Так подвизался святитель Божий, уже близкий к кончине! Дабы церковь русская в тяжком стеснении ее от папы не оставалась без верховного пастыря, готовый к исходу из сей жизни св. Иона, по совету в. князя и с согласия епископов, назначил преемника себе – старшего из архиепископов по служению Феодосия ростовского. 720 О своей близкой кончине извещен он был свыше. И о ней же открыто было другим чрез ключаря Успенского собора пресвитера Иакова. Ночью сторож собора увидал освящение в храме. Извещенный о том ключарь увидал горящие свечи и слышал голос: «пойди, скажи рабу моему митрополиту Ионе, что по его молитве откроется знамение на ноге его – болезнь; устроив все должное о себе и пастве, переселятся он в жизнь вечную». Смущенный пресвитер не смел явиться к святителю: но святитель сам призвал его, облачал за непослушание повелению небесному и сказал, что жена его, тогда здоровая, скоро умрет, что и исполнилось. Исполнилось и предсказание о святителе. Боль в ноге открылась: но святитель не преставал посещать храм, готовясь к той жизни. Блаженная кончила его последовала 31 мар. 1461 г. 721 Современник кончины говорит: «лицо его было, не как у мертвеца, но как бы спал он, это от высокой жизни его, какую, как слышали мы, проводил он с юности, но примеру святых отцов». 722 После такой жизни, после чудес, совершенных еще в жизни святителем, не сомневались, что он – раб благоугодный Господу. Не прошло и года после его кончины, как духовный друг его, св. Иона, архиепископ новгородский, поручил образованному иноку Пахомию написать канон святителю Ионе. 723 Спустя 11 лет обретены не тленными мощи его и тогда же совершилось множество чудес при его мощах: тогда же установлено праздновать «по всей земли» 1 июля обретение мощей святителя. 724 Древний жизнеописатель выставляет несколько опытов чудесной силы, действовавшей в святителе еще при жизни его. Ключнику Пимену поручено было поить бедняков медом в известные дни. Одна вдова просила у него питья для своей болезни. Пимен с гневом сказал: ступай прочь, – еще не время.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Святитель Иона, поставленный после Питирима, был счастливее своих предшественников, так как весь край при нем был умиротворен. В 1458–1459 годах сильная московская рать покорила вятчан; против вогуличей были обращены силы новгородцев и устюжан, обязанных помогать пермскому владыке; когда в 1468 году казанские татары вздумали опустошить Пермский край, то и они были побеждены устюжанами. Поэтому владыка Иона озаботился распространением Христовой веры во всей великой Перми и утверждением в ней благочестия. И успел в том. В 1463 году святой Иона окрестил великую Пермь и князя их (вероятно, Михаила); строил церкви и ставил к ним священников белых или же иеромонахов. По преданию, в этом святом деле ему сперва помогали иноки Троицкой Печерской пустыни, а потом братия основанного при нем Богословского монастыря в Чердыни. Несмотря на свои апостольские труды в Пермской земле, святой Иона принимал участие в делах высшего церковного управления и не раз бывал в Москве. В 1459 году, 12 декабря, он вместе с другими иерархами подписал увещание литовским епископам сохранять верность Московскому митрополиту, а в 1461 году, по кончине святого митрополита Ионы, объявлял Собору волю почившего. Скончался блаженный епископ в преклонной старости, после 15-летнего управления епархией, в 1470 году, и положен в соборной церкви по левую сторону от святителей Герасима и Питирима, где и доныне они три вкупе почивают и творят чудеса, подавая исцеления с верою приходящим к ним. Зинон постник, в Дальних пещерах почивающий, преподобный Преподобный Зинон, постник и трудолюбец, подвизался в Дальних пещерах Киево-Печерского монастыря в XIV веке. В 3-й песне канона преподобным отцам в Дальних пещерах он прославляется как «сияющий постом». Память его празднуется также 28 августа/10 сентября и во 2-ю неделю Великого поста. В «Сказании о житиях святых, в пещере преподобного Феодосия почивающих», говорится: «Преподобный Зинон, постник и трудолюбец, многими добродетельными иноческого жития подвиги, постом, молитвами, смирением, послушанием благоугоди Богови». Афанасий Кальпофийский писал о преподобном Зиноне: «Почил после трудов своих благословенный инок Зинон; в теле целом лежит». Мощи св. Зинона открыто почивают в Дальних (Феодосиевых) пещерах. Январь, 31 Никита, епископ Новгородский — преставление

