Первоиерарх Русской Церкви прославился и как великий святитель, и как известный политический деятель своего времени. Он активно участвовал в государственной жизни Московского княжества, содействуя князю Василию в объединении разрозненных русских княжеств в единое государство. Причем слово святителя имело большую силу, и его авторитет для князя Василия был непререкаем. Надо сказать, что, имея такое влияние на князя, митрополит Иона старался не слишком часто посещать княжеские покои, но если видели, что старец-митрополит отправился к князю, то было понятно, что стране грозит какая-то внутренняя или внешняя опасность. В спокойное же время святитель любил предаваться уединению и молитве. Это был великий подвижник, кроткий и незлобивый. Он прославился даром прозорливости и чудес. Святитель исцелял больных, он всегда заступался за обиженных и помогал неимущим, ревностно насаждал благочестие и искоренял дурные привычки и обычаи. Большую заботу проявлял святитель в отношении западнорусских епархий, старался своими посланиями и грамотами оградить в них Православие от влияния униатства. Вся жизнь святителя была целенаправленной и напряженной. Тридцать лет святитель Иона управлял Русской Церковью, охраняя ее независимость. 31 марта 1461 года митрополит Иона скончался. В год кончины владыки ему была уже написана служба известным агиографом Пахомием Логофетом. В 1472 году (через 11 лет) в Успенском соборе были открыты мощи святителя и установилось местное почитание и празднование ему. В 1547 году митрополит Иона был причислен к лику святых и ему было установлено торжественное общецерковное празднование 31 марта/13 апреля (в день кончины) и 27 мая/9 июня (день перенесения его мощей). В 1596 году патриарх Иов установил празднование святителю Ионе в Соборе Московских святителей – 5/18 октября. Церковное предание свидетельствует, что во время Отечественной войны 1812 года страшное видение ужаснуло французов у гробницы святителя Ионы: чудотворец предстал пред нею с поднятою, как бы грозящею рукой. Поэтому его серебряная рака и при ней подсвечник остались нетронутыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В Византийской империи почитание Е. Н. распространилось после перенесения части его мощей (вероятно, при имп. Константине I) в К-поль: главы - в Большой дворец и крови - в храм мучеников Сергия и Вакха. О мощах Е. Н. имеется упоминание у св. Антония , архиеп. Новгородского (после 1200; Книга Паломник. С. 19; Janin. Églises et monastères. P. 53). Празднование перенесения мощей Е. Н. впервые встречается под 11 марта в Синаксаре К-польской ц., откуда оно было заимствовано греч. и слав. Минеями. В К-поле память Е. Н. совершалась также в храме св. Апостолов близ мон-ря Сергия и Вакха (SynCP. Col. 179-180). Церковь во имя Е. Н., где, вероятно, хранилась часть мощей мученика, была в Риме. Впосл. там был погребен мч. Гордиан (BHL, N 3612-3613). В дальнейшем совместное почитание этих мучеников выделилось в самостоятельный культ Епимаха и Гордиана Римских с общей памятью 6, 9, 10 мая и 31 окт. Согласно синаксарному сказанию (SynCP. Col. 670; PG. 117. Col. 444-445 [Минологий Василия II]), оба мученика пострадали в Риме при имп. Юлиане Отступнике (361-363) (подробнее см.: Buck. Col. 706-708; Tock B.-M. Gordien et Epimaque//DHGE. T. 21. Col. 737-741). Их память отмечалась в к-польской ц. мч. Стратоника ( Janin. Églises et monastères. P. 478-479). В Коптской Церкви они стали почитаться 4 хатура (31 окт.) под именами Азириан и Епимах (SynAlex. Vol. 2. P. 251-252; SynAlex. (Forget). T. 1: [Versio]. P. 98-99). Е. Н. назван «Новым» по отношению к мч. Епимаху Александрийскому (см. в ст. Епимах и Александр ), с к-рым, однако, иногда отождествляется. Имеется свидетельство паломника Антония из Пьяченцы (ок. 570) о нахождении в Александрии мощей мч. Епимаха, однако неизвестно, о каком из 2 мучеников идет речь ( Anton. Placent. Itinerarium. 45). Ист.: BHG, N 593-595; BHO, N 274; Eutych. Annales. T. 6. P. 16; ActaSS. Oct. T. 13. Col. 712-718 [BHG, N 593]; Col. 720-723 [BHG, N 594]; Col. 724-725 [BHG, N 595]; Rossi F. I martirii di Geoore, Heraei, Epimaco e Ptolomeo con altri frammenti//Memorie della Reale Accad. delle Scienze di Torino. Ser. 2. Torino, 1888. T. 38. P. 271-275 [BHO, N 274]; PG. 117. Col. 133-135 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 181-182, 529-530; Lemm O., von. Koptische Miszellen, N 91//ИИАН. Сер. 4. 1910. Т. 2. C. 1461-1464; SynAlex. Vol. 4. P. 382-384; Delehaye H. Le Calendrier d " Oxyrhynque pour l " année 535-536//AnBoll. 1924. Vol. 42. P. 84 sq.; SynAlex. (Forget). T. 2: [Versio]. P. 119-120, 291; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 46 1- 463, 467; ЖСв. Окт. С. 634-636.

