Несмотря на эти меры, весной 1450 г. ирландцы разорили часть графства Мит. В это время в Англии вспыхнуло восстание Джека Кэда, в подготовке к-рого подозревали герц. Ричарда Йоркского, и он покинул И. Деятельность Ричарда не улучшила положение колонии, однако привлекла на сторону партии Йорков большинство англо-ирл. магнатов. После победы Ланкастеров на Ладфордском мосту (окт. 1459) герцог Йоркский, лишенный всех должностей и объявленный гос. изменником, бежал в И., где аристократы во главе с Килдэром и Десмондом и население колонии оказали ему поддержку. Ирл. парламент, созванный в Дроэде (февр. 1460), подтвердил полномочия герцога как наместника И. и отказался признать власть англ. парламента. Правительство кор. ГehpuxaVI задержало в англ. гаванях направлявшиеся в И. корабли и попыталось побудить гэльских правителей к мятежу. После победы графа Уорика над Ланкастерами при Нортгемптоне (июль 1460) Ричард Йоркский вернулся в Англию. Выступление магнатов и колонистов на стороне Йорков способствовало консолидации власти в руках Килдэров. Их соперники Ормонды были приверженцами партии Ланкастеров. 5-й граф Ормонд был казнен йоркистами в Англии (1461), его преемник не посещал И., что привело к фактическому разделению владений между его враждовавшими между собой родственниками. При кор. ЭдyapдeIV (1461–1470, 1471–1483) управление колонией было сосредоточено в руках Килдэров и Десмондов, к-рым удалось подавить мятеж Батлеров. Однако колонисты во главе с Уильямом Шервудом, еп. Мита, выразили протест против поборов и реквизиций, проводимых магнатами. В Дублин прибыл Джон Типтофт, гр. Вустера (наместник И. в 1467–1470), к-рый попытался ослабить позиции магнатов и объявил Десмонда и Килдэра изменниками. Томас, 8-й граф Десмонд, укрылся в доминиканском мон-ре в Дроэде, но был выведен оттуда и казнен (1468). Казнь графа привела к возмущению магнатов и гэльских правителей, последовали разорительные для колонии междоусобицы. После отзыва Вустера граф Килдэра получил прощение, однако вступил в конфликт с колонистами, пытавшимися избежать разорительных поборов на оборону.

http://sedmitza.ru/text/2557586.html

Церкви. После похода в Лейнстер герцогу подчинились Мак Мурхада и др. местные правители, причем представители рода О Бронь обязались выучить англ. язык и носить англ. одежду. На совещании знати в Дублине было решено отказаться от реквизиций и принудительного размещения войск на постой. Несмотря на эти меры, весной 1450 г. ирландцы разорили часть графства Мит. В это время в Англии вспыхнуло восстание Джека Кэда, в подготовке которого подозревали герц. Ричарда Йоркского, и он покинул И. Деятельность Ричарда не улучшила положение колонии, однако привлекла на сторону партии Йорков большинство англо-ирландских магнатов. Гробница Пирса Руа Батлера, 8-го графа Ормонда, в соборе св. Каннеха, Килкенни. Сер. XVI в. Гробница Пирса Руа Батлера, 8-го графа Ормонда, в соборе св. Каннеха, Килкенни. Сер. XVI в. После победы Ланкастеров на Ладфордском мосту (окт. 1459) герцог Йоркский, лишенный всех должностей и объявленный гос. изменником, бежал в И., где аристократы во главе с Килдэром и Десмондом и население колонии оказали ему поддержку. Ирл. парламент, созванный в Дроэде (февр. 1460), подтвердил полномочия герцога как наместника И. и отказался признать власть англ. парламента. Правительство кор. Генриха VI задержало в англ. гаванях направлявшиеся в И. корабли и попыталось побудить гэльских правителей к мятежу. После победы графа Уорика над Ланкастерами при Нортгемптоне (июль 1460) Ричард Йоркский вернулся в Англию. Выступление магнатов и колонистов на стороне Йорков способствовало консолидации власти в руках Килдэров. Их соперники Ормонды были приверженцами партии Ланкастеров. 5-й граф Ормонд был казнен йоркистами в Англии (1461), его преемник не посещал И., что привело к фактическому разделению владений между его враждовавшими между собой родственниками. При кор. Эдуарде IV (1461-1470, 1471-1483) управление колонией было сосредоточено в руках Килдэров и Десмондов, которым удалось подавить мятеж Батлеров. Колонисты во главе с Уильямом Шервудом, еп. Мита, выразили протест против поборов и реквизиций, проводимых магнатами.

