Впрочем, через несколько дней подозрительный султан по совету своих сановников казнил Луку Нотараса вместе с двумя его сыновьями. Желая поддержать дух детей, идущих на казнь, Нотарас обратился к ним со словами: «Вчера вы видели все потери, которые мы понесли в этот роковой день. Слава дивная, которую мы имели в этом великом городе, а через него и во всех странах, населенных христианами, – все погибло. В этот час у нас ничего не осталось, кроме жизни. Но и она не будет бесконечной, и рано или поздно мы все умрем. Где наш император? Разве он не погиб вчера? Где мой сват? Где протостратор Палеолог и двое его сыновей? Разве они не пали вчера в бою? Во имя Распятого за нас, умершего и воскресшего, умрем и мы, дабы с Ним вкусить и блага Его». Даже в последний час Нотарас не утратил присущего ему мужества. Единственная просьба отца к палачам заключалась в том, чтобы умереть после юношей, которых он хотел ободрить перед смертью. Не правда ли, очень напоминает картину убиения императора святого Маврикия и его детей? Затем обезглавили еще 9 высших сановников Византийской империи. Правда, вскоре султан пожалел о содеянном поступке и даже приказал казнить нескольких своих советников, предложивших ему умертвить греков. Больше всех повезло Геннадию Схолларию (1454–1456), которого разыскали, представили султану, а тот приказал избрать его в Константинопольские патриархи. Интронизация Геннадия произойдет 6 января 1454 г. 997 21 июня 1453 г. Мехмед II оставил опустошенный и нищий город, отправившись в свою столицу в Адрианополь. Ему даже стало жалко этой разрушенной красоты и величия: «Какой город отдали мы на разрушение и разграбление!» – сквозь слезы прошептал он 998 . А чуть ранее, 9 июня 1453 г., на остров Крит прибыли три корабля из Константинополя, привезшие весть о кончине великой Империи. Срочно последовало сообщение в Венецию, и вскоре весь христианский мир узнал о страшной катастрофе. Европа была подавлена, повсеместно царила паника и растерянность. Один корреспондент так описывал папе Николаю V свое состояние: «Что может быть ужаснее тех новостей, чем те, которые пришли к нам по поводу Константинополя. Мои руки дрожат, даже когда я пишу, моя душа потрясена». Но реакция реакции – рознь. Например, Венецианский совет принял решение направить к Мехмеду II посла с уведомлением о нерушимости ранее заключенного с ним торгового договора. «Замечательно», что по решению Совета все имущество византийцев-эмигрантов, доставленных в Венецию, включая одежду, подлежало конфискации в пользу Республики (!) – венецианцы стремились любыми способами возместить свой ущерб от взятия Константинополя. Почти аналогичную позицию заняла Генуя, опасавшаяся потери своих торговых путей и неизбежных убытков 999 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Абраам (638-669); Крикор Етесаци (669-696); Кеворк (696-708); Мгрдич (708-730); Ованнес (730-758); Степанос (758-774); Елия (774-797); ?; Абраам (885-909); ?; Крикор (981-1006); Арсен (1006-1038); Месроб (1008); ?; Симеон (1090-1109); Мовсес (1109-1133); Есайи (1133-1152); Сааг (1152-1180); Абраам (1180-1191); Минас (1191-1205); Абраам (1215-1218); Аракел (1218-1230); Ованнес Гарнеци (1230-1238); Гарабед (1238-1254); Агопос (1254-1281); Саркис (1281-1313); Асдвадзадур (Феодор) (1313-1316); Тавит (1316-1321); Богос (1321-1323); Вартан Аревелци (1323-1332); Ованнес (1332-1341); Парсег (1341-1356); Гарабед (1349); Крикор (1356-1363); Гирагос, сопредстоятель Крикора; Мгрдич (1363-1378); Ованнес (1378-1386); Крикор (1386-1391); Есайи (1391-1394); Саркис (1394-1415); Мардирос, сопредстоятель (?) (1399); Месроб, сопредстоятель (?) (1402); Богос Карнеци (1415-1419); Мардирос (1419-1430); Минас, сопредстоятель (?) (1426); Есайи (1430-1431); Ованнес (1431-1441); Мурон (1436-1437); Абраам Мисирци (1441-1454); Месроб (1454-1461); Бедрос (1461-1476); Мгрдич Еловци (1476-1479); Абраам