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

2110 Упоминается под 1449 г. в Воскресенской лет. (ПСРЛ Т. 8. С. 121) в числе участников Собора 1448 г., избравшего митрополита Св. Иону. 2112 Упоминается в Никоновской лет. под 1461 г. при поставлении митрополита Феодосия (ПСРЛ. Т. 12. С. 114). Был избран на митрополичью кафедру, и был «введён на двор митрополичий», по Никоновской лет. 04.06.1473, а поставлен – 29.06. (ПСРЛ. Т. 12. С. 154). Память – в Соборе Московских святых в воскресенье перед 26.08. 2115 Вторая дата – дата ухода на покой (Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Τ. 1. СПб., 1841. С. 169–170). 2116 По кн. Григорий, архим. Список настоятелей Московского Спасо-Андрониева 2-го класса монастыря и судьбы их. M., 1895. С. 11 – вторая дата иная: 01.06.1518. 2122 «...За единомыслие с раскольниками в 1667 г. соборне осужден, лишен сана и заточен в Палеостровский (?) монастырь, где и скончался...» (ААО. Т. 1. С. 246). 2125 Митрополит. 25.12.1730 лишен сана и сослан в Свияжский (Казанская еп.), а оттуда 30.12.1731 в Николо-Карельский монастырь, где и преставился 25.12.1741 (АСТ. Т. 3 С. 143). По-видимому, это сообщение архиепископа Саввы ошибочно; по Н.Д. Иерархия... Т. 3 – Игнатий Смола лишь 23.12.1742 пострижен в схиму (с именем Ионы). 2131 Архиепископ. В связи с восстановлением Патриаршества 1917 г., Иоасаф (Каллистов) утверждается в должности Патриаршего Наместника (по управлению Московской епархией, преобразованной отныне в Патриаршую Область и Патриаршими ставропигиями) с титулом: архиепископ Коломенский и Можайский (указ Святейшего Патриарха о сем от 16.01.1918, 141). Скончался 03.02.1920 в Москве; отпевание совершено Святейшим Патриархом Тихоном; погребение – в левом приделе нижнего Казанского соборного храма Московского мужского Богоявленского монастыря на Никольской ул., 25. Что касается вопроса о Патриарших ставропигиях, то приводим по сему предмету следующую справку. После упразднения Патриаршества (при Петре I), «...при восстановлении Московской епархии из нее выделены бывшие первостепенные Патриаршие монастыри: Троице-Сергиев (ныне Лавра), Владимирский Рождествен., Чудов, Новоспасский, Воскресенский- Новоиерусалимский, Симонов, Костромской Ипатиев, Звенигородский Саввин, Донской, и Заиконоспасский; соборы: Большой Успенский и Благовещенский, Крестовые Патриаршего дому церкви, которые, как непосредственно зависящие от Патриарха, а затем Синода, вместе с Киево-Печерской Лаврою были наименованы ставропигиальными и подчинены непосредственно Синодальной Конторе. Впоследствии в синодальное ведомство переданы: Александро-Невская и Почаевская Лавры. Соловецкий монастырь, Николо-Гостунский собор; в 1849 г. из ведомства московского митрополита отчислены придворные соборы: Верхоспасский и Преображенский и придворные церкви в Московском Кремле. (О правах и значении ставропигий см. Валсамона, толкование на 31 канон правил св. Апостол; также греческую Кормчую Пидалион. Примеч. 3)...» (Н.Д. Иерархия... С. 206 – 207, прим.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

