Есть ли в опыте перспектива на самом деле — это другой вопрос, и не здесь его решать. Но есть ли она, или ее нет, а назначение ее — определенное, и это назначение существенно противоречит делу живописи, раз только эта последняя не продала себя иным деятельностям, нуждающимся в «искусстве подобий», в иллюзиях мнимого продолжения чувственного опыта, когда его нет вправду. Имея в виду сказанное, мы теперь уже не удивимся, усмотрев две точки зрения и два горизонта в «Пире у Симона» Паоло Веронезе , по меньшей мере два горизонта в его же «Лепантской победе», несколько точек зрения, расположенных вдоль одного горизонта, на картине Горацио Верне «Взятие Смалы Абд-Эль-Кадера», многочисленные перспективные неувязки в пейзаже Шванефельдта , а также Рубенса и т.д. и т.д., и во многих других картинах, и поймем, почему в умных руководствах перспективы даже даются советы, как нарушать перспективное единство, чтобы это не слишком было заметно ( – очевидно, ревнителям такового? – ), и в каких случаях прибегнуть к такому «беззаконию» необходимо  . В частности, рекомендуется располагать точки схода перпендикуляров к картинной плоскости — по некоторой кривой, например, по обвертке нормалей к некоторому эллипсу  . И художники, даже весьма далекие от задач, ставимых себе искусством подлинно-сущего, издавна применяли подобные отступления от перспективного единства. Такова, например, в Лувре знаменитая картина Паоло Веронезе (1528 — 1588) «Брак в Кане»: по указанию специалистов, в этой картине имеется семь точек зрения и пять горизонтов  . Фр. Боссюэ пытался дать набросок архитектуры этой картины «исправленным», т.е. строго перспективным изображением, и нашел, что он сохраняет «в существенном тот же порядок и ту же красоту»  . Хорошо представление о первоклассных произведениях искусства, которые так легко можно «исправлять»! И не правильнее ли было бы свои эстетические воззрения проверить и исправить по существующим историческим предметам искусства? Если же, в самом деле, строгое подчинение перспективе неперспективной картины само по себе не нарушает ее красоты, то не значит ли это, что как перспектива, так и отсутствие ее, эстетически по меньшей мере вовсе не так важно, как то думают сторонники перспективы? Припоминается, как Альбрехт Дюрер кинулся в конце 1506 года из Флоренции в Болонью — разведать там «тайное искусство перспективы».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=756...

Скульптурные работы, может быть, принадлежат современнику царя, художнику Иртисену, от которого дошла до нас хранящаяся в Лувре надгробная плита, с довольно трудною для понимания надписью, в которой он уверяет, что он и его сын были первыми скульпторами своего времени. Таким образом, у нас есть и художественное имя от этой эпохи возрождения Египта и первого расцвета Фив. В круглой скульптуре Фивы и последующих поколений также оставили интересные произведения, поражающие реализмом. Отметим страшные сидящие статуи того же Ментухотепа в позе и в костюме юбилейного торжества, когда царь отождествляется с Осирисом, и как бы умирает… Укажем на колоссы Сенусерта III в Карнаке, на голову Сенусерта IV, на несколько статуй Аменемхета III и т. п., обладающих несомненной портретностью с подчёркнутыми характерными особенностями изображаемого. Блестящая XII династия пресеклась при неизвестных для нас обстоятельствах. На троне появлялись узурпаторы, странные личные имена которых, хотя и заключённые в царские овалы, иногда указывают на простое происхождение и отсутствие родовых традиций, хотя в «тронных» именах они старались подчёркивать своё почтение великим Аменемхетам и Сенусертам и указывать на связь с ними. Под их властью, по-видимому, оставалась одна Фиваида, да и то не всегда бесспорно. Но Фивы снова неуклонно стремятся к возвращению Египту силы и единства. Они выдвигают новую фамилию, может быть, родственную Иниотефам, во всяком случае, хранившую эти имена и связанные с ними традиции. Хотя её царям и приходилось довольствоваться одним южным царским титулом, но среди них были энергичные личности, вроде Нубхепрера-Иниотефа, от которого до нас дошёл важный декрет, низлагающий непокорного номарха соседнего к северу Копта. Этот же царь владел Абидосом и соорудил там изящный храмик. Гробницы этих царей находятся в Драгабуль-Неггахе; они часто фиванского типа, очень скромны и напоминают то, что оставили цари XI династии – неглубокие, плохо замаскированные склепы; над ними из сырого кирпича пирамидка на кубическом цоколе.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/d...

