Епископ Суздальский Иона (Собина; 1544–1548) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 39, 2004 15 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 39, 2004 В 1544 году 21 февраля на место скончавшегося Суздальского епископа Ферапонта (1539–1543) Митрополит Макарий (†1563; пам. 30 дек.) с Собором архиереев поставил из архимандритов Чудова монастыря владыку Иону (Собину) 1 . Его настоятельство в кремлевской обители П. Строев датирует 1518–1544 годами 2 . Однако самое раннее упоминание об игумене Ионе встречается в монастырской купчей грамоте, датируемой январем 1516 года 3 , что позволяет отодвинуть дату его возведения в архимандриты по крайней мере на два года ранее. К этому времени ему было более 30 лет, условно — около 40 лет. Таким образом, можно предположить, что родился он при Митрополите Геронтии (1473–1489) и при Великом князе Иоанне III (1462–1505). Очевидно, будущий Владыка принял монашеский постриг в Чудовом монастыре. Подвизаясь здесь, он мог видеть сведенного с престола Новгородского архиепископа Геннадия (†1505; пам. 4 дек.), который после своей кончины был погребен в гробнице основателя Чудова монастыря, святителя Алексия (†1378; пам. 12 февр.). Возведение инока Ионы в Чудовские архимандриты совершил Митрополит Варлаам (1511–1522). Сохранились некоторые сведения, относящиеся ко времени его настоятельства. При архимандрите Ионе в монастырь давались земельные вклады и приобретались имения 4 . Из вкладов в виде книг следует назвать пергаменный сборник XIV века с поучениями аввы Дорофея 5 . В 1543 году певчий дьяк Митрополита Макария Филипп, принявший постриг с именем Феодосия, дал в Чудов монастырь Кормчую книгу 1499 года “по своей души при архимандрите Ионе” 6 . Раннее же летописное упоминание об архимандрите Ионе относится к осени 1518 года, когда в Чудовом монастыре произошло исцеление “человека разслаблена” у мощей Митрополита Алексия. Летописец отмечает, что это произошло во время Великого князя Василия III, Митрополита Варлаама “и архимандрита Ионы честнейшиа тоя обители” 7 . В 1519 году произошли новые чудеса-исцеления у гроба святителя Алексия. Чудовский настоятель сообщил об этом Великому князю и Митрополиту, который затем соборне совершил молебенное пение у святых мощей Чудотворца 8 . В 1535 году в Чудовом монастыре сонм духовенства совершил переложение мощей святителя Алексия “в раку сребряну”. В летописи вслед за именами иерархов, участников этих торжеств, назван также и “архимандрит Иона обители тоа” 9 .

http://pravmir.ru/episkop-suzdalskiy-ion...