24 января 1872 г. 1461 письмо 390 вып. З стр. 144) Отзыв святителя Феофана о схимонахине Магдалине через 8 лет после смерти Какая живая душа была эта Магдалина! Удержи нет. Такую Бог дал ей благодать! А все от веры и решения... Ибо решившись однажды, она не ворочалась назад, даже помыслами. 1 февраля 1877 г. 3. Душа после смерти Память смертная Чувствуете изнеможение и думаете, что это дверь к исходу. Немощность напоминает о смерти; но не пророчит о часе ея. Принимая однакож напоминания не непристойно готовиться к ней. Как вы постоянно немоществуете, то вам легко сродниться с мыслию об исходе, по примеру пр. Никанора, и он не застанет вас нечаянно. Блаженна память об исходе; она с памятью о Господе – крепкая основа христианскому благонастроению духа. Сны, вами прописанные – все хороши. Но к чему они даны? В утешение и укрепление духа, да не малодушествуйте, и на утверждение мысли об ином мире, яко не далече от нас сущем, и в удостоверение об общении с ним. Это милость Божия! 1435 письмо 1043 вып. 6 стр. 18) Хорошо, что любите память Божию... прилагайте к ней еще и страх благоговейный. Память смерти не подавляет и не угрюмость наводит, а только возбуждает сторожевую бдительность над собою. Юношеской веселости она не дает неудержимого разлива... и всему простору чувственности полагает меру и запоры. Вам желателен простор. Припомните, что не в шутку сказано слово о просторном пути... 1436 письмо 969 вып. 6 стр. 20) Загробная доля умерших Что делается с усопшими? – Тело возвращается в землю; а душа получает от Господа особое некое место по своему устроению, где и пребывает до окончания века, в чаянии радостном или в нечаянии ужасательном. То – закрытая для нас страна. Что там, с точностию неопределено... тамошнее состояние вполне соответствует тому, как настроит себя человек здесь на земле. Как настроить – широко разъяснено в Евангелиях и Посланиях. Это и есть теперь для нас главное. Как цель не на земле, а в другом образе бытия; то разумно всю заботу обращать на то, чтобы добре приготовиться туда.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

24 января 1872 г. 1461 письмо 390 вып. З стр. 144) Отзыв святителя Феофана о схимонахине Магдалине через 8 лет после смерти Какая живая душа была эта Магдалина! Удержи нет. Такую Бог дал ей благодать! А все от веры и решения… Ибо решившись однажды, она не ворочалась назад, даже помыслами. 1 февраля 1877 г. 3. Душа после смерти Память смертная Чувствуете изнеможение и думаете, что это дверь к исходу. Немощность напоминает о смерти; но не пророчит о часе ея. Принимая однакож напоминания не непристойно готовиться к ней. Как вы постоянно немощетвуете, то вам легко сродниться с мыслию об исходе, по примеру пр. Никанора, и он не застанет вас нечаянно. Блаженна память об исходе; она с памятью о Господе — крепкая основа христианскому благонастроению духа. Сны, вами прописанные — все хороши. Но к чему они даны? В утешение и укрепление духа, да не малодушествуйте, и на утверждение мысли об ином мире, яко не далече от нас сущем, и в удостоверение об общении с ним. Это милость Божия! 1435 письмо 1043 вып.6 стр. 18) Хорошо, что любите память Божию… прилагайте к ней еще и страх благоговейный. Память смерти не подавляет и не угрюмость наводит, а только возбуждает сторожевую бдительность над собою. Юношеской веселости она не дает неудержимого разлива… и всему простору чувственности полагает меру и запоры. Вам желателен простор. Припомните, что не в шутку сказано слово о просторном пути… 1436 письмо 969 вып.6 стр.20) Загробная доля умерших Что делается с усопшими? -Тело возвращается в землю; а душа получает от Господа особое некое место по своему устроению, где и пребывает до окончания века, в чаянии радостном или в нечаянии ужасательном. То — закрытая для нас страна. Что там, с точностию неопределено…, тамошнее состояние вполне соответствует тому, как настроит себя человек здесь на земле. Как настроить — широко разъяснено в Евангелиях и Посланиях. Это и есть теперь для нас главное. Как цель не на земле, а в другом образе бытия; то разумно всю заботу обращать на то, чтобы добре приготовиться туда.

http://pravmir.ru/zakrytaya-dlya-nas-str...

