Т. IV. Тоже. Часть II: Вселенские Соборы VI, VII и VIII веков. Изд. 2-е. М., 1897 г., ц. 2 р. Учебн. Комит. при Свят. Синоде одобрена для фундаментальных и ученических библиотек духовных семинарий и для ученических библ. среди, учебн. завед. Мин. Нар. Пр. Т. V. История разделения церквей в IX, X и XI веках (с подробным указателем русск. литературы, относящейся к этому предмету – с 1841 года по 1900). М., 1900 г., ц. 2 р. 25 к. Т. VI. Очерки внутренней истории византийско-восточной церкви в IX, X и XI веках. М., 1902 г., ц. 2 р. 40 коп. Т. VII. Исторические очерки состояния византийско-восточной церкви от конца XI-ro до половины XV-ro века (От начала крестовых походов до падения Константинополя в 1453 г.). Издание второе пересмотренное. М., 1902 г., ц. 3 р. 20 к. Т. VIII. Церковно-исторические повествования общедоступного содержания и изложения (из давних времен христианской Церкви). Спб. 1903 г., ц. 2 р. Ученый Комитет при Свят. Синоде определил книгу сию одобрить для приобретения в ученические библ. дух. семин. и епарх. жен. училищ. (Церк. Ведом., 1901 г., 43). Т. IX. История Греко-восточной Церкви под властью Турок. От падения Константинополя (в 1453) до настоящего времени. 2 тома. Сергиев- Посад, 1896 г., ц. 4 р. 50 к. Тоже. т. II (последний). Сергиев- Посад, 1901 г., ц. 2 р. 50 к. В Константинопольской газете Smamboul, издаваемой на французском языке, в 228, от 30 сентября 1901 года, встречаем следующий отзыв о сочинении профессора Московского университета А. П. Лебедева ; История Греко-Восточной церкви под властью Турок (от падения Константинополя – в 1453 году до настоящего времени). Сергиев-Посад. T. 1.1896 г. и т. II. 1901 г. «Г-н А. Лебедев , профессор истории Московского университета, недавно издал второй и последний том своего сочинения, которое не знаешь, как и похвалить. В двух томах, из которых первый появился в свет в 1896 г., а второй в 1901, знаменитый (l’éminent) Московский профессор излагает историю Греческой церкви от конца XV-ro века до 1900 г. Церковная литература с признательностью встретила два Прежние сочинения г. Лебедева, которые не скоро устареют, – разумеем: «историю Византийско-восточной церкви от IX-ro до XI века» и «историю той-же церкви до падения Константинополя». Два же недавно изданные тома, с которыми мы хотим ознакомить читателей SmambouI, достойно заключают и заканчивают одно из прекраснейших произведений русского византинизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Таким образом, правильной представляется либо полная фонетическая транскрипция – Цецис, либо традиционная – Цец. Примечание научного редактора. 416 Iohannis Tzetzis. Argumentum et allegoriae in Diadem. XV, 87–89. Ed. P. Matranga. (Anecdota Graeca, vol. I, Romae, 1850, p. 120). 417 Iohannis Tzetzis. Historiarum variarum Chiliades. I, vss. 277–278. Ed. T. Kiesslingius. Lipsiae, 1826, p. 12. 418 Основной особенностью политических стихов является, наряду с полным исчезновением кратких и долгих слогов как основы метрики, постоянное повторение одинаковых стихов, состоящих из одного и того же количества слогов. 419 К. Krumbacher. Geschichte der byzantinischen Literatur, S. 528; G. Montelatici. Storia della letteratura bizantina (324–1453), p. 261. 421 Лонгин, неоплатоник и ритор III века н. э., называет Геродота μηρικτατος («гомеричнейшим». – Науч.ред.). См.: J. В. Вигу. The Ancient Greek Historians, p. 42, note 1. 422 Johannis Tzetzis Argumentum et allegoriae in Diadem. Prooemium, vss. l-4, 28. Ed. P. Matranga. (Anecdota graeca, vol. I, pp. l, 2). Romae, 1850. 425 См.: С. Пападимитриу. Феодор Продром. Одесса, 1905, с. XIX-XXI, 1 и сл.; К. Krumbacher. Geschichte der byzantinischen Literatur, S. 760; G. Montelatici. Storia della letteratura bizantina (324–1453), p. 197. 