В 1953 Уотсон и Крик открыли носители генетической информации -расположенные в хромосомах длинные двойные спирально свернутые молекулы ДНК, в которых записана вся программа жизненного цикла организма.В ядре (размером не более пяти микрон) каждой клетки содержится свыше 1 Терабайта (=1 миллион Мегабайт=1 триллион байт) активной информации, существенно используемой в невообразимо сложных процессах развертывания зародышевой клетки в организм со всеми его тканями и системами. Математик И.Л.Коэн отмечает: " в тот момент, когда система РНК-ДНК стала понятной, полемика между эволюционистами и креационистами должна была бы сразу прекратиться " . Уильям Пейли (1743-1805), архидиакон г. Карлайл, приводит в " Естественном Богословии " (1802) следующую формулировку телеологического аргумента: " если бы Вы нашли в чистом поле часы, то исходя из очевидной сложностиих конструкции, Вы пришли бы к неизбежному выводу о существовании часовщика " . Аналогично, при взгляде на гораздо более сложное устройство Вселенной, мы не можем не прийти к выводу, что она имеет великого Конструктора. Современные специалисты Тэкстон, Брэдли и Олсен с полным основанием задают вопрос: " осмысленный и понятный ... радиосигнал из какой-нибудь отдаленной галактики был бы всеми воспринят как свидетельство проявления разума. Почему же тогда не воспринимаются именно в таком качестве послания молекул ДНК, содержащиеся во всех биологических объектах? " Николай Коперник (1473-1543) - польский астроном и математик, каноник г. Фромборка. Создал гелиоцентрическую " систему мира " , в центре которой находилось Солнце, а планеты (в том числе и Земля) двигались вокруг него равномерно по круговым орбитам. Его основная книга " Об обращении небесных сфер " , над которой он уединенно работал более 20 лет в своей обсерватории, расположенной в одной из башен крепостной стены, была опубликована незадолго до его кончины и была широко известна европейским ученым. Коперник был уверен, что красота и гармоничность Солнечной системы прекрасно согласуются со Священным Писанием, хотя с точки зрения практической астрономии точность даваемого его моделью описания движения планет была невысокой в сравнении с подробно разработанной геоцентрической системой Птолемея.

http://pravoslavie.ru/1428.html

По мере исследования Солнечной системы гипотетическое местоположение внеземных цивилизаций переносилось все дальше и дальше вглубь космоса. Предположение о существовании таких цивилизаций следует из представлений о естественном происхождении жизни на Земле и ее эволюции. Если возникновение жизни, а затем и разума – естественный процесс, то теоретически подобное событие могло произойти и в любом другом месте, где есть подходящие условия. Хотя, согласно современным представлениям, остальные планеты нашей системы безжизненны, Солнечная система не единственная: Солнце — одна из сотен миллиардов звезд нашей галактики. Исследования показывают, что вокруг многих других звезд галактической системы также обращаются планеты, которые называют экзопланетами (от греч. εξω – «вне, снаружи») . Сама галактика — также не единственная: в телескопы наблюдаются миллиарды галактик, многие из которых очень похожи на нашу. Философское утверждение о положении Земли как рядовой планеты и Солнца как заурядной звезды – одной из бесконечного множества во Вселенной – получило наименование в память о великом астрономе Николае Копернике (1473–1543) и вошло в историю науки как принцип Коперника, хотя сам Коперник подобных предположений никогда не выдвигал.  Многочисленные сюжеты, связанные с гипотезой существования внеземных цивилизаций – сообществ разумных существ, которые могут возникать и существовать вне Земли, – многократно затрагивались в научно-фантастических книгах и фильмах, а особенно остро вопрос о поиске и даже контакте с их представителями встал во второй половине XX в. в связи с выходом человечества в космос. Возможность космических полетов не только внутри Солнечной систе­мы, но и потенциально за ее пределами открыла широкое поле для дискуссий о реальности предположений, высказанных философами и фантастами. В 1960-х гг. появляются первые международные программы, ставящие своей целью поиск и контакт с внеземными циви­лизациями — SETI (Search for Extraterrestrial Intelligence – поиск внеземных цивилизаций), CETI (Communication with Extraterrestrial Intelligence — связь с внеземным разумом) и METI (Messaging to Extra-Terrestrial Intelligence — послания внеземным цивилизациям). Связь (communication) предполагает вступление в Цивилизационный контакт, в то время как Поиск (SETI) и Передача (METI) – два взаимосвязанных процесса в попытках установления контакта.

