изъял из четвертой статьи Конституции РСФСР положение о свободе религиозной пропаганды. В новой редакции речь шла лишь о «свободе религиозных исповеданий». В принятом этим же съездом комментарии к новой редакции четвертой статьи прямо говорилось, что «деятельность верующих по исповеданию своих религиозных догматов ограничена средою самих верующих». 1473 Любая катехизическая и миссионерская деятельность теперь определялась как противозаконная: Всякая пропагандистская и агитационная деятельность церковников и религиозников (и тем более «миссионерская») не может рассматриваться как деятельность, разрешенная им законом о религиозных объединениях, а напротив, рассматривается как выходящая за пределы охраняемой законом свободы вероисповедания и подпадающая под действие уголовных и гражданских законов, поскольку она им противоречит. 1474 Новые законодательные акты превращали общины верующих в резервации, закрывая для них контакты с окружающим миром. Все, что выходило за рамки богослужения и треб, оказывалось вне закона. Религиозные организации утрачивали право создавать кооперативы, кассы для сбора добровольных пожертвований, детско-юношеские кружки, библиотеки, читальни, врачебные пункты и т.д. Резко ограничивалась возможность проведения шествий под открытым небом (как мы помним, в сельской местности это было одним из основных средств миссионерского воздействия). Заявку о проведении шествия (крестного хода) необходимо было подавать за две недели. Исключение делали лишь для похоронных процессий. 1475

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

77 Плиний императору Траяну. Ты поступил чрезвычайно предусмотрительно, владыка, приказав Кальпурнию Макру послать в Византий легионного центуриона 1473 . (2) Посмотри, не сочтешь ли нужным таким же образом позаботиться о юлиополитах, чей город 1474 , очень маленький, несет на себе очень большие тяготы и терпит по своей слабости тяжкие обиды 1475 . (3) То, что ты предоставишь юлиополитам, пойдет на пользу всей провинции. Их город находится у границы Вифинии, и через него проходит дорога для большинства путешественников. 78 Траян Плинию. Положение города Византия 1476 , куда стекается со всех сторон множество путешественников, таково, что в согласии с обычаем предшествующих времен мы сочли необходимым почтить город, поставив для охраны легионного центуриона. Если бы мы решили оказать такое же содействие юлиополитам, то пример их лег бы на нас тяжким бременем 1477 . (2) Очень многие города, чем будут слабее, тем настоятельнее будут просить о том же – я так полагаюсь на твое усердие, что, верю, ты всяческими способами добьешься того, что они не будут подвергаться обидам. (3) Те же, кто будет нарушать установленный мною порядок, должны быть немедленно наказаны; если они допустят проступок настолько тяжелый, что их нельзя хорошенько наказать на месте, то уведомь легата, если это воины, в чем ты их уличишь, а если это люди, которые собираются вернуться в Рим 1478 , напиши мне. 79 Плиний императору Траяну. В законе Помпея, данном вифинцам 1479 , владыка, оговорено, чтобы никто моложе тридцати лет не занимал магистратур и не находился в сенате. В том же законе указано, что люди, занимавшие магистратуры, должны находиться в сенате 1480 . (2) Затем последовал указ божественного Августа 1481 , разрешивший занимать меньшие магистратуры 1482 и людям более молодым: с двадцатипятилетнего возраста. (3) Спрашивается, можно ли цензорам 1483 заносить в число сенаторов 1484 людей, несших магистратуры в возрасте до тридцати лет; а если можно, то могут ли, в силу того же закона, быть сенаторами люди того возраста, с которого дозволено нести магистратуры, но которые их не несли. Это, впрочем, часто до сих пор делалось и считается неизбежным, потому что гораздо лучше допустить в курию детей благородного сословия 1485 , чем из простонародья.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

