книг и поя псалмы по почившим мучениками и всем от века святым и по братьям своим, почившим о Господе» 1472 . В позднейшем отделе Апостольских Постановлений указываются и нынешние дни поминовения: «Совершайте же и третины ( τρτα) почивших в псалмах, чтениях и молитвах ради Воскресшего в третий день, и девятины ( νατα) в воспоминание сущих здесь почивших, и сорокоуст ( τεσσαρκοστα) по древнему образцу, ибо так народ израильский оплакивал Моисея, и годовщину о памяти почившего. И пусть раздают из имения его нищим в поминовение его» 1473 . Св. Амвросий по поводу сорокоуста имп. Феодосия В. Замечает: одни привыкли соблюдать третий день и тридцатый, другие седьмой и сороковой» 1474 . Было долгое колебание между принятием 7 или 9 дни, 30 или 40, зависевшее, должно быть, от национальности церкви; древние греки приносили жертвы за умерших в 3, 9, и 30 день; римляне – в 9 день 1475 . Бл. Августин соблюдение 9 дня (с. 315) порицает, как языческий обычай 1476 . В Палестине еще в VI в. соблюдался 7 день 1477 . Сирийцы, по свидетельству св. Ефреме Сирина , соблюдали 30 день 1478 . Постепенно на Востоке принят был 3, 9 и 40, а на Западе 7 и 30 дни 1479 . Памяти трясений, побед и посвящения епископа Чтобы картина церковного года в IV-V вв. была полной, нужно назвать еще несколько праздников и постов, не принятых прямо в нынешний устав, но косвенно повлиявших на него, или характерных для эпохи. Так праздновались дни, ознаменованные особыми благодеяниями Божиими, например, избавлением от наводнения, землетрясения, победами. По свидетельству Созомена, когда Александрию в царствование Юлиана грозило затопить морское наводнение, которое однако скоро прекратилось, то «день, в который это случилось александрийцы назвали «памятию трясения» ( γενσια του σεισμου ) и ныне еще чествуют его ежегодным праздником; последний они совершают торжественно и благоговейно, зажигая по всему городу множество светильников и вознося Богу благодарственные моления ( χαραστηρους λιτàς) " 1480 . Ср. у нас 26 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

1478 Покойный профес. Чельцов, в Протоколах С.-Петербургского Общества Любителей духовного Просвещения, год 1, стр. 341. 1479 Филарет, Письма к Антонию, 1490. Указанное правило неодинаково применялось даже богослужебными уставами: по Студийскому уставу Литургия преждеосвященных даров должна быть совершаема в Великий пост ежедневно. Так было, по-видимому, и у нас в древней Руси, как несомненно было и в Константинополе до XIV-ro века. По Иерусалимскому уставу назначалось быть так, как теперь у нас бывает, но также некогда было и в Александрии. Должно прибавить, что истинный смысл VI, 72 правила выражал Студийский устав, давая понять, что правило это не запрещает совершения литургии преждеосвященных каждый день, тогда как Иерусалимский устав видел здесь, кажется, запрещение каждодневной преждеосвященной литургии Ср. Филарет, Обзор песнопевец. стр. 78. 1480 См. Православный Катех. о количестве соборов. Конечно, правило истолковывается так, что оно говорит не вообще о состоянии и монашестве, но и о принятии так называемой схимы, следоват. греческое выражение; πιωντες ες τν μοναχν σχμα понимается уже с применением современных нам понятий, где различается монашество и схима. Но можно указать на случай, в котором и такое понимание не почиталось нарушением древнего правила дисциплины. Покойный митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров , † 1857) был в схиме с именем Феодосия. 