Но Пахомий, исполнив несколько поручений святителя, отказался от исполнения других, несмотря на все его обещания, и возвратился «в Московския страны» . Побуждением к тому было, вероятно, состоявшееся повеление великого князя Василия Васильевича и нового митрополита Феодосия (следовательно, в 1461–1462 гг.), чтобы Пахомий отправился в Кирилло-Белозерский монастырь и собрал там сведения о преподобном Кирилле Белозерском для начертания жития его . Составлению этого обширного жития вместе с каноном преподобному, а может быть, и другим своим сочинениям, неизвестно когда написанным, Пахомий, вероятно, посвятил несколько последующих лет, в которые не встречаем никаких следов его. Только в 1472 г. он снова является пред нами «мнихом Сергиева монастыря» и пишет по поручению великого князя Иоанна III и митрополита Филиппа похвальное Слово святителю Петру, по случаю перенесения мощей его, и два канона ему, а потом составляет канон святому Стефану Пермскому «повелением» Пермского владыки Филофея (1472–1501) . Вообще же всех сочинений, написанных Пахомием в разных местах России как по поручению от властей, так, может быть, и по собственному желанию, известно до тридцати пяти, в том числе шестнадцать или даже, по некоторым догадкам, восьмнадцать церковных служб и канонов, девять житий, три особых сказания о святых, вошедшие потом в сокращенном виде или целиком в самые жития их, и четыре похвальных Слова. Впрочем, некоторые жития Пахомиевы написаны так, что их можно назвать и похвальными Словами, а некоторые похвальные Слова — так, что могут быть названы и житиями или вообще историческими сказаниями . единил в одно целое с своим, сокращенным, житием по обоим его редакциям с тем только различием, что в некоторых списках последней редакции, кроме двенадцати чудес, описанных и в списках первой, равно как и в пространном сказании, описаны еще три чуда, совершившиеся в мае 1449 г. Пахомиево житие преподобного Сергия имеет характер похвального Слова, которое читалось в обители на праздники в честь преподобного, как можно видеть из следующего приступа этого жития.

http://sedmitza.ru/lib/text/436002/

Период III. Разделение Русской Церкви на две митрополии (1461–1589 гг.). А. Московская митрополия Общий взгляд на состояние Московской митрополии по отделении от нее юго-западной В половине XV века вся Русская земля составила две большие государственные группы земель – восточную под управлением московских самодержцев и западную под властью литовско-польского правительства. Русская церковь тоже разделилась на две митрополии – Московскую и Киевскую. Московская митрополия, находившаяся под покровительством государства, успешно возрастала в своих пределах, украшалась внешним благолепием и вместе с государством, которое, успокоившись от внешних и внутренних бед, начало стремиться к усвоению плодов западной цивилизации, обнаружила внутри себя замечательное просветительное движение. В конце XVI века она возвысилась до степени самостоятельного патриархата. 1.Распространение веры В Пермском крае. Преподобный Трифон Вятский Мы видели, что владычество татар остановило успехи христианства на границах Казанского царства. Но, минуя татарские земли, христианство не переставало распространяться в Пермском крае. Его успехи сделались особенно заметны после покорения Перми, с 1472 года. Но еще долго церковь не могла вытеснить из пермских лесов остатков язычества, тем более, что само пермское духовенство не отличалось надлежащей ревностью к вере. В 1501 году митрополит Симон горько укорял его за небрежение к исполнению пастырских обязанностей и дурную жизнь; из его послания к пермичам видно, что незаконные браки, нарушение церковных уставов, даже открытое служение кумирам были обыкновенными явлениями в Перми и теперь, 100 лет спустя после проповеди святого Стефана. После завоевания Перми важной эпохой для всего края было поселение здесь Строгановых; кругом их богатых усольев начали возникать церкви и монастыри, между которыми замечательны по просветительному значению монастыри Пыскорский и Соликамский. Из Пыскорской обители вышел просветитель пермских вогулов и остяков Трифон Вятский. Проповедуя Христа, он дошел до места нынешней Перми, где сжег одно уважаемое дерево, около которого происходили языческие моления. Язычники едва не убили его за это, но многие, видя, что боги не наказали его за свою святыню, стали креститься; крестились даже семейства остяцкого и вогульского князей. Потом Трифон основал обитель на реке Чусовой, где жил 9 лет, продолжая свою проповедь до тех пор, пока его не прогнали соседние жители. После этого он ушел в Вятку, где основал Успенский монастырь (1580 г.), но, по неудовольствию братии на его строгость, скоро удалился и отсюда. С тех пор он вел долгую странническую жизнь, проповедуя христианство по берегам Камы и Вятки. Уже в глубокой старости он снова воротился в свою вятскую обитель, где и скончался в 1612 году. К концу XVI века, с покорением Сибири, христианству проложена была дорога и в эту обширную страну. Христианство на северном Поморье

