В 1462 году епископ Иона был вызван на прения о вере, которые проходили в Уросе, владении пермских языческих князьков. Одержав убедительную победу над главными пермскими волхвами, святитель сумел зажечь светом христовой истины сердце одного из наиболее влиятельных в тех местах князей. С помощью этого князя, нареченного во святом крещении Михаилом, епископ Иона приступил к искоренению языческих кумирниц и идолов. В 1462 и 1463 годах он окончательно утвердил в христианской вере «Великую Пермь» – народы, жившие по Вишере, Каме и Чусовой. В главном поселении Перми Чердыни епископ Иона основал монастырь во имя святого апостола Иоанна Богослова, на устройство которого, так же, как и на строительство храмов, щедрые пожертвования делали жители Устюга и Новгорода. Успешная архипастырская деятельность святителя Ионы укрепила его авторитет среди иерархов Русской Православной Церкви. В 1459 году он был призван в Москву, где принял участие в Соборе, в частности, в составлении послания литовским епископам о хранении верности Православию. В 1461 году принимал участие в Соборе, избравшем митрополитом Московским и всея Руси Феодосия (Бывальцева, † 1475). Пятнадцать лет длилось его святительское служение в Пермской земле. 6 июня 1470 года он мирно отошел ко Господу. По свидетельству летописца, «положено бысть святое тело его на Усть-Выми, в своей его епископии, близ мощей святых в церкви [Благовещения Пресвятой Богородицы], по левую сторону Герасима и Питирима епископов, Устьвымских чудотворцев... идеже все три вкупе почивают и чудеса творят и исцеления различныя подают с верою приходящим...» Общая память трем святителям (кроме памяти, совершаемой в день кончины каждого из них) установлена 29 января 1607 года Соборным определением при Святейшем Патриархе Гермогене и царе Василии Ивановиче Шуйском. Литература: Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 248. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 1. – С. 1421. Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых православною Российской Церковью...: в 12 т. – М., 1884–1885. – Т. 1. – С. 518–523.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  Агапий II    (22.01.978 - сент. 996)     Иоанн III   (4.10.996 - июнь 1021)     Николай II    (17.02.1025 - 7.11.1030)     Илия II   (1.04.1031 - 8.09.1032)     Феодор III Ласкарь    (3.03.1034 - 24.09.1042)     Василий II   (ок. 1043 - ок. 1052)     Петр III    (после июня 1052 - после авг. 1056)     Иоанн (Дионисий)   (1056-до 15.08.1057)   Феодосий III Хрисоверг (до 30.08.1057 - после 1059)     Эмилиан   (до 1074-1079/80)     Никифор Мавр   (1079/80-?)     Иоанн IV Оксит    (ок. 1091 - окт. 1100)     Феодосий IV      Аристарх     Лука   (1137/38-1156)     Сотирих Пантевген    (1156 - 1.05.1157)     Афанасий I   (1157 - 22.06.1171)     Илия III   (?), в К-поле     Христофор II   Феодор IV Вальсамон (1185 - ок. 1203)     Иоаким (I)     Дорофей (Иерофей)     Симеон II ибн Абу Шаиб    (1206 - ок.1240)     Давид   (после 1240 - после 1247)     Евфимий I   (после 1247-1273/74)     Феодосий V Виллардуэн    (июнь 1275 - ок. 1283/84)     Арсений I   (ок. 1284/85-1285/86)     Кирилл II    (26.09.1287-1308)     Дионисий I   (ок. 1309 - после 1316)     Кирилл III    (?- ?)     Дионисий II    (?- ?)     Софроний   (?- ?)     Иоанн VI      Марк     Игнатий II    (до нояб. 1344 - до 1359), переехал в Дамаск     Пахомий I   (до 1359-1368)     Михаил I   (1368 - 17.08.1375)     Пахомий I, вторично    (авг. 1375 - сер. 1377)     Марк I   (сер. 1377 - 10.04.1378)     Пахомий I, в 3-й раз    (апр. 1378 - 19.12.1386)     Нил     Никон   (нач.1387 - 11.01.1395)     Михаил II    (6.02.1395 - 8.04.1412 (?))     Пахомий II    (1.06.1412 - 9.10.1412)     Иоаким I   (?- 1425)     Марк II    (1426/27 - ?)     Дорофей I   (1434/35 - 8.09.1451)     Михаил III (Марк)    (14.09.1451-1456?)     Марк III    (ок. 1456-1457/58)     Иоаким II    (до 20.06.1458 - после 1.06.1459)     Григорий III    (?- ?)     Михаил IV    (ок. 1470...74 - до 1484)     Дорофей II ибн ас-Сабуни    (до 1484 - после 1500)     Михаил V ибн аль-Маварди    (до 1523/24 - после июля 1529)     Дорофей III    (1529/30-1530/31)  