Русская иерархия XVI века Епископ Суздальский Иона (Собина; 1544–1548) В 1544 году 21 февраля на место скончавшегося Суздальского епископа Ферапонта (1539–1543) Митрополит Макарий (†1563; пам. 30 дек.) с Собором архиереев поставил из архимандритов Чудова монастыря владыку Иону (Собину) 788 . Его настоятельство в кремлевской обители П. Строев датирует 1518–1544 годами 789 . Однако самое раннее упоминание об игумене Ионе встречается в монастырской купчей грамоте, датируемой январем 1516 года 790 , что позволяет отодвинуть дату его возведения в архимандриты по крайней мере на два года ранее. К этому времени ему было более 30 лет, условно – около 40 лет. Таким образом, можно предположить, что родился он при Митрополите Геронтии (1473–1489) и при Великом князе Иоанне III (1462–1505). Очевидно, будущий Владыка принял монашеский постриг в Чудовом монастыре. Подвизаясь здесь, он мог видеть сведенного с престола Новгородского архиепископа Геннадия (†1505; пам. 4 дек.), который после своей кончины был погребен в гробнице основателя Чудова монастыря, святителя Алексия (†1378; пам. 12 февр.). Возведение инока Ионы в Чудовские архимандриты совершил Митрополит Варлаам (1511–1522). Сохранились некоторые сведения, относящиеся ко времени его настоятельства. При архимандрите Ионе в монастырь давались земельные вклады и приобретались имения 791 . Из вкладов в виде книг следует назвать пергаменный сборник XIV века с поучениями аввы Дорофея 792 . В 1543 году певчий дьяк Митрополита Макария Филипп, принявший постриг с именем Феодосия, дал в Чудов монастырь Кормчую книгу 1499 года «по своей души при архимандрите Ионе» 793 . Раннее же летописное упоминание об архимандрите Ионе относится к осени 1518 года, когда в Чудовом монастыре произошло исцеление «человека разслаблена» у мощей Митрополита Алексия. Летописец отмечает, что это произошло во время Великого князя Василия III, Митрополита Варлаама «и архимандрита Ионы честнейшиа тоя обители» 794 . В 1519 году произошли новые чудеса-исцеления у гроба святителя Алексия. Чудовский настоятель сообщил об этом Великому князю и Митрополиту, который затем соборне совершил молебенное пение у святых мощей Чудотворца 795 . В 1535 году в Чудовом монастыре сонм духовенства совершил переложение мощей святителя Алексия «в раку сребряну». В летописи вслед за именами иерархов, участников этих торжеств, назван также и «архимандрит Иона обители тоа» 796 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Н. Коперник. Гравюра. XVII в. [лат. Copernicus, польск. Kopernik] Николай (19.02. 1473, Торунь - 24.05.1543, Фромборк), польск. математик, астроном, создатель гелиоцентрической модели устройства вселенной. Создание К. гелиоцентрической модели стало одним из ключевых моментов научной революции. Несмотря на формальное противоречие Библии, теория К. долгое время не была официально осуждена католической Церковью. Жизнь Отцом К. был краковский торговец Николай Коперник. К 1458 г. Коперник-старший обосновался в Торуне, где женился на Барбаре Ватценроде, дочери Лукаша Ватценроде, многолетнего выборного председателя городского суда; после его смерти (1462) Коперник-старший унаследовал эту должность. Когда в 1483 г. отец К. умер, покровителем семьи Коперников стал дядя К., Лукаш Ватценроде - младший. К. получил начальное образование в школе при костеле св. Яна в Торуне. После смерти отца он продолжил обучение: по одним свидетельствам - в Влоцлавеке, по другим - в Хелмно, в школе голл. организации Братства общей жизни. Первым учителем-астрономом К. был Николай Вудка - гуманист, преподаватель Влоцлавской школы и Краковского ун-та. В 1491 г. К. поступил в Краковский ун-т, бывший на тот момент крупнейшим центром изучения естественных наук. На период обучения К. в Краковском ун-те пришлись открытие Х. Колумбом Америки, появление кометы в янв. 1492 г., частичное затмение солнца в 1493 г. В ун-те К. изучал трактат «О сфере» И. Сакробоско, геометрию (по «Началам» Евклида), теорию планетных движений, календарь Региомонтана (И. Мюллера), астрологию и «Четверокнижие» Птолемея. По окончании обучения К. не получил ученой степени, что было связано с желанием Лукаша Ватценроде, на тот момент епископа Вармийского, сделать его каноником капитула (это произошло, по-видимому, в 1495) - каноникам, не имевшим научной степени, полагался 3-годичный отпуск для завершения обучения с сохранением материального обеспечения. В 1496 г. К. отправился в Болонью для изучения светского и церковного права, а также математики и астрономии. В Болонье К. начал изучать древнегреческий язык ( Grendler P. The Universities of the Italian Renaissance. Baltimore, 2002. P. 510) и познакомился с рядом мыслителей-гуманистов; для этого периода особенно важны общение и совместная работа с астрономом Д. М. Новарой, к-рый критически относился к господствовавшей тогда астрономии Птолемея.