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Но Пахомий, исполнив несколько поручений святителя, отказался от исполнения других, несмотря на все его обещания, и возвратился «в Московския страны». Побуждением к тому было, вероятно, состоявшееся повеление великого князя Василия Васильевича и нового митрополита Феодосия (следовательно, в 1461 – 1462 гг.), чтобы Пахомий отправился в Кирилло-Белозерский монастырь и собрал там сведения о преподобном Кирилле Белозерском для начертания жития его. Составлению этого обширного жития вместе с каноном преподобному, а может быть, и другим своим сочинениям, неизвестно когда написанным, Пахомий, вероятно, посвятил несколько последующих лет, в которые не встречаем никаких следов его. Только в 1472 г. он снова является пред нами «мнихом Сергиева монастыря» и пишет по поручению великого князя Uoahha III и митрополита Филиппа похвальное Слово святителю Петру, по случаю перенесения мощей его, и два канона ему, а потом составляет канон святому Стефану Пермскому «повелением» Пермского владыки Филофея (1472 – 1501). Вообще же всех сочинений, написанных Пахомием в разных местах России как по поручению от властей, так, может быть, и по собственному желанию, известно до тридцати пяти, в том числе шестнадцать или даже, по некоторым догадкам, восьмнадцать церковных служб и канонов, девять житий, три особых сказания о святых, вошедшие потом в сокращенном виде или целиком в самые жития их, и четыре похвальных Слова. Впрочем, некоторые жития Пахомиевы написаны так, что их можно назвать и похвальными Словами, а некоторые похвальные Слова – так, что могут быть названы и житиями или вообще историческими сказаниями. В Пахомиевом житии преподобного Сергия Радонежского надобно различать, во-первых, собственно житие и, во-вторых, сказание об открытии мощей преподобного и о последующих чудесах его. Первое не есть сочинение оригинальное, а есть только переделка того жития преподобного Сергия, которое прежде составлено было Епифанием Премудрым . Пахомий лишь сократил по местам, особенно в первой половине, а по местам (например, в статьях об изведении источника преподобным Сергием, о воскрешении отрока, о составлении общежития, о явлении преподобному Богоматери и др.) почти буквально переписал названное житие Епифаниево и некоторые сказания в нем опустил, другие переставил, не заботясь о хронологическом порядке, а третьи, немногие, даже изменил в подробностях.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Рубрики Коллекции Сегодня, 13 апреля, Церковь чтит память святителя Ионы, митрополита Московского 1 мин., 13.04.2024 Поделиться Святитель родился в благочестивой христианской семье в Галиче. Уже в 12 лет он принял монашеский постриг в одном из местных монастырей, откуда позднее перешел в московский Симонов монастырь. Однажды обитель посетил святитель Фотий, митрополит Московский. Увидев в пекарне уснувшего Иону, правая рука которого была согнута в благословляющем жесте, святитель Фотий благословил его, предсказав присутствовавшим великое будущее инока. Через несколько лет святитель Иона был поставлен епископом Рязани и Мурома, а спустя пять лет после кончины святителя Фотия, в 1436 году, был избран митрополитом Всероссийским. Посвящение святителя Ионы в митрополиты 15 декабря 1448 года по благословению Константинопольского Патриарха Григория III bnepbыe было совершено русскими архиереями в Москве. После вступления на митрополичий престол святитель Иона стал ревностно утверждать среди народа благочестие, словом и делом укрепляя в стране православную веру. В тоже время он продолжал нести и личные монашеские подвиги. За это Господь удостоил святителя даров чудотворения и прозорливости. При святом митрополите в Москве был построен храм в честь положения Ризы Пресвятой Богородицы в память чудесного избавления Москвы от татар, которое случилось в 1451 году. После смерти святителя Ионы в 1461 году при его гробе стали совершаться многочисленные исцеления. В 1472 году мощи святого были обретены нетленными и положены в Успенском соборе Кремля. В 1547 году Собор Русской Церкви установил празднование памяти святителя Ионы, а с 1596 года его память также почитается в соборе Московских святителей. Читайте также: Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/segodnja-13-aprelja-cerko...

