Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАНИИЛ [евр.  ,  ], прор. ветхозаветный (пам. 17 дек.), в христ. традиции относящийся к вел. пророкам. По преданию, Д. жил в период вавилонского плена, в VI в. до Р. Х. Основные сведения о Д. содержатся в библейской Книге пророка Даниила и в т. н. неканонических добавлениях к ней. Библейская традиция Д. был одним из знатных евр. юношей, депортированных в Вавилон царем Навуходоносором «в третий год царствования Иоакима царя» (Дан 1. 1). Д. и 3 его знатных сверстника (Анания, Мисаил и Азария) жили и воспитывались при царском дворе (где они получили новые имена - Валтасар, Седрах, Мисах и Авденаго), обучаясь «книгам и языку халдейскому» (Дан 1. 4), но соблюдая евр. законы и традиции (Дан 1. 8-16). Д. и 3 отрока должны были есть пищу с царского стола, которой они из соображений благочестия предпочли овощи и воду. Несмотря на это, «лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами» (Дан 1. 15). За хранение веры в Единого Бога Д. получил дар прозорливости и толкования снов. Прор. Даниил. Икона. Ок. 1475 г. (ГТГ) Прор. Даниил. Икона. Ок. 1475 г. (ГТГ) Однажды Навуходоносор увидел поразивший его сон, но, проснувшись, забыл, что ему снилось (Дан 2). Все мудрецы оказались бессильны, и лишь Д. смог не только напомнить царю содержание сна, но и истолковать его смысл. В этом сне царь видел огромного истукана, у к-рого «голова была из чистого золота, грудь его и руки его - из серебра, чрево его и бедра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные» (Дан 2. 32-33). Этот истукан был сокрушен камнем, оторвавшимся «от горы без содействия рук» (Дан 2. 34). Д. объясняет царю, что различные материалы, из к-рых был сделан истукан, символизируют последовательность мировых царств, а камень - последнее царство - оно «сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Дан 2. 44). Царь, увидев мудрость Д., поставил его «главным начальником над всеми мудрецами Вавилонскими» (Дан 2. 48).

http://pravenc.ru/text/171183.html

г) “многие грешат самым делом, вовсе не помышляя от грехе Адама: каким же образом грех Адама служит им во вред своим примером?”; 1475 д) Апостол выражается, что чрез единого, т.е. человека, грех вошел в мир ( ισλθεν), т.е. что этот грех не остался в своем источнике, но распространился, перешел из него во всех людей, что первый грешник родил грешников, подлежащих смерти. 1476 Та же мысль, какая в рассмотренном месте заключалась в словах Апостола: как в Адаме ( ν τ A­ δμ ) все умирают, также и во Христе все оживут ( 1Кор. 15:22 ). Если все люди умирают в Адаме, то значит, умирают одной с ним смертью, которая произошла вследствие греха. 1 .2. Другое, менее ясное находится в книге Иова. Изображая бедствия человеческой жизни, святой муж говорит между прочим: Кто родится чистым от нечистого? Ни один, если дни его определены Иов. 14:4–5 ). Здесь очевидно, речь о какой-то скверне, от которой не свободен никто из людей, и притом от самого рождения. Что же это за скверна? Так как, по словам Иова, она является причиной бедствий человеческой жизни (ст. 1–2), и делает человека повинным суду Божию (3), то надобно допустить, что здесь имеется ввиду скверна нравственная, а не физическая, которая есть уже следствие нравственной, и не может сама по себе делать человека повинным перед Богом, – понимается греховность нашей природы, переходящая на всех от прародителей. К местам второго рода относятся : 1 . Слова Спасителя в беседе Его с Никодимом: истинно, истинно, говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия... Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух ( Ин. 3:5–6 ). Смысл же этих слов тот, что человек рожденный естественным образом, кто бы он ни был, иудей или язычник, никак не может войти в Царствие Божие, в царство благодати и потом в царство славы, если не возродится свыше в таинстве крещения. Значит – а) все люди по самому своему естеству подвержены ныне какой-то нечистоте, и именно нечистоте нравственной, потому что она служит для них препятствием для вступления в нравственное царство Христово; и –