http://pravoslavie.ru/39834.html

В 1459 го­ду архипастырь уезжал в Моск­ву, где при­нял уча­стие в Со­бо­ре, в част­но­сти, в со­став­ле­нии по­сла­ния ли­тов­ским епи­ско­пам о хра­не­нии вер­но­сти пра­во­сла­вию. В 1462 го­ду епи­скоп Иона был вы­зван на пре­ния о ве­ре, ко­то­рые про­хо­ди­ли в Уросе, вла­де­нии перм­ских язы­че­ских князьков. Одер­жав убе­ди­тель­ную по­бе­ду над глав­ны­ми перм­ски­ми волх­ва­ми, свя­ти­тель су­мел за­жечь све­том Хри­сто­вой ис­ти­ны серд­це од­но­го из наи­бо­лее вли­я­тель­ных в тех ме­стах кня­зей (по неко­то­рым све­де­ни­ям, сы­на то­го са­мо­го Асы­ки, от ру­ки ко­то­ро­го при­нял кон­чи­ну свя­ти­тель Пи­ти­рим). С по­мо­щью это­го кня­зя, на­ре­чен­но­го во Свя­том Кре­ще­нии Ми­ха­и­лом, епи­скоп Иона при­сту­пил к ис­ко­ре­не­нию язы­че­ских ку­мир­ниц и идо­лов. За 1462–1463 го­ды про­по­ве­дью сло­ва Бо­жия епи­скоп Иона окон­ча­тель­но об­ра­тил в хри­сти­ан­ство на­ро­ды Ве­ли­кой Пер­ми, ко­то­рую он, по вы­ра­же­нию ле­то­пис­ца, «до­бавне кре­сти». В 1468 го­ду перм­ские зем­ли по­стра­да­ли от на­бе­га ка­зан­ских та­тар. Свя­ти­тель Иона, не ща­дя сво­их сил, ста­рал­ся по­мочь по­стра­дав­шим. Пят­на­дцать лет дли­лось его свя­ти­тель­ское слу­же­ние в Перм­ской зем­ле. 6 июня 1470 го­да святитель Иона мир­но ото­шел ко Гос­по­ду. По сви­де­тель­ству ле­то­пис­ца, «по­ло­же­но бысть свя­тое те­ло его на Усть-Вы­ми, в его епи­ско­пии, близ мо­щей свя­тых в церк­ви (Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы), по ле­вую сто­ро­ну Ге­ра­си­ма и Пи­ти­ри­ма, епи­ско­пов Усть-Вым­ских, чу­до­твор­цев. Центральной темой фильма является вера – столкновение Православия с язычеством. Местные жители имеют тесную связь со своими божествами. Их духовный мир кажется стороннему наблюдателю мрачным и жутким, но принять в свой мир другого Бога и пришельцев из Московии они не готовы. Языческое население осознает, что в случае принятия Православия из их истории навсегда исчезнет столь дорогое им наследие предков, их древние ценности. Именно это заставляет эти народы так отчаянно бороться за своё прошлое, проливать кровь и отдавать за него свои жизни.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/26/ta...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОНА († 8.11.1470, г. Усть-Вым, ныне с. Усть-Вымь Усть-Вымского р-на Республики Коми), свт. (пам. 6 июня, в Соборе святых пПермской митрополии, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), еп. Пермский. Хиротонисан во епископа Пермского между 19 авг. 1455 г. (дата мученической кончины его предшественника на кафедре священомученика Питирима ) и 13 дек. 1459 г., когда И. впервые упомянут как Пермский архиерей в послании рус. архиереев к западнорус. епископам о верности святителю Ионе , митр. всея Руси, и о непризнании униата Григория (АИ. Т. 1. С. 502-503, 272; РИБ. Т. 6. Стб. 631-634, 84). Согласно рус. практике XV в., архиерейская хиротония должна была совершаться при достижении ставленником 40 лет (РИБ. Т. 6. Стб. 461, 52). Все Пермские епископы XIV - 1-й трети XVI в., о к-рых сохранились биографические сведения, были связаны с севернорус. землями либо рождением, либо служением в сев. мон-рях (как правило, Ростовской епархии). Можно предположить, что И. не был исключением. По мнению ряда исследователей, И. участвовал в составлении присяжной грамоты архиереев Московской митрополии на верность митрополиту всея Руси свт. Ионе (дек. 1459-1460), хотя в грамоте И. не упоминается (АИ. Т. 1. С. 108-110, 61; РИБ. Т. 6. Стб. 627-631, 83; РФА. Вып. 1. С. 92-94, 14; Абеленцева. 