После того как мы описали универсальный характер понятия «чувство», нам будет легче перейти к объяснению того, что следует вкладывать в понятие «сердце». Поскольку все чувства исходят из него, то оно должно быть объединяющим центром человеческой личности. Именно его мы назвали «субъективным всеединством» 1455 , ибо именно сердце поддерживает энергию всех сил души, сил чувственно-животных и телесных 1456 . И если для аналитической мысли греческой и западной традиции трудно принять такое явное смешение различных функций души и соотнести, как это и сделано в Библии, мысли, волевые решения, чувства, память, целостное отношение только с одним органом, то такой подход вполне соответствует русскому сознанию. Даже с точки зрения материалистической, пишет о. Павел Флоренский 1457 , сердце является естественным центром человека; слово сердце является уменьшительной формой от слова средо, «выражающего идею нахождения или действования “внутри”, “между”». Сердце обеспечивает определенное единосущие (homoousia) всех членов, само его положение в теле уже указывает на это и легко заметить симметрию верхней и нижней части тела. «Уже поверхностный взгляд указывает естественное расчленение человеческого тела на голову, грудь и живот» 1458 . «Вот почему благодатная мистика сердца – явление здоровья и уравновешенности организма, тогда как ложная мистика головы или чрева всегда имеет либо своим корнем, либо своим плодом болезнь и души, и тела» 1459 . Несомненно, следует признать, что сердце в метафорическом, психологическом и духовном смыслах сохраняет одну и ту же функцию, являясь корнем всех других начал в человеке. «Сокровенный сердца человек» (1 Петр. 3 : 4), о котором говорит апостол Петр, был для Феофана Затворника не чем иным, как сердцем, «истинным и подлинным “Я”» 1460 . Сердце «и есть истинный человек, – говорил уже Г. Сковорода, – вся внешняя наружность в человеке есть не что иное, как маска» 1461 . Очевидно, что такой подход создавал определенные трудности для тех, кто хотел бы рассматривать «сердце» лишь как одно из ряда других начал в человеке. В действительности это понятие должно обозначать их единство: любить Бога «всем сердцем твоим» означает искать Его «всею душою твоею и всем разумением твоим» (Мф. 22 : 37) и «всею крепостию твоею» (Мк. 12 :30). И тогда возникает вопрос: как же достичь этого единства, этой человеческой целостности? Здесь сокрыто две принципиальных концепции. Первую мы назовем «статической», а вторую – «динамической». Статическая целостность и динамическое единство