http://pravenc.ru/text/190029.html

– Разумейте, – говорил святитель Фотий, – о чада, что инок сей будет великим святителем в странах земли русской и многих неверных обратит к Богу, просветит святым крещением многих и в разум истины приведет; сему же царствующему граду Москве и многим другим градам будет истинный пастырь и учитель. Пророчество это сбылось: юный инок стал впоследствии епископом рязанским и муромским и ревностно проповедовал Евангелие языческим племенам, жившим в его епархии. Собором пастырей церкви пятого декабря 1448 года святитель Иона был возведен на престол митрополита Киевского и всея Руси, кафедра которого со времени митрополита Петра была перенесена из Владимира в Москву. Он много потрудился в устроении русской церкви, выказал великое мужество при осаде Москвы Мазовшею, сыном хана Ногайского, когда под зноем страшного пожара в облаках дыма, несшегося над Кремлем, совершали по стенами кремлевскими крестный ход. Молитвами святителя Мазовша бежал, оставив богатые запасы и добычу осажденным. Когда великий князь Василий был схвачен и ослеплен своим двоюродным братом Димитрием Шемякою, святитель Иона обличал похитителя престола, и, по его настоянию, Шемяка дал свободу Василию Темному. Святитель утверждал благословениями своими договоры Василия с удельными князьями и, как все мудрые святители московские, старался поддерживать этих князей в зависимости от великого князя. Он насаждал в пастве истинное благочестие и искоренял дурные привычки. О близости кончины святителю, достигшему преклонных лет, было возвещено свыше. Святитель Иона отличался твердостью и некоторою суровостью характера. Во время нашествия на Москву Наполеона, в общем разгроме Успенского собора осталась нетронутой тяжелая серебряная рака святителя, серебряная лампада и подсвечники у гроба его. По преданию, когда грабители приступили к раке святителя, недвижимая рука честных мощей поднялась и погрозила им... † 1461 г. Мощи почивают в Успенском соборе. Память празднуется 31 марта и 5 октября. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

