Наш летописец озаглавил свою летопись: «Повесть временных лет (черноризца Феодосиева монастыря Печерского 1454 , откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве первее нача княжити и откуду Руская земля стала есть». Название «Повесть временных лет» летописец не заимствовал у хронографнстов греческих, у которых принятия названия для их списаний были χρονογραφα или χρονογραφεον (- γραφον) и χρονικν, чт по-русски значит времеписание, временник. Тот список хронографа Амартолова, который был в руках у Болгарского переводчика, имел надписания – над предисловием: Βιβλα χρονικ κα στορικ, чт им было переведено: «книги временные и образные», а при начале самого текста: χρονικν σντομον, временник сокращённый, чт им переведено: «Временник впросте». Слово «временный» по приложению к «лето» (временных лет), представляющее собой не имеющий смысла плеоназм, употреблено летописцем не в его обыкновенном смысле, а в смысле имеющий хронологию ( χροηχς, χρονολογικς), поставленный под годом. Так что повесть временных лет значит повесть лет, снабжённых хронологией (годами), ведённых по хронологии (по годам). Этим названием своей летописи автор хочет указать на то её свойство, что повествование, как мы сказали, ведётся в ней по хронологии, по годам 1455 . Повести собственно временных лет, которая начинается 852 годом, предшествует довольно обширное введение. Речь начинается разделением земли между тремя сыновьями Ноя и размещением языков при столпотворении 1456 , потому что от первых ведут своё начало жребии всех обитателей земли и потому что от второго ведут своё начало все народы. От 70 и дву языку, на которые Бог размесил людей при столпотворении, бысть (и наш) язык Словенеский, – говорит летописец, и затем обращается к Славянам. После речи о первоначальном месте жительства всех Славян в Европе 1457 и об их всех расселении из него по земле или по разным землям, автор в частности говорит о Славянах Русских, именно о расселении разных племён, на которые они распадались, по разным местам Руси и отчасти о происхождении племенных названий. Потом – об основании у племени Полян города Киева, об отдельных родовых княжениях у разных племён и обо всех народах, кроме самих Русских, населявших территорию Руси. За этим, после нескольких вставочных известий, относящихся отчасти к истории других Славян, отчасти к предисторической истории самих Славян Русских и после дополнительных известий о племенах этих последних Славян, летописец говорит о предисторическом быте наших предков, изображая по племенам бывшие у них обычаи, и законы отец, и предания. Речью об обидах Полянам после смерти Кия, основателя Киева, от Древлян и о подпадании их власти Козар летописец оканчивает вступление.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

в Дании, состоявшееся уже после смерти Фридриха I. В Швеции Густав Ваза был возведен на престол народным движением, когда среди шведов уже появились свои проповедники лютеранства — Олай и Лаврентий Петерсены и Лаврентий Андерсон. Густав Ваза, помышлявший о секуляризации церковных земель, стал оказывать покровительство лютеранам, начал, помимо папы, назначать на епископские места и поручил шведским реформаторам сделать перевод Библии. В 1527 г. он созвал в Вестеросе сейм, с представителями городского и крестьянского сословий, и потребовал, прежде всего, увеличения средств государственной казны. Встретив противодействие, он объявил, что отрекается от престола. Между сословиями начались распри; дело кончилось тем, что они согласились на нововведения, которых требовал король, пожертвовав ему духовенством. Епископам было вменено в обязанность помогать королю деньгами и передать ему свои замки и крепости; в распоряжение короля было отдано все церковное имущество, остававшееся за вознаграждением духовных лиц; над монастырями был поставлен королевский чиновник, который должен был отбирать в казну излишек доходов с их имений и определять число монашествующих лиц. За свое содействие дворяне вознаграждались церковными и монастырскими ленами, отошедшими от них после 1454 г. Сначала король довольствовался частью доходов с церковных земель, но потом он наложил на них более тяжелые сборы, начав, вместе с тем, назначать священников помимо епископов и запретив последним (1533) производить какие бы то ни было реформы в церкви без его согласия. В заключение он ввел в Швеции новую систему церковного устройства, учредив (1539) должность королевского ординатора и суперинтенданта, с правом назначать и сменять духовных лиц и ревизовать церковные учреждения, не исключая епископов (должность епископов была сохранена, но власть их была ограничена консисториями; епископы остались и членами сейма). Р. была введена в Швеции мирными средствами, и никто за веру казнен не был; даже очень редко подвергали удалению от должностей.

