О вотчинах митрополичьих в семи из названных уездов (именно: Переяславском, Юрьевском, Владимирском, Ростовском, Костромском, Вологодском и отчасти Московском) сохранились извлечения из писцовых книг 1492 – 1508 гг., дающие возможность заключать, что в этих семи уездах числилось за митрополитом: сел и деревень 531, дворов в них 1825, людей 1818, земли 57 12 сох, т. е. гадательно около 17250 десятин, а в трех полях – втрое более. Числа эти должны удвоиться, если мы предположим, что, по крайней мере, столько же числилось владений за митрополитом и в остальных восьми уездах, о которых свидетельства писцовых книг не сохранились до нас или доселе не обнародованы. Между тем владения Московской кафедры продолжали увеличиваться и при следующих митрополитах – Варлааме, Данииле, Макарии и других, так что в последние годы XVI в. Русский первосвятитель получал с поместий своих одними только деньгами до 22000 талеров, составлявших около 13000 золотых, или, по другому свидетельству, до 3000 рублей, а чрез полстолетие имел в своих вотчинах от шести до семи тысяч дворов. Едва ли еще не богаче митрополита имениями был Новгородский архиепископ. Когда в 1478 г. великий князь Иван Васильевич, осадив Новгород, потребовал себе от новгородцев волостей и новгородцы уже согласились уступить ему половину волостей владыки и шести богатых монастырей, то великий князь, говорит летопись, пожаловал владыку, половины волостей его не взял, а взял только у него десять волостей, преимущественно в пятинах Обонежской и Бежецкой, всего до 320 сох, т.е. от 11520 до 14400 десятин земли в трех полях, – сколько ж было тогда десятин в половине волостей владыки и сколько во всех его волостях! А чрез несколько лет великий князь взял у владыки еще более 400 деревень в одной Деревской пятине, как видно из писцовой книги ее 1495 г., и более 230 деревень в Вотской пятине, оставив за владыкою в этой последней всего двенадцать деревень, как показывает писцовая книга ее 1499 – 1500 гг. Несмотря, однако ж, на все эти лишения, владыку Новгородского продолжали считать самым крупным вотчинником между нашими архиереями, и в последние годы настоящего периода ходила молва, будто он получал с своих имений от десяти до двенадцати тысяч рублей, тогда как митрополит (вскоре сделавшийся патриархом) получал только три.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Умы более серьезные, критические, как все наиболее замечательные из тогдашних германским гуманистов‚ – Иоанн Рейхлин, Эразм Роттердамский и другие‚ – твердо стояли на почве христианства и несравненно больше пользы принесли науке вообще и в частности богословской науке своими серьезными исследованиями памятников классической литературы, нежели итальянские гуманисты, относившиеся к классической древности как дилетанты, увлекавшиеся преимущественно эстетическою и художественною стороною классической культуры и не замечавшие ее слабых сторон. Нет сомнения, что в их противохристианской оппозиции высказывалась реакция древнего античного духа против принципов христианства, и гуманизм новейшего времени имеет кровное сродство в этом отношении с эпохою возрождения классической древности на христианской почве. Но эта оппозиция, хотя шла слишком далеко, доходя нередко до самых крайних пределов атеизма, отличалась крайнею поверхностностью, ограничивалась дешевым вольнодумством и кощунством известной части легкомысленных последователей гуманизма над христианскими обрядами, глумлением над простым языком различных книг св. писания при сравнении их с художественными по внешнему стилю творениями Платона, одами Пиндара, ораторскими речами Цицерона и т.