1483 Августин, ad Jann. II, 32 говорил: „чтобы во дни Пятидесятницы и во все дни воскресные – молились мы стоя, соблюдается ли это и где соблюдается – я не знаю“. Кассиан положительно утверждает, что в монастырях Сирии это соблюдалось не строго, тогда как в египетских монастырях – строго. Bing. vol. р. 123. Замечательно, что Кассиан рассказывает, что „он тщательно исследовал причину такого обычая, и нашёл, что не преклоняли колена потому, что эти дни суть дни радости, тогда как пост и преклонение колен есть выражение печали“, то есть, причиной этого установления (не–преклонение) почиталось не то обстоятельство, что указание на не-преклонение имеется в канонах, или – не происхождение его от Вселенского собора, а внутренний смысл, или естественное соответствие установления внутренним потребностям: радование во дни празднования и соответствующее внешнее выражение радования.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Здесь ключевые слова « γπη στ» в обеих частях периода выносятся в конец, что служит к их лучшему запоминанию и усвоению; это согласуется и с общими принципами построения греческой фразы, так что Палама, стремясь подчеркнуть это положение, фундаментальное по своей значимости для христианина, следует законам языка, его ритма, его лексических данных – и этой естественностью производит более сильное, «молниеносное» впечатление на слушателей и читателей. Всё дышит естественностью (и сверхъ-, но никак не не-естественностью) в его проповедях; до новоевропейского манерничанья, конструктивизма, футуризма и модернизма со свойственной им тягой к преобразованию наличного языкового материала здесь еще очень далеко. Можно указать также на описание единства мира в 224В, что уже становилось объектом нашего рассмотрения с точки зрения истории идей 1478 . В целом «спектр действия» этого приема более широк по сравнению с предыдущим и соотносится с горизонтом тварного мира, со сферой тварности как таковой. При анализе приема каталогизации можно быть кратким. Этот прием вызван к жизни необходимостью системной организации и стилистически выразительного представления больших групп (списков, перечней) однородного материала. Применяется к сфере человека и человеческой деятельности в мире (см. списки пороков в 417D–420A, а также добродетелей в 105A, 112С, 164С, 180А и других местах – по таблицам(3) и 4), а также к сфере богочеловеческих отношений. Имеется в виду знаменитый развернутый перечень (с пояснениями по каждому пункту) причин Воплощения в Шестнадцатой гомилии (201D–204A; всего 14 причин, каждой из которых соответствует одно (а иногда и два) целевых придаточных, входящих в состав сложной фразы. Это делает гомилию, пожалуй, важнейшим в святоотеческой мысли палеологовского периода трактатом о Воплощении и одним из важнейших вероучительных текстов восточного христианства. Формула бинарной оппозиции находит свое наиболее релевантное применение в области гамартологии и сотериологии, в которой св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Выступив в законодательной роли относительно сербской церкви, правительство в своих актах усвоило себе много прав по церковному управлению. Так, по законодательным актам 1779 и 1782 года, правительство в лице императора пользуется правом утверждения митрополита и епископов, причём митрополит и епископы за своё утверждение вносят правительству известную, более или менее значительную, сумму. Далее, правительству принадлежат право назначения администраторов митрополии и епископий, право высшего суда по апелляциям. Затем, без согласия правительства не может быть напечатан ни один закон, декрет, или резолюция касательно православных христиан 1476 . Но этого мало, Канонический строй управления сербской церкви в описываемое время нарушен был и с другой стороны. В это время положено было начало вторжению в церковное управление народного элемента. По первому пункту Rescriptum declaratorium, митрополит сербский (карловицкий) – глава иллирийского народа лишь в церковном отношении. Между тем за народным элементом было оставлено право его избрания. По Rescriptum declaratorium митрополит или архиепископ сербский избирается конгрессом, состоящим, кроме архиереев, из 75 представителей народа – 25 духовных и 50 светских 1477 . В таком положении дело находилось до второй половины XIX века. С 60 годов этого столетия в истории управления сербской церкви наступает новая эпоха. В это время в него усиленно вторгается народный элемент. 