Les Exposés. T. 1. P. 85. О самих гонениях см.: Labourt J. Le christianisme dans l’empire perse sous la dynastie Sassanide (224–632). Paris, 1904. P. 56–82. Как замечает архимандрит Арсений, «до самого 343 года не встречаем правительственного гнета на христиан, а с сего времени во все продолжительное царствование Сапора были три гонения, со значительными промежутками. Первое продолжалось семь лет (343–350), второе четыре года (358–362), и третье было около трех лет (378–381)». Причины этих гонений он объясняет следующим образом: «Усиление христианства в персидском государстве не могло не обратить на себя внимание правительства: христианство коренилось в лучших провинциях (по Тигру и Евфрату), колебало древнюю веру огнепоклонников и вводило персидских подданных в тесное религиозное общение с римлянами и армянами, непрестанно враждовавшими с Персиею» (Арсений, архим. Несколько страниц из истории христианства в Персии//Христианское Чтение. 1881. Ч. 1. С. 605–606). 1457 См.: Murray R. Hellenistic-Jewish Rhetoric in Aphrahat//Symposium Syriacum – 1980. Roma, 1983. P. 79–85. 1459 См.: Neusner J. Aphrahat and Judaism. The Christian-Jewish Argument in the Fourth-Century Iran. Leiden, 1971. P. 196–244. 1461 См., например: Gavin F. Aphraates and the Jews//Journal of the Society of Oriental Reseach. V. 7.1923. P. 95–166. 1464 См.: Corbett J. The Pauline Tradition in Aphrahat//IV Symposium Syriacum – 1984. Roma, 1987. P. 13–32. 1466 О ней см.: Maude M. M. Who were the B’nai Q’yâmâ?//Journal of Theological Studies. V. 36. 1935. P. 13–21; Aphraate le Sage Persan. Exposés. T. 1. P. 98–11. 1468 Причем Афраат особенно предостерегает от опасности сожития подвижников обоих полов под одной крышей, постоянно указывая на многообразные искушения, связанные с этим. См.: Vööbus А. Ор. cit. Р. 197–203. 1470 Пономарев П. Догматические основы христианского аскетизма по творениям восточных писателей-аскетов IV века. Казань, 1890. С. 62. 1472 Емкую характеристику данного сочинения см. в энциклопедической статье: Guillaumont A.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Оба раза эзоповские персонажи используются для высмеивания Христа еретиков. Не исключено, что апологет был знаком с переработками басен Эзопа наподобие тех, что содержались в сатирах Энния и других римских сатириков. 1453 См.: Лк. 9:41. 1454 Конъектура Кройманна. В рукописи: «приходящий». 1455 Интерполяция, по мнению Кройманна. 1456 Ср.: Лк. 9:46—48. 1457 Ср.: 4 Цар. 2:23—24. 1458 Ср.: Исх. 1:20. 1459 Ср.: Исх. 1:17. 1460 Ср.: Исх. 1:15—16. 1461 Ср.: Быт. 1:28. 1462 Конъектура Кройманна. В рукописи: «пообещал благословением также сам брачный плод». 1463 Ср.: 4 Цар. 1:9—12, где, правда, о лжепророке не сказано. 1464 Ср.: Лк. 9:51—56. 1465 Вставка Кройманна. 1466 См.: Ис. 42:2—3; Мф. 12:19—20. 1467 Ср.: 3 Цар. 19:12. 1468 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Бог». 1469 Ср.: Лк. 9:57—58. 1470 См.: Лк. 9:57. 1471 См.: Лк. 9:59. 1472 См.: Лк. 9:60. 1473 Вставка Кройманна. 1474 См.: Лев. 21:11. 1475 Конъектура Кройманна. В рукописи: «там». 1476 Ср.: Числ. 6:6—7. 1477 Речь идет о человеке из Лк. 9:59—60. 1478 Ср.: Лк. 9:61—62. 1479 Ср.: Быт. 19:17. 1480 Ср:.Лк. 10:1. 1481 Ср: Исх. 15:27; Числ. 33:9. 1482 Ср.: Исх. 12:34—36. 1483 Ср.·.Лк. 10:4; Мф. 10:10. 1484 Ср:.Лк. 10:1. 1485 Ср:.Лк. 10:4. 1486 Ср.: Втор. 29:5. 1487 Ср.: Лк. 10:4. 1488 Ср.: 4 Цар. 4:29. 1489 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Так и Господь, что…». 1490 Ср:.Лк. 10:5. 1491 Ср.: 4 Цар. 4:26. 1492 См.: Лк. 10:7. 1493 См.: Втор. 25:4. 1494 Ср.: Исх. 12:34—36. 1495 Ср.: Исх. 1:11—14. 1496 Здесь Кройманн предполагает лакуну: «и на погибель тем, которые не приняли». 1497 Конъектура Кройманна. В рукописи: «ему. Держится за». 