http://drevo-info.ru/articles/3393.html

И действительно, поставляя свою внутреннюю чистоту в зависимость от чистоты внешней, свое внутреннее благочестие обусловливая соблюдением произвольно избранных ими внешних форм и установлений, между которыми главное место занимали очистительные омовения, ессеи в своей практике во всем дошли до крайностей, и в мелочности во внешней законности, далеко превзошли фарисеев: стремясь, напр., во всей точности выполнить закон о субботе, понимаемый ими не по духу, а по букве, ессеи дошли до такой скрупулезности, что допуская насилие природе, удерживались в этот день от отправления естественных потребностей 1448 . Наблюдая строгую разборчивость в пище и питье, они готовы были скорее умереть, чем вкусить пищи, приготовленной вне их ордена 1449 . Избегая всякой роскоши, ессеи дошли до того, что стали считать правилом не переменять своей одежды и обуви до тех пор, пока они не изнашивались 1450 , а с другой стороны, решительно отказались от помазания тела маслом, выработав то воззрение, что даже нечаянно попавшая на тело капля масла способна осквернить члена секты 1451 . Воздерживаясь от чувственных удовольствий, ессеи уже всякий случай и всякий способ к получению его, даже самое стремление к нему, объявляли нечестивым и греховным и в конце концов дошли до такой крайности, что даже брачную жизнь признали нечистой и, соответственно этому, решились на отвержение брака одного из божественных установлений 1452 . Стремясь, по-видимому, к внутреннему благочестию, ессеи в то же время до того были не чужды безрассудных суеверий, что запрещали членам секты плевать на средину или на правую сторону 1453 . Проповедуя равенство людей и отвергая физическое рабство, ессеи тем не менее создали у себя духовные касты, до крайности унижавшие человеческое достоинство, так как строгое различие между ними доведено было ессеями до такой степени, что одно только прикосновение ессея, принадлежащего к низшему классу, уже оскверняло члена секты, состоящего в высшем классе 1454 . Все это и многое другое подобное ясно показывает, что ессенизм, при некоторых светлых сторонах религиозно-нравственной жизни, на самом деле был далеко не чужд и многих значительных недостатков, и что поэтому нужно быть слишком предубежденным, чтобы считать его «пышным отпрыском иудейства» 1455 , «благороднейшим плодом иудейской религии» 1456 , каким выставляют его панегиристы ессейства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мадейра — остров (и архипелаг) в Атлантическом океане. О Мадейре, вероятно, знали еще римляне. В 1419 г. Мадейра была вновь открыта экспедицией Жуана Гонсалвиша Зарку и Триштана Важ Тексейры. Мыс Нан — расположен на западном побережье Африки (29°15’ с. ш. — 10°18’ з. д.). Около 1416 г. его обогнул португальский мореплаватель Гомиш. Эанниш Жил — португальский мореплаватель, который в 1434 г. обогнул мыс Боядор (Бохадор), расположенный на 26°7’ с. ш. — 14°29’ з. д. В средние века мыс Боядор считался крайней точкой мореплавания. Жyah II (1455–1495) — португальский король. Осуществлял широкую колониальную экспансию. Зеленый Мыс (Верде) — западная оконечность Африки (15°45’ с. ш. –17°33’ з. д.). Кам (Кан) Дьогу — португальский мореплаватель, исследовавший африканский берег до 22-й параллели. Первый европеец, достигший устья Конго (1484 г.). Камоэнс Луис (1524–1580) — великий португальский поэт. В своей поэме «Лузиады» (1572) воспел важнейшие события португальской истории. Видное место в поэме занимает описание путешествия Васко да Гамы. Албукерке Алфонсу де (1453–1515) — португальский военачальник, второй вице-король Индии. Стремился создавать опорные пункты для закрепления португальского владычества. Им были захвачены Гоа (1510), Малакка (1511), Ормуз (1515). Барруш Жуан де (1496–1570) — португальский летописец и чиновник. Его работы особенно интересны тем, что он использовал в них секретные материалы Лисабонского архива. Известно его сочинение «Азия» в четырех декадах. Полициано Анджело (1454–1494) — итальянский поэт-гуманист, живший при дворе Лоренцо Медичи. Его произведения отличались изысканностью формы. Тифис (Тифий) — кормчий корабля, на котором аргонавты отправились за Золотым Руном. Фула (Фуле) — неизвестный нам остров, который древние считали северным пределом мира. Эспаньола (Гаити) — один из Больших Антильских островов, где в 1492 г. высадился Колумб. С конца XVII века западная часть острова принадлежала французам (Сан-Доминго), а восточная часть — испанцам (Санто-Доминго). Сейчас этот остров занимают Гаити и Доминиканская республика.