п. Не смотря на то, противохристианское движение крайних приверженцев языческой древности в западной Европе не замедлило вызвать в западной богословской литературе, преимущественно итальянской, множество апологетических сочинений, писанных с целью защиты христианства против новых противников его, стремившихся воскресить язычество на христианской почве. К этому временя из более цельных апологетических трудов, обнимающих всю систему христианства, относится сочинение Philipp de Mornay: «De religionis christianae et fidei pietate», 1478 г., сочинение Vives: «De veritate fidei christiannae», 1503 г., и многие другие, посвященные обсуждению более частных вопросом, касающихся преимущественно отношения христианства к язычеству. Шестнадцатый век, век церковной реформы и реформаторских движений на западе, век разгара вероисповедной борьбы, отвлек на время умы западных христиан от общих религиозных вопросов и открыл широкое поле для вероисповедной полемики; но, выражаясь словами преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

Успешно завершив юридическое образование и полностью овладев профессией, ок. 1501 г. М. стал барристером, т. е. получил право участвовать в судебных процессах любого уровня и занимать выборные должности. Уже в 1504 г. М. впервые был избран членом палаты общин англ. парламента; впосл. он еще неск. раз избирался от разных городских округов для представления их интересов в палате общин. Продолжая совершенствоваться в юриспруденции и занимаясь преподаванием, М. в кон. 90-х гг. XV в. проявлял активный интерес и к др. сферам общественной деятельности. В 1499 г. М. познакомился с Эразмом Роттердамским ( 1536), впервые посетившим Англию по приглашению учившегося у него англ. аристократа У. Бланта, барона Маунтджоя (ок. 1478-1534). Эразма и М. сблизили интерес к греко-рим. классике, гуманистические общественные взгляды и признание необходимости политических и церковных реформ на основе христ. нравственных идеалов; обоим были свойственны как любовь к ученым беседам, так и светское остроумие, делавшее их желанными гостями на вечерах и приемах аристократов. М. неоднократно встречался с Эразмом во время его пребывания в Лондоне в 1499 г. Блаунт по поручению кор. Англии Генриха VII (1485-1509) занимался обучением его сына принца Генриха, буд. англ. кор. Генриха VIII (1509-1547); при визитах во дворец его нередко сопровождали Эразм и М. Т. о., уже в это время имя М. стало известно не только среди европ. гуманистов, к-рые узнали о нем благодаря хвалебным отзывам Эразма, но и в англ. придворных кругах. Дружеские отношения между Эразмом и М. продолжались до конца жизни М.; они вели регулярную переписку, во время приездов в Англию (1505-1506, 1509-1514) Эразм подолгу жил в доме М. Эразм и М. поддерживали друг друга в литературных замыслах, обсуждали вопросы библеистики, патристики, церковных реформ и христ. благочестия. В 1505-1506 гг. М. и Эразм вместе работали над переводами на латынь диалогов греч. сатирика Лукиана (II в.); подготовленное ими издание вышло в Париже в кон. 1506 г. (о ходе работы и содержании см.: Thompson. 1939). Имя М. Эразм шутливо обыграл в заглавии соч. «Похвала глупости» (Moriae encomium, 1509; опубл. 1511), которое было написано во время пребывания в гостях у М.