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

«Да веселятся небеса, да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его; да радуется поле и все, что на нем, да ликуют все дерева дубравные» 1469 ; «да рукоплещут реки, да ликуют вместе горы пред лицом Господа» 1470 : «ибо идет судить землю; Он будет судить вселенную по правде и народы по истине Своей» 1471 . – И вообще, все эти псалмы, составляли поэтическое изложение мыслей Исаии пророка о вечном всемирном царстве Иеговы, до того переплетаются между собою буквально или близко сходными с употребляемыми у него образами и выражениями, что, – если некоторые из этих и других образов и выражений и встречаются в других древнейших или позднейших писаниях, – во всяком случае не может подлежать сомнению, что все они принадлежат одному времени и писателю и были составлены им под влиянием пророчеств Исаии и по подражанию им. Отсюда естественно следствие, что они не могли быть написаны ранее времени Исаии пророка, или точнее говоря, – ранее происхождения последней части его пророчеств (40–66 гл.), и таким образом сама собою очевидна несостоятельность мнения как тех из древних толкователей, которые, следуя раввинскому преданию, что псалмы без надписаний принадлежат писателям, названным в надписаниях предшествующих им псалмов, вместе с 90 и 91 псалмами приписывали их писателю 89-го псалма, пророку Моисею 1472 , – так равно и мнения тех, которые вместе с 70-ю приписывали их Давиду 1473 , может быть первоначально на том основании, что некоторые из образов и выражений, заимствованных по нашему мнению ближайшим образом у Исаии пророка, встречаются уже в псалмах Давида и следовательно самого Давида имели первоначальным своим источником и писателем 1474 . Последнее, впрочем, мнение заслуживает особенного внимания: так как в подтверждение достоверности его указывают на два, по видимому, прямые свидетельства самого свящ. Писания: а) на свидетельство св. Апостола Павла в посл. к Евреям, где приводятся из 94-го псалма последние четыре стиха 1475 с такого рода замечанием, что так «в Давиде Дух святой глаголет (ν Δαβδ λγων, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Иероним Босх. Семь смертных грехов 1475-80 гг. Фрагмент Скачать (MP3 файл. Продолжительность 9:57 мин. Размер 7.2 Mb ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшний праздник Обрезания Господня – это не только память о том, что Спаситель исполнял все иудейские предписания I века, но и символ начала заключения Завета Нового. Ибо впервые, на восьмой день от рождения, Господь пролил за людей Свою кровь. По многочисленным толкованиям, Господь, Творец закона, принял обрезание, показывая, что Он пришел не нарушить закон или пророков, но исполнить (см.: Мф. 5: 17). Господь реально пролил кровь, чтобы никто не сомневался в том, что Он был полноценным Человеком, а не носителем призрачной плоти. Еще за 2000 лет до Рождества Христова обычай обрезания был распространен на Ближнем Востоке у египтян, аммонитян, едомитян и моавитян . Введение обрезания в Древнем Израиле связано с именем Авраама. Бог заповедовал Аврааму и его потомкам обрезывать мальчиков на восьмой день от рождения, чтобы на их теле появился знак как знамение завета между Богом и потомками отца всех верующих (см.: Быт. 17: 9–14; Рим. 4). Обрезание применялось также к рабам, считавшимся членами израильской семьи, и к чужеземцам, желавшим принять участие в праздновании Пасхи (см.: Быт. 34: 14–17; Исх. 12: 48). Смысл ветхозаветного обрезания заключался в том, чтобы отделить народ Божий от язычников, отделить рабов Божиих от тех, кто служит идолам плоти. Но не только обрезание плоти было необходимо подлинным израильтянам. По законодательству Моисея, с обрезанием плоти сопровождалось духовное обрезание ушей и сердца. Это означало, что человек не должен пренебрегать словом Господним (см.: Иер. 6: 10), не должен быть жестоким (см.: Втор. 10: 16), но призван любить Господа Бога своего всем сердцем (см.: Втор. 30: 6). Однако ко времени Иисуса Христа иудеи, видимо, сохранили только внешнее обрезание плоти, в то время как сердце их далеко отстояло от Господа (см.: Мф. 15: 8). На это обратил внимание апостол Павел: «Не тот Иудей, кто [таков] по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но [тот] Иудей, кто внутренно [таков], и [то] обрезание, [которое] в сердце, по духу…» (Рим. 2: 28–29).