http://pravenc.ru/text/674067.html

126. 1411 Осада Константинополя турками-османами. Распространение ислама, завоевание территорий противника. Туркам не удается захватить город. 127. 1422 Осада Константинополя турками-османами. Первая полномасштабная османская осада Константинополя произошла в результате попыток византийского императора Мануила II bмeшamьcя в преемственность османских султанов после смерти Мехмеда I b 1421 году. Несмотря на победу, Византия фактически превратилась в несколько отдельных полос земли, помимо самого Константинополя. Она также столкнулась с серьезными экономическими проблемами и испытывала острую нехватку солдат. 128. 1422-1430 Осада Фессалоники турками-османами. Распространение ислама, завоевание территорий противника. Победа турков. Город оставался в руках Османов в течение следующих пяти столетий, пока он не стал частью Королевства Греции в 1912 году. 129. 1453 Осада Константинополя турками-османами во главе с Мехмедом II u падение города. Распространение ислама, завоевание территорий противника. Завоевание Константинополя и падение Византийской империи стали переломным моментом позднего средневековья, ознаменовав фактический конец последних остатков Римской империи, государства, которое началось примерно в 27 году до Р. Х. и просуществовало почти 1500 лет. Среди многих историков падение Константинополя считается концом средневекового периода. После завоевания города Мехмед II cдeлaл Константинополь новой столицей Османской Империи. 130. 1460 Завоевание турками-османами деспотата Мореи. Распространение ислама, завоевание территорий противника. Хотя город в конце концов сдался, Грайцас, его гарнизон и некоторые жители города продержались в замке до июля 1461 года, когда они бежали и достигли венецианской территории. 131. 1461 Завоевание турками-османами Трапезундской империи, последнего собственно византийско-греческого государства-преемника. Распространение ислама, завоевание территорий противника. Падение Трапезундской империи, которая была последним собственно византийско-греческим государством-преемником.

http://azbyka.ru/shemy/vizantijskie-vojn...

Неточность Геродотова известия, быть может, объясняется влиянием на него более известных ему греческих (пифагорейских) воззрений касательно душепереселения. 1258 Период Аписа основан был на вычислении лунных изменений в их отношении к солнечному году. По прошествии 25 лет, луна имела один и тот же вид в те же самые дни солнечного года. Апис – представитель плодотворной силы луны должен был, поэтому, жить 25 лет, а потом его убивали. Период Сета, по мнению Улеманна, указывал на то, что, по прошествии 30 александрийских годов, 1-го числа месяца Тота (первый месяц в году) солнце и луна приходили или становились в то же самое соединение. 1259 Изменения в дне явления звезды Сириус основывались на известном египтянам несоответствии солнечного (тропического) года с гражданским, который состоял у них, как и при Юлианском счислении; из 365 1 / 11 дней. По истечении четырех лет, очевидно, день явления Сириуса должен был падать уже на второе число Тота, восьми, – на третье и т. д., пока, в продолжении 1460 лет, он не падет опять на первое число Тота. Египтяне, по прошествии 4-х лет, не прибавляли день в году, как это делаем мы, а через 1460 лет вставляли целый год. Такие годы должны были быть за 2782 г. и за 1322 г. до нашей эры. Вернее, впрочем, было бы, по словам Лепсиуса, обозначить этот период в 1505 лет. 1260 По Лепсиусу, это был мультипликат 25-летнего лунного цикла и солнечного цикла в 1461 год (сотического). По Улеманну, древние, – при этом счислении, не совсем точном, – полагали круглым числом на сдвижение одного знака в круге Зодиака (из 30 градусов) 3000 лет и на передвижение декана – (10-ти градусов) – 1000 лет. В своем «Grundzüge der Astronomie d. Alten, besonders d. Aegypter», он замечает, что в связи с этим стояли и представления древних о веках, или прошедших эпохах мировой жизни. Последним веком, по его словам, египтяне считали век близнецов и называли его творческим – по отношению, к настоящему status quo мира. В год творения, говорили они, Сириус – Sothis восходил вместе с солнцем. Судя по нынешнему положению этой звезды, с того времени прошло 7632 года. Следовательно, египтяне полагали творение мира за 5800 лет до Рождества Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