http://pravenc.ru/text/2564150.html

Если для всех больших европейских городов сохранились подробные топографические карты, начиная с XV, в худшем случае с XVI в., то для Константинополя первая карта, где более  менее верно были указаны основные улицы, была создана только стараниями графа Шуазёль- Гуфье (Choiseul-Gouffier) в 1776 г., а опубликована в 1800 г. А издания точной карты Константинополя пришлось ждать до 1842 г. От византийского периода остался только один рисунок Константинополя: эскиз Буондельмонти, выполненный около 1422 г. Но оригинал был потерян, а эскиз сохранился в двадцати копиях, каждая из которых отличается от другой . Все остальные рисунки Константинополя уже турецкого времени. Европейцам было опасно точно рисовать турецкую столицу, и все рисунки имеют более-менее фантастический характер. Среди лучших так называемая панорама, названная по имени гравера Вальвассоре, рисунок венецианского происхождения конца XV в. (между 1478–1479 гг., когда были построены стены изображенного на панораме Дворца Topkapi, и 1490 годом, если верно отождествление изображенной на панораме церкви Св. Луки Евангелиста, недалеко от Ипподрома (видимо, это Неа Экклесиа Василия Македонянина) с Gungormez kilisesi, превращенной в пороховой склад и сожженной ударом молнии в 1490 г.). Оригинал рисунка, который приписывают Джентилли Беллини, утерян. Однако и на этой панораме изображение города носит явно выдуманный характер, т.к. город изображен с птичьего полета. Рисунок Ипподрома, опубликованный Онуфрио Панвинио и без оснований датируемый 1450 г., есть не что иное, как фрагмент панорамы Вальвассоре . Стоит отметить большую панораму Константинополя датского художника Мельхиора Лорка 1559 г., хотя город неудачно изображен там в профиль, и два турецких рисунка XVI в., которые сохранили интересные детали, хотя и полностью игнорируют законы перспективы. В последнем случае речь идет уже о рисунках времен Баязида II и Сулеймана Великолепного, т.е. о том городе, который уже непосредственно видел и описал первый исследователь топографии Константинополя Пьер Жилль.

http://bogoslov.ru/article/1871889

Turcu I., Понятие образа и его связь с учением о спасении (на рум. яз.), in Orthodoxia 3 (1959) 414–429. Vornicescu N., Учения ce. Григория Нисского об «образе и подобии» (на рум. яз.), in Studii teologice 8 (1956) 585–602. Природное житие Festugière A. J., L’enfant d’Agrigente, Paris 1950. Hausherr I., Philautie.., ОСА 137 (1952) 135 слл. Kuhn H. – Otto S., Nature, EF 3 (1967) 189–200. Lubac H. de, Le mystère du surnaturel, Paris 1965. Lubac H. de, Surnaturel, Paris 1946. Stelzenberger J., Die Beziehung der frühchristlichen Sittenlehre zur Ethik der Stoa, München 1932, гл. 4, cc. 158 слл. Théophane le Reclus, ОСА 172 (1965) 156 слл. Thunberg L., Microcosm and Mediator, op. cit., cc. 92 слл. Блаженное житие Bussini F., Joie, DS 8 (1974), 1236–1256. Gauthier R. A., Eudémonisme, DS 2 (1961) 1660–1674. Solignac A., Jubilation, DS 8 (1974) 1471–1478. Terzoli R., Il tema della beatitudine nei Padri siri. Presente e futuro della salvezza, Roma 1972. Turner C. H., Makarios as a Technical Term, JTS 23 (1922) 31–35. Ziegler J., Dulcedo Dei. Ein Beitrag zur Theologie der griechischen und lateinischen Bibel, Münster 1937. Вечная жизнь Bultmann R., Ζω, ζω, in Kittel 3 (1967) 1365–94, 1410–17, 1427–80. Gruber G., ΖΩΗ. Wesen, Stufen und Mitteilung des wahren Lebens bei Origenes, in Münchener Theologische Studien, Systematische Abteilung 23 (1962). Эсхатология Alvares T., Escatologismo, in DESp 1, cc. 696–698. Arseniew N. von, Ostkirche und Mystik, München 1943. Berset C., Incarnation ou Eschatotogie?, Paris 1964. Biedermann H., Der eschatologische Zug in der ostkirchtichen Frömmigkeit, in Das östliche Christentum, 8, Würzburg 1949. Bouyer L., Christianisme et eschatotogie, Paris 1948. Bouyer L., Humain ou chrétien?, Paris 1958; итал. пер. Brescia 1959. Colombas G. M., Paradis et vie angélique, Paris 1961. Leclercq J., Le défi de la contemplation, Paris 1970. Schierse T. J., Eschatologismus, LThK 2 3 (1959) 1098–99. Zankow S., Das orthodoxe Christentum des Ostens, sein Wesen und seine Gestalt, Berlin 1928.