Поэтому следует разработать указанные изделия без священных изображений или создать два разных их типа: Подобное разделение встречалось и в прошлом, когда, например, изготавливались двусторонние печати: одна сторона была простой, а другая – для особых торжественных случаев. Печать патриарха Иова (1589–1605) Возможные возражения со ссылками на древнюю христианскую традицию использования священных изображений для изготовления печатей не совсем обоснованны. Следует иметь в виду ряд отличий нашего времени от прошлых веков. Печать патриарха Филарета (1619–1633) Поэтому и в наше время церковные и православные организации для рядовой переписки и делопроизводства вполне могут обойтись простой печатью без священных изображений (включая прорись храма, куполов с крестами и т.п.), а в качестве герба или эмблемы своей организации использовать рисунки, не содержащие сакральные образы, символы и знаки. Жалованная грамота Великого Новгорода Соловецкому монастырю на Соловецкий и другие острова 1459–1470 гг. с вислыми свинцовыми печатями городских концов Для рядовой переписки вполне можно обойтись печатями и бланками без священных изображений Не соответствует норме иконопочитания использование священных изображений в качестве декоративных элементов в оформлении полиграфической продукции следующего типа: баннеры (одноразовые или кратковременного использования), православные книжки-раскраски, ежедневники, блокноты, различные бланки приглашений и уведомлений, рекламные проспекты, печатные программки мероприятий (конференций, концертов, собраний и т.п.), билеты, этикетки, упаковка товаров и т.п. Священные изображения на таких изделиях также не предназначены для молитвенного почитания, а служат неразумным и неблагочестивым украшательством, в результате которого профанируется священное. В своем большинстве эти изделия в скором времени по использовании подлежат утилизации, что затруднительно делать благочестивым образом. Особенно это касается баннеров – зачастую многометровых полотен, которые почти невозможно утилизировать благочестиво.

http://pravoslavie.ru/120684.html

В нач. 40-х гг. XV в. П. Л. поселился в Троице-Сергиевом мон-ре и прожил там до 1459 г. «Чудо о пресвитере Семионе» в составе Жития прп. Сергия Радонежского («О пресвитере и о мужи, бывших в Латинских странах»), в к-ром повествуется о бегстве священника с Ферраро-Флорентийского Собора и об отправке его в Троицкий мон-рь к игум. Зиновию, было написано П. Л. между 1441 (после того, как митр. Исидор покинул Москву) и 1443 (год преставления игум. Зиновия) гг. 1459 годом датируется переписанная П. Л. в Троицком мон-ре Псалтирь (РГБ. Ф. 173/I. 23). В этот период он работал над Житием прп. Сергия Радонежского, создав неск. редакций произведения, в т. ч. Проложную, а также Службу святому. Параллельно П. Л. трудился над циклом, посвященным прп. Никону Радонежскому, составив неск. редакций Жития и Службу. Ко 2-й пол. 50-х - нач. 60-х гг. XV в. относят работу П. Л. над циклом, посвященным свт. Алексию, создание к-рого велось по заказу вел. кн. Василия II Васильевича и по благословению митр. Ионы, о чем агиограф сообщил во Второй редакции Жития. Существует предположение, что в 1459-1461 гг., т. е. в начале архиепископства Ионы (1459-1470), П. Л. 2-й раз посетил Новгород, где по заказу архиепископа дополнил свои старые произведения и написал новые. В Житии архиеп. Ионы сообщается, что «искусный книжным слогням» «Пахомий поп сербин, от Святыя Горы пришелец» пребывал у архиепископа в 1460 г., когда в новгородском Хутынском мон-ре произошло чудо с постельничим вел. князя Григорием Тумгенем. «Одаривъ его множеством сребра, куны же и соболми почтивъ», архиеп. Иона «повел же и житие с похвалным словом и канонъ преподобному Варламу списати, еще же и великому Ануфрию такоже послдование бднию списати повел… Повел же каноны и житиа списати и еще блаженныя княгини Олги началницы христианству в Русти земли… и преподобному Сав, создавшему монастырь на Вшер рк, и преже его бывшему архиепископу блаженному Еуфимию» (БЛДР. 1999. Т. 7. С. 232-253). Считается, что в это время П. Л. работал над Второй редакцией Жития прп. Варлаама и над циклом, посвященным свт. Евфимию (пахомиевские Служба прп. Онуфрию и сочинения о кнг. Ольге неизв.). По поручению архиеп. Ионы в Новгороде П. Л. также составил Службу прп. Антонию Печерскому, о чем сообщается в акростихе в составе канонов, и Похвальное слово на праздник Покрова Пресв. Богородицы, о чем агиограф пишет в послесловии. Возможно, работа над произведениями велась во 2-й приезд П. Л. в Новгород. Над сочинениями, посвященными прп. Савве Вишерскому, он работал, по-видимому, позднее.