Святитель Иона, архиепископ Новгородский Святитель Иона, архиепископ Новгородский , в миру Иоанн, рано остался сиротой и был усыновлен одной благочестивой вдовой, жившей в Новгороде. Она заботилась о воспитании мальчика и отдала его в школу. Блаженный Михаил Клопский, встретив однажды Иоанна на улице, предсказал, что он будет архиепископом Новгорода. Иоанн принял постриг в Отенской пустыни, в 50-ти верстах от города, был игуменом этой обители, откуда новгородцы в 1458 году избрали его в архиепископы, после смерти святого Евфимия . Святитель Иона пользовался большим уважением в Москве, и в его святительство московские князья не посягали на независимость Новгорода. Московский митрополит святой Иона (1449-1461) был другом новгородского святителя и хотел видеть его своим преемником. Архиепископ Иона построил первый на новгородской земле храм в честь Преподобного Сергия Радонежского (в 1463). Заботясь о возрождении преданий новгородской церковной старины, он вызвал в Новгород известного составителя житий святых Пахомия Логофета, который написал, на основании местных источников, службы и жития наиболее известных новгородских святых. К этому времени относится начало основания Соловецкого монастыря. Святитель Иона оказал большую помощь и содействие устройству обители. Преподобному Зосиме он выдал особую благословенную грамоту, по которой отдавал (вместе с мирскими властями Новгорода) во владение новой обители весь Соловецкий остров. После многих трудов святитель, чувствуя приближение своей кончины, написал духовную, завещая похоронить тело его в Отенской обители. 5 ноября 1470 года, причастившись Святых Таин, святитель отошел ко Господу. До наших дней дошло послание святителя к митрополиту Феодосию, написанное в 1464 году (РИБ, VI, 99). Житие святителя написано в виде краткой записки в 1472 году (издано в " Памятниках старинной русской литературы " , IV. СПб, 1862, сс. 27-35, а также в Великих Минеях-Четьих митрополита Макария, 5 ноября). В 1553 году, после открытия мощей архиепископа Ионы, составлено слово об этом событии, принадлежащее перу инока Зиновия Отенского. Особое сказание о чудесах святителя встречается в рукописях XVII века.

http://patriarchia.ru/db/text/912427.htm...