428 E. Miller. Melanges de Philologie et d " epigraphie, vol. I, Paris, 1876, p. 142 (греческий текст), р. 143 (французский перевод); E. Legrand. Bibliotheque grecque vulgaire, vol. I. Paris, 1880, p. 106, vss. 140–142; Poemes prodromiques en grec vulgaire, ed. D. Hesseling, H. Pernot. Amsterdam, 1910, p. 79, vss. 137–139. 432 Idem. Geschichte der byzantinischen Literatur, S. 750–751. См. также: G. Montelatici. Storia della letteratura byzantina (324–1453), pp. 199–200. Мы должны напомнить, что многие произведения, носящие имя Продрома, не приналежат ему лично, будучи сочиненными в его литературном окружении. 433 Хр. М. Лопарев. О византийском гуманисте Константине Стилбе (XII века) и его сочинениях. – Византийское обозрение, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Конец наступил, когда в 1451 г. султаном стал Мухаммед II. С огромной армией осадил он в 1453 г. Константинополь, и 29 мая 1453 г. последний византийский император Константин Драгас героически погиб на укреплениях столицы, а на следующий день султан-победитель вступил в храм св. Софии. Такова в общих чертах история Византийской империи с 330 до 1453 г. Мы видели, что она охватывает много блестящих периодов: в VI в., при Юстиниане, в последний раз была восстановлена Римская империя; в VIII в. исаврийские императоры отражают натиск ислама  и реорганизуют абсолютную монархию на новой основе; в X в. выдающиеся правители из Македонской династии превращают Византию в великую державу Востока; в XII в., при Комнинах, греческая империя является одной из самых блестящих во всём европейском мире; в XIV u XV вв. в умирающей Византии возникает мощное интеллектуальное движение, предвосхищающее гуманистические идеи Возрождения, и византийское искусство в последний раз озаряется великолепным блеском. Мы видим, что нельзя говорить только об упадке: надо сказать также и о величии. На протяжении одиннадцати веков перед Византийской империей стоял ряд проблем, которые теперь следует рассмотреть, чтобы исследовать, как они были разрешены. Глава IV. Национальная проблема Среди проблем, стоявших перед правительством империи, одной из наиболее серьёзных была национальная. Население Византийской империи, как мы уже видели, не было однородным. Начиная с V в. наряду с сильным большинством греческих и эллинизированных элементов некоторые провинции: Сирия, Месопотамия, Египет, Армения, а в Европе Иллирия, были в значительной степени заселены не греческими элементами. VII в. принёс с собой ещё более значительные изменения. Если арабское нашествие отделило от империи большинство провинций с негреческим населением, то к этому же времени сильно изменился и этнографический состав Балканского полуострова. Там обосновались славянские народы, хорваты и сербы, в северо-западной части полуострова и к концу века – болгары в северо-восточной части. Эти народы образовали независимые государства. Кроме того, на территории, оставшейся под властью империи, славяне проникли большими массами в области, обезлюдевшие после вторжений VI в.; вся страна, говорит Константин Багрянородный, ославянилась и сделалась варварской, σθλαβ θη πσα χ ρα κα γνετο βρβαρος.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

15 . Argyrios A. Spirituels néo-grecs (XV-XX siècles). Namur 1967. 16 . Economos E. Some observations on the Hesychast diaspora in the fifteenth century//Studi sull’Oriente Cristiano. 1998. 2:2. 103–110. 17 . Maloney G. A history of orthodox theology since 1454. Belmont, MA 1976. 18 . Papoulidis C. Περπτωσις πνευματικς πιδρσεως το γου ρους ες τν Βαλκανικν χρον κατ τν 18 ο ανα//Maked 1969. 9. 19 . Papadopoulos Th. The Greek Church and people under Turkish domination. Bruxelles 1952. 1990. 275. 20 . Podskalsky G. Griechische Theologie in der Zeit derTtirkenherrschaft (1453–1821). Die Orthodoxie im Spannungsfeld der nachreformatorischen Konfessionen des Westens. München 1988. Лурье В. М.//ВВ 1992. 53. 182–185. [Готовится пересмотр. и доп. греч. изд.]. 21 . Podskalsky G. I teologi greco-catolici е greco-ortodossi della turcocrazia (XV-XVlll secoli) e l’esicasmo palamitico//AdB 7 .174). 