http://pravenc.ru/text/2579870.html

Викарные кафедры: Старорусская, Кирилловская, Тихвинская, Крестецкая, Валдайская, Боровичская, Маловишерская, Демянская, Хутынская. 991/992 10.02.1030 15.10.1059 31.01.1109 1109(1110) 21.04.1156 10.08.1158 в/у св. Аркадий, нареченный 10.08.1158 19.09.1163 28.03.1165 в/у св. Илия, нареченный 28.03.1165 07.09.1186 29.03.1187 29.03.1187 24.05.1193 Св. Григорий 10.12.1193 24.08.1199(1200) 1199(1200) 03.07.1201 в/у Митрофан, нареченный 03.07.1201 22.01.1211 03.07.1223 Митрофан, паки 03.07.1223 25.02.1230 25.02.1230 20.07.1249 Спиридон 25.05.1251 в/у Далмат, нареченный 25.05.1251 21.10.1274 11.1276 11.1276 22.05.1299 Климент 05.1299 29.06.1300 в/у св. Феоктист, нареченный 29.06.1300 12.1308 05.06.1309 в/у Давид, нареченный 05.06.1309 05.02.1325 02.1326 в/у св. Моисей , нареченный 02.1326 05.1329 31.08.1330 03.07.1352 Св. Моисей III, лаки 15.09.1359 в/у Алексий, нареченный 07.05.1388 17.01.1389 в/у Иоанн III Порфирьев, нареченный 17.01.1389 11.08.1415 22.03.1416 22.03.1416 15.06.1421 Св. Симеон Хутынский 01.09.1421 30.08.1423 9.1423 09.1424 09.1424 01.11.1429 Евфимий Брадатый 13.11.1429 26.05.1434 в/у св. Евфимий II Михеев Вяжицкий, нареченный 26.05.1434 11.05.1458 19.03.1458 02.1459 в/у св. Иона Отенский, нареченный 02.1459 05.11.1470 15.11.1470 15.12.1471 в/у св. Феофил , нареченный 15.12.1471 07.1483 04.09.1483 24.06.1484 12.12.1484 26.06.1504 15.01.1506 04.1509 04.03.1526 19.03.1542 18.06.1542 06.1551 14.06.1551 29.10.1552 Серапион II Курцов (Курцев) 20.11.1552 24.02.1570 06.12.1571 20.10.1575 12.09.1576 26.06.1591 20.02.1592 15.04.1601 06.02.1603 10.04.1619 22.07.1619 12.09.1626 Макарий II 20.10.1626 17.12.1634 08.03.1635 07.01.1649 11.03.1649 25.07.1652 08.08.1652 14.11.1663 Макарий III 06.08.1664 07.07.1672 22.12.1672 26.07.1674 06.08.1674 03.03.1695 Корнилий 14.04.1695 06.12.1696 Евфимий III 06.06.1697 03.02.1716 03.02.1716 06.01.1721 06.01.1721 12.05.1725 24.05.1725 25.06.1725 25.06.1725 08.09.1736 29.05.1740 17.05.1745 18.08.1745 16.09.1753 22.10.1757 14.12.1767 01.01.1775 19.12.1800 19.12.1800 06.04.1818 26.06.1818 24.03.1821 24.03.1821 19.06.1821 29.06.1821 17.01.1843 17.01.1843 04.11.1848 04.11.1848 17.09.1856 17.09.1856 01.10.1856 01.10.1856 17.06.1860 17.06.1860 11.08.1860 01.07.1860 07.09.1892 08.09.1892 21.11.1892 21.11.1892 13.08.1900 13.10.1900 17.10.1910 05.11.1910 29.07(11.08)1933 17(30)08.1923 01(14)05.1924 30.05(12.06)1924 20.08(02.09)1926 29.07(11.08)1932 29.07(11.08)1932 22.09(05.10)1933 Алексий II Симанский 22.09(05.10)1933 23.08(05.09)1936 (08.1941 16(29)04.1944 15(28)11.1955 09(22)10.1956 09(22)11.1956 10(23)08.1959 10(23)08.1959 24.09(07.10)1967 10(23)10.1967 23.08(05.09)1978 (24.08)06.09.1978 16(29)05.1986 в/у Антоний Мельников 16(29)07.1986 25.05(07.06)1990 в/у Апексий Ридигер 07(20)07.1990 Новгородская, обн.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