За свою святую жизнь получил от Бога дар прозорливости и чудотворений. Получив извещение о своей кончине, мирно почил 31 марта (13 апреля) 1461 г. При гробе святителя стали совершаться многочисленные исцеления. Его нетленные мощи были обретены 27 мая (9 июня) 1472 г. и положены в Успенском соборе Кремля. Святитель Филипп, Митрополит Московский, в миру Феодор, родился в 1507 году и происходил из знатного боярского рода Колычевых, занимавших видное место в Боярской думе. Мать его, овдовев, стала монахиней и основала в Москве Варсонофьевский монастырь. Будущий святитель Филипп жил сначала при дворе государя, но в 1537 году после участия в мятеже удельного князя Андрея Старицкого бежал в Соловецкий монастырь, где принял монашество. В 1548 году стал игуменом и среди духовенства выделялся суровым, непреклонным характером. В этом сане он ревностно заботился о благосостоянии обители в материальном, а больше — в нравственном отношении. Стремясь опереться на церковный авторитет, в 1565 году Иван Грозный предложил ему занять пост Митрополита. Филипп соглашался при условии отмены царем опричнины. Иван Грозный сумел уговорить Филиппа, чтобы тот не вмешивался в государственные дела, но зато получил право «советования» с государем, включавшее возможность «печалования» за опальных. В первое время святительства Филиппа (1567-1568 гг.) утихли ужасы опричнины, но так было недолго. Вскоре опять начались грабежи и убийства мирных граждан, Русь пришла в великое неустройство. Филипп несколько раз в уединенных беседах с царем старался вразумить его, но, видя, что убеждения помогают, решился действовать открыто, призвав Грозного к милосердию публично. Перед Великим постом царь в черной одежде опричника пришел к литургии в Успенский собор и просил митрополита Филиппа благословить его. Тот отказался, осудив самозванное иночество Грозного. Это очень разозлило царя. В ноябре 1568 года послушные царю иерархи на церковном Соборе признали Филиппа виновным в колдовстве и чародействе, что не соответствовало действительности. Через три дня на литургию в Успенский собор Кремля ворвались опричники, содрали с Филиппа ризы и с позором потащили вон из храма, посадили на повозку и повезли за пределы города. Московский народ, забыв о страхе, с плачем бежал за ним.

http://patriarchia.ru/db/text/53437.html

Васкнарва сегодня — это дачный поселок на границе Эстонии и России. Из Чудского озера устремляется река Нарова на север к Балтийскому морю. С высоты тридцатиметровой колокольни и купола храма пророка Божия Илии осеняют окрестности Христовым Благословением два осъмиконечных креста. В деревне более ста одноэтажных домов, но зимой лишь к нескольким из них протоптаны тропинки в снегу. Избы и особняки стоят на местах усадеб, уничтоженных в годы Второй мировой войны. Из более чем тысячного населения Васкнарвы на послевоенное пожарище вернулось чуть больше сотни погорельцев. Со времен Российской Империи сохранился лишь один кирпичный дом, в котором теперь расположились эстонские пограничники. Более тысячи лет тому назад великая христианская просветительница Святая равноапостольная княгиня Ольга в десяти километрах отсюда на Наровских порогах чуть не утонула. Здесь она собирала дань со своих подданных и в знак благодарности Богу за чудесное спасение поставила на правом берегу аршинный каменный крест. После отпадения от Церкви Христовой католические проповедники пытались поработить эти земли. С целью наступления на восток Папой римским в 1202 году был создан военизированный рыцарский орден, названный Ливонским. В 1242 году Святой благоверный великий князь Александр Невский защитил свою Новгородскую вотчину и остановил продвижение немецких рыцарей, а в деревне Олъгин Крест была освящена каменная церковь. Она простояла семь веков до 1944 года, пока не была разрушена потомками завоевателей — гитлеровскими войсками. После грандиозного крестьянского восстания 1343 — 1345 гг. поработители эстонского народа решили укрепиться на восточных рубежах. В 1349 году здесь, в Васкнарве, ливонцы построили деревянную крепость. Она простояла недолго, пока ее не сожгли рыбаки с противоположного берега. Однако на развалинах в 1427 году рыцари возвели каменный замок Нойшлюс. Уже в это время находившееся здесь русское поселение называется Сыренец. Несмотря на мирный договор с Ливонским Орденом 1461 — 1480 гг., в теократическом городе Дерпт (Тарту) его главой латинским епископом Андресом были утоплены в реке семьдесят два мученика, не пожелавшие отречься от Православной веры, во главе со священником Исидором. В том же 1472 году священномонахом Ионой и его бывшей супругой монахиней Вассой был основан Псково-Печорский монастырь. Они бежали, спасаясь от уничтожения, из Дерпта или Юрьева, основанного русским князем Юрием Долгоруким еще в XII веке. В 1492 году великий Московский князь Иван III построил крепость напротив ливонского замка в городе Нарва, чтобы предотвратить нашествие еретиков на православную землю.