http://pravoslavie.ru/67499.html

Может быть, патриарх Никон - сам того не ведая - прозревал эту ситуацию? Тем более, что времена второй половины века 17-го по своим эсхатологическим ожиданиям были схожи? Почему тогда Россия не может стать последним ковчегом? Тогда замысел патриарха Никона, может быть, получит своё окончательное воплощение. Хотелось бы верить, что и чудо схождения Благодатного Огня, которое Господь посылает в утешение и поддержку людям, тоже не прекратится. И подмосковный Новый Иерусалим станет в последние времена утешением всем христианам. Для Бога всё возможно. Было же явлено чудо над гробом св.кн. Димитрия Донского. О самовозгорании свечи в Архангельском соборе Московского Кремля (из «Разрядной книги» 1475-1605 годов): «Лета 7033-го году загорелась о себе свеща в Орхангиле в церкви над гробом великого князя Дмитрея Ивановича Донскаго и гореша шесть дней, а угасла о себе же». Нам же надо: «трезветь, бодрствовать и надеяться». Россия как государство имеет огромную и великую историю. Надо воспринимать как невероятное чудо сегодняшний православный ренессанс. К сожалению, общее направление и у западных постхристианских стран, и у России - одно. Но есть надежда, что мы будем двигаться медленнее, как в анекдоте про медведя и двух охотников. Не надо бежать быстрей медведя, надо быстрее другого охотника... Ну, в нашем случае - медленнее. А там - как Бог даст. Были же сказаны когда-то пророческие слова Апокалипсиса: «Знаю твои дела; вот, Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтоб испытать живущих на земле» (Откр. 3: 8, 10) Послесловие от редакции : Статья Владимира Янчевского заслуживает внимания, несомненно. Однако не со всеми тезисами автора можно согласиться. Во-первых, что это был совместный «замысел патриарха Никона и Алексея Михайловича». Скорее это был замысел именно Патриарха Никона, реализацией которого он хотел в том числе поставить Церковь над Государством, или добиться, чтобы «авторитет Церкви уравновесил бы Государство», как пишет автор. В контексте тех реалий замысел Никона был вызовом царской власти. Неслучайно Государь Алексей Михайлович решительно пресёк эти попытки, добившись низложения Патриарха Никона. Конфликт Царя и Патриарха использовали в полной мере греческие Патриархи, для которых замысел Никона представлял угрозу изменения их статуса в диптихе Церквей.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/02/no...

Общение с этими удивительными людьми осталось для меня самым светлым воспоминанием на всю жизнь. Размышляя о жизни этих людей, я был поражен тому свету и покою, какой исходил от них. А ведь жизнь их легкой не назовешь. Там были и тяжелый крестьянский труд, и коллективизация, и репрессии, и лагерь, и война, и оккупация. Батюшка показывал дом в деревне Чудские Заходы, где когда-то жила их семья и откуда они были выселены комиссарами в 1930-х годах. Возникает вопрос: смогли бы эти люди перенести все эти трудности без веры во Христа Спасителя? Думаю, что нет. Недаром старец Николай часто любил повторять народную пословицу: «Без Бога не до порога, а с Богом и за море можно». – Многим сложно смириться с тем, что придется терпеть трудности, быть исповедником веры. А некоторым и вовсе Господь уготовал мученический венец. – Да, мученический венец тяжел. Но это есть и участие в Славе Распятого и Воскресшего Иисуса Христа. И нужно еще заслужить такую честь. Истинно пострадать за Христа – это великая честь для каждого христианина. Неслучайно Сам Господь определил страдание за Него как блаженство. – Ваш пастырский совет: как относиться к несправедливостям и гонениям? – Конечно, по Священному Писанию. Давайте читать его не только глазами, но и повседневной нашей жизнью. Это, как показывает практика, возможно. Более того – необходимо, если мы хотим называться христианами по праву. Вспомним слова апостола Павла: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: “Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь”. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12: 18–21). Вот такой победы над злом я всем нам от сердца и желаю. Повторяю: победа возможна, не надо отчаиваться – Христос ведь за нас. Рейтинг: 10 Голосов: 1475 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Достоевский Ф.М . Дневник писателя. 1881 г.//  Достоевский Ф.М . Полное собрание сочинений. Т. 27. Л., 1984. С. 85.