до середины 1434 г. управлял Московской митрополией. При этом Н. И. Серебрянский полагал, что Игнатий мог быть «поставлен во игумены значительно позднее, тем более, что в первое время, когда все делалось “поразсуждением и управлением самого преподобнаго отца”, в должности игумена и не было особой нужды, по крайней мере такой, как в должности священника и духовника. Вероятнее всего, что Игнатий был поставлен игуменом уже после того, как в монастыре был введен написанный преподобным устав. Как указано раньше, этот устав был утвержден сначала Евфимием II, а окончательно митрополитом Феодосием, между 1458–1461 гг. После митрополичьяго утверждения он несомненно и был введен в монастыре, и тогда же Игнатий был поставлен игуменом; а это как раз падает на время управления новгородскою епархиею Ионы» . (Любопытно, что святитель Иона в миру звался Иваном по крещению в честь Иоанна Предтечи, коего особо почитал на протяжении всей жизни и даже воздвиг посвященный ему храм в Отенском монастыре .) До недавнего времени была известна лишь одна грамота, связанная с начальной историей Трехсвятительского монастыря. (В рассматриваемой копийной книге она расположена под а в работе Л. М. Марасиновой ей придан Ее список 1678 г. впервые обнаружила Л. М. Марасинова. «Данная сябров Великопольской земли старцу Евфросину и игумену Игнатию на землю под монастырь», датируется ею 1459–1465 гг. по упоминанию в акте послухов и игумена, имена которых известны по другим источникам. В частности, нижняя дата грамоты — около 1459 г. — определяется исследовательницей по времени, не ранее которого могло состояться благословение священника Игнатия в чин первого игумена Елеазаровской обители архиепископом Великого Новгорода и Пскова Ионой . Как известно, святитель Иона служил на кафедре с марта 1458 г. по 5 ноября 1470 г. Благодаря вновь обнаруженной копийной книге становится известна и другая рассматриваемая здесь грамота, относящаяся к ранней истории обители. Примечательно, что в грамоте святой старец назван не монашеским, но своим мирским именем — Елеазар, от которого произошло народное прозвание Елеазарова монастыря.