Он шёл дальше и в Люксембурском саду, усаживался на кромке круглого фонтана, в котором целыми днями дети всех возрастов гоняли парусники по воде, а старушки, с подсинёнными волосами, чинно сидели на белых стульчиках, читали газеты, книжки, выгуливали внуков; и по ним Голицын сверял время, ровно в двенадцать они подымались и шли обедать. Он бродил по всему городу, узнал его северные кварталы с беднотой, фешенебельный левый и правый берег Сены, самый красивый проспект мира Шанс Елизе, Лебяжий остров, современные небоскрёбы Дефанса, и оживленный, туристический Китай город… Он принадлежал только себе и ему, он делал, что хотел, а мог и не делать вовсе, и довольствоваться малым, Париж шептал на ухо, что не бросит его и любой его уголок станет для Голицына приютом. Конечно, он побывал и в Лувре и в музее Орсэ, а однажды князь повёл его в оперу, но главным музеем был сам Париж, в его атмосфере, он чувствовал собственное ощущение бесплотности, растворения и свободы! Да, да! Он, наконец, понял, что такое Свобода! И странно, Александр Сергеевич, впервые за долгие годы перестал бояться приближения ночи, кошмарные сны, чёрные тени, сменились пёстрыми весёлыми картинками, которые стирались из памяти, как только он просыпался, но оставалось чувство радости. А ещё, за долгие годы, впервые, он ощутил лёгкость во всём своём старом теле, будто город поделился с ним не только силами, но и напоил живой водой; и не в первый раз некая невидимая соринка, лёгкая песчинка щекотала горло, учащённо билось сердце и благодатные, счастливые слёзы наворачивались ему на глаза. Старый лифт медленно полз на последний этаж. Он напоминал узкий школьный пинал, их тела были плотно прижаты друг к другу. — Прошу вас, только никаких разговоров о политике, в этой семье предпочитают смеяться, а не вести заумные беседы, — раздражённо произнесла Алла, а он сразу почуял запах, опять она пила, а ведь обещала до вечера не притрагиваться. Странно, но с утра, его не покидало ощущение, что из этого случайного посещения выйдет сегодня нечто значительное, непредвиденное.

