в 1661 г.), на переднике вставлена полоса с шитыми золотными нитями крестами в кругах и растительным орнаментом внизу, близкими к таким же на переднике и подоле покрова «Митрополит Петр». Это обстоятельство дает возможность предположить, что данный фрагмент принадлежит несохранившемуся покрову с изображением митрополита Алексия, выполненному в великокняжеской мастерской в первой четверти XVI в. Как выяснила И. И. Вишневская, саккос, сшитый из французской ткани XVII в., включил в себя фрагменты произведений XVI и XVII вв., по-видимому, пострадавших от многочисленных пожаров и хранившихся в Чудовом монастыре (гробница Морозова находилась здесь же). Затем в XIX в. саккос был передан в храм Христа Спасителя, откуда вернулся в Кремль в 1931 г. См.: Вишневская 1998. Принадлежность передника этого саккоса к более древнему произведению подтверждает и отметка в монастырской описи – «передник старинного шитья» (Опись Чудова монастыря 1813, л. 58 об.). 437 Покров обнаружен в серебряной раке митрополита Ионы при освидетельствовании его мощей представителями духовенства 18 февраля 1993 г. (Акт поступления 37; протокол фондовой комиссии 224 от 1 июня 1993 г.). 438 Епископ Рязанский (1431), затем митрополит Киевский и всея Руси (1447–1461), Иона был избран собором русских святителей, что послужило началом автокефалии русской церкви. Играл значительную роль в политической жизни Руси. Похоронен в Успенском соборе Московского Кремля. Обретение мощей и начало почитания – 1472 г., канонизирован в 1547 г. Почитался наравне с митрополитами Петром и Алексием как защитник Москвы и Русского государства. 440 «Подобием весьма стар и сед, брада покороче Власиевы, на конец мало подвоилась, на главе шапка святительская, риза крестечная празелень, святительской саккос, во омофоре, в руне Евангелие» (Филимонов 1876. С. 308). 441 Акт от 26/ІV 1920 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1920 г., д. 4, л. 4. Поступил в Патриаршую ризницу в 1890-х гг. (см.: Там же, ф. 21, 1893–1989 гг., д. 28, л.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

