Четвертый цикл, связанный с реликвиями И. П., представляет историю со времени имп. Юлиана Отступника, приказавшего откопать из земли и сжечь мощи святого. На портале собора св. Иоанна Предтечи в Сансе (XIII в.) помещены сцены «Юлиан Отступник приказывает отрыть и сжечь останки Крестителя», «Император Валент приказывает привезти главу Иоанна Крестителя во дворец, но кони отказываются двинуться с места», «Иоанн Креститель открывает монаху Маркеллу место, где хранятся под спудом его мощи», «Император Феодосий приказывает доставить мощи в Константинополь, где для них возводится базилика». К наиболее полным житийным циклам И. П. относятся: мозаический цикл в баптистерии Сан-Джованни во Флоренции (2-я пол. XIII в.); витражные циклы кафедральных соборов Руана, Буржа, Лиона (2-я пол. XIII в.); рельефы баптистерия в Парме (Б. Антелами, ок. 1300); фрески в капелле Перуцци в ц. Санта-Кроче во Флоренции (Джотто, нач. XIV в.); в капелле Иоанна Крестителя в папском дворце в Авиньоне (М. Джованнетти, 1344-1346); мозаики баптистерия собора Сан-Марко в Венеции (1343-1354); фрески в ц. Санта-Мария деи Серви в Сиене (П. Лоренцетти, XIV в.). К циклам XV в. принадлежат: росписи в оратории Сан-Джованни в Урбино (Л. и Я. Салимбени, 1416); фрески в баптистерии в Кастильоне-Олона, Ломбардия (Мазолино да Паникале, между 1425 и 1435), в соборе в Прато (Ф. Липпи, 1452-1466), в капелле Торнабуони в ц. Санта-Мария Новелла во Флоренции (Д. Гирландайо, 1485-1490); бронзовые рельефы купели баптистерия в Сиене (Л. Гиберти, Донателло, Якопо делла Кверча, 1417-1427); мраморные рельефы в капелле Сан-Джованни Баттиста (Д. и Э. Гаджини, ок. 1447-1496) и 12 сцен серебряного реликвария с мощами И. П. (1438-1445, Т. Даниели и С. Кальдер) (оба - в соборе Сан-Лоренцо в Генуе). Наиболее известны циклы XVI в.: росписи в ц. Кьостро делло Скальцо во Флоренции (Андреа дель Сарто и Франчабиджо, 1509-1526); деревянный резной полиптих в ц. св. Иоанна Предтечи в Хемевердегеме; цикл из 6 полотен Ф. Гальегоса из картезианского мон-ря Мирафлорес (ныне в Прадо); XVII в.: баптистерий Сан-Джованни ин Фонте (Латеранский баптистерий) в Риме; алтарный образ главного алтаря городского собора г. Перпиньян, Франция.