Периахци (1497-1485); Ованнес Мисирци (1485-1491); Мардирос Брусаци (1491-1501); Бедрос (1501-1507); Саркис (1507-1517); Ованнес (1517-1522); Асдвадзадур (Феодор) Мердинци (1532-1542); Пилибос (1542-1550); Асдвадзадур Мердинци, повторно (1550-1551); Антреас Мердинци (1551-1583); Тавит Мердинци (1583-1613); Крикор Канцагеци (1613-1645); Асдвадзадур Даронеци (1645-1664); Егиазар Ромглаеци (1664-1665); Асдвадзадур Даронеци, повторно (1665-1666); Егиазар (1666-1668); Асдвадзадур (1668-1670); Егиазар, повторно (1670-1677); Мардирос Кримци (1677-1680); Ованнес Амасьяци (1680); Мардирос Кримци, повторно (1681-1683); Ованнес Болсеци (1684-1697); Симеон (1688-1691); Минас Амтеци (1697-1704); Калусд Хетунци, сопредстоятель; Крикор (1704-1715); Агоп Нальян (1749-1752); Теоторос (1752-1761); Гарабед Танчагеци (1761-1768); Богос Ванеци (1768-1775); Ованнес Канаперци (1775-1793); Бедрос Евтогияци (1793-1800); Теоторос Ванеци (1800-1818); Каприэл Нигомитаци (1818-1840); Богос Атривнуболсеци (1824-1847); Закария Гопеци (1840-1846); Гирагос Иерусалимский (1846-1850); Ованнес Смирнский (1850-1860); (1860-1864); Есайи Таласский (1864-1885); Арутюн Вехабедиан (1889-1910); Егише I Туриан (1921-1929); Торком I Кушагян (1929-1939); Месроб Нишанян (1939-1944); Гурег Исраэлян (1944-1949); Тиран Нерсоян (1957-1958); Егише II Дердериан (1960-1990); Торком II Манугян (с 1990).

http://pravenc.ru/text/76124.html

Жена К. Я.- Елизавета Австрийская, дочь кор. Альбрехта II Габсбурга. Один из сыновей К. Я. был канонизирован (св. Казимир , покровитель Литвы и Польши), другой - Фредерик Ягеллон - стал примасом Польши и кардиналом, Владислав II Ягеллон, Ян I Ольбрахт, Александр Ягеллон и Сигизмунд I были правителями Чехии, Венгрии, Польши и Великого княжества Литовского. Лит.: Friedberg J. Polityka Kazimierza Jagielloczyka wobec papiea Piusa II., Czech i Niemiec na tle wojny 2 Krzaiakami. Przemyl, 1901; idem. Zatarg Polski z Rzymem w czasie wojny trzynastoletniej, 1454-1466//Kwartalnik historyczny. 1910. Rocz. 24. S. 422-467; Pap é e F. Polska i Litwa na przeomie wieków rednich. Kraków, 1904. T. 1: Ostatnie dwunastolecie Kazimierza Jagielloczyka; Kolankowski L. Dzieje Wielkiego Ksistwa Litewskiego za Jagiellonów. Warsz., 1930. T. 1: 1377-1499; Biskup M. Trzynastoletnia wojna z Zakonem Krzyackim, 1454-1466. Warsz., 1967; Bogucka M. Kazimierz Jagielloczyk. Warsz., 1981; Ochma ski J. Historia Litwy. Wrocaw, 1982. S. 91-114; Jasienica P. Polska Jagiellonów. Warsz., 1983 6. S. 169-201; Bardach J. Pocztki sejmu//Historia sejmu polskiego i jego czasy/Red. J. Michalski, J. Bardach. Warsz., 1984. T. 1. S. 32-46; Biskup M., G ó rski K. Kazimierz Jagielloczyk: Zbiór studiów o Polsce drugiej poowy XV wieku. Warsz., 1987; Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 5. С. 28-59; Monarchia Jagiellonów, 1399-1586/Red. M. Derwich. Warsz.; Wrocaw, 2003; Zbigniew Olenicki - ksi Kocioa i m stanu: Materiay z konferencji, Sandomierz, 20-21 maja 2005 roku/Red. F. Kiryk, Z. Noga. Kraków, 2006; Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви. М., 2007. С. 389-390, 399, 407-412, 415-417, 420-422, 233-254; Kiaupiene J. Historia polityczna Wielkiego Ksistwa Litewskiego przed zawarciem unii lubelskiej// Kiaupa Z., Kiaupiene J., Kuncevi ius A. Historia Litwy: Od czasów najdawniejszych do 1795 roku. Warsz., 2008. S. 204-205. Б. Н. Флоря Рубрики: Ключевые слова: ГАЛЛ АНОНИМ (кон. XI - нач. XII в.), автор древнейшей польск. хроники «Хроника и деяния князей или правителей польских»

http://pravenc.ru/text/1319876.html