всегда пытался оказать помощь греч. народу. После падения Византийской империи (1453) свою задачу он видел в организации совместных действий европ. гос-в для крестового похода против турок. В июле 1453 г. В. направил письмо венецианскому дожу Франческо Фоскари, в к-ром обрисовал угрозу Венеции, исходившую от господства турок на Адриатике, однако его пламенный призыв к борьбе не нашел отклика. По поручению папы Каллиста III в 1455 г. В. побывал при дворе неаполитанского кор. Альфонса I с целью склонить его к военному участию в борьбе с врагами христианства. Этой же цели он пытался достичь на встрече глав европ. гос-в в Мантуе (1459); получив поддержку папы Пия II , В. выступил с речью, в к-рой предложил конкретный план крестового похода и способы его организации. В 1460-1461 гг. В. как папский легат побывал в Германии, пытаясь пропагандировать идею крестового похода, но помехой была вражда имп. Фридриха III Габсбурга с его братом, эрцгерц. Австрийским Альбрехтом VI. В 1463 г., выполняя поручения папы в Венеции, В. вел переговоры об организации военной экспедиции; в результате Сенат принял решение объявить войну султану. Папа Пий II также начал подготовку к походу против турок (для к-рого В. на собственные средства снарядил галеру), но смерть папы в 1464 г. привела к отмене этого мероприятия. В. написал произведения как на греч., так и на лат. языке, к-рым владел в совершенстве. Философские представления В. формировались под влиянием Плифона, благодаря к-рому будущий кардинал стал приверженцем философии Платона и ярым латинофилом. В. занял особую позицию в разгоревшемся в XV в. с новой силой споре «платоников» и «аристотеликов». В своих философских трудах он отдавал предпочтение Платону перед др. философами, хотя и не критиковал резко Аристотеля, как это делали последовательные «платоники». Для человека, перешедшего в католичество, было опасно открыто выступать против учения этого философа, поэтому В. был осторожен в высказываниях и подчеркивал свое уважение к авторитету Аристотеля.

http://pravenc.ru/text/158772.html

Иногда ученики самые злые шутки проделывали над бедным педагогом. Если педагог возбуждал ненависть в своих молодых питомцах, горе ему. Случалось, что дерзкие шалуны сажали бедного педагога на ковер, какой обыкновенно постилался на полу, подбрасывали ковер с сидящим на нем кверху, как можно выше, сами же отскакивали, так что педагог низвергался наземь; иногда он больно ушибался, причем самая жизнь его подвергалась опасности. Но педагоги должны были про- —491— щать своим ученикам, потому что они были рабского состояния и не обладали достодолжным авторитетом 1456 . Но и риторы со своей стороны не оставляли без внимания хода занятий и жизни своих учеников. В видах достижения благоприятного результата в учении, риторы не чуждались и розги, но некоторые хвалились, что они не имели нужды прибегать к таким мерам. Особенное влияние риторы могли иметь на учеников, вследствие некоторых, установившихся обычаем, условий взаимно-общения учеников и учителя. Ученики нередко сопровождали своего учителя на прогулках; в случае болезни кого-либо из учеников ритор обязан был посещать больного, и в случае болезни ритора, в свою очередь ученики должны были навещать его, причем они оставались при его постели на всю ночь. Риторы давали отчет родителям об успехах своих учеников 1457 . В некоторых городах, как напр. в Афинах, ученики одного ритора составляли партию враждебную с учениками другого ритора. Эта вражда особенно ясно выражалась при приеме нового ученика корпорацией данного ритора. Прием сопровождался некоторыми обрядами, наприм., торжественным отведением вновь принимаемого в баню; а при самой вербовке новых слушателей для своего ритора весьма часто между учениками, принадлежащими к разным школам, происходили драки: палки, камни и даже мечи пускались нередко в ход в этих баталиях 1458 . Между учениками, принадлежащими к одной и той же школе, устанавливались весьма дружественные отношения, и расставанье не обходилось без самых трогательных сцен 1459 . – Скажем два три слова о характере и быте самих риторов. Некоторые между риторами достигали высокой славы, благодаря искусству своего преподавания. Таков, например, был Ливаний. Иные из них пользовались завидными почестями; когда знаменитые риторы приближались к какому-нибудь городу, весь город —492— выходил им навстречу; в честь риторов воздвигались статуи и им давались почетные титулы высших должностей 1460 . Но хорошие риторы в это время составляли исключение: софистика и диалектика в худшем смысле слова – были истинной сферой, в которой вращались риторы. Отвлеченность, фразерство, пустые разглагольствования, смешная страсть к оригинальным, но нелепым мыслям – были главными чертами умственного строя риторов. – В некоторых городах риторы составляли из себя ученые корпорации и вели преподавание общими силами 1461 . Риторические школы уже в ΙV веке, в век Ливания, не довольно процветали; по уверению Ливания, некоторые риторы