http://pravenc.ru/text/471450.html

Церковь Богородицы Витошской Драгалевского мон-ря. 1476 г. Церковь Богородицы Витошской Драгалевского мон-ря. 1476 г. Большинство литийных крестов (ок. 200), сохранившихся гл. обр. во фрагментах, имеют визант. происхождение. Нек-рые из них (напр., бронзовый крест XII в. с изображением арх. Михаила; Исторический музей в Велико-Тырнове) были изготовлены в мастерских К-поля. Расцвет металлической пластики палеологовского искусства связывают с такими памятниками, как оклады икон Богородицы Елеусы (1310, собор Успения Богородицы Бачковского мон-ря), Одигитрии из Несебыра (1342, СНАМ), Одигитрии из Мелника (XIV в., СНХГ) и оклад Охридского Евангелия (XIV в., СНАМ). Одним из традиц. элементов украшения ставротек, окладов Евангелий и икон являлись ажурные диски сферической формы со сложным геометрическим плетеным орнаментом. Данный орнаментальный мотив использовался и в технике резьбы по дереву. Врата и трон Хрельо (оба - XIV в., НМРМ) и врата из ц. свт. Николая Болнички в Охриде (XIII-XIV вв., СНИМ) с символической декорацией, включающей фигуры львов, грифонов, фантастических животных и св. всадников, представляют собой шедевры искусства монументальной резьбы по дереву этой эпохи. В болг. храмах и музеях хранятся образцы визант. и балканских литургических тканей XIII-XIV вв., большая часть из них была произведена в имп. мастерских К-поля: плащаницы имп. Андроника II Палеолога одна из Охрида (нач. XIV в., СНИМ), другая из Бачковского мон-ря, вложенная Матеем и Анной (кон. XIV в., ЦИАМ), 3-я из приходского храма в г. Рила (кон. XIV в., ц. свт. Николая в Риле); 4-я янинского деспота Изауса и его супруги Евдокии Балшич (XV в., Исторический музей в Благоевграде). Из Охрида происходят 2 шитые пелены с изображением Богородицы Оранты, подаренные эпирским деспотом Феодором Комнином и его женой Марией Охридскому архиеп. Димитрию II Хоматиану (1216, СНИМ), и с изображением Распятия Христова (ок. 1295, СНИМ). XV - 1-я пол. XVIII в. I. Архитектура и монументальная живопись. Первые памятники поствизант.

http://pravenc.ru/text/149669.html

34. АЛЕКСЕЙ ЕФРЕМОВИЧ упоминается в посольстве 14З2 г. к Литовскому Князю Свидригайлу. 35. МАКАР упоминается того же года в том же посольстве. 36. ЮРИЙ ТИМОФЕЕВИЧ упоминается 1426 года в посольстве к Великому Князю Московскому и 14З1; в 1435 г. Степенным и в след. до 1461. Скончался 1465 в Монашестве. 37.ТИМОФЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ Поткин упоминается 1436 в послах к Великому Князю Московскому, и 146З г. 38. ФЕДОР ПАТРИКИЕВИЧ, упоминает. 1444 в послах в Ригу, в 1448 Степенным и в след. годах до 1456. З9. МАКСИМ ЛАРИОНОВИЧ упом. в 1444 и до 1464. Скончался в 1465 г. в Монашестве. 40. СТЕПАН ЮРЬЕВИЧ упоминается 1449 и в 1463 год. 41. СТЕПАН АРИСТОВИЧ, а по другим Афанасьевич, упоминается 1449 и 1459. 42. ЛЕОНТИЙ МАКАРЬИНИЧ упом. в 1456. 43. ЗИНОВИЙ МИХАЙЛОВИЧ упом. 1456 и в следующих годах. 44. АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ упоминает. 1458 и до 1476 года, в коем он скончался под Новгородом в походе. 45. ФЕДОР НИКИФОРОВИЧ, Степенный, упоминается в 1463. 46. ИГНАТИЙ ЛОГИНОВИЧ упоминает. в том же году. 47. ДОРОФЕЙ АЛФЕРЬЕВИЧ упоминается в том же году. 48. ИВАН АГАФОНОВИЧ упоминается тогда же и в следующих годах до 1470, в коем он убит. 49. ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ упом. 1463. 50. ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ упом. 1465. 51–52. ТИМОФЕЙ ВЛАСЬЕВИЧ, а по другим Лет. Васильевич Упомин. Степенными 1465 года и далее. СТЕФАН АФАНАСЬЕВИЧ 53. СТЕФАН АГАФОНОВИЧ, Степенный, в 1468 и далее. 54. ЯКОВ ИВАНОВИЧ Кротов 1470 и далее до 1485 г. 55. ЗИНОВИЙ СИДОРОВИЧ 1471 и далее. 56. МАКАРИЙ Пыхачев того же года. 57. АФАНАСИЙ ЮРЬЕВИЧ 1472. 58. НИКИТА ЛАРИОНОВИЧ тог. год. и 1478. 59. КОЗМА АНДРОНОВИЧ Тилкин того же год. и далее. 60. КОЗМА СЫСОЕВИЧ Ледович с 1473 до 1510 г. 61. ТЕРЕНТИЙ АНДРЕЕВИЧ того же г. 62. ЛЕОНТИЙ ТИМОФЕЕВИЧ (в 1475) 63. ВАСИЛИЙ ЛОГИНОВИЧ (в 1475) 64. ЕЛИСЕЙ АНИКЕЕВИЧ Каплин (в 1475) 65. СТЕПАН МАКСИМОВИЧ в 1476 и далее. 66. МОИСЕЙ ФЕДОРОВИЧ тогож. год. 67. ГАВРИЛА Картачев 1477; убит на Вече 1485 июня 13 возмутившимся народом. 68. МОИСЕЙ Сосонка тогож. год. 69. ФИЛИПП АНДРЕЕВИЧ Пукашов (1478 и далее) 70. АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ (1478 и далее)