121–134. 22 . Runciman S. The Great Church in captivity: a study of the Patriarchate of Constantinople from the eve of the Turkish conquest to the Greek War of Independence. L.; Cambridge 1968. 23 . Spiteris Y. La teologia ortodossa neo-greca. Bologna 1992. 24 . Stavrianos L. S. The Balkans since 1453. Ν. Y. 1958. 25 . Sugar P. F. Southeastern Europe under Ottoman Rule, 1354–1804. Seattle; L. 1977. (History of East Central Europe. 5). 26 . Vakalopoulos Α. στορα το Νου λληνισμο. 4. Τουρκοκρατα 1669–1812. οκονομικ νοδος κα φωτισμς το γνους. Θεσσαλονκη 1973. 27 . Ware Τ. Eustratios Argentï A study of the Greek Church under Turkish rule. Oxford 1964. 28 . Yannaras Ch. ρθοδοξα κα Δση στν νετερη λλδα#945;. θναι 1992. Движение колливадов и духовное возрождение XVIII в. После длит. упадка, вызванного турецким владычеством, в XVIII в., как ранее в XIII-XIV вв., из исихастских корней на Афоне возникает движение, давшее импульс дух. обновления всей нации, а затем, и православному миру. Зачином, обновления стало движение колливадов (от «коливо», поминальная кутья) – монахов, считавших необходимым возврат к обычаю древней церкви – не совершать заупокойные службы в воскресенье, день, посвященный, как и Пасха, победе Христа над смертью . За частным вопросом крылось истовое отношение к религ. жизни как истинной жизни во Христе; и постепенно колливадство стало движением за возрождение всех высших, благодатных форм правосл. церковности – частого причащения, строгого монашества, умной молитвы. В этом своем развитии оно подготовило Филокалич. возрождение в Православии, став прологом к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Мухаммед II явился перед городом 5 апреля 1453 г. Он лично руководил нападением со стороны суши, как и Константин лично руководил защитой. Нападение началось 11 апреля 1453 г., но сперва без желательного успеха. Гигантская мортира Орбана разорвалась, и четыре христианских корабля вели при помощи греческого огня успешное сражение с турецким флотом. Бреши были заделаны, первый штурм 18 апреля отбит. Мухаммед начал нападение также со стороны моря и именно с внутренней стороны Золотого Рога. По заимствованному от венецианцев способу, в котором последние следовали древнему коринфскому «волоку», корабли были перетащены через полосу суши по деревянному помосту, и турки стали жестоко теснить греков с моря. Повторявшиеся с 7 мая штурмы османов греки победоносно отражали, нанося врагам тяжёлый урон. Точно также подкоп, направленный против Влахерн, не удался, вследствие успешных мер, принятых немецким инженером Иоганном Грантом. Но непрестанный орудийный огонь турок пробил, наконец, в стенах такие бреши, что на 29 мая мог быть назначен решительный штурм города. Последнее предложение сдать город Константин геройски отверг. В 2 часа ночи в четверг 29 мая 1453 г. началась ужасная борьба. Два штурма были победоносно отбиты. Тогда султан выдвинул янычар. Они опять понесли большие потери. Но стрела тяжело ранила осмотрительно руководившего обороной Джустиниани. В первый момент ошеломлённый, он поспешил в гавань, чтобы сделать себе перевязку на каком-нибудь корабле. Наступившее замешательство заметил и использовал Саган-паша. После бешеного боя отряд янычар крепко стал на стене, в то время как другой отряд нашёл отпёртыми маленькие ксилопортские ворота и по стене двинулся к адрианопольским воротам; усиленные прибывающими товарищами, они напали на императора с тыла. Турецкие пушки сделали теперь гигантскую брешь. Константин нашёл геройскую смерть в отважном бою. Победители устроили ужасную резню среди слабого гарнизона, а затем обратились к грабежу. 60 000 жителей стали пленниками. Много несчастных, доверяя старому предсказанию, бежало в собор св. Софии: здесь должен был произойти внезапный поворот в судьбе христиан. Ворота были выбиты топорами, с несчастными обошлись со всеми ужасами военного нрава, собор был загажен и осквернён.