http://bogoslov.ru/article/1671247

Все это означает, что они утверждали мир, как мир богозданных предметов, пронизанных Божиими лучами, таинственно скрывающий в себе видимое присутствие невидимого Бога; и отвергали «мир», как совокупность человеческих пошлых актов и человеком опошленных содержаний. Религиозная мудрость знает о «чистоте» Божьего мира и исповедует ее. «Знаю и уверен в Господе Иисусе, - пишет Апостол Павел, - что ничто не скверно само по себе; только почитающему что-либо скверным, тому скверно». И еще: «Для чистых все чисто, а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены ум их и совесть». Мир вещей сам по себе (δι αυτου) чист и нескверен, мудро устроен и полон духовной значительности; но пошлый человек смотрит пошлым глазом и видит во всем пошлое... В высшей степени поучительно сопоставить с этим учением христианской аскетики выводы великих естествоиспытателей запада (см. книгу Prof. E. Dennert, Die Religion der Naturforscher. 1925). Великий славянин Коперник (1473-1543) пишет: «Созерцая мысленно великолепный порядок мироздания, управляемый с божественной премудростью, кто не почувствовал бы, что постоянное созерцание его и так сказать интимное общение с ним, возводят человека к Высшему и к восхищению перед всезиждущим Строителем вселенной, в котором пребывает высшее блаженство и который есть венец всякого добра». Бэкон Веруламский (1561-1626) высказался так: «Только поверхностное знание природы может увести нас от Бога; напротив, более глубокое и основательное ведет нас назад к Нему». Вот молитва мудрого астронома Кеплера (1571-1630): «Велик наш Господь и велико Его могущество и нет конца Его мудрости. Хвалите Его солнце, луна и планеты на каком бы языке ни звучала ваша хвалебная песнь! Хвалите Его, вы, небесные гармонии, и вы тоже, свидетели и удостоверители Его разоблаченных истин... И ты, моя душа, всю жизнь воспевай в честь Господа! От Него и через Него и к Нему суть все вещи, зримые и незримые. Ему единому да будет честь и слава от века до века! Аминь». Заслуженный и прославленный химик Роберт Бойль (1626-1691) записал: «Истинный естествоиспытатель нигде не может проникнуть в познание тайн творения без того, чтобы не воспринять перст Божий».