http://azbyka.ru/fiction/podvig-magellan...

795 7. Каинан в возрасте ста семидесяти лет родил Малелеила, чье имя означает «саженец Божий». 960 8. Малелеил в возрасте ста шестидесяти лет родил Иареда, имя которого значит «последующий» или «дарующий твердость». 1122 9. Иаред в возрасте ста шестидесяти двух лет родил Еноха, которого Бог взял к себе. О Енохе говорят даже, что он написал несколько книг, но по причине своей незапамятной древности они были отвергнуты отцами церкви, как содержащие подозрительные доктрины. 1287 10. Енох жил сто шестьдесят пять лет и родил Мафусала, о котором ведомо только, что по проистечении многих лет он жил еще четырнадцать годов после потопа. Поэтому некоторые полагают неверным то, что во время, которое он прожил после потопа, он жил со своим отцом, коего Господь взял к себе. 11. В этом поколении сыновья Божии восхотели дочерей человеческих. 1454 12. Мафусал жил сто шестьдесят семь лет и родил Ламеха. 13. В этом поколении родились исполины. 14. В эту же эпоху Иувал, из потомков Каина, открыл искусство музыки, а брат его, Тувалкаин, был открывателем бронзы и железа. 1642 15. Ламех в возрасте ста восьмидесяти восьми лет родил Ноя, и когда тот вошел в возраст пятисот лет, возвестник Божий приказал ему построить ковчег. 16. В те времена, как повествует Иосиф 9 , обитатели земли , сведения о которых могли погибнуть от огня или от воды, письменами запечатлевали свои науки на колоннах, которые одни были сделаны из кирпича, другие – из камня, с тем, чтобы из памяти человеческой не стерлись приобретенные ими премудрые знания. Говорят, что одна такая колонна из камня избежала потопа и даже в нашу пору сохраняется в Сирии. 2242 17. Писано, что потоп произошел, когда Ной был шестисот лет, и его ковчег, как говорит Иосиф, находится на горе в Армении, и называется та гора Арарат. 18. И было у Ноя три сына, и они родили семьдесят два потомка, а именно: пятнадцать из рода Иафета, тридцать из рода Хама и двадцать семь из рода Сима./добавлено: Вторая мировая эпоха 2244 19. Через два года после потопа Сим родил Арфаксада, от которого происходят халдеи./добавлено: Говорят, что этот Сим был Мелхиседек, который первый после потопа основал город Салим, именуемый ныне Иерусалимом.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Своим указом, который был прислан патриарху со многими дарами, султан закрепил за главой Церкви все обещанные права. «Патриаршествуй в мире и пользуйся нашей дружбой в своих надобностях и пожеланиях, имея привилегии своих предшественников». Эти привилегии составили тогда юридическую базу Вселенского Патриархата. Патриарх был верховным главой всех храмов и монастырей, а также имел судебную и административную власть над мирянами. Султан был вынужден уступить Церкви некоторые права и сохранить ее независимость и авторитет. Он понимал, для того чтобы турки (бывшие в то время кочевниками) смогли создать и сохранить государство, им нужны были греки. Было необходимо, чтобы местное население оставалось на захваченной земле. Позднее же независимость и привилегии Церкви были отняты турками, а турецкая власть стала весьма жестокой и суровой по отношению к райя – так называли христиан, подданных Османской империи. Таким образом Константинопольский Патриархат осуществлял руководство в духовной жизни и одновременно был единственным официальным органом, представлявшим православный греческий мир. Без него христиане оказались бы не только без духовного, но и без политического руководства. Не имея перспектив и защиты, они были бы сломлены притеснениями турков. И это относится не только к грекам, но и к другим порабощенным народам, оказавшимся под духовным руководством Константинопольского Патриархата, – к румынам, болгарам, сербам, албанцам. По словам профессора Г. Конидариса, «создание христианских государств в юго-восточной Европе стало возможным благодаря деятельности Церкви». В годы турецкого владычества деятельность Церкви была также направлена на развитие образования. Патриарх Геннадий (основавший также школу философии) основал Патриаршую школу сразу после того, как стал патриархом, в 1454 году. Она стала основным очагом, в котором горела искра образования. Однако турки не сдержали обещаний, данных Церкви, и не сохранили церковные привилегии. Поэтому, особенно в первые века турецкого владычества, христиане не пользовались свободой вероисповедания и образования. Все зависело от наместников-пашей. Например, фанатики-исламисты запрещали любые формы образования и изучение научных книг даже мусульманам. Насколько же сложнее было христианам добиться права обучать и обучаться!