http://pravoslavie.ru/1951.html

Первоиерарх Русской Церкви прославился и как великий святитель, и как известный политический деятель своего времени. Он активно участвовал в государственной жизни Московского княжества, содействуя князю Василию в объединении разрозненных русских княжеств в единое государство. Причем слово святителя имело большую силу, и его авторитет для князя Василия был непререкаем. Надо сказать, что, имея такое влияние на князя, митрополит Иона старался не слишком часто посещать княжеские покои, но если видели, что старец-митрополит отправился к князю, то было понятно, что стране грозит какая-то внутренняя или внешняя опасность. В спокойное же время святитель любил предаваться уединению и молитве. Это был великий подвижник, кроткий и незлобивый. Он прославился даром прозорливости и чудес. Святитель исцелял больных, он всегда заступался за обиженных и помогал неимущим, ревностно насаждал благочестие и искоренял дурные привычки и обычаи. Большую заботу проявлял святитель в отношении западнорусских епархий, старался своими посланиями и грамотами оградить в них Православие от влияния униатства. Вся жизнь святителя была целенаправленной и напряженной. Тридцать лет святитель Иона управлял Русской Церковью, охраняя ее независимость. 31 марта 1461 года митрополит Иона скончался. В год кончины владыки ему была уже написана служба известным агиографом Пахомием Логофетом. В 1472 году (через 11 лет) в Успенском соборе были открыты мощи святителя и установилось местное почитание и празднование ему. В 1547 году митрополит Иона был причислен к лику святых и ему было установлено торжественное общецерковное празднование 31 марта/13 апреля (в день кончины) и 27 мая/9 июня (день перенесения его мощей). В 1596 году патриарх Иов установил празднование святителю Ионе в Соборе Московских святителей – 5/18 октября. Церковное предание свидетельствует, что во время Отечественной войны 1812 года страшное видение ужаснуло французов у гробницы святителя Ионы: чудотворец предстал пред нею с поднятою, как бы грозящею рукой. Поэтому его серебряная рака и при ней подсвечник остались нетронутыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Составитель Жития святого Амвросия Медиоланского Павлин с удивлением рассказывает об открытии мощей мученика Назария: «Голова его, отрубленная нечестивыми, лежала столь целой и неповрежденной, с волосами на черепе и бороде, что казалось, будто бы она только что омыта и сегодня положена во гроб». Историк Созомен о мощах пророка Захарии говорит: «Несмотря на то, что пророк долго лежал под землей, он был найден неповрежденным: волосы были обриты, нос прямой, борода недлинная, глаза немного впалые и закрытые ресницами». В России мощи митрополита Ионы найдены были в 1472 году (чрез 11 лет после его кончины, последовавшей в 1461 году) в виде иссохшего тела, прилипшего к костям: «Мощи его обрели все целы и неразрушимы, прильпе бо плоть костем его и не двигнушася состави его» (Голубинский Е. Е. Указ. соч. С. 79, прим. 2). Особой известностью пользуются почивающие в г. Владимире мощи князя Глеба Андреевича (сына Андрея Боголюбского), что не опровергнуто и недавним освидетельствованием сих мощей гражданской властью (протокол осмотра не был освещен в печати). В большей или меньшей сохранности оказались и мощи святителя Иоасафа (Горленко) в Белгороде и святителя Феодосия в Чернигове (об освидетельствовании сих мощей гражданской властью ничего не известно). Все мы с благоговением взираем на обтянутую плотию кисть руки святого архидиакона Стефана (в Троицком соборе Сергиевой Лавры) и лобызаем ее. В протоколе об освидетельствовании мощей ярославских князей Феодора, Давида и Константина (тоже не появившемся в печати) представители медицинской науки г. Ярославля, удостоверяя, что в мощах этих сохранились не только кости, но и хрящи, сохранилась в высохшем состоянии большая часть кожи, мышц, сухожилий, отказываются чем-либо объяснить причины такого явления и в заключение прямо заявляют, что «последнее слово о причинах сохранности тел князей Феодора, Давида и Константина принадлежит уму и религиозной совести народа».  II. Почему Православная Церковь установила почитание святых мощей     В творениях святых отцов Христианской Церкви мы находим троякое основание для установления почитания святых мощей тех или других угодников Божиих. 