1848 год, оставивший глубокий след в жизни европейских народов, наложил свою печать и на сербов-переселенцев. События, связанные с этим годом, пробудили у сербов националистические стремления. Этому пробуждению благоприятствовали обстоятельства, в которых в то время находилась Австро-Венгрия. Не имея возможности справиться собственными силами с Венгрией, Австрия хотела воспользоваться помощью народностей, населявших её территорию, и обещанием разных привилегий старалось привлечь на свою сторону и сербов. Сербы поднялись против ненавистных для них мадьяр и, пользуясь затруднительным положением правительства, решились возвратить себе прежнее право самоуправления. В мае 1848 года на конгрессе в Карловицах они провозгласили, что «сербы суть народ политически свободный и самостоятельный, живущий под державой австрийских императоров, что провинции: Срем, Бачка, весь Банат и принадлежащая к ним Военная граница должны входить в состав особой правительственной территории, называемой сербским Воеводством» 1478 . Австрийское правительство, благодарное сербам за помощь против мадьяр и имевшее в первых большую нужду, признало за сербами право самоуправления и утвердило решения конгресса. Но оно следовало этому опять не долго. Как только миновала для него настоятельная нужда в сербах, оно снова постепенно возвращает их к прежнему порядку вещей. Так, оно в 1851 году упраздняет звание воеводы, заменив его вице-воеводством, а в 1860 году уничтожается и последнее, и сербы снова подчиняются общему управлению Венгрии 1479 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

1) Пахман. Обычное гражданское право в России, т. 1 и 2. 2) Сборник материалов по русской истории начала XVII в. СПб. 1896. 3) Лихачев. Сборник актов, собранных в архивах и библиотеках. 4) Рубинштейн. Хронологический указатель указов и правит. распоряжений по губерниям Западной России, Белоруссии и Малороссии с 1652 по 1895 г. 5) Добронравов. Историко-статистическое описание Владимирской епархии. Владимир на Кл., 1895 г. 6) Тихомиров. Кафедра Новгородских святителей со времени покорения Новгорода в 1478 г. до кончины последнего митрополита Новгородского Иова в 1716 г. Новгород, 1895. 7) Приходы и церкви Тульской епархии. Тула, 1895, —44— 8) Краткие сведения о церквах и священнослужителях С.-Петербурга. СПБ. 1895. 9) Стеллецкий. Харьковский коллегиум. Харьков, 1895. 10) Астафьев. Общество для распространения Свящ. Писания в России 1863–1893. СПб, 1895. 11) Белокуров. Московский печатный двор в 1649 г. 12) Фон-Фризе. История польской церкви. Варшава, 1895. 1 3) Титов. Духовные школы Курско-Белоградской епархии. Курск, 1855. 14) В. Н. Из истории Москвы. (Проф. В. Ключевским ). 15) Чулкова. Подробный алфавитный указатель к своду законов. 16) „Юридическая газета“ за 1896 г. (Проф. И. Заозерским). 17) Кирпичников. А. Очерки по истории новой русской литературы. 18) Архангельский. А. Очерки истории Западнорусской литературы в XVII в. 19) Белосельская. Вас. Триф. Нарежный. 20) Петухов, Е. О главнейших направлениях в русской литературе XVIII и первой четверти XIX в. 21) Петухов. Е. А. С. Грибоедов. 22) Петухов. Е. Гимназия высших наук в Нежине. (Проф. Г. Воскресенским ). 23) Meignen. Ancien Testament dans ses rapports avec le Nouveau. Paris. 1895. 24) Schirlitz. Die Hellenistischen, besonders Alexandrinischen und sonst schwierigen Verbalformen im N. Testament. Erfurt, 1862. 25) J. E. Schleusner. Lexici iu interpretes V. T. Graecos spicilegium. Lipsiae, 1824. (Проф. И. Корсунским ). 