На правом поле кодекса XII в. Paris Gr. 347 (P. 85), позднейший писатель добавил: ο υερες προσκη αγαπ. Это, по-видимому, ранний признак практики, которая появляется впервые в диатаксисе Филофея и следует за рубрикой о целовании даров: Κα ερες ... προσκυνε Г/εχμενος κα λγων καθ» εατν: γαπσω σ, Κριε σχς μου · Κριος στερωμα μου κα καταφυγ μου κα ρστης μου [ Пс. 17, 2–3a]. 1450 И иерей поклоняется трижы, молясь и говоря в себе: Возлюблю тя, Господи, крепосте моя: Господь утверждение мое, и прибежище мое, и избавитель мой. Хотя славянское первопечатное издание и греческий общепринятый текст приводят стихи Пс. 2–3a (LXX): «Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя. Господь утверждение мое и прибежище мое и избавитель мой», греческое первопечатное издание 1526 г. и славянский общепринятый текст опускают «и избавитель мой». Кроме того, некоторые греческие и славянские источники содержащие стих 3, добавляют «Бог мой, помощник мой». 1451 Из исследования диатаксисов мы можем проследить слабое развитие, которое укрепились в ходе XIVXV вв. Простой обряд, содержащий только призыв «Возлюбим друг друга» и рубрику к лобзанию, находится в диатаксисах Ethnike bibl. 662 (XIIXIII вв.), 1452 Синод. 381 (XIIIXIV в.), Vatican 573 (XV в.) 1453 и без рубрики относительно мира в Paris Gr. 2509 (XV в.). 1454 Но патриарший диатаксис XIIXIII вв. по списку British Museum Add. 34060 добавляет рубрику, согласно которой патриарх и сослужители должны поклониться дважды и поцеловать престол. 1455 Архиератикон Гемиста (ок. 1380 г.) добавляет только, что патриарх должен произнести Пс. 17, 2 при целовании престола. 1456 Но несколько ранее диатаксис Филофея (до 1347 г.) уже содержал полный обряд с Пс. 17, 23а («... прибежище») и рубрику о целовании дискоса, потира и престола. 1457 Целование сосудов перед миром было средневековым обычаем в нескольких западных традициях. 1458 В византийском обиходе это, по-видимому, было новацией Филофея. Целование есть в греческих списках диатаксиса Филофея 1459 и в ранней славянской версии болгарского патриарха Евфимия Тырновского (13751393). 1460 Но другая славянская редакция диатаксиса Филофея, приписываемая Киприану Цамвлаку, митрополиту Киевскому († 1406), добавляет замечание, что некоторые считают достаточным поцеловать только трапезу по обычаю Великой Церкви. 1461 Очевидно, практика целования даров стала общепринятой только после того, как рубрики Филофея навязали ее всей византийской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

лицу подобие лица. Иисус Сирах, глава 34 1 Был некогда град преславный Троя, Илином реченний. Был дарданский народ древний, 1454 в мире великоименни. Днесь лютии Марса бои пашню на стенах зделали, Где была столица Трои, землю хлебем засеяли. 2 Такс, еже чаем вечно быти, и в другая пременяет Век и случай злый вседневно вся в мире сем превращает. К тому концу неошибно 1455 всяке вещи поспешают, Боря ся междоусобно, пременно ся побеждают. 3 Всеа твари естество нам сию правду обявляет, Оттого рик 1456 страшний лвам множицею припадает. Ревут медведе, псы лают, кричат волы, врещат 1457 слоны, Ржут лошади, волки выют – вся значют жизни премены. 4 Что ся родит, умирает, в мире ничтоже векует, Случай и смерть осиляет, нас как хощет потчивает. Яко луны кругь пременний колесом по небе ходит, Тако земли круг вселенний колесем премены бродит. 5 Ничто в мире вечно живет, вся по времени падают, Хрост 1458 , траву скот выдептует 1459 , ветри и кедры поваляют; Везуви городам грозит, Аракс мосты понуряет 1460 , А на горы гром ся срожит, розлев 1461 внизу потопляет. 6 Сама старость лесы гризет несостарелыми зубы, Аще долгой век, что живет, крошит идельския 1462 дубы. Не руби их топорами, аще хощешь да знищеют 1463 , Века секутся зубами, в себе кончину имеют. 7 Краткой жизни моток аки нить ся преривает, Не одному где начаток, тамо и конец бывает. Яко беседу окончивши, глаголи ми слово: «Рекл есмь», Тако век свой докончивши, рци, человече: «Пожил есмь». 8 Всяка радость скоро гаснет, аще лестит обманчиве. Тако явне показует, иже суетна правдиве. Мгнение ока пребывают любви вечно оскверняще, Едва тронешь, улетают радости, душы вредяще. 