http://pravmir.ru/pochitanie-svyatyx-mos...

После двенадцатилетнего управления Российскою Церковью св. Иона, предвозвещенный от Бога о своем преставлении, скончался 31 марта 1461 года и погребен в московском Успенском соборе. Вероятно, по случаю дней Великого поста и Пасхи, падающих на числа марта и апреля, память преставления св. Ионы перенесена и празднуется 15 июня. До 1547 г., по словам окружной грамоты митрополита Макария, «не бе соборнаго пения некоторым российским угодникам, в числе их и Ионе, митрополиту всея России и великому чудотворцу» 1584 . В 1547 г. собором пастырей установлено празднование св. митрополиту Ионе, «по прежуложенному уставу Св. отец в Москве в соборной церкви, и по всем святым церквам, и по всем градам великого царства Российского». В том же веке Пахомий Логофет (1458–1471) написал канон на день празднования св. Ионе, митрополиту и чудотворцу всея России 1585 . В своих песнопениях Церковь называет св. Иону кротким и незлобивым и прославляет как великого подвижника. «От юности своея, – говорит она, – он весь сам себе Господеви возложив, в молитвах и трудех и в постех образ быв добродетели: темже сосуд чист и дом Духу Пресвятому явился, и Бог, видя его благое произволение, архиерея и пастыря Церкви в нем устрояет. От Бога приял благодать действовати преславная чудеса и духи прогоняти лукавыя. Темже и по преставлении честное тело цело и нетленно соблюдеся» 1586 . Обретение его мощей 27 мая (9 июня) Чудотворные мощи св. Ионы, при разобрании прежнего храма и основании нового обширнейшего, в 1472 году обретены нетленными. «Когда сняша доску с гроба Ионы, – говорит летописец, – изыде благоухание, мощи же вси целы: прильпе бо плоть к кости и недвигнушася состави, а ризы не истлеша; и поставиша открыто на левой стране в киоте» 1587 . По устроении нового Успенского собора, они в 1479 году из храма св. Иоанна Лествичника перенесены сюда 1588 , где они доселе почивают и подают верующим исцеления. Память обретения нетленных мощей св. Ионы совершается 27 мая. Примеч. В 1812 году, по изгнании французов из Москвы, рака святителя Ионы, все украшение ее и даже паникадило, несмотря на то, что все это по наружности было драгоценно и могло бы удовлетворить алчности чужеземных корыстолюбцев. вторгшихся в древнюю столицу России, найдено в совершенной целости, между тем как их святотатственные руки не пощадили ни украшения св. икон, ни иконостаса, ни церковной утвари. Несколько раз, говорит предание, французы покушались коснуться сей святыни, но всегда сверхъестественною силою приводимы были в трепет. Таковые неудачные покушения скоро достигли слуха Наполеона: он сам хотел увериться в подлинности столь странных для него донесений и сам испытал тот же трепет; величавый обладатель Европы содрогнулся, вышел из храма и тотчас приказал запереть его 1589 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010