За свою святую жизнь получил от Бога дар прозорливости и чудотворений. Получив извещение о своей кончине, мирно почил 31 марта (13 апреля) 1461 г. При гробе святителя стали совершаться многочисленные исцеления. Его нетленные мощи были обретены 27 мая (9 июня) 1472 г. и положены в Успенском соборе Кремля. Святитель Филипп, Митрополит Московский, в миру Феодор, родился в 1507 году и происходил из знатного боярского рода Колычевых, занимавших видное место в Боярской думе. Мать его, овдовев, стала монахиней и основала в Москве Варсонофьевский монастырь. Будущий святитель Филипп жил сначала при дворе государя, но в 1537 году после участия в мятеже удельного князя Андрея Старицкого бежал в Соловецкий монастырь, где принял монашество. В 1548 году стал игуменом и среди духовенства выделялся суровым, непреклонным характером. В этом сане он ревностно заботился о благосостоянии обители в материальном, а больше — в нравственном отношении. Стремясь опереться на церковный авторитет, в 1565 году Иван Грозный предложил ему занять пост Митрополита. Филипп соглашался при условии отмены царем опричнины. Иван Грозный сумел уговорить Филиппа, чтобы тот не вмешивался в государственные дела, но зато получил право «советования» с государем, включавшее возможность «печалования» за опальных. В первое время святительства Филиппа (1567-1568 гг.) утихли ужасы опричнины, но так было недолго. Вскоре опять начались грабежи и убийства мирных граждан, Русь пришла в великое неустройство. Филипп несколько раз в уединенных беседах с царем старался вразумить его, но, видя, что убеждения помогают, решился действовать открыто, призвав Грозного к милосердию публично. Перед Великим постом царь в черной одежде опричника пришел к литургии в Успенский собор и просил митрополита Филиппа благословить его. Тот отказался, осудив самозванное иночество Грозного. Это очень разозлило царя. В ноябре 1568 года послушные царю иерархи на церковном Соборе признали Филиппа виновным в колдовстве и чародействе, что не соответствовало действительности. Через три дня на литургию в Успенский собор Кремля ворвались опричники, содрали с Филиппа ризы и с позором потащили вон из храма, посадили на повозку и повезли за пределы города. Московский народ, забыв о страхе, с плачем бежал за ним.

http://patriarchia.ru/db/text/53437.html

а) Часть Ризы Господней, принесённая в Москву в дар от Персидского Шаха Аббаса в 1626 году. б) Гвоздь Господень, присланный в Москву из Грузии в 1686 году. в) Часть Ризы Божией Матери. г) Крест с частию Животворящего Древа Креста Господня. д) Части св. мощей: Андрея Первозванного, Григория Богослова , Иоанна Златоустог о, Василия Великого , Князя Владимира и других. О святых митрополитах и чудотворцах Московских, коих мощи почивают в Успенском соборе В Успенском соборе почивают мощи св. Митрополитов и Чудотворцев Московских: Петра, Ионы, Филиппа, Фотия, Киприана и Феогноста. В приделе Апостолов Петра и Павла подле раки мощей св. Петра Митрополита находится гробница преемника его, св. Феогноста Митрополита Московского. Святый Феогност Митрополит Московский родился в Греции, был рукоположен в Константинополе в 1328 году. Во время своего правления Церковию он отличался особенною любовию к духовенству и народу. Как истинный пастырь церкви, он старался соблюдать её в мире и спокойствии. Своею кротостию и смирением он смягчал тогдашнее владычество татар и снискал от хана Чанибека благоволение и милость для духовенства, уменьшил подати, которые оно платило татарам. Вследствие этого он пользовался от народа особенным уважением и любовию. Св. Феогност часто посещал города своей паствы и везде утверждал народ в вере и благочестии. Он управлял церковию 25 лет; скончался 1353 года марта 14 дня. В этот день церковь празднует его память. В северо-западном углу в серебряной раке почивают мощи св. Ионы Митрополита Московского. Св. Иона родился в городе Галич Костромской губернии. С ранних лет он пострижен был в иноческий образ. Сначала он подвизался в одном из Галицких монастырей, потом перешёл в Симонов Московский. Здесь он отличался от других иноков добродетельною жизнию, имел необыкновенную кротость и смирение, был справедлив, так что за истину был не раз гоним и все скорби переносил с великим терпением. Когда Фотий Митрополит Московский посетил Симоновскую обитель и увидел в ней Иону, то предрёк, что он будет Митрополитом. В 1437 году Иона был возведён в сан епископа Рязанского и Муромского, а по смерти Митрополита Фотия, в 1449 году, был поставлен в Московского Митрополита. С сего времени святитель Иона жил постоянно в Москве и управлял Московскою паствою 12 лет, ревностно заботясь о православии Русской церкви. Святитель Иона скончался в 1461 году 31 марта и погребён в Московском Успенском соборе. Святое тело его обретено нетленным при Великом Князе Иоанне III и Митрополите Филиппе I. Память св. Ионы церковь празднует марта 31 дня, июня 15 и октября 5, а обретение мощей его мая 27 дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