http://sedmitza.ru/lib/text/432233/

Вестн. Зап. Росс. 1865 г. кн. 2, стр. 424. 164 Независимо от того, Ядвига в 1397 г. основала для 12 литвинов особый коллегиум в Праге при тамошнем университете (Collegium reginae Hedwigae). 165 При академии была бурса для бедных магистров, бакалавров и студентов теологии, с назначением ее преимущественно для литовцев и русских. Ad usum pauperorum... Ante omnia si fuerint recepti Lithwani et Rutheni habiles ad studium thcologiae et artium ad dilucidandam catholicam fidem. Jaroszewicz, II, 165. 167 История краковской академии и всех ее учреждений подробно изложена Лукашевичем в Historya Szkol w Koronie i w Wielkiem Ksionstwia Litewskiem. T. III, p. 1–323. 168 Николай Коперник, сын мещанина, родился в 1473 г. в прусско-польском городе Торне, на 13 году жизни, дядею, варминским епископом Лукой Вассельроде, отправлен в Краков для дальнейшего образования в науках, где изучал философию, математику, медицину и живопись. После четырехлетнего пребывания в Кракове, Коперник уехал в Италию, и изучал науки в Падуе и в Болоньи и занимал профессорскую кафедру математики в Риме. В 1502 г. возвратился в Краков и, чтобы свободнее заниматься науками, избрал для себя мирное духовное звание: в 1510 г. сделан был варминским каноником и приходским священником Фрауенбурга, маленького городка на берегу Вислы. После многих и долгих трудов и различных неприятностей он окончил в 1530 г. свое великое произведение: De orbium coelestium revolutionibus. Но оно напечатано было его друзьями только в 1543 г. и это был год кончины Коперника. В 1616 г. ватиканская конгрегация цензуры внесла сочинение Коперника в index запрещенных книг, до исправления его, при котором в 1667 г. немного было изменено, и только великие и неопровержимые математические истины приказано было назвать гипотезой, мечтой, предположением. Араго, Биографии знаменитых астрономов. Перев. Перевощикова, т. I, стр. 12–19. Спб. 1853 г. 173 Миссионерская деятельность иезуита Поссевина в России. Холмск. Месяцесл. на 1873 г. стр. 133–148. 175 На Подолии – в Каменце подольском – иезуиты утвердились в 1611 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

С древнейших времен человек интересовался устройством окружающего мира: звезд, планет, солнца и самой земли. В античности ответ на возникающие вопросы о мироздании давали мифология и натурфилософия. Космогонические мифы о происхождении гармоничного космоса из бесформенного хаоса (греч. χος – от χανω – «раскрываться», «разверзаться») – один из самых распространенных сюжетов большинства языческих мифологий. Основные темы космогонических мифов – оформление первоматерии, разделение богами слитых в «брачных объятиях» земли и неба, установление «космической оси» или «мирового древа», создание светил, растений и животных; творение завершается, как правило, появлением человека и установлением социальных норм. Согласно этим сказаниям, происхождение мира происходит различно: по воле некоего существа-демиурга (греч. δμος – «народ» и ργον – «дело, ремесло, промысел», т.е. «мастер, ремесленник, творец»), порождением богов и космических стихий «богиней-матерью», «первой божественной парой», «богом-андрогином» или борющимися богами. В дуалистических (двойственных) космогониях демиург творит все благое, его противник – злое. Традиционная тема многих космогонических мифов – творение космоса из тела «первосущества» или «первочеловека». Широко распространенными были представления о цикличности истории: мир возникает, а потом разрушается, чтобы родиться снова (то, что иногда называется «дурной бесконечностью»). С VIII–VII вв. до р.Х. космогония является сюжетом множества философских трактатов. Позднее самыми распространенными в натурфилософии становятся аристотелевские космогония и космология. Согласно системе Аристотеля, шарообразная Земля находится в центре, а мироздание представляет собой ряд взаимосвязанных концентрических сфер, движущихся с различными скоростями и приводимых в движение нематериальным Перводвигателем Вселенной, с которым входит в соприкосновение самая крайняя кристальная сфера неподвижных звезд. Мир сложен четырьмя стихиями (земля, вода, воздух, огонь), а вещественность неба и небесных тел восходит к особо тонкой субстанции – эфиру. Влияние геоцентрической космологии Аристотеля сохранялось в науке вплоть до времен Н. Коперника ( Nicolaus Copernicus ; 1473–1543).