http://pravenc.ru/text/2057188.html

Коперник целый век трудился, чтоб доказать Земли вращенье…    Старинная студенческая песня Как известно, долгое время в астрономии была принята геоцентрическая система Птолемея, последователя Платона и Аристотеля, согласно которой Солнце и все планеты вращаются вокруг Земли. И только в XVI веке было сказано новое слово – вышла книга «Об обращении небесных сфер». Автор ее, Николай Коперник (1473–1543), поляк из города Торунь, был священником, инженером, врачом и астрономом. Наблюдая движение небесных тел и производя астрономические вычисления, он пришел к выводу, что система Птолемея ошибочна. Последние часы жизни Коперника. Гравюра по картине А. Лессера. 1878      Язык книги Коперника, в соответствии с духом времени, изысканно-образен: «В середине всего находится Солнце. Действительно, где еще в таком великолепнейшем храме можно было бы иначе и более удачно поместить этот светильник, как не в том месте, откуда он может освещать одновременно все? Ведь Солнце и впрямь, как бы восседая на царском троне, правит обращающейся вокруг него семьей планет...». Когда книга была издана, ученое окружение папы Римского не сразу сообразило, что польский каноник (член церковного совета) фактически отменил систему Птолемея, которую Ватикан считал единственно верной. Правда, автор предисловия к шеститомной книге Коперника и редактор издания Андрей Осиандер представил дело так, что гелиоцентрическая система создана всего лишь для упрощения астрономических вычислений. Такая трактовка умаляла ценность теории Коперника, но... спасла книгу от инквизиции. И поэтому несколько десятков лет учение Коперника свободно распространялось по Европе. А когда папское окружение спохватилось, было уже поздно: гелиоцентризм завоевал мир. Несмотря на это, учение Коперника было в католических странах запрещено до 1836 года. Но постепенно у людей, интересующихся астрономией, стали возникать вопросы. В частности, как получилось, что при действующем запрете на системе Коперника основывали свои исследования европейские ученые – Ньютон в Англии, Гюйгенс в Голландии, Кеплер в Германии, Ломоносов в России? Непонятно…

http://pravoslavie.ru/98122.html

Московская. Андреевский в Пленицах-Преображенский (1371), Антониева (1373), Афанасиевский-Кирилловский (1389), Бисерская (1396), Благовещенский-Можайский (1397), Богословский (1428), Богословский-Вяземский (1432), Богословский-Иоанновский-Можайский (1433), Богоявленский-Троицкий-Сергиев (1436), Борисоглебский-Можайский (1449), Введенский-Звенигородский (1473), Власьевский-Воло- коламский (1489), Воздвиженский на Убогих Домах (1497), Воскресенский-Высокий (1535), Воскресенский-Истринский (1537), Воскресенский на Подори (1543), Воскресенский-Хлябовский (1546), Воскресенский на Шоше (1547), Георгиевский-Рузский (1555), Георгиевский в Мушкове (1559), Димитриевский на Хлибу (1579), Ильинский-Волоколамский (1624), Ильинский на Воре (1628), Ильинский на Котыше (1629), Ильинский на Торговище (1634), Иоакимоаннский-Можайский (1641), Козмодемьянский на Вражках-Заяузский (1681), Крестовоздвиженский-Волоколамский (1699), Крестовоздвиженский-Звенигородский (1700), Лыщиков-Покровский (1721), Мироносицкий-Коломенский (1736), Мироносицкий на Никольском крестце (1738), Никитский (1760), Никитский-Дмитровский (1761), Николаевский-Введенский-Хлыновский (1787), Николаевский на Драчах (1797), Петропавловский или Рождество-Предтеченский-Коломенский (1870), Петропавловский-Можайский (1871), Покровский-Волоколамский (1899), Покровский в Садах (1909), Предтечев-Ивановский под Бором (1926), Преображенский-Спасский на Всходне (1941), Пречистенский-Успенский (1949), Пятницкий-Введенский-Подольный (1955), Рождественский-Богородицкий-Борисовский (1974), Рождество-Богородицкий на Голутвине (1986), Рождество-Богородицкий на Старом Симонове (1990), Саввин-Московский (1997), Соколова-Богородицкая-Каширская (2032), Соколовская-Звенигородская (2033), Софрониев-Успенский (2038), Спасо-Преображенский у Медвежья озера (2049), Спасский на Бору (2066), Спасский-Старый на Песках (2079), Спасский в Чигасах (2087), Спировский или Спиридонов-Богородный-Введенский (2088), Сретенский-Можайский (2090), Троиц­кий-Можайский (2116), Троицкий на Березниках (2123), Троицкий на Копыльце (2134), Троицкий в Торжку (2152), Успенский-Богородицкий под Сосною (2182), Успенский-Онуфриевский (2191), Феодоровский-Смоленской Богородицы (2205).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