http://pravoslavie.ru/124178.html

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Грех смертный – грех , чрезвычайно пагубно отражающийся на духовно-нравственном состоянии человека , препятствующий реализации замысла Божия о человеке как о потенциальном наследнике Царства Славы. Согласно иному богословскому определению, смертный грех есть хула на Духа Святого, поскольку из Евангелия мы знаем, что Сын Божий признавал такой грехом непрощаемым: « Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему, если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем » ( Мф.12:31 ). Такой грех отделяет человека от Самой Жизни, и это делает его смертным. Иероним Босх. Семь смертных грехов и Четыре последние вещи. 1475–1500 г.г. Какие грехи относятся к смертным? Что происходит с человеком, совершающим смертный грех? Совершение смертного греха – ещё не повод считать, что в силу самого факта его совершения человек неизбежно окажется в аду . Грехи, перечисленные в перечне смертных (см. выше), отпускаются в Таинстве Покаяния (как и другие грехи). Врачевание греховных страстей, соответствующих этим грехам, подразумевает комплекс оздоровительных мер, в том числе аскетическое делание. Другое дело, что смертный грех, ввиду его тяжкости, крайне пагубно влияет на человека, создает серьезное препятствие на пути его восхождения к Богу, и последствия от совершения смертных грехов могут быть самыми серьезными; как говорит апостол: « Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или греха к смерти, или послушания к праведности? » ( Рим.6:16 ). По каким еще признакам можно определить, что мы совершаем смертный грех? Одним из признаков нахождения человека в смертном грехе является потеря ревности к исполнению заповедей Божиих . Когда мы находимся в таком состоянии, нам трудно обращаться к Богу в молитвах с искренностью и благочестивым дерзновением Его детей. Откуда берет начало разделение грехов на смертные и несмертные?

http://azbyka.ru/grex-smertnyj

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Статья 5. Чревообъедение «Их бог – чрево» ( Флп.3:19 ) Иероним Босх.Семь смертных грехов 1475–80 гг. Фрагмент Как и всякая страсть, чревообъедение, чревоугодие происходит из вполне естественной человеческой потребности. Человек имеет нужду в пище и питье; это одна из витально - органических его потребностей. Кроме того, яства и питие – дар Бога; вкушая их, мы не просто насыщаем организм питательными веществами, но и получаем удовольствие, благодаря за это Творца. К тому же трапеза, застолье – это возможность пообщаться с ближними, друзьями: она объединяет нас. Вкушая пищу, мы получаем радость от общения и подкрепляемся телесно. Недаром трапезу святые отцы называют продолжением литургии. На службе нас объединяет духовная радость от совместной молитвы, мы причащаемся от одной чаши, а потом разделяем с близкими по духу людьми и телесно-душевную радость. В первые века христианства после евхаристии устраивались так называемые агапы, или вечери любви, где христиане за общим столом вкушали пищу, ведя духовные беседы. Поэтому во вкушении пищи и употреблении вина нет ничего греховного и скверного. Все зависит, как всегда, от нашего отношения к этому действию и от соблюдения меры. Где же эта мера, эта тонкая грань, отделяющая естественную потребность от страсти? Она проходит между внутренней свободой и несвободой в нашей душе. Как говорит апостол Павел: «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» ( Флп.4:12–13 ). Свободны ли мы от привязанности к пище и питью? Не владеют ли они нами? Что сильнее: наша воля или наши желания? Апостолу Петру было открыто от Господа: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» ( Деян.11:9 ). И нет греха во вкушении пищи. Грех не в пище, а в нашем отношении к ней. Но давайте по порядку. Святитель Игнатий (Брянчанинов) так определяет страсть чревообъедения: «Объедение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноедение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности к Богу, Церкви, добродетели и людям».

http://azbyka.ru/vosem_smertnyx_grexov_i...