http://bogoslov.ru/article/6195871

АСТРАХАНСКАЯ 12(25)10.1992 Сщмч. Иона Лазарев ВЕЛИЖСКАЯ 03(16)01.1926 Иона Лопатка-Осталовский ЛЬВОВСКАЯ 08.1569 Св. Иона Одноушев (Опаушев) РЯЗАНСКАЯ 15.12.1448 в/у ВСЕРОССИЙСКАЯ 07.1431 в/у ВСЕРОССИЙСКАЯ, паки 04.1441 15.12.1448 МОСКОВСКАЯ 15.12.1448 31.03.1461 ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ, обн. 26.02(11.03)1923 22.09(05.10)1926 АРХАНГЕЛЬСКАЯ, обн. 22.09(05.10)1926 ЧЕЛЯБИНСКАЯ, обн. в/у ИШИМСКАЯ, обн. ЗАКАВКАЗСКИЙ МИТРОПОЛИТАНСКИЙ ОКРУГ, обн. АЛМА-АТИНСКАЯ, обн. 12.1934 11(24)11.1936 ВОРОНЕЖСКАЯ 06(19)03.1944 13(26)05.1945 Св. Иона Отенский в/у НОВГОРОДСКАЯ, нареченный 19.03.1458 02.1459 НОВГОРОДСКАЯ 02.1459 05.11.1470 Иона Павинский ОРЛОВСКАЯ 22.07.1817 21.07.1821 ТВЕРСКАЯ 21.07.1821 06.11.1826 КАЗАНСКАЯ 06.11.1826 03.02.1828 Иона Протасович-Островский ПИНСКАЯ КИЕВСКАЯ 09.1576 Иона Собина ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) 21.02.1544 Иона (Иоанн) Сосновский (Ивашко Станкевич) в/у ХОЛМСКАЯ, нареченный 24.10.1504 ХОЛМСКАЯ Иона Сысоевич ЯРОСЛАВСКАЯ 22.08.1652 05.07.1691 в/у ВСЕРОССИЙСКАЯ 06.08.1664 20.12.1664 Ионафан Елецких в/у ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ 28.03(10.04)1989 09(22)04.1989 ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ 10(23)04.1989 10(23)04.1991 БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ 10(23)12.1992 16(29)12.1993 ГЛУХОВСКАЯ 16(29)12.1993 14(27)08.1995 СУМСКАЯ 14(27)08.1995 17(30)03.1999 ХЕРСОНСКАЯ 17(30)03.1999 Ионафан Кополович ТЕГЕЛЬСКАЯ 15(28)11.1965 24.09(07.10)1967 в/у ВЕНСКАЯ 24.06(07.07)1966 24.09(07.10)1967 в/у БЕРЛИНСКАЯ 10(23)07.1966 24.09(07.10)1967 АМЕРИКАНСКАЯ 24.09(07.10)1967 28.03(10.04)1970 в/у КАНАДСКАЯ 19.09(02.10)1968 20.01(02.02)1969 – ТАМБОВСКАЯ 25.06(07.06)1970 28.09(11.10)1972 КИШИНЕВСКАЯ 28.09(11.10)1972 29.04(12.05)1987 Ионафан Руднев КИНЕШЕМСКАЯ 04.09.1866 29.08.1869 ПЕТРОЗАВОДСКАЯ 29.08.1869 28.02.1877 ЯРОСЛАВСКАЯ 28.02.1877 26.11.1903 Ионафан Цветков в/у ЮЖНО-САХАЛИНСКАЯ 04(17)07.1997 18(31)07.1997 ЮЖНО-САХАЛИНСКАЯ 19.07(01.08)1997 16(29)12.1999 АБАКАНСКАЯ 16(29)12.1999 Св. Иосиф АСТРАХАНСКАЯ 04.05.1656 11.05.1671 БЕЛГОРОД-ДНЕСТРОВСКАЯ 1391(?) ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ 03.03.1700 Иосиф (Иоасаф) в/у ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