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

А.-е., объединившие множество групп монашествующих, быстро распространились по всей Зап. Европе. Уже в 1295 г. в Италии существовало 10 провинций, а также по одной - в Германии, Венгрии, Франции, Англии, Испании и Провансе. Ок. 1329 г. орден насчитывал 24 провинции. В XIV в. на фоне Схизмы в католич. Церкви , расколовшей орден на 2 иерархии, у А.-е., как и в др. нищенствующих орденах, наблюдалось падение дисциплины и благочестия. В это же время сформировалось движение за обновление ордена (см. Обсерванты ): реформированные конвенты объединялись в подчинявшиеся непосредственно генералу конгрегации (7 конгрегаций к 1492), крупнейшими из к-рых были Ломбардская (с 1431) и Саксонская (с 1437). В последнюю в 1505 г. вступил М. Лютер . Ок. 1410 г. был основан конвент А.-е. в Бресте-Литовском (совр. Брест), а в 1431 г. возникли польск., мазовецкий и российский округа ордена. Несмотря на удар, нанесенный А.-е. Реформацией и религ. войнами XVI в., орден прежде всего благодаря деятельности его генерального приора Д. Серипандо сумел преодолеть кризис. Движение за реформу орденов, инициированное кармелиткой св. Терезой Авильской , оказало влияние на испан. А.-е., в среде к-рых образовалась конгрегация реколлектов (1621), в 1912 г. ставшая самостоятельным орденом (Ordo Augustinianorum Recollectorum, OAR). С 1593 г. в Италии существует отколовшаяся от А.-е. конгрегация «босых», или дискальцеатов, к-рая в 1931 г. также обрела статус ордена (Ordo Augustinianorum Discalceatorum, OAD). К сер. XVIII в. А.-е. орден достиг апогея своего развития: он имел 43 провинции, 13 конгрегаций и насчитывал 20 тыс. членов, подвизавшихся примерно в 1500 конвентах. В кон. XVIII-XIX в. в результате Французской революции и секуляризации наступил упадок ордена. После третьего раздела Польши в 1795 г. польск. провинция А.-е. была поделена на российскую, галицкую и прусскую. В российской провинции имелось 2 конвента в Литве и 4 на Волыни, но к 1864 г. эти обители, а также все конвенты Царства Польского были закрыты российским правительством. Упадок А.-е. сменился в кон. XIX в. постепенным возрождением. По данным на 1997 г., орден действует среди 43 народов мира, на всех континентах, в т. ч. в Австралии (с 1838), и насчитывает 2895 новициев и монахов, в т. ч. 2216 священников, подвизающихся в 413 обителях преимущественно в Испании, Сев. Америке (с 1794) и Италии. Орден реколлектов имеет 208 домов, в к-рых подвизаются 1273 новиция и монаха, из них 987 священников. Орден дискальцеатов - 25 домов при 207 членах, из к-рых 86 - священники (Annuario Pontificio 1999. P. 1454-1455).