2009. С. 268-270). И. перечислен среди рус. владык, от имени к-рых было отправлено послание Тверскому еп. Геннадию (Кожину) с приглашением прибыть в Москву для участия в избрании на митрополичий престол преемника свт. Ионы Феодосия (Бывальцева) . Приглашение составлено на малом соборе («совете») архиереев, состоявшемся весной 1461 г. Из послания следует, что на соборе И. отсутствовал, но прислал повольную грамоту и поэтому был включен в число авторов послания («с соединением брата нашего Ионы, епископа Пермьскаго») (АИ. Т. 1. С. 121, 69; РИБ. Т. 6. Стб. 685-688, 93; РФА. Вып. 1. С. 78-79, 8).

http://pravenc.ru/text/578252.html

Деятельную помощь пермскому епископу оказали иноки Троицкой Печорской пустыни. Долгое время они выполняли обязанности приходских священников для христиан, живших по реке Печоре. В главном поселении Перми Чердыни епископ Иона основал монастырь во имя святого апостола Иоанна Богослова, на устройство которого, так же как и на строительство храмов, щедрые пожертвования делали жители Устюга и Новгорода. В 1468 году Пермские земли пострадали от набега казанских татар. Святитель Иона, не щадя своих сил, старался помочь пострадавшим. Успешная архипастырская деятельность святителя Ионы укрепила его авторитет среди иерархов Русской Православной Церкви. В 1459 году он был призван в Москву, где принял участие в Соборе, в частности, в составлении послания литовским епископам о хранении верности Православию. Об уважении и доверии, каким Пермский епископ пользовался у тезоименитого Митрополита Московского Ионы, свидетельствует прочтение духовного завещания почившего в 1461 году Первосвятителя собравшимся в Москве архиереям епископом Ионой. За несколько лет до блаженной кончины, предчувствуя ее близость, святитель Иона стремился побывать в каждом, даже самом отдаленном месте своей епархии, чтобы словом назидания укрепить новообращенных в христианской вере, предостеречь их от опасности возвращения к языческим привычкам и обычаям. Пятнадцать лет длилось святительское служение в Пермской земле. 6 июня 1470 года он мирно отошел ко Господу. По свидетельству летописца «положено бысть святое тело его на Усть-Выми, в своей его епископии, близ мощей святых в церкви (Благовещения Пресвятой Богородицы) по левую сторону Герасима и Питирима епископов, Устьвымских чудотворцев... ид еже все три вкупе почивают и чудеса творят и исцеления различные подают с верою приходящим ...» Общая память трем святителям (кроме памяти, совершаемой в день кончины каждого) установлена 29 января 1607 года Соборным определением при Святейшем Патриархе Гермогене и царе Василии Иоанновиче Шуйском. Преподобнаго Ионы Клименецкаго, Олонецкаго

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На местах идольских капищ, куда народ привык стекаться для жертвоприношений, святитель строил храмы и открывал при них школы для обучения детей. Из Усть-Выми им были вызваны опытные и знавшие местные обычаи священники, способные продолжить дело просвещения новообращенной паствы. Деятельную помощь Пермскому епископу оказали иноки Троицкой Печорской пустыни. Долгое время они выполнял обязанности приходских священников для христиан, живших на реке Печоре. В главном поселении Перми Чердыни епископ Иона основал монастырь во имя святого апостола Иоанна Богослова, на устройство которого так же, как и на строительство храмов, щедрые пожертвования делали жители