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Сумбат (кон. VIII - нач. IX в.), Сахл (1-я пол. IX в.- ок. 853), Адарнерсе (ок. 853 - 3-я четв. IX в.), Григол Хамам (ок. 4-й четв. IX в.- 897; царь с 893). Цари Эрети: Адарнасе Патрикий (ок. 1-й четв. X в.), Ишханик Абу Абд аль-Малик (30-50-е гг. X в.), Иоанн Сенекерим (50-60-е гг. X в.). Цари Кахети-Эрети: Квирике III Великий (1014-1037/39), Гагик (1037/39-1058), Ахсартан I (1058-1084), Квирике IV (1084-1102), Ахсартан II (1102-1104). Цари К.: Георгий I (1466-1476), Александр I (1476-1511), Георгий II (1511-1513), Леван (1520-1574), Александр II (1574-1601, 1602-1605), Давид I (1601-1602), Теймураз I (1606-1616, 1634-1648; царь Картли и Кахети в 1623-1632), Ростом (царь Картли и Кахети в 1648-1656), Арчил II (1664-1675), Давид II (Имамкули-хан) (1703-1722), Константин II (Махмадкули-хан) (1722-1733), Теймураз II (1733-1744), Ираклий II (1744-1762). Ист.: Караулов Н. А. Сведения арабских писателей IX и X вв. по Р. Х. о Кавказе, Армении и Адербейджане: VIII. Мас " уди//СМОМПК. 1908. Вып. 38. С. 30-61; Кекелидзе К. К истории груз. культуры в эпоху монг. господства// о н же. Этюды. 1945. Т. 2. С. 314-324; Барнавели Т. Надписи ист. памятников Кахети. Тбилиси, 1961 (на груз. яз.); Иованнес Драсханакертци. История Армении/Древнеарм. текст с груз. пер. Е. Цагареишвили. Тбилиси, 1965 (на груз. яз.); Книга посланий/Пер. с древнеарм.: З. Алексидзе. Тбилиси, 1968 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. История царства Грузинского//КЦ. 1973. Т. 4 (на груз. яз.); Грузинские док-ты IX-XV вв. в собр. Ленинградского отд. Ин-та Востоковедения АН СССР/Пер., коммент.: С. Какабадзе. М., 1982; Тимофей (Габашвили), еп. Путешествие//Грузинская проза. Тбилиси, 1983. Т. 5. С. 455-561 (на груз. яз.); Корпус груз. ист. док-тов/Сост.: Т. Енукидзе, В. Силогава, Н. Шошиашвили. Тбилиси, 1984. Т. 1: Груз. ист. док-ты IX-XIII вв. (на груз. яз.); Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк/Пер. с древнеарм.: Л. Давлианидзе-Татишвили. Тбилиси, 1985 (на груз. яз.); Иоанн Багратиони. Описание Картли и Кахети/Сост.: Т. Енукидзе, Г. Бедошвили. Тбилиси, 1986 (на груз. яз.); Басилий Эзосмодзгвари. Жизнь царицы цариц Тамар//Картлис цховреба: История Грузии. Тбилиси, 2008. С. 303-330; Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала//Там же. С. 75-137; Жизнь царя царей Давида//Там же. С. 181-211; Исторические док-ты Гареджи XIII-XVIII вв./Сост.: Д. Ломидзе, М. Чумбуридзе, З. Схиртладзе. Тбилиси, 2008. Т. 1 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/1683949.html