О значении нового порядка ставления наших митрополитов для нашей церкви мы скажем ниже. В лице св. Ионы, поставленного в самой России, митрополиты наши заняли высшее положение, нежели какое имели они прежде, – стали (фактически) митрополитами автокефальными, в соответствие автокефальным архиепископам греческим. Как первый таковой митрополит, св. Иона позаботился о внешней своей представительности. На своём дворе он поставил палату каменную с домовой или крестовой в ней церковью Ризположения Пречистыя Богородицы 1055 ; свой кафедральный Успенский собор он украсил иконами в золотых и серебряных ризах с драгоценными каменьями, дорогими паникадилами, амвоном и позолоченными входными вратами (корсунскими), а богослужение в нём сделал более торжественным через умножение хора его певцов (певчих) и числа чтецов 1056 . [Так как Никоновская летопись говорит, что уже в 1432 Василий Васильевич был посажен послом хана на великое княжение «у Пречистыя у Золотых дверей», – V, 111: то, может быть, свидетельство «Слова избранного» нужно понимать так, что Иона реставрировал врата (двери), сделанные кем-то из его предшественников.] После 12-летнего с месяцами управления митрополией св. Иона скончался 31 Марта 1461 года 1057 в глубокой старости, ибо всего в сане епископском пребывал более 30 лет. В. 1 Софийской летописи читаем запись об его преставлении: «в лето 6969, месяца Марта в 31, преставися пресвященный Иона митрополит киевский и всея Руси; бе же тогда зрети лице его не яко же бе обычай мертвым, но яко спящу показуяся за великое и преславное его житие, якоже слышахом о нём, еже от юности, якоже древнии святии отци» 1058 . В самый год смерти св. Ионы архиепископ новгородский Иона возревновал прославить его память каноном, который и написал по его поручению живший тогда в Новгороде известный творец канонов и житий Пахомий Сербин, «ведяше бо, – говорится в житии его – Ионы новгородского, – его добродетели, сего ради и память его каноны почте равно со святыми» 1059 . В 1472 году, по случаю перестройки московского Успенского собора, были обретены нетленными мощи св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Введение церковной унии в западнорусских епархиях вызвало недовольство православной паствы. В середине 60-х годов униатский митрополит Киевский Григорий Болгарин стал искать пути воссоединения с Православной Церковью. В 1467 году он вместе с подведомственными ему епископами воссоединился с православием, перейдя в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Патриарх Дионисий I принял Григория в сане митрополита и преподал ему свое благословение. Патриарх желал, чтобы власть митрополита Григория была распространена и на епархии Северо-восточной Руси, или хотя бы на Новгород. Эта позиция вызвала резкое неприятие в Москве. Патриаршее послание, посвященное этому вопросу, показывает неосведомленность патриарха о реальной ситуации на Руси. Так, он полагал здравствующим митрополита Иону, почившего еще в 1461 году. Митрополичий престол в это время в Москве занимал уже третий автокефальный митрополит – святитель Филипп I, по национальности грек. Отношения между Москвой и Константинопольским Патриархатом были нормализированы при преемниках Дионисия I. В 1472 году митрополит Григорий Болгарин скончался. После его смерти Киевская митрополия продолжала существовать как митрополия Константинопольского Патриархата. Митрополиты пребывали в Новогрудке, затем в Вильне, а в XVII веке – в Киеве.   Отношения между Москвой и Православным Востоком после разделения Киевской митрополии После разделения митрополии Киевской и всея Руси отношения митрополии Московской с Вселенским Православием не прекратились. Особенно активно развивались отношения со Святой Горой Афон. Патриарх Иерусалимский Иоаким в начале 60-х годов XV века, ввиду тяжелого финансового положения Иерусалимской Церкви, решился отправиться на Русь за сбором пожертвований. По дороге он заболел и скончался в Кафе (в Крыму) в конце 1463 или в начале 1464 года. «Перед смертью он составил грамоту с описанием бедствий Иерусалимской Православной Церкви и просьбами о помощи». Грамоту привез в Москву племянник почившего патриарха протосинкелл Иосиф. В привезенной им грамоте содержалась также просьба патриарха о хиротонии его в митрополиты Кесарии Филипповой. Сохранилась настольная грамота от 4 апреля 1464 года, данная Иосифу при поставлении в митрополиты митрополитом Московским Феодосием. В ней «говорится, что прежде своего поставления Иосиф произнес православное исповедание веры, что он всячески отрекся Флорентийского Собора, отверг вконец все его богоненавистные и нечестивые предания и что все учение Исидора и ученика его Григория «мерзостно ему вменися». «И того ради», говорит настольная грамота, «обретохом его православна и честна старца и разумна человека, могуща снабдети и устроити и украсити престол кесарийския церкви божественным учением, по преданию св. апостол, и исправляти все священное и Божие исполнение». С богатыми дарами митрополит Иосиф был отправлен в Палестину.