26) Олесницкий. Полный курс педагогики. 27) Jahrbuch des Vereins für Wissenschaftliche Pädagogik с 1893 г. и далее.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Художники сочетали подходы символические, историко–повествовательные и декоративные, интерпретация многозначного изобразительного языка первых христиан – предмет постоянных споров. Многие исследователи полагают, что живопись катакомб выражала основные догматические и этические представления отцов Церкви (см. работы А. Бозио, Д.Б. де Росси). Согласно другому мнению, в сценах катакомб выражены основные эсхатологические идеи вечной жизни, небесного блаженства, спасения, милосердия Господа (о. Й Выльперт; о. Йоганн Петер Кирш 1473 ). Третья точка зрения считает росписи катакомб чисто символическими, ее развивал швейцарский историк о. Пауль Штигер 1474 . Не менее сложной была символика растительных и зооморфных мотивов 1475 . Существуют и другие подходы к изучению раннехристианской иконографии. Например, Андре Грабар (1896–1990) использовал понятия семиотики («семантические поля», «семантические пучки» и т.п.) с тем, чтобы раскрыть систему символических понятий в ранней иконографии 1476 . Особую группу живописи катакомб составляют поздние росписи 6 в., которые называют византийскими. В это время сложились некоторые иконографические схемы, впоследствии ставшие традиционными в византийском искусстве, например, Христос–Пантократор с кодексом в руке в катакомбах Св. Каликста (рис. 21) 1477 . Комплексы катакомб являются ценным источником о раннехристианской Церкви, социальном и этническом составе общин, их иерархии, обрядах, менталитете первых христиан, особенностях их культуры и искусства. В изучении римских катакомб наблюдаются новые тенденции, связанные с общими особенностями развития науки. Одна из них – внимание к собственно археологическим аспектам, в частности к созданию новой документации с применением современных электронных методов. Такую цель ставит совместный немецко–итальянский проект исчерпывающе полных изданий по живописи и архитектуре катакомб. Книги отличаются исключительно высоким качеством воспроизведения, в том числе цветопередачи росписей. На сегодняшний день вышли каталоги по трем некрополям. Это – катакомба Свв. Марцеллина и Петра, известная своим развитым живописным ансамблем 1478 ; «Коммодилла» – большое общинное кладбище 1479 ; анонимная катакомба под виа Анапо, пример довольно бедных массовых захоронений, многие из которых археологи пока не открывают, оставляя будущим поколениям исследователей 1480 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1478 Deckers J.G., Mietke G., Weiland A. Die Katakombe «Santi Marcellino e Pietro»: Repertorium der Malereien. Citta del Vaticano; Munster, 1987. 1479 Deckers J.G., Mietke G., Weiland A. Die Katakombe «Commodilla»: Repertorium der Malereien mit einem Beitrag zu Geschichte und Topographie von C. Carletti. Citta del Vaticano, 1994. 1480 Deckers J.G., Mietke G., Weiland A. Die Katakombe Anonima di Via Anapa: Repertorium der Malereien, mit einem Beitrag zu Geschichte und Topographie von V Fiocchi Nicolai. Citta del Vaticano; Munster, 1991. 1481 Pergola Ph. Le catacombe romane. Roma, 1996; расширенное переизд.: Pergola Ph. Le catacombe romane: Storia e topografia. Roma, 2003 (с каталогом Barbini P.M.). 1483 Nestori A. La basilica anonima della via Ardeatina. Citta del Vaticano, 1990; Saint–Roch P Le cimetiere de Basileus ou coemeterium sanctorum Marci et Marcelliani Damasique. Citta del Vaticano, 1999. 1484 Основные точки зрения суммировал Поль–Альбер Феврье: Fevrier P.–A. A propos de la date des peintures des catacombes romaines/Rivista di archeologia cristiana. 1989. Vol. 65. P. 105–133. Авторы более поздних публикаций так или иначе присоединяются к уже существующим мнениям. 