86 Рафаил Ι – Константинопольский Патриарх сербского происхождения, занимавший кафедру в 1475–1476 гг. 87 Евгений II – Константинопольский Патриарх болгарского происхождения, занимавший кафедру в 1475–1476 гг. 88 Хрисанф (Манолеа) – Патриарх Константинопольский (1824–1826), родившийся в Македонии, в деревне Като Грамматико Пеллас. 93 Δ´ κκλησας Ρωσσας//Εγγραφα πατριαρχικ κα συνοδικ περ το Βουλγαρικο ζητματος (1852–1873). Σ. 208–214, особо σ. 210. 105 Данный чин служился перед началом Собора и каждого из соборных заседаний. См.: Ibid. Σ. 97–102. 106 Ознакомительный перевод выполнен по: Ibid. Σ. 102. Ср.: Analecta hymnica graeca. Canones Julii. 11, canon XVII (1). In sanctam Euphemiam martyrem et in definitionem fidei Chalcedonensem//Analecta hymnica graeca e codicibus eruta Italiae inferioris/ed. A. Acconcia Longo, G. Schirò. Vol. 11. Roma, 1978. P. 193 (L. 199–204), 203 (L. 391–397, 398–404). 205 (L. 458–465), 205–206 (L. 474–481), 208–209 (L. 549–557). 107 Сам он, как видно из его письма 4976) накануне второго заседания Собора, был крайним противником Болгарского Экзархата. В данном письме он ясно обвинил болгар в «ереси этнофилетизма» (Πρακτικ τς γας κα Μεγλης Συνδου Σ. 31). 113 Обсуждение добавления слов «в знании» (или «сознательно») см.: Πρακτικ τς γας κα Μεγλης Συνδου Σ. 75–82. 120 См.: Теплов В. А. Греко-болгарский церковный вопрос по неизданным источникам. Санкт-Петербург, 1889. С. 120–121. 121 Часть документа в русском переводе будущего священника Георгия, на тот момент Юрия Максимова, см.: Максимов Ю. (2007 г.). Фрагментарный перевод деяний собора 1872 г. URL: 123 Выражение «в области Вселенского Престола» указывает на то, что представители Константинопольского Патриархата воспринимали болгарский церковный вопрос как свой внутренний, внутриюрисдикционный. Однако у этого вопроса была огромная предыстория (древняя Болгарская Церковь , Охридская архиепископия). Без учёта этой предыстории было проще призвать болгар к подчинению. Однако сами сторонники болгарского национально-церковного возрождения прекрасно помнили о своей истории и ставили настоящее в прямую связь с прошлым.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Епархия была восстановлена основоположником кахетинской династии Багратиони царем Георгием I (1466-1476); разрушенный храм св. Георгия был восстановлен его преемником, груз. царем Александром I (1476-1511). Первенствовавшая в царстве Кахети, А. е. попыталась выйти из-под власти Мцхетского Католикосата , однако сепаратистские стремления Алавердских епископов вовремя пресекались Католикосами-Патриархами всея Грузии Давидом V , Доментием I и Николаем VII (Бараташвили) . В 1616 г. Алаверди был разрушен и ограблен вторгшимися войсками иран. шаха Аббаса I, сам мон-рь персы превратили в крепость. В сер. XVII в. территория А. е. была заселена тюрк. племенами. После восстания в Кахети в 1660 г. удалось избавиться от тур. засилья, но нанесенный ущерб был так велик, что епархия была восстановлена лишь к кон. XVII в. Вскоре Алаверди был снова разорен лезгинами. На рубеже XVII-XVIII вв. в границах Алавердского мон-ря возник жен. мон-рь во имя Хахульской иконы Богоматери . В правление царя Ираклия II (Багратиони) (1744-1798) Католикос-Патриарх всея Грузии Антоний II (Багратиони) совмещал и полномочия Алавердского епископа, что сильно способствовало хозяйственно-экономическому укреплению епархии. К 1811 г., когда автокефалия Грузинской Церкви была упразднена и епархии Вост. Грузии вошли в состав Грузинского Экзархата РПЦ , в А. е. числилось 113 церквей, ей принадлежали 342 двора крепостных крестьян. Территория А. е. в 1811 г. была соединена с Кахетинской епархией и переименована в Алавердскую и Кахетинскую, 30 авг. 1814 г.- с Телавской епархией и переименована в Телавскую и Алавердскую с кафедрой в г. Телави, в 1818 г.- с образованной в 1792 г. Бодбийско-Сигнахской епархией. 18 дек. 1828 г. А. е. была упразднена. 1 марта 1886 г. было образовано Алавердское вик-ство , включившее территорию А. е. В 1912 г. А. е. была вновь восстановлена. В 20-е гг. XX в., во время гонений на правосл. Церковь, А. е. была упразднена и восстановлена в 40-е гг., что, возможно, связано с изменившейся политикой гос-ва по отношению к Церкви во время Великой Отечественной войны.