Устюга и Новгорода. В 1468 году Пермские земли пострадали от набега казанских татар. Святитель Иона, не щадя своих сил, старался помочь пострадавшим. Успешная архипастырская деятельность святителя Ионы укрепила его авторитет среди иерархов Русской Православной Церкви. В 1459 году он был призван в Москву, где принял участие в Соборе, в частности, в составлении послания литовским епископам о хранении верности Православию. Об уважении и доверии, каким Пермский епископ пользовался у тезоименитого митрополита Московского Ионы, свидетельствует прочтение духовного завещания почившего в 1461 году первосвятителя собравшимся в Москве архиереям епископом Ионой. За несколько лет до блаженной кончины, предчувствуя ее близость, святитель Иона стремился побывать в каждом, даже самом отдаленном месте своей епархии, чтобы словом назидания укрепить новообращенных в христианской вере, предостеречь их от опасности возвращения к языческим привычкам и обычаям. Пятнадцать лет длилось святительское служение в Пермской земле. 6 июня 1470 года он мирно отошел ко Господу. По свидетельству летописца, «положено бысть святое тело его на Усть-Выми, в его епископии, близ мощей святых в церкви (Благовещения Пресвятой Богородицы), по левую сторону Герасима и Питирима, епископов Усть-Вымских, чудотворцев, идеже все три вкупе почивают и чудеса творят и исцеления различные подают с верою приходящим».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

22 марта 1416 (избран 11 авг. 1415) - 15 июня 1421), Феодосий (избран 1 сент. 1421; не хиротонисан, 29 авг. 1423 смещен с кафедры; † 29/30 сент. 1425), Евфимий I Брадатый (сент. 1424 (избран в сент. 1423) - 1 нояб. 1429); архиепископы Новгородские и Псковские: свт. Евфимий II Вяжицкий (весна 1434 (26 мая (?); избран 13 нояб. 1429) - 10(12) марта 1458), свт. Иона Отенский (в миру Иоанн; 1 февр. 1459 (избран 19 марта 1458) - 8 (5?) нояб. 1470), Феофил (15 дек. 1471 (избран 15 нояб. 1470) - 1482; арестован в 1480 по повелению вел. кн. Иоанна III, отрекся от архиепископства; † 1482), Сергий (в миру Симеон; 4 сент. 1483 - 26(27) июня 1484; смещен с кафедры по причине болезни), свт. Геннадий (Гонзов; 12 дек. 1484-1504; смещен с кафедры по повелению вел. кн. Иоанна III; † 4 дек. 1505), свт. Серапион (янв. 1506 - янв. 1509; смещен с кафедры по повелению вел. кн. Василия III Иоанновича; † 1516); в 1509-1526 гг. Новгородская и Псковская кафедра оставалась вакантной; архиеп. свт. Макарий (4(5) марта 1526 - 16 марта 1542; избран митрополитом Московским и всея Руси; † 31 дек. 1563), архиеп. Феодосий (18 июня 1542 - май 1551; сведен с кафедры по повелению царя Иоанна IV Васильевича Грозного; † 26 февр. 1563), архиеп. свт. Серапион (Курцев, Курцов; 14 июня 1551 - 29 окт. 1552), архиеп. свт. Пимен Чёрный (20 нояб. 1552 - февр. 1570; смещен с кафедры по повелению Иоанна IV; † 25 сент. 1571), архиеп. Леонид (4 дек. 1571 - окт. 1575; смещен с кафедры по повелению Иоанна IV; † 20 окт. 1575); архиеп. Александр (Бердов; 12 сент. 1576 - 26 июня 1591; с 26 янв. 1589 - митрополит Новгородский и Великолуцкий), митрополиты Новгородские и Великолуцкие: Варлаам (Белковский; 20 февр. 1592 - 15 апр. 1601), Исидор (6 февр. 1603 - 10 апр. 1619), Макарий (23 июля 1619 - 12 сент. 1626), Киприан (Старорусенков; 20 окт. 1626 - 17 дек. 1634), свт. Аффоний (8 марта 1635 - 7 янв. 1649), Никон (Минов; 11 марта 1649 - 25 июля 1652; впосл. патриарх), Макарий (8 авг. 1652 - 14 нояб. 1662), Питирим (6 авг. 1664 - 7 июля 1672; впосл.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