http://pravenc.ru/text/62636.html

1443 См. Фосдик З. Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. По страницам дневника 1922–1934. М., 1998, сс. 315 и 346. 1454 Глаголев В. С. Научная экспертиза культурно-просветительской деятельности международной общественной организации «Международный Центр Рерихов»//Защитим имя и наследие Рерихов. Т.1. Документы. Публикации в прессе. Очерки. М., 2001, с. 324. 1468 «Когда спросят – чем подтверждается Учение? Отвечайте – только жизнью. Когда предложат защитить Заветы, скажите – нельзя ответить невежеству» (Знаки Агни Йоги, 283). 1470 Шапошникова Л. Эпоха энергетического мировоззрения.//Рерих Н. К. Обитель света. – М., 1992, с. 6. 1471 «Мы, представители рериховского движения, торжественно заявляем, что не дозволим злостным хулителям-клеветникам порочить то, чем жив дух нашего народа – его устремления к Свету, Красоте и гармонии! Потому мы встаем ныне единым фронтом в защиту великого духовного наследия нашей Родины! Мы требуем остановить клеветников газеты «Сегодня», отдавшей свои страницы хулителям, в этот год Памяти светлых подвижников Духа! – 27. 11. 1994. Летчик-космонавт Г. М. Гречко, Л. В. Шапошникова, О. В. Румянцева, Н. А. Тоотс...» (Дельфис. 1995, (3), с. 85). 1472 Впрочем, имя космонавта Гречко мне доводилось видеть в контексте, далеком от космических исследований. Оно фигурирует в списке членов масонского клуба «Магистериум» (Молодая гвардия, 1993, c. 82). Издание, конечно, малоавторитетное. Но в любом случае возникает вопрос: почему же из всех космонавтов в список масонов (пусть даже гипотетический) попал именно Гречко? Понятно, что не из-за своих симпатий к рерихианству – «Молодая гвардия» сама балуется неоязычеством. Так почему же? 1477 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Синтез науки, религии и философии. Т. 3. Новосибирск, 1993, с. 28. 1478 Рерих Е. И., Рерих Н. К., Асеев А. М. «Оккультизм и Йога». Летопись сотрудничества. ТТ. 1–2. М., 1996, т. 2, с. 38. 1479 Рерих Н. К. Письмо А. М. Асееву от 25.9.36//Рерих Е. И., Рерих Н. К., Асеев А. М. «Оккультизм и Йога». Летопись сотрудничества. ТТ. 1–2. М., 1996, т. 2, с. 43.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/uroki-se...