Тем откровеннее выглядит озадачивающее, на первый взгляд, сочетание этой критики с безоговорочной верой в Иисуса Христа, пришедшего во плоти, что можно видеть уже в книгах Нового Завета – прежде всего, конечно, в речи первого христианского мученика Стефана: «Соломон же построил Ему дом. Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: Небо престол Мой, и земля подножие ног Моих; какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? ...Се, вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» ( Деян 7:47–49:56 ). Это сочетание несочетаемого становится понятным в связи с исторической лолгикой Ветхого Завета, Бог которого – именно как Бог Завета и обетовании – был проповедан язычникам сначала в синагогах, а затем в церквах. Должен был воплотиться и заговорить человеческим голосом Логос (Разум, Смысл) Бога, чтобы все то, что было до этого сказано Богом слишком по-человечески, могло быть воспринято как исключительно Божественное 1474 . Не случайно поэтому отцы Церкви были склонны расценивать все ветхозаветные теофании как явления Логоса. Согласно их толкованиям, еще в Ветхом Завете Логос, т.е. Боже ственный Разум, Смысл, усвоил Себе человеческий язык, и означало это лишь одно: все перипетии катастрофической еврейской истории, представляющиеся изначально только как результат волюнтаристского выбора Бога и Его иррационального следования Своей воле, на самом деле имели цель и смысл в подготовке воплощения, которое само было замыслом (а тем самым и целесообразностью) не только для еврейской истории, но и для ее мирового фона, ее антиистории. Лишь в историческом событии, какова жизнь Иисуса из Назарета 1475 , история может иметь собственно исторический смысл и тем самым быть оправданной как история. Очевидно, что это событие будет и ее завершением, сколько бы веков ни стоять миру после него. В противном случае она может иметь смысл только вне себя, но тогда Библия как сугубо историческая, благодаря своей человечности, книга может быть рационально интерпретирована и оправдана только через операции, не оставляющие камня на камне от ее историчности, будь то гематрия, аллегореза или «высшая критика» в рамках либеральной теологии. Поскольку же это так, то Божественное Слово, взяв на Себя в воплощении все «человеческое» Бога евреев, тем самым примирило в Себе тех, кто был принят в историю и кто был до времени оставлен вне ее, кто жил «знамениями» и кому оставалось искать «мудрости», кто находил утешение только в субъективном и кто спасался от превратностей судьбы только в объективном, – одним слово, иудеев и эллинов. Такова логика осмысления Ветхого Завета у апостола Павла ( Еф 2:14–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Этот догмат, ясный для древнейших поколений 1473 , совершенно почти утрачен в передней Азии и Египте, затемненный и помраченный символизмом астрономических культов и фетишизмом натуралистических культов; и в высших интеллигентных классах забытый, в погоне за исканием теозофических и каббалистических знаний, (о которых упоминает и Апостол Павел в Кол. 2:18–23 ), и в преступном изучении магии, которая в сущности была возвратом к древнему культу духов и к шаманству 1474 . См. след. стих: 25 . Который сделал ничтожными знамения лжепророков и обнаруживает безумие волшебников, мудрецов прогоняет назадь, и знание их делает глупостью, 26 . Который утверждает слово раба Своего, и приводит в исполнение изречение Своих посланников, Который говорит Иерусалиму: „ты будешь населен“; и городам Иудиным: „вы будете построены, и развалины его Я восстановлю“, 27 . Который бездне говорит: „иссохни!“ и реки твои Я иссушу, 28 . Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: „ты будешь построен“, и храму: „ты будешь основан!“ Пророчество 44-й главы 1475 объемлет весь план Божественного милосердия о спасении и Израиля, – как носителя ветхозаветных откровений, -и всего человечества. Начало главы несомненно представляет Мессианское пророчество, как мы видели выше, рассматривая стихи 1–8; обширное поле видения освещает будущее верующих в Искупителя. Но чтобы достигнуть этого, Израиль (плотский) должен памятовать, что Бог Един и что нет другого Бога на небе и земле, кроме Иеговы, Господа и Царя его (ст. 6–8 и 21). Памятующим это изгладятся грехи, и Господь прославится в духовном Израиле (ст. 22–23). С 24 стиха до конца главы идет непрерывно одно слово Господне, воспоминающее Израилю главные истины его верования (ст. 24), указывающее на лживость других верований и обман называющихся волшебниками и мудрецами (25 ст.); напоминающее, что Он, Господь, глаголал народу чрез раба Своего (Моисея) и посланников Своих (пророков) и что Сам Господь подтверждает их слова, и обещает, что Иерусалим, которому предсказано разрушение в 39-й главе Исаии, будет снова заселен (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010