1498 Ср.: Лк. 10:11. 1499 Ср.: Втор. 23:3—4; Числ. 22:3—6. 1500 См.: 1 Цар. 8:7. 1501 Ср.: Л к. 10:19. 1502 Ср.: Ис. 11:8—9. 1503 Ср.: Быт. 3:1—5. 1504 См.: Пс. 91 90:13. 1505 См.: Ис. 27:1. 1506 См.: Ис. 35:8—9. 1507 См.: Ис. 35— invalescite, manus dimissae et genua resoluta. Выше, Adv. Marc., IV, 10, 1, эта библейская цитата имеет несколько иной вид: convalescite, manus dimissae et genua dissoluta. 1508 См.: Ис. 35:5—6. 1509 Ср:.Лк. 10:19. 1510 Конъектура Кройманна. В рукописи: «неизвестному богу, теперь, считай, известному». 1511 См.: Ис. 7:9. 1512 Ср.: Рим. 1:20. 1513 Ср.: Tert. De an., 3,1; Tert. Adv. Herm., 8,3.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

Кроме Библии, основой эсхатологических представлений на Руси послужили; слово " Ипполита Римского об антихристе " , " Откровение Мефодия Потарского " , жития Андрея Юродивого, Василия Нового и др. Целый ряд текстов с эсхатологической тематикой, бытовавших на Руси, приурочивал конец света к исходу седьмой тысячи лет. Символическое значение числа семь в древне русской книжности связывалось в первую очередь с семью днями творения: " И сотвори Господь Бог всю тварь, море и реки, и скоти своею хитростью, а та 7 дней против седми тысящ лет... А в семь бо дней обходит круг, а 7 лет за всю 7000 лет, и осьмой тысящи несть конца, еже есть бесконечный " . Отметим, что мнение о наступлении конца света с исходом седьмой тысячи лет содержится и в подборке статей " От апостольских записей " , читающийся в составе ряда сборников - " И постави Бог противу числу семи тех дний 7 тысящи лет, осьмой же тысящи несть конца " Чрезвычайно показательно, что в XV в. широко распространились у южных славян и на Руси всевозможные астрономические сборники, альманахи, пасхальные таблицы с натурфилософскими и эсхатологическими комментариями. Глубоко символична в этом отношении иллюстрация в Смоленской (другие названия Онежская, Архангельская) псалтыри 1395 г. Изображение льва, барса, медведя, символизирующих соответственно Римское, Персидское и Вавилонское царства, соседствуют с фантастическим рогатым зверем с надписью " Антихрист " . В фигурке маленького зайца, нарисованного между остальными зверями, менее всего можно видеть намёк на политическое положение Смоленского княжества перед литовским завоеванием. На наш взгляд, тщедушная фигурка зайца - обобщающий символ трагической беспомощности человека накануне Страшного суда, предваряемого приходом антихриста. И.Н. Данилевский говорил о том, что наступление конца света могли ждать в 6573 г. 25 марта 1038 г. было произнесено знаменитое " Слово о законе и благодати " митрополита Все основные расчёты относили ко времени, когда закончится именно седьмая тысяча лет. Так, например, в 1459 г., за 33 года до конца света должен родиться антихрист. " В лето 6967 будет рождество антихристово. И будет в рождении его трус, таков никакоже никоколиже не бывал прежде времени того окоянного, и лютого, и страшного. И будет плач велик по всей земли вселенской. И в ты дни зри круг Солнцю и Луне, и начнут бытии знамения в них, и гибости звезд на небеси, а плач на земли. Умножися беззакония на земли, пощади нас, о Владыко " В пасхальных таблицах 1470 г. обозначен как начало царствования антихриста. К 1487 г. приурочено царствование последнего царя.