http://pravenc.ru/text/63980.html

Заостренная форма киля неоднократно повторена в абрисе диагональных кокошников в основании звонницы, в ее архивольтах и контурах перспективных порталов. Вертикальные жгуты в декорации апсид объединены наверху гирляндой с фигурным резным навершием. Цоколь сложного профиля украшен лентой пальметт. Верх барабана и четверик храма ниже пят закомар опоясывает трехчастный терракотовый фриз с балясником и двумя рядами красных, частично поливных плит зеленого и охристого тонов с рельефным растительным орнаментом. Наружное убранство дополняет роспись, помещенная в средней закомаре северного и в круглом киоте западного фасада. Темный интерьер почти лишен верхнего света. В нем своеобразны столбы, квадратные со скошенными углами, несущие повышенные подпружные арки. Своды коробовые. В пределах боковых нефов имеется алтарная преграда. Первоначальная стенопись " по указу Патриарха Никона " 1655 г., возобновленная в 1778 г., заменена в 1866 г. масляной живописью по новой штукатурке, неонократно поновлялась в XIX- начале ХХ вв. Иконостас розового дерева с художественными мотивами XVII в., выполнен И.М.Малышевым. Пол из каменных плит. В храме хранятся мощи прп. Антония Радонежского (ск. 1877, наместник лавры с 1831 по 1877 гг.). Церковь Сошествия Святого Духа в комплексе " Монастырь Троице-Сергиева лавра " является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. 176). По материалам Каталога " Памятники архитектуры Московской области " , т.2. М., Стройиздат, 1999 г. Кирилл Аминов. 08 апреля 2015 г. Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (Духовская церковь, 1476-1477 г. г.) Вторая каменная церковь монастыря возводилась в 1476-1477 гг. к северо-востоку от Троицкого собора. Она расположена на месте более ранней деревянной Троицкой церкви, поставленной игуменом Никоном около 1412 г. при восстановлении разоренного во время набега хана Едигея монастыря. Храм строился псковскими мастерами, приглашенными в Москву великим князем Иваном III.