И. осудил 65 положений лаксистской морали. В 1678 г. иезуиты, противники квиетизма , стали инициаторами инквизиционного процесса против испан. пресв. Мигеля де Молиноса , автора опубликованного в 1675 г. соч. «Духовный проводник» (Guía espiritual) (одним из учеников де Молиноса считался И.). 18 июля 1685 г. де Молинос был арестован по обвинению в аморальном поведении, 28 авг. 1687 г. осужден Конгрегацией римской инквизиции. 3 сент. де Молинос в рим. ц. Санта-Мария сопра Минерва публично отрекся от своих взглядов. Папской буллой «Coelestis Pastor» от 20 нояб. 1687 г. квиетизм как учение был осужден; де Молинос приговорен к пожизненному заключению. 18 авг. 1678 г. И. по просьбе китайских католиков провозгласил св. Иосифа небесным покровителем Китая. По аналогичной просьбе Испании св. Иосиф был объявлен покровителем и этой страны (19 апр. 1679). В 1679 г. И. беатифицировал испан. миссионера в Лат. Америке архиеп. Лимы Торибио Альфонсо де Могровехо-и-Робледо (1538-1606; канонизирован в 1726), подтвердил почитание 5 блаженных Римско-католической Церкви: Амадея IX Савойского (1435-1472), Юлианы Фальконьери (1270-1341; канонизирована в 1737), Симона из Липницы (1435-1482; канонизирован в 2007), Петра Арменголя (1238-1304) и Антония Стронконе (1381-1461). 10 марта 1681 г. И. внес в общецерковный католич. календарь под 31 авг. память католич. св. Раймонда Нонната (1200-1240; вместе с Петром Ноласко он основал орден, занимавшийся выкупом христиан из плена). Лит.: Colombo G. Notizie biografiche e lettere di Papa Innocenzo XI. Torino, 1878; Michaud E. Louis XIV et Innocent XI d " après les correspondances diplomatiques inédites du ministère des affaires étrangères de France. P., 1882-1883. 4 vol.; Sauer A. Rom und Wien im Jahre 1683: Ausgewählte Actenstücke aus römischen Archiven. W., 1883, 2009 2; Gérin Ch. Louis XIV et St.-Siège. P., 1894. 2 t.; Immich M. Papst Innocenz XI. B., 1900; Giussani A. Il conclave di Innocenzo XI. Como, 1901; Fraknói G., Óváry L. Papa Innocenzo XI (Odescalchi) e la liberazione dell " Ungheria dal giogo ottomano.