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Притом потеря Алжира – это исключительная заслуга Шарля де Голля и Жоржа Помпиду, заставивших Францию капитулировать в войне в Алжире (1954-1962), хотя после создания в 1958 году линии Мориса длиной 460 километров на границе с Тунисом и 700 километров на границе с Марокко, переброска повстанцев в Алжир снизилась на 90%. Впрочем, распалась не только французская колониальная империя, но и британская. Лондону уже не нужна была своя колониальная империя, так как весь мир стал его колонией. В Европе давно подметили, что понятие «хорошо-плохо», привычное в Европе, хотя, может, часто и неправильно трактуемое, для англичан немногое значит. Куда больше для них значит понятие «выгодно-невыгодно». Поэтому дружба у них фактор относительный, и в британской политике, если было необходимо, с другом могли поступать хуже, чем с врагом, а с врагом лучше, чем с другом. Ведь само понятие расизма есть англосаксонское изобретение, и в той же Америке англосаксами было направлено не только против негров и мексиканцев, но и против немцев и ирландцев. Никаких идей о братстве германских народов в среде англосаксов не было, тогда как идеи немецких расологов конца 19-го – начала 20-го веков о таком братстве особой популярности в Великобритании не получили. То, что Британия заигрывала с Гитлером, ничего не значило, т.к. очевидно, что Гитлер был ей нужен чтобы втянуть в заведомо обреченную на поражение войну не только Германию, но и все европейские праворадикальные движения, чтобы и обеспечить современную победу идей гуманизма и либерализма. Само становление Британской империи - это история захвата земель у других христианских государств, а не борьбы против язычников и магометан, как и история постоянного геноцида католиков-ирландцев. Немцы не обратили внимания на это и сделали в 1940 году ошибку под Дюнкерком, дав возможность британцам эвакуировать свои войска в конце мая-начале июня 1940 года, которые и составили костяк ее армии, создавшей оборону Британии в 1940-41 годах. Великобритания сполна отплатила за это Германии, уничтожая ее города, в частности Дрезден, сбросив в период с 13 по 15 февраля 1945 года, согласно данным из книги «Оргазм богомола» А. И. Фурсова, на город, переполненный беженцами 1478 тонн фугасных и 1182 зажигательных бомб.

http://ruskline.ru/opp/2024/03/30/kontek...

Вахтанг V ( ? -1658) - сын грузинского царевича Теймураза (? - 1625), стал Царём Картли. В 1611 году Теймураз (? - 1625) Багратион получили удел Мухрань в Карталинии, Темураз Багратион - сын грузинского царевича Вахтанга( ? -1580), Вахтанг - Сын грузинского царевича Баграта(? -1539), Баграт[Царевич] - Сын грузинского царя Константина II] (? -1505):- , Константин II - Сын грузинского царевича Дмитрия, Царь Грузии с 1478, Царь Картли с 1490, родоначальник царей Картли. Источник:- http://bagratuni-1.blogspot.ru - Багратиды Багратиони Багратуни От Князя Теймураза, владетеля (батони) Мухранского, происходящего от Грузинского царского рода Багратидов, ведет свое родословие и ветвь Князей Багратионов-Мухранских. Старинный удел князей Мухранских находился в Карталинии. От царей Кахетии] происходят: - цари и царевичи Грузинские (Картли-Кахетинского царства); - светлейшие князья Грузинские (младшей ветви, предки которых царствовали в Кахетии до 1744 г., потом в Кахетии и Карталинии вместе, с 1744 по 1800 год; - князья Давыдовы и Багратионы-Давыдовы (кахетинская ветвь). Грузинский царский дом разделяется на 4 ветви: 1) старшая ветвь, предки коей царствовали в Карталинии до 1724 года; 2) князья Багратионы, младшая отрасль предыдущей ветви; 3) князья Багратион-Мухранские - ветвь, отделившаяся от общего корня в XVII веке и до начала XIX века владевшая уделом Мухранским; 4) младшая ветвь, предки коей царствовали в Кахетии и Карталинии до 1800 года. Царственное происхождения Ветви Картлинских-Багратион (Грузинских и Мухранских Князей одинаково) Багратионы не приняли титул " светлейших князей Багратионов " , продолжают считать себя Царским Родом и желают сами регулировать правила своего титулования, принцип, который не зависит от Основных Законов Российской Империи или норм титулирования Английской Короны или Прусского Рода Гогенцоллерн. Д. Саргис пишет, что он, будучи грузином по происхождению, не может не возразить на утверждение Н. Р. Романова, что род Багратионов не является царствовавшим или владетельным домом.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/11/03/v_...