http://sobory.ru/article/?object=06565

31 янв. 1465 г. в Бирштанах М. добился от кор. Казимира IV Ягеллончика возвращения в состав владений Смоленской епископии ее старинного имения Прости ( Rutkowska G. Itinerarium króla Kazimierza Jagielloczyka 1440-1492. S. 202), к-рое между 28 сент. 1395 г. и нач. 1396 г. литов. вел. кн. Витовт, «розгневався на первого владыку» (т. е. свт. Михаила ), отнял у нее и позднее отдавал в держание местным боярам и местичам, а «в казну и в посребничого деи не давали» (Lietuvos Metrika. Kn. Nr. 3 (1440-1498). Urašymu kn. 3/Par.: L. Anuyte ir A. Baliulis. Vilnius, 1998. С. 43-44). После несостоявшейся унии в ВКЛ митр. Григорий в февр. 1467 г. получил грамоту от К-польского патриарха Дионисия I , признавшего его единственным законным митрополитом на Руси, а в 1469 г. добился благословения от К-польского патриарха Симеона I . Это мешало планам римской курии и кор. Казимира IV Ягеллончика о подчинении правосл. епархий и их архиереев папской власти ( Chodynicki. 1934. S. 65). В 1470 г. впервые за 20 лет из Вильно через Полоцк и Витебск король приехал в Смоленск ( Rutkowska G. Itinerarium króla Kazimierza Jagielloñczyka, 1440-1492.//Itineraria Jagiellonóv. Warsz., 2014. S. 227). Возможно, что здесь Казимир IV провел переговоры с М., как с буд. преемником митр. Григория. В историографии иногда неточно относят время занятия М. Киевской кафедры к 1474 г. ( Строев. Списки иерархов. 34. Стб. 3; 14. Стб. 589), ко времени до 1476 г. ( Chodynicki. 1934. S. 66) или к 1476 г. ( Mironowicz. 2001. S. 320; 2003. S. 192, 291). Но вполне вероятно, что Смоленский архиерей занял ее почти сразу после смерти зимой 1472/73 г. Киевского митр. Григория. В Москве, по-видимому, учитывая поведение М. в 60-х гг. XV в., всерьез даже не рассматривали его кандидатуру после смерти митр. Московского Филиппа I , когда еще в 1472 г. наметилось новое сближение между папским двором, кор. Казимиром IV Ягеллончиком и вел. кн. Иоанном III. В апр. 1473 г. в Москве Собором рус. архиереев новым митрополитом Московским и всея Руси был избран свт. Геронтий . В это же время в Вильно состоялась встреча правосл. архиереев ВКЛ с папским легатом еп. Аяччо Антонио Бонумбре, возвращавшимся из Москвы в Рим после свадьбы (12 нояб. 1472) вел. кн. Иоанна III и вел. кнг. Софии (Зои) Палеолог . С легатом епископы и представители разных слоев правосл. знати отправили свое «писание», обращенное к папе Римскому Сиксту IV ( Chodynicki. 1934. S. 65-66).