http://pravenc.ru/text/468793.html

Блаженная кончина святителя Ионы последовала 31 марта 1461 года. При гробе святителя стали совершаться многочисленные исцеления. После него осталось 35 посланий; это – простые, чуждые риторства, отеческие наставления по поводу современных нужд. Святитель Филипп I, митрополит Московский, был избран на первосвятительскую кафедру в 1464 году. До этого он был епископом Суздальским. В течение десяти лет святитель Филипп I возглавлял Московскую митрополию, с его именем связаны важные церковные мероприятия. Святитель Филипп известен ревностью о Православной Церкви. Так, когда римский кардинал Антоний, сопровождавший царевну Софию Палеолог, невесту Uoahha III , хотел войти в Москву в мантии и в преднесении латинского креста, на что было соизволение великого князя, тогда митрополит Филипп сказал: «Если Антоний с таким торжеством войдет в Москву одними воротами, то я, твой (то есть великого князя) владыка, выйду из Москвы другими воротами», вследствие чего Антоний явился в Москву без всякой торжественности. Опираясь на поддержку великого князя московского Иоанна Васильевича, святитель Филипп I постоянно удерживал Великий Новгород от признания митрополита Литовского Григория Болгарина, в прошлом униата, главой всей Русской митрополии. Святитель Филипп I направлял в Новгород грамоты, в которых призывал новгородцев оставаться верными Москве и в церковном, и в государственном отношении. Перед концом жизни святитель сосредоточил все свои заботы по сооружении в Москве нового Успенского собора, вместо прежнего, уже обветшавшего и частью обрушившегося. При святителе началось и строительство собора – главной святыни Русской Церкви. При разборке старого храма в 1472 году было совершено обретение мощей святителей Петра, Киприана, Фотия и Ионы и установлено празднование в память этого события. Значительные труды и заботы прилагал святитель Филипп I к упорядочению жизни приходского духовенства, он особенно содействовал улучшению нравственной жизни вдовых священников и диаконов. В 1473 году, 4 апреля, в Кремле случился большой пожар, от которого сгорел митрополичий дом. Наутро, когда огонь стал утихать, митрополит пришел в деревянную церковь Успенского собора (временно устроенную) и со слезами начал петь молебен у гроба святителя Петра. Прибывший туда же великий князь, желая утешить святителя, говорил: «Бери у меня, отче, сколько хочешь хором и запасов». Но митрополит, изнемогши телом и почувствовав, что у него ослабела одна нога и рука, сказал князю: «Богу так угодно, отпусти меня в монастырь». Князь не согласился, а велел на время перевести святителя вблизи находившееся Богоявленское подворье Троице-Сергиевой лавры. Здесь в ночь на 5 апреля митрополит Филипп скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Незадолго до своей кончины Петр заложил в Москве в качестве кафедрального каменный собор в память об Успении Пресвятой Богородицы. Здесь он и нашел свое последнее упокоение, мирно отойдя ко Господу 21 декабря 1326 года. Через 13 лет был канонизирован и почитался как небесный покровитель Москвы. Уместно отметить, что Василий III с особым почтением относился к памяти святителя Петра. В 1517 году по его повелению в Москве в Высоко-Петровском монастыре был возведен итальянцем Алевизом Новым кирпичный соборный храм во имя основателя этой обители. Святитель Алексий, митрополит Киевский и всея Руси, сыграл особенно важную роль для возвышения Москвы и укрепления власти Московского князя. Наставник и советник великого князя Димитрия Иоанновича в политических делах, он был вдохновителем борьбы Руси за освобождение от ордынского ига. Подвижник окончил земное бытие 12 февраля 1378 года. Погребен в Благовещенском приделе собора, освященного в память о Чуде святого архистратига Михаила в Хонех. В 1929 году храм был уничтожен, но рака с мощами святителя была спасена и перенесена в Богоявленский (Елоховский) собор. На Руси святого Алексия чтили как небесного попечителя о роде московских князей. Святитель Иона, митрополит Киевский и всея Руси, – архипастырь, с возведением которого на первосвятительскую кафедру началась автокефальная, независимая от Константинополя, история Русской Церкви. Иона неотступно поддерживал князя Василия II Васильевича (Темного) в его борьбе за московский великокняжеский стол с мятежным галичским князем Дмитрием Юрьевичем Шемякой, призывая последнего к примирению с Василием Васильевичем. Поддерживал митрополит и политику Василия II, направленную на собирание русских земель под свою власть. После кончины (31 марта 1461 г.) Иона был погребен в Успенском соборе (Кремль), при перестройке которого в 1472 году обнаружились его нетленные мощи, и с этого времени началась череда чудес, происходивших с припадающими к ним людьми. Видимо, поэтому на церковном Соборе 1547 года Иону канонизировали как «великого чудотворца».