http://bogoslov.ru/article/4060465

С Афона приходили к нам не одни книги, но и духовные мужи, которые, оставаясь в России, приносили пользу Русской Церкви своим служением. В княжение Димитрия Иоанновича Донского прибыл в Москву святогорский инок Дионисий. Получив от В. Князя монастырь Спасокаменский, он строгою жизнью привлёк к себе множество иноков; ввёл в своей Обители устав Св. Горы; украсил церковь иконами и книгами. Из его обители вышли потом основатели новых монастырей: преподобные: Дионисий Глушицкий и Александр Куштский. При В. Князе Василии Димитриевиче, Дионисий возведён на кафедру ростовскую, которую и занимал около 7 лет 144 (1418–1425). В половине XV стол. прибыл к нам с Афона священноинок Пахомий Серб, оставивший по себе память сочинением многих жизнеописаний русских Святых и многих канонов. Главное его местопребывание в России должно полагать в Сергиевой Лавре. Здесь он описал, или, точнее, сократил пространное жизнеописание пр. Сергия, составленное пр. Епифанием, и дополнил повествованием о дальнейших чудесах Пр. Сергия 145 . Отсюда он путешествовал в Новгород, где, по просьбе тамошнего архиепископа Ионы (1459–1470), писал житие пр. Варлаама Хутынского и канон ему с похвальным словом, также канон пр. Онуфрию; потом житие и канон св. Княгине Ольге, пр. Савве Вишерскому, св. Евфимию Архиепископу Новгородскому; канон св. Ионе митрополиту Киевскому 146 , и два канона в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы 147 . Возвратившись из Новгорода в Москву, по поручению митрополита Феодосия (1461–1464) и В. Князя Василия Васильевича (1462), он отправился в Кириллов Белозерский монастырь, чтоб на месте собрать сведения о жизни основателя сей обители. Плодом сего путешествия было жизнеописание пр. Кирилла. Потом, когда обретены были мощи св. Ионы и перенесены мощи Св. Петра на другое место в новоустрояемом Успенском соборе в Москве (1472 г.), Пахомий, по поручению В. Князя Иоанна Васильевича и Митрополита Филиппа, описал это событие и написал два канона на установленные по сему случаю праздники (1 июля) 148 . Сверх того, Пахомием написаны ещё каноны Стефану Пермскому, Петру и Февронии Муромским 149 , два канона Пр. Сергию Радонежскому, канон Пр. Никону, и житие Св. Алексия Митрополита 150 . Таким образом Пахомий в пятнадцати канонах и нескольких житиях прославил память многих Святых Русской Церкви 151 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Церкви Римским папам. Возвращаясь из Флоренции в Москву, Исидор в течение 1440 г. беспрепятственно посетил земли ВКЛ, проповедуя унию. В авг. того же года, посетив Вильно, он столкнулся с неприязненным отношением к унии со стороны местного католич. духовенства, считавшего, что папа Евгений IV на Флорентийском Соборе сделал слишком большие уступки православным. По приезде в Москву Исидор был заточен в Чудовом мон-ре. Бежав оттуда, он вновь оказался в ВКЛ, побывал в Новогрудке и др. местах, однако его проповедь унии не имела успеха, и Исидор удалился в Италию. Свт. Иона, митр. Московский. Покров. Сольвычегодск. 1657 г. (ГММК) Свт. Иона, митр. Московский. Покров. Сольвычегодск. 1657 г. (ГММК) В 1448 г. Собором епископов Сев.-Вост. Руси, осудивших греч. Церковь за заключение Флорентийской унии, в митрополита Киевского был возведен Рязанский еп. свт. Иона († 1461). В 1451 г. свт. Иона был признан польск. кор. Казимиром Ягеллончиком (1440-1492), к-рый являлся также вел. князем литов. Специальной грамотой он разрешил свт. Ионе управлять правосл. епархиями в западнорус. землях. В продолжение последующих 8 лет свт. Иона был единым митрополитом и для Московской, и для Литовской Руси. Ситуация изменилась в 1458 г., когда под влиянием ухудшения отношений с Москвой Казимир лишил митр. Иону права управления западнорус. епархиями и принял на его место присланного из Рима униатского митр. Григория Болгарина († 1472), ученика Исидора. С поставлением на Киевскую кафедру Григория Болгарина произошло разделение Русской Церкви на 2 митрополии: Московскую и Западнорусскую (Литовскую) с резиденцией, находившейся первоначально в Новогрудке (кафедральный храм св. Бориса и Глеба). В состав новой митрополии вошли все правосл. епископии ВКЛ, в т. ч. белорус.: Полоцкая, Смоленская (до 1514) и Туровская. Часть белорус. земель - Новогрудок, Слуцк, Гродно, Минск - была включена в состав Митрополичьей епархии. Признанный кор. польск. и вел. кн. литов. Казимиром IV, Григорий Болгарин был признан и епископами литов.

http://pravenc.ru/text/77856.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССИАН (кн. Патрикеев Василий Иванович, по прозвищу Косой или Кривой; † после 4.03.1532, Иосифов Волоцкий в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь), военачальник, боярин, впосл. монах, канонист, писатель-публицист. Родоначальником князей Патрикеевых был Патрикий Наримантович, внук вел. кн. Литовского Гедимина , в кон. XIV в. принятый в Вел. Новгороде в качестве служилого князя, в 1408 г. выехавший в Москву, где был встречен с почетом. Его сын Юрий был женат, согласно Медоварцевской редакции «Сказания о князьях владимирских» и сопровождающей его Литовской летописи, на сестре Московского вел. кн. Василия I Димитриевича Анне (род. 8 янв. 1387). (По данным др. редакций «Сказания» и по сообщениям родословных книг, Анна была сестрой вел. кн. Василия II Васильевича , что менее вероятно, т. к. сестра последнего, также Анна, была супругой визант. царевича Иоанна VIII Палеолога , ставшего уже после ее смерти императором.) В. И. Патрикеев, внук Юрия, следов., приходился вел. кн. Василию III Иоанновичу троюродным дядей, а не братом и был, бесспорно, старше его (в 1489 командовал войсками, когда княжичу Василию было 10 лет). Князья Патрикеевы были сподвижниками московских вел. князей, сторонниками их политики, к кон. XV в. вошли в число знатнейших боярских родов. Отец В. кн. И. Ю. Патрикеев (боярин уже в 1461-1462) был московским наместником (с 1472 вплоть до опалы в 1499), в 1492 г. в его доме жил вел. кн. Иоанн III Васильевич с семьей (в связи со строительством нового великокняжеского дворца). В. И. Патрикеев принимал участие в важных политических, дипломатических и военных мероприятиях. В 1491 г., во время конфликта Иоанна III с удельными братьями, в день ареста в Москве кн. Андрея Васильевича, Патрикеев был послан в Углич за его детьми с приказанием их «поимати и посадити за приставы», что и было выполнено. В 1497 г. вместе со своим отцом и великокняжеским дьяком Ф. В. Курицыным принимал участие в оформлении юридического акта, фиксирующего отвод земель при размене (разъезде) вел. кн. Иоанна III и волоцких удельных князей Федора и Ивана Борисовичей. Возможно, при разборе нек-рых земельных тяжб был судьей высшей инстанции, выносившим приговор по докладу судей низшей инстанции.