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Из всего вышесказанного само собой разумеется, что гнев является препятствием для молитвы 1452 , которая, по словам Евагрия, есть именно «побег [от древа] кротости и отсутствия гнева» 1453 . «Расстраивая молитвенное состояние» 1454 , страсть гнева разрушает связанное с ним душевное здоровье и препятствует человеку вести ту жизнь, для которой он создан. В то время как гнев развивает и укрепляет греховную раздражительность 1455 , ослабляется раздражительность добродетельная, дарованная человеку для борьбы со злом. Сила души теряет знание о духовной борьбе 1456 , пребывает парализованной 1457 . Душа становится бессильной 1458 , и любая попытка восстановления оказывается для нее весьма тяжелой 1459 . Все эти последствия являются для человека поистине катастрофическими: в конечном счете, гнев влечет за собой его духовную смерть 1460 . Кроме того, эта страсть прогоняет от него все добродетели 1461 и разрушает прежде всего любовь к ближнему 1462 . Прекратив разрушать, в соответствии со своим естественным предназначением, бесовские помыслы, гнев «таким же образом разрушает присущие нам благие помышления» 1463 . Соответственно, гнев порождает множество страстей. Среди основных назовем печаль 1464 , уныние 1465 , малодушие 1466 и гордость 1467 . Глава 9. Страх Святые отцы относят к разряду страстей страх (φβος) и все состояния, которые близки к нему и являются его разновидностью или степенью, такие, как боязнь, испуг, ужас, а также беспокойство, тревога и скорбь 1468 . В целом страх возникает из-за опасения утраты или из-за страдания 1469 , из-за мысли (или чувства) о том, что можно потерять в ближайшем или далеком будущем объект желания или привязанности 1470 . Впрочем, страх означает как страсть, так и добродетель. «Если страх есть страстное состояние души, то далеко не каждый страх является страстью», – отмечает Климент Александрийский 1471 . Следовательно, надо различать два вида страха. 1. Первый вид страха Его Бог вложил в человека при сотворении, он свойствен его природе и выражается в двух формах. а) Первая форма страха

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Пигафетта Антонио (ок. 1491– ок. 1534) — спутник Магеллана в его кругосветном путешествии. Его записки являются наиболее полным документом об этом плавании (см. Антонио Пигафетта, Путешествие Магеллана, Государственное издательство географической литературы, 1950). Солис Хуан де (1470–1516) — испанский мореплаватель. После смерти Веспуччи — главный кормчий Испании. Открыл Ла-Плату, на берегах которой был убит в стычке с индейцами. Шенер Иоганн (1477–1547) — немецкий математик и географ. Соорудил два глобуса (1515 и 1520 гг.). Второй глобус известен только по копиям. Тосканелли Паоло (1397–1482) — итальянский ученый, убежденный сторонник учения о шарообразности земли. Прислал Колумбу копию своего письма (с картой), предназначенного для португальского короля, в котором высказывал мысль о возможности достичь Индии западным путем. Одобрил проект Колумба. Кадамосто (Када Мосто) Луиджи (ок. 1432–1480) — венецианский моряк, состоявший на службе у Генриха Мореплавателя. Обнаружил восточную группу островов Зеленого Мыса. Aдpuah VI (1459–1523) — кардинал, сын утрехтского ремесленника. Великий инквизитор. За год до своей смерти (1522) был избран папой. Гийом де Круа, синьор де Шьевр (1458–1521) — приближенный Kapлa V, наживший огромное состояние. Фонсека Хуан Родригес де (1451–1524) — архиепископ Бургосский, первый председатель Индийского совета. Беззастенчиво использовал свой пост для личного обогащения. Проявил себя ярым противником Колумба, Лас Касаса и Кортеса. Альгвасил — полицейский комиссар. Алькайд — старшина общины, судья. Коррехидор — лицо, следившее за порядком в городе или в сельском округе. Рехидор — член городского самоуправления. Консорциум — форма монополии, при которой капиталисты временно объединяются для осуществления какого-нибудь предприятия. Галион — испанский трех-четырехпалубный военный корабль, иногда просто военный корабль. В дальнейшем это название перешло и на торговые суда. Святая Екатерина Александрийская — по преданию, была колесована. Колесо св. Екатерины служит символом тяжких мучений.