http://bogoslov.ru/article/3107623

1468 Муравьев А.Н. Сношения России с Востоком. С. 44–45; Каптерев Н.Ф. Сношения иерусалимских патриархов. С. 8. 1469 4 апреля 1543 г., по мнению А.Н. Муравьева (Муравьев А.Н. Сношения России с Востоком. С. 46), или в 1545 г., как считают современные исследователи (Россия и Греческий мир в XVI века С. 112. Прим. 29). 1472 Муравьев А.Н. Сношения России с Востоком. С. 56–9; Каптерев Н.Ф. Сношения иерусалимских патриархов. С. 8–9. 1473 Муравьев А.Н. Сношения России с Востоком. С. 74–86, 104–119; Каптерев Н.Ф. Характер отношений. С. 27–33. 1482 РГАДА. Ф. 52/1. Кн. 1. Л. 169 об. – 173 об.; Муравьев А.Н. Сношения России с Востоком. С. 102–103; Панченко К.А. Россия и Антиохийский патриархат. С. 205. 1483 Муравьев А.Н. Сношения России с Востоком. С. 122–127, 135–143; Трифон Коробейников. С. II–IV. 1490 О пребывании Иоакима в России см. Муравьев А.Н. Сношения России с Востоком. С. 169–179; Карташев А.В. Очерки. Т. 2. С. 12–16; Панченко К.А. Россия и Антиохийский патриархат. С. 206–208. 1492 Трифон Коробейников. С. V–VII, С. 72–103; Муравьев А.Н. Сношения России с Востоком. С. 266–277; Посольская книга. С. 154–168; Карташев А.В. Т.2. С. 44–46; Каптерев Н.Ф. Сношения иерусалимских патриархов. С. 14–15; Панченко. Россия и Антиохийский патриархат. С. 209. Известна благодарственная грамота Иоакима к царю за подписями всех антиохийских митрополитов. см. Панченко К.А., Фонкич Б.Л. Грамота 1594 г. В комментариях к грамоте мы высказывали предположение, что ее доставил в Москву Трифон Коробейников, заехавший на обратном пути в Дамаск. Впоследствии В.Г. Ченцова убедительно обосновала мнение, что Трифон не был в Дамаске (Ченцова Г.В. Грамота Иоакима VI). В этом случае, на наш взгляд, представляется вероятным, что грамота была привезена келарем лавры св. Саввы Дамаскином, как раз в это время направлявшимся в Москву и явно неспроста упомянутым в грамоте Иоакима ибн Зияде. 1494 Муравьев А.Н. Сношения России с Востоком. С. 279–299; Каптерев Н.Ф. Сношения иерусалимских патриархов. С. 16–23. 1495

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Конфуций (ок. 551 – 479 до Р.Х.) – древнекитайский философ. Коперник Николай (1473–1543) – польский астроном, математик, механик, экономист. Автор гелиоцентрической системы мира. Корнелий Непот (ок. 100 – ок. 25 г. до Р.Х.) – римский историк и писатель. Кронеберг Иван Яковлевич (1788–1838) – русский эстетик, переводчик, литературный критик, педагог, знаток классической филологии, профессор. Наибольшую известность ему принес латинско-русский словарь, выдержавший 8 изданий в XIX в. Ку (Ди Ку; Гао Синь) – один из пяти легендарных императоров древнего Китая. Предположительные годы правления: 2412–2343 до Р.Х. Кювье Жорж Леопольд (1769–1832) – французский естествоиспытатель. Основатель сравнительной анатомии и палеонтологии. Лаббок Джон, 1-й барон Авебери (1834–1913) – британский банкир, политик; энциклопедист, археолог, биолог; писатель-моралист. Ввел понятия «неолит» и «палеолит». Автор, среди многих прочих, книги «Начало цивилизации и первобытное состояние человека. Умственное и общественное состояние дикарей» (1870). Лактанций (ок. 250 – ок. 325) – раннехристианский апологет. Ритор из Африки, ученик Арнобия. В 303 г. принял христианство. За образованность и красноречие заслужил впоследствии (в эпоху Возрождения) почетное звание «христианского Цицерона». Ламех (библ.) – восьмой потомок в поколении Сифа, сын Мафусаила, отец Ноя. Леббок см. Лаббок Джон, 1-й барон Авебери. Либрехт Феликс (1812–1890) – немецкий фольклорист. Линней Карл (1707–1778) – шведский естествоиспытатель (ботаник, зоолог, минералог) и медик. Создатель единой системы классификации растительного и животного мира. Малелеил (библ.) – старший сын Каинана, отец Иареда. Марк Туллий Цицерон (106–43 до Р. X. ) – древнеримский политический деятель; оратор и философ. Марриет Фредерик (Марриэт; 1792–1848) – английский писатель, автор приключенческих романов. Марсель-де-Серреэ см. Серр Марсель де Мафусаил (библ.) – сын Еноха и отцом Ламеха. Прожил 969 лет: его имя стало нарицательным для обозначения долгожителя («мафусаилов век»).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