Для профанов это слово используется в его обиходном современном значении, но в «Учении» оно имеет совершенно иной смысл. Тот Космос, к изучению которого призывают Рерихи, не имеет ничего общего с тем космосом, который исследуется астрофизикой. Те «далекие миры», к контакту с которыми призывает Агни Йога, недостижимы с помощью аппаратов, запускаемых с Байконура. Рериховский «Космос» – это рабоче-пропагандистское сокращение более сложного термина: Космическая Иерархия. Эту Иерархию составляют духи: «дхиан коганы», «кумары» и т.п. космо-мифологические персонажи. «Семь главных планет – это другое допущение для принятия чисто оккультного учения. Согласно эзотерической доктрине, эта, так сказать, видимая планета, является физическим телом небесного существа, атма или дух которого – это ангел или риши, или дхиан-коган, или дева, или что-нибудь еще, как бы мы его не назвали. Эта вера, как это увидит оккультист (см. в «Эзотерическом буддизме» о строении планет), является совершенно оккультной. Это учение Тайной Доктрины» 1453 . Так что – и в самом деле в теософии «отсутствует мифология» 1454 ? При несомненной правдивости первой части рериховской рекалмы, верна ли ее вторая часть – «Николай Рерих решительно отвергал всяческие измышления о мистицизме, его взгляд на существование и развитие Вселенной был подлинно научен»? 1455 . Отвергать-то Рерих отвергал… Но вот был ли он при этом честен? Если бы сегодняшний школьник сказал – «Едва Фуяма справился с чудовищем в астральном плане. Охота за Фуямой» – то это можно было бы отнести к излишнему увлечению голливудскими страшилками. Но сказано-то это было не сейчас и не детям. Это Рериху и Рерихе говорит его астральный собеседник «махатма Мориа» 1456 (он же – Будда Майтрейя). Значит, все-таки это не сказка. Но ведь и не наука же. Выбор тут невелик: это или психическое расстройство, или же мистика с мифологией. Мифология тут есть. И порождена она «взорванными мозгами» – «Надо взорвать мозг, тогда сознание отбросится вперед, как из пушки.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/uroki-se...

Возле нее были расположены портовые постройки, закрытые склады и амбары товаров, открытые выставки для привозимых дорогих товаров и т. п. И каких только товаров не приходило в Панорм и не выставлялось в портовых бараках! Тут можно было встретить и художественные изделия из золота и серебра, и драгоценные камни из Индии, и знаменитый виссон из Палестины, порфиру, шелк и багряницу из Финикии, благовонные товары – корицу и фимиам, миро и ладан из Аравии, художественные произведения из слоновой кости, из дорогих деревьев, из меди, железа и мрамора 1451 . Тут художники выставляли свои новые произведения: так, по словам Плиния, живописец Клезид (Clesides), пожелав отплатить царице Стратонике за ее несправедливость к его талантам, изобразил на полотне не особенно приятную для нее, но поразительно верную действительности, сцену из жизни царицы и свою картину выставил в ефесской гавани 1452 . На этом же торговом рынке гавани на ряду с рогатым скотом, лошадьми и колесницами можно было встретить и живой товар из тел и душ человеческих 1453 : то были евнухи, рабы и рабыни 1454 . После этого можно представить себе, какая масса народа постоянно толпилась на рынках Панорма. Здесь проходила большая часть дня ефесянина, который мог находить здесь и наживу и развлечение. Недалеко от гавани, к северу и югу, на морском берегу было устроено несколько верфей; тут строились корабли и разные суда самого Ефеса, которые отправлялись с ефесскими товарами в другие города 1455 . К северу из Ефеса по морскому берегу шла сухопутная дорога в Смирну, а к югу – в Милет. Самый город отстоял от гавани в расстоянии нескольких стадий 1456 . Все это промежуточное пространство было застроено многочисленными храмами. В южном углу долины лежала упомянутая гора Солмисс с превосходнейшей рощей, прорезываемой Кенхрием. Привязанные к этому месту мифологические предания делали его священным, а языческая набожность богатых ефесян украсила его многочисленными храмами. Некоторые храмы были еще остатками старины, а другие – произведением позднейшего времени 1457 ; первые хранили в себе особенно чтимые древние изображения богов, а последние отличались великолепием внутренней отделки: они гордились скульптурными работами знаменитого ваятеля и архитектора с Пароса, Скопы (Σκπας), из которых Страбон упоминает о следующих: Латона в руках с жезлом и ее кормилица Ортигия, держащая в каждой руке по ребенку 1458 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010