http://azbyka.ru/fiction/podvig-magellan...

—309— был обыкновенным человеком. Он был выдан за сына неба и земли, потому что в Италии не знали его родителей, «как и в настоящее время мы называем «упавшими с неба» людей, которых встречаем неожиданно, а людей неизвестных и незнатных именуем «сынами земли» (Cap. XXII) 1457 . Но и помимо этих определенных и исторически засвидетельствованных фактов, повествующих о человеческом и смертном происхождении богов, даны целые теории о возведении людей в божеское достоинство. Так, Продик говорил, что были возводимы в богов люди, которые во время своих странствований принесли людям пользу своими открытиями 1458 . Мнение Продика разделяет и Персей, называющий одними и теми же именами и открытые произведения земли, и их открывателей 1459 . Великий Александр Македонский в письме к своей матери говорил, что один жрец, устрашенный его могуществом, открыл ему тайну, что боги не что иное, как люди 1460 . – Будучи су- —310— ществами естественного происхождения и принадлежа к одному рангу со всем человечеством, греко-римские боги не только в своем внешнем виде иногда носят на себе безобразие и вызывают отвращение, но и по своей деятельности, образу занятий и нравственного поведения часто не отвечают даже самым непосредственным требованиям, какие могут быть предъявлены религиозным сознанием к самому понятию Божества. Вулкан – бог хромой и немощный, Аполлон столько веков безбородый, Нептун с глазами светло-зелеными 1461 , Юнона с бычачьими глазами 1462 , Меркурий с крылатыми ногами 1463 , Пан с копытами 1464 , Сатурн с кандалами на ногах 1465 , Янус с двумя лицами для того, чтобы ходить задом (?) 1466 , Диана, высокоподпоясанная охотница 1467 , Диана Эфесская имеет огромные груди 1468 , а Диана Тривия имеет три головы и много рук 1469 . Далее, сам Юпитер представляется то безбородым, то имеющим бороду 1470 , называемый Аммоном имеет —311— рога 1471 , Капитолийский носит молнии 1472 , Юпитер Лациар обагрен кровью 1473 , а к Юпитеру Феретрию подойти нельзя 1474 ; и, при всем том, какое еще множество насчитывается Юпитеров: сколько чудовищ Юпитера, столько и имен его 1475 . Эригона повешена на петле, как дева между звездами 1476 , Касторы для того, чтобы жить, постоянно умирают 1477 , Эскулап для того, чтобы явиться богом, убивается громом 1478 ,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Такую форму «пантеизма» Гегель решительно отвергает. Невозможно и нелепо признавать подлинную и единственную реальность конкретного-эмпирического мира и боготворить его во всех его злосчастных свойствах и несовершенствах. Сказать «Бог есть все» и разуметь под этим «все» – «все вещи в их существующей раздробленной единичности», 1459 все «бесконечное множество эмпирических существований» 1460 без различия; 1461 сказать «Бог есть мир», приписать этому эмпирическому миру «бытие и субстанциальность» 1462 и признать, что это «бытие мирских вещей есть Бог», 1463 значит, поистине, осуществить высшее «безмыслие и извращение понятий». 1464 Это значит обожествить «конечное» 1465 как таковое, «совлечь божественное во внешнее и чувственное» 1466 и произвести «бесконечное раздробление божественной действительности на бесконечную материальность». 1467 Нелепо 1468 приписывать божественность каждой единичной вещи в том виде, как она существует; на этом пути мысль приходит не к пантеизму, а к его противоположности, ибо конечное утверждается и сохраняется как положительное и в то же время выдается за бесконечное, и зло, оставаясь злом, исповедуется как добро. 1469 Пантеизм не сводится к кощунственному искажению предметов; он не утверждает реальность зла с тем, чтобы выдать его за нечто божественное. На этом пути, может быть, возникнет «всесатанизм»; быть может, мысль придет к какому-нибудь нелепому «всебожию», 1470 исповедующему, что все единичные эмпирические вещи божественны или, прямо, составляют Божество. 