9 О, сны пусте, снов образы, безделне привидения, Чювствам покойным заразы, суетния мысления! Коими ни есть вороты – костянными в мир входите, Или роговыми – псоты 1464 , ложь, обману приносите. 10 В древнем веце мир ся славил седмикратными чудами, 1465 Иже стень рукою схватил, не почтет того с баснями. Всуе рощь и стены славишь, Семиражидо, камение, Всуе солнца столп возносишь, Роде, – труды в том даремне 1466 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Да восплачется прочее 1454 сия Выговская пустыня, да облечется в рыдания ризу, да препояшется сетования вретищем, зане отъяся венец пресветлый красоты ея, свержеся 1455 покров спасителный со главы ея. Сокровище ея покрадеся 1456 , сокровище многоценно; богатство ея отяся, богатство благодатно; основание ея оборися 1457 , основание незыблемо. Услышите, веси и села и окрестныя страны, и с нами ныне рыдание сотворите, яко пооблачися 1458 заря красоты православныя, угасе великая свеща благочестия, померче пресветлый светилник, лучами своими просвещаяй вся православныя. О, нас бедных, о, нас злополучных, о, нас несчасливых! Како егоже в руках радостно имуще, злополучно ныне упустихом! Како егоже зряще, сладостно веселихомся, ныне конечно преболезнено разлучаемся! Киими железными сердцами пренесем 1459 напасть! Киими адамантскими душями претерпим нестерпимое разлучение! О, смерте, Вскую 1460 посекла еси дивный виноград нашея сладости? О, гробе, Вскую затворил еси благодатное сокровище спасения нашего? Нас отвсюду недоуменны, отвсюду преужасны и безгласны показасте. Что убо сотворим в толико превеликия печали многослезный случай? К тебе обращаемся, Боже всещедрый, Боже многомилостивый, к тебе, яко тварь ко Творцу, яко создание к Создателю, младенчески понемотуем 1461 и со пророком пророческий глас вознесем; сего ради возотвещаем, обаче судбы твоя возглаголем к тебе: мы согрешихом, и Ты прогневался еси, забыл еси святаго завета твоего, затворил еси от нас милости твоя, щедроты твоя скрыл Пастыря отял еси – стадо оставшее расхищения трепещет; вожда отлучил еси – путие наши мраком покрываются; светилника погасил еси – во тме и сени недоумения, плачюще, седим; пребогатую всеблагодатнаго слова трапезу затворил еси – алканием 1462 душевным преболезнено окружаемся; источника пресладкаго заградил еси – жаждею мысленою конечно 1463 содержимся. «Где суть милости твоя древния, Где щедроты твоя, Владыко? Не предаждь до конца нас, не отстави милосердия Твоего от нас. Отъял ли еси пастыря, но не отими щедрот твоих.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—250— сказал ему: не поступай так, как (поступали) те, кои не оказали милосердия 1454 . И дабы показать, что попавшийся разбойникам был иудей, сказал: „из Иерусалима в Иерихон“. А там обитали самаряне, так как древние цари отвели их в плен и поселили там. Смысл этой речи ясно направляется к тому, чтобы похвалить милосердие. „Кто из них, думаешь ты, был ближний раненому? Говорит ему: оказавший милосердие ( Лк.10:36–37 )“. И вот, он был самарянин. Итак, ясно было, что самарянин оказался ближним сыну не своего народа. Хотя, говорит, однокровные и священники, кои обязаны нести заботу о несчастных, презрели и пренебрегли детьми народа своего, однако, – если и случится, что ты родился от этих врагов самарян, – не презирай несчастного, но считай его своим ближним и с великим попечением врачуй (его). „Господь возгласил и сказал: если кто из вас жаждет, пусть идёт ко Мне и пьёт ( Ин.7:37 )“. Тоже сказал пророк в следующих словах: „всякий жаждущий и пр. ( Ис.55:1 )“. Пророк послал к источнику, а Кто исполняет пророков (ср. Мф.5:17 ), Тот призывает пить. Тоже сказала и Премудрость; ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворённое, и оставьте неразумие вашей глупости и живы будете ( Прит.9:5–6 )“. Поскольку они в самопревозношении рукоплескали самим себе и хвалились именем Авраама, дела же делали сатанинские, то сказал им: „не берите —251— себе