http://azbyka.ru/fiction/nedoumok/

Как тяжела была вторая казнь для Египта, нетрудно представить: беспокойство от множества возбуждающих отвращение животных, невозможность куда-либо укрыться от них в самых домах, наполнение ими всех сосудов, повреждение от них всякой пищи, наконец – последствия казни – смрад от издохших лягушек и неизбежная зараза в воздухе – все это делало казнь мучительной, тем более, что орудием её служило священное животное. Нет сомнения, что в Египте лягушки были предметом суеверного почтения: в качестве добрых или злых деятелей в сфере сил природы они считались среди священных животных 233 . Уже органическая связь образа жизни лягушки и самого её появления с обилием влажности, источником которой для Египта была река Нил 234 , занимавшая центральное место в религиозной системе древних египтян, определяла её (лягушки) значение в ряду религиозных эмблем и символов. Лягушка, сидящая на священном лотосе, была символом возвращения Нила в русло после наводнения; имя Chrur (или с небольшой вариацией в форме Hhrur), произошедшее, вероятно, путем подражания звукам, издаваемым лягушками, служило наименованием понижающегося Нила 235 . Важное значение, приписывавшееся египтянами лягушке, и уважение их к ней ясно свидетельствуется сохранившимися бальзамированными трупами, найденными в фивских гробницах, и появлением её на монументах и гиероглифических надписях 236 . Не укрывшаяся от наблюдательности египтян постепенность в развитии лягушки, начиная от зачаточного её состояния и кончая полной, законченной формой взрослой лягушки, служила вероятно побудительнойю причиной присвоения лягушки в качестве важнейшего атрибута божествам, управляющим в египетской мифологии космогоническими процессами 237 . Лягушка служила определительным именем богини Гекет 238 , сведения о которой сохранились от времен древнего Египта в иероглифических надписях и живописных изображениях на могилах, находящихся в соседстве с Мемфисом 239 . На памятниках эта богиня изображается с головой лягушки 240 . Культ этой богини восходит по крайней мере к V династии: сохранились известия о многих жрецах её, современниках V династии 241 . Богиня Гекет играла очень важную роль в древней египетской религии: вместе с Хнумом, димиургом, которого она была женой, она участвовала в процессе образования мира. На стелле, находящейся в Лувре и относимой к XII династии, Хнум и Гекет называются «праотцами, явившимися в начале, первыми основателями Абидоса, вышедшими из уст самого Ра» 242 . Как эмблема богини Гекет лягушка во все эпохи употреблялась в качестве амулета 243 . Маги употребляли лягушек при своих операциях и предсказывали будущие события по тем переменам, какие переживает лягушка 244 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

Земными воплощениями Ра являлись бык Мневис и птица Феникс. Бык жил в Гелиополисе, но о Фениксе говорила египетская легенда, что эта птица жила где-то далеко в Аравии и только через 500 лет прилетала в Гелиополис, чтобы здесь похоронить труп своего отца. Важнейший храм Ра (дворец владыки) находился в центре Гелиополиса. Храмы, воздвигнутые в его честь, представляли собой своеобразные четырехугольные постройки с наклоненными стенами. На верху постройки воздвигался обелиск. Вот один из гимнов, обращенных к Ра. „Хвала тебе, о солнце, создатель всех людей. Ты один пребываешь в истине и производишь все существующее людей и животных. Через твой глаз (видимый, диск солнца) открывается владыка неба и земных миров, господь над всем, отец всех богов, царь высот, предводитель небесных воинств и вождь всех богов. Когда ты плывешь в своей лодке, радость несется повсюду”. С именами Ра и Пта связывается только вопрос о религиозном почитании, но с именем фивского Амона соединяются и политические движения. Фивы были маленьким городом в древности, и, в сущности, не известно культ ли Амона содействовал их возвышению или, наоборот, город, возвысившись политически, возвысил и почитание своего бога. Не совсем ясно значение слова „Амон”. Производя его из египетского корня, полагают, что оно значит „скрытый, непроницаемый, тайна”, но другие думают, что оно семитического происхождения ( Иер.46:25 ) и значит „верный, постоянный, вечный” (у финикийцев это имя находится как прозвище Ваала). Во всяком случае, уже в глубокой древности в представление этого божества был внесен пантеистический характер. Амон представлялся как нечто нераскрытое, неопределенное и что однако создает определенность мира. Он изображался в виде человека, но нередко на место человеческой головы ему приставляли голову кобчика, быка, барана. В Лувре есть интересная его бронзовая фигура. Он представлен топчущим девять луков символ варварских наций. Он называется отцом богов, владыкой тронов земли, владыкой богов, властелином вечности, великим богом, живущим воистину.