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 году Подготовка текста, перевод и комментарии О. В. Творогова 29 мая 1453 года, после двухмесячной осады, турецкая армия, предводительствуемая султаном Мехмедом II Фатихом («Завоевателем»), штурмом взяла столицу некогда могущественнейшей Византийской империи – Константинополь. Судьба страны давно была предрешена. Κ началу XV в. турки-османы существенно расширили свои владения на Балканах и в Малой Азии, Византия удерживала лишь небольшую территорию вокруг столицы и на юго-западном берегу Черного моря, а также полуостров Пелопоннес (Морею). И тем не менее падение Константинополя произвело огромное впечатление на все европейские народы. Среди многочисленных литературных откликов на это событие особо значительное место занимает древнерусская историческая «Повесть ο взятии Константинополя», являющаяся не только талантливым произведением, но и важным историческим источником, находящимся в одном ряду с описаниями взятия Константинополя, принадлежашими грекам: Дуке, Георгию Сфрандзи и Лаонику Халкокондилу. Мнения ученых об авторе Повести расходятся. Одни склонны доверять послесловию, читающемуся в одном из списков Повести, из которого следует, что автором произведения был Нестор Искандер – славянин, «измлада» попавший в плен к туркам, очевидец и участник осады Константинополя. Однако многих исследователей смущает то обстоятельство, что турецкий пленник, на многие годы оторванный от национальной культуры, смог создать произведение, отмеченное таким литературным мастерством, столь естественно следовать правилам литературного этикета, употребляя традиционные обороты речи, создавая (нередко вопреки действительному течению событий) подобающие в том или ином случае сюжетные коллизии. Все это требовало не только литературного таланта, но и определенной писательской выучки и по крайней мере широкой начитанности. Поэтому вопрос ο доле участия в создании Повести Нестора Искандера (если вообще это лицо не литературная мистификация для придания Повести большей авторитетности) остается пока открытым. Но несомненно, что перед нами произведение выдаюшегося русского писателя XV в., прекрасно осведомленного об обстоятельствах гибели Константинополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1284 ...Мануилу Кантакузению. – Мануил Кантакузин, внук византийского императора Uoahha IV Кантакузина. Поддержанный албанцами, поднял в 1453 г. феодальный мятеж против правивших в Мистре Палеологов, которые в свою очередь обратились за помощью к Мехмету II, и турки сначала разбили албанцев, а затем наложили дань и на Палеологов. Еще через несколько лет, используя феодальные распри, османы заняли весь полуостров. 1285 Махмет – Мехмет II эль Фатих «Завоеватель» (1430–1481), турецкий султан в 1451–1481 гг., сочетавший проницательный ум, основательную образованность и непреклонную волю с беспримерной жестокостью и необузданным властолюбием. В 1453 г. захватил Константинополь, Фракию и Македонию, в 1460 г. – Морею, через год – Синоп и Трапезунд, затем Сербию и Боснию, позже Крым и Валахию и в 1479 г. – Албанию; вел успешные войны с Ираном. 1286 Халкокондилий – Лаоник Халкокондил (ок. 1423–ок. 1490), византийский истормограф. Принадлежал к знатной афинской семье, ставшей на сторону Палеологов; ученик Гемиста Плифона, ученого и советника морейских деспотов в Мистре. После падения Византии укрылся в Италии. Написал «Историческое изложение» в 10 книгах о событиях 1298–1463 гг., упадке Византийской империи и завоевании ее турками. События прилога – в кн. VIII–IX. 1292 Сила – Силас, близкий друг и военачальник Ирода Агриппы Старшего, ряд десятилетий разделявший превратности и опасности его жизни. В конце недолгого правления Агриппы навлек на себя опалу и был заточен в крепость. 1294 Агриппа – Ирод Агриппа Старший (10 до н. э.