имя одного и дела другого; или делайте дела того, именем коего хвалитесь, или принимайте имя того, чьи дела господствуют в вас“. „Если вы дети Авраама, то и делайте дела Авраама ( Ин.8:39 )“. Дабы показать, что существует великое различие между именем Авраама и теми делами, какие вы делаете, сказал: „вы дети сатаны, который от начала был человекоубийцей ( Ин.8:44 )“, и добавил: „за что ищете убить Меня? Авраам этого не делал ( Ин.8:40 )“. Предвозвестил же им это для того, чтобы, во-первых, убедить их не убивать Его: затем, чтобы взять свидетельство от их же собственных слов: „кто хочет, убить Тебя“ дабы, когда убьют Его, они оказались осужденными посредством этих слов. „Авраам этого не делал“, а напротив пожалел тех, кои делали зло, то есть, содомитян. Итак, что общего между Авраамом, который был милостив к грешникам, и теми, кои искали убить Господа праведников? „Самарянином“ же назвали Господа ( Ин.8:48 ) потому, что самаряне вопреки иудеям утверждали о себе самих: мы – дети Авраама, как и иудеи, в противоположность им, тоже уверяли о себе. Когда же Господь сказал иудеям: „если вы дети Авраама, то также делайте и дела его“, то иудеям показалось, что эти Его слова имеют в виду притязания самарян, посему и сказали Ему: „Ты – самарянин“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Подлинник Вследствие сообщенного Вашим Высокопреподобием ходатайства относительно высылки из сумм Православного Палестинского Общества дополнительного содержания Миссии за вторую половину минувшего 1891 г., согласно Высочайше утвержденному 27 января 1890 г. штату оной, Хозяйственное Управление при Св. Синоде, отношением от 12 ноября 1891 г. за 1454, уже имело честь сообщить Вам, что распоряжение суммами Палестинского Общества и остатками от оных не зависит от Св. Синода и что Совет Общества, ввиду неполного комплекта личного состава Миссии, просил Управление высылать на будущее время из средств Общества на содержание личного состава Миссии лишь ту сумму, какая действительно на это расходуется. Ввиду сего, отношение Вашего Высокопреподобия от 12 декабря 1891 г. за 180, а равно и отчет о расходах по Миссии за вторую половину 1891 г., препровожденный при отношении от 9 января сего года за 5, по распоряжению г. обер-прокурора Св. Синода, сообщены были на усмотрение Совета Палестинского Общества. В отзывах своих по сему предмету от 28 января и 9-го марта 1892 г. за 1344 и 74 Православное Палестинское Общество объяснило следующее. Во исполнение Высочайше утвержденного 27 января 1890 г. доклада г. обер-прокурора Св. Синода о новых штатах Духовной Миссии в Иерусалиме, Императорское Православное Палестинское Общество, согласно выраженному им предварительному согласию, приняло на себя обязательство уплачивать Св. Синоду излишек расходов по новым штатам сравнительно с таковыми же по прежним штатам. Сумма этого излишка, как видно по приложению А (в копии при сем прилагаемому), составила в год: на содержание личного состава 9450 р. по хозяйственным расходам 5900 р. 15 350 р. золот. Соответственно этому, Императорским Православным Палестинским Обществом уплачено: В 1890 г. за 11 месяц. (с 1 февраля) 14 142 р. 89 к. чрез посредство Хозяйственного 141 р. 50 к. 14 284 р.39 к.з. В 1891 г. за 1-е полугодие: чрез посредство Хозяйственного управления 7675 р. зол. По сообщенным отчетам начальника Миссии видно, по приложениям Б, В, Г, что им израсходовано по личному содержанию: В 1890 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