1471 Но все это будет совершенно чуждо пантеизму. Следовало бы даже еще «констатировать, только как факт, что какой-нибудь философ или какой-нибудь человек действительно приписывал всем вещам сущую-по-себе-и-в-себе реальность, субстанциальность, и рассматривал их как Бога»; 1472 и можно с уверенностью сказать, что такая нелепость и в голову никому не приходила. 1473 Такой «пантеизм» возможен лишь до тех пор, пока представление о мире витает в неопределенной пустоте. 1474 Ибо, когда истинный пантеизм утверждает «всеобщность» Божества, то, говоря о «всем», он не имеет в виду «каждое существование в его конечности и единичности»; 1475 «вездесущие Божие» остается для него не совместимым с «истинной реальностью чувственных вещей». 1476 Метафизически-отчетливое понятие о мире освобождает душу от «жалкого представления о том, что все есть Бог и Бог есть все», 1477 и предохраняет человека от деградации Божественного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

О новгородцком архиепископ Феофиле, како поставлен бысть . В 15 того же мсяца, в неделю, поставлен бысть Новугороду на архиепископью нареченной их Феофил преосвященым митрополитом Филипом всея Русии, а были на поставлении его вси прежереченнии епископи рустии и архимандрити, и протопопи, игумени честни и весь освященый соборъ славнаго града Москвы. По поставлении же своем билъ челом великому князю от себе и от всего Великого Новагорода с посадники и с тысячьскими, и со всми с тми, котории пришли с ним, о плненых, о Казимир и о прочих товарищех его. Князь же велики приятъ челобитие их и тх всх отпусти с честию, а было их на Москв 30. Самого же архиепископа отпусти того же месяця въ 23. 501 Тоя же зимы повезоша камень на Москву на создание церкви святыя Богородици. 418 Феофил – в прошлом владычный протодиакон; несмотря на свою промосковскую позицию в 1470–1471 гг., был впоследствии, в 1479 г., заточен и лишен престола по повелению Ивана III. 419 ...преставися архиепископъ Новагорода Великаго Иона. – Вступив на владычный престол в 1459 г., Иона занимал в общем промосковскую позицию, но не всегда достигал согласия с великим князем. Избрание Ионы архиепископом совпало с разрывом между западнорусской (литовской) православной церковью и московской. Β связи с этим Иван III обращался к Ионе с призывом не признавать главой русской церкви западнорусского митрополита. 421 Житии люди – новгородские землевладельцы менее высокого ранга, чем бояре, представители городского патрициата. 422 ...посадничи дти Исакова Борецкого съ материю своею Марфою... – Марфа, вдова посадника Исака Андреевича Борецкого и мать посадника Дмитрия Исаковича, упоминается в повести московского великокняжеского свода лишь один раз; в новгородской повести она вообще не фигурирует. Единственный рассказ, уделивший Марфе Борецкой важное место, это – «Словеса избранна»; Марфа уподобляется здесь библейским «злохитривым женам» – Иезавели, Иродиаде и т. д., и этим еще более подчеркнвается греховность «величавых мужей новгородских». Именно из «Словес избранных» образ Марфы-посадницы как едва ли не важнейшей политической фигуры Новгорода накануне его падения перешел в историографию и литературу XIX–XX вв. (Η. Μ. Карамзин и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Братолюбие в полной своей силе следует исключительно за утвердившейся любовью к Богу 1458 . Перед этим верующие должны произвольно нудить себя к делам братолюбия и кротости и ко всем лукавым и добрым людям иметь полное расположение. Невозможно спастись иначе как только через ближнего и особенно через всепрощение ему. Святые, слыша Господни слова: »Прощайте, и прощены будете " 1459 , считали обижающих благодетелями как доставляющих случаи к прощению обид. Отложив свою праведность и взыскав правды Божией, они в ней нашли сокрытую любовь 1460 . Потому и Господь, ведая, что Божия правда – матерь любви, повелел людям искать спасения себе через ближнего. Что человек