с 5.06.1309 † 5.02.1325 Моисей (Митрофан) архиепископ, свт., рукоположен с 1325 по 1330 на покое, в 1352 вернулся на кафедру Василий (Калика) епископ, свт., рукоположен с 29.08.1331 † 3.07.1352 Моисей (Митрофан) архиепископ, свт., повторно с 1352 по 1358 на покое; † 25.01.1362 Алексий архиепископ, рукоположен с (12.07.) 1360 по (22.04.) 1388 на покое; † 3.02.1389 Иоанн (Порфирьев) епископ, рукоположен с 17.01.1388 по 20.01.1414 (избран 7.05.1387) на покое; † 24.06.1417 Симеон (Сампсон в иноках) архиепископ, рукоположен с 22.03.1416 (избран 11.08.1415) † 15.06.1421 Феодосий избран, не был рукоположен с 1.09.1421 по 30.08.1424 изгнан; † 29.09.1425 Евфимий I (Брадатый Емилиан) архиепископ, рукоположен с сентября 1424 † 1.11.1428 (1429) Евфимий II (Вяжицкий) архиепископ, свт., рукоположен с 26.05.1434 (избран с 13.11.1429) † 11.03.1458 Иона архиепископ, свт., рукоположен с февраля 1459 † 5.11.1470 Феофил архиепископ, свт., рукоположен с 15.12.1471 по 24.01.1480 (избран 15.11.1470) заточен в Чудов монастырь, в июле 1482 отрекся от кафедры; † 26.10.1482 Сергий архиепископ, рукоположен с 4.09.1483 по 24.06.1484 удалился в Хутынский монастырь и принял схиму; † 9.04.1495 Геннадий (Гонзов) архиепископ, свт., рукоположен с 12.12.1484 по 26.06.1504 вынужденно отрекся от кафедры; † 4.12.1504 Серапион архиепископ, свт., рукоположен с 15.01.1506 по 1509 Лишен кафедры и сослан в Андроников монастырь, в 1512 удалился в Троице-Сергиев монастырь † 16.03.1516 Междуархиерейство семнадцать лет. Макарий архиепископ, свт., рукоположен с 4.03.1526 по 16 (19).03.1542 митрополит Московский и всея Руси Феодосий архиепископ, рукоположен с 18.06.1542 по май 1551 удален на покой в Иосифо-Волоцкий монастырь † 26.02.1563 Серапион (Курцов) архиепископ, рукоположен с 14.06.1551 † 29.10.1552 Пимен (Черный) архиепископ, свт., рукоположен с 20.11.1552 по февраль 1570 лишен кафедры † 25.09.1571 Леонид архиепископ, рукоположен с 4.12.1571 по октябрь 1575 лишен кафедры † 20.10.1575 (убит в Новинском монастыре)

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Летописные источники свидетельствуют о том, что храмы Н. р. расписывали на протяжении всего XV в., однако до наших дней дошли немн. фресковые ансамбли. Между 1459 и 1463 гг. живописное убранство получила небольшая бесстолпная ц. во имя прп. Сергия Радонежского на архиепископском дворе: в зап. пространстве сохранились сцены из Жития преподобного, а также отдельные фигуры святых в разных частях храма. Судя по всему, та же артель художников работала в ц. прав. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре (ок. 1467, неоднократно поновлялась в более позднее время). Если в верхней зоне изображены традиц. образы Христа Пантократора, Небесных сил, пророков и евангелистов, то весь наос - это лицевой минологий. Образы святых (фигуры и полуфигуры) расположены в соответствии с церковным календарем с сент. по авг., традиц. Христологический и Богородичный циклы замещаются образами Христа и Богоматери. Здесь есть древние святые, чтимые не только в Византии и на правосл. Востоке, но и в Зап. Европе, напр. мч. Евагрий, свт. Томийский (почитавшийся до недавних пор в католич. Церкви), и мч. Крискент. Также в основном объеме находится ктиторский портрет свт. Ионы, архиеп. Отенского (1459-1470), к-рый возвел храм в память о прекращении мора. Яркий колорит живописи, тщательность рисунка напоминают иконописные произведения. Фрески ц. во имя свт. Николая Чудотворца Гостинопольского мон-ря также были исполнены мастерами архиепископского двора (ок. 1475, не сохр.). Архивные материалы помогают отчасти восстановить общую систему росписи и судить о стиле. После 1478 г. развитие новгородской монументальной живописи замирает. В XIV в. активное строительство церквей требовало и большего количества моленных образов для алтарных преград и личной молитвы. Иконописные мастерские существовали при архиепископском дворе, а также, вероятно, в городских и пригородных монастырях. Вопрос о соотношении местной художественной традиции и внешних влияний является одним из самых актуальных в науке и исследуется на материале не только монументальной, но и станковой живописи Новгорода. Иконопись этого периода условно можно разделить на неск. направлений - византинизирующее, архаизирующее и провинциальное.