1453 Обоснование этой даты см.: F. Liebermann. Die Gesetze der Angelsächsen, Bd. 1. Halle, 1903, S. 664. 1454 Реальность этого факта ранних русско-английских связей установлена на основе анализа этого и ряда других памятников М. П. Алексеевым (см. М. П. Алексеев. Англосаксонская параллель..., стр. 46; он же. К вопросу об англо-русских отношениях при Ярославе Мудром. – «Научный бюллетень Ленинградского государственного университета», 1945, стр. 31 – 33). 1461 N. de Baumgarmen. Généalogies..., table 1, Н. А. Баумгартен. Добронега Владимировна, королева польская, дочь св. Владимира. – «Благовест». Париж, 1930, 3, стр. 102 – 109. Биографические сведения о Н. А. Баумгартене и библиографию его работ см.: OChP, v. 5, 1959, p. 527 – 529. 1464 N. de Baumgarmen. Généalogies..., table 2, он же. Cunégonde dOrlamünde. – OChP, v. 20, 1930, D. 162 – 168. 1467 Otto Bischof von Freisingen. Chronik oder die Geschichte der zwei Staaten. Übers. von A. Schmidt. Hrsg. von W. Lammers. Berlin, 1960, S. 536. Предыдущие издания: MGSS, t. 20, p. 259; «Ottonis episcopi Frisingensis Chronica». Rec. A. Hofmeister. Hannoverae et Lipsiae, 1912. 1468 О Евфимии Владимировне и ее сыне Борисе Коломановиче, выступавшем в первой половине XII b. в качестве претендента на венгерский престол, см.: С. П. Розанов. Евфимия Владимировна и Борис Коломанович. Из европейской политики XII b. – ИАН, 1930, стр. 585 – 599, 649 – 671; M. Wermner. Boris und Rostislaw. Beitrag zur Geschichte der russisch-polnisch-ungarische Beziehungen. Berlin, 1889.  1469 MGSS, t. 20, p. 492. Предыдущее издание: «Othonis episcopi Frisingensis Gesta Friderici I Imperatoris». Curavit B. de Simson. Hannoverae et Lipsiae. 1912. Немецкий перевод: «Thaten Fridrichs von Bischof Otto von Freising». Übers. von H. Kohl. Leipzig, 1883, S. 228. 1472 В. Нотап. A. Szent Lászlo-kori Gesta Ungarorum és XII – XIII. századi leszármazoi. Budapest, 1925. 1473 J. Györy. Gesta regum – gesta nobilium. Budapest, 1948; Gy. Györffy. Krónikáink és a magyar östörténet. Budapest, 1948, 5. o.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Тихое и спокойное состояние души все приходит в колебание от нападение даже одной какой-нибудь страсти 1450 . «Сила Божия не может обитать в человеке, преданном страстям» 1451 . Отсюда «просветить свою душу невозможно тому, кто предварительно не очистил себя (от страстей) 1452 . «Страсти суть дверь, заключенная перед лицом чистоты. Если не отворит кто этой двери, то не войдет он в непорочную и чистую область сердца» 1453 . Между тем «чистота души есть первоначальное дарование нашей природы» 1454 , именно и только она обеспечивает «здоровье души» 1455 , составляющее необходимое и обязательное условие достижения созерцательного единения с Богом 1456 . В самом деле, только чистота сердца или, по более принятой святоотеческой терминологии, ума, позволяет «приблизиться к ведению Божию» 1457 . И наоборот, кто еще не победил страстей, не изгнал их из своей природы, тот «не может видеть Бога» 1458 . «Естественное состояние души есть ведение Божиих тварей, чувственных и мысленных. Сверхъестественное состояние есть движение к созерцанию пресущественного Божества. Противоестественное же состояние есть движение души в мятущихся страстями» 1459 . «Как невозможно, чтобы кто-либо видел лицо свое в мутной воде, так и душа, если не очистится от чуждых (т. е. страстных) помыслов, не может созерцательно молиться Богу» 1460 . Поэтому «должно сперва себя очистить, а потом уже беседовать с чистым» 1461 , должно «привести ум в естественное состояние его духовности, очистив его от всех земных пороков и скверны страстей, чтобы, таким образом, молитва его, не отягчаясь более никаким бременем пороков, могла вознестись к Богу» 1462 . Да и вообще «страсти служат преградою (и другим) сокровенным добродетелям души» 1463 . Отдельные добродетельные расположения и целостное христианское настроение возникают, усиливаются и крепнут в душе не иначе, как по мере ослабления и подавления страстей. Только путем успешной, при содействии благодати, борьбы со страстями, естественные отправления всех человеческих сил постепенно получают свой надлежащий вид, начинают функционировать правильно, соответственно своей нормативной идее 1464 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010