На то «Небо», о котором возвещает нам Благая Весть, не залетают никакие искусственные спутники и космонавты. Будем всегда помнить: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине ( Ин. 4:24 ). Мы, православные, не связаны так называемым «протестантским фундаментализмом», требующим буквального понимания каждого слова Библии. Откровение, то есть раскрытие правды о Боге и правды о человеке, не есть научное описание картины мира. Конечно, эта картина, когда мы всматриваемся в нее верующим взглядом, может привести нас и к истине Откровения. Ибо невидимое Его, – говорит апостол Павел, – вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы ( Рим. 1:20 ). Но для того, чтобы видеть «невидимое», как видели его Николай Коперник (1473–1543), Иоганн Кеплер, Исаак Ньютон (1643–1727), Луи Пастер (1822–1895), Н. И. Пирогов (1810–1881) и множество других ученых, нужно, чтобы сначала взор наш стал верующим, то есть ищущим Бога и любящим Его. Ну, а для того, чтобы стать верующим или просто быть верующим, нужно прежде всего сердцем своим, то есть средоточием всех своих духовных сил, выбрать именно «невидимое» и держаться его, нужно искать самое важное для себя, самое сокровенное для себя именно в Боге, а не в чем-либо ином, пусть это иное будет называться даже «бескорыстным научным познанием». Для каждого человека – ученого или не ученого – есть всегда что-то самое важное: успех, похвала современников или память потомков, гордость своими достижениями, упоение интеллектуальной работой или же благоговейное восхищение славой Творца. Одним из основных «противоречий» между религиозным и научным взглядом на мир издавна принято считать «проблему чудес». Проблема эта относится скорее к прошлому веку, хотя и до сих пор многие полагают, что вера в чудеса несовместима с утверждениями науки о строгой закономерности всех явлений природы. Конечно, возможна религиозность или мистическая настроенность и без веры в чудеса, но такого рода «усеченная» религия неприемлема для православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ключом к решению этой проблемы, очевидно, являются следующие строки самого сатирического стихотворения, в которых присутствует явная аллюзия на острые дискуссии вокруг гипотезы бытия множества обитаемых миров : «Если правда, что планеты Нашему подобны светы, Конче в оных мудрецы И всех пуще там жрецы Уверяют бородою, Что нас нет здесь головою. Скажет кто: мы вправды тут, В струбе там того сожгут». Вопрос о множественности миров для XVII-XVIII в. не только в России, но и в Европе являлся одним из злободневных - гипотеза существования на некоторых дальних планетах жизни, в том числе и разумной, становится все более популярной. Идея бытия внеземных цивилизаций родилась в Новое время в связи с появлением гелиоцентрической системы мира Н. Коперника (1473 - 1543)и изобретением телескопа Г. Галилеем (1564-1642). Когда на Луне были обнаружены горы и долины, стали высказываться предположения о существовании «лунных аборигенов - «селенитов» - по вполне справедливой аналогии с тем, как в ходе географических открытий той эпохи на многих удаленных островах в океанах обнаруживались аборигены, соответственно, легко было бы предположить, что люди живут повсюду, в том числе на Луне и других планетах. В России гипотеза о существовании множества миров стала широко известной благодаря изданной в 1740 году в Санкт-Петербурге в переводе князя Антиоха Дмитриевича Кантемира (1708-1744) книги скептика-рационалиста, секретаря Парижской академии наук Бернара Ле Бовье де Фонтенеля (Bernard le Bovier de Fontenelle; 1657—1757) «Рассуждения о множественности миров» («Entretiens sur la pluralité des mondes», 1686) . В 1754 г. любимый ученик М.В. Ломоносова Николай Никитич Поповский перевел под его наблюдением поэму «Опыт о человеке» (1757) англичанина А. Поупа (Alexander Pope; 1688—1744), в которой в контексте деистического мировоззрения излагались коперниканианская система мироздания и идея множественности обитаемых миров. В 1756 г. Святейший Синод обратился к императрице Елизавете Петровне со специальным прошением о запрете сочинения Фонтенеля и издании указа о запрещении по всей Империи книг, противных вере и нравственности, «дабы никто отнюдь ничего писать и печатать как о множестве миров, так и о всем другом, вере святой противном и честными нравами не согласном, под жесточайшем за преступление наказанием не отваживался». Несмотря на это, М.В. Ломоносов в 1761 г. способствовал появлению второго издания, отдав распоряжение академической типографии отпечатать ее «вторым теснением» . В свою очередь, при издании в 1757 г. перевода поэмы А. Поупа, книга была подвергнута жесткой цензуре Святейшего Синода, что побудило Н.Н. Поповского при печати выделить все цензурные вставки и искажения крупным шрифтом, сделав их явными с целью привлечения особого внимания читателей .