http://pravenc.ru/text/2577775.html

Святитель Иона, поставленный после Питирима, был счастливее своих предшественников, так как весь край при нем был умиротворен. В 1458–1459 годах сильная московская рать покорила вятчан; против вогуличей были обращены силы новгородцев и устюжан, обязанных помогать пермскому владыке; когда в 1468 году казанские татары вздумали опустошить Пермский край, то и они были побеждены устюжанами. Поэтому владыка Иона озаботился распространением Христовой веры во всей великой Перми и утверждением в ней благочестия. И успел в том. В 1463 году святой Иона окрестил великую Пермь и князя их (вероятно, Михаила); строил церкви и ставил к ним священников белых или же иеромонахов. По преданию, в этом святом деле ему сперва помогали иноки Троицкой Печерской пустыни, а потом братия основанного при нем Богословского монастыря в Чердыни. Несмотря на свои апостольские труды в Пермской земле, святой Иона принимал участие в делах высшего церковного управления и не раз бывал в Москве. В 1459 году, 12 декабря, он вместе с другими иерархами подписал увещание литовским епископам сохранять верность Московскому митрополиту, а в 1461 году, по кончине святого митрополита Ионы, объявлял Собору волю почившего. Скончался блаженный епископ в преклонной старости, после 15-летнего управления епархией, в 1470 году, и положен в соборной церкви по левую сторону от святителей Герасима и Питирима, где и доныне они три вкупе почивают и творят чудеса, подавая исцеления с верою приходящим к ним. Зинон постник, в Дальних пещерах почивающий, преподобный Преподобный Зинон, постник и трудолюбец, подвизался в Дальних пещерах Киево-Печерского монастыря в XIV веке. В 3-й песне канона преподобным отцам в Дальних пещерах он прославляется как «сияющий постом». Память его празднуется также 28 августа/10 сентября и во 2-ю неделю Великого поста. В «Сказании о житиях святых, в пещере преподобного Феодосия почивающих», говорится: «Преподобный Зинон, постник и трудолюбец, многими добродетельными иноческого жития подвиги, постом, молитвами, смирением, послушанием благоугоди Богови». Афанасий Кальпофийский писал о преподобном Зиноне: «Почил после трудов своих благословенный инок Зинон; в теле целом лежит». Мощи св. Зинона открыто почивают в Дальних (Феодосиевых) пещерах. Январь, 31 Никита, епископ Новгородский — преставление