http://pravenc.ru/text/149879.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАССИАН (ПАТРИКЕЕВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Вассиан (Патрикеев) (+ после 1532), князь,  монах , канонист, писатель-публицист, один из центральных участников движения нестяжателей В миру князь Патрикеев Василий Иванович, по прозвищу Косой или Кривой. Родоначальником князей Патрикеевых был Патрикий Наримантович, внук вел. кн. Литовского Гедимина, в кон. XIV в. принятый в Великом Новгороде в качестве служилого князя, в 1408 году выехавший в Москву, где был встречен с почетом. Его сын Юрий был женат, согласно Медоварцевской редакции " Сказания о князьях владимирских " и сопровождающей его Литовской летописи, на сестре Московского вел. кн. Василия I Димитриевича Анне (род. 8 января 1387) . В. И. Патрикеев, внук Юрия, следовательно, приходился вел. кн. Василию III Иоанновичу троюродным дядей, а не братом и был, бесспорно, старше его (в 1489 командовал войсками, когда княжичу Василию было 10 лет). Князья Патрикеевы были сподвижниками московских вел. князей, сторонниками их политики, к концу XV века вошли в число знатнейших боярских родов. Отец Вассиана кн. И. Ю. Патрикеев (боярин уже в 1461-1462) был московским наместником (с 1472 вплоть до опалы в 1499), в 1492 году в его доме жил вел. кн. Иоанн III Васильевич с семьей (в связи со строительством нового великокняжеского дворца). В. И. Патрикеев принимал участие в важных политических, дипломатических и военных мероприятиях. В 1491 году, во время конфликта Иоанна III с удельными братьями, в день ареста в Москве кн. Андрея Васильевича, Патрикеев был послан в Углич за его детьми с приказанием их " поимати и посадити за приставы " , что и было выполнено. В 1497  году вместе со своим отцом и великокняжеским дьяком Ф. В. Курицыным принимал участие в оформлении юридического акта, фиксирующего отвод земель при размене (разъезде) вел. кн. Иоанна III и волоцких удельных князей Федора и Ивана Борисовичей. Возможно, при разборе некоторых земельных тяжб был судьей высшей инстанции, выносившим приговор по докладу судей низшей инстанции.

http://drevo-info.ru/articles/13680338.h...

Множество чудес совершилось по молитвам угодника Божия. Многие исцеления совершались тайно, что свидетельствует о глубоком смирении Святителя даже после смерти. Глубокое почитание Первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле. Уже в 1327 году, всего лишь спустя полгода после его кончины, митрополит Петр был причислен к лику святых Собором русских архиереев во Владимире. А через 13 лет, в 1339 году, при святителе Феогносте он был причтен к лику святых собором в Константинополе. Святитель Петр стал первым канонизованным московским святым. У его гроба нарекались и избирались русские Первосвятители Таким образом, святитель Петр стал первым канонизованным московским святым. У его гроба князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы, митрополит Петр призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца, где нарекались и избирались русские Первосвятители. О святителе Петре постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у его гроба. В 1472 и 1479 годах совершалось перенесение мощей досточтимого митрополита. В память об этом событии установлены празднования – 5 (18) октября и 24 августа (6 сентября). Храм святителя Петра в Высоко-Петровском монастыре скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталия Г. 12 декабря 2023, 14:52 хоть бы правильно титул произносили, да в те времена митрополиты были или во Владимире или в Москве, но назывались - Киевскими (и всея Руси) и только с 1461 года - " Московскими " и всея Руси Марина 6 сентября 2017, 21:51 Святой Петр, молю заступись перед Господом нашим за р.Б. Андрея, Александра и Марину. Пошли нам душевного и телесного здравия! Во имя Отца И Сына и Святого Духа! Аминь!