1464 Христ. Весник, 1901, янв., 111–112. – Окружное послание митрополита Серафима – в офиц. органе боснийско-герцеговинской церкви «Источник», 1900, 1–2. 1468 В статье Герье эти обстоятельства излагаются подробно; равно как даны и краткие указания на предшествующую историю христианства в Африке, но мы их не воспроизводим, потому что особенного интереса они не представляют. 1469 О русской не может быть и речи, потому что она имеет много других своих серьезных задач, помимо изучения донатизма, принадлежащего более истории западной церкви. Однако, и на русском языке имеется приличное сочинение Кутепова: «Раскол донатистов (Казань, 1884)». 1471 Укажем для примера на исследование о донатизме Thümmel’a, пастора, проводящего тот же самый нзгляд. 1472 В виду этого мы не считаем нужным входить в рассмотрение характеристики циркумцеллионов, предложенной у Герье. Но странно все-таки в тризнах, совершавшихся циркумцеллионами на могилах мучеников, видеть семитический обычай, перенесенный пунийцами в Африку. Как почитание предков было общим для всех языческим религии явлением, так и почитание мучеников не составляло какой-либо особой принадлежности африканских христиан; оно так же, как и в Африке распространено было в Риме и Галлии, не говоря о Малой Азии. Тризны циркумцеллионов только извращали этот общехристианский обычай, и семитический Ваал был тут не при чем. 1473 Супурган – резиденция митрополита Мар-Ионы, прибывшего во главе миссии от сиро-халдеев, подписавшей акт соединения. 1474 Древний восточный Иллирик обнимал собой нынешние Сербию, Черногорию, западную половину Болгарии, Албанию, Македонию, Грецию и о. Кипр. 1475 Полное заглавие: «Православно црквено право. По опчим црквено-правним изворима и посебним законским наредбама, koje важе у nojeдuhuм самоуправним црквама, написао Др. Никодим Милаш , архимандрит. Задар, !890. Стр. XV+655». 1476 Собственно, в т.н. средневековой Далмации, простирающейся от острова Раба до Клека, не включая сюда Дубровник и Боку Которскую. Как политическая история, так и история православной церкви иначе развивалась в Далмации, и иначе в Дубровнике, и Боке. Обозрению церковных событий в этих двух округах преосвященный Никодим надеется посвятить отдельную книгу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Узел Васильевич Чеглоков [см. Чеглок], середина XVI в. Узкий, Узкого : Иван Матвеевич Узкий, конец XV в., Новгород; Семен Федорович, взят в 1514 г. в плен под Оршей; Узкий Васильевич Жпборов [см. Жибор], 1545 г., Новгород; Данило Васильевич Узкого, середина XVI в., Белоозеро [см. Гутко, Тунко, Юс] Уклея Илья, крестьянин, 1645 г., Казань Уклея, уклейка – рыба верховодка, беловка Уключко Григорьевич Хвостов [см. Хвост], 1550 г., Москва Уколов Никифор Павлович, 1625 г., Белев Улазень Андрей, крестьянин, конец XV в., Новгород Ср. улаз – выемка меда из бортного дерева; улазить – лазать за медом в борти Улан – очень распространено; кн. Иван Васильевич Шаховской [см. Шаховские]; Улан Айгустов [см. Айгустовы], подьячий, 1571 г., Москва; Тимофей Кондратьевич Титов, царский охотник, 1591 г.; Михаил Матвеевич Улан Апраксин [см. Апраксины]; Улан Семенович Молоствов [см. Молоствовы], 1615 г. [см. Абаш, Животовы, Мосалитинов, Побединские] Улан – парень, молодец, конный ратпик (тюрк.) Улемица кн. Константин Федорович Ярославский, XIV в. Улита Василий Григорьевич Пушкин [см. Пушка], первая половина XV в.; от него – Улитины-Пушкины [см. Каур, Кологрив] Уличанин Василий Андреевич Лодыгин [см. Лодыга], конец XV в. Уличка кн. Василий Константинович Оболенский, 1500 г. Улыба , крестьянин, 1545 г., Новгород Улыбышевы , митрополичьи крестьяне, 1473 (1478? – С. В.) г. и позже, Владимир; Суета [см. Суета] Ефимович Улыбышев, 1531 г., Бежецкий Верх; Лука Яковлевич, 1554 г. Ульев Ефим, пушкарь, 1639 г., Рязань Ульмез Дмитриевич Юренев [см. Юреня], 1550 г., Московский уезд Умай Шеншин [см. Шеншин], помещик, вторая половина XVI в., Белев Умной Иван Иванович Лобанов-Колычев [см. Лобан, Колыч], конец XV в.; Василий Иванович Умного Колычев, боярин царя Ивана в опричнине Умойсягрязью Федор, псковский патриот, 1606 г. 94 Умрыха Васильевич Зиновьев Чемоданов [см. Чемодан], 1500 г. Унковский Иван Евстафьевич, конец XV в., Новгород; Курака [см. Курака] Тимофеевич, стрелецкий голова, опричник, казнен около 1572 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010