1485 Bisconti F. La Madonna di Priscilla: interventi di restauro ed ipotesi sulla dinamica decorativa/Rivista di archeologia cristiana. 1996. Vol. 72. 1–2. P. 7–34. 1486 Tolotti F. II cimitero di Priscilla: Studio di topografia e architettura. Citta del Vaticano, 1970; Pergola Ph. La region dite les «Flavii Aurelii» dans la catacombe de Domitilla/Melanges de l’Ecole Fran9aise de Rome. 1983. Vol. 95. P. 183–248. 1488 Janssens J. Vita e morte del cristiano negli epitaffi di Roma anteriori al sec. 7. Roma, 1981. 1489 Shaw B.D. Latin funerary epigraphy and family life in the later Roman Empire/Historia. 1984. Vol. 33. P. 457–497. 1490 Kajanto I. Onomastic studies in the early Christian inscriptions of Rome and Carthage. Helsinki, 1963. 1491 Fiocchi Nicolai V. I cimiteri paleocristiani del Lazio. I. Etruria meridionale. Citta del Vaticano, 1988; Fiocchi Nicolai V., Ricciardi M. La catacomba di S. Vittoria a Monteleone Sabino (Trebula Mutuesca). Citta del Vaticano, 2003.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

губ. вед. 1886 г. 124. 240 Зап. Одес. Общ. IV, 92. Чингиз-хан, монгольский вождь в Азии, называл­ся сперва Тимучан, потом Чингиз-хан, т. е. великий хан. Так назван он был, по словам одних, будто бы по внушенью какого-то пустынника, а, по словам других потому, что какая-то птица закричала: чингиз в ту минуту, когда прибли­женные только что приступили к избранью нового имени для своего вождя. Чингиз-хан скончался в 1227 г. по одним – убитый громом, а по другим – зарезанный ночью женщиною. Карамз. III, 138. Прим. 283 и 353. Он отличался жестокостью: в 70 кот­лах сварил 70 тайджутских беков (начальников), а детей их сделал рабами. Тавр. губ. вед. 1886 г. 125. 241 Джуджи, монгольское слово, в переводе на русский язык: дорожный. Сын Чингисханов так назван потому, что родился от Бурте-чин на дороге, при воз­вращении ее из плена домой. Зап. Одес. Общ. I, 379. 242 Ярлык – официальное повеление хана, изложенное на бумаге за печатью и тамгою (гербом ханским). Зап. Одес. Общ. I, 675–679. 245 Эдигей, монгольский хан, составил из черноморских улусов Крымскую орду. Карамз. V, 98, 112, 114, 120, 213. 246 У Карамзина он называется Ази-гирей. V, 213. Некоторые более правильным находят название: герай. Зап. Одес. общ. I, 307. 249 Мемли-гирей был сын Гаджи-гирея, имевшего, кроме него, еще 6 сыновей. По смерти Гаджи-гирея (около 1467 г.) сделался ханом сын его Нордоулат, но в 1469 г. низвержен был Менгли-гиреем и бежал в Польшу, а Менгли-гирей объявил себя ханом, но в 1475 г. был низвержен братом своим Айдаром, объ­явившим себя ханом, и бежал в Кафу, к генуэзцам. Но в том же году тур­ки завладели Крымом и Менгли-гирей отвезен был в Константинополь. Вскоре, однако, Магомет II объявил его, как своего вассала, Крымским ханом и обязал его клятвою за себя и своих преемников в вечной покорности Порте. Менгли-ги­рей одет был в богатый кафтан, шитый золотом, и в каук с бриллиантовым пером, и опоясан саблею с золотою рукояткой, осыпанною алмазами. В 1476 г. хан золотой орды Ахмат выгнал Менгли-гирея из Крыма и отдал крымские го­рода сыну своему Зенебеку, но в 1478 г. Менгли-гирей выгнал Зенибека из Крыма и снова сделался ханом.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