– 44 н. э.), царь Иудеи 41–44 гг. Брошенный в римскую тюрьму Тиберием, помилован и поставлен в иудейские тетрархи Калигулой, а в 41 г. благоволивший к Агриппе Клавдий объявил его царем обращенной в вассальное царство Иудеи (Иосиф Флавий. Иудейская война. II. 9. 5–6 и 11. 2–6). 1295 И посем ничтоже ему могущу сотворити, печалию многою одержим, зле живот свой, сконча. – В действительности Силас был вскоре прощен царем, но отказался принять эту милость и после смерти Агриппы умерщвлен Иродом Халкидским, братом Агриппы (Иосиф Флавий. Иудейские древности. XIX. 6. 3; 7. 1 и 7. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6 мая 1453 г. турки возобновили обстрел города, в том числе из пушки-гиганта, сконструированной венгром Урбаном. А на следующий день турки бросились в атаку на участок стены Месотихиона с лестницами и крюками для преодоления остатков крепостных сооружений. Их число было очень велико, но византийцы храбро отбивали приступ за приступом. Особенно отличился солдат Рангавис, лично убивший знаменоносца султана, но сам павший на поле боя. Но и этот штурм не удался: османы отступили с большими потерями, весь ров наполнился трупами павших турецких солдат. Мертвые грудами лежали в канавах, и кровь стекала с их безжизненных тел 966 . В последующие дни активность проявлял главным образом турецкий флот, обстреливавший Влахерны и пытавшийся пробиться в город со стороны моря. Особенно опасной стала ночь 21 мая, когда весь город был разбужен звуком барабанов и труб с османских кораблей. Все посчитали, что начался последний штурм, но это была только демонстрация силы. Все эти дни сухопутная армия спешно пыталась устроить многочисленные подкопы и преодолеть ров, ведущий к первой цепи крепостных сооружений. Но подрывники Лука Нотараса рыли контрподкопы и нейтрализовали все попытки турок 967 . Им активно помогал германец Иоганн Грант, прибывший в Константинополь вместе с Джованни Джустиниани. А затем напротив почти разрушенной части стены Месотихиона появилась громадная деревянная башня, должная прикрывать турецких солдат во время штурма. Ночью османы попытались ее испытать, но кто-то из безвестных византийских героев в темноте подложил под башню бочонок с порохом и взорвался вместе с ним; башня была разрушена. А к утру осажденные восстановили разрушенный участок крепостной стены 968 . 23 мая 1453 г. константинопольцам и защитникам города довелось пережить радость еще одной победы. В этот день византийцам удалось захватить врасплох нескольких турецких подрывников, которые под пытками указали место под влахернской стеной, где был установлен заряд пороха. Иоганн Гранд в течение короткого времени уничтожил все турецкие подкопы, и с тех пор османы прекратили эти работы. Нет сомнения в том, что в противном случае падение Константинополя свершилось бы раньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мануил II умер в 1425 г. Его старший сын, Иоанн VIII, менее осторожный и более безрассудный, чем его отец, предпринял поездку в Италию и вовлек свою Империю в унию с Римом на Флорентийском соборе 1439 г. Уния встретила сильнейшую оппозицию в Константинополе. Если бы она имела результатом действительную помощь Империи, то оппозицию можно было бы заставить замолчать, но единственная последовавшая западная экспедиция была разбита турками близ Варны в 1444 г. Иоанн умер в конце 1448 г., в атмосфере разочарования и уныния. Его наследник, брат Константин XI, был храбрым и способным человеком, но теперь уже ничего нельзя было сделать. В 1451 г. оттоманский престол перешел к блестящему молодому человеку с бесконечным честолюбием, которому было суждено получить имя Завоевателя. В начале апреля 1453 г. он начал осаду Константинополя. После героической обороны, продолжавшейся шесть месяцев, город пал 29 мая 1453 г. В 1460 г. его войска захватили Пелопоннес. В 1461 г. они ликвидировали Трапезундскую империю. Независимости греков был положен конец. 