В Тотьме в храме Рождества Христова на св. мощах прп. Феодосия Тотемского находится его железная шапочка, в храме в честь Казанской иконы Божией Матери в Никольске - его вериги. С. С. Смирнова, прот. Игорь Шаршаков Архиереи еп. св. Стефан (зима 1383/84 - 26 апр. 1396); еп. Исаакий (20 янв. 1398 - между 22 марта 1416 и 1418); еп. сщмч. Герасим (1418-1443); еп. сщмч. Питирим (1444 - 19 авг. 1456); еп. сщмч. Иона (1459 - 6 июня 1470); еп. Филофей (2 нояб. 1471 - апр. 1501); еп. Никон (1502 - ранее 1514); еп. Тарасий (2-я пол. 10-х гг. XVI в.); еп. Пимен (Ходыкин; 1520 - после 1524); еп. Алексий (9 апр. 1525 - между 1543 и 1 апр. 1545); еп. Киприан (30 янв. 1547 - до 1558); еп. Иоасаф (до 1560-1570); еп. Макарий (1571-1575); еп. Варлаам (1576-1584); еп. св. Антоний (11 окт. 1586 - 26 окт. 1588); Иона (Думин ; после мая 1588-1603, с 1589 архиеп.); архиеп. Иоасаф (дек. 1603 - после мая 1609); архиеп. Сильвестр (до 9 сент. 1611 - после 1 мая 1613); архиеп. Нектарий Грек (25 июня1613 - 1616, после 17 апр. 1625 - 3 июня 1626); архиеп. Макарий (9 февр. 1617 - 21 июля 1619); архиеп. Корнилий (6 февр. 1620 - 17 марта 1625); архиеп. Варлаам (8 окт. 1626 - янв. 1645); архиеп. Маркелл (16 янв. 1645 - 22 марта 1663); архиеп. Симон (23 окт. 1664 - 29 апр. 1684); архиеп. Гавриил (Кичигин; 7 сент. 1684 - 30 марта 1707); архиеп. Иосиф (17 окт. 1708 - 29 нояб. 1715 или 18 янв. 1716); еп. Павел (Васильев; 29 янв. 1716 - 5 нояб. 1725); еп. Афанасий (Паисиос-Кондоиди ; 9 окт. 1726 - 17 сент. 1735); еп. Амвросий (Юшкевич ; 2 февр. 1736 - 29 мая 1740); еп. Пимен (Савёлов; 29 июня 1740 - 26 мая 1753); еп. Серапион (Лятошевич; 29 окт. 1753 - дек. 1761); еп. Иосиф (Золотой; 16 дек. 1761 - 25 дек. 1774); еп. Ириней (Братановский; 26 апр. 1775 - 23 апр. 1796); еп. Арсений (Тодорский; 15 авг. 1796 - 15 июня 1802); еп. Антоний (Знаменский; 5 июля 1802 - 13 февр. 1803); еп. Феофилакт (Слонецкий; 26 апр. 1803 - 3 янв. 1808); еп. Евгений (Болховитинов ; 24 янв. 1808 - 19 июля 1813); еп. Онисифор (Боровик; 22 февр.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Невозможно определить с точностию время приезда Пахомия в Москву к великому князю, о чем говорит известие, обыкновенно помещаемое в заглавии жития преемника Сергиева, игумена Никона 142 . По около 1440 года Пахомий поселился уже в Троицком монастыре. С того времени до 1459 г. здесь уцелели следы его пребывания. Можно думать, что биография Сергия была первым его литературным трудом на Руси. Как писатель, владевший правильным книжным стилем, умевший написать житие святого как следует, он был нужный человек в монастыре, об основателе которого братия еще не могла послушать подобающего чтения в церкви в день его памяти: житие, написанное Епифанием, было слишком обширно для этого и притом ничего не говорило ни об открытии мощей святого, ни о чудесах, после того совершившихся. С обретения мощей уже праздновали торжественно Сергию; но не видно, чтоб до Пахомия была написана· особая служба на память его. Это делает вероятным, что вместе с житием Пахомий составил и службу Сергию, помечаемую в рукописях его именем я помещенную уже в сборнике 1459 г. 143 . От авторства Пахомий переходил к более простому труду переписчика: в библиотеке Троицкой лавры сохранился список книги Симеона Богослова , написанный рукою Пахомия в 1443 г., и список Палеи, сделанный им же в 1445 г.; в 1459 г., по поручению казначея того же монастыря, он переписал псалмы Давидовы с толкованиями 144 . В тоже время продолжалась и литературная деятельность. Выше замечено, что между 1449 и 1459 г. Пахомий пересмотрел составленное им житие Сергия и при этом внес в него кроме трех чудес 1449 г. новую большую статью-сказание о пресвитере Симеоне. Вероятно, в тот же период жизни в Сергиевом монастыре (1440–1459) Пахомий написал житие и службу игумену Никону и дополнил Епифаниеву биографию Сергия повестью об открытии