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

обр., Гильгенфельд – сближают Вардесана с Валентином, другие, напр. Липсий – с офитами. Из древних ересеологов, как мы видели 1458 , Ипполит, не указывая особых оснований, считает Вардесана восточною ветвью школы Валентина. Учеником Валентина, в течение более или менее продолжительного времени, называют Вардесана и Евсевий 1459 с Епифанием 1460 . Гильгенфельд указывает пункты, в которых, по его мнению, учение Вардесана совпадает с системою Валентина. «Вся система его,– говорит Гильгенфельд,– начинается противоположением вечнаго, неведомаго первосущества, валентиниановскаго Вифоса, и несозданной материи“. Эманатизм в системе Вардесана Гильгенфельд возводит на «валентиниановскую теорию о сицигиях“. В частности, вторая дочь Св. Духа – дочь дочери – Tochter-Tochter, по выражению Гильгенфельда, довольно ясно указывает на павшую Софию, или офитскую Софию-Прунику, валентиниановскую Софию Ахамонт. Также и в астрологическом учении и в учении о судьбе, по воззрению Гильгенфельда, нужно смотреть на Вардесана, как «представителя восточнаго валентинианства“ 1461 .– Нам представляются эти параллели и сближения довольно насильственными, во всяком случае искусственными и нисколько не убеждающими в особом сродстве двух названных систем. В самом деле, что может быть общего, напр., между богато развитым учением Валентина об эонах и сизигиях и столь несложною эманацией Вардесана? Как можно навязать Валентину такую замысловатую и широко развитую астрологию, какую мы видим у Вардесана? Замечание св. Иринея (Adv. haer. I, 16, 6) о валентинианине Марке, что он στρολογικς μπειρος 1462 – слишком ничтожное основание для этого, чтобы о нем говорить серьезно.– 12. Мы примыкаем к выводам Неандера, Липсия и Буссе, что учение Вардесана во всём существенном совпадает с данными Иринея об «офитах“. Совершенно как офиты, Вардесан говорит об оплодотворении Матери всякой жизни или Св. Духа от Отца всего живого и рождения от нее Христа. Из света, истекшего в хаос, образуется, по тому и другому учению, Ахамот или Хакмут, которая должна составить одну сизигию со Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Было у них еще представление, что мир есть огромный остров, имеющий форму параллелепипеда, окруженный горами, поддерживающими железный небесный свод. При таких представлениях, конечно, они никаким образом не могли вычислить правильно объема земли не ее веса. Египтяне много занимались астрономией. У них во многих городах были обсерватории (в Дендерах, Тини, Мемфисе, Гелиополисе и др.), на которых жрецы внимательно наблюдали за всеми явлениями, происходившими на небе. Но эти наблюдения представляли собою скорее эстетическое созерцание, чем образцы научного исследования. Лучшим доказательством ограниченности астрономических познаний египтян служит их календарь. В глубокой древности они делили год на 12 месяцев по 30 дней в каждом. Неверность этого счисления не замедлила обнаружиться. Тогда они к 360 дням года прибавили еще 5 сверхгодичных или эпагоменных дней. Об этой прибавке у них сложился такой миф. Богиня Нут имела связь с Себом. Ра (бог солнца), узнав об этом, околдовал ее так, что она не могла разрешиться от бремени ни в один из месяцев какого бы то ни было года. Но Тот, любивший богиню, стал играть в кости с Луною и выиграл у ней шестидесятую часть каждого дня, из чего составили 5 дней и прибавили их к 360. Однако и эта романтическая прибавка, уменьшив разницу между гражданским годом египтяне и годом астрономическим, не уничтожила ее совсем: гражданский год у них был на 4 суток меньше астрономического, и 1461 год гражданский равнялся 1460 годам астрономическим. Времена года, время разлива Нила, посева и жатвы должны были у египтян передвигаться с одних месяцев на другие. Если бы они действительно умели производить астрономические вычисления и обладали астрономическими познаниями, у них не случилось бы этого. Развитие астрономии обусловливается степенью развития математики. От XIX династии до нашего времени дошел математический трактат, показывающий что египтяне в области чистой математики не сделали больших успехов. Они были хорошими практическими геометрами, как об этом свидетельствуют их пирамиды и храмы, но они были недалекими теоретиками. Их меры были менее совершенны, чем, например меры вавилонян. В области теории они не возвысились даже до признания в общем виде теоремы Пифагора (квадрат, построенный на гипотенузе, равен сумме квадратов, построенных на катетах). С благоговейным изумлением они открыли, что если один катет будет равен – 3, другой – 4, то гипотенуза будет равна 5. (3х3+4х4=5х5), они признали этот треугольник священным, и у них стало означать Озириса, – 4 – Изиду, 5 – Гора, но они не подумали обобщить это открытие 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Как видим, данная точка зрения (не станем говорить о ней более подробно) не может быть принята по самому существу дела 1454 . Глава пятая. Критический разбор мнения, отождествляющего чудесные исцеления Христом Спасителем больных на основании их веры в Него с лечением больных внушением или гипнотизмом1455 О гипнотизме как научном факте существует необозримая литература 1456 . Он в дальнейшем завоевывает все большее и большее к себе внимание. Связанные с ним вопросы образовали несколько научных школ 1457 . Открытое вновь поле научной мысли наполнено необозримым количеством различных деятелей. Серьезная научная мысль, объективно оценивая добываемые факты в этой области, скромно заявляет о своей недостаточности в разработке обширного материала и остерегается делать какие-либо поспешные заключения. Только хвастливая посредственность мелких представителей этого направления спешит торжествовать победу над религией, развязно заявляя, что всему чудесному наступил давно жданный конец. Они – «психиатры», высший критерий фактов божественного откровения, медицинским жезлом могут творить и «чудеса», и низводить все чудесное в разряд естественного психопатологического 1458 . Поразительные факты-де служат тому неустранимым доказательством. Непримиримые враги христианства, сами лично бессильные сделать какой-либо опыт в этой области, подхватывают легковесные, непроверенные выводы поспешных и легкомысленных «научных» исследований и к своей разрушительной критике христианства прибавляют новые данные. Эта теория объяснения чудес Иисуса Христа высказывается, конечно, в работах Штрауса 1459 , Ренана 1460 , Неандера 1461 , Газе 1462 , набиравших отовсюду самые разнообразные доказательства несостоятельности христианства, где бы и как бы эти доказательства ни были высказаны. Самые факты – молчаливы. Названная категория отрицательной критики старается привлечь к ним и извлечь из них «неоспоримые» и «очевидные» логические построения. «С фактами в руках» глашатаи новой веры указывают старой вере особое место.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