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Сделай, чтобы человек, сын его бога имел свои члены светлыми; сделай, чтобы он был светел, как небо, чтобы он блистал, как земля, чтобы он светил, как внутренность неба, чтобы злое слово бежало от него“. Мир для месопотамского поселенца представлялся наполненным демонами, все равно как для бедуина пустынное пространство представляется наполненным джиннами. Но если духи и окружают и теснят отовсюду человека, они, однако, не единственная власть в мире. Есть нечто высшее. Это боги. Владыки древнего города Лагаша обращали свои обеты и молитвы к богам Нингирсу (Ниниб), мужественному бойцу Инлил (Бела), Нинурсаге (Белтис) богине земной горы, к Нинзиа владыке судеб, к царю Нинагаль, к Инцу (Син бог луны), к Иннана (Истар) царице войн, к Пасаг, Галалиму, Дунигагана, Нинигар Нинишида. Все эти названия перечисляются на статуе Гудеа, находящейся в Лувре. Гудеа воздвигал им храмы во всех городах, на которые простиралась его власть, и он употреблял на эти благочестивые постройки государственные доходы и военную добычу. „Гудеа, наместник Лагаша (т. е. наместник бога, которому принадлежит Лагаш), построивши храм Ининну для Нингирсу, он построил драгоценность, дом, украшенный скульптурой, какого никогда еще не воздвигал Нингирсу ни один наместник. Он написал свое имя, он сделал все, что нужно, и он верно исполнил все повеления, данные устами Нингирсу“. Вот как торжественно праздновалось освящение этих храмов. „В течение семи дней не обмолачивали зерна, и раба была равна своей госпоже, раб шел рядом со своим господином и в моем городе слабый покоился вместе с сильным“. Гудеа усердно заботился о том, чтобы ничто нечистое не оскверняло святости священных мест. Халдейский пантеон был очень велик. Насчитывали семь славнейших и высочайших богов (боги Солнца, Луны и пяти планет, известных древним, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна), пятьдесят великих богов неба и земли, триста духов неба, шестьсот духов земли. Каждый из них на земле имел своих наместников или представителей, которые во имя его получали почести от людей и которые возвещали людям его волю.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Воскресение Иисуса Христа, в древних миниатюрах, также как и в наших подлинниках, всегда изображается Сошествием в ад. В Ватопедск. псалтыри, с подписью 1213 г., Христос сходить в ад с шестиконечным крестом. По сторонам, Адам и Ева, Цари и Патриархи – фигуры, замечательные по изяществу типов. Вереи адские лежат поломаны; на черном фоне, означающем ад, изображены ключи, замки и другая, мелкая утварь разных форм: подробность интересная для истории древне-христианской культуры. В Иверском Евангелии 30), Христос, сошедши в ад, извлекает за руку Адама из гроба, позади Ева. По другую сторону цари Давид и Соломон и патриархи возстают тоже из гробов. Тоже в Иверск. Евангелии X–XI в. – Надобно полагать, что Воскресение, изображаемое вылетом Христа из отверстого саркофага, или каменного ящика, есть уже значительно позднейший вымысел, даже не вполне согласный с текстом писания. Вообще, насколько мне известно, этот сюжет выполнялся очень неудачно и старыми мастерами, и в эпоху возрождения, без сомнения, потому, что сама идея сюжета решительно не исполнима, и особенно противоречит развитым средствам искусства, уже воспитанного изучением природы. Таинство воскресенья – предмет вообще недоступный ни кисти, ни резцу. Еще возможно было изображать воскрешающих людей на Страшном Суде, то в борьбе жизни с обуявшею ее смертью , то в радостном пробуждении сил из векового усыпления. Но, какое выражение придать возлетающему из гроба Спасителю – строгое и суровое, или радостное? Какое дать воскресающему тело – воздушное и просветленное, или исполненное энергической жизненности, с крепкими мышцами, цветущее здоровьем? Вдаться ли художнику в мечтательный мистицизм или писать с натуры обнаженную фигуру, высоко поднявшуюся над четвероугольным ящиком? – Древнехристианский стиль не дал решения этим вопросам, окружив великое событие таинственностью. На одном древнем барельефе, в Лувре мироносицы подходятъ к гробу, который в виде узкой двери примыкает к пещере. У этого отверстия сидит ангел, и показывает им на гроб, как бы воздвигнутый стоймя, и заслоняющий весь узкий вход в пещеру. В гробу остался только повитой лентием саван, будто пеленки со свивальником, но так что пелены не тронуты, и свиты лентием, от головы до ног, но самого Христа уже там нет. Несмотря на грубость резца, барельеф производит самое поэтическое впечатление. Таинство воскресения скрыто от зрителя; остались одни его следы: освобожденная жизнь спаслась из связывавших ее смертных оков, или, по символике средневековой – крылатая бабочка выпорхнула из пресмыкающегося по земле червяка.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