мощей его и следовавшими затем чудесами, дав им новую, более пространную редакцию сравнительно с изложением в его сокращенном житии Сергия. Прямых указаний на время этих работ нет; но в дополнении Епифаниевского жития заметны заимствования из биографии иг. Никона. В списках не назван автор краткого проложного жития Сергия; но оно составлено по Пахомиевской редакции жития, в древнейших списках обыкновенно следует за службой Сергию, написанной Пахомием, и вместе с ней встречается уже в сборнике 1459 г. 145 . Есть список составленного Пахомием жития митр. Алексия с заметкой в заглавии, что оно написано в 1459 г., по поручению митр. Ионы и собора святителей 146 . Ниже, в разборе этого жития, будут изложены основания, почему можно предполагать, что часть этого нового труда Пахомия, сказание об открытии мошей св. Алексия и служба ему были написаны раньше, около 1450 года, вскоре после того как новопоставленный митр, Иона с собором русских епископов установил всецерковное празднование памяти Алексия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

В нач. 40-х гг. XV в. П. Л. поселился в Троице-Сергиевом мон-ре и прожил там до 1459 г. «Чудо о пресвитере Семионе» в составе Жития прп. Сергия Радонежского («О пресвитере и о мужи, бывших в Латинских странах»), в к-ром повествуется о бегстве священника с Ферраро-Флорентийского Собора и об отправке его в Троицкий мон-рь к игум. Зиновию, было написано П. Л. между 1441 (после того, как митр. Исидор покинул Москву) и 1443 (год преставления игум. Зиновия) гг. 1459 годом датируется переписанная П. Л. в Троицком мон-ре Псалтирь (РГБ. Ф. 173/I. 23). В этот период он работал над Житием прп. Сергия Радонежского, создав неск. редакций произведения, в т. ч. Проложную, а также Службу святому. Параллельно П. Л. трудился над циклом, посвященным прп. Никону Радонежскому, составив неск. редакций Жития и Службу. Ко 2-й пол. 50-х - нач. 60-х гг. XV в. относят работу П. Л. над циклом, посвященным свт. Алексию, создание к-рого велось по заказу вел. кн. Василия II Васильевича и по благословению митр. Ионы, о чем агиограф сообщил во Второй редакции Жития. Существует предположение, что в 1459-1461 гг., т. е. в начале архиепископства Ионы (1459-1470), П. Л. 2-й раз посетил Новгород, где по заказу архиепископа дополнил свои старые произведения и написал новые. В Житии архиеп. Ионы сообщается, что «искусный книжным слогням» «Пахомий поп сербин, от Святыя Горы пришелец» пребывал у архиепископа в 1460 г., когда в новгородском Хутынском мон-ре произошло чудо с постельничим вел. князя Григорием Тумгенем. «Одаривъ его множеством сребра, куны же и соболми почтивъ», архиеп. Иона «повел же и житие с похвалным словом и канонъ преподобному Варламу списати, еще же и великому Ануфрию такоже послдование бднию списати повел… Повел же каноны и житиа списати и еще блаженныя княгини Олги началницы христианству в Русти земли… и преподобному Сав, создавшему монастырь на Вшер рк, и преже его бывшему архиепископу блаженному Еуфимию» (БЛДР. 1999. Т. 7. С. 232-253). Считается, что в это время П. Л. работал над Второй редакцией Жития прп. Варлаама и над циклом, посвященным свт. Евфимию (пахомиевские Служба прп. Онуфрию и сочинения о кнг. Ольге неизв.). По поручению архиеп. Ионы в Новгороде П. Л. также составил Службу прп. Антонию Печерскому, о чем сообщается в акростихе в составе канонов, и Похвальное слово на праздник Покрова Пресв. Богородицы, о чем агиограф пишет в послесловии. Возможно, работа над произведениями велась во 2-й приезд П. Л. в Новгород. Над сочинениями, посвященными прп. Савве Вишерскому, он работал, по-видимому, позднее.

http://pravenc.ru/text/2579870.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010