Еще московский государь не обрел всей полноты власти и независи-мости в исторической действительности, но литература уже готовилась ответить на вопросы будущего устроения Русского государства. И, может быть, потому, что ответы на эти вопросы были излишне категоричны, – литература оказалась в какой-то мере ответственной, как мы увидим в дальнейшем, не только за все положительные, но и за отрицательные деяния и Ивана III, и Василия III, и Ивана IV. Особый интерес появляется к загадочным предсказаниям историче-ских катастроф (видение пономаря Тарасия, видение Зосимы на пиру у Марфы Борецкой, предсказывающее падение Новгорода, и т. п.) и к не менее загадочным возвышениям властителей, обретению престола, царственных регалий и т. д. Вторая половина XV века – это время, когда Русь становится одним из сильнейших государств Восточной Европы. Москва завершает объединение великорусских земель и выходит на европейскую политическую арену. Исто-рики часто повторяют рассказ о том, как в 1487 году на рейхстаге в Нюрнберге император Фридрих III и князья Священной Римской империи с удивлением узнали о существовании Московии и слушали рассказ о ней своего посла рыцаря Поппеля. Но Московию не надо было открывать. К ней и в предшест-вующие века постоянно обращались за помощью и греки, и балканские славяне. В Русской земле уже в XIV веке начинали видеть будущую опору на Востоке и юге Европы от надвигающейся османской опасности. Падение трехсотлетнего ордынского ига на Руси совершилось без генерального сражения – простым «стоянием на Угре» в 1480 году двух войск – московского и ордынского, в результате которого войско хана Ахмата отказалось от попытки перейти небольшую мелководную реку Угру и повернуло назад. Это совершилось ровно через сто лет после Куликовской победы, а перед тем Москва военной силой покорила последнего своего опасного соперника – Новгород Великий. Два новгородских похода Ивана III в 1471 и 1478 годах решили судьбу не только Новгорода, но и всей русской страны. Образование мощного единого национального государства поставило перед русским народом целый ряд политических, исторических и нравственных проблем, разрешать которые должна была в первую очередь общественная мысль и литература.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4 . В России право учреждать новые приходы принадлежит епархиальному епископу с разрешения Синода. В приходе, имеющем менее 700 человек мужеского пола, бывает священник и певец (псаломщик), а где более 700 человек, там еще есть и диакон 1475 . Поставление приходских священников, а также и других лиц к приходским церквам принадлежит епархиальному епископу, которому консистория предлагает для этого кандидатов 1476 . Заведывание церковным имуществом лежит на «церковном старосте», избираемом на три года прихожанами известной церкви совместно с духовенством, с утверждения епархиального епископа 1477 . Для попечения об увеличении церковного имущества, о правильном вознаграждении клира, а также о начальном обучении детей и содержании приходских благотворительных заведений, существуют «приходские попечительства» 1478 . Попечительство это избирается общим собранием всех прихожан на определенный срок из самых уважаемых лиц в приходе. Приходский священник есть непременный член попечительства, равно как церковный староста и начальник общины. Председателем бывает лицо, избранное из самых почетных мирян, причем в заседаниях, в случае его отсутствия, его заменяет приходский священник. Действия попечительства подлежать контролю епархиальной власти 1479 . 