прощает, то ему будет прощено 1461 . Прощение другим грехов против нас есть исполнение закона Божия. Закон преследует преследующих ближних и прощает прощающих. Потому истинные христиане любят даже хулителей и гонителей, ожидая в воздаяние себе духовной любви. Они без конца прощают личные обиды и молятся Богу о своих обидчиках, как бы принявшие через них блаженство 1462 . Пусть всякий приучает себя милосердию и благости к другим, это внушает и апостол своими словами «Будьте добры и благи» 1463 . Прекрасно, когда верующие в основание молитвы, чтения Писания и всяких работ полагают любовь друг к другу. И на небе ангелы имеют великое единомыслие, мир, любовь и искренность. Нет там превозношения или зависти. Так праводушно и просто должны жить между собой и ученики Христовы на земле, не осуждая друг друга, но с любовью и радостью взирая один на другого 1464 . Написано: " Да будет воля Твоя, как на небе, так и на земле» 1465 . А это бывает между людьми, когда они не превозносятся взаимно и соединены в общении простоты, мира, любви и радости; когда успехи и лишения ближних вменяют себе в личные успехи и лишения 1466 . Кто из христиан посвящает себя исканию и желанию неизреченной любви Духа, тот будет изменен в жестокости своей десницей Вышнего. Божественный Дух уязвит его любовью и приведет в кротость и духовный покой, просветив его внутреннего человека 1467 . Терпеливо удаляющиеся от вражды по благодати Божией возымеют любовь к ближним уже не по принуждению, но по расположению 1468 . В душах лиц, принуждающих себя к взаимной любви ради Христа, Господь в конце подвига сдерживает возбуждение неприязненных помыслов, этот пламенный меч обращающийся 1469 , и они наслаждаются плодами Духа 1470 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Церкви. После похода в Лейнстер герцогу подчинились Мак Мурхада и др. местные правители, причем представители рода О Бронь обязались выучить англ. язык и носить англ. одежду. На совещании знати в Дублине было решено отказаться от реквизиций и принудительного размещения войск на постой. Несмотря на эти меры, весной 1450 г. ирландцы разорили часть графства Мит. В это время в Англии вспыхнуло восстание Джека Кэда, в подготовке которого подозревали герц. Ричарда Йоркского, и он покинул И. Деятельность Ричарда не улучшила положение колонии, однако привлекла на сторону партии Йорков большинство англо-ирландских магнатов. Гробница Пирса Руа Батлера, 8-го графа Ормонда, в соборе св. Каннеха, Килкенни. Сер. XVI в. Гробница Пирса Руа Батлера, 8-го графа Ормонда, в соборе св. Каннеха, Килкенни. Сер. XVI в. После победы Ланкастеров на Ладфордском мосту (окт. 1459) герцог Йоркский, лишенный всех должностей и объявленный гос. изменником, бежал в И., где аристократы во главе с Килдэром и Десмондом и население колонии оказали ему поддержку. Ирл. парламент, созванный в Дроэде (февр. 1460), подтвердил полномочия герцога как наместника И. и отказался признать власть англ. парламента. Правительство кор. Генриха VI задержало в англ. гаванях направлявшиеся в И. корабли и попыталось побудить гэльских правителей к мятежу. После победы графа Уорика над Ланкастерами при Нортгемптоне (июль 1460) Ричард Йоркский вернулся в Англию. Выступление магнатов и колонистов на стороне Йорков способствовало консолидации власти в руках Килдэров. Их соперники Ормонды были приверженцами партии Ланкастеров. 5-й граф Ормонд был казнен йоркистами в Англии (1461), его преемник не посещал И., что привело к фактическому разделению владений между его враждовавшими между собой родственниками. При кор. Эдуарде IV (1461-1470, 1471-1483) управление колонией было сосредоточено в руках Килдэров и Десмондов, которым удалось подавить мятеж Батлеров. Колонисты во главе с Уильямом Шервудом, еп. Мита, выразили протест против поборов и реквизиций, проводимых магнатами.

http://pravenc.ru/text/674067.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010