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ IV († 1497 (?)), патриарх Антиохийский (после 1459). История ближневост. христиан XV в. известна крайне слабо; это в полной мере относится к персоналиям и периодам правления патриархов. Арабо-христ. хронисты XVII в. сообщают о патриархе Михаиле, возглавлявшем Антиохийскую Православную Церковь (АПЦ) в 1451-1497 гг. Однако ряд ученых считают, что во 2-й пол. XV в. на Антиохийском престоле было 2 патриарха, носивших это имя: Михаилу III (1451- ок. 1456) наследовали Марк III (1456-1457/58) и Иоаким III († после 1459), а после них престол занял М. В позднее средневековье произошло резкое ослабление традиц. связей АПЦ с правосл. народами Балкан. Однако в это же время Антиохийские патриархи оказались вовлечены в церковно-политические события в груз. землях, правители к-рых оказывали финансовую поддержку правосл. Востоку. В условиях политического распада Грузии отдельные группировки западногруз. феодалов стремились выйти из-под духовной юрисдикции Мцхетских католикосов и добиться автокефалии для церковных структур в своих владениях, используя авторитет Антиохийских патриархов. Русский путешественник «гость Василий», очень внимательный и аккуратный наблюдатель, посетивший Дамаск в нояб. 1465 г., не упоминал Антиохийского патриарха, что свидетельствует либо о том, что Патриарший престол был вакантным, либо об отсутствии патриарха в Сирии (Хождение гостя Василия. СПб., 1884. С. 9-12. (ППС; Т. 2. Вып. 3(6))). Из груз. источников известно о поездке Антиохийского патриарха Михаила в западногруз. земли, где он по настоянию эристава Самокалако (территория в районе совр. Кутаиси) Баграта VI и владетеля княжества Сабедиано (земли Мегрелии, Абхазии и Гурии) Шамадавле Дадиани-Гуриели даровал автокефалию Абхазскому католикосу Иоакиму , освободив его от подчинения Мцхетскому католикосу. Это событие традиционно датировалось 1470-1474 гг.- по предполагаемым годам правления Шамадавле Дадиани-Гуриели, однако скорее всего оно имело место до 1464 г., когда Баграт овладел царским престолом Картли, объединил под своей властью Зап. и Вост. Грузию и соответственно более не имел причин поддерживать сепаратизм западногруз. знати.

http://pravenc.ru/text/2563682.html

Евфимие, следовательно раньше марта 1458 г., и этот владыка поручил ему съездить в обитель Варлаама, чтобы собрать сведения о чудесах его. Очевидно, Евфимий желал, чтобы написано было житие Варлаама: до своего архиерейства он жил несколько времени в Хутынском монастыре; в позднейших списках жития Варлаама сохранилось известие, что он думал открыть мощи этого святого 148 . С другой стороны, выше указана книга, писанная Пахомием в 1459 г., по поручению казначея Троицкого Сергиева монастыря. Остается предположить одно из двух: или Пахомий писал эту книгу, живя в Новгороде, или он приезжал сюда при архиеп. Ионе в 1459 г уже в другой раз. Наконец, как увидим ниже, есть основание сомневаться в точности известия, будто житие Саввы Вишерского написано в 1460–1461 г., до отъезда Пахомия из Новгорода. Биограф архиеп. Ионы заключает свой перечень новгородских трудов Пахомия неожиданным известием, что владыка много уговаривал Пахомия написать капот. Сергию радонежскому, хотя служба ему с двумя канонами давно уже была составлена Пахомием. Ионе хотелось, чтобы Пахомий написал ему еще несколько житий и канонов: но последний отказался, собираясь вернуться в московские страны. Там ожидало его новое литературное поручение. В предисловии к житию преп. Кирилла Белозерского он пишет, что по благословению митр. Феодосия, «овогда повелев быв тогда самодръжцем в. кн. Васильем Васильевичем», он отправился в Кириллов монастырь, чтоб на месте собрать сведения для биографии святого Феодосий возведен на митрополию в мае 1461 г., а в. кн. Василий умер в марте 1462; этим определяется время поездки Пахомия на Белоозеро. Но из слов автора в предисловии можно заметить, что эта обширная биография написана уже по смерти Василия, хотя нельзя определить, где и когда именно: едва ли не самый древний список ее сохранился в Сергиевом монастыре и писан около 1470 г. 149 . В продолжение следующего десятилетия (1462–1472) следы Пахомия исчезают в письменности: неизвестно, где он жил и писал ли что-нибудь. В 1472 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010