5 . В Болгарском экзархате приходы разделяются на городские и сельские. Городские имеют от 200 до 300 домов, сельские -о т 150 до 250 домов 1480 . Приходского священника избирает общее собрание всех прихожан вместе с остальным духовенством прихода, под председательством архиерейского наместника (благочинного) или другого доверенного духовного лица, а утверждает избранного епархиальный епископ, осведомившись предварительно о мнении относительно его епархиального совета (консистории) 1481 . Кроме доходов, получаемых за известные требы 1482 , приходские священники получают дополнительное вознаграждение от государства: сельские по 480, в уездных городах – по 600, а в окружных- по 720 левов в год; каковое вознаграждение выдается три раза в год через архиерейского наместника 1483 . Для управления церковно-имущественными делами в приходе, существует «цьрковно настоятелство», которое состоит из 3–5 светских членов, пользующихся общим доверием, избираемых на три года, под председательством приходского священника. В своих действиях настоятельство подлежит ведению епархиального совета 1484 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

В 1477–1478 гг. он был занят военными действиями в Средней Азии, 1479 г. ушел на переговоры с Литвой об антимосковском союзе 956 . Наконец, в 1480 г. хан подготовился к масштабному походу 957 . Ситуация осложнялась возможностью одновременного выступления Казимира и тем, что дело происходило во время конфликта Ивана III с братьями – Борисом Волоцким и Андреем Углицким. На сей раз хан обошел окский рубеж с запада и вышел к левому притоку Оки Угре, двигаясь по литовским владениям. Однако расчет на соединение с Казимиром не оправдался 958 , а московские войска успели занять оборону. Попытки татар переправиться через Угру были неудачны. Тем временем мятежные братья примирились с Иваном. Великий князь 30 сентября приехал с театра военных действий в Москву, где пребывал около двух недель. В его окружении возникли разногласия: часть приближенных в сложившейся ситуации выступила за признание власти хана 959 . Активный сторонник решительных действий против Орды архиепископ Вассиан в эти дни пишет свое знаменитое послание Ивану III, в котором отобразились как особенности политической ситуации, так и ее восприятие современниками. Обосновывая необходимость активных действий, Вассиан обращается к истории. Вначале он приводит аналогию между нынешними событиями и происходившими в 1380 г., призывая Ивана последовать примеру Дмитрия Донского, мужественно отразившего Мамая. Затем Вассиан переходит к рассуждениям по поводу главного пункта разногласий – права на сопротивление «царю»: «Аще ли еще любопришася и глаголеши, яко: «Под клятвою есмы от прародителей, – еже не поднимати рукы противу царя, то како аз могу клятву разорити и съпротив царя стати», – послушай убо, боголюбивый царю, аще клятва по нужи бывает, прощати о таковых и разрешати нам повелено есть, иже прощаем, и разрешаем, и благословляем, яко же святейший митрополит, тако же и мы, и весь боголюбивый събор, – не яко на царя, но яко на разбойника, и хищника, и богоборца. Тем же луче бе солгавшу живот получити, нежели истинствовавшу погибнути, еже есги пущати тех в землю на разрушение и потребление всему христьанству и святых церквей запустение и осквернение. И не подобитися окаанному оному Ироду, иже не хоте клятвы преступити и погибе. И се убо который пророк пророчествова, или апостол который, или святитель, научи сему богостудному и скверномусамому называющуся царю повиноватися тебе, великому Русских стран христьанскому царю! Но точию нашего ради согрешениа и неисправления к Богу, паче же отчааниа, и еже не уповати на Бога, попусти Бог на преже тебе прародителей твоих и на всю землю нашю окааного Батыа, иже пришед разбойнически и поплени всю землю нашу и поработи, и воцарися над нами, а не царь сый, ни от рода царьска» 960 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010