473 ...посадник Никита... – Никита Ларионович, в течение многих лет занимавший должность псковского посадника. 474 Савастьян Кушелев – выступал в роли посланца Ивана III в Пскове и позднее – во время похода на Новгород в 1478 г. 475 ...повелл казнити главною казнью новогородцких посадниковъ... – Из перечисленных далее лиц посадниками были Дмитрий Борецкий и Василий Селезнев; Киприан Арзубьев и Еремей Сухощек – не посадники и не бояре, а житьи люди; согласно новгородской повести, Еремей был владычным чашником. Казнь Борецкого, Селезнева, Арзубьева и Сухощека отмечена во всех летописных рассказах ο событиях 1471 г.; даже в летописи союзного с Москвой Пскова говорится: «...немилостиво казнише их и секирою отскоша им главы, к колоде прикладая». Β Ермолинской летописи указано, что Иван III «разъярився за их измену и повеле казнити их: кнутьем бити и главы отсечи». 476 ...а Василья Казимира... да Федота Базина веллъ отвести на Коломну... – Все перечисленные здесь лица, за исключением Федота Базина, упоминались среди пленников, захваченных во время Шелонской битвы 14 июля. 477 ...а бой имъ был на Двин... – По известию Устюжского летописца сражение происходило на реке Шиленге (Шиленьге), одном из восточных притоков Северной Двины. Василий Федорович Образец Симский – наместник Ивана III в Устюге; Борис Матвеевич Слепец Тютчев – великокняжеский воевода. 479 Α добиша челомъ великому князю 16 тысяч сребра новгородцкых рублевъ... – По известию Псковской третьей летописи Иван III сперва запросил семнадцать тысяч рублей, потом «владычня ради челобития» согласился на шестнадцать тысяч. Β дошедшей до нас грамоте от 9 августа 1471 г. сумма контрибуции определена в пятнадцать с половиной тысяч рублей; та же сумма названа и в новгородском рассказе (см. ниже). 480 ...до моря... – Новгородская земля ограничивалась на северо-западе Финским заливом, а на севере – Белым морем и Северным Ледовитым океаном. 481 Порхов – город на реке Шелони, на западе Шелонской пятины; постоянное место столкновений новгородцев с псковичами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Умирая на кресте, Ты предаешь в руки Отца человеческий дух Твой, хотя, достоинством равный Отцу, Ты имеешь с Ним и единую власть над человеческим духом Твоим, хотя по человечеству Ты приял власть от соединенного в Тебе неслитно с человечеством Божества, власть и положить душу Твою и восприять душу Твою: я, омрачаемый плотским мудрованием и неверием, ищу во всех случайностях жизни устроить себя моим немощным разумом, моим соображением, по внушениям плотского мудрования и лукавства; я не хочу предать себя деснице Бога моего, не хочу призвать этой десницы в помощь себе, хотя всесильная десница Божия содержит меня полновластно, объемлет отовсюду. Когда один из воинов, представитель враждебного Богу человечества, пронзил копием Твое всесвятое тело, уже оставленное душою, тогда умершее тело Твое, продолжавшее жить в Боге и чудодействовать, источило из себя струю крови и струю воды. Воду Ты дал в омовение врагам Твоим, кровь — в питие; истерзанное тело Твое предлагалось врагам Твоим как закланная, приуготовленная к употреблению снедь. Всемогущий и Всеблагий! в то время как человеки истощались в злодеяниях над Тобою, Ты весь истощился для спасения их, всего Себя отдавал им, чтоб претворить врагов и убийц в сынов и друзей, чтоб избавить врагов Твоих от вечных мучений в пропастях адских, чтоб доставить им вечное блаженное жительство в селениях неба. Еще прежде распятия распинатели сняли с Тебя одежду, оставили обнаженным: ризы Твои они разодрали на части и разделили между собою; о нешвенной срачице Твоей, привлекшей особенное внимание их, метнули жребий. Обнаженного, они возвели Тебя на крест. Все, все отдал Ты человекам: они как бы исчерпали всю Твою благость. Совершалось это по святейшей воле Твоей, хотя человеки и действовали по свободному произволению своему: они делались слепыми орудиями воли Твоей, не понимая того, — делались орудиями воли Твоей по бесконечной премудрости, по беспредельной власти Твоей. Господь мой! Господь мой! приходил Ты на землю в смиренном образе раба, в уничиженном образе немощного создания Твоего, человека; приходил Ты на землю, чтоб спасти погибших человеков [ 1478 ], чтоб принять на Себя убившую их язву, чтоб уничтожить эту язву Собою [ 1479 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010