522 На египетских памятниках есть изображение Дебира в Негебе, показывающее, что она изобиловала деревьями и орошалась потоком, текущим внизу холма, на котором стоял этот город. 523 Элтолад значит „рожденный от Бога“ или „сверхъестественное рождение“. Но большею частью родиной Исаака считают Вирсавию. 524 Kinglake, Eothen, p. 348. Его мнение, что львы и доселе водятся в Палестине, однако же не поддерживается другими исследователями. 526 Въ Негебе, вследствие пористого характера почвы, совершенно нет источников. Воды собираются в вади под поверхностью, когда они достигают твердого известняка и текут к морю, в виде подземных потоков. 528 Каждое колено становилось в стан отдельно ( Числ. 2:2 ). Таргум Палестинский говорит, что преступник старался поставить свою палатку в колене Дановом, и когда воспротивились ему в этом отношении, то он перенес дело в „дом суда, где оно решено было против него, и что тогда в ярости на свою неудачу он совершил приписываемое ему преступление. 529 Sanhedrin, 10 § 1. В греческом переводе 70 читается: „называющий имя Господа, смертию да умрет“ ( Лев. 24:16 ); и Филон говорит: „кто произносит имя Господа в ненадлежащее время, должен умереть“ (2, 166). 542 Нав. 24:12 . В I. Нав. 15:33 , упоминается город Цора, что значит „место шершней». Яростное нападение роя шершней доводит скот и лошадей до бешенства. Впрочем, автор статьи Hornet (шершень) в словаре Смита думает, что слово это здесь употреблено в метафорическом смысле для означения страха и ужаса, которые овладевали хананеями при приближении воинства Израильского. Но в истории известны и параллельные примеры. Так, нападение мух вынудило Сапора снять осаду с Низибии, и по свидетельству Ямвлиха – пчелы принудили вавилонское войско к бегству. Фасалеяне, одно Хананейское племя, также выгонялись постоянно из своих домов осами или шершнями. 543 Напр. найден был саркофаг, приготовленный для себя Эсмунацером, царем Сидоиским, и находящийся теперь в Лувре. Шекспир был не первым, кто произнес проклятие на тех, кто потревожил бы его кости.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Это ни кто иной, как Ангел с мечом (возможно, Архангел Михаил), являющийся пророку Валааму, которого моавитяне призвали проклясть народ израильский. Валаам на своей ослице едет к моавскому царю, но Ангел преграждает трижды ему дорогу и трижды Валаам не понимает, в чем дело, потому что он Ангела не видит, а Ослица, которая видит Ангела останавливается и не идет дальше. Валаам в бешенстве начинает бить несчастное животное. На третий раз Ангел отверзает уста этой ослицы, и она человеческим голосом спрашивает у своего хозяина, «за что ты меня уже в третий раз бьешь?». В эту секунду у Валаама открываются глаза, он видит, что стоит Ангел с мечом и преграждает ему путь. И Ангел повелевает не проклинать народ израильский, а сказать то, что Господь повелит сказать Валааму. Валаам приходит к царю Моава и вместо проклятия произносит благословение на израильтян. Если бы мы не знали контекста, мы бы никогда не поняли, о чем здесь идет речь. Примерно со 2-й половины III-ro века происходят изменения в иконографии Ангелов, связанные с влиянием античной традиции, а именно, античной традиции изображения богини Ники-Виктории. Ее традиционно изображают крылатой. Посмотрите на эти краснофигурные изображения. Это изображения на лекифе и на амфоре, мы видим с вами фактически готовое изображение ангела: это фигура, облаченная в длинное платье, крылья за спиной, и на голове диадема, та самая, которую мы будем видеть на изображениях ангелов. Показываю вам разные варианты изображения Ники. Это Ника, V век до н.э., бронзовая статуэтка, находящаяся в Лувре. Это Виктория, богиня Победы, римская скульптура c крыльями и обязательной лентой в волосах. Римские мраморные саркофаги, 2 пол. III века. Это уже не Ника, это гении. Это тоже бестелесные духи, которые несут медальон с изображением умершего человека. Из их образов, а также под влиянием иконографии Ники у нас и будет вырисовываться дальнейший образ ангела. Это роспись склепа трех братьев близ Пальмиры. Нехристианский сюжет, но посмотрите, то же самое мы с вами увидим в ранних христианских базиликах: наверху медальон с изображением, скорее всего, усопшего, а ниже фигура Ники или гения, который несет этот медальон. Об изображениях Ники нужно сказать в контексте монет.