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

Это дало ему силы пережить травлю, гонения, всё, что на него обрушилось, все искушения – не отступить, а пройти сквозь них. Именно потому, что он понимал, что Господь ему сказал: «Я сохранил тебе жизнь для этого великого дела». Рейтинг: 9.7 Голосов: 1461 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Дима 28 августа 2016, 20:58 Впервые увидел фильм " Андрей Рублев " в 1974 году. Киев, кинотеатр повторного фильма, бесплатный показ в течении недели. Было и такое у православного народа во времена воинствующего атеизма. Виктор 16 февраля 2016, 14:15 Антон Дранищев прав. раба Божия Тамара 14 февраля 2016, 16:47 Тоже смотрела " Андрей Рублев " в 70-х, еще подростком...взрослые говорили, что фильм талантливый и запрещенный. Шел в кинотеатре недолго и было трудно " достать " билеты! Впечатление было шоковое! Светлое, радостное и Бог! и - жестокое и кровавое! Конец фильма - словно душа воспарила...Шли из кинотеатра - слов не было, как будто онемела. Все что-то говорят, обсуждаю, а я молчу...благо - меня никто и не спрашивал. Многие эпизоды стали понятны только годы спустя! федор 13 февраля 2016, 20:10 И еще одно замечание. Сцена в " Солярисе " , где Хари на коленях у Криса имеет иную аналогию-прототип в живописи. Это автопортрет Рембранта с женой. федор 13 февраля 2016, 19:59 Небольшая поправка. Я точно знаю, что смотрел фильм 1975 или 1976 годах. Кинотеатр не помню, но так как не особенно бегал по кинотеатрам, то все-таки это было что-то приличное. Впечатление было огромное. Кажется незадолго до этого вышло " Зеркало " , которое смотрел на киноклубе с выступлением самого Тарковского. И только-только начал воцерковляться. Фильм много помог этому процессу. Автору статьи большая благодарность. olga 13 февраля 2016, 01:22 nastupaet vremja, kogda nakonez prihodit ponimanija. I takoj film, kak Andrej Rublev - eto po-istine Psaltirj v filme. Елена 12 февраля 2016, 19:11 Спасибо за память о замечательном фильме великого режиссера.Впервые смотрела этот фильм студенткой в 1970.В нашем городе - республиканском центре, фильм шел на последнем сеансе не более 2-х дней, рекламы не было, но билеты приходилось " доставать " .

http://pravoslavie.ru/90549.html

Закрыть Русский медведь должен начать огрызаться Западные политики обвинили Россию в попытках переписать историю Второй мировой войны 17.01.2020 1461 Время на чтение 6 минут Депутат Европарламента от Европейской народной партии Манфред Вебер обвинил российское руководство в попытках переписать историю, сообщает РИА Новости. Трансляция дискуссии на тему «Искажение европейской истории и память о Второй мировой войне» велась на сайте ЕП. «Мы в Европейской народной партии не можем принять попытки Путина переписать историю. Хотя Советский Союз понес огромные потери в ходе войны, а его солдаты проявили героизм, нельзя отрицать, что пакт Молотова — Риббентропа привел к началу Второй мировой войны», — заявил он. Депутат от Европейской народной партии и экс-глава МИД Латвии Сандра Калниете назвала Сталина «союзником Гитлера». По ее словам, СССР якобы позволил Германии атаковать Западную Европу и оставил Великобританию один на один с войсками вермахта. При этом зампредседателя Еврокомиссии Вера Йоурова назвала недопустимым приравнивание СССР к нацистской Германии. «Нельзя забывать, что совершили советские солдаты во время Второй мировой войны, когда Германия была врагом СССР. Советские солдаты понесли огромные жертвы», — отметила она. Вышеуказанные заявления комментирует в телефонном интервью «Русской народной линии» политолог, д.филос.наук, профессор Сергей Викторович Лебедев: После окончания Второй мировой войны на Западе начали искажать правду о войне. Однако все совершеннолетние жители Европы всё видели и понимали, поэтому на них не действовала пропаганда. Ныне же возраст последних ветеранов приближается к 100 годам, и теперь гораздо проще осуществлять ревизию исторического знания. В мире появилось малообразованное поколение. Все эти реформы и эксперименты привели к деградации, большинство людей плохо знают историю. По личному опыту могу сказать, что западные ученые-историки, доброжелательные и нейтральные, являются хорошими специалистами в одной сфере, но не представляют исторической картины в целом. Это клиповое мышление, когда не происходит ни малейшего философского осмысления событий. Такие ученые гораздо легче воспринимают пропагандистские трактовки.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/01/17/ru...