http://pravenc.ru/text/2563368.html

6. 86. Стб. 643)). Игумены должны были побудить правосл. духовенство, князей и панов не принимать поставленного в Риме Киевского митрополита-униата Григория и сохранить верность Московскому митрополиту. Возможно, участие в такой миссии было связано с более ранними поездками К. и говорит о доверии к нему Василия II и митр. Ионы. Посольство посетило Киев, где игум. Вассиан получил вклад для Троице-Сергиева мон-ря. Когда Вассиан стал Ростовским архиепископом, былые контакты с ним, видимо, способствовали смягчению противоречий между Белозерским монастырем и Ростовской кафедрой, 5 марта 1468 г. архиепископ освободил от пошлины церкви в Романовой слободке (АСЭИ. Т. 2. С. 116. 183). Согласно «Сказанию о Спасо-Каменном монастыре», в благодарность за службу Василий II отпустил К. из Белозерского мон-ря «в пострижение его на Каменое» (Сказание Паисия Ярославова. 2005. С. 42). В этом фрагменте «Сказания…» хронологическая неувязка, поскольку Василий II скончался в 1462 г., а К. оставался игуменом Кириллова Белозерского мон-ря до 1470 или 1471 г. и какое-то время после своей отставки еще находился в обители, что подтверждается грамотой преемника К. игум. Игнатия: «Се яз, игумен Игнатей Кирилова монастыря, поговоря з братьею, с игуменом с старым с Касьяном... выменил есми» (АСЭИ. Т. 2. С. 139. 215, 1471-1475 гг.). По-видимому, со сменой настоятелей была связана выдача 6 дек. 1471 г. неск. грамот игум. Игнатию на вологодские владения Белозерского мон-ря (Там же. С. 122-129. 191-199). В «Сказании о Спасо-Каменном монастыре» сообщается, что К. постриг в монашество прп. Иоасафа Каменского (в Житии прп. Иоасафа его постриг отнесен к 1452 г., а преставление - к 1457 г., в это время К. был игуменом Кириллова мон-ря). В «Сказании…» кончина К. отнесена ко времени между преставлением прп. Иоасафа и пожаром в Спасо-Каменном мон-ре 3 сент. 1476 г. Если К. жил в Белозерском мон-ре до 1471-1475 гг., то скончался в Спасо-Каменном мон-ре, видимо, незадолго до 3 сент. 1476 г. Голубцов считал, что К.

http://pravenc.ru/text/1681245.html

Между тем скупая история передала потомству только самые скудные и отрывочные сведения о жизни и личности Мученика Святителя. Позволительно надеяться, что напоминание этих хотя бы скудных сведений о Святителе Макарии в годовщину его смерти не покажется лишним и, быть может, натолкнёт людей сведущих на более обстоятельное исследование его истории. Летописные повествования не содержат известий о годе и дне рождения св. Макария, но с вероятностью можно предположить, что он родился не ранее второй половины XV века. Происходя от православных родителей, дворян Литвы, св. Макарий ещё в молодости принял монашество и при Киевском митрополите Симеоне (1481–1488 г.) —188— получил сан архимандрита со званием настоятеля Виленского Свято-Троицкого монастыря. Время архимандритства Макария было временем начавшейся уже латинской пропаганды среди православных и совращения в латинство нетвёрдых в вере сынов Православной южнорусской Церкви. Вот почему униатские писатели, ссылаясь на тот факт, что в 1476 году известная грамота к папе Сиксту IV была подписана вместе с другими русскими и неким Виленским Троицким архимандритом Макарием, – хотят видеть в последнем будущего митрополита св. Макария. Но это пятно совсем незаслужено св. Макарием. Во-первых, ничем не доказано, что он был архимандритом в год подписания упомянутой грамоты и что, как в это время, так и в последующее не было в Вильне в Троицком монастыре другого архимандрита Макария. Во-вторых, сам Св. Макарий, будучи уже митрополитом говорил виленцам: „дети милые, я тот (Троицкий) монастырь держал от Симиона митрополита“, а известно, что Симеон был митрополитом в 1481–1488 гг., т. е. в промежуток времени, наступивший только через несколько лет после подписания изменнической грамоты (1476 г.) 1117 . Св. Макарий не только не был униатом, но несомненно, прославился между своими единоверцами особенной твёрдостью веры, так как после смерти митрополита Ионы Глезны, которую нужно отнести к 1494 году 1118 , был „возведён на митрополичье место“ и „наречён митрополитом Киевским“. В 1495 году наречённый митрополит, архимандрит Макарий, был рукоположен собором литовско-русских иерархов в сан епископа-митрополита. „Собрались тогда епископы“ – говорится об этом в летописи, – „Владимирский Вассиан, полоцкий Лука, туровский Вассиан, луцкий Иона и поставили архимандрита Макария…, митрополитом Киеву и всей Руси, а к патриарху за благословением послали“ 1119 ...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010