В первом фрагменте, однако, появление этого самого слова считается решительно непонятным 1457 . МТ гласит: течь вода из ведер его, и семя его – на водах Можно предположить, что перевод чисто интерпретативен: тогда «воды многие», что довольно традиционно, поняты как «народы многие», слово «семя» отнесено к некоему потомку Израиля, а образ сочащихся влагой сосудов, – актуальный для народов пустыни в своем собственном смысле, – истолкован уже в связи с темой будущего наследника. С точки зрения мессианского сознания переводчиков эта версия в высшей степени интересна, однако трудно допустить, что перевод мог так далеко и неаккуратно отстоять от оригинала. Во этом случае конъектура еврейского текста не будет выглядеть более невероятной: crm [некто] из потомства его, и мышца его на народах Хотя эта конъектура чисто произвольна 1458 , она показывает, что текст мог быть достаточно иносказательным для того, чтобы требовать разъясняющего, и в то же время не слишком отклоняющегося от его буквального смысла перевода. С точки зрения ветхозаветной христологии в процитирован ных текстах обращают на себя внимание следующие детали. Ожидаемый «человек» получает благословение как Израиля, так и Иуды. К последним относится повторение слов из 49-й гл. Бытия: «Возлег он, почил, как лев и как скимен: кто разбудит его?» Ему, как личности, принадлежит царское достоинство. Заметим, что в Септуагинте речь идет об одном лице, тогда как в сектантской интерпретации «Дамасского документа» здесь говорится о двух различных служениях: «Звезда – это Истолкователь Торы, пришедший в Дамаск... Жезл – это князь всего общества» (CD VI. 19–20). Он является в далеком будущем и противостоит эсхатологи ческой угрозе в лице Гога 1459 . При нем перестают быть самостоятельными народами Моав и Едом. Именно эти народы названы не случайно, так как моавитяне первыми ввели сынов Израиля в идолопоклонство, а идумеи в пророческую эпоху «символизировали главного врага Израиля этого времени» 1460 . Потомки Сифа, которыми, в принципе, являются все живущие на земле люди, будут «взяты в добычу» (προνομεω) 1461 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010