http://pravoslavie.ru/73397.html

Отношение митрополита к патриарху и к московским государям Кроме содействия к расширению внешних пределов церкви, усиление Московского государства было полезно для церкви и потому, что она могла теперь опираться на силу гражданской власти с большей уверенностью, чем в прежнее время слабости государства. Но, с другой стороны, усилившееся государство, вследствие уже знакомого нам своего религиозного характера, теперь вполне проявило ту власть в церковных делах, начало которых мы видели в предшествовавшее время. Развитию этой власти не препятствовала даже и прежняя слабая зависимость митрополитов от иноземной власти патриарха. Со времени митрополита Ионы митрополиты постоянно уже поставлялись своими епископами и сами вполне сделались своими людьми в России. После этого все связи России с Грецией по церковным делам стали ограничиваться почти одними только благотворениями страждущим восточным церквам. Все более и более усиливавшаяся подозрительность русских к чистоте православия Греческой церкви побуждала, их даже нарочно отстраняться от слишком близких отношений к грекам. Около 1480 года в архиерейскую присягу было включено клятвенное обещание не принимать греков ни на митрополию, ни на епископии, как находящихся под властью неверного царя. Но понятно, что, сделавшись независимой от внешней, заграничной власти, русская иерархия должна была очутиться в большем подчинении своей местной государственной власти. Митрополиты при Иоанне III и Василии Преемник митрополита Ионы, кроткий и благочестивый Феодосий (Бывальцев) был поставлен на митрополию уже без сношения с Грецией. Также поставлялись и последующие митрополиты времен Иоанна IIÏ Филипп I (с 1464 г.), Геронтий (1472), Зосима (1491) и Симон (1495). При таком порядке замещения митрополичьей кафедры великий князь имел сильное влияние на выбор первосвятителей, не стесняемое уже ни влиянием Константинополя, ни влиянием ослабевших удельных князей. Отношения его к митрополитам выражались в прежних формах: русский первосвятитель призывался на княжеские советы, скреплял княжеские договоры, ходатайствовал за опальных и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

17. Луки Хрисоверга (1155–1169) двадцать одно постановление: а) определение, воспрещающее брак в 7-й степени кровного родства 1461 , b) том, воспрещающий клирикам вмешиваться в мирские занятия 1462 , с) определение, дозволяющее поставлять на игуменство из чужого монастыря в области патриарха, хотя бы уставом запрещалось быть игуменом постриженику чужого монастыря 1463 , d) определение, воспрещающее безобразный праздник нотариев 1464 , е) определение, отменяющее низложение епископа 11-ю епископами, если возможно было созвать большой собор, или собрать 12-ть 1465 , f) определение о том, чтобы не наносилось ущерба церкви от того, что предстоятелем ее сделано без согласия клириков и великого собора 1466 , h) определение о епитимье запрещения, наложенного на игумена, бывшего архиепископа, за то, что дал свидетельство против своего духовного сына (признавшегося ему во грехе) 1467 , g) определение об оставлении без последствий просьбы епископа Амиклейского, насильно постриженного по принуждению светской власти, за то, что названный епископ самовольно снова возложил на себя епископские одежды без соборного решения 1468 , і) определение о разрешении есть мясо одному благородному человеку, давшему себе неканоническую самовольную клятву не есть его по вторникам, и об уврачевании таковых епитимьей 1469 , к) определение о епитимье епископу, слишком скоро разрешившему от епитимьи вольного убийцу воина, на том основании, что епископам, хотя и дозволяется увеличивать или уменьшать канонические епитимьи, но не слишком 1470 , l) определение об адвокате-диаконе 1471 , m) определение о крещении пленных детей и агарян, хотя и заявивших, что они крещены в детстве у православных священников, но крещенных не по доброму расположению, а ради телесного врачевания, которое приписывалось христианскому крещению 1472 , n) определение о воспрещении клирикам постыдно-прибыльных занятий (мироварных заведений, бань, процессий врачей) 1473 , о) определение о трехдневном воздержании от жен пред причащением 1474 , p) синодальная записка об освобождении священников от казенных повинностей 1475 , q) определение о наказании монаха, не согласившегося разлучиться с незаконно-жившей с ним в брачном общении и явившегося на собор в воинской одежде 1476 , r) мнение о том, что не одинаковому наказанию должно подвергать архиерея, служившего в церкви, не имевшей престола, и архиерея, освятившего храм без мощей 1477 , s) определение о принятии отречения епископа Макры Феодула посредством пострижения, отмененное потом Михаилом Анхиалом 1478 , t) определение о не присвоении клириками церковных вещей 1479 , u) запрещение архиереям рукополагать священников и диаконов других епархий 1480 , и v) послание к Андрею Боголюбскому о невозможности сделать Владимир митрополией и о еписк. Несторе 1481 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010