http://pravmir.ru/lektsiya-olgi-lisitsyi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОТТА Боттá [франц. Botta] Поль Эмиль (1802, Турин, Италия - 1870, Ашер, Франция), франц. врач, дипломат и путешественник, исследования к-рого положили начало изучению археологии Месопотамии и археологии библейской . В 1826-1829 гг. совершил кругосветное путешествие в качестве представителя парижского Национального музея естественной истории. Продолжая сбор коллекций для музея, посетил страны Востока (Ливан, Египет, Судан, Йемен). В 1842 г. принял назначение консулом в Мосул (Турецкая империя, ныне Ирак), в окрестностях к-рого в большом количестве встречались древние скульптуры и клинописные надписи. Б. начал поиск городов древней Ассирии, упомянутых в Библии. Первые раскопки на холме Куюнджик на вост. берегу р. Тигр (древняя Ниневия ) не принесли результатов и были приостановлены. Однако в марте 1843 г. у сел. Хорсабад, в 8 км к северо-востоку от Мосула, Б. открыл руины Дур-Шаррукина, древней столицы, в к-рой находился дворец ассир. царя Саргона II (722-705 до Р. Х). Б. сообщил о своем открытии в Париж и получил согласие франц. правительства финансировать проект. В помощь ему прибыл худож. Э. Фланден. Большая часть дворца была расчищена за первые 2 сезона работ (1843-1844). Лучшие скульптуры Б. перевез во Францию. Они вошли в коллекцию первого в мире Музея ассирийского искусства (в Лувре). В 50-х гг. XIX в. работы в Хорсабаде продолжил преемник Б., консул Виктор Плас, полностью раскопавший дворец и снявший план города. Памятники (скульптуры крылатых быков и рельефы дворца), найденные Б., наглядно продемонстрировали реальность ветхозаветных повествований о древней Ассирии. 5 томов отчета Б. и обмеры Фландена были опубликованы и надолго стали основным научным пособием для развития ассириологии . Отдельно ученый опубликовал исследованные им надписи и соображения по дешифровке клинописи . Соч.: Notice sur un voyage dans l " Arabie Heureuse. [P., 1841]; Monument de Ninive/Decouvert et decrit par M. P. E. Botta, mesure et dessine par E.-G. Flandin. P., 1846-1850; Inscriptions decouvertes à Khorsabad. P., 1848; Memoire sur l " écriture cuneiforme assyrienne//J. Asiatique. 1848. T. 8. 1. P. 1-197; Illustrations of Discoveries at Nineveh. L., 1850; Relation d " un voyage dans l " Yemen entrepris en 1837 pour le Museum d " Histoire Naturelle de Paris. P., 1880; Lettres de Botta sur les decouvertes à Khorsobad près de Ninive. P., 1945.

http://pravenc.ru/text/Ботта.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010