http://bogoslov.ru/article/2288128

   Каллист II 1396.    Матфей I 1397—1410.    Евфимий II 1410—1416.    Иосиф II 1416—1439.    Митрофан II 1440—1443.    Григорий III Мелиссин 1445—1450.    Афанасий II 1450—1453.    Геннадий II Схоларий 1453—1460.    Исидор II 1460—1465.    Софроний 1 1465 1466.    Иоасаф I 1466—1469.    Марк II 1469-1470.    Симеон I 1470—1473    Дионисий I 1473—1478.    Симеон вторично 1478—1481.    Рафаил I один год.    Максим II 6 лет, 1482—1488.    Нифонт II 1488—1490.    Дионисий I вторично 1490—1493.    Максим 1493—1499.    Нифонт II вторично 1499—1500.    Иоаким I 1500—1504.    Пахомий I 1504—1505.    Иоаким I втор. 1505—1506.    Пахомий I втор. 1506—1511.    Феолепт I 1511—1520.    Иеремия I 1520—1523.    Иоанникий 1, незаконно избранный и скоро низложенный.    Иеремия I втор. 1523—1543.    Дионисий II 1543—1551.    Иоасаф II 1551—1565.    Митрофан III 1565—1572.    Иеремия II 1572—1579.    Митрофан III втор. 1579—1580.    Иеремия II втор. 1580—1584.    Пахомий II 1584—1585.    Феолепт II 1585—1586.    Иеремия II третично 1586—1594.    Матфей II 17—19 дней.    Гавриил I, 5—6 месяцев, † 1595.    Феофан 6—7 месяцев.    Мелетий Александрийский около года.    Матфей II вторично 1596—1600.    Неофит II 1600—1601.    Матфей II третично 15 дней.    Рафаил II 5 12 лет, изгнан 1608 г.    Неофит II вторично 1608—1613.    Кирилл I Лукарис, как правитель, 1613—1614.    Тимофей II 1614—1621.    Кирилл I Луварис 1621—1623.    Григорий IV 73 дня.    Анфим II 60—70 дней.    Кирилл I втор. 1624—1632.    Кирилл II Контарь 6—7 дней.    Кирилл I третично 1632—1633.    Афанасий III Пателярий 30—40 дней.    Кирилл I в 4 раз 1633—1634.    Афанасий III вторично 1634—1635.    Кирилл II вторично 1635—1636.    Неофит III 1636—1637.    Кирилл I в 5 раз 1637—1638.    Кирилл II в 3 раз 1638—1639.    Парфений I 1639—1644.    Парфений II 1644—1646.    Иоанникий II 1646—1647.    Парфений II вторично 1647—1650.    Иоанникий II втор. 1650—1651.    Кирилл III 20 дней.    Афанасий III в 3 раз 15 дней, († 1654 г. в России, мощи в Лубнах).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010