http://pravoslavie.ru/138043.html

Феодосий, святитель, митрополит Московский и всея Руси (Бывальцев) † 1475; память в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых До епископской хиротонии был архимандритом Московского Чудова монастыря. 23 июня 1454 года хиротонисан во епископа Ростовского митрополитом Киевским и всея Руси Ионою († 1461; память 31 марта/13 апреля, 27 мая/9 июня, 15/28 июня) с возведением в сан архиепископа. В 1455 году владыка Феодосий был осуждён за нарушение церковного устава, которое заключалось в том, что в навечерие Богоявления Господня, случившееся тогда в воскресенье, разрешил мирянам вкушать мясо, а инокам рыбу и молоко, и сам вкушал, несмотря на предостережения со стороны некоторых священников и даже мирян. Митрополит Иона призвал его на Собор в Москву и едва не лишил сана. Однако полное раскаяние и смирение архиепископа Феодосия отвратили гнев митрополита Ионы. После этого случая владыка Феодосий стал чрезвычайно осмотрительным к самому себе, осторожным с паствою и требовательным к духовенству. В 1458 году архиепископ Феодосий прибыл в Белозерск и здесь написал ко всему местному духовенству окружную грамоту, приглашая их на Собор. «Как вы в продолжение уже четырёх лет моего архиепископства не приходили к соборной Ростовской церкви, чтобы поучиться истинному любомудрию, и от нашего смирения благословения не просите, и наставлений от Божественного Писания и правил святых отцов слышать не хотите, и о церковном исправлении и своём стаде небрежёте, и всячески заблудили от правого пути, то вот я сам, сознавая свой пастырский долг, подвигся прийти сюда к вашей любви ради вашего спасения. Поэтому я созываю Собор в городе Белозерске, в церкви святого Василия, и благословляю вас, чтобы вы все без всякого прекословия явились ко мне на тот Собор ко дню Крещения Господня. А кто не явится, тот будет лишён священства, а если и потом, несмотря на моё запрещение, дерзнёт священствовать, то будет проклят». 3 мая 1461 года архиепископ Феодосий был избран митрополитом Московским и всея Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

За свою святую жизнь получил от Бога дар прозорливости и чудотворений. Получив извещение о своей кончине, мирно почил 31 марта 1461 г. При гробе святителя стали совершаться многочисленные исцеления. Нетленные мощи его были обретены 27 мая 1472 г. и положены в Успенском соборе Кремля. 28 июня, ПРАВМИР. Православные отмечают память святителя Ионы, митрополита Московского и всея России чудотворца. Святой родился в последней четверти XIV в. недалеко от Солигалича в Костромской земле. С ранних лет стремясь к иночеству, в двенадцатилетнем возрасте он принял монашество в одном из галичских монастырей, а затем перешел в Симонов монастырь в Москве. В 1431 г. за добродетельную жизнь и твердое знание учения Церкви святой Иона был поставлен во епископа Рязанского и Муромского и положил немало трудов, обращая ко Христу племена мещеры, мордвы и муромы, проживавшие в его епархии. В 1432 г. святитель Иона, вступив на митрополию, с архипастырской ревностью стал заботиться о духовно-нравственном совершенствовании своей паствы, рассылая учительные грамоты. Во время осады Москвы ногайскими татарами в 1451 г. святитель Иона совершил крестный ход по стенам Кремля, моля Пресвятую Богородицу о спасении города. И молитва его была услышана. За свою святую жизнь получил от Бога дар прозорливости и чудотворений. Получив извещение о своей кончине, мирно почил 31 марта 1461 г. При гробе святителя стали совершаться многочисленные исцеления. Нетленные мощи его были обретены 27 мая 1472 г. и положены в Успенском соборе Кремля. Церковное предание говорит, что во время Отечественной войны 1812 г. страшное видение у гробницы святителя Ионы ужаснуло французов: чудотворец был обретен с поднятой, как бы грозящей рукой. Поэтому его серебряная рака и подсвечник при ней остались неприкосновенными, тогда как все остальные ценности были похищены. По материалам Православие.ru Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/cerkov-otmechaet-pamya...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010