И повелел по них Митрополиту и со всеми соборы пети панихиду и обедни служить, общую милостыню повеле церквам дати, и корм установил в Большой Палате на Митрополита, и на вся соборы. Сию общую память по всех православных христиан велел и в прочие лета поминать до скончания мира, на честь Богу и на славу и на хвалу своему Царству. И оттоле повеле ту общую память написать в соборные книги, от того времени благословенные Цари с любовью память творят прародителем своим, Благочестивым Царём и Великим Князем, приходяще в соборную церковь Архистратига Михаила, у гробов их поклоняхуся. Его же память настанет, соборне Патриарх с Митрополитом и со всем освященным собором панихиду поют, и на утре литургию служат. Також и у Вознесения Господня память сотворяют Царицам и Царевнам и Великим Княжнам, и милостыню творят довольно, и сам Царь от своей десницы дарует Патриарху ядения и пития, такоже и властям, и протопопом, а всех церковников повелевает кормить и поить довольно, и по сие время». За предисловием следует: а) Помянник Патриархов Вселенских, Восточных и Всероссийских. Из Восточных здесь вписаны: Иаков, Иона, Исайя, Герман, Тарасий, Никифор, Мефодий, Анфиноген, Софроний. Далее следуют Московские и всея России, первой записи: Иов (1589– 1605), Ермоген (1606–1612), Филарет (1619–1633), Иоасаф 1, (1634–1641), Иосиф (1642–1652), Никон Патриарх схимник (1681), Иоаким (1674–1690), Адриан(1690–1700). б) Помянник Митрополитов Московских и всея России. Здесь вписаны: Феогност (1328–1353), Алексий (1354–1378), Киприан (с 1380–1385), и вторично (с 1390–1407) Пимен (1385–1390), Фотий (1408 –1431), Петр (1325–1326 в Москве), Иона (1449–1461), Феодосий (1461–1465), Филипп (1465–1473), Геронтий (1473–1489), Зосим (1491–1494), Симон (1496–1511), Варлаам (1511–1522), Даниил (1522–1539), Иоасаф (1539–1543), Макарий (1543–1564), Афанасий (1564–1566), Филипп Колычевский (1566–1569), здесь оканчивается помянник Митрополитов Московских. Далее следуют: Киприан Митрополит (вероятно Новгородский † 1635) и Аникита Митрополит (?) Потом Крутицкие Митрополиты, в первой записи: Пафнутий (1602–1616).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

по повелению великого князя Uoahha III и по благословению митрополита Филиппа, тогда же установивших и праздник в память этого события; д) наконец, служба преподобному Димитрию Прилуцкому. Последняя, впрочем, нигде не надписывается именем Пахомия и может быть усвояема ему только гадательно: в ней тот же слог, те же любимые выражения, что и в прочих службах Пахомиевых, и встречаются целые стихиры, буквально взятые из служб Пахомия преподобному Сергию и святому митрополиту Ионе. С достоверностию же о ней можно сказать лишь то, что она написана не прежде Пахомия и в XV в., так как сохранилась в списке этого века, но могла быть написана и не самим Пахомием, а кем-либо другим по подражанию Пахомию, например, тем же игуменом Макарием, который составил тогда житие преподобного Димитрия Прилуцкого. Наконец, не менее шести церковных песнопений сложил Пахомий в честь святых русских, которые в его время чтились только местно или даже еще не чтились, а прославлены уже Соборами 1547–1548 гг., и на один местный праздник, сделавшийся общим только в 1584 г. Так, вероятно, еще в Сергиевом монастыре вслед за службою преподобному Сергию Пахомий написал и службу ученику его, преподобному Никону. По поручению Новгородского владыки написал (1560–1561) каноны митрополиту Московскому Ионе († 1461), Новгородскому архиепископу Евфимию († 1458) и преподобному Савве Вышерскому († 1461) вскоре после их кончины, когда едва ли успело установиться и местное им празднование. Может быть, по поручению того же Новгородского владыки или по просьбе других новгородцев написал Пахомий два канона, помещаемые в службе на праздник Знамения Новгородской иконы Богородицы. По поручению же Пермского епископа Филофея (1472–1501) написан канон просветителю зырян святому Стефану Пермскому. Пахомия должно назвать плодовитейшим из всех наших церковных песнописцев, когда-либо бывших. Он слагал свои песни по готовым образцам греческим, существовавшим в славянском переводе, но слагал довольно искусно и без рабского подражания.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010