18 Последние два столетия существования Империи византийцы жили в атмосфере собирающихся грозовых туч. Разочарование было тем горше, что период Никейской империи был временем возрождения и надежд, а отвоевание Константинополя, казалось, откроет новую славную эпоху. В Византии всегда присутствовал элемент пессимизма. Даже в годы наивысшего расцвета люди шептались о пророчествах, предрекающих падение Империи. На камнях города и в книгах таких великих пророков и прорицателей, как Аполлоний Тианский и Лев Мудрый, был начертан список всех императоров, и число их имело конец. Естественно, что в обстановке сгущающегося мрака многие византийцы искали прибежище в мистике и в основном заботились о своей загробной участи. Однако, как это ни парадоксально, никогда культурная жизнь Империи не переживала такого расцвета, как в последние два века перед ее падением. Искусство этого периода было, вероятно, самым замечательным и наиболее гуманистическим, какое когдалибо появлялось в Византии; и оно продолжало развиваться, пока были деньги оплачивать его. Интеллектуальный расцвет продолжался до самого конца, и во главе его стояли ученые, чья энергия и оригинальность были сравнимы с их замечательными предшественниками, и слава их распространялась на другие страны. Многие из этих ученых надеялись, что возрождение наступит снова, хотя оно могло привести к слиянию с Западом и даже к возрождению античных традиций. Другие, однако, верили, что нельзя уйти от грядущего политического рока, и единственная задача состоит в том, чтобы сохранить веру и все, что с ней связано, в будущей катастрофе. Этот конфликт, осложненный текущими событиями, придавал напряженность религиозной жизни умирающей Империи, добавляя к прочим проблемам и церковные неурядицы. 19

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

642 Barlaam Calabro. Epistole greche iprimordi episodici e dottrinari delle lotte esicate/Schiro G., ed. Palermo, 1954. P. 262, 298. См. также: Sinkewicz R.E. The doctrine of the knowledge of God in the early writings of Barlaam the Calabrian//Medieval Studies. 44 (1982). P. 181–242; Podskalsky G. Theologie und Philosophie in Byzanz. Munich, 1977. S. 126–150; о писаниях Варлаама см.: Gendle N. Gregory Palamas: The Triads. P. XXIV–XXVIII (Введение). 643 Barlaam Calabro. Epistole greche iprimordi episodici e dottrinari delle lotte esicate. См. также неполный англ. пер.: Gendle N. Gregory Palamas: The Triads; а также: " Αγου Γρεγορου το Παλαμ Συγγρμματα. Vol. 1. Ρ. 358– 694. 644 Αγου Γρεγορου το Παλαμ Συγγρμματα. Vol. 2. Ρ. 567–578; PG, 150, col. 1225–1236. [Святогорский Томос в защиту священнобезмолвствующих, против тех, кто, не имея опыта, не веря святым, отвергает неописуемые таинственные действования (энергии) Духа, которые действуют в живущих по Духу и обнаруживают себя деятельно, а не доказываются рассуждением//Альфа и Омега. 1995. 3(6). С. 69–76]. 645 PG, 151, col. 679–692 (подтверждение различения сущности и энергии: Col. 680В, 688С); Regestes, 2210, 2213–2214. Переписку Акиндина см.: Letters of Gregory Akindynos: Greek text and English translation by A.C. Hero. Washington (D.C.), 1983. 649 Ibid. 2270; Dennis G.T. The deposition of the patriarch John Calecas//Jahrbuch der Osterreichischen byzantinischen Gesselschaft 9 (1960). S. 51–55. 650 Meyendorff J. Le Tome synodal de 1347//Zbornik Radova Vizantoloskogo Instituta. 8 (1963). P. 209–227. 651 Beyer H. – V. Nikephoros Gregoras als Theolog und sein erstes Auftreten gegen die Hesichasten//Jahrbuch der Osterreichischen Byzantinistik. 20 (1971). S. 171–188. 655 Meyendorff J. Spiritual trends in Byzantium in the late thirteenth and early fourteenth century. P. 65. 656 См.: Ware K. Christian theology in the East, 600–1453//A History of Christian Doctrine/Cunliffe–Jones H.; Drewery B., eds. Edinburgh, 1978. P. 216–219.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010