«При раскопках в Рас-Шамре были обнаружены культовые тексты. Эпитеты богов, известные нам из Ветхого Завета, оказались их подлинными именами». (Там же, с. 267). Н. А. Добролюбов (1836–1861), русский литературный критик, публицист Добролюбов назвал христианство Божественным учением. (Избр. философские произведения. М., 1948, т. I, с. 141). Иоганн Кеплер (1571–1630), великий немецкий астроном и математик Заканчивая свой великий труд «Гармония миров», он молился так: «Благодарю Тебя, Боже, за то, что дозволил мне удивляться такими творениями и любить их. Если я, ничтожный червь пред Тобою, рожденный во грехах, высказал что-нибудь противное Твоим намерениям благим, пусть Святой Дух внушит мне то, чтобы я мог исправить». (Цит. по: «Откуда пошла наука». С. 9). «В творении я как бы осязал Бога руками». (Цит. по: Протоиерей П. Светлов. «Религия и наука», изд. Сойкина. С. 17). Николай Коперник (1473–1543), великий польский астроном и математик «Внимательное созерцание величественного порядка мироздания и постоянное близкое обращение с творением Божиим не может не вести к возвышенному настроению и к удивлению перед Вездесущим Создателем мира, в Котором заключены высшее блаженство и вершина всех благ». (Цит. по кн.: Протоиерей П. Светлов. Религия и наука. С. 8). Он просил на его могиле поместить следующую надпись: «Я не ищу, Господи, высокой благодати Павла и не смею просить о милости, оказанной Тобою Петру, но молю Тебя о помиловании, дарованном разбойнику на кресте». Карл Линней (1707–1778), выдающийся шведский естествоиспытатель и натуралист «Вечный, беспредельный, всеведущий и всемогущий Бог прошел мимо меня. Я не видел Его лицом к лицу, но отблеск Божества наполнил мою душу безмолвным удивлением, я видел след Божий в Его творениях; и везде, даже в самых мелких незаметных Его произведениях, что за сила, что за мудрость, что за неизреченное совершенство! Я наблюдал, как одушевленные существа, стоя на высшей ступени, связаны с царством растений, а растения, в свою очередь, – с минералами, которые находятся в недрах земного шара, и как самый шар земной тяготеет к солнцу и в неизменном порядке обращается вокруг него, получая от него жизнь. Я видел, как солнце и все другие звезды, вся солнечная система, бесконечное звездное небо движутся в пространстве, поддерживаются в пустоте, по воле непостижимого первоначального Двигателя, Существа существ, Причины причин, Правителя и Хранителя мира, Господа и Создателя всякого творения» (Цит. по: Протоиерей П. Светлов. Религия и наука. С. 107).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/k...

Филарету лично. Но самое интересное в Описи 1631 г. – упоминание под 16 книги «казенной», под 67 «из митрополичьей казны» и заметка (21): «Соборник, а в ней на первой цке подпись – одна рука с казенными». Итак, Опись 1631 г. является перечнем дополнительного собрания древне-русских письменных реликвий к основному Фонду – «казенному» или точнее «митрополичьей казны», который, как следует из самого его названия, существовал ранее учреждения патриаршества (26 января 1589 г.), в период правления русской церковью митрополитов. Имеем и с другой стороны свидетельство, решительно и безоговорочно подтверждающее только что высказанную мысль. На слав. Син. 536 (лл. 1–4) читается примись: «лета ча (можно читать и ч, так как остается неясным, « а» ли выправлено из « » или наоборот) сентября в а д сия книга охтай глас взят из митрополичи казны и отдан к соловетским чюдотворцем (т. е. церкви во имя их на патриаршем дворе в Москве), а в казенных книгах Угрима Горскина не писан». Итак, к началу 1582 г. или 1588 г., во всяком случае, до учреждения патриаршества в Москве, не только существовала митрополичья книжная казна, но и была ее Опись, собранная Угримом Горскиным. Документальные данные непреоборимо заставляют нас, при ответе на вопрос о времени возникновения патриаршего собрания (рукописей, признать этим временем не XVII в., как думал Викторов, а митрополичий период, до учреждения патриаршества в 1589 г., как полагал Карамзин, хотя и без документальных оснований, руководясь одной интуицией. Вышецитованная Опись 1031 г. называет трех митрополитов, связывая с каждым из них всего по одной книге: Пролог с сентября (49) Геронтия митрополита (правил 1473–89), Соборник (100) – митрополита Даниила (правил 1522–39) и книга (55) Служебник в десть – Макария митрополита (правил 1543–64). Геронтий не был человеком книжным, и предполагать у него более или менее солидное собрание рукописей (хотя бы такое, как у Иоасафа Скрипицына) мы не имеем решительно никаких оснований. Его Пролог мог оказаться в патриаршем собрании книг в качестве купленного «на торгу» или вообще попавшего случайно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На то «Небо», о котором возвещает нам Благая Весть, не залетают никакие искусственные спутники и космонавты. Будем всегда помнить: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине ( Ин. 4:24 ). Мы, православные, не связаны так называемым «протестантским фундаментализмом», требующим буквального понимания каждого слова Библии. Откровение, то есть раскрытие правды о Боге и правды о человеке, не есть научное описание картины мира. Конечно, эта картина, когда мы всматриваемся в нее верующим взглядом, может привести нас и к истине Откровения. Ибо невидимое Его, – говорит апостол Павел, – вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы ( Рим. 1:20 ). Но для того, чтобы видеть «невидимое», как видели его Николай Коперник (1473–1543), Иоганн Кеплер, Исаак Ньютон (1643–1727), Луи Пастер (1822–1895), Н. И. Пирогов (1810–1881) и множество других ученых, нужно, чтобы сначала взор наш стал верующим, то есть ищущим Бога и любящим Его. Ну, а для того, чтобы стать верующим или просто быть верующим, нужно прежде всего сердцем своим, то есть средоточием всех своих духовных сил, выбрать именно «невидимое» и держаться его, нужно искать самое важное для себя, самое сокровенное для себя именно в Боге, а не в чем-либо ином, пусть это иное будет называться даже «бескорыстным научным познанием». Для каждого человека – ученого или не ученого – есть всегда что-то самое важное: успех, похвала современников или память потомков, гордость своими достижениями, упоение интеллектуальной работой или же благоговейное восхищение славой Творца. Одним из основных «противоречий» между религиозным и научным взглядом на мир издавна принято считать «проблему чудес». Проблема эта относится скорее к прошлому веку, хотя и до сих пор многие полагают, что вера в чудеса несовместима с утверждениями науки о строгой закономерности всех явлений природы. Конечно, возможна религиозность или мистическая настроенность и без веры в чудеса, но такого рода «усеченная» религия неприемлема для православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

КОНЬ Федор Савельевич (посл. четв. XVI - нач. XVII в.), рус. строитель и архитектор («государев» и «городовой мастер») 501-503 503-504 КОПЕРНИК Николай (1473-1543), польск. математик, астроном, создатель гелиоцентрической модели устройства вселенной 504-506 КОПИЕ в богослужении правосл. Церкви нож с обоюдоострым лезвием, по форме напоминающим наконечник копья, используемый для изымания Агнца и поминальных частиц на проскомидии 506-507 КОПИТАР Варфоломей (Ерней) Бартол (1780-1844), словенский филолог-славист, один из основоположников славистики 507-508 КОПОРИН жен. мон-рь в честь перенесения мощей св. архидиак. Стефана Браничевской епархии Сербской Православной Церкви 508-509 509-510 КОПТСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ одна из Восточных католических Церквей; образована коптами, соединившимися с Римско-католической Церковью с сохранением александрийского обряда Коптской Церкви 510-512 КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ [Коптская Ортодоксальная Церковь], принадлежит к семье Древних Восточных (дохалкидонских, нехалкидонских) Церквей 512-610 КОПТСКИЙ ЯЗЫК последняя стадия развития египетского языка, который образует самостоятельную группу внутри семито-хамитской (афразийской) языковой семьи 610-613 613-614 614-615 КОПЬЕ СВЯТОЕ [Копье Лонгина, Копье св. Маврикия], релликвия, происхождение к-рой связывалось со Страстями Христовыми 615-620 КОРАИС Адамантиос [Корай Адамантий] (1748-1833), представитель новогреч. Просвещения, филолог, писатель, деятель национально-освободительного движения 620-624 КОРАН священная книга мусульман, собрание откровений, к-рые были произнесены пророком Мухаммадом между 610 и 632 г. 624-643 643-649 КОРБИНИАН († между 725 и 730), св. (пам. зап. 8 сент.; перенесение мощей 20 нояб.), миссионер в Баварии, почитающийся как 1-й епископ Фрайзинга (Германия) 649-652 652-653 КОРВЕЙ бывш. бенедиктинский монастырь первомч. архидиак. Стефана и мч. Вита (до 1792 имперское аббатство) 653-656 656-661 КОРДОВА город в Юж. Испании, на берегу р. Гвадалквивир, кафедра католич. еп-ства (с III-IV вв.), в VIII-XI вв. столица мусульм. гос-ва Андалус

http://pravenc.ru/vol/xxxvii.html

свечения планет и видимые изменение скорости их движения. Принцип эпициклов заключается в том, что траектория движения каждой планеты является составляющей двух или более круговых траекторий. Каждая планета вращается по окружности, центр которой совершает вращение по окружности большего диаметра. Этот центр может вращаться по еще большему диаметру и т.д. Траектория, полученная в результате сложения этих круговых движений, называется эпициклоидой. С помощью этого принципа Птолемей объясняет «остановки» планет и их попятное движение. Третий принцип – принцип экванта. Он заключается в том, что планета (p), совершает круговое движение по эпициклу (малому кругу), в то время как центр эпицикла движется вдоль деферента (большого круга) с определенной угловой скоростью. Эта скорость непостоянна по отношению к центру деферента (А), но постоянна по отношению к эксцентричной точке (b), называемой точкой экванта и расположенной ассиметрично по отношению к центральному положению Земли (см. рисунок). Сочетание этих трех принципов позволило Птолемею составить таблицы, которые в достаточной степени согласовывались с практическими наблюдениями, так как сам принцип эпициклов оказался весьма гибким и удобным в применении. Стоит заметить, что благодаря этой работе пропасть между натурфилософами и профессиональными астрономами все более расширялась. Первые ставили своей целью объяснение строения Вселенной и движения небесных тел с физической точки зрения, а вторые лишь составляли математические схемы, пригодные для вычисления движения светил, не заботясь о том, чтобы придать схемам какое-либо физическое основание. Именно ко вторым и относился Птолемей, хотя в одной из своих книг он и претендовал на придание физического смысла своим наблюдениям. Николай Коперник Николай Коперник (1473–1543) родился в Торуне, в купеческой семье. Потеряв 9-ти летним ребенком отца и оставшись на попечении дяди по матери, каноника Ватцельрода, Коперник в 1491 г. поступил в Краковский университет